Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Какой фактор эволюции человека относится социальным. Факторы эволюции человека. Просмотр содержимого документа «4. Кодограмма. Человеческие расы»

Обезьяны начали ходить прямо не сразу. Изменение окру-жающей среды — переход из лесов для проживания на открытые местности вызвали у некоторых из них склонность к прямохож-дению, которая сохранялась и усовершенствовалась в течение миллионов лет в процессе борьбы за существование и естествен-ного отбора. Прямохождение ограничило двигательную актив-ность человекообразных обезьян, что привело к сращиванию и неподвижному состоянию костей крестца. А это, хотя и несколько затрудняло роды, давало возможность видеть издалека приб-лижающуюся опасность, высвобождало руки для изготовления орудий.

Появление сознания

см. Появление сознания

Изготовление орудий труда

В начале процесса формирования человека его руки ещё не были хорошо развиты и выполняли только простые движения. Благодаря мутационной изменчивости, борьбе за существование и естественному отбору сохранялись особи с изменёнными рука-ми, способными выполнять трудовые операции. Потребовались миллионы лет, чтобы первые человекообразные обезьяны смог-ли не только использовать готовые предметы (камни, палки) в качестве орудий, но и научиться их изготавливать. Создание орудий труда приводило к появлению все больших отличий между руками человека и обезьяны и уменьшало его зависимость от внешней среды. Именно это имел в виду Ф. Энгельс, когда отметил, что человека создал труд.

Община (социогенез)

см. Первобытное общество

Важную роль в процессе превращения обезьяны в человека играло проживание в общине. Любой индивид, обладающий орудием, не мог один противостоять нападению хищных животных. Поэтому древнейшие и древние люди стали прожи-вать в общинах. Таким образом они защищались от хищных животных, охотились, воспитывали детей. Старейшины общины учили молодых членов изготовлять орудия, способам охоты, хранить огонь, находить съедобные растения и животных.

У древних людей формировались первобытнообщинные отношения, а именно, забота о раненых и больных членах общины, похороны умерших. В общине проживало по 50-100 человек. Проживание в общине имело огромное значение. Выживали общины, которые умели противостоять в борьбе за существование, хорошо охотиться, обеспечивать себя пищей, заботиться друг о друге, способствовать снижению смертности среди стариков и детей, преодолевать неблагоприятные условия проживания. Остальные общины погибали.

Появление речи

С развитием трудового процесса все более становилась очевидной полезность взаимопомощи. Опыт, который люди накапливали познавая окружающую среду, вообще природу, передавался из поколения и усовершенствовался. Проживание в общине позволяло её членам общаться между собой при помощи звуков, жестов и мимики. Постепенно не развитые у обезьян гор-тань и ротовой аппарат в результате наследственнойизменчивости и естественного отбора превратились у человека в речевой орган. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Человек и высшие животные реагируют на внешние предметы и события при непосредственном участии зрения, слуха и других органов чувств. В отличие от высших животных, у человека развита вторая сигнальная система. Человек воспринимает внешние сигналы через слова. Это — признак, качественно отличающий друг от друга высшую нервную деятельность человека и животных. Благодаря речи, совместному труду развивались общественные отношения, которые укрепляли взаимодействие людей.

Использование огня

В процессе возникновения человека важную роль играло также потребление приготовленной на огне пищи. Охота и рыболовство позволяли питаться не только растительной, но и смешанной пищей, что само собой явилось причиной сокра-щения длины кишечника. Потребление приготовленной на огне пищи на протяжении тысячелетий постепенно облегчало нагрузку на жевательный аппарат, в результате чего ребро верхней кости, соединяющей мощные жевательные мышцы у обезьян, утратило своё биологическое значение.

На этой странице материал по темам:

  • Социальные факторы эволюции человека:борьба

  • Социальные факторы эволюции человека это что?

  • Социальный фактор эволюциии орудий труда

  • Что является важнейшим социальным фактором эволюции человека

  • Факторы эволютции человека социальнве

Вопросы к этой статье:

  • Перечислите социальные факторы, обусловившие возникновение человека.

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Биология

Учебник для 10-11 классов

Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что ее движущими силами были не только биологические, но и социальные факторы, причем именно последние имели решающее значение в процессе становления человека и продолжают играть ведущую роль в развитии современного человеческого общества.

Биологические факторы эволюции человека. Человек, как любой другой биологический вид, появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции живого мира. Каким же образом естественный отбор способствовал закреплению тех морфологических особенностей человека, которыми он отличается от ближайших родственников среди животных?

Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела. Дело в том, что увеличение размеров тела сопровождается возрастанием абсолютных, но снижением относительных (т. е. на единицу массы тела) потребностей в пище. Крупные животные могут позволить себе питание менее калорийной пищей. Сокращение площади тропических лесов усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем. Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность (саванну). Примером служат павианы. Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом вне конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян. Они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле. И только гоминиды решили вставшие перед ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах. Почему этот способ передвижения оказался для них выгодным?

Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5-6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным. Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда.

Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Судя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение. В технологии изготовления орудий сокращалось число сильных ударов, увеличивалось количество мелких и точных движений кисти и пальцев, фактор силы стал уступать фактору точности и ловкости.

Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. На черепе человека постепенно исчезли те костные выступы, к которым у обезьян крепятся мощные жевательные мышцы. Череп стал более округлым, челюсти - менее массивными, лицевой отдел - выпрямленным (рис. 101).

Рис. 101. Изменение пропорций черепа в ходе эволюции гоминоидов

Орудие труда может быть сделано только в том случае, если в воображении его создателя складывается мысленный образ и осознанная цель труда. Трудовая деятельность человека помогала развитию способности воспроизводить в уме связные представления о предметах и манипуляциях с ними.

Предпосылкой к развитию речи должен был служить достаточно развитый мозг, позволивший человеку ассоциировать разнообразные звуки и представления. Речь обязана своим происхождением подражанию и видоизменению различных естественных звуков (голосов животных, инстинктивных криков самого человека). Преимущества сплочения сообщества с помощью речевых сигналов становились очевидными. Тренировка и подражание делали речь все более членораздельной и совершенной.

Таким образом, отличительные особенности человека - мышление, речь, способность к орудийной деятельности - возникли в ходе и на основе его биологического развития. Благодаря этим особенностям человек научился противостоять неблагоприятным воздействиям среды в такой мере, что его дальнейшее развитие стало определяться не столько биологическими факторами, сколько умением создавать совершенные орудия труда, устраивать жилища, добывать пищу, разводить скот и выращивать съедобные растения. Формирование этих навыков происходит путем обучения и возможно только в условиях человеческого общества, т. е. в социальной среде. Поэтому орудийную деятельность наряду с общественным образом жизни, речью и мышлением называют социальными факторами эволюции человека. Дети, выросшие изолированно от людей, не умеют говорить, не способны к умственной деятельности, к общению с другими людьми. Их поведение больше напоминает поведение животных, среди которых они оказались вскоре после рождения.

Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Другими словами, антропогенез неотделим от социогенеза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества - антропосоциогенез.

Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Биологические факторы играли решающую роль на ранних этапах эволюции гоминид. Почти все они продолжают действовать в настоящее время. Мутационная и комбинативная изменчивость поддерживают генетическую разнокачественность человечества. Колебания численности людей во время эпидемий, войн случайным образом меняет частоты генов в популяциях человека. Перечисленные факторы совместно поставляют материал для естественного отбора, который действует на всех стадиях развития человека (выбраковка гамет с хромосомными перестройками, мертворождения, бесплодные браки, смерть от болезней и др.).

Единственным биологическим фактором, утратившим свое значение в эволюции современного человека, является изоляция. В эпоху совершенных технических средств передвижения постоянная миграция людей привела к тому, что почти не осталось генетически изолированных групп населения.

За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не изменился. Но это не означает прекращения эволюции человека как биологического вида. Следует заметить, что 40 тыс. лет - это всего лишь 2% от времени существования человеческого рода. Уловить морфологические изменения человека за столь короткий в геологическом масштабе отрезок времени крайне сложно.

По мере становления человеческого общества возникла особая форма связи между поколениями в виде преемственности материальной и духовной культуры. По аналогии с системой наследования генетической информации можно говорить о системе наследования культурной информации.

Их отличия заключаются в следующем. Генетическая информация передается от родителей к потомкам. Культурная информация доступна любому человеку. Смерть человека приводит к безвозвратному исчезновению уникальной комбинации его генов. Напротив, опыт, накопленный человеком, вливается в общечеловеческую культуру. Наконец, скорость распространения культурной информации гораздо больше скорости передачи генетической информации. Следствием указанных различий является то, что современный человек как социальное существо развивается гораздо быстрее, чем как существо биологическое.

Человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро-австралоидную). Расы - это большие группы людей, отличающиеся некоторыми внешними признаками, такими, как цвет кожи, глаз и волос, форма волос, черты лица. Формированию расовых признаков способствовало то, что расселение человека по Земле 100-10 тыс. лет назад проходило немногочисленными группами, составлявшими небольшую часть исходной популяции. Это приводило к тому, что вновь образовавшиеся изолированные популяции отличались друг от друга концентрациями тех или иных генов. Так как народонаселение Земли в течение этого периода было очень невелико (не более 3 млн человек 15 тыс. лет назад), вновь образовавшиеся популяции в разных частях света развивались изолированно друг от друга. В разных климатических условиях под действием естественного отбора на основе отличающихся генофондов сформировались характерные внешние черты человеческих рас. Однако это не привело к образованию разных видов, и представителей всех рас относят к одному биологическому виду - человек разумный. По способности к познанию, к трудовой деятельности, творческим способностям все расы одинаковы.

§ 38. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Качественные отличия человека

В настоящее время расовые признаки не являются приспособительными. Увеличение народонаселения, резкое снижение уровня изоляции популяций, постепенное исчезновение расовых, этнических и религиозных предрассудков приводят к размыванию межрасовых различий. По-видимому, в будущем эти различия должны исчезнуть.

  1. Что подразумевают под биологическими и социальными факторами эволюции человека?
  2. Антропогенез неотделим от социогенеза. Обоснуйте это утверждение.
  3. На конкретных примерах покажите, что уникальные биологические формы (какой, бесспорно, является человек) могут формироваться в результате действия обычных биологических факторов.
  4. Подводя итоги обсуждению возможных способов развития человека из некоторой низшей формы, Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» сделал вывод, что «имеющиеся у человека физические признаки приобретены в результате действия естественного отбора, а некоторые - полового отбора». Герцог Аргайль заметил, что в целом «организация человека отклонилась от организации животных в сторону большей физической беспомощности и слабости - уклонение, которое из всех других всего меньше можно приписать естественному отбору». Дарвин блестяще вышел из этой ситуации. А что бы ответили вы с позиций современных знаний об эволюции человека?
  5. Продолжается ли эволюция человека как биологического вида? Как вы считаете, останется ли человек разумный единым видом?
  6. Приведите примеры, доказывающие, что культурное развитие человечества идет гораздо быстрее, чем биологическое. Почему?

1. Укажите временные границы и продолжительность архейской эры.
Временные границы: 3500 – 2600 млрд. лет назад.
Продолжительность: 900 млн. лет.

2. Закончите предложение.
Ключевым событием, обусловившим разделение органического мира на растительный и животный, было возникновение фотосинтеза.

3. Раскройте эволюционные перспективы, открывшиеся перед живыми организмами в связи с переходом к эукариотическому типу организации.
1. Диплоидность, возникшая вместе с оформленным ядром, позволила сохранять мутации в гетерозиготном состоянии и использовать их как резерв наследственной изменчивости для дальнейших эволюционных преобразований.
2. Половой процесс и гетерозиготность повысили жизнеспособность особей и увеличили их шансы в борьбе за существование.
3. Диплоидность и генетическое разнообразие обусловило неоднородность строения клеток и объединение их в колонии, что далее повлекло за собой «разделение труда» между клетками, то есть образование многоклеточности.

4. Укажите основные преимущества, приобретенные живыми организмами при переходе к многоклеточному типу организации.
1. Дифференцировка клеток создала большое разнообразие клеточных типов, что расширило структурные и функциональные возможности организма в целом.
2.

§ 66. Факторы эволюции человека

Сам организм стал единым целым со сложным и тонким взаимодействием его частей и соответствующим реагированием на окружающую среду.

5. Закончите предложение.
Организмами, у которых впервые возник половой процесс, были простейшие.

6. Заполните таблицу.

7. Укажите временные границы протерозойской эры и ее продолжительность.
Временные границы: 2600 млрд. – 600 млн. лет назад.
Продолжительность: около 2 млрд. лет.

8. Перечислите основные группы организмов, представляющих живой мир в протерозойской эре.
Морские водоросли, бактерии по берегам водоемов, губки, кишечнополостные, некоторые членистоногие.

Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека

Биологические факторы эволюции человека - наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца - наследственные изменения, которые способствовали прямохождению; 2) изменения передних конечностей - противопоставление большого пальца остальным пальцам - формирование руки. Усложнение строения и функций головного мозга, позвоночника, руки, гортани - основа формирования трудовой деятельности, развития речи, мышления.

Социальные факторы эволюции - труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный образ жизни. Социальные факторы - основное отличие движущих сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира.

Главный признак трудовой деятельности человека - способность изготавливать орудия труда. Труд - важнейший фактор эволюции человека, его роль в закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека.

Биологические факторы играли решающую роль на ранних этапах эволюции гоминид. Почти все они продолжают действовать в настоящее время. Мутационная и комбинативная изменчивость поддерживают генетическую разнокачественность человечества. Колебания численности людей во время эпидемий, войн случайным образом меняет частоты генов в популяциях человека. Перечисленные факторы совместно поставляю материал для естественного отбора, который действует на всех стадиях развития человека (выбраковка гамет с хромосомными перестройкам, мертворождения, бесплодные браки, смерть от болезней и др.) В некоторых районах нашей планеты темп мутационного процесса повысился из-за загрязнения природы химическими веществами и радиацией. Мутации и генетические комбинации поддерживают генетическую уникальность каждого человека.

Единственным биологическим фактором, утратившим своё значение в эволюции современного человека, является изоляция. Раньше ее роль была огромной и эволюция человека шла путем дивергенции, возникли расы. В эпоху совершенных технических средств передвижения постоянная миграция людей привела к тому, что почти не осталось генетически изолированных групп населения.

За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не изменился. Но это не означает прекращение эволюции человека как биологического вида.

Современные представления об эволюции. Формирование представлений о происхождении человека

Следует заметить, что 40тыс лет — это всего лишь 2% от времени существования человеческого рода. Уловить морфологические изменения человека на столь короткий в геологическом масштабе отрезок времени крайне сложно.

По мере становления человеческого общества возникла особая форма связи между поколениями в виде преемственности материальной и духовной культуры. По аналогии с системой наследования генетической информации можно говорить о системе наследования культурной информации. Их отличия заключаются в следующем. Генетическая информация передаётся от родителей к потомкам. Культурная информация доступна любому человеку. Смерть человека приводит к безвозвратному исчезновению уникальной комбинации его генов. Войны и революции привели к обеднению генофонда целых стран и народов. Напротив опыт, накопленный человеком, вливается в общечеловеческую культуру. Наконец, скорость распространения культурной информации гораздо больше скорости передачи генетической информации. Следствием указанных различий является то, что современный человек как социальное существо развивается гораздо быстрее, чем как существо биологическое.

Ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека. Ослабление их роли на современном этапе развития общества, человека и возрастание значения социальных факторов.

В ходе эволюции человек приобрел величайшее преимущество. Он научился поддерживать гармонию между своим неизменяющимся телом и изменяющейся природой. В этом заключается качественное своеобразие эволюции человека.

Эволюционное учение является теоретической основой биологии. Оно изучает причины и механизмы исторического развития всех живых организмов. Эволюция человека имеет свои особенности и факторы.

Что такое антропология

Согласно эволюционному учению, человек как формировался на протяжении длительного промежутка времени. Процессы его исторического развития изучает наука антропология.

Возникновение человека имеет свои характерные особенности. Они заключаются в том, что на процесс становления влияют как социальные, так и биологические К первой группе относятся способность к труду, речь, Биологическим фактором эволюции человека является, в частности, борьба за существование. А также естественный отбор и наследственная изменчивость.

Основные положения эволюционной теории

Согласно теории Чарльза Дарвина, условия внешней среды могут вызывать изменения в строении живых организмов. Если они не наследуются, то их роль в процессе эволюции незначительна. У некоторых особей изменения происходят в половых клетках. В этом случае признак передается по наследству. Если он оказывается полезным в определенных условиях, то у организмов больше шансов на выживание. Они успешно адаптируются и дают плодовитое потомство.

Борьба за существование

Основным биологическим фактором эволюции человека является Ее суть заключается в возникновении конкуренции между организмами. Причиной ее появления является несоответствие между способностью разных видов к пище и размножению. В результате выживает вид, который смог наилучшим образом приспособиться к конкретным условиям.

Несмотря на то что процесс возникновения современного человека подчинялся общим закономерностям, существует и ряд отличий. Естественный отбор происходил не только по силе, ловкости и выносливости. Кроме этих физических признаков, особое значение играл и уровень умственного развития. Больший шанс выжить имели особи, которые научились изготавливать самые примитивные орудия труда и пользоваться ими, общаться с собратьями по племени, действовать сообща.

Естественный отбор

В ходе борьбы за существование происходит естественный отбор - биологический процесс, в ходе которого адаптированные особи выживают и активно размножаются. Те, кто приспособиться не смог, погибают.

Таким образом, биологическим фактором эволюции человека является и естественный отбор. Его особенностью было то, что выживали особи с ярко выраженными социальными чертами. Самыми жизнеспособными оказывались люди, которые изобретали новые орудия труда, приобретали новые навыки и социализировались. С течением времени значение естественного отбора в процессе антропогенеза уменьшалось. Это связано с тем, что древние люди постепенно научились строить, облагораживать и отапливать жилища, изготавливать одежду, выращивать растения, приручать животных. В результате этого значение естественного отбора постепенно уменьшалось.

Наследственная изменчивость

Биологическим фактором эволюции человека является и наследственная изменчивость. Это свойство живых организмов заключается в способности приобретать новые признаки в процессе своего развития и передавать их по наследству. Естественно, эволюционное значение в процессе антропогенеза имели только полезные признаки.

Человека сближает с млекопитающими животными целый ряд сходных биологических черт. Это наличие молочных и потовых желез, волосяного покрова, живорождение. Полость тела разделена мышечной перегородкой диафрагмой на грудную и брюшную части. Сходными признаками являются отсутствие ядер в красных кровяных тельцах эритроцитах, наличие альвеол в легких, общий план строения отделов скелета, дифференцированные зубы. И у человека, и у животных присутствуют рудиментарные (недоразвитые) органы. К ним относятся аппендикс, третье веко, зачатки второго ряда зубов и другие. Ученым известны случаи рождения людей с характерными чертами животных - развитым хвостом, сплошным волосяным покровом, дополнительным количеством сосков. Это является дополнительным доказательством от животных. Но в процессе антропогенеза сохранились только самые полезные признаки.

Специфическими только для человека являются такие биологические черты:

Прямохождение;

Увеличение мозгового и уменьшение лицевого отдела черепа;

Сводчатая стопа с сильно развитым большим пальцем;

Подвижная кисть, противопоставление большого пальца остальным;

Увеличение объема головного мозга, развитие его коры.

Биологическая эволюция человека тесно связана с социальной. Например, умение разводить огонь и готовить пищу привело к уменьшению размера зубов и длины кишечника.

Биологические факторы эволюции человека являются необходимым условием для формирования социальных, которые в совокупности привели к появлению на Земле человека разумного.

Задачи.


«2. Карточка у доски»

Просмотр содержимого документа
«3. Карточки»

Время существования на Земле, объем мозга, использование орудий и огня: австралопитеком, человеком умелым, архантропом, палеоантропом.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.

Характеристика строения и образа жизни людей современного типа.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.

Характеристика строения и образа жизни древних людей.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.

Происхождение людей и расселение современного типа.

Просмотр содержимого документа
«4. Кодограмма. Человеческие расы»

Тема: Факторы эволюции человека. Расы

1. Факторы эволюции

Биологические факторы: наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция, дрейф генов, популяционные волны – сформировали человека современного типа.

40 000 лет не меняется физический облик человека, но факторы продолжают действовать, правда снизилась роль отбора.

Социальные факторы: общественный образ жизни, орудийная деятельность, речь и мышление выходят на первое место.

2. Человеческие расы


Е

вропеоидная – светлая кожа, вырабатывается достаточное количество противорахитного витамина D , сохраняющего в костях кальций. Узкий большой нос способствует согреванию воздуха.

Э

кваториальная (австрало-негроид-ная) – темная кожа препятствует избыточному образованию витамина D в коже, курчавые волосы, широкий и плоский нос?

Азиатско-американская (монголоидная) – жесткие прямые волосы, уплощенность лица, сильно выдающиеся скулы, эпикантус (?)

Три большие расы, не менее 25 малых рас, множество расовых групп – результат наследственной изменчивости, естественного отбора, изоляции, дрейфа генов. Приводят к морфологическим адаптациям!

Просмотр содержимого документа
«Факторы эволюции человека»

Урок. Факторы эволюции человека

Задачи. Сформировать знания о биологических и социальных факторах эволюции человека. Дать характеристику человеческим расам, формированию морфологических особенностей человеческих рас как результата адаптаций к различным условиям проживания.

Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Первые люди", сообщить о зачете на следующем уроке.

1. Факторы эволюции

Биологические факторы эволюции – наследственная изменчивость, естественный отбор, популяционные волны, изоляция и дрейф генов привели, в результате жизни на деревьях, к появлению приматов с их бинокулярным цветным зрением и длинными пальцами. Приспособление части приматов к жизни на открытых пространствах привело к передвижению на двух ногах, естественный отбор закреплял полезные для новых условий мутации. Выживали те, кто был наиболее приспособлен к прямохождению, освободившиеся руки использовались для сбора и переноса пищи, предметов. Выживали более крупные – им легче защищаться от хищников и они доминируют в группе. Среди австралопитековых стали выживать те, кто научился изготавливать орудия труда, отбор закреплял увеличение головного мозга, изменял руку.

С появлением человека современного типа биологические факторы эволюции утрачивают свое ведущее значение. Уменьшается ведущая роль естественного отбора, жизнь в обществе обеспечивает воспитание и передачу накопленного опыта, защиту от животных и непогоды, обеспеченность пищей. За последние 40 000 лет физический облик человека практически не изменился. Но Биологические факторы продолжают действовать и в современном мире. Мутационный процесс продолжает действовать, а большинство мутаций вредны и накапливаются в рецессивном состоянии, комбинативная изменчивость распространяет их и создает разнообразные комбинации аллей генов, уникальные у каждого организма. Снижается роль изоляции, но именно она сохраняет человеческие расы.

На первое место выходят социальные факторы - общественный образ жизни, орудийная деятельность, речь. В результате общественной жизни формируется сложное абстрактное мышление . Если раньше выживали преимущественно самые сильные, то у неоантропов важным фактором эволюции становится альтруизм, забота о ближнем. Преимущества получали те племена, в которых сохраняются люди старшего поколения, хранящие опыт изготовления орудий, охоты и воспитания.

Т

олько социальные факторы, жизнь в обществе, приводят к развитию речи, трудовых навыков и сознания. Для развития речевых центров и умственных способностей особенно важны первые годы жизни ребенка. Случаи воспитания детей животными известны, но такие дети резко отличались своими умственными способностями и поведением от обычных детей (Камала и Амала в Индии).

2. Человеческие расы. Несостоятельность расизма

Расселение популяций неоантропов в Европу, Азию и Австралию, по Берингийскому мосту на Американский континент, их дальнейшая изоляция, привели к морфологическим адаптациям, приспособлениям к различным климатическим условиям. Сформировались большие и малые человеческие расы - систематические подразделения внутри вида Homo sapiens , к которому относится все население Земли.

Различают три большие расы: евразийскую - европеоидную, экваториальную - австрало-негроидную, и азиатско-американскую - монголоидную. Внутри каждой расы выделяют малые расы и расовые группы. Все расы относятся к одному виду, об этом свидетельствует плодовитость межрасовых браков. Кроме того, все расы равноценны в биологическом и психологическом отношениях.

Для негроидной расы характера темная кожа, курчавые волосы, широкий и плоский нос. Темная кожа негроидной расы за счет пигмента меланина предохраняет организм от избытка ультрафиолетовых лучей и избыточного образования витамина D . Противорахитный витамин D образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей и необходим для поддержания баланса кальция в организме. Если слишком много витамина D , кальция в костях больше нормы, они становятся хрупкими. У европейцев, живущих в широтах с меньшим количеством солнечной радиации, кожа светлее, в ней меньше меланина, соответственно образуется достаточное количество витамина D .

Монголоидная раса характеризуется кожей с желтоватым оттенком, плоским лицом с широкими скулами, прямыми черными волосами, разрезом глаз и развитым эпикантусом - припухшим верхним веком. Эти особенности являются адаптациями к жизни в определенных условиях освещенности на открытых пространствах.

В каждой расе есть люди, считающие свою расу особенной, высшей. Расисты придерживаются гипотезы полицентризма , считают, что расы имеют различное происхождение , что есть «высшие» и «низшие» расы. Какие-то расы якобы произошли от кроманьонцев, какие-то от неандертальцев, какие-то вообще от питекантропов. Экономическую и культурную отсталость некоторых народов они объясняют расовой неравноценностью, а не общественно-экономическими факторами. Но никаких научных доказательств в пользу расовой неравноценности нет. Морфологические особенности рас - результат адаптаций к конкретным условиям жизни.

Вопросы к зачету по главе «Происхождение человека»

    Какой ученый-метафизик поместил человека вместе с полуобезьянами и обезьянами в группу приматов? Кто предположил, кто доказал, что человек произошел от гоминид?

    Приведите пять признаков млекопитающих, характерных для человека.

    По каким признакам человека относят к отряду приматов?

    Приведите три примера эмбриологических доказательств животного происхождения человека.

    Определение атавизмов и три примера атавизмов у человека.

    Определение рудиментов и три примера рудиментов у человека.

    Когда и от кого произошли приматы?

    Какие обезьяны относятся к понгидам (человекообразным обезьянам)?

    У какой обезьяны ДНК cходна с ДНК человека на 97,5% и одинакова последовательность аминокислот в гемоглобине?

    Какой объем мозга характерен для понгид? Сколько хромосом у понгид?

    Перечислите антропоморфозы, появившиеся в антропогенезе в результате прямохождения.

    Каковы следствия стадного образа жизни предшественников человека?

    Какие биологические факторы эволюции привели к появлению человека от обезьян?

    Какие социальные факторы привели к появлению человека?

    От каких обезьян произошли дриопитеки?

    Кто является ближайшим предком понгид и гоминид?

    Кто является ближайшим предком австралопитеков?

    Кто является ближайшим предком архантропов?

    Каков исторический возраст, V мозга австралопитеков?

    Каков исторический возраст, V мозга Человека умелого?

    Каков исторический возраст, V мозга Человека прямоходящего?

    Каков исторический возраст, V мозга палеоантропов?

    Каков исторический возраст, V мозга неоантропов?

    Кто относится к архантропам?

    Кто относится к палеоантропам?

    Кто относится к неоантропам?

    Кто относится к гоминидам?

    Какие морфологические особенности имеет европеоидная раса?

    Какие морфологические особенности имеет негроидно-австралоидная раса?

    Какие морфологические особенности имеет монголоидная раса?

Задание на дом. Подготовиться к зачету. Темы для рефератов, презентаций: «Снежный человек, гипотезы и факты», «Борьба за огонь», «Человеческие расы», «Человек будущего», «Рассказывают кости», «Родина человечества» и другие.

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции - изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.


На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции - общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

Расы

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).


Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомств, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Речь , подбородочный выступ.

Вторая сигнальная система , большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.

Трудовая деятельность (создние и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

Прямохождение : сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Ответ


Выберите три варианта. Человек в отличие от животных
1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

Ответ


Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

Ответ


Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Ко второй сигнальной системе человека относят
1) условные рефлексы
2) безусловные рефлексы
3) речь
4) инстинкты

Ответ


1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный
А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

Ответ


2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

Ответ


Выберите три варианта. Какие из перечисленных признаков характеризуют социальные факторы эволюции человека?
1) общественный образ жизни
2) способность передавать приобретенные признаки по наследству
3) абстрактное мышление и речь
4) совместная трудовая деятельность
5) модификационная изменчивость
6) естественный отбор и забота о потомстве

Ответ


Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

Ответ


Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

Ответ


Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку
1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

Ответ


1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

Ответ


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные

Ответ


Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

Ответ


Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

Ответ


Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (ксениапитек)
5) человек умелый

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

Ответ


2. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Ответ



Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

Ответ


Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

Ответ


Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что ее движущими силами были не только биологические, но и социальные факторы, причем именно последние имели решающее значение в процессе становления человека и продолжают играть ведущую роль в развитии современного человеческого общества.

Биологические факторы эволюции человека. Человек, как любой другой биологический вид, появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции живого мира. Каким же образом естественный отбор способствовал закреплению тех морфологических особенностей человека, которыми он отличается от ближай-ших родственников среди животных?

Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела. Дело в том, что увеличение размеров тела сопровождается возрастанием абсолютных, но снижением относительных (т. е. на единицу массы тела) потребностей в пище. Крупные животные могут позволить себе питание менее калорийной пищей. Сокращение площади тропических лесов усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем. Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность (саванну). Примером служат павианы. Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом нет конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян. Они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле. И только гоминиды решили вставшие перед ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах. Почему этот способ передвижения оказался для них выгодным?

Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5—6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы. Освобож-дение передних конечностей от участия в передвижении позволило самцам приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным. Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда.

Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Су-дя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение. В технологии изго-товления орудий сокращалось число сильных ударов, увеличивалось количество мелких и точных движений кисти и пальцев, фактор силы стал уступать фактору точности и ловкости.

Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. На черепе человека постепенно исчезли те костные выступы, к которым у обезьян крепятся мощные жевательные мышцы. Череп стал более округлым, челюсти — менее массивными, лицевой отдел — выпрямленным.

Орудие труда может быть сделано только в том случае, если в воображении его создателя складывается мысленный образ и осознанная цель труда. Трудовая деятельность человека помогала развитию способности воспроизводить в уме связные представле-ния о предметах и манипуляциях с ними.

Предпосылкой к развитию речи должен был служить достаточно развитый мозг, позволивший человеку ассоциировать разнообразные звуки и представления. Речь обязана своим происхождением подра-жанию и видоизменению различных естественных звуков (голосов животных, инстинктивных криков самого человека). Преимущества сплочения сообщества с помощью речевых сигналов становились очевидными. Тренировка и подражание делали речь все более членораз-дельной и совершенной.

Таким образом, отличительные особенности человека — мышление, речь, способность к орудийной деятельности — возникли в ходе и на основе его биологического развития. Благодаря этим особенностям человек научился противостоять неблагоприятным воздействиям среды в такой мере, что его дальнейшее развитие стало определяться не столько биологическими факторами, сколько умением создавать совершенные орудия труда, устраивать жилища, добывать пищу, разводить скот и выращивать съедобные растения. Фор-мирование этих навыков происходит путем обучения и возможно только в условиях человеческого общества, т. е. в социальной среде. Поэтому орудийную деятельность наряду с общественным образом жизни, речью и мышлением называют социальными факторами эволюции человека. Дети, выросшие изолированно от людей, не уме-ют говорить, не способны к умственной деятельности, к общению с другими людьми. Их поведение больше напоминает поведение жи-вотных, среди которых они оказались вскоре после рождения.

Формирование человека неразрывно связано с формированием че-ловеческого общества. Другими словами, антропогенез неотделим от гоциогенсза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества — янтропосоциогенез.

Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Биологические факторы играли решающую роль на ранних этапах эволюции гоминнд. Почти все они продолжают действовать в настоящее время. Мутационная и комбииятипная изменчивость поддерживают генетическую разнокачественное™ человечества. Колебания численности людей во время эпидемий, войн случайным образом меняет частоты генов в популяциях человека. Перечисленные факторы совместно поставляют материал для естественного отбора, который действует на всех стадиях развития человека (выбра-ковка гамет с хромосомными перестройками, мертво рождения, бесплодные браки, смерть от болезней и др.).

Единственным биологическим фактором, утратившим свое значение в эволюции современного человека, является изоляция. В эпоху совершенных технических средств передвижения постоянная миграция людей привела к тому, что почти не осталось генетически изолированных групп населения.

За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не из-менился. Но это не означает прекращения эволюции человека как биологического вида. Следует заметить, что 40 тыс. лет — это иго го лишь 2% от времени существования человеческого рода. Улонить морфологические изменения человека за столь короткий в геологи ческом масштабе отрезок времени крайне сложно.

По мере становления человеческого общества возникла особая фор ма связи между поколениями в виде преемственности материальной и духовной культуры. По аналогии с системой наследования генети-ческой информации можно говорить о системе наследования куль турной информации. Их отличия заключаются в следующем. Гене тическая информация передается от родителей к потомкам. Культур-ная информация доступна любому человеку. Смерть человека приводит к безвозвратному исчезновению уникальной комбинации его генов. Напротив, опыт, накопленный человеком, нливнется в общечеловече-скую культуру. Наконец, скорость распространения культурной информации гораздо больше скорости передачи генетической информа ции. Следствием указанных различий является то, что современный человек как социальное существо развивается гораздо быстрее, чем как существо биологическое.

В ходе эволюции человек приобрел величайшее преимущество. Он научился поддерживать гармонию между своим неизменяющимся телом и изменяющейся природой. В этом заключается качественное своеобразие эволюции человека.

Человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро австралоидную/. Расы — это большие группы людей, отличающиеся некоторыми внешними признаками, такими, как цвет кожи, глаз и волос, форма волос, черты лица. Формированию расо-вых признаков способствовало то. что расселение человека по Зем-ле 100 10 тыс. лет назад проходило немногочисленными группами, составлявшими небольшую часть исходной популяции. Это приводи-ло к тому, что вновь образовавшиеся изолированные популяции отличались друг от друга концентрациями тех или иных генов. Так как народонаселение Земли в течение этого периода было очень невелико (не более 3 млн человек 15 тыс. лет назад), вновь образовавшиеся популяции в разных частях света развивались изолирован-но друг от друга.

В разных климатических условиях под действием естественного отбора на основе отличающихся генофондов сформировались характерные внешние черты человеческих рас. Однако это не привело к образованию разных видов, и представителей всех рас относят к одному биологическому виду — человек разумный. По способности к познанию, к трудовой деятельности, творческим способностям все расы одинаковы. В настоящее время расовые признаки не являются приспособительными. Увеличение народонаселения, резкое сниже-ние уровня изоляции популяций, постепенное исчезновение расовых, этнических и религиозных предрассудков приводят к размыванию межрасовых различий. По-видимому, в будущем эти различия долж-ны исчезнуть.

Загрузка...