Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Политический миф: определение, виды и примеры. Политическая мифология Новейшие мифы идеологии и политики

Представление о рациональном, разумном человеке в последнее время всё больше подвергается сомнению. Ведь сложно объяснить с рациональной точки зрения, отчего культурные и неглупые люди мгновенно заражаются бациллой ненависти или становятся террористами смертниками. В определенной степени объяснить такие метаморфозы можно, если обратиться к теории и практике политического мифотворчества.

Миф о мифе

Однако, как утверждают специалисты, мифологическое сознание является постоянным спутником человечества на всех этапах его развития, проявляясь на разных уровнях общественного сознания . Действительно, если вспомнить, что функцией мифа является целостное и непротиворечивое объяснение реальности, то может статься, что современный человек нуждается в мифах даже больше, чем его далекий предок. Ведь современный человек за день может получить больше разнородной информации, чем древний человек получал за год или даже за жизнь. Мозг же наш с тех времен не стал более совершенным, значит, потребность в упорядочивании информационного хаоса, потребность в создании целостной и непротиворечивой картины мира будет лишь возрастать прямо пропорционально потоку информации. Миф, как нельзя лучше, справляется с задачей такого упорядочивания информации.

Мифы помогают не только придавленному грузом избыточной информации обывателю, но и политикам. Как пишут российские исследователи Ситников и Гришин: «…учитывая знание мифов и их свойств, можно подготовить такую форму и содержание сообщений, которые позволят обойти все «фильтры восприятия» избирателей и непосредственно повлиять на их поведение. Одно из главных свойств мифа заключается в том, что нем вообще отсутствует причинно-следственная иерархия. Это размывает и снимает всякие грани между причиной и следствием, желаемым и действительным, реальностью и иллюзией, фактом и вымыслом.

Еще одним важным свойством мифа является то, что его нельзя проверить. Надо отметить также, что в мифе события происходит вне рамок логического и рационального суждения, и при этом все события в мифе значимы и взаимосвязаны. По мнению ряда исследователей, миф представляет собой особые условия коммуникации, поскольку в нем есть слушатель, но нет автора сообщения. По этой причине миф становится неопровержимым, так как не с кем спорить» .

Действительно, политическая сфера жизни общества является благоприятной средой для порождения и жизни специфического рода мифов - мифа политического. Ведь политическая реальность воспринимается массовым сознанием через наличные мифологические образы . Повторяя структуру традиционного мифа, политический миф представляет, согласно определению Кристофера Флада, «идеологически маркированное повествование, претендующее на статус истинного представления о событиях прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего и воспринятое социальной группой как верное в основных чертах» .

Плоть и кости политического мифа

В структуре политического мифа можно выделить следующие элементы

1.Архетипы - своего рода «скелет» политического мифа. В юнгианской психологии архетипы являются наследуемыми формами, паттернами коллективного бессознательного. Влияние архетипа не осознается полностью и поэтому проецируется вовне и связано с эмоциональной вовлеченностью. Как писал Юнг, «архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействия на целые народы и исторические эпохи, характеризующие их» .

2.Мифологемы - определенный канон описания реальности, клише восприятия и, одновременно, продукт этого восприятия. Исследователь коммуникации Почепцов в качестве примера мифологемы приводит культивирование черты всезнания и заботы о каждом в жизнеописании Ленина. Можно сказать, что мифологемы- это «плоть» мифа.

3.Символика, которая связывает воедино события реальности с мифологемами и архетипами.

4.Средства реализации политического мифа, которые изменяют политическое поведение людей в рамках направления, заданного мифом. К этим средствам можно отнести идеологемы. Идеологемы, в отличие от мифологем, не претендуют на целостное описание реальности, идеологемы более конкретны, ситуативны, отвечают потребностям конкретных политиков - например, лозунги предвыборной компании.

Средством реализации политического мифа служит также и политический ритуал. Ритуал позволяет носителям мифа слиться воедино в пространстве (демонстрация, факельные шествия, иные массовые акции) или во времени (празднование идеологически маркированных дат, праздников) .

Вполне вероятно, что третьим средством реализации политического мифа в наше время становится Интернет, который позволяет слиться в виртуальном пространстве, не выходя на площадь и не совершая ритуальных действий в определенную дату и время. Достаточно только окрасить свою аватарку в соцсетях в определенный цвет, сделать репост или разместить хэштег.

От Платона до Майдана: политический миф и политики

Мифы являются спутником политики еще со времен Платона. В трактате «Государство» древнегреческий философ отстаивал необходимость устранения неправильных, вредоносных мифов в идеальном государстве:

«Мы ни в коем случае не поверим и не допустим рассказов, будто Тесей, сын Посейдона, и Пирифой, сын Зевса, пускались в предприимчивые и коварные грабежи, да и вообще, будто кто-либо из сыновей бога или героев дерзал на ужасные, нечестивые дела, которые теперь им ложно приписывают. Мало того: мы заставим поэтов утверждать, что либо эти поступки были совершены другими лицами, либо, если и ими, то, что они не дети богов; рассказывать же вопреки и тому и другому нельзя. Пусть и не пытаются у нас внушить юношам убеждение, будто боги порождают зло и будто герои ничуть не лучше людей. Как мы говорили и раньше, это нечестиво и неверно - ведь мы уже доказали, что боги не могут порождать зло.

Несомненно.

И даже слушать об этом вредно: всякий станет тогда извинять в себе зло, убежденный, что подобные дела совершают и совершали

те, кто родственны богам,

И те, кто к Зевсу близок; средь Идейских гор

Там жертвенник отца их, Зевса, высится.

Не истощилася в них гениев, их предков, кровь.

А потому нам пора перестать рассказывать эти мифы, чтобы они не породили в наших юношах склонности к пороку».

В современном мире политики продолжают формировать полезные для них мифы и искоренять те, которые им вредят. Американский политолог Гарольд Ласссуэлл в статье «Язык власти» выделял в структуре политической доктрины политическую креденду, которая делает человека лояльным к власти на рациональном уровне, и политическую миранду. Цель миранды, согласно Ласуэллу - «вызвать восхищение и энтузиазм, укрепляющие веру и чувство лояльности индивида к власти». По Ласуэллу, миранда транслируется в виде символов: «флаги и гимны, церемонии и демонстрации, народные герои и окружающие их легенды - все это примеры, иллюстрирующие важность миранды в политическом процессе». Создание и обслуживание политического мифа, по мнению, американского политолога, является уделом нескольких групп специалистов:

«В любом современном государстве всегда есть специалисты по внедрению, разработке и применению политического мифа. Прерогативой политического философа является доктрина; законодатели трудятся над созданием политических формул; ритуалисты и люди творческих профессий шлифуют миранду. Политики пытаются постепенно применять доктрину и формулы для решения текущих вопросов» .

Однако политический миф формируется не только по заказу «сверху», но и является продуктом коллективных надежд народа, прорастая «снизу». Успешным будет такое конструирование мифа, которое поможет встроить нужную конкретному политику мифологему в структуру существующих и формирующихся подчас стихийно народных политических мифов.

Завоевать лояльность людей на эмоциональном уровне особенно важно для властей в смутные времена, в период кризисов и конфликтов, когда человек попадает под власть архетипов. Человека растерянного и испуганного трудно заставить воспринимать рациональные доводы, поэтому неспокойные периоды - это «звездный час» политической миранды, время, когда доктрины и формулы отходят на второй план, уступая место символам и мифологемам, которые затрагивают существующие в сознании любого человека архетипы.

Поэтому неудивительно, что политический миф популярен в нынешней Украине. Украинский автор, доктор политических наук Людмила Смола открытым текстом призывает конструировать украинский политический миф:

«Сейчас Украина де-факто находится в состоянии войны. Эффективно бороться с врагом можно не только танками, но и мифами. Украине необходима своя новая мифология и новые герои. «Майдан», «Небесная Сотня», «волонтеры», «киборги» начали заполнять это смысловое поле. По мере того как будет продолжаться этот процесс, мы будем открывать новые страницы в истории реально независимой Украины. Возможности новых медиа и социальных сетей позволяют любому вложиться в новое мифотворчество».

Монеты, посвященные Майдану и «Небесной сотне»

Вопрос в том, куда может привести использование такого рода мифологии? На память приходят слова из пьесы немецкого писателя-антифашиста Бертольда Брехта: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях»…

Виды политических мифов

Многообразие политических мифов и их роль порождают потребность в их упорядочивании, классификации, однако, пока что трудно говорить о полной классификации политических мифов. В основном, исследователи политической мифологии перечисляют важные с их точки зрения мифы. Например, в монографии А. Цуладзе присутствует разделение господствующих в России мифов на миф о прошлом, настоящем и будущем, однако системной классификации нет.

Украинские исследователи Талалай и Солонская выделяют четыре типа политических мифов: коммунистический, демократический, имперский и национального возрождения. Эта классификация кажется неполной и довольно ангажированной, так как во вполне либеральном духе противопоставляет коммунизм и демократию.

Уже упомянутые Ситников и Гришин выделили семь типов архетипических мифов, которые используются в избирательном процессе:

«Миф о заговоре истолковывает негативно воспринимаемые явления как результат тайного действия сил тьмы. Это могут быть «враги народа», агенты тайных спецслужб, сект, заговорщики и т.д. Скрытные действия представителей этих коварных организаций обязательно направлены на завоевание или уничтожение группы, общества, государства, персон. Поскольку заговор творят демонические силы, противостоять им можно, используя любые средства борьбы. Для борьбы с темными силами нужно объединяться.

Рекомендуем ознакомиться с нашим материалом: Слуцкое восстание: куда ведут белорусских националистов?

Миф о единстве основан на противопоставлении «друзья» - «враги», «свои» - «чужие», «мы» - «они». Они или, иначе, враги – причина всех наших бедствий и несчастий. «Они» стремятся отобрать наши ценности и потому спасение в единстве и противостоянии «им». Мы должны объединиться и вместе прийти к счастливой жизни.

Миф о золотом веке либо призывает вернуться к истокам светлого прошлого, где царили любовь, равенство, братство, где мир был прост и понятен, либо зовет в светлое будущее, рассматривая предыдущие периоды как «предысторию», существование которой оправдано лишь в той мере, в какой она подготавливала это идеальное будущее. В золотой век нас может привести герой.

Миф о герое-спасителе наделяет конкретные персонажи харизматическими чертами. Герой должен обладать даром пророка, непревзойденным талантом полководца-воителя, высочайшими моральными качествами. Он действует, подает пример, внушает стойкость, преобразуя определенный национальный типаж, образец. Он отличается огромной силой, но эта сила не количественная, а качественная, причем, физическую силу сопровождает сила нравственная. Он обладает такими качествами как спокойствие, стойкость, простота, благодушие, скромность, сдержанность характера, внутренняя свобода. Он воплощает любовь, доброту к людям, внушает даже милосердие к побежденным врагам. Главная задача героя бороться с врагами и преодолевать препятствия.

Миф об отце народов рассказывает нам о справедливом и добром политике (отце), который заботится о своем народе. Он подробно знает о проблемах людей, об их тяжелой доле и готов им помочь. Он борется со своим лживым и продажным окружением ради счастья народа. Он символ сознания, разума, искушенной мысли. Он настоящий стратег.

Миф о справедливом высшем существе основан на том, что Бог все видит и обязательно нам поможет. На небе у нас есть покровители и они не оставят нас в беде. За наши страдания они нас вознаградят.

Миф о героическом прошлом нации, народа говорит о том, что на этой земле жили наши великие предки. Они были особенными людьми, они совершали подвиги, доблестные деяния. Они отличались умом, смекалкой и находчивостью. Мы гордимся ими, они делали все, чтобы будущим поколениям (нам) жилось лучше» .

Однако простого перечисления известных и используемых мифов явно недостаточно. Представляется необходимым создание упорядоченной классификации политических мифов. Например, можно построить следующую классификацию мифов:

1.По отношению ко времени - мифы о прошлом, настоящем и будущем. Чаще всего в отношении прошлого используются два типа мифов- о «золотом веке» - например, о расцвете Российской Империи, ВКЛ, СССР и, напротив, миф о темном прошлом- «отсталая царская Россия», «тоталитарный Советский Союз». Будущее, как правило, рисуется в розовых тонах, но есть и апокалиптические мифы.

2.По отношению к политическим режимам и идеологиям - демократический, авторитатный, тоталитарный, либеральный и другие

3.По отношению к социально-экономическим реалиям - миф об обществе равных стартовых возможностей, меритократический миф.

4.По отношению к субъектам политики - миф о народе, миф о политических лидерах. О народе наиболее часты следующие два мифа. Миф народной воли предполагает, что где-то «в гуще народа» хранится знание о том как необходимо устроить жизнь в государстве. И правитель должен эту народную волю, народный наказ претворять в жизнь.

Миф о деградации народа. Является противоположностью мифа народной воли. Народ представляется скоплением «пролов», безвольных пьяниц, который не может в силу свой деградации жить «как в цивилизованном мире». Отголоски этого мифа можно найти в некоторых либеральных откровениях.

О политическом лидере бытуют обычно как позитивные, так и негативные мифы.

Добрый царь - злые бояре. Наиболее частый миф - миф о добром царе, которому мешают следовать народной воле разного рода зловредные плохие бояре, окружившие лидера представители олигархата, коррумпированные чиновники и так далее. Трагедия «кровавого воскресенья» в 1905 году - во многом плод этого мифа.

А царь - ненастоящий. Миф о подмене государственного лидера. Довольно популярный миф, связанный с предыдущим. Злые бояре устраняют доброго царя, подменяют его своим ставленником, чтобы добрый царь не мог проводить в жизнь народную волю. Лжедмитрии, истории о подмене Петра III и Александра I, истории о десятках и сотнях двойников лидеров, которые правят страной, укладываются в канву этого мифа. В крайне гротескной форме этот миф обыгрывается в романе Виктора Пелевина «Generation П»: в романе рассказывается о том, что политиков, включая такие фигуры как генерал Лебедь и президент Ельцин, не существует, а телекартинка с ними получается благодаря работе актеров, чудесам компьютерной техники и ухищрениям рекламщиков. Также в романе рассказывается о том, как при помощи технологий конструируется «идеальный лидер».

Кадр из фильма «Generation П» по одноименному роману Виктора Пелевина

5. По отношению к другим общностям. Политический миф возникает на основе базового для человека деления на «мы» и «они». Естественно, что миф конкретной общности (народ, социальная группа и т.д.) будет трактовать отношение этой общности с «иными», «чужаками». Наиболее популярным является миф об «избранности» - носители мифа считают, что их общность чем-то лучше других общностей, при этом зачастую мифологизируется прошлое, выискиваются, например, «древнеукраинские корни» Иисуса Христа. В кризисные периоды может развиваться и противоположный миф- миф о неполноценности - «куда нам, лапотным, до цивилизованного общества». С мифами о своем превосходстве и неполноценности связаны, соответственно, имперский миф и миф о спасении путем интеграции. Если миф о превосходстве «арийской расы» заставлял немцев идти в завоевательный поход, то миф о собственной неполноценности вызывает к жизни миф о спасении через интеграцию в Евросоюз. Сравнительно новым можно назвать миф о мультикультурализме, который исходит из допущения мирного сосуществования различных, отличающихся друг от друга цивилизаций и культур в рамках одного государственного образования.

Борьба с мифом - «сизифов труд»?

Как говорилось ранее, политический миф по своей структуре похож на традиционный миф. Есть лишь отличие в том, что политический миф складывается как стихийно, «снизу» - то есть как выражение народных потребностей, чаяний, так и формируется «сверху» - по заказу властей.

Таким образом, политические мифы постоянно формируются, ведь их почва - это присущие каждому человеку набор архетипов и желание властей легитимизировать свое положение в том числе при помощи «миранды»-мифов и символов.

Поскольку мифологизация является постоянным спутником человеческого и политического, миф как явление бессмертен, но вот конкретные политические мифы вполне подвергаются разрушению.

В обществе постоянно идет борьба между конкурирующими мифами. Цель последователей конкретного мифа состоит в том, чтобы сохранить свой миф, преумножить число последователей и разрушить или ограничить влияние конкурирующего мифа. Полное уничтожение мифа не представляется возможным, так как в его структуре есть присущие в человеческом сознании архетипы. Борьба может вестись, как правило, с верхними «этажами» политического мифа - мифологема, символика, ритуалы, идеологемы.

Для достижения этих целей используются разные методы. Наиболее очевидный и часто используемый - это метод лобовой атаки против символики, ритуалов и мифологем конкретного мифа. Эти элементы конкурирующего мифа могут подвергать осмеянию, запрету и так далее. Однако такие методы могут усилить социальную напряженность и еще больше сплотить оппонентов.

Более искусными методами является включение чужого мифа в свой миф в качестве составной части. Применяя этот метод, чужой миф делают «своим». Таким путем распространялись некоторые религии - местные боги включались в пантеон новой религии, а местный культ растворялся в новом синкретическом учении.

Другой метод, метод заимствования состоит в том, что в чужом мифе выявляются наиболее сильные стороны - мифологемы, символы, ритуалы и постепенно присваиваются, делаются частью своего мифа. Таки образом конкурирующий миф теряет свою узнаваемость, уникальность.

Более сложным методом является достраивание, изменение чужого мифа до такой степени, что это замыкает миф в сравнительно узкой среде, в некоем социокультурном «гетто». Тогда носителями конкурентного мифа становятся не широкие массы, а, к примеру, отдельные представители гуманитарной интеллигенции, что, хоть и не уничтожает конкурирующий миф, все же делает его менее опасным.

Но это - меры борьбы с мифами на уровне тех, кто их конструирует и использует. Для человека простого, находящегося под прицелом мифотворцев, стоит научиться распознавать моменты, когда входящая информация пытается сыграть на его эмоциях, заставить его действовать определенным образом. Понимание того, что кто-то пытается сыграть на струнах архетипов - залог успешного противостояния манипуляциям.

Не следует вкладывать в голову человека нечто. Надо попытаться найти резонанс в том, что уже есть в голове.

Тони Шварц

При помощи мифов интерпретируются многие политические события, которые нас окружают. Мифы также являются способом простого, экономичного восприятия реальности. Классик российской философии и исследователь языка Алексей Лосев в своей работе «Диалектика мифа» определяет это понятие следующим образом: «Миф есть логическая, т.е., прежде всего, диалектическая необходимая категория сознания и бытия вообще... Миф не идеальное понятие, а также не идея. Это есть сама жизнь» .

Алексей Федорович Лосев (1893-1988) - русский филолог, философ и исследователь герменевтики, доктор филологических наук.

За написание книги «Диалектика мифа», ставшей новаторской в герменевтике и исследованиях мифологии, в 1930 г. был арестован, отправлен на работы по возведению Беломорско-Балтийского канала, во время чего почти полностью лишился зрения. После возвращения из лагеря был восстановлен на преподавательском посту и работал в МГУ и МПГУ. Автор монументальной работы «История античной эстетики», более 40 монографий и 800 статей.

Люди в большинстве своем жалеют использовать свою когнитивную энергию, не пытаясь расшифровать сложные политические «загогулины». «Постигать» политическую действительность помогают уже заложенные в наше подсознание конструкции, называющиеся архетипами. В научный дискурс это понятие ввел известный швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг. Именно на основе архетипов создаются политические мифы, без которых невозможно представить себе политику и общественную жизнь ни в древности, ни в современном мире.

Политические мифы бывают спонтанными и искусственными. Если первые возникают «снизу», без какого-либо умысла, то вторые

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. В молодости был учеником Зигмунда Фрейда, но позднее разошелся с ним во взглядах и основал собственную школу психотерапии. Автор известной концепции психологических типов (экстраверсии и интроверсии), учений об архетипах и коллективном бессознательном. Обвинялся в сотрудничестве с нацизмом в 1930-е гг., однако официальных обвинений ему предъявлено не было. Наиболее известные работы: «Развитие личности», «Человек и его символы», «Архетипы и коллективное бессознательное» и др.

конструируются специально для решения задач, стоящих перед заказчиками . Процесс мифотворчества - трансформация архетипов в образы.

Архетипы - «осадок» жизненного опыта предыдущих поколений, некие психологические модели поведения, сложившиеся за века истории той или иной общности. «Архетипы - это априорная форма психики, система установок сознания, являющаяся одновременно и образом, и эмоцией. Это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать или реагировать на события определенным образом» 1 . Архетипы дают нам основу мифологических представлений о хаосе и порядке, своем и чужом, добром и злом. Их столько, сколько и типичных жизненных ситуаций. Религиозные тексты, сказки, предания, легенды часто описывают национальные «способы реагирования» на них, отношения к тем или иным явлениям.

Выдающийся отечественный филолог, специалист по фольклористике Владимир Пропп, анализируя сюжеты русских народных сказок, выявил семь типичных их персонажей (герой, антагонист-вредитель, даритель, помощник, царевна, отправитель, ложный герой), а также 32 типичных действия (от отлучки и недостачи до наказания и свадьбы) 2 . Эти образы и сюжеты иллюстрируют представления о добрых и злых поступках, героях и антигероях русской национальной культуры, хотя ими не исчерпывается полный перечень архетипов. В настоящее время все чаще под архетипами понимается более широкий информационный пласт - любые художественные, исторические, философские, теологические и иные схемы, которые могут дать основу мифологическим сюжетам 3 . Российский исследователь Борис Борисов справедливо отметил: «Архетипичность - основа массовой культуры, неотъемлемой частью которой является реклама. Успех ее произведений во многом зависит от способностей творца на генном уровне „считывать" глубинные архетипы национальной культуры и на их основе уметь несколькими штрихами воссоздать образ, легко узнаваемый массовым сознанием» 4 .

Какие архетипы становятся основой для современных политических мифов?

Архетипы личностные (Матери, Отца, Дедушки, Братства и т.д.), Семьи, Героя и Врага часто служат основой для конструирования ^ендикова И. Г. Архетип и символ в рекламе: учеб, пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 30.

  • 2Там же. С. 57.
  • 3 Борисов Б. Л. Указ. соч. С. 242.

"Там же. С. 244.

Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970) - советский филолог, профессор ЛГУ, доктор филологических наук. Один из ведущих исследователей сказок и народного русского языка. Выделил 31 инвариант (повторяющийся элемент), характерный для каждой сказки, чем сделал возможной деконструкцию любой сказки на составляющие смысловые элементы. Создал первую в семиотике порождающую грамматику. Известен благодаря работам по семиотике: «Морфология сказки», «Русский героический эпос» и др.

имиджей современных политиков, усиления или ослабления характеристик того или иного политического движения или явления. Бинарный архетип «Мы»-«Они» вообще является фундаментом формирования общности, идентичности, основой любой политической кампании. Так, например, немецкий политический мыслитель Карл Шмитт считал противостояние «друг - враг» основой политики. Рассмотрим ряд архетипов более подробно.

Какое представление вызывают у нас слова «мама», «мать»? Для любого из нас это человек, подаривший нам жизнь, самый дорогой и близкий на свете. Именно поэтому очень часто Родина в политической пропаганде представлена не в виде территории, карты, политического лидера, а в образе немолодой женщины. Известный плакат времен Великой Отечественной войны художника И. Тоидзе «Родина-


Родина-мать на плакате И. Тоидзе, на Мамаевом кургане в Волгограде и на Пискаревском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга

мать зовет!» актуализирует именно этот архетип. Матери невозможно отказать, мать вне идеологии. Тот, кто спорит с мнением матери, аморален. Согласитесь, что если бы художник изобразил Родину на данном плакате в виде, например, Сталина, то смысловое содержание материала изменилось бы самым серьезным образом, и он бы вызывал совершенно другие ассоциации. Знаменитая скульптура, изображающая Родину-мать и расположенная в Волгограде на Мамаевом кургане, также создана в русле использования данного архетипа. Мы видим, что путем присоединения архетипа Матери к пропагандируемому субъекту происходит его существенное усиление. Архетип помогает вызвать нужные эмоции и передать необходимое содержание, смысловое наполнение, изменив его в нужную сторону.

Архетип Отца также один из распространенных. Каковы наиболее типичные и устойчивые характеристики отца? Строгий, но справедливый, наставник, глава семьи и тд Позиционирование Иосифа Сталина как «отца народов» призвано было объяснить жесткость государственного управления, сложившуюся в его эпоху, воспроизводило патерналистскую модель поведения государства и граждан. Обратите внимание на использование номинативов «государь-батюшка» и «государыня-матушка» в русском национальном эпосе, который также подсказывает модель поведения по отношению к политическому руководителю, монарху. Кстати, в слове «батюшка» кроется еще один смысл - религиозный, подчеркивающий идею богопомазанности монарха. Батюшкой традиционно называют священнослужителей в Русской православной церкви.

Архетип Дедушки - мудрого старика активно эксплуатировался советской властью при позиционировании образа Владимира Ленина среди советских граждан, особенно школьников. Мудрый, добрый, знающий ответы на все вопросы, образец для подражания - типичные представления о дедушке. Кстати, первого российского президента Бориса Ельцина окружение часто называло за глаза «дедом», но, как вы понимаете, между «дедом» и «дедушкой» есть некая содержательная разница.

Немало примеров использования семейных архетипов можно найти в рекламе коммерческих продуктов: бабушкина сметана «Домик в деревне», семейное чаепитие с чаем «Беседа», мед «Дедушкин улей» и т.д. подчеркивают особую атмосферу создания продукта или его употребления, его качество («сделано для своих»).

Архетип Героя, Спасителя - один из наиболее распространенных в политической мифологии. Он играет особую роль в политической коммуникации в переломные моменты истории. Положительный потенциал образа героя понятен и прост. Для политика быть «спасителем Отечества» - наивысшая цель, поэтому приход в политику прославленных командиров, военных предопределен. Неслучайно маршал Жуков был задвинут в тень после Великой Отечественной войны: его политические конкуренты боялись популярности легендарного военачальника. А блок «Единство» на выборах в Государственную думу 1999 г. был представлен тройкой лидеров, состоящей из «героев- борцов»: Сергей Шойгу (борец с чрезвычайными ситуациями), Александр Гуров (борец с коррупцией) и Александр Карелин (борец- спортсмен) должны были актуализировать заявку блока на роль спасителей России от развала.


Миф о «дедушке Ленине» на страницах детских книг и изображениях

Без использования архетипа Врага невозможно себе представить ни один сюжет политической кампании, особенно в кризисные периоды. Без Врага теряется смысл существования мифологического Героя. Враг, как обычно, аморален, кровожаден, нарушает все мыслимые и немыслимые запреты, действует во вред нам, нашей общности. Любой из интересующихся политикой может назвать множество примеров использования данного архетипа применительно к тем или иным личностям. Но часто под образом врага скрываются и собирательные образы: олигархи, масоны, империалисты, американцы, бандиты, террористы, демократы, коммунисты, «лица кавказской национальности», евреи и тд Даже в мультфильмах и кинематографе


остроту сюжету придает наличие «темных сил», которые герой должен победить. Поэтому демонизация противника, политического оппонента - один из самых распространенных приемов в политических кампаниях. В качестве классического примера можно привести целенаправленную дискредитацию и «кошмаризацию» образа Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 г. Она состояла из множества сюжетов. Образ лидера коммунистов связывался в проельцинских СМИ с неминуемым голодом, гражданской войной, талонами, возвращением массовых репрессий, «красным террором» и тд Тем самым роль главного и очевидного зла была фактически навязана Г. Зюганову, причем избирателю предлагалось выбрать из двух зол меньшее, в качестве которого выступали сам Б. Ельцин и его политический курс. Известная крылатая фраза Бориса Ельцина «Во всем виноват Чубайс!» из той же серии примеров.


Демонизация Геннадия Зюганова в президентской избирательной кампании 1996 г.

Технологии отработки «оранжевых сценариев» по свержению тех или иных политических режимов не обходятся без использования мифологических сюжетов. Обязательными компонентами таких революций являются обвинения власти в коррупции, халатности, предательстве интересов своей страны, фальсификациях на выборах, что деле- гитимирует правящую элиту. Ключевым событием «оранжевых сценариев», катализатором массового недовольства нередко становится жертва, появившаяся в период революционных событий. В последние годы существования СССР академик Андрей Сахаров, умерший от сердечного приступа 14 декабря 1989 г. после эмоциональной полемики на Съезде народных депутатов СССР, стал «иконой» демократического движения. Политическую составляющую эмоций, передаваемых либеральной оппозицией, сформулировал известный шансонье Александр Новиков в песне «На смерть А. Д. Сахарова»:


Отрицательные герои из мультипликации и детского кино: старуха Шапокляк и крыска Лариска, Дюдюка Барбидокская, Урсула, лиса Алиса и кот Базилио, персонажи «Му Little pony»

Все так и было. Кричало быдло , В собачьей стойке изготовясь, Над головой трясло и выло, Порвать готово седую Совесть.

Вопило баба. И портупеи Сползали с пуз ему на горло.

Собралась стая. Да не успели.

Ушел он. Тихо, светло и гордо.

Скорбь академий. А даже - Тауэр.

По всем столицам - известье глухо.

И лишь в России на общий траур Не набралося - не глоток - духа.

Не одолело людское вече Людишек мелких, на власть реченных.

Не докричалось. Ушел навечно Великий Политзаключенный

На Украине роль жертвы революции досталась трагически погибшему журналисту Георгию Гонгадзе, в России 2000-х эмоциональную компоненту противостоянию с «кровавым путинским режимом» 1 в 2006 г. придала смерть Анны Политковской, известной своими разоблачительными статьями и системной критикой правящей в России элиты. Убийство Бориса Немцова в феврале 2015 г. многие аналитики также связывают с попыткой спровоцировать недовольство, ведь трагедия случилась в сотне метров от Кремля накануне запланированного оппозицией «антикризисного шествия». В этих смертях оппозиция обвиняла действующую власть.

Появление жертвы способно воодушевить массы, вывести народ на улицу. По мнению украинского исследователя Георгия Почепцова, в этой ситуации порождается стандартный мифологический конфликт: герои от имени оппозиции и враги (дикари, нелюди) от имени власти. Нечеловеческий характер врага представляется явной приметой активации мифологического сознания. Иррациональность помогает массам избавиться от страха перед властью. Массы в этот момент способны на осуществление самых масштабных действий против правя- ‘Один из распространенных мемов, используемых оппонентами Владимира Путина.

Противостояние двух политических общностей в мифологических сюжетах происходит через актуализацию бинарного архетипа «Мы» - «Они» . «Мы» - это наша общность. Как правило, «мы» - честные, благородные, умные, красивые, миролюбивые, правильные. Именно так мы думаем об общности «своих». «Они» - чужие, другие, не такие, как «мы», хуже: нечестные, некрасивые, злые, жестокие, алчные, подлые и т.д. Чем опаснее «они», тем сильнее происходят сплочение «нашей общности», а также минимизация внутригрупповых различий.

Американский политолог Самюэль Хантингтон писал о том, что в момент разрушения прежнего идеологического врага Соединенных Штатов - коммунистического СССР, который пошел по пути саморе- формирования с целью «стать таким же, как цивилизованный мир», а иными словами -? такими же, как Запад, США пережили глубокий кризис идентичности. «Кто теперь мы, если ныне не с кем бороться?» - такой вопрос могли себе задать американцы. Ответ нашелся просто: если истинного врага нет, то его следовало бы выдумать. Френсис Фукуяма - американский мыслитель и философ японского


Использование бинарного архетипа «Мы» - «Они» в советской и современной политической агитации

происхождения - в период крушения прежней американской идентичности даже написал знаменитую статью «Конец истории?» . В этой статье Фукуяма поторопился предложить свою точку зрения о том, что мир пришел к новой фазе развития цивилизации, в которой не будет масштабных войн и конфликтов. Но, как выяснилось далее, без врага

Самюэл Филлипс Хантингтон (1927-2008) - американский политолог и специалист по международным отношениям. Большую известность получил благодаря выдвижению концепций «столкновения цивилизаций» (гипотезы о том, что войны XXI века будут проходить по культурным цивилизационным расколам) и «волн демократизации» (основывается на том, что политическая демократизация в мире происходит не плавно, а резкими наплывами. Наиболее значимые работы - «Столкновение цивилизаций», «Третья волна.

Демократизация в конце XX века» и «Политический порядок в меняющихся обществах».

общность либеральных демократий испытывает трудности, поэтому создание мифов о «международном терроризме» («Аль-Каида», ИГИ/1), к существованию и подъему которых на деле приложили немало усилий американские спецслужбы, а также реанимация архетипов холодной войны и логики противостояния с Россией помогли мировой политике приобрести «новый смысл» и динамику на современном этапе.

Наличие врага оказывает на общность консолидирующий эффект, а без него общность рассыпается. Недаром наивысшие примеры национального единения в нашей стране связаны с теми временами, когда враг был очевидным и реальным. События Великой Отечест-

Фрэнсис Фукуяма (род. в 1952 г.) - американский политолог, философ и влиятельный идеолог неоконсерватизма. В 1980-е гг. работал в Госдепартаменте США, но всемирную известность Фукуяме принесла концепция «конца истории» - гипотеза о том, что после победы либеральной идеи над своими конкурентами (фашизмом, коммунизмом) войны в мире закончатся, поскольку демократии не воюют друг с другом. Главные труды - «Конец истории и последний человек» и «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию».

венной войны до сих пор в сознании россиян являются ключевыми в плане подъема патриотического духа. День Победы - 9 Мая, по данным опросов общественного мнения, является главным праздником, объединяющим граждан России и практически не вызывающим у них кривотолков и альтернативных мнений. Очевидно, что попытки размыть значимость Великой Победы, предпринимаемые в отдельных странах зарубежья, имеют целью разрушение российского национального консенсуса и единства 1 .

*См. подробнее: Чуев С. В. Постреволюционная Россия в поисках национального единства. Ростов-на-Дону: Брейн, 2008.

Формирование общности «мы» тесно связано с процессами идентификации. Ответ на главный вопрос переживающего кризис идентичности человека «Кто я?» чаще всего находится в случае определения им «таких же, как я», т.е. «своей общности». Множество «мы- общностей» строится на личностных принципах принадлежности: половом (мужчины и женщины); возрастном (старики и молодежь), расовом (темнокожие и белые), по цвету волос (блондинки и брюнетки). Но идентичность может строиться и по критериям принадлежности к социальной группе :

  • - этническая идентичность (мы - русские, армяне, украинцы, калмыки и т.д.);
  • - конфессиональная (мы - православные христиане, мусульмане, буддисты, конфуцианцы, Свидетели Иеговы и т.д.);
  • - территориальная (южане, северяне, ростовчане, москвичи, «понаехавшие» и т.д.);
  • - социальная (студенты, преподаватели, бизнесмены, инвалиды, пенсионеры и т.д.);
  • - политическая (коммунисты, демократы, оппозиционеры, единороссы, «яблочники» и т.д.).

В политических кампаниях особую роль играет идентичность политическая - соотнесение себя с какими-либо общественно- политическими движениями, политическими партиями, идеологиями. Граждане, имеющие четкую политическую идентичность, предсказуемы в плане политического поведения, голосуют за одни и те же политические объединения, читают прессу соответствующего идеологического направления и т.д. Им свойственно некритическое восприятие действий тех политиков, чьими сторонниками они себя считают. На них вряд ли подействует компрометирующая информация о деятельности лидеров партии, которой они симпатизируют. Более того, в потоке негативных информационных сообщений такого плана они будут специально отыскивать противоречия и несуразности в обвинениях и наоборот - доказательства собственной правоты и справедливости своих идей. Политическая идентичность тесно связана с политическими установками.

Глубокие политические и социальные перемены в СССР и России на рубеже 80-90-х гг. привели к ломке существовавшей системы ценностей и норм, социокультурному кризису. Многие традиционные стереотипы и образцы поведения оказались неактуальными, «устаревшими». Это привело к серьезному кризису идентичности у большинства населения страны, который выразился в виде результата разрушения представлений, лежащих в основе самосознания личности: в утрате представлений о собственном «Я» (утрате самотождествен- ности, потере признания со стороны окружающих), крушении системы личностных смыслов (потере смысла жизни, ориентиров), размывании представлений о времени и пространстве («Где я?») . Предсказать политическое поведение граждан, находящихся в социокультурном шоке, довольно трудно. Неслучайно результаты множества опросов общественного мнения, проведенных в нашей стране в 90-е гг., демонстрировали нам за день-два до выборов более половины голосов неопределившихся, не знающих, за кого голосовать. Виной тому разрушение традиционных образцов поведения, неопределенность в ценностном плане. Для сравнения нужно сказать, что в странах с устоявшейся демократией до 80% граждан имеют устойчивые политические предпочтения и идентичность, а основная борьба политтехноло- гов идет за голоса «колеблющегося» электората.

Татьяна Евгеньева пишет: «Идеальный пример субъекта в состоянии кризиса идентичности - придуманный Эдуардом Успенским мультипликационный герой Чебурашка:

  • - он не может ответить на вопрос «кто я?»;
  • - у него нет ни собственного прошлого, ни собственного пространства.

В результате он не видит смысла своего существования» .

В итоге Чебурашка демонстрирует нам простые способы разрешения кризиса идентичности:

  • - через поиск и нахождение собственного сообщества «мы» (друзья, крокодил Гена);
  • - через локализацию в пространстве (строительство Дома друзей);
  • - через приобретение смысла существования (помощь друзьям).

Нужно отметить, что остроту сюжету в этом мультипликационном

фильме придает наличие злобной старухи Шапокляк и крыски Лариски (образ врага, общность «они»), которые обладают необходимым набором негативных качеств для эффективного сплочения «мы-общ- ности» друзей Чебурашки в его противостоянии с «плохими» героями.

Почепцов Г. Г. Революция.сот. Основы протестной инженерии. М.: Европа, 2005.С. 41.

  • Там же.
  • Исторический миф - сильное политическое оружие при том еще, что в истории, пожалуй, больше мифов, чем достоверных фактов, преданий и легенд - мифов, которые сами стали фактами истории.

    Сублимация истории («героический подвиг») - это усилие сознания возвыситься над реальностью, и прежде всего убрать из прошлого негативное и недостойное, что и без особых вымыслов уже превращает историю в миф о прошлом. Миф в истории обеспечивает «связь времен»: героизация прошлого готовит героическое настоящее и будущее. Миф оказывается средством социальной мобилизации, если общество оказывается неспособным решать свои задачи рационально и без невротических усилий, а следовательно, без их мифологизации. Когда организующим и мобилизующим общественным началом становится тот или иной миф, можно говорить об эффективности мифологии, но приходится признавать и несомненную слабость общества, которое не может без нее обойтись.

    Побуждающие свойства мифов во многом объясняются эмоциональностью мифа, его непосредственной чувственностью, что и позволяет заменять действительные формы социального стимулирования превращенными, отчего миф и становится сильным индивидуальным и коллективным допингом, заставляет жить и трудиться в состоянии аффекта, в постоянном напряжении. «Пятилетка - в четыре года», «перевыполнение плана», «догоним и перегоним», мифология нарастающего пафоса: «передовик производства», «ударник», «герой труда», «стахановец» превращали деловую жизнь общества в «накал страстей», которого оно долго выдержать не могло и он становился фиктивным, превращаясь в миф, тем более, что мифы-однодневки возникали и исчезали на фоне грандиозных исторических мифов о строительстве нового общества, создания нового народа (советского) и новой общественной формации. Связь между этими двумя уровнями мифологии обеспечивалась особыми инструментальными мифами среднего уровня: из арсенала мифов о героях - «маяках», труда, мифами о выдающихся производственниках, о мудром всезнающем руководстве, его направляющей силе, могуществе государства и т.д.

    На деле же система стимулирования, которую можно было бы признать одним из действенных методов управления, оказывается мифотворчеством, она обеспечивала, наряду с реальными достижениями, гиперэксплуатацию, манипуляцию, жестокое принуждение и безудержную демагогию.

    В эпохи высокой и тем более спазматической политической активности присутствие мифа глубоко определяет состояние общественного и индивидуального сознания, особенно же сильны всплески мифотворчества в кризисные периоды исторической ломки - войн, революций, реформ. Мифологическое сознание в такие эпохи наиболее подвижно и дифференцированно.

    Современный миф (в отличие от традиционного, архаического) сталкивается со свободой индивидуального сознания, которое может его принимать или отвергать. В достаточно активном индивидуальном сознании миф может возникать и функционировать, прежде чем он способен стать коллективным. Миф и мифотворчество могут быть осознанными, индивидуальными по происхождению, исходить от того или иного лица (лидера, идеолога, инициатора) или группы лиц, представляющих какую-либо политическую или иную силу, поскольку возможна рационализация мифа и мифотворчества. Если говорить о современном мифе и тем более политическом, то он может быть целенаправленным, предназначенным культивировать иллюзии, героику, величие вождя или какой-либо идеи, создавать фиктивную, иллюзорную реальность, с которой приходится считаться, а значит, уходить от действительности. Поэтому в мифологии и прошлого и нашего времени сочетаются сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное. Рациональное начало в этом случае обычно связано с обдуманным замыслом, иррациональное - с неосмысленным восприятием и распространением мифа. На стадии бессознательного сказывается эмоциональность мифа, тяга к иллюзиям, жажда утешения и ощущения надежности.

    Будучи символической, превращенной формой действительности, миф оказывается, как считает Э. Кассирер, одной из символических форм культуры, создаваемой воображением и переосмыслением реальности, подобно созданию искусства. Мифология, мифотворчество - это своеобразное искусство создавать вымышленные подобия подлинной реальности.

    К рациональным формам мифа можно отнести интернациональные мифологические универсалии, такие, как всесилие Разума у просветителей, культ природы и истории у романтиков, связь религии и национального начала (А. Шлегель), исторических и общественных функций чувства и эстетики у Новалиса, сочетание всесильного государя и его безвольного окружения, космизм и рационализм политики и власти, подобие небесного и земного.

    Один из распространенных мифов о власти, наряду с самыми древними - мифами народоправия, непререкаемости закона, суверенитета народа, властителя, непогрешимости (римского папы, современного политического вождя) и мн.др. - миф о государстве. Он играл и продолжает играть важнейшую роль в политике и получил фундаментальное политико-философское обоснование. Суть его - в доказательстве необычной природы государства, его трансцендентного характера, т.е. способности восходить к высшим ценностям, воплощать их и превосходить функции других политических образований.

    У культа государства богатые традиции - от божественного предопределения государственной власти до апологии абсолютизма и тоталитаризма.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Понятие, виды и функции политического мифа, его технологические характеристики. Компоненты русского национального мифа. Историческая практика использования мифологии в качестве политического инструмента. Процессы мифотворчества современной России.

      курсовая работа , добавлен 17.12.2011

      Понятие и общая характеристика политического менеджмента. Политическая коммуникация как центральная часть политико-технологического процесса. Политическая культура, ее понятие, сущность, классификация и роль в жизни общества и политическом процессе.

      курсовая работа , добавлен 25.12.2009

      Сущность и основополагающие черты политического режима, его особенности и принципы построения. Разнообразие политических режимов в современном мире, их отличительные признаки и направленность. Характеристика и виды демократического политического режима.

      реферат , добавлен 22.11.2009

      Определение политического мифа, его виды, свойства, психологические предпосылки возникновения. Мифотворчество как социальный процесс, его специфические субъекты, функциональные механизмы создания и распространения мифов в политическом пространстве.

      реферат , добавлен 27.07.2010

      Пространство политики как активное пространство мифов. Общая схема психологических основ мифологического сознания и поведения. Изучение особенностей формирования индивидуального и коллективного мифологического сознания, эмоционально-чувственный аспект.

      контрольная работа , добавлен 13.09.2012

      Понятие политического мифа. Основные свойства и характеристики политического мифа. Структура национальной мифологии, история ее зарождения. Проблема формирования мифологии нации, роли участников мифотворчества. Социалистический миф в современной России.

      реферат , добавлен 21.05.2016

      Политический имидж как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ политического лидера. Составляющие, психологическое содержание и условия формирования эффективного политического имиджа. Психологические модели политического имиджа.

      реферат , добавлен 28.09.2010

      Структурные элементы и обязанности политической системы. Формы правления. Понятие и структура политического режима. Коммунистический тоталитаризм в СССР. Признаки авторитарного государства. Модели и черты демократии. Принципы правового государства.

      презентация , добавлен 18.03.2014

    Политические мысли

    В узком понимании политические мысли - это одно из направлений обществоведения, а в широком - конкретный продукт политического мышления.

    Политические мысли как феномен являются предметом изучения многих наук.

    Политическая мысль формирует представления людей об обществе, отношениях с другими людьми, индивида и коллектива, группы, государства, общества, а также она является неотделимой составной мировоззрения человека.

    Если обратиться в историю, генезис политических мыслей, то можно выделить определенныесистемы политических взглядов, а именно:материалистические и идеалистические, светские и теологические, революционные, консервативные, либеральные и реакционные.

    В политике, политической деятельности очень распространенные мифы, мифотворчество.

    Сначала рассмотрим понятие мифа, мифологемы.

    Политический миф - это реально существующее ошибочное представление о политических отношениях и действиях, сознательно или бессознательно дополненное разными абстрактными россказнями, выводами, фантазиями или и легендами.

    Каждая страна, нация, народ имеют собственные, сформированные в определенной ситуации национальные мифы.

    Поскольку политические мифы базируются (основываются) на искаженном, мистифицированном образе определенной политической, экономической или другой ситуации, они довольно быстро распространяются. Часто мифы поднимают к уровню официальной политики, всячески поддерживают, используют как действенные средства манипулирования сознанием людей.

    Мифы широко используют в политике, поскольку за ними довольно легко можно припрятать настоящую цель. Часто это удается благодаря тому, что тем, кому адресованы мифы, как правило, недостаёт достоверной, объективной информации о явлениях, которые неправильно интерпретируются, и вдобавок многим людям присуща довольно низкая политическая культура.

    Так, успешно распространяются мифы, связанные с "образом врага", "настоящей демократией", "жидомасонами" и др. Такие мифы в форме соответствующей информации более просто воспринять на веру, чем попробовать разобраться в них по сути.

    Мифы-обещания много политиков широко используют в своей практической деятельности с учетом того, что люди "проглотят" их как неопровержимую информацию.

    Политические мифы большей частью персонифицированы, связанны с конкретными людьми (личностями). Поэтому их как средство манипулирования людьми (а то и всем обществом) используют определенное время и именно столько, сколько они имеют возможность влиять на сознание тех, ради кого их создают.



    Отдельные мифы живут довольно долго.

    Это, например,

    *мифы о любви подчиненных к своему вождю, короля, царя, лидера партии.

    *Или мифы о вере всего народа страны в определенную идею, идеологию. Такие мифы еще недавно успешно создавались и распространялись в странах так называемого социалистического лагеря, в прежнем СССР. Они активно поддерживались идеологической пропагандой с помощью выдумок-манифестов на манер "Морального кодекса строителя коммунизма" ли "Закона о борьбе с пьянством и алкоголизмом ". А что уже говорить о многочисленных мифах относительно "родителей народа", "идеалов нации "", "больших вождей" и т.п.

    В этом случае творцами иллюзорных мифов были именно те, кого на самом деле мало интересовал конкретный человек, нация, народ, "вождями" которого они хотели себя видеть и ощущать.

    Загрузка...