Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Сценарий минутка здоровья зеленая аптечка. Беседа с детьми средней группы о лекарственных растениях и ягодах «Зеленая аптека. Советы доктора Воды

«Зелёная аптечка»

Тема: «Зелёная аптечка»

1. Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4. Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс (зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов - травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла.

Ход занятия

1. Организация детей.

2. Проверка творческих заданий детей /по выбору/.

Детям дано задание на выбор:

Выполнение рисунка на тему: «Если хочешь быть здоров»

Составление правил закаливания организма.

Выявление способов закаливания организма.

В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров»

3. Сообщение темы минутки здоровья.

Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

Тема нашей минутки здоровья - «Лекарственные растения. Зеленая аптечка».

СЛАЙД № 1.

Как вы думаете, что это такое?

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)

А сейчас сами растения расскажут нам об этом.

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

СЛАЙД №10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у детей на столах образцы трав и растений).

Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона).

Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле.

Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август.

Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Простуда

Ранки и порезы

Головная боль

Аллергия

Желудок

Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение.

СЛАЙД №11-12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с воспитателем обращаются к травам и растениям на столе).

Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки.

Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение.

Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран.

Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов.

СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА»

Ромашка. Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок

Дать в букет ещё цветок

Ромашка- Разгадала твой обман!

Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава!

Разболится голова от подарка твоего

Забирай назад его!

Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную.

Травяная ведьма. - Я одумалась, ребята

Лучше вместе в лес пойдем

Соберем шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвём

Дома их поставим в воду

Ромашка.Поняла я братцы сразу

Хитрый замысел её

А ну-ка уходи отсюда, вредная!

Мы растения эти знаем, бережём и охраняем

От таких как эта – собирательница букетов!

В Красную книгу они давно уже занесены

Мы их рвём не на потеху

Отнесём мы их в аптеку

Из даров лесного царства люди делают лекарства!

Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?

Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью.

Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице.

СЛАЙД №13-15

Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран.

Почему же растения оказываются в Красной книге?

Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.

Поэтому людям, занимающимся сбором и заготовкой растений, необходимо соблюдать некоторые правила.

Правила сбора

1.Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

2.Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.

3.Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.

4.Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

5.Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

Практическая групповая работа (по отрядам).

Выполнение аппликации: знаком

1.Не вытаптывайте цветы

2.Не рвите цветы

3.Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы»)

Дети выполняют аппликации

Практическая работа (травы)

Что осталось на столе? (лук, чеснок)

Почему они вместе с лек. растениями?

Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.

Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.

Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.

/КОРЗИНКА/лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла

Что ваша мама использует, когда вы болеете?

Петрушка – сердцередька – кашель

Морковь - глаза

Свекла - кишечник

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/

Лукангина

Лимонрасстройство желудка

Капустанасморк

Укропожоги

СЛАЙД№18 – проверь себя

Итог занятия. Блиц-опрос.

Назовите любимую траву кошки?

Чем можно заменить?

Растение, которым лечили веснушки?

Вместо бинта при ожогах и ранах?

Какое растение узнают даже слепой?

В какой части растения накапливаются лекарственные вещества?

a)у валерианы

b) у ромашки

c) у подорожника

Что нового узнали?

Чего не знали?

Творческое домашнее задание /на выбор/

Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа:

желудок, печень, глаза, кишечник и т.д.

Составить рецепт с применением лекарственных растений для лечения простуды и повышения иммунитета.

Стихотворение воспитателя

Я не степью хожу – я хожу по аптеке

Разбираясь в её травяной картотеке

Беспредельная степь, бесконечная степь

Ты природой написанный верный рецепт.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Тихвина Ленинградской области

2014 год

Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях.

Задачи:

  • закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
  • развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;
  • развивать познавательный интерес к природе родного края;
  • воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: плакаты для оформления класса, презентация

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций лекарственных растений;
  • беседы о лекарственных травах и их использовании;
  • подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками совместно с родителями;
  • подготовка альбома «Лекарственные растения»;
  • схемы правил сбора и использования лекарственных растений,
  • подготовка рассказов о лекарственных растениях
  • подготовка чая с лекарственными травами.

Подготовка к классному часу.

Класс разбит на экипажи, каждый экипаж получает задание.

Учащиеся заранее готовят материал о лекарственных травах.

Представленный материал примерный, ученики могут воспользоваться этим материалом, могут приготовить другой. Каждый экипаж может приготовить рассказ об одном или нескольких растениях.

Плакаты для оформления класса.

Здоровье есть высочайшее богатство человека.

Гиппократ

Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.

Артур Шопенгауэр

Пословицы

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

Крепок телом - богат и делом.

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

Пешком ходить - долго жить.

Станции:

Станция «Лекарственная»

Станция «Игровая»

Станция «Первая помощь».

Станция «Рецепты моей бабушки»

Станция «Собери пословицу»

Жюри:

5 человек - родительский комитет

  1. Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, (Слайд 2).

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

  1. Введение в тему классного часа

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит

Эта травка исцелит! (лекарственные растения) (Слайд 3).

Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях, вспомним всё, что мы узнали о них.

Мы вспомним:

  1. Что такое лекарственные растения?
  2. Какие бывают лекарственные растения?
  3. Какую пользу приносят лекарственные растения?
  4. Как оказать первую помощь с лесу.
  1. Стихотворение Лесная аптека (Е.Трутнева) читает ученик

Вместо строгих, белых полок –

Ветки старых, мшистых ёлок.

Вместо стен и потолка –

Тёмный лес да облака.

Не бутыль с одеколоном…

Пахнет так в лесу зелёном –

Это белые цветочки

Расцвели на мягкой кочке.

Не с лекарствами паекты

Тронул ветер над травой –

Золотые горицветы

Закивали головой.

Подорожник или мята,

Зверобой и вересок –

Каждый где–нибудь припрятал

Свой лесной, целебный сок.

Кроме старых двух ежей,

Нет в аптеке сторожей.

Ночью ходят светляки,

Носят в травах огоньки.

Мы придём туда гурьбой.

По мешку возьмём с собой

И в больничные палаты

Отнесём наш клад богатый,

Чтоб лесной, целебный сок

Тем, кто болен – всем помог!

Учитель. (Слайд 4).

Лекарственные растения , обширная группа растений, используемых в медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Существуют разные способы лечения.

Траволечение - это один из способов. Лечебные травы (растения) применялись издавна, и лечение травами имеет глубокие корни, уходящие в историю человечества. На протяжении всего времени своего существования и развития, человеку вольно и невольно приходилось испытать на себе свойства и действие тех растений, которые росли вокруг него.

Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний. Более того их используют как профилактическое средство. Но следует понимать, что не при всяком заболевании и не во всех случаях следует принимать лекарственные травы. В некоторых случаях будут предпочтительны другие методы лечения.

  • Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)
  • Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)
  • В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)
  • Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему? (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)
  • Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)
  • Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)
  1. Путешествие по станциям
  1. Станция «Лекарственная». (Слайды 5-14).

Дома вы готовили материал о лекарственных растениях по экипажам. Предоставляется слово каждому экипажу.

I ЭКИПАЖ

Крапива

Загадка:

Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня (крапива)

Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств.

Крапива используется в народной медицине для лечения многих болезней, применяется при различных кровотечениях, болезнях печени, отеках, запорах, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления и роста волос.

Крапива - растение, в котором много витаминов. Аскорбиновой кислоты в ней вдвое больше, чем в плодах черной смородины и лимоне, содержание каротина выше, чем в ягодах облепихи, моркови и щавеле, а всего лишь 20 листьев крапивы обеспечивают наш организм суточной нормой витамина А. Помимо этого, крапива богата витаминами К, Е и В и микроэлементами: среди которых железо, магний, медь, кальций.

Крапива обладает общеукрепляющими свойствами: она повышает сопротивляемость организма многим бактериям, токсинам, вредным воздействиям радиации, укрепляет иммунитет, а также обеспечивает высокую степень защиты организма от кислородной недостаточности, повышает свертываемость крови и обладает противовоспалительным действием, что позволяет использовать крапиву как ранозаживляющее средство, снижает количество сахара в крови, что безусловно необходимо людям, страдающим сахарным диабетом.

II ЭКИПАЖ

Подорожник

Загадка:

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (подорожник)

Состав и лечебные свойства подорожника

Подорожник обладает очень многими лечебными и целебными свойствами. В листьях подорожника содержится каротин, витамины С и К, лимонная кислота.

Свежие измельченные листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством.

Настой из листьев подорожника используется при лечении бронхитов, коклюша, бронхиальной астмы, туберкулеза легких.

Сок свежих листьев подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов.

А водный настой свежих листьев способствует быстрому очищению и лечению ран, порезов, кожных язв, свищей, нарывов и фурункулов.

Свежие истолченные листья подорожника применяются для остановки кровотечения из ран. широко использовать его в уходе за кожей лица и тела. Используется подорожник и в косметологии. Из него готовят настой, лосьоны и кремы. Очень полезны ванночки для рук из листьев подорожника. Если ноги устали, а также при потертостях и трещинах на ногах рекомендуются ванночки из настоя подорожника.

Подорожник ценен в свежем виде как противовоспалительное и болеутоляющее средство. Прикладывать размятые или целые листья к ушибленным местам.

III ЭКИПАЖ

Мать-и-мачеха

Учитель.

Загадка:

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое лекарственное растение. Высота не более 30 см. Листья крупные, округло-сердцевидные, зубчатые. Цветки мелкие желтые, собранные в корзинки.

Старинное русское предание .

В одной деревне, еще при царе Берендее, счастливо жила семья. Однажды заболела, а потом умерла мама. Осунулся хозяин дома, затихли радостные игры у ребятишек. Но шло время и отец женился во второй раз. В семье началась другая жизнь. С виду все было хорошо: дети ухоженные, пироги на столе и муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семье будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведет рукой по волосам - словно репьев насажает.

Только пригрело весеннее солнышко, младшая дочь, Марьюшка, от тоски стала бегать к речке, слезы выплакивать. Сжалилась над ней Весна и муж ее - Ярило. Подняла голову Марьюшка, а у ног цветочек желтенький расцвел. В тот же день навсегда пропала злая мачеха, неизвестно куда делась. А цветок теперь появляется каждую весну: поглядит, хорошо ли деткам живется, и снова пропадет до будущего года…

В каждой сказке есть доля правды. Нижняя сторона листьев мать-и-мачехи греет, а верхняя - холодит, отчего и произошло русское название этого растения. О его полезных и целебных свойствах было известно еще в Древней Греции и Риме. Растет цветок почти по всей территории России, а также на Кавказе и в Средней Азии по берегам рек и в оврагах.

На Руси мать-и-мачеху обыкновенную еще называли «двуличник», «подбел» и «водяной лопух». Свежим соком с сахаром (по 4 ст. ложки в день) успешно лечили больных туберкулезом легких . Отваром из листьев мать-и-мачехи русские красавицы мыли голову, что бы волосы были крепкими и без перхоти А кашицу из свежих листьев использовали для выведения мозолей.

В народной медицине настой из листьев мать-и-мачехи применяют при сухом затяжном кашле , охриплости голоса, бронхите, ларингите, трахеите, бронхиальной астме, ангине. Отвар (в виде примочек и компрессов) применяют при воспалении вен, опухолях, язвах и воспалении кожи. При воспалительных заболеваниях желудка, кишечника, мочевого пузыря и почек.

IV ЭКИПАЖ

Липа

Загадка:

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

Большая раскидистая крона липы дает тень во время жары. В период цветения разносится приятный душистый нежный аромат.

По преданиям славянских народов липа считается священным деревом. По легенде липа прикрывала своими ветвями Богородицу и маленького Христа во время бегства в Египет. Так же считается, что это дерево Богородицы, спускаясь на землю с небес, она отдыхает на липе.

Липа защищает человека во время грозы, защищает дом, скот, ею, как и березой украшали дома в Троицу и Юрьев день. В далекие годы липу не принято было срубать, считалось, что это принесет несчастье срубившему или членам его семьи.

Липа положительно влияет на энергетику человека: снимает депрессию, успокаивает, полезна при заболеваниях сердца.Посиди под раскидистой кроной липы- усталости как не бывало.

Полезные свойства липового цвета применялись нашими бабушками при лечении гриппа и простуды, заболеваниях горла и дыхательных путей, отлично снимали нервное напряжение, дарили тепло и покой. Липовый чай помогает при гипертонии, воспалении кишечника.

Липовый цвет полезен для ухода за кожей: снимает угревую сыпь, зуд, раздражение, убирает шелушение, омолаживает кожу. Полезно умываться липовым настоем. Липовый цвет не только успокаивает, но и дает глубокий, безмятежный сон, если вы наполните высушенными душистыми цветами холщевый мешочек и поместите его в изголовье кровати или в наволочку подушки.

V. ЭКИПАЖ

Можжевельник

Загадка:

У маленькой елочки

Колкие иголочки,

Шарики сизые,

Словно бы в инее. (Можжевельник)

Можжевельник относится к целебным растениям.

Свойства можжевельника нашли отражение в его символическом значении. В греко-римской мифологии можжевельник означает защиту, уверенность и инициативу, он посвящен Гермесу (Меркурию ).

На русском Севере можжевельник считается символом долголетия. У многих народов, как христианских, так и нехристианских, можжевельник – символ преодоления смерти и вечной жизни.

По башкиpским повеpьям , можжевельник выгоняет из дома злых духов и пpедохpаняет от наговоpов.

У эстонцев запpещалось с можжевельника дpать лыко или делать колья, ибо это деpево Хpиста. Хpистос под ним во вpемя гpозы спасался. Тепеpь, если кто во вpемя гpада или гpозы под можжевельник спpячется, то молния его не тpонет. В стаpину, когда кpестьяне pаботали в лесу, они оставляли малых детей спать под можжевельником. Считалось, что из-под можжевельника черт не посмеет украсть ребенка.

Существовало поверье, что если дым тлеющего можжевельника направить в сторону уходящего врага, то он не вернется.

В древнегреческой и римской мифологии упоминается о том, что ароматом можжевельника Язон и Мелея усыпили змея, охранявшего в Колхиде золотое руно.

Употребление плодов можжевельника в пищу связано не только с их вкусовыми достоинствами, но и с ароматическими свойствами. В некоторых северных странах их употребляли как приправу к кушаньям. В одном старом документе сообщается, что среди многочисленных торговцев старого Новгорода были и вересовики (можжевельник называли еще вересом), которые торговали можжевеловыми плодами. Новгородцы приготовляли из них душистый квас, морс. Из свежих плодов можжевельника готовят сиропы для конфет, желе, киселей. Нуждается в плодах можжевельника и рыбоконсервная промышленность: они придают рыбе особый вкус и аромат. Плоды можжевельника для запаха добавляют в тесто (пряники, пироги), повара приправляют ими мясо, дичь, рыбу. Веточки можжевельника, подобно лавровому листу, кладут в соления, маринады. С давних времен в дыму сжигаемого можжевельника люди коптят мясо, окорока, сало.

Давнюю историю имеет применение можжевельника в бытовой санитарии и народной медицине. Наши предки для изгнания из жилья дурного запаха сухими плодами можжевельника окуривали избы. Если в семье был больной, полы протирали хвоей можжевельника, а во времена Дмитрия Донского в баню было принято ходить не только с березовыми, но и с можжевеловыми вениками, в которые вплетали еще и сухие ветви крапивы.

Знали наши предки и о том, что можжевельником можно обеззараживать посуду. В феврале, в Великий четверг, женщины запаривали можжевельником молочные крынки, отчего молоко о долго не скисало. Перед летне-осенним заготовительным сезоном шло в деревнях массовое запаривание и чистка можжевельником кадок и бочек под капусту, огурцы, грибы. Называлось это мероприятие «душить кадки». Сильное дезинфицирующее действие свойственно не только можжевеловому пару, но и дыму. Уже сотни лет назад об этом знали многие народы. Скандинавы окуривали горящими можжевеловыми ветвями склады с пушниной. В старых русских карантинах существовали особые служители - окурщики, которые дымом дезинфицировали одежду больных и помещения.

I ЭКИПАЖ

Ромашка лекарственная

Загадка:

Он "любит - не любит" ответить нам может

И глянет приветливо желтым глазком.

Аптечный цветок на него так похож,

Его мы лекарственным другом зовем. (Ромашка лекарственная)

Наверно, нет семьи у нас, где бы не знали о ромашке. Многие её применяют её для здоровья и красоты. Ромашка - средство номер один почти от всех болезней. Для желудка, горла, при простуде, для красоты. Название ромашки произошло от латинского «romana» , что в переводе обозначает римская. А потом уже образовалась и уменьшительная форма.

Легенда о ромашке

Давным-давно жила на свете Девушка. Она была прекрасной. И был у нее любимый человек - Роман. Они очень любили друг друга, их чувства были такими возвышенными и теплыми, что им казалось, что они не простые смертные. Каждый день влюбленные проводили вместе.

Однажды принес он своей любимой цветок - нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, но такая любовь и нежность исходила от цветка, что девушке он очень понравился.

Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: «И почему же только у нас с тобой будет такой цветок?

Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!» Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Он отправился в путь. Долго он искал эти цветы. Нашел на краю света Царство снов.

Царь снов предложил ему обмен - Роман остается навсегда в его царстве, а Царь дарит его Девушке поле цветов. И молодой человек согласился, ради любимой он был готов на все! Девушка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив ее Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше! Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них. И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают у ромашки и приговаривают: «Любит - не любит?»

Полезные свойства ромашки

Настой ромашки помогает от головных болей, болей в желудке, снимает воспаления, обладает успокоительным действием, благотворно влияет на нервную систему, обладает противовирусной активностью, поэтому может быть с успехом применяться и при гриппе, прекрасное жаропонижающее средство, помогает при кашле. Также ромашку применяют в виде полосканий при ангинах, при болях в горле, ангинах, фарингитах.

Широко применяется в косметологии. Снимает раздражения, воспаления, неслучайно входит в состав многих кремов и масок по уходу за сверхчувствительной кожей лица. Также хорошо заботится о здоровье волос.

II ЭКИПАЖ

Шиповник

Загадка.

Зеленые кусточки, алые цветочки,

Когти-коготочки стерегут цветочки:

А плоды - в красной рубашечке,

Брюшко камешками набито. (Шиповник)

Легенды о шиповнике

Во дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Пленяет нас своей красой
Н. А. Холодковский

Давным-давно, когда человек ещё не называл себя царём природы, он посвящал дикой розе стихи и легенды. Одна такая легенда - о цветущем шиповнике - дошла и до нас: богиня любви Афродита, узнав о гибели на охоте своего возлюбленного Адониса, бросилась вслед за гонцом. Колючие кустарники царапали её кожу. Капельки крови падали на ветки и превращались в алые бутоны. Так появился шиповник, куст которого в период цветения похож на огромный букет роз.

С тех пор, как человек начал собирать и употреблять в пищу и для лечения дикие плоды, он стал одним из самых известных и привычных растений. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства и краски, красивые цветки и плоды служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты.

У многих народов шиповник - любимое бытовое, ритуальное и священное растение: из его цветков плели гирлянды для невест, поэтов, героев и правителей, женщины и девушки украшали себя бусами из ярких плодов, был он участником общественных мероприятий, похоронных обрядов. Древние греки и римляне считали его символом нравственности и посвящали богине любви и красоты.

У славянских народов шиповник - символ красоты, молодости, любви. Одновременно он символизирует и крепкую мужскую стать.

В медицине используют все части растения: корни, ветви, цветки, плоды, семена.

III ЭКИПАЖ

Смородина

Загадка:

Ведь не зря в лесу хвален витаминный чемпион

С красным боком, с черным боком. (Смородина)

В России красная смородина упоминалась издревле в старинных песнях и былинах и, согласно летописям, ее разводили при монастырях уже в XI веке. Монастырские садоводы и аптекари уже тогда ценили ягоды и листья смородины не только как вкусный продукт, но и как природное лекарство.
Давно было замечено, что концентрированное желе, чай из сушеных плодов и листьев помогает при сердечных приступах, предупреждает свертываемость крови и инфарктов. Листья и ягоды чёрной смородины использовались для лечения почечных камней, болезней печени и дыхательных путей.
IV ЭКИПАЖ

Зверобой

Загадка:

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой)

В давние времена крестьяне по традиции клали зверобой между двумя кусками хлеба и давали скотине съесть, чтобы предохранить ее от болезней.

Чай из зверобоя применяют при всяких поражениях нервной системы при сильных ушибах,

втирать в больное место зверобойное масло. Настойку из зверобоя успешно использовали при расстройствах и воспалении нервов, при неврозах, бессоннице и нервной слабости. Зверобой позволяет справиться с нарушениями речи, беспокойным сном, депрессиями, как средство для ухода за огрубевшей кожей, как эффективное растирание при болях в спине, прострелах, ревматизме. Это хорошее домашнее средство и для лечения всяких ожогов, если цветки зверобоя положить в льняное масло. Им пользуются, если обгоришь на солнце. Чёрная смородина превзошла все остальные ягодные культуры по количеству и концентрации находящихся в ней витаминов, минералов и других полезных веществ. Всего их было исследовано 20. Её употребление препятствует возникновению раковых заболеваний, болезни Альцгеймера, предохраняет от болезней сердца, сосудов, диабета, сохраняет остроту зрения, предотвращает ослабление умственных способностей у людей преклонного возраста.

V ЭКИПАЖ

Малина

Загадка:

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)

Малина одна из самых любимых и вкусных ягод, обладает мощными полезными и лечебными (целебными) свойствами. Малина широко применяется в народной медицине для лечения многих заболеваний. Она содержит множество полезных и необходимых организму веществ, витаминов и элементов.

Настой сухих ягод малины используется в виде чая при простуде. Малина обладает потогонным свойством, поэтому сбивает температуру. Очень полезна она при малокровии и заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при атеросклерозе, болезнях почек, гипертонии. Плоды и сок малины употребляются в качестве потогонного и жаропонижающего средства при простудах и лихорадках. Сок малины с сахаром - хорошее освежающее средство для больных с высокой температурой.

Кроме жаропонижающего свойства малина обладает кровоостанавливающим и антитоксическим действием, улучшает аппетит. благотворно влияет на цвет кожи. Малина содержит большое количество меди, поэтому малина полезна людям, работа или жизнь которых связана с большим нервным напряжением.

В отличие от других ягод, малина не утрачивает свои целебные (лечебные) свойства после термической обработки. Поэтому варенье из малины - лучшее средство при простудных заболеваниях.

Настойки и отвары из малины широко используют при гриппе, кори, простуде. Настоем можно полоскать горло. Отвар из листьев и настой малины применяются при лечении бронхита, ларингита и как отхаркивающее средство.

  1. Станция «Игровая»
  1. Игра «Узнай меня» (Слайд № 15-16)

Узнай лекарственное растение и назови полезные свойства.

  • клюква

(снижать жар, если пить теплый морс, сок с медом прекрасно помогает избавиться от кашля, улучшает память

(отвар из листьев брусники применяется как мочегонное средство)

  • малина

(используют при простуде – в виде настоев и чаев. А также настой из листьев малины хорошо помогает при ангине, стоматите и ларингите – им рекомендуется полоскать горло)

  • калина

(Напиток прекрасно тонизирует организм, снимает усталость и помогает при лечении неврозов, способствует скорейшему выздоровлению при простудах, а также обладает потогонными и мочегонными свойствами. Сок калины прекрасно снимает головную боль , С помощью сока калины также можно вылечить бессонницу .)

  1. Игра «Собери растение» (пазлы)

Ученикам выдаётся 3 комплекта разрезанных картинок лекарственных растений. Задание: собрать картинки. Побеждает команда, которая раньше всех соберёт картинки и даст название.


  1. Станция «Первая помощь» (слайды 17-19)

Ситуация №1.

Вы в лесу и поранили ногу, кровь льёт из ранки. У вас нет ни бинта, ни ваты, ни каких лекарств. Ваши действия?

Ответ.

  • Если кровотечение сильное

Нужно наложить жгут выше раны и максимально перетянуть, чтобы кровотечение прекратилось или было бы минимизировано. Рану следует прикрыть. Если нет под рукой резинового жгута, то можно попробовать разорвать одежду и из нее сделать что-то наподобие жгута. Но помните, что жгут накладывается на определенное время, так как ткани через длительное время начинают отмирать.

  • При минимальном кровотечении

Если в лесу вы нечаянно напоритесь на сук или еще как поранитесь, то можно к ранке приложить растертый в кащицу зверобой. Также можно воспользоваться мхом (им в войну обрабатывали раны). Также хорошо приложить лист подорожника или ромашки. По приходу домой нужно обратится к медработнику.

Ситуация №2.

Вы в лесу и сломали ногу. Ваши действия?

Ответ.

Если у вас перелом можно использовать любые, держащие форму, предметы: палки, дощечки, металлические прутья, крепкие ветви деревьев, толстый картон, фанеру. Вместо бинтов можно использовать одежду. Наложить жгут, обязательно запомнить время. Прекращение кровотока более одного часа может вызвать омертвение конечности.

Ситуация №3.

Что делать, если вам понадобилась вода в лесу?

Ответ.

Воду нужно обязательно обработать. Отрезаем у пластмассовой бутылки горлышко. Берем ватный диск, в крышке делаем несколько отверстий. Вставляем в бутылку. Достаем активированный уголь. Можно взять уголь из костра. Кладем в горлышко и ставим ватный диск. Заливаем воду. Если у вас нет угля, можно использовать песок . Уголь лучший сорбент. песок менее эффективен. Можно капнуть в воду марганцовки. Вода из водоемов очень опасна, поэтому воду нужно кипятить.

  1. Станция «Собери пословицу» (слайд 20) .

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Чеснок да лук от семи недуг.

Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.
В здоровом теле - здоровый дух.

  1. Станция «Рецепты моей бабушки» (рецепты чая).

Каждый экипаж готовил свой рецепт, с которым их познакомили бабушки.

Экипаж №1.

  • Чай витаминный.

Приготовление: две чайные ложки смеси заваривают 2 стаканами кипятка, настаивают 1 час, процеживают, добавляют по вкусу сахар. Пьют лечебный витаминный чай по 1/2 стакана 3-4 раза в день.

Экипаж №2.

  • Чай земляничный.

Приготовление: 10 граммов сушеных листьев земляники, 2 грамма зверобоя, 2 грамма мяты, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать смесь листьев, залить кипятком и настоять 7 - 10 минут.

Экипаж №3.

  • Чай с чабрецом.

Приготовление: 20 граммов сушеных листьев чабреца, 20 граммов зверобоя, 4 грамма сушеных листьев брусники, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать смесь листьев, залить кипятком и настоять 7 - 10 минут.

Экипаж №4.

  • Чай из мяты перечной

Является прекрасным бодрящим и одновременно лечебным средством

Приготовление: 1 чайную ложку мяты залить стаканом кипятка, накрыть и настаивать 15 минут.

Экипаж №5.

  • Чай из липы

Приготовление: 1 ст. ложку сушеной липы заливают 1 стаканом кипятка и держат на водяной бане 20 минут. Затем настаивают еще полчаса, после чего процеживают и доводят отвар до 200 мл. Для усиления действия и вкуса можно добавить мед. Это количество нужно выпить за целый день. Увлекаться им нельзя, ведь липа оказывает воздействие на сердце.

  1. Чаепитие
  1. Подведение итога классного часа

Слово для подведения итогов предоставляется председателю родительского комитета.

Итоги игры.

Учитель.

В течение месяца вы много узнали о лекарственных растениях: об их пользе, использовании, о сроках и местах сбора. Скажите, а всегда ли пользу приносят лекарственные растения?

Нет. Обращаться с растениями нужно осторожно. Прежде чем принимать, проконсультируйтесь со специалистами, не перебарщивайте, и тогда растения принесут вам пользу.


Подготовительная группа Образовательная область «Познавательное развитие»

Подготовила и провела Воспитатель МБДОУ №122 «Лучистый» Коновалова С.И. 2015

Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях.

Программные задачи:

  • расширить знания детей о лекарственных растениях, их целебных свойствах
  • уточнить части растений, используемых для лечения
  • закрепить правила сбора и применения лекарственных растений
  • обобщить знания детей о деревьях
  • развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Предшествующая работа: сбор материала о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций, слайдов лекарственных растений, беседа о целебных свойствах, чтение сказок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях, создание альбома «Лекарственные растения» .

Материал:

  • картинки с изображением листьев деревьев
  • слайды деревьев: береза, дуб, осина, рябина, сосна, ель
  • картинки с изображением лекарственных растений (ромашка, мята, зверобой, одуванчик, подорожник, крапива)
  • карточки с частями лекарственных растений.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

В.: Ребята, к нам сегодня пришло необычное письмо:

Вот конверт большой и желтый
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь
А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса?

Пишут звери: «Ждем вас в гости! Приходите в лес весенний, будем с вами мы дружить, веселей нам будет жить!»

В.: Ребята, вы готовы пойти в гости к лесным жителям? Кого называют лесными жителями?

В.: В лесу много разных деревьев. А мимо каких мы пойдем, вы сейчас нам скажите.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» .

В.: Сколько много деревьев в этом лесу, все они разные: береза, дуб, осина, сосна.

В каком лесу мы оказались?

Дети: Смешанном.

В.: Ребята, мы пришли с вами на лесную полянку (на ковре расстелено зеленое полотно) .

Давайте с вами отдохнем и немного поиграем.

Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,

Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

В.: А где же звери, которые нас сюда пригласили? Никто нас здесь не ждет? (Выходит грустный зайчик) .

В.: Здравствуй, зайчик! Ты не мог бы подсказать нам, где подевались лесные жители? Мы получили от них приглашение в гости, пришли, а их никого нет. Где же они?

Зайчик: Все мои друзья заболели, а я не знаю, как им помочь. Ведь в лесу нет аптек и негде купить таблеток и лекарств, которые помогли бы им выздороветь.

В.: Ребята, может быть, вы знаете, как можно вылечить зверей без таблеток и лекарств из аптеки?

В.: Конечно, в лесу растет много трав и цветов, которые помогают от болезней. Как их можно назвать? Почему их называют лекарственными? Назовите, какие лекарственные травы вы знаете.

В.: Молодцы. Вы назвали много лекарственных трав. Но чтобы зайчик их лучше заполнил и знал, от каких болезней они помогают, мы с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «Отгадай загадку о лекарственном растении» .

Тот, кто первым отгадает загадку, возьмет картинку с изображением этого растения, поставит его на полянку, и расскажет, от каких болезней это растение вылечит. А ты, зайчик, внимательно слушай и запоминай.

* «Глазок золотой на солнце глядит
Как солнце нахмурится,
Глазок прижмурится»

(Одуванчик)

Помогает повысить аппетит, снять жар.

- «Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.

(Подорожник)

Помогает от ран и порезов, от простуды.

* «В руки нам ты не даешься
Как горчица сильно жжешься,
В огороде ты сорняк, но не выбросишь никак
Много пользы ты приносишь
И в беде ты нас не бросишь»

(Крапива)

Помогает остановить кровотечение, кашель, укрепляет волосы.

* «Стоит в поле кудряшка, белая рубашка
В середине золотая, кто она такая?»

(Ромашка)

Помогает при кашле, простуде, жаре, ангине.
- «Если что-то заболит, даже зверь не устоит
С какой же травкой пить настой?
С чудо травкой… (Зверобой) »

Останавливает кровотечение,
уничтожает глистов, заживляет раны.
- «У неё целебный лист
Чай с ней вкусен и душист»

(Мята)

Лечит головную боль, простуду, ангину.

В.: Какая наша полянка стала красивая, как много на ней лечебных трав и цветов. Зайчик, ты теперь знаешь об их целебных свойствах, и ты обязательно вылечишь своих друзей.

З. Ребята, спасибо, что вы мне рассказали, с помощью каких трав я помогу вылечиться друзьям. Но я не знаю, что можно приготовить из них.

В.: Ребята, а вы знаете?

(Отвары, настойки, лечебные чаи)

В.: Ребята, а вы знаете, какие части растений являются лечебными?

Дидактическая игра «Вершки-Корешки»

З. Спасибо, тогда я побегу быстрее собирать травы.

В.: Подожди, зайка, не торопись. Ребята, о чем мы еще должны рассказать зайке? Правильно, о правилах сбора лечебных трав.

Назовите их.

Нельзя собирать траву вблизи дороги.

Нельзя собирать поврежденные или сломанные травы и цветы.

Нужно собирать в сухую погоду.

Сушить не на солнце, а в тени, под навесом.

З.: Вот спасибо, ребята, за ваши советы. Я теперь знаю, что вылечить моих друзей можно и без таблеток, что на каждую болезнь есть своя лекарственная трава, и что самая лучшая аптека - это Природа.

В.: Да, зайчик, ты прав.
Лес, как сказочное царство
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

В.: До свидания, зайчик. Пусть твои друзья поскорее выздоравливают и приглашают нас в гости. Мы очень хотим с ними встретиться. Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Для вас мы приготовили чай «Здоровье» , им мы угостим и наших гостей. Давайте определим, какие травы использовались для его приготовления.

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 с.Прикумского Минераловодского района Ставропольского края

Методическая разработка

урока окружающего мира

«Зелёная аптека»

для учащихся 1-го класса

Цели урока :

– развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах, группах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);

– формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах, группах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Задачи: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения; развитие речи, обогащение словаря учащихся, развитие умения анализировать и сравнивать.

Учиться соотносить старые знания с новыми, познакомить с лекарственными растениями, правилами сбора лекарственных растений.

Воспитывать бережное отношение к природе, воспитание культуры общения на уроке.

Ход урока.

!.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие в мир природы, откроем одну интересную, важную для человека страницу За работу на уроке вы будете получать фишки. В конце урока увидим, кто из вас набрал больше фишек.

А сейчас послушайте стихотворение.

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Должен знать ты наперёд

От растений большой прок!

Все растения полезны,

Они - лекарства для людей,

Помогают от болезней,

Только каждый от своей.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Беседа.

О чём это стихотворение?

А какие вы знаете лекарственные растения?

Тема урока окружающего мира «Зелёная аптека».

А что такое аптека?

Аптека- это учреждение в котором продаются или изготавливаются лекарства; набор лекарств для оказания первой медицинской помощи (аптечка)

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(предположения детей)

2. Вызов.

Игра «Верители вы, что…»

На парте у каждого из вас таблица с номерами вопросов и под ними пустые клеточки. Я буду задавать вам вопросы, а вы на второй линии будете ставить «+», если согласны, и «_», если не согласны.

3. Верите ли вы, что если во время кашля пить отвар лекарственных трав, то кашель пройдёт быстрее?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным?

Отложите ваши таблички на край стола, ваши знания об этом мы проверим в конце урока.

3. Осмысление .

Вводная беседа.

Какие лекарственные растения вы знаете? А в каких случаях они помогают людям?

А хотите узнать больше таких растений? А где мы можем взять эту информацию?

Откройте учебник на с.61. Назовите лекарственные растения.

Объяснение задания учителем.

Сейчас вы будете работать в парах. На каждой парте лежит растение – гербарий или живое растение. Вы должны рассмотреть его и прочитать текст об этом растении, а затем рассказать всему классу о нём. Можно рассказать так: один ребёнок описывает растение, другой рассказывает о его назначении.

Работа в парах.

Рассматривание растений и чтение текста.

Зверобой.

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву

«страшной силой» - косит всякое зверь направо и налево. Отсюда и название растения. Это растение помогает при заживлении ран, при недомоганиях, при кашле.

Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.

Аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется при для лечения ангины, кашле, болеутоляющее средство

Подорожник

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

Одуванчик -растет на полях, лугах, в садах, лесах, вдоль дорог, около жилья. Лекарственным сырьем являются листья, корни, трава.. В медицине корень и трава одуванчика используют как горечь для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварения.

Пастушья сумка -встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяли при лихорадке, для заживления ран, язв. Применяется трава пастушьей сумки в виде свежевыжатого сока или недавно собранного растения.

Чистотел -встречается по всей стране на скалах, на пустырях, огородах. Лекарственным сырьем служит трава. Она содержит 20 ядовитых веществ, которые губительно действуют на многих микробов и являются опасными для человека и животных. Растение лечит раны, выводит бародавки.

Липовый цвет - используют кору- для лечения ожогов; плоды используют- для остановки носовых кровотечений. Настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта, (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях .

Тысячелистник- многолетнее растение. Цветки собраны в корзинки. Растёт на лугах. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием.

Слайды: ромашка, подорожник, тысячелистник, чистотел, зверобой, пастушья сумка, одуванчик, цветы липы.

Рассказ о растениях.

Микроитог.

Физкультминутка.

Беседа

А как вы считаете, есть ли правила для тех, кто собирает растения?

Для чего они нужны? Почему вы так думаете?

Объяснение задания учителем.

В группе вы должны обсудить правила сбора растений. Один ребёнок подготовит рассказ правил. Какая группа будет готова рассказать нам правила, вы поднимите флажок и сядите ровно.

Групповая работа.

Обсуждение в группах.

Высказывание правил представителем группы .

Объяснение задания.

Прочитайте текст на с. 61 и сравните с тем, что вы уже знаете. В учебнике карандашом сделайте пометки.

Чтение текста с. 61.и анализ текста.

Микроитог.

3.Рефлексия.

Региональный компонент.

Фронтальная беседа.

Какие растения в нашей местности растут?

Все эти растения растут и в нашем крае. А ещё много полезных и красивых:: боярышник, лопух, полынь, мать-и мачеха, клевер, крапива и много других растений.

А сейчас мы поиграем в игру «Меткий стрелок».Для этого вспомните всё что мы изучали на уроке. Вам нужно соединить название растения с его назначением для лечения

Индивидуальная работа.

Работа с таблицей «Что лечит растение»

.Проверка на интерактивной доске.

Игра «Веришь ли ты…»

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?

3. Верите ли вы, что если во время болезни можно лечиться только таблетками?

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.

7. Верите ли вы, то детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.

Беседа.

Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали на уроке.

Какую тему изучали на уроке?

Предложите фразы:
Я познакомился с...
Было непросто...
У меня получилось...
Хотелось бы...
Мне запомнилось....

Что понравилось на уроке? Давайте посмотрим, кто из вас работал лучше всех. Посчитайте фишки и расскажите, кто сколько заработал фишек.

Домашнее задание . Дома ещё раз прочитаете учебник на с.60-61. Сделаете задание в тетради с.38.

Итог урока.

Используемая литература:

1.Учеб ник О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир» 1 класс(Москва, Академкнига/Учебник,2011г.)

2.Хрестоматия О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов (Москва, Академкнига/Учебник, 2011 г.)

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.

Интеренет ресурсы:

1. www .medicalplant.ru/20.shtml

Оксана Чекман

"Зеленая аптека " в "Сказке". Беседа детей средней группы с доктором «Травкиным» .

Программные задачи :

Расширить знания и представления детей средней группы о лекарственных растениях и ягодах .

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать любознательность, наблюдательность.

Предварительная работа :

Подбор и чтение детской познавательной литературы о лекарственных растениях .

Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о лекарственных растениях и ягодах .

Беседы о пользе лекарственных растений и ягод .

Словарная работа : одуванчик, ромашка, подорожник, календула.

Оборудование : иллюстрации растений : подорожник, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, календула; костюм доктора Травкина, иллюстрации ягод .

Ход занятия

В. Здравствуйте ребята, я доктор Травкин. Пришел к вам в гости, для того чтоб познакомить вас с лекарственными растениями и ягодами .

Игра «Зеленая аптека »

(На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений и ягод )

Вы пришли в зеленую аптеку . Чтобы купить растение , нужно про него обязательно узнать.

(Дети по очереди подходят к столу и беседуют о травах с доктором ).

1. Вот это лекарственное растение , которое прикладывают при ссадинах, ожогах, при укусах насекомых (подорожник)

2. Если случится нам простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар (ромашка)

3. Вот это корень растения , от которого появляется аппетит. Его охотно едят и животные (одуванчик) .

4. Растение , которое поможет от кашля (мать-и-мачеха) .

5. Семена желто-красного цветка, который помогает от боли в горле.

Дети. А. Кто же их не знает. Это календула.

В. Ребята, давайте мы с вами подышим чудесным и целебным воздухом.

Дыхательные упражнения

В. А сейчас послушайте меня внимательно и скажите, что это за ягода .

Загадка :

Ягодку сорвать легко ,

Ведь растет невысоко .

Под листочки загляни-ка,

Там созрела. (земляника)

В. Земляника маленькая, но очень вкусная и полезная лесная ягода . По вкусу она напоминает садовую клубнику, но только она более сладкая и душистая. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.

Загадка :

Под листом на каждой ветке,

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)

В. Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Чернику едят в свежем и сушёном виде. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье. Послушайте ребятки, следующую загадку.

Загадка :

В северных районах,

Ягода растёт ,

Средь зелёных кочек ,

Торфяных болот! (Клюква)

В. Клюква - одна из самых кислых ягод . Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды - маленькие , круглые и красные. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом . Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой. Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.

Загадка :

Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем ,

А сами кусточки - Не выше кочки. Брусника

В. Брусника - шаровидная ягода , вначале зеленовато-белая , к концу созревания - ярко-красная, кисло-сладкая на вкус.

Брусника - широко распространённое растение . Растёт по всей лесной зоне , в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Самая хорошая по качеству брусника, которая растёт на сухих местах в сосновых лесах. Цветёт в мае - июне. Плоды созревают в конце августа - начале сентября.

В. А сейчас мы с вами пойдём собирать ягоды .

Динамическая пауза «По чернику в лес пойдём» .

По чернику в лес пойдём,

В лес пойдём, в лес пойдём, (Идут по кругу.)

Мы чернику наберём,

Наберём, наберём

(Имитация «собирают» чернику и «складывают» в корзинку.)

Солнышко во дворе, (Поднимаются на носочки, руки вверх.)

А в лесу тропинка. (Приседают.)

Сладкая ты моя

Ягодка-черника (Руки на поясе, «Пружинка» .)

В. Мы с вами вспомнили, какие бывают ягоды , а давайте расскажем, что можно приготовить из ягод ?

Ответы детей : (Компот, варенье, сок, джем, желе.)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Из земляники какое варенье?

Из земляники земляничное варенье и т. д.

Из земляники - Из черники - Из клюквы - Из брусники - Из рябины -

Дидактическая игра «Какой компот?» :

Из земляники какой компот?

Из земляники земляничный компот и т. д.

Из черники - Из клюквы - Из брусники -

Дидактическая игра «Исправь ошибки» :

Земляника растёт на дереве .

Черника растёт на грядке .

Брусника растёт на кусте .

Клюква растёт на рябине и т . д.

В. На этом и заканчивается наша беседа о лекарственных травах и ягодах . Но я думаю, что вы ещё обязательно должны рассказать своим родителям и друзьям о пользе растений .

Поэтому я подготовила вот эту чудесную папку о лекарственных растениях . Их вы будете по очереди брать домой и рассказывать своим родителям и друзьям.

Загрузка...