Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Определение психологии труда, предмет, задачи науки, принципы психологии труда. Психология труда Психология изучающая трудовую деятельность называется

Психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

С позиций психологии труда рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.

Организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника (его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни) оборачиваются прибылью в сфере производства.

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда.

Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека.

Психология труда начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку

Возникновение психология труда связано с началом научной организации труда.

На первом этапе развития важнейшей проблемой психологии труда была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы - тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию.

Возникла специальная ветвь психологии труда - профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки.

Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психология труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области психология труда тесно связана с физиологией труда.

Психологии труда. накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Психология труда координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях современной научно-технической революции психология труда призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. Психологии труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т.д.

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины "психология трудовой деятельности". Психология трудовой деятельности - это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:

  • 1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);
  • 2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;
  • 3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);
  • 4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;
  • 5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники;
  • 6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.

Психология трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).

Труд, профессия, специальность. Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.

Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации:

  • 1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности;
  • 2) профессиональная подготовка;
  • 3) рациональные условия и организация трудового процесса;
  • 4) удобство и эффективность орудий труда;
  • 5) адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам;
  • 6) система безопасности труда, сохранения профессионального здоровья и долголетия, психологической поддержки работоспособности.

Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным и приобрело силу аксиомы утверждение, чти "психика человека проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности... происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности..." (Климов Е.А., 1996). Труд - это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности.

Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности. Профессия - это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности: труд психология профессиональный

  • 1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;
  • 2) целевая функция и характер результата труда;
  • 3) особенности субъекта труда - его знания, навыки, умения, способности;
  • 4) экономические и социальные стороны - трудоустройство, удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;
  • 5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.

Специальность - это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие "специальность" обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия - врач, специальность - терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками. представлена структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности. Она включает:

  • 1) мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);
  • 2) цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;
  • 3) программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;
  • 4) информационная основа деятельности - совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);
  • 5) процессы принятия решения - выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);
  • 6) психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);
  • 7) профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.

Профессиональная деятельность человека

Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.

Основываясь на анализе исходной проблемной ситуации и определении предмета профпсихологии. Сформулируем ее основные задачи:

  • 1) обоснование методологии профпсихологии, включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;
  • 2) разработка исследовательских методик, адекватных предмету профпсихологии, и проектирование собственных методов;
  • 3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка принципов и методики проектирования профессий;
  • 4) исследование психологических механизмов и закономерностей профессионального становления личности; определение факторов, детерминирующих динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального становления;
  • 5) изучение профессиональных деструкции специалиста: стагнации и деформаций личности, снижения профессиональной работоспособности;
  • 6) разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального развития личности и аттестации специалистов;
  • 7) психологическое сопровождение профессионального становления личности: поддержка, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии.

Исследовательские методы профпсихологии имеют общепсихологическое происхождение, методика отражает специфику предмета изучения.

При адаптивном поведении в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы самоприспособления, а также процессы подчинения среды исходным интересам человека. В деятельности специалист, как правило, руководствуется постулатом экономии сил и пользуется, главным образом, наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой.

На стадии профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта, возникают предпосылки для снижения профессиональной активности, профессионального роста специалиста, невосприимчивости к новому.

Однако несовпадение Я-действующего и Я~отраженного может приводить как к попыткам изменения своего внутреннего мира, так и к попыткам изменения внешней среды, своего окружения.

Эмпирическое Я человека с низким уровнем развития самосознания не позволяет ему освободиться от собственных эгоцентрических установок, утилитарно-отчужденной позиции. Человек с высоким уровнем развития самосознания способен выйти за пределы своего эмпирического Я, что создает условия для проявления в сознании и деятельности его творческого Я. Таким образом вектором профессионального развития выступает творческое Я личности.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии, качественно отличающиеся друг от друга уровнем развития самосознания: самоопределение, самовыражение и самореализация. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках "Я и высшее (творческое) Я". На этой стадии, формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность. Расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей миссии вступает в противоречие с возможностью реализации себя в профессиональной деятельности. Осознавая односторонность профессионального развития, человек преодолевает ее и тем самым удовлетворяет потребность во всестороннем развитии, т.е. потребность реализовать собственное творческое Я.

Основы экономической психологии

Экономическая психология, исследующая отражения человеком и группами людей экономической реальности, особенности и механизмы экономического поведения, сформировалась как самостоятельное междисциплинарное направление и отрасль научного знания в первой половине XX в. и в последнее время развивается достаточно интенсивно.

Как известно, экономическая теория изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем - отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека. А потому вопрос о том, как эти отношения отражаются в психологии людей, влияет психология человека каким-то образом на экономические отношения, экономическую теорию интересуют очень мало - по крайней мере, так было до недавнего времени.

Следовательно, актуальность развития отечественной экономической психологии можно объяснить следующими причинами: особенности социально-экономического развития (радикальные экономические преобразования, изменение экономических отношений, появление новых экономических субъектов); состояние внутренней готовности и возможности психологической науки; заинтересованность экономической науки в получении дополнительных фактов, закономерностей для решения вопросов на стыке экономики и психологии; накопленный психологической наукой исторический опыт интенсивного формирования научно-практических отраслей психологии в ответ на острые практические потребности общества в конкретный исторический период его развития; особенности отечественного менталитета, что приводит особый интерес к отдельным экономико-психологическим феноменам и проблемам, а именно: отношений к собственности, бедности и богатства, денег и отношение к ним; насущная практическая потребность (коммерческие организации, например, заинтересованы в быстром развитии отдельных направлений экономической психологии, таких как психология рекламы, поведение потребителей). Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что появление экономической психологии является, закономерным феноменом. А. Журавлев предлагает ряд критериев, по которым можно оценить реальное место экономической психологии в психологической науке как системе знаний: выполнение специализированных исследований экономико-психологической проблематик; наличие различных форм реально действующих профессиональных собраний специалистов по экономической психологии (семинаров, конференций); объем и значимость научных публикаций, как в научных журналах, так и в отдельных изданиях экономико-психологического характера; введение профессиональной подготовки экономических психологов на профильных психологических и других факультетах вузов; наличие институционально оформленных структурных подразделений в научных и учебных организациях. Анализ выделенных критериев позволяет определить перспективы развития экономической психологии в стране: создание специальной профессиональной ассоциации экономических психологов; публикация авторских монографий по экономической психологии; издание специализированного профессионального журнала по экономической психологии; введение в вузах специальности экономического психолога; увеличение количества диссертационных (кандидатских и докторских) работ по экономической психологии.

При рассмотрении предмета экономической психологии с позиций создания и моделирования новых экономических систем на макроэкономическом уровне экономическая психология по своим объектам и предметам, ближайшая к таким научным направлениям, как эргономика, организационная психология, социальная психология, психология управления и менеджмент, психология труда и инженерная психология, экономика и социология труда. Процесс анализа и функционирования экономических систем на макроэкономическом уровне, анализ их эффективности дает основания рассматривать экономическую психологию как дисциплину, объясняет закономерности отклонения от экономических законов и законов экономической социологии с точки зрения уникальности человеческого поведения на уровне больших групп, целых народов и государств.

Изучение экономической психологии связано с экономической теорией, экономическим поведением различных слоев населения, психологическими аспектами экономической политики, психологическими основами рынка потребления и целым рядом других проблем, а особенно - со стратегическим, инновационным менеджментом. Наиболее явно прослеживается связь экономической психологии с инженерной психологией, изучающей "человека среди машин"; эргономикой, психологией и социологией труда, сосредоточенных на "человеку в труде"; экономической теорией; социальной психологией, что имеет дело с "человеком среди людей"; менеджментом, маркетингом, социологией, политологией и философией. Рассмотрим связь экономической психологии с некоторыми, выше указанными, науками более детально.

Экономическая психология разрабатывает теорию и практику экономического поведения людей как конкретной формы социального поведения со своей спецификой, поэтому знание общих закономерностей поведения способствует пониманию экономического поведения. Именно поэтому экономическая психология тесно связана с социальной. Взаимосвязь экономической психологии и этики заключается в совместном изучении феномена делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности. На границе с психологией личности экономическая психология исследует влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенностей экономического поведения индивидов.

Экономическая психология очень тесно связана с экономической социологией, имеет подобную структуру и предметное поле. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, сознательным и бессознательным явлениям, связанных с отражением человеком экономической сферы жизнедеятельности и психологической регуляцией ее экономического поведения.

Экономическая психология относится к тому направлению психологической науки, потребность в котором вызвана социально-экономическими изменениями в стране, а методологический базис данного научного направления заложен всей историей взаимодействия экономики и психологии, субъектами экономической деятельности и процессами производства, обмена и потребления. Экономическая психология исследует человека в мире вещей, психологию участника хозяйственной деятельности, психологические закономерности регуляции поведения и деятельности человека в экономической среде общества. В широком смысле экономическая психология является психологией субъекта хозяйственных отношений, которым может быть один человек, нация, организация или государство.

Задача экономической психологии реализуются главным образом в прикладном плане - через распространение знаний о том, как можно повысить производственную эффективность - прежде всего на микроэкономическом уровне. Обоснование легитимности социально-экономических изменений, происходящих в обществе, позволит экономической психологии на макро-экономическом уровне объяснить всем слоям населения экономическую стратегию страны именно через экономические интересы, стимулы и мотивацию к труду в условиях имущественных, финансовых и других прав граждан.

Список литературы

  • 1. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.
  • 2. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992.- 221 с.
  • 3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1986.
  • 4. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М., 1986.
  • 5. Котелова Ю.В. Из истории советской психологии труда // Вопросы психологии. 1967.№ 5.
  • 6. Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1963.
  • 7. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1962.
  • 8. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для ВУЗов/ Е.А. Климов - М.,1998.-350 с.
  • 9. Леонова А.В. Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития. -- М.:Радикс,1995.-253с.
  • 10. Лихи Т. История современной психологии.-3-е изд.-СПб.:Питер,2003. --448с. - (Серия "Мастера психологии").
  • 11. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./Под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. --384с.
  • 12. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ под ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352с.

Труд создал человека. Возможно, кто-то с этим не согласится, назвав это утверждение материалистичным и неактуальным, но оспорить истину о том, что труд играет в нашей жизни одну из ведущих, главенствующих ролей, сложно. Одни в трудовой деятельности видят способ для самоутверждения и построения карьеры, другие трудятся ради денег и лучшей жизни, третьи видят в труде возможность для самовыражения и самосовершенствования. Наконец, трудовая деятельность в коллективе - это способ социализации и «выживания» в современном мире.

Так как трудовая деятельность занимает очень большую часть нашей жизни, важно, чтобы ее направление, организация и структура соответствовали психологическим особенностям личности, характеру, темпераменту и уровню притязаний, наконец. Кроме того, очень важным вопросом является правильная организация труда и обустройство рабочего места, что оказывает серьезное влияние на повышение производительности и понижение энерго- и трудозатрат. Этими вопросами занимается отдельная которая изучает психологические аспекты трудовой деятельности и отношение человека к труду. Предмет психологии труда - это человек в трудовых условиях, становление его как профессионала, мотивация и адаптация к труду, и психологические особенности, раскрывающиеся в различных сферах деятельности.

Данное направление в психологии возникло в начале XX века, когда бурный рост промышленного производства потребовал увеличения производительности и интенсивности труда. Одни владельцы фабрик и заводов делали это за счет продления рабочего дня и увеличения объема работ, а другие задумались над альтернативными способами, созданием более комфортных условий, научной организации деятельности, повышением квалификации работников, введением различных социальных стимулов. Это дало результаты, и на таких предприятиях значительно возросла. Стало понятно, что психология и труд - два понятия, тесно связанных между собой.

Психология труда имеет несколько направлений. Одно из них связано с профориентационным отбором. Каждый человек имеет набор индивидуальных характеристик, профессиональных способностей, которые показывают его склонность к той или иной деятельности. Чтобы выявить эти способности и помочь человеку определиться с выбором профессии, разработаны специальные тесты.

Психология труда также занимается изучением различных внешних условий, влияющих на интенсивность и продолжительность работы, ее монотонность и тяжесть, режим трудовой деятельности. Специальные методики, разработанные специалистами-психологами, измеряют степень утомляемости и снижения работоспособности, что помогает создать оптимальные условия для работы. Эта область науки тесно связана с физиологическими особенностями человека. Еще одной важной задачей психологии труда является обеспечение безопасности. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций на производстве помогает в разработке особых средств и рекомендаций, а также систем тренировок и упражнений, развивающих психологические качества работников и позволяющих предотвращать на аварийно опасных предприятиях.

Психология труда занимается также вычленением и изучением необходимых для той или иной профессии. Качественное описание важных профессиональных особенностей называется профессиограммой. Ее составление находится в ведении еще одного направления науки - психологии профессий.

Психология труда, как и являются очень важными предметами для изучения не только специалистами-психологами, но и руководителями предприятий, с целью повышения эффективности работы их сотрудников, а также учителями школ, которые должны помогать своим ученикам в определении будущей профессии и знать, каким образом можно выявить их профессиональные склонности.

отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда. В настоящее время исследования по П. т. проводятся в различных отраслях производства, культуры и науки. В рамках П. т. сложились промышленная психология, транспортная психология, авиационная психология, космическая психология и т. п., большое значение приобретают исследования в сфере управления и обслуживания. Зарождение зарубежной П. т. связывают с созданием системы Тейлора. В России рабочие движения человека, физиологические критерии установления продолжительности рабочего дня и др. впервые стал изучать И. М. Сеченов. Дальнейшие исследования в данном направлении стали проводиться в рамках психотехники. Однако окончательное признание П. т. получила лишь в середине 50-х гг. В современной П. т. можно выделить следующие направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности человека, пути формирования профессиональной пригодности, воспитание положительной профессиональной мотивации, оптимизация отношений в трудовых коллективах, психолого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения, формирование мастерства, психологические вопросы профессиональной ориентации и консультации и др. Методы П. т.- эксперимент (естественный и лабораторный), наблюдение, интервью, анкетные обследования, трудовой метод изучения профессий и др. Дальнейшая разработка методов П. т. предполагает проведение исследований по совершенствованию способов регистрации изучаемых параметров. П. т. органически связана с другими отраслями психологии (социальной, педагогической, инженерной и основывается на общих с ними принципах, использует их достижения и методы. П. т. координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой, технической эстетикой, а также с техническими дисциплинами.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

область психологии, изучающая закономерности проявления различных психологических механизмов в деятельности трудовой, закономерности формирования конкретных форм этой деятельности и отношения человека к труду. Ее объект - деятельность индивида в производственных условиях и в условиях воспроизводства его рабочей силы. Ее основы формировались под воздействием медицины, физиологии, техники, социологии и политэкономии.

Чрезвычайно разветвленная дисциплина - основа для развития областей, соотносимых с конкретными видами деятельности: психологией инженерной, психологией авиационной, психологией управления, и пр.

Выделяются следующие основные направления ее исследований:

1) рационализация труда и отдыха;

2) динамика работоспособности;

3) формирование профессиональной мотивации и пригодности профессиональной;

4) оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются эксперимент естественный и лабораторный, наблюдение, интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения профессий.

Психология труда отказалась от представлений о существовании двух разомкнутых циклов: производства и потребления, где человек попеременно и независимо выступает то как производитель, то как потребитель. С ее позиций, рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.

Исходным моментом для включения некоей дисциплины в решение проблем совершенствования труда служило признание того, что организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника - на его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни - оборачиваются прибылью в сфере производства. При этом каждая из дисциплин внесла свой вклад в развитие психологии труда и формулировку ее задач.

Началом формирования психологии труда в качестве самостоятельной дисциплины принято считать появление книг Г. Мюнстерберга "Психология и эффективность производства" (1913) и "Основы психотехники" (1914). Существенный вклад в изучение труда был сделан И. М. Сеченовым, чьи работы "Физиологические критерии для установки длины рабочего дня" (1897), "Очерк рабочих движений человека" (1901) и прочие положили начало исследованиям рациональной организации и проектирования деятельности трудовой. Но потребовалось длительное время на то, чтобы психология труда преодолела эклектичность своего наследия, выделила собственный предмет и дала импульс своим новым ответвлениям.

Главные задачи психологии труда непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника.

1.1 Предмет и задачи психологии труда.

1.1.1 Психология труда как самостоятельная дисциплина

Существует много определений этой науки:

«Психология труда », это …..

· наука, связанная с исследованием психических явлений в процессе работы.

· наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

· область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в процессе труда различных психологических механизмов.

Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах . В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях». Психологией труда в широком смысле называют «комплекс научных дисциплин о труде, как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее системообразующего фактора»

Последнее определение является достаточно емким, но, по сути, является определением не одной науки «психология труда», а целого ряда научных дисциплин - эргономики, инженерной психологии, социологии, экономической психологии и т. д., и поэтому не подходит для определения конкретной дисциплины.

Если попытаться обобщить и сжать все вышеприведенные описания данной науки, то можно дать следующее определение:

1.1.2 Основные задачи и направления исследований

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда.

Выделяются следующие основные направления исследований:

§ способы повышения производительности труда

§ рационализация труда и отдыха,

§ формирование профессиональной мотивации

§ оценка профессиональной пригодности

§ оптимизация отношений в трудовых коллективах.

§ психологическая подготовка молодежи к трудовой деятельности

§ проблемы и кризисы профессионального развития

§ профессиональные стрессы и конфликты

§ психология безопасности труда

В качестве методов исследования в психологии труда используются:

§ естественный и лабораторный эксперимент

§ наблюдение,

§ интервью,

§ анкетные обследования,

§ психологические тесты,

§ тренажеры,

§ метод функциональных проб и другие методы.

1.1.3 Прикладное значение психологии труда

Как и вся психология в целом, психология труда принципиально отличается от многих других наук о человеке (анатомии, физиологии, антропологии) нематериальностью своего предмета - психики человека . Труд нельзя свести к биомеханике и физиологии. В частности, трудность и тяжесть работы зависит не от ее физических параметров, а от субъективного психологического отношения к процессу труда. Спичка очень легкая. Но если предложить человеку целый день перекладывать спички слева направо и наоборот, то такой труд будет казаться изнурительным и тяжелым. Если же предложить тому же человеку перекладывать пачки денег, с условием, что каждая тысячная пачка будет его, то он будет делать это с энтузиазмом, не замечая усталости. Работа кажется тяжелой, когда она бессмысленна, делается под принуждением, когда в ней отсутствует творческое начало. Поэтому одной из задач психологии труда является создание условий для повышения притягательности трудовой деятельности для человека, обогащение ее творческим началом и положительными эмоциями.

Как показывают многие теоретические и экспериментальные исследования последних лет, мотивация человека к производительному труду может с успехом осуществляется не только и не столько деньгами, а другими «высшими» факторами - стремлением к творческой самореализации, исследовательской мотивацией, желанием получить одобрение товарищей по работе, ощущением причастности к масштабным планам общества и т. д. Примерами действия этих «надматериальных» факторов мотивации являются трудовые подвиги советского народа при освоении целинных земель и строительстве Байкало-Амурской магистрали.

1.1.4 Проблема предмета психологии труда.

По одному из определений, предмет психологии труда - это субъект труда , т.е. «работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности» . С точки зрения этих авторов, субъект труда (работающий человек) рассматривается как "носитель" предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Однако, в таком случае, определение предмета данной науки дано излишне узко, ибо получается, что психология труда изучает только человека в отрыве от трудового процесса и производственной среды - то есть объекта труда. Под объектом труда чаще всего понимают "конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства, цели и задачи труда, а также правила исполнения работы и условия ее организации ". Поэтому более правильным будет расширение первоначального определения до следующего варианта:

Что же касается психологических явлений, указанных в данном определении, то, как известно, они бывают четырех типов: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности и психические образования . Соответственно, предметом психологии труда могут все эти явления без исключения (Табл. 1.1).

Табл. 1.1 Психические явления, являющиеся предметом психологии труда

Психические явления

Примеры изучения психологией труда

Психические процессы

Процесс внимания у оператора атомной электростанции.

Пространственное восприятие у водителя автотранспорта.

Особенности логического и интуитивного мышления у биржевых аналитиков.

Психические состояния

Состояние профессионального стресса у работников МЧС при ликвидации последствий техногенных катастроф.

Состояние профессионального выгорания у врачей-онкологов.

Состояние фрустрации у профессиональных спортсменов после череды поражений.

Психические свойства

личности

Оценка профессиональных личностных качеств претендента на рабочее место в процессе профотбора.

Учет особенностей личности школьника при подборе возможных процессий во время индивидуальной профессиональной ориентации.

Психические образования:

Поиск оптимального способа формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения работников сложными сенсомоторными операциями при конвейерном производстве.

Поэтому можно схематично изобразить понимание предмета труда следующим образом (Рис. 1.1):

Рис. 1.1 Предмет «Психологии труда»

1.2 Дисциплины, смежные с «Психологией труда»

1.2.1 Психология труда и другие науки

Многие самостоятельные науки в рамках своих методологических подходов рассматривают некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к предмету научной дисциплины «Психологии труда».

Философия (объект и субъект труда, труд как источник возникновения человека, как регулятор общественных связей).

Социология (общественная организация труда, социальные факторы выбора профессии, отношение молодежи к труду, реабилитация инвалидов и т. д.)

Педагогика (трудовое воспитание, производственное обучение, формирование творческого отношения к труду).

Экономика (производительность труда, нормирование труда, оплата труда).

Юриспруденция (трудовой договор, коллективный договор, обязанности работника и администрации, порядок рассмотрения трудовых споров).

Физиология труда (работоспособность, утомление, режим труда и отдыха, рабочие позы, напряженность труда).

Гигиена и санитария (санитарное нормирование факторов производственной среды, запыленность, загазованность).

Врачебно-трудовая экспертиза (потеря трудоспособности, инвалидность, степень утраты трудоспособности).

В качестве примера тесной взаимосвязи между «Психологией труда» и другими фундаментальными науками о человеке можно привести взгляды на труд известного философа и экономиста Карла Маркса. Его работы оказали глубочайшее влияние на отечественную философию, которая, опираясь на его работы, определяет труд как «целенаправленную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удов-летворения своих потребностей» .

Согласно представлениям К. Маркса, труд человека носит целенаправленный характер в отличие от деятельности животных, основанной на «слепых» инстинктах. В своей главной работе «Капитал» К. Маркс писал:

«Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней силы, и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда... Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» .

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «направленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд — это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки его мировоззренческие принципы.

Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано, прежде всего, с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Труд — это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует, поэтому, планирования и контроля исполнения, он всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины». .

1.2.2 Отрасли психологии, примыкающие к «Психологии труда»

В настоящее время на стыке социологии, экономики, инженерного дела, с одной стороны, и психологии труда - с другой, формируются новые научные дисциплины и направления научно-прикладных исследований, насыщенные межпредметными связями и понятиями (Рис. 1.2). Некоторые из этих дисциплин только зарождаются, а некоторые еще не отделились друг от друга. Так, например, такие дисциплины как «Психология управления», «Психология кадрового менеджмента» и «Организационная психология» весьма близки между собой как по кругу изучаемых вопросов, так и по используемым методам. С другой стороны, имеются и синтетические науки, развивающие междисциплинарный подход при изучении трудовой деятельности. Примером таких наук является эргономика.


Рис. 1.2 Связь психологии труда с другими науками.

В «Общей психологии» наиболее близким разделом к «Психологии труда» является раздел «Психология деятельности», а так как социально обусловленная деятельность бывает разных видов, то, соответственно, смежными дисциплинами будут: «Психология профессионального обучения», «Спортивная психология», «Психология безопасности труда», «Психология здоровья», «Инженерная психология» и т. д.

Например, «Инженерная психология » занимается изучением взаимодействия человека и различных технических устройств. Это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина». Нередко причиной аварии на производстве является так называемый «человеческий фактор» - то есть несоответствие человека и технической системы, которой он управляет. Это может быть скорость его реакции, объем перерабатываемой информации, его анатомические особенности и т. д. Поэтому инженерная психология изучает информационное и эргономическое взаимодействие человека со сложной техникой, а также функциональное состояние человека-оператора в процессе деятельности (особенно - в напряженных и экстремальных условиях). В связи с все более узкой специализацией в последнее время можно говорить о выделении из инженерной психологии таких научных направлений, как авиационная психология, космическая психология, промышленная психология и т. д.

«Организационная психология » (иногда ее обозначают как «Психология управления») исследует психологические аспекты взаимоотношения между работниками в процессе труда, особенно - в больших организациях. К ее задачам относятся условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, особенности иерархических взаимоотношений людей в трудовых коллективах и влияние этих отношений на трудовые процессы, а также вопросы личностного развития, как отдельных работников, так и трудовых коллективов в целом.

В последнее время в России как самостоятельная дисциплина активно развивается «Психология кадрового менеджмента », задачей которой является изучение закономерностей оптимального подбора и сопровождения кадров предприятия в процессе их адаптации к трудовой деятельности и становления профессионализма работников.

Еще одна научная дисциплина, примыкающая к «Психологии труда» - это «Эргономика ». Данная наука позиционируется как комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук в виде системы "человек - коллектив - машина - среда - социум - культура - природа", которую обозначают как "эргономическая система". Как это часто бывает при формировании нового научного направления, взгляды разных ученых на предмет эргономики этой науки могут различаться. Согласно одному из определений, «предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению» .

Загрузка...