Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Как устроен организм человека? Как устроен человек Анатомия как устроен человек

Человек на Земле стоит во главе живых организмов. Он несколько схож с животными и даже чуточку с растениями. Здоровое человеческое тело может двигаться, ощущать запахи, слышать звуки и издавать их, выражать эмоции, производить потомство. Для всех этих действий нам нужны органы и системы, которые имеют сложный механизм. Именно с ними мы сегодня и познакомимся.

Организмы людей имеют практически одинаковое строение. У каждого есть руки, ноги, волосы, при этом каждый человек уникален. У него индивидуальные черты лица, похожие на его родных, и свой набор клеток, делающих его особенным и единственным созданием на Земле. В мире не существует двух абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга внутренним устройством органов, отпечатками пальцев, рисунком радужной оболочки глаз и т.д.

Человеческое тело состоит из определенных «материалов»: тканей разного типа, органов и систем. Все они находятся в постоянном движении и связи друг с другом. Рабочий процесс внутри человека не останавливается ни на секунду. Обычно, при сбое одного органа в организме зачастую возникает сбой другого. Это приводит к болезни, которую необходимо лечить. Органы делятся на группы, у каждого из них своя работа и задача, поэтому их принято разделять на системы. О них мы поговорим ниже.

Условно принято выделять органы, управляющие организмом в автоматическом цикле, которые мы не можем контролировать при всем желании и те органы, которыми мы можем управлять. К таким относится рот, язык, глаза, голова и некоторые другие. Самым крупным органом у человека является кожа, мозг выполняет функции администратора всех систем, он управляет всем организмом, а сердце по праву признано двигателем человеческого тела, оно перекачивает огромное количество крови и служит своеобразным насосом.

Системы организма человека 4 класс

  • Опорно-двигательная система. Главный стержень нашего организма, благодаря которому у нас фиксируются внутренние органы и происходит движение всех подвижных частей — это скелет. К нему прикрепляются мышцы (для этого требуются дополнительные элементы сухожилия и связки), кости между собой заключены в суставы;

  • Пищеварительная система — играет важную роль по обеспечению организма энергией и насыщению его питательными веществами. Пищеварительный тракт включает в себя целую цепочку органов, начиная с ротовой полости и заканчивая прямой кишкой (анусом);

  • Дыхательная система — через ее сложные механизмы человек дышит и насыщает тело кислородом. Воздух попадает через носоглотку, спускается по трахее и попадает в легкие. По соседству с легкими располагается диафрагма, она разделяет брюшную полость. Эта мышца помогает легким расширяться и осуществлять вентиляцию;

  • Мочевыделительная система — относится к органам, осуществляющим выделение продуктов жизнедеятельности (мочи или урины). Биологическую жидкость перерабатывают почки, а выводится она через мочеиспускательный канал;

  • Репродуктивная система — отвечает за размножение. Мужские и женские репродуктивные органы имеют существенное отличие. Женские яйцеклетки формируются в яичниках, а клетки мужского типа (сперматозоиды) вырабатываются в мужских половых органах — яичках. При слиянии двух клеток происходит оплодотворение. Оплодотворенная клетка начинает расти, образуя зародыш, который со временем превращается в ребенка и вскоре появляется на свет;

  • Система кровообращения — представляет собой два круга кровообращения, иногда его называют большой восьмеркой, — большой и малый. Главным органом, отвечающим за перекачивание крови, является сердце. Мышечный орган создает давление и дает старт крови по сосудам;

  • Нервная система — она служит проводником, похожим на сеть проводов, раздающим электричество. Через головной мозг, спинной мозг, нервы, осуществляется управление нашим телом. На клеточном уровне, где генерируются импульсы, от мозга поступают задачи, приводящие в действие руки, ноги, другие части нашего тела. Мысль только зародилась в голове человека, а он уже успел обернуться, осмотреть вокруг и удовлетворить свой интерес;

  • Покровная система — занимает самую большую площадь в организме человека (около 2 квадратных м в организме взрослого человека). Кожный покров защищает людей от различного рода травм, перепада температур, проникновения микробов. В состав поверхностного слоя человека входят волосы, ногти, несколько слоев кожной ткани, слизистые оболочки, некоторые железы, способствующие выводу переработанных веществ.

Двигательная система организма человека 4 класс

Двигательная система организма по-другому еще называется опорно-двигательной. По сути, эта система является стержнем и каркасом нашего организма. В нее входит скелет с мышечной тканью. Прочный костный столб служит опорой, а мышцы приводят в движение наше тело. Скелет — это примерно пара сотен костей и 640 мышц, некоторые их группы делятся на подгруппы и по отдельности можно выделить около 850 мышц.

Двигательная система не только двигает наше тело, но и служит его прочной защитой. За костным скелетом находятся хрупкие внутренние органы, которые располагаются в скелетных полостях. Так, сердце и легкие защищены ребрами, а мышечная ткань в области живота и спины защищает органы, которые расположены ниже. Благодаря скелету мы можем стоять, а наши внутренности не скатываются в одну кучу.

Нервная система в организме человека 4 класс

Системой, отвечающей за мышление, чувства, речевой поток, согласованность действий, в человеческом теле отвечает нервная система. Она подразделяется на центральную и периферическую. В центральной нервной системе главным является головной мозг, также сюда относится спинной мозг. К периферической относятся нервы и нейроны.

Наш организм контролирует головной мозг, именно отсюда поступают импульсные команды, которые в доли секунд выполняет наше тело. Благодаря неразрывной связи нервной системы с аппаратурой других систем человек может слышать, видеть, разговаривать, запоминать, проявлять эмоции. Другими словами, воспринимать информацию, реагировать на нее, воспроизводить действия.

Схема человек живой организм 4 класс

Человек живое и самое разумное существо, населяющее Землю. В течение всей жизни он изменяется, с самого рождения и до 25 лет он растет, формируется его обличие. В течение всего периода жизнедеятельности ни одна из систем человека не перестает работать, таким образом поддерживается постоянство внутренней среды. Если по какой-либо причине человеку становится некомфортно, он пытается создать уютные для себя условия. Тем самым, он реагирует на окружающую среду: прячется от осадков, уходит в тихое место, если его окружают слишком громкие звуки, включает свет, если становится темно и т.д.

Человек, как и все живые существа, после созревания может воспроизводить потомство. В течение всей жизни он развивается: получает новые знания, навыки в исполнение чего-либо, совершенствует свои знания. Если взять несколько семей, то мы можем заметить, что младшие члены семьи похожи на старших. Поколению передаются наследственные черты лица, фигуры, ровно также могут передаваться какие-то определенные умения, генетические заболевания.

Видео урок как устроен организм человека 4 класс

Организм человека тест 4 класс

Тест 1

Какая из систем руководит работой всего организма, делая его единым целым?

  1. Выделительная система;
  2. Нервная система;
  3. Дыхательная система.

Тест 2

Главный орган дыхательной системы, это:

  1. Легкие;
  2. Язык;
  3. Полость рта.

Тест 3

Из этих запасных частей формируется каркас человеческого организма:

  1. Кости и мышечная ткань;
  2. Штифты;
  3. Пластины.

Тест 4

Сердце приводит эту органическую жидкость в движение. Именно это движется по сосудам и капиллярам:

  1. Кровь;
  2. Желудочная слизь;
  3. Вода.

Тест 5

Самый большой по площади орган человека, защищающий его от воздействия микроорганизмов, грязи, перегрева:

  1. Волосы;
  2. Головной мозг;
  3. Кожа.

Тест 6

Главный орган-фильтр мочевыделительной системы:

  1. Ногти;
  2. Прямая кишка;
  3. Почки.

Тест 7

Главный орган обоняния:

  1. Легкие;
  2. Волосы.

Тест 8

Реакция человека на восприятие положительной или отрицательной информации, как факт выражения, это:

  1. Эмоции;
  2. Аплодисменты;
  3. Слезы.

Тест 9

Когда начинается процесс пищеварения?:

  1. Сразу во время приема пищи;
  2. Спустя 20 минут, после поедания пищи;
  3. За 30 минут до еды.

Тест 10

Чтобы организм был здоров и поддерживал как можно дольше физическую форму нужно употреблять:

  • Фрукты, овощи, воду без газов;
  • Жареное и острое;
  • Газировку с полуфабрикатами.

Доклад организм человека 4 класс, просто и ясно

Человек — это удивительное существо, которое самостоятельно передвигается, может говорить, добывать себе пищу. Внутри него действует целый ряд систем и подсистем, которые работают круглые сутки. Даже если человек находится в покое, то внутри него постоянно происходит движение.

Главными органами человека являются:

  • головной мозг — он раздает команды и без него наше тело не справится;
  • сердце — стучит в течение всей жизни в режиме онлайн, это наш мотор;
  • легкие — без него мы бы просто не могли дышать;
  • почки — помогают выводить жидкость из организма, очищать кровь и насыщать ее нужными веществами;
  • печень — губка нашего организма, которая терпит жирную пищу, газировку и прочие вкусности, благодаря такой пище приходится фильтровать поступающие вещества в усиленном режиме;
  • желудок и кишечник — главные пищевые проводники.

Все эти органы относятся к разным системам, но между собой они едины и заключены в целостный организм.

Человеческий организм полностью адаптирован для земного существования. Он дышит кислородом, а, значит, ему нужна природа. Он питается растительной и животной пищей, ему требуется вода для насыщения организма влагой и поддержания водного баланса. Этот фактор делает его схожим с животными организмами.

Как и любой живой организм, человек наделен системой органов. У каждой аппаратной системы своя функция, принято выделять следующие системы:

  • Опорно-двигательную;
  • Нервную;
  • Дыхательную;
  • Пищеварительную;
  • Выделительную;
  • Кровеносную;
  • Репродуктивную;
  • Кожную или покровную.

Все эти системы просто не могут существовать друг без друга. Двигательный аппарат (скелет и мышцы) обеспечивают корпусу человека с его органами движение и защиту. Нервная система контролирует импульсы, другими словами, как в компьютере, обеспечивает ввод и вывод информации.Только человек гораздо сложное существо, разум и возможности которого не разгаданы даже более чем на 10%.

Без дыхательной системы жизнь человека попросту невозможна. Как и растениям человеку необходим кислород. Взамен он выпускает водяные пары и углекислый газ. Помимо кислорода человеку нужна и еда, для этого в организме человека предусмотрена пищеварительная система. Еда, попадая через рот путешествует практически по всему организму. Процесс пищеварения начинается прямо сразу во рту, как только слюнные железы начали выделять ферменты и определять пищевой состав. Далее она отправляется по трахее в желудок, там соединяется с желудочными соками под действием поджелудочной железы. Далее пища путешествует по кишечнику, где происходит всасывание полезных веществ в кровь.

Кровь в свою очередь разносит вещества по всему организму, снабжая его энергией и питательными элементами. А после ненужные (переработанные и вредные) вещества выводятся из организма через выделительную систему. Помимо этих систем хочется отметить репродуктивные органы, заключенные в целую систему. У мужчин и женщин они отличаются, но при взаимодействии две разные системы приводят к появлению потомства. И самой большой и не менее важной в организме человека является кожная система. Она выстилает собой эпителий внутренних органов, слизистые оболочки и, конечно, наружный кожный покров. Из-за наличия большого количества пигмента меланина у разных людей может быть разный окрас тела от смуглого до пепельно-черного. Благодаря этому люди различаются на расы, национальности и народности. Но об этом в следующей теме.

Человек по праву считается самым сложным живым организмом. Его анатомия обеспечивает нормальную жизнедеятельность и его устойчивость к окружающей среде. Если допустить некоторую метафоричность, то человеческий организм одновременно и склад, и электрическая компания, и аптека, и отчистка сточных вод. Благодаря своему анатомическому строению человеческий организм обладает силой и крепостью.

Анатомия — это наука, которая изучает строение человека, его внешнее и внутреннее составляющие. В то же время анатомия человека отчетливо демонстрирует, как совершенно и в тоже время хрупко человеческое тело. Ведь повреждение одной системы, может спровоцировать сбои в работе всех остальных отделов.

Внешнее строение человека

Анатомия человека делится на внутреннее и внешнее строение. Внешнее устройство человека- это части тела, которые может увидеть и назвать каждый:

  • голова;
  • спереди — грудина;
  • сзади — спина;
  • верхние и нижние конечности.

Скелет

В скелет человека входят:

  • череп;
  • шейные позвонки;
  • нижняя челюсть;
  • грудина;
  • ключица;
  • плечевая кость;
  • ребра;
  • лопатки;
  • мечевидный отросток;
  • крестец;
  • копчик;
  • лучевая кость;
  • локтевая кость;
  • кости кисти;
  • бедренная кость;
  • большая берцовая кость;
  • малая берцовая кость;
  • кости стопы.

Скелет человека представляет собой своеобразный остов для внутренних органов, который включает в себя множество разных костей, соединенных в суставы.

Когда ребенок рождается, его скелет насчитывает 350 костей. При взрослении некоторые кости срастаются, поэтому у взрослого человека их насчитывается уже 200 штук. Все они делятся на две группы:

  1. Осевые кости, которые входят в несущие конструкции.
  2. Добавочные кости.

Взрослая развитая кость включает в себя:

  • органическую ткань;
  • неорганическую ткань;
  • воду.

Хрящ

Хрящевая ткань иногда может быть составляющим компонентом кости, а иногда выступает в качестве временного элемента. Следует отметить, что хрящевая ткань менее прочная и плотная, чем костная.

Хрящ имеет в своем составе специфические клетки — хондроциты. Характерной особенностью хряща является отсутствие вокруг него кровяных сосудов, то есть они его не пронизывают и не питают. Питание хрящ получает из жидкости, которая находится в окружающих его тканях.

Хрящ бывает следующих видов:

  • желтый волокнистый;
  • гиалиновый;
  • белый волокнистый.

Сочленения

  • сочленения костей туловища;
  • сочленения костей туловища и головы;
  • сочленения костей верхних конечностей;
  • сочленения костей нижних конечностей.

Сочленения обеспечивают двигательную способность мышцам, которые крепятся к сухожилиям. Способность мышц сокращаться позволяет двигаться туловищу, рукам и ногам, а также выполнять разнообразные действия: прыгать, разворачиваться, резко останавливаться, бегать, накланяться и даже улыбаться.

Внутреннее строение человека

Внутреннее устройство человека- это органы первостепенной важности, которые имеют свои функции и не открыты человеческому взору. К ним относятся:

  • сердце;
  • желудок;
  • легкие;
  • головной мозг;
  • печень;
  • легкие;
  • кишечник.


Помимо вышеназванных частей, внутреннее строение человека включает в себя железы секреции, нервные стволы, кровеносные сосуды и пр. К ним относится:

  • вилочковая железа;
  • молочные железы (у женщин);
  • предстательная железа (у мужчин);
  • надпочечники;
  • щитовидная железа;
  • гипофиз;
  • эпифиз;
  • эндокринные железы;
  • экзокринные.

Нервная система включает: центральный и периферический отделы. Сосудистая система включает: вены, капилляры; артерии.

Хорошо известно, что анатомическое строение человеческого организма имеет определенное сходство с некоторыми животными. Этот факт обусловлено тем, что человек эволюционировал от млекопитающих. Он обладает не только не только анатомической схожестью, но и схожим клеточным строением и похожим ДНК.

Человеческий организм состоит из клеток, которые группируясь, образуют эпителий, из которого сформированы все человеческие органы.

Все отделы человеческого организма соединяются в системы, которые слаженно функционируют для обеспечения устойчивой жизнедеятельности человека:

  1. Сердечно — сосудистая. Играет основную роль, поскольку качает кровь и транспортирует ее во все остальные органы.
  2. Дыхательная. Насыщает кровь кислородом, а также перерабатывает его в углекислый газ.
  3. Нервная. Включает спинной и головной мозг, нервные окончания, стволы и клетки. Основная задача- регуляция всех функций организма.
  4. Пищеварительная. Сложнейшая система у человека. Основная задача- переваривание пищи, обеспечивание организма питательными веществами и энергией для жизнедеятельности.
  5. Эндокринная. Отлаживает нервные и биологические процессы.
  6. Опорно-двигательная. Способствует передвижению человека и поддерживает его тело в вертикальном положении. В нее входят: суставы, связки, мышцы.
  7. Кожа или покровная система. Является защитным панцирем, который препятствует проникновению внутрь вредных элементов.
  8. Мочевыделительная и половая. Половые органы делятся на мужские и женские. Ин основная функция — репродуктивная и выделительная.

Какие органы скрывает грудная клетка?

В грудной клетке располагаются:

  • сердце;
  • легкие;
  • бронхи;
  • трахея;
  • пищевод;
  • диафрагма;
  • вилочковая железа.


Сердце

Сердце располагается между легкими и, по сути, является мышцей. По своему размеру сердце не больше кулака человека, то есть если каждый человек сожмет кулак, то его размер будет идентичен его сердцу. Его функция состоит в том, чтобы принимать и качать кровь. Оно имеет необычное косое расположение: одна его сторона отходит вправо, вверх и назад, а другая — вниз и влево.

Основные сосуды ответвляются из правой стороны мышцы. Биение сердцу обеспечивает две его стороны: левый и правый. Левый желудочек превосходит размерами правый. Сердце выстлано специфической тканью, которая называется перикардом. Внутренняя часть перикарда прирастает к сердцу, а внешняя — соединена с кровеносными сосудами.


Легкие

Самый большой парный орган, который занимает основную часть грудной клетки. Легкие расположены по оби стороны сердца и заключены в плевральные мешки. Несмотря на то, что правое и левое легкое внешне мало чем отличаются, они имеют разные функции и строение.

Как можно увидеть на картинке, легкие состоят из долей: левое легкое включает в себя две доли, а правое — три. Левое легкое обладает изломом в левой части, правое такого изгиба не имеет. Основная функция легких снабжать кровь кислородом и перерабатывать его в углекислый газ.


Трахея

Располагается между бронхами и гортанью. Представляет собой хрящевые полукольца, соединительные связки и мышцы, которые находятся на задней стенке, покрытые слизью. Внизу трахея делится на два бронха, которые направляются в легкие. Бронхи являются продолжением трахеи. Они выполняют следующие функции:

  • проведение воздуха по легким;
  • защитно-очистительная функция.


Пищевод

Представляет собой длинную трубку, которая начинается в гортани. Проходит через диафрагму и соединяется с желудком. Пищевод состоит из кольцевых мышц, которые продвигают пищу к желудку.


Какие органы скрываются в брюшной полости?

В брюшной полости находятся части организма, которые входят в пищеварительную систему. К ним относится:

  • желудок;
  • печень;
  • желчный пузырь;
  • поджелудочная железа;
  • двенадцатиперстная кишка;
  • тонкий кишечник;
  • толстый кишечник;
  • прямая кишка;
  • анус.


Желудок

Главная часть пищеварительной системы. Он является продолжением пищевода, который отделен от него клапаном, прикрывающим вход. Желудок имеет форму мешочка, заполняется пищей и вырабатывает сок (специфическую жидкость), богатый ферментами, которые расщепляют пищу.


Кишечник

Кишечник — наиболее длинная часть пищеварительного тракта. Начинается после выходного отверстия желудка. Имеет форму петлей и заканчивается выходным отверстием. Кишечник состоит из:

  • тонкой кишки;
  • толстой кишки;
  • прямой кишки.

Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной кишки и подвздошной, которые переходят в толстую, а толстая кишка в прямую. Основная функция кишечника переваривать пищу и выводить ее остатки из организма.


Печень

Самая крупная железа в организме человека. Также участвует в процессе пищеварения. Основная задача — обеспечивать обмен веществ и участвовать в процессе кроветворения. Располагается сразу же под диафрагмой и делится на две части, которые называются долями. Соединяется с двенадцатиперстной кишкой, тесно связана с воротной веной, сообщается и функционирует с желчным пузырем.


Селезенка

Находится под диафрагмой. Основные функции заключаются:

  • в формировании элементов крови;
  • защите организма.

Селезенка меняется в размерах в зависимости от количества скопленной крови.


Почки

Почки также находятся в брюшной полости, несмотря на то, что не имеют отношение к пищеварительному тракту. Почки - состоят из парных частей, которые выполняет важную функцию: регуляцию гомеостаза. Имеют форму бобов и участвуют в процессе мочевыделения. Прямо над почками располагаются мочеточники.


Знать строение и расположение внутренних органов крайне важно. Если даже не изучать этот вопрос досконально, то хотя бы поверхностное понимание, где и как находится тот или иной орган, поможет быстрее сориентироваться при возникновении болевых ощущений и при этом правильно среагировать. Среди внутренних существуют как органы грудной и тазовой полости, так и органы брюшной полости человека. Расположение их, схемы и общая информация представлены в данной статье.

Органы

Тело человека — это сложнейший механизм, состоящий из огромного множества клеток, которые образуют ткани. Из отдельных их групп получаются органы, которые принято называть внутренними, так как расположение органов у человека находится внутри.

Многие из них известны практически каждому. И в большинстве случаев пока где-то не заболит, люди, как правило, не задумываются о том, что у них внутри. Тем не менее даже если знакома схема расположения органов человека лишь поверхностно, при возникновении болезни это знание значительно упростит объяснение врачу. Также рекомендации последнего станут более понятными.

Система органов и аппарат

Под понятием системы подразумевается специфическая группа органов, имеющая родство анатомического и эмбриологического планов, а также выполняющая единую функцию.

В свою очередь, аппарат, органы которого тесно взаимосвязаны, не имеет родства, присущего системе.

Спланхнология

Изучение и расположение органов у человека рассматриваются анатомией в специальном разделе, который называется спланхнологией, учением о внутренностях. Речь идет о структурах, которые находятся в полостях тела.

В первую очередь это участвующие в пищеварении органы брюшной полости человека, расположение которых следующее.

Далее идет мочеполовая, мочевыделительная и половая системы. Также в разделе изучаются эндокринные железы, находящиеся рядом с данными системами.

К внутренним органам относится еще и мозг. В черепной коробе располагается головной, а в позвоночном канале — спинной. Но в пределах рассматриваемого раздела эти структуры не изучаются.

Все органы предстают в виде систем, функционирующих при полном взаимодействии со всем организмом. Существуют дыхательная, мочевыделительная, пищеварительная, эндокринная, репродуктивная, нервная и другие системы.

Расположение органов у человека

Они находятся в нескольких определенных полостях.

Так, в грудной, расположенной в границах грудной клетки и верхней диафрагмы, находятся три другие. Это пеликарда с сердцем и две плевральные по обеим сторонам с легкими.

В брюшной полости расположены почки, желудок, большая часть кишечника, печень, поджелудочная железа и другие органы. Она представляет собой туловище, расположенное ниже диафрагмы. В нее входят сама брюшная и тазовая полости.

Брюшная делится на забрюшинное пространство и полость брюшины. В тазовой содержатся выделительная и репродуктивная системы.

Чтобы понимать еще более детально расположение органов человека, фото ниже служит дополнением к вышеописанному. На нем с одной стороны изображены полости, а с другой - основные органы, которые в них находятся.

Строение и схема расположения органов человека

Первые в своих трубках имеют несколько слоев, которые называются еще оболочками. Изнутри выстлана слизистая оболочка, играющая в основном защитную функцию. У большинства органов на ней есть складки с выростами и углублениями. Но бывают и совершенно гладкие слизистые.

Кроме них, есть мышечная оболочка с круговым и продольным слоями, разделенными соединительной тканью.

На теле человека находятся гладкие и поперечнополосатые мышцы. Гладкие — превалируют в дыхательной трубке, мочеполовых органах. В пищеварительной трубке поперечнополосатые мышцы расположены в верхнем и нижнем отделах.

В некоторых группах органов имеется еще одна оболочка, где проходят сосуды и нервы.

Все составляющие пищеварительной системы и легких имеют серозную оболочку, которая образована соединительной тканью. Она гладкая, благодаря чему происходит легкое скольжение внутренностей друг о друга.

Паренхиматозные органы, в отличие от предыдущих, не имеют полости. В них содержатся функциональная (паренхима) и соединительная (строма) ткани. Клетки, исполняющие главные задачи, образуют паренхиму, а мягкий остов органа образуется стромой.

Мужские и женские органы

За исключением половых, расположение органов человека — и мужчины, и женщины - является одинаковым. В женском организме, например, находятся вагина, матка и яичники. В мужском — предстательная железа, семенные пузырьки и так далее.

Кроме того, мужские органы, как правило, крупнее женских и весят, соответственно, больше. Хотя, конечно, встречается и наоборот, когда женщины имеют большие формы, а мужчины — маленькие.

Размеры и функции

Как расположение органов человека имеет свои особенности, так и их размеры. Из маленьких выделяются, например, надпочечники, а из крупных — кишечник.

Как известно из анатомии и показывает расположение органов человека фото, приведенное выше, общий вес внутренностей может составлять порядка двадцати процентов от всего веса тела.

При наличии же разных болезней размер и вес могут как уменьшаться, так и увеличиваться.

Функции у органов различные, но они тесно взаимосвязаны друг с другом. Их можно сравнить с музыкантами, играющими на своих инструментах под управлением дирижера — мозга. Ненужных музыкантов в оркестре не бывает. Так же, впрочем, и в теле человека нет ни одной лишней структуры и системы.

Например, за счет дыхания, пищеварительной и выделительной систем реализуется обмен между внешней средой и организмом. Половые органы обеспечивают размножение.

Все эти системы являются жизненно необходимыми.

Системы и аппарат

Рассмотрим общие черты отдельно взятых систем.

Скелет — это опорно-двигательный аппарат, который включает в себя все кости, сухожилия, суставы и соматическую мускулатуру. От него зависит как пропорция тела, так и движение и локомоция.

Расположение органов у человека сердечно-сосудистой системы обеспечивает движение крови по венам и артериям, насыщая клетки кислородом и питательными веществами, с одной стороны, и выводя углекислый газ с другими отработанными веществами из организма, с другой. Основным органом здесь является сердце, которое постоянно прокачивает кровь по сосудам.

Лимфатическая система состоит из сосудов, капилляров, протоков, стволов и узлов. Под небольшим давлениям лимфа движется по трубкам, обеспечивая вывод отходов жизнедеятельности.

Все внутренние органы человека, схема расположения которых приведена ниже, регулируются посредством нервной системы, которая состоит из центрального и периферического отделов. В главный входит спинной и головной мозг. Периферический состоит из нервов, сплетений, корешков, ганглий и нервных окончаний.

Функции системы — вегетативная (отвечающая за передачу импульсов) и соматическая (соединяющая мозг с кожей и ОДП).

Сенсорной системе принадлежит главная роль за фиксацию реакции на внешние раздражители и изменения. К ней относятся нос, язык, уши, глаза и кожа. Ее возникновение является результатом работы нервной системы.

Эндокринная вместе с нервной системой регулирует внутренние реакции и ощущения окружающей среды. Именно от ее работы зависят эмоции, психическая деятельность, развитие, рост, половое созревание.

Основными органами в ней выступают щитовидная и поджелудочная железа, яички или яичники, надпочечники, эпифиз, гипофиз и тимус.

Репродуктивная система ответственна за размножение.

Мочевыделительная система полностью находится в тазовой полости. Она, как и предыдущая, отличается в зависимости от пола. Необходимость системы состоит в выводе токсичных и чужеродных соединений, переизбытка различных веществ через мочу. Мочевыделительная система состоит из почек, мочеиспускательного канала, мочеточников и мочевого пузыря.

Пищеварительная система — это находящиеся в брюшной полости внутренние органы человека. Схема расположения их следующая:

Функция ее, логично исходящая из названия, заключается в извлечении и доставке питательных веществ в клетки. Расположение брюшных органов человека дает общее представление о процессе пищеварения. Он состоит из механической и химической обработки пищи, всасывания, расщепления и выведения из организма отходов.

Дыхательная система состоит из верхнего (носоглотки) и нижнего (гортани, бронхи и трахеи) отделов.

Имунная система является защитой организма от опухолей и патогенов. Она состоит из тимуса, лимфоидной ткани, селезенки и лимфатических узлов.

Кожный покров защищает тело от температурных перепадов, высыхания, повреждения и проникновения в него болезнетворных микроорганизмов и токсинов. Он состоит из кожи, ногтей, волос, сальных и потовых желез.

Внутренние органы — основа жизни

На фото представлено расположение внутренних органов человека с описанием.

Можно сказать, что они являются основой жизни. Без нижней или верхней конечностей жить трудно, но все-таки можно. Но без сердца или печени человек жить не сможет совсем.

Таким образом, есть органы, являющиеся жизненно важными, а есть те, без которых жизнь трудна, тем не менее возможна.

При этом некоторые из первых компонентов имеют парную структуру, и без одной из них вся функция переходит на оставшуюся часть (например, почки).

Некоторые структуры способны регенерироваться (это касается печени).

Природа наделила человеческий организм сложнейшей системой, к которой он должен внимательно относиться и беречь то, что ему дано в отведенный срок.

Многие люди пренебрегают самыми элементарными вещами, способными поддерживать организм в порядке. Из-за этого он раньше времени приходит в негодность. Появляются болезни и человек уходит из жизни тогда, когда еще не сделал всех тех дел, которые должен был.

Если вы хотите научиться управлять каким-либо механизмом, прежде всего необходимо изучить его устройство и принцип работы. Допустим, что вы научились управлять автомобилем, но совершенно не знаете устройства двигателя. Тогда малейшая его поломка поставит вас в затруднительное положение. Организм же человека несравненно сложнее и совершеннее любой, самой сложной машины. Поэтому, чтобы научиться управлять им, надо знать как устроен организма человека - самой сложной и удивительной «машины» в природе.

Клеточное строение тела человека

Тело человека , как показывает примерный подсчет, состоит из 35 триллионов клеток , каждая из них в свою очередь имеет чрезвычайно сложное строение. В организме человека есть самые различные клетки, которые отличаются друг от друга по строению и по выполняемой ими работе. Клетки наших мускулов удлиненной формы; они способны сокращаться и выполнять, таким образом, механическую работу, которая сообщает движение нашему телу. Клетки крови - красные и белые кровяные шарики - приспособлены для переноса кислорода в организме и для борьбы с бактериями и т. д. В то же время все клетки животного и растительного происхождения имеют принципиально сходное строение, что позволяет нам считать клетку основной единицей, из которой построены все живые существа. Клетки являются основой организмов . В живом организме идет непрерывный процесс образования и обновления. Одновременно с этим протекает и процесс разрушения. Эти два противоположных процесса являются двумя сторонами обмена веществ организма . Процесс усвоения веществ, которые поступающих в организм извне, и образования из них живого вещества клеток называется, ассимиляцией , а процесс распада вещества - диссимиляцией . Эти процессы, являются источником энергии , необходимой для жизнедеятельности организма.

Функции клеток организма

В организме человека различные виды клеток образуют органы и системы, которые выполняют различную работу. Так, нервная система , состоящая из большого количества клеток, осуществляет взаимосвязь организма с внешним миром и регулирует работу всех внутренних органов. Костно-мышечная система осуществляет функцию движения. Пищеварительная система перерабатывает пищу и снабжает организм необходимыми питательными веществами. Среди многих органов нашего тела особое место занимает нервная система . Благодаря ей люди видят окружающий мир, слышат звуки, ощущают запахи, температуру, боль и т. п. Все эти ощущения воспринимаются окончаниями нервов, заложенных в ваших органах чувств, и передаются в различные участки коры больших полушарий головного мозга . Этим руководит . Например, вы прикоснулись пальцем к горячему предмету и мгновенно отдергиваете руку. Болевое ощущение, которое вы получили при этом, передалось по нервным волокнам в определенный участок головного мозга, а оттуда по другим нервным путям к руки, заставив их сократиться. Такое непроизвольное отдергивание руки - это безусловная оборонительная реакция, или, безусловный рефлекс . Эти рефлексы существуют у человека с момента его рождения. В течение всей жизни человек приобретает так называемые условные рефлексы , которые и определяют в дальнейшем его поведение, способности и характер.

Типы темпераментов у людей

Еще 2000 лет назад знаменитый древнегреческий врач Гиппократ разделил людей на четыре типа в зависимости от их темперамента .
  • Сангвиники - подвижные, веселые и любознательные люди, хорошо приспосабливающиеся к новым условиям жизни.
  • Флегматики - медлительные, очень спокойные люди, умеющие много и плодотворно работать.
  • Холерики - люди с безудержным темпераментом. Они способны преодолевать значительные трудности, но, если им что-либо не удается, их усилия быстро истощаются.
  • Меланхолики - люди со слабым типом нервной системы. Они склонны к сомнениям, малоактивны.
Типы темперамента: 1 - Сангвиник; 2 - Меланхолик; 3 - Флегматик; 4 - Холерик В жизни редко встречаются люди с выраженным одним из перечисленных типов темперамента; гораздо чаще они обладают рядом черт смешанных типов. В зависимости от темперамента и других способностей человека формируется и его характер. И хотя врожденный тип нервной системы и определяет свойства характера человека, однако систематическая целенаправленная деятельность его может привести к изменению тех свойств, которые могут оказаться нежелательными. В большей степени это относится к молодому возрасту , когда организм человека очень пластичен и податлив. От состояния нервной системы в огромной мере зависит здоровье человека, его способность к учебе и труду, сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Если в результате неправильного режима дня нарушается чередование работы и отдыха, то переутомление нервной системы может привести к ряду серьезных заболеваний.

Сердце человека

Организм человека устроен так, что нервная система управляет деятельностью организма , а сердце является его главным двигателем . За 70 лет жизни сердце человека весом около 300г. перекачивает по сосудам около 220 миллионов литров крови . С работой сердца связан и человека. Как же устроен этот чудесный двигатель, с работоспособностью которого не может сравниться ни один, даже самый совершенный механизм. Какова . Расположено сердце в грудной клетке несколько несимметрично: меньшая часть - справа, большая - слева. Его стенки состоят из трех мышечных слоев , переплетенных в различных направлениях. Такое строение обеспечивает высокую прочность сердечной мышцы, позволяющей ей выполнять огромную работу. Внутри полость сердца разделена продольной перегородкой на правый и левый желудочек; поперечная перегородка отделяет желудочки от предсердий. Поперечная перегородка имеет отверстия, снабженные клапанами, благодаря которым выталкиваемая из желудочков кровь перегоняется в нужном направлении.

Кровь человека

Кровь из сердца разносится по человеческому организму по системе кровеносных сосудов - вначале по крупным, а затем по все более и более утончающимся артериальным трубкам. Далее кровь поступает в самые мелкие сосуды - капилляры, обеспечивая клетки органов и тканей кислородом и питательными веществами.
Общая длина капилляров огромна. Если вытянуть их в одну нить, ее будет достаточно, чтобы дважды обмотать земной шар по экватору. Из капилляров кровь по венам снова возвращается в сердце. Так происходит кровообращение в организме человека . А какова же роль крови в кровообращении? Прежде всего кровь переносит кислород и питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Жидкая часть крови составляет 60% и только 40% приходится на ее клетки, которые можно разделить по их роли в организме на три основных вида: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты .
  • Эритроциты , или, как их называют, красные кровяные шарики, содержат особое вещество - гемоглобин , который поглощает кислород из воздуха и разносит его по всему организму.
  • - белые кровяные шарики - играют защитную роль, «сражаясь» с различными микроорганизмами, попадающими в организм извне.
  • Тромбоциты обладают свойством свертывать кровь в сгусток, препятствующий кровотечению. Не будь их, малейшее кровотечение могло бы оказаться для человека смертельным.

Легкие человека

Обогащение крови кислородом происходит в легких , которые являются основным органом в системе дыхания человека . Атмосферный воздух попадает в легкие по системе дыхательных путей. Это носовые ходы, где воздух согревается и увлажняется, далее находятся гортань, трахея и бронхи, которые многократно разветвляются на все более мелкие веточки. Так воздух попадает в альвеолы - мельчайшие пузырьки, стенки которых пронизаны огромным количеством капилляров. Именно здесь кислород из воздуха через тончайшие стенки альвеол и капилляров попадает в кровь . Человек должен заботиться о сохранении здоровья и не подвергать свои органы риску опасных заболеваний, например таких, как .

Процесс пищеварения

Кроме кислорода, организм нуждается в питательных веществах, которые образуются из пищевых продуктов в результате процесса пищеварения . Очень образно охарактеризовал этот процесс великий русский физиолог И. П. Павлов:
Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке, и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответствующей обработки сырого материала.
Главными из этих «фабрик» является печень и поджелудочная железа . Значение пищи для человеческого организма огромно. Из пищи мы получаем белки - основу живого вещества, жиры и углеводы, которые служат нам энергетическим материалом . Кроме этих веществ, для организма необходимы вода, минеральные соли и витамины , которые также содержатся в пищевых продуктах. Из сказанного выше становится ясно, насколько важно для жизнедеятельности организма правильно организовать полноценное питание . Известно, что нерегулярное питание, еда всухомятку могут привести к тяжелым заболеваниям. Особое значение приобретает правильная организация

Человеческий мозг – самый сложный биологический механизм, регулирующий и координирующий все жизненные функции. Как устроен мозг и на сколько процентов он задействован. Каковы механизмы его работы и как мы можем помочь мозгу работать эффективнее.

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

С его работой связаны все мысли и чувства, желания и ощущения. Если мозг перестает функционировать, человек впадает в вегетативное состояние: утрачивает способность что-либо чувствовать, на что-либо реагировать и способность действовать, одним словом – .

Дать полный ответ, как устроен мозг и как он работает, невозможно. Загадки начинаются с вопроса, как он возник, и заканчиваются вопросами о его связях с невидимым тонким миром Вселенной, которые влияют на глубины человеческого подсознания. Его потенциал вряд ли будет когда-либо раскрыт полностью. Так сложилось, что этот совершенный механизм должен изучать себя сам.

Как устроен человеческий мозг?

Мозг взрослого человека в среднем составляет 1,5 кг – это всего лишь 2% от общего веса тела. (Однако доказано, что уровень ума и интеллекта не зависит от веса мозга.) Его собственные энергетические запасы очень малы, поэтому он очень зависит от снабжения кислородом. Мозг весь пронизан не одной сотней тысяч кровеносных сосудов – таким образом он поглощает 20% кислорода, получаемого легкими.

Если вдруг человеку по каким-то причинам приходится голодать, его мозг страдает в последнюю очередь, поскольку большая часть питательных веществ направляется на поддержание его работы. При потере массы тела на 50% мозг теряет всего 15% веса.

Эти факты говорят о том, что мозг в организме человека занимает привилегированное положение. Он внешнего мира его нежные ткани защищает черепная коробка, внутри же от сотрясений его оберегает спинномозговая жидкость.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов, благодаря которым осуществляются прямые и обратные связи – информация от органов чувств поступает в кору, а после обработки отсылается обратно в виде команд для действия разных участков тела.

70% мозга составляют большие полушария – правое и левое. Они соединены мозолистым телом, благодаря которому могут обмениваться информацией. Правое и левое полушария симметричны и представляют собой как бы 2 мозга, каждый из которых руководит своими процессами, и в то же время они помогают друг другу.

Правое и левое полушарие состоят из лобной, теменной, затылочной и височной доли. В каждой из них находятся центры, отвечающие за определенную деятельность: височная – за слух, и речь; затылочная – за зрительные ощущения, лобная – за двигательную активность, теменная – за телесные ощущения. Под затылочными долями полушарий находится мозжечок, отвечающий за координацию движений и равновесие тела. А под корой головного мозга – таламус, контролирующий внимание и бодрствование, и гипоталамус, регулирующий процессы саморегуляции организма.

Это лишь самое поверхностное описание такого сложнейшего органа, как человеческий мозг. И если с точки зрения физиологии он изучен далеко не полностью, то о том, как происходят в нем мыслительные процессы, известно еще меньше. Людей волнует вопрос: является ли духовная жизнь человека, его мысли, чувства и эмоции следствием физических и химических процессов, происходящих в нем, или это что-то другое – еще не изученное и таинственное

Любопытно, что еще в 19 в. некий архимандрит Борис в своем сочинении «О невозможности чисто физиологического объяснения душевной жизни человека» утверждал, что несмотря на то, что жизнь души является результатом работы мозга, психические явления «имеют свое подлинное бытие вне головного мозга». Однако каким образом, «сие нам неизвестно». С ним соглашаются и люди науки, например физиолог из Англии Ч.Шеррингтон. Он считал, что мысль рождается за пределами материи, но поскольку она возникает в головах людей, они думают, что произвели ее сами.

На сколько процентов работает мозг человека

Ученные не однократно пытались оценить, на сколько работает мозг человека, и в результате их исследований, в прошлом веке, возникло множество ложных теорий. По одной из них считалось, что человек использует только 3% от его потенциала, в то время как другие утверждали, что 15-20 процентов.

Миф о 10% мозга

В 1936 году в предисловии к книге « » американский писатель Лоуэлл Томас написал «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют своих умственных способностей».

Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно». Барри Бейерштейн приводит аргументы, опровергающие миф о десяти процентах:

  1. Исследования повреждений мозга: если 90% мозга обычно не используется, повреждения этих частей не должно влиять на его работу. Практика же показывает, что почти не существует областей, которые могут быть повреждены без потери способностей. Даже небольшие повреждения могут приводить к огромным последствиям.
  2. Мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20% всей энергии тела, при этом составляя лишь 2% массы. Если бы 90% были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество – остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности.
  3. Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  4. Локализация функций: вместо того, чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  5. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки. Если бы 90% мозга бездействовала, это сразу бы заметили.
  6. Нейронные заболевания: клетки мозга которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90% мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.

Другим аргументом является то, что большой размер мозга требует увеличения черепа, что повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга. Таким образом получается, что мы используем 100% мозга в целом, но для каждой задачи используется свой участок и намного меньше процентов.

Как начинается мыслительная деятельность?

Пытаются разобраться, как работает мозг человека с точки зрения происходящих в нем мыслительных процессов, и современные ученые. Ведь зная, как мозг думает, можно понять, как стимулировать его работу. Итак, чтобы мозг начал думать, в него должна поступить информация, то есть он должен иметь то, о чем думать. Таким образом, начать мыслить означает начать оперировать имеющейся информацией.

Как информация поступает в мозг?

1. Первоначальная информация является сенсорной – она воспринимается от органов чувств, и это то, что мы видим, слышим и ощущаем. Чем сильнее внимание будет сконцентрировано на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступит в память. А внимание усиливается, когда человеку что-то интересно. Например, если он постоянно ходит на работу одной и той же дорогой, его мозг как бы уходит в спячку и задействован примерно на 5%. Если же он меняет маршрут, мозг «просыпается», чтобы воспринять новую информацию

2. Такой сенсорный вид информации хранится в памяти совсем недолго, ведь ее поступает довольно много. Мозг должен отделить более важную от менее важной, чтобы более важную переместить из краткосрочной памяти в долгосрочную. Для этого надо, чтобы разные свойства объекта объединились и сложились в образ. Например, чтобы запомнить имя нового знакомого или его телефон, необходимо услышанную и увиденную информацию связать с его внешностью, обстоятельствами встречи и пр.

4. Накопленный запас образов и понятий, наделенных личностным смыслом, позволяет осуществлять мыслительные операции, позволяющие проникать вглубь проблемы и решать определенные задачи.

5. Формой мышления является суждение (или высказывание) – мысль о предмете, в которой путем отрицания или утверждения раскрываются его признаки.

6. На основе суждений человек делает умозаключение. Например, увидев утром на улице лужи, он приходит к выводу, что ночью шел дождь.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Любопытно, что если по какой-то причине (например, из-за травмы или заболевания) ребенок не будет видеть во младенчестве, то в дальнейшем связи между нейронами в его мозге никогда не образуются и он так и не научится видеть. Его глаза будут здоровые, он будет видеть свет, но останется слепым, потому что нейронные связи, обеспечивающие поступление сигнала в мозг, могут образовываться почти всегда только в детстве.

Это же относится и к слуху и, в меньшей мере, к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи) (см. « »). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

Загрузка...