Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Мы живем в век кризиса. Сердечная недостаточность века. – Но почему ничего не сдвинулось с места

Вот с этого эссе надо начинать уроки 1 сентября в школе. Тогда и население станет нацией и не будет зомби, а будут люди.
*
Фазиль Искандер.ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СОВЕСТЬ.


Мы живём в век кризиса мировой СОВЕСТИ.
Именно этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее массовые убийства превращает в абстракцию для виновных в убийствах.


Но откуда взялась человеческая совесть? Если исходить из эволюционного предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому как более сильные животные побеждают менее сильных и, овладев самкой, дают в конечной итоге более сильное потомство, то мы, сохраняя ясность мысли, УПИРАЕМСЯ В ТУПИК.


Практика нашей сегодняшней жизни и жизни в обозримой истории человечества показывает, что, как правило, именно БЕССОВЕСТНЫЕ ПОБЕЖДАЮТ СОВЕСТЛИВЫХ.


Бессовестность обычно нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к неожиданному нападению, потому что её внимание, как правило, сосредоточено на самой себе, то есть на носителе собственной совести. НАША СОВЕСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТОРОЖИТ НАС САМИХ. Но, несмотря на все победы бессовестности, совесть продолжает все-таки жить в сердцах всех народов как высшее свойство человеческой души.
Если бы совесть имела земное происхождение, она давно бы вымерла, как динозавры.
Некоторые мыслители, а чаще - политические злодеи, пытались доказать, что совесть - архаический предрассудок или имеет классовый или расовый характер.


Народы, принявшие подобные учения, как правило, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы.


Однако в конце концов они неизменно РАЗВАЛИВАЛИСЬ И ПОБЕЖДАЛИСЬ.
Думаю, что совесть порабощённых народов к этому времени успевала повернуться к этому миру и возмутиться.


Человек с возмущённой совестью делается в конечном итоге сильнее освобождённого от совести при прочих равных условиях.
Он понимает, пусть даже подсознательно, что он защищает порядок вещей, ВЫШЕ КОТОРОГО НЕТ НИЧЕГО НА ЗЕМЛЕ.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.10.2014. Октябрь 2014
  • 30.10.2014. 10 фактов о Корнее Чуковском
  • 28.10.2014. Пронзительные рассказы из шести слов
  • 21.10.2014. Это одно из самых поразительных Особых мнений
  • 20.10.2014. Пусть это окажется клеветой!
  • 17.10.2014. Интеллект всегда выигрывает
  • 15.10.2014. Тратить время и эмоции на неадекватного
  • 13.10.2014. Тотально без трусов
  • 12.10.2014. по плодам их узнаете их...
  • 03.10.2014. ***
  • 01.10.2014. Спасибо, мудрый человек!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Мы живем в век кризиса мировой совести. Именно этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее – массовые убийства, превращает в абстракцию для виновных в убийствах. Предположим, правитель солгал, и миллионы окурков летят мимо урны. Это в самом лучшем случае. На самом деле на ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью и снижением добросовестности. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, лжет еще раз. Народ еще раз отвечает на эту ложь еще большим снижением добросовестности в своей жизни. И так до бесконечности, до анархии и бунта.


Ничто так не воспитывает нацию, как правдивое, совестливое отношение государства к своему народу. Народ как рассуждает: если уж высшие представители власти обманывают, то нам и сам Бог велел. Сиюминутная выгода лжи оборачивается для государства крахом авторитета. Лгать позорно всем, но невыгоднее всего государству. А правители этого не замечают, потому что лгущий правитель никогда не видит язвительной улыбки своих помощников, а других людей он вообще не видит.

Совесть - религиозное беспокойство человека, независимо от того, считает он себя верующим или нет. Совесть бесконечно заставляет нас искать вину в самом себе. Однажды, гуляя по Москве, я так увлекся, глубоко задумавшись о судьбе России, что заблудился посреди города. И я подумал: не потому ли Россия «заблудилась», что слишком много думала о судьбе всей планеты.

Первая заповедь идущему - не заблудись сам. Человек, совершивший подлый поступок и не покаявшийся от всей души, непременно совершает другие подлые поступки, потому что одинокий подлый поступок все-таки воспринимается им как слишком беспокоящее исключение. Чтобы полностью успокоиться, такой человек совершает, пока это возможно, многие подлые поступки. Тогда они в его глазах выстраиваются в естественный закон жизни.

Чтобы почувствовать, что дело в естественном законе жизни, он и должен повторять их. Таким образом, и сами подлые поступки, перемигиваясь между собой, оправдывают себя. Так человек уестествляется в подлости. Ничто так не тоскует по теории, как зло. Дай человеку систему взглядов, и он убьет свою мать. На это обратил внимание еще Достоевский. Непойманный убийца совершает новое убийство, как правило, не из патологической склонности к убийствам, сколько для того, чтобы освободиться от тяготящего его чувства чудовищной исключительности самого первого убийства. Новые убийства выстраивают убийства в новую систему взглядов, в теорию самооправдания.

Если только подумать, какие грандиозные средства так называемые «передовые» страны тратят на вооружение, тогда как в мире миллионы людей голодают, становится ясно, что мы зашли в страшный нравственный тупик. Государства не доверяют друг другу, не верят, что можно по совести договориться друг с другом. Национальный эгоизм, подозрительность повсюду побеждают. А между тем подозрительность - великий грех, признак болезни нашей совести.

Вспомним Христа и Иуду. Не может быть, чтобы Христос при Его божественной проницательности заранее не мог понять, что делается в душе Иуды задолго до предательства. Но Христос отбрасывал всякое подозрение, до конца надеясь, что совесть Иуды победит, и он не пойдет на предательство. Вот в чем тайна медлительности Христа. Но когда в душе Иуды до конца созрел план предательства, Христос сказал: «Ты предашь». Величайшая подозрительность до сих пор царит в политике.

Все понимают, что нет любви к человечеству без любви к своему народу, но далеко не все понимают, что нет любви к своему народу без любви к человечеству. Каждый народ, даже самый малый, вплетает в «ковер человечества» свой неповторимый «узор». Если ты разрушаешь на общем «ковре человечества» «узор» другого народа, ты тем самым делаешь не приемлемым для Бога «узор» твоего собственного народа. Бог не примет «ковер», хотя бы с одним испорченным «узором». И, может быть, кто его знает, по этой причине Он до сих пор бракует работу человечества, не принимает «ковер» с испорченными «узорами».

Я уже писал, что человек владеет двумя видами ума - технологическим и этическим. Эти два вида ума крайне редко развиваются параллельно. Технологический ум наглядно выгоден государству - новое оружие, государство на его развитие не жалеет фантастических средств. Этический ум еще более выгоден человечеству в целом, но он не так нагляден для человека, а государственный эгоизм видит в нем опасность, потому что живет своими сиюминутными интересами и понимает, что этический ум, получив силу и распространение, будет ограничивать его интересы. И так в веках.

Вот причина столь глобальной победы технологического ума, а пропаганда всех государств победу технологического ума коварно выдает за победу ума вообще, умалчивая о том, что этический ум человечества нигде никем не поддерживается, во всяком случае в должной мере.

Не надо обладать гениальным слухом Моцарта, чтобы наслаждаться его музыкой и, наслаждаясь, гармонизировать себя. Не надо обладать гениальной совестью Льва Толстого, чтобы наслаждаться его психологическим анализом и, наслаждаясь, гармонизировать себя.

Настоящее искусство - это совесть, выраженная в пластической форме. Лучшие представители всех народов должны сделать все возможное, чтобы культ силы, богатства и оголенного от совести ума заменить культом совести. Но тут свои трудности. Сила, ум, богатство кричат о себе на всех перекрестках, а совесть именно потому, что она совесть, о себе молчит.

Надо нам, людям пера, всякое высокое проявление совести замечать со стороны и делать всеобщим достоянием людей. Непосредственно словом утверждает совесть художественная литература. Мы не можем сказать, какое количество людей очистила она, но можно утверждать с уверенностью, что без нее зла было бы гораздо больше.

Жизнь - это домашнее задание, данное Богом человеку. Не странно ли, что многие люди ждут, чтобы это домашнее задание за них выполнил Бог. Если, не дай Бог, жизнь на земле кончится катастрофой, не услышим ли мы потусторонний голос: а где были усилия вашей личной совести?

Иногда зло ходит на цыпочках, как вор в ночном доме, чтобы не разбудить нашу дремлющую совесть. Эта деликатность зла страшнее всего.

Но если все так трагично, то что есть юмор? Утешение смертников или все-таки намек на то, что дело добра победит? Юмор - лучший способ «выманивания» человека из греха уныния. Хорошо бы нам приветствовать друг друга: бодрой вам совести, друзья!

На вопрос, что выше - разум или совесть, - я отвечу так: человек разумный, но бессовестный, действует неразумно, человек совестливый, но неразумный, нащупывает разумную дорогу. Сами решайте, что выше - совесть или разум?

Наша справка

Президент России Дмитрий Медведев по окончании переговоров главы российского государства с президентом Абхазии Сергеем Багапшем, которые прошли во вторник в Кремле, вручил орден «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени российскому писателю абхазского происхождения Фазилю Искандеру.

«Я считаю, логичным завершением нашего сегодняшнего официального визита будет вручение этого ордена человеку, который символизирует вековые традиции дружбы наших народов, который является связующим звеном между нашими людьми», - сказал президент РФ.

Он поздравил писателя и пожелал ему крепкого здоровья и всего самого доброго. «Мне особенно приятно, что такого рода торжественное событие произошло в период официального визита в Россию президента Республики Абхазия», - отметил глава российского государства.

Медведев назвал Искандера «певцом Абхазии» и заявил, что писатель в своем творчестве объединяет лучшие традиции и вековую мудрость абхазского народа.

сайт поговорил с Ириной Антоновой о ее многолетнем руководстве Пушкинским музеем и о современном искусстве.

72 года на одном рабочем месте – это про Ирину Антонову, бессменного директора, а ныне президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Мне стали ясны интриги и трусость

– Ирина Александровна, вы легендарный человек, и не только в музейном деле. Часто приходилось обращаться на самый верх?

– В первый раз я обратилась напрямую к Алексею Николаевичу Косыгину, когда нам требовалась помощь в восстановлении стеклянных сводов музея. Все прежние работы не устраняли протечек. И вот недавно я снова была в Кремле у президента. По поводу дела, которым я занимаюсь уже 70 лет. Это создание музейного городка, о котором говорил еще Цветаев.

Как мы боролись за дома, которые должны войти в этот городок, – это целая поэма. Сегодня дело близко к завершению, и только вот кремлевская бензоколонка, которая стоит на ничейном месте напротив храма Христа Спасителя, неприступна! Это место нам нужно – мы хотим создать здесь большой выставочный центр с аудиторией. Я подавала всевозможные бумаги, мне что-то обещали, потом ничего не получалось... И вот в конце января я была у президента, все закрутились, и сейчас я жду решения. Однако время идет, и мне важно успеть сделать еще одно дело.

Последний вопрос, которому я решила посвятить силы, которые у меня еще есть, – это вопрос восстановления Музея нового западного искусства. Невозможно Москве навсегда потерять этот уникальный центр! Восстановив его, страна получит один из величайших музеев в мире. Музей зарубежного искусства первого ряда. Здесь важно государственное мышление. Об этом я тоже говорила с президентом.

– Ваш уход с поста директора ГМИИ на президентскую должность, которую вы конечно же лишили декоративности, совпал с ситуацией вокруг вашего намерения воссоздать Музей нового западного искусства. Все-таки что произошло на самом деле?

– Это было непростое решение и сложная ситуация, уходящая корнями в 1948 год, когда вышло постановление, подписанное Сталиным, о ликвидации Музея нового западного искусства как наносящего непоправимый вред воспитанию советского человека. Собрание музея перевезли к нам в Пушкинский, а потом разделили: часть собрания осталась у нас, а часть переправлена в Эрмитаж.

Мы уже тогда понимали, какая катастрофа произошла – раздел единой коллекции великого музея. Ее собирали Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин, московские коллекционеры уровня Сергея Михайловича Третьякова. Они гениально предугадали то, что в свое время не смог распознать даже Лувр. Они начали покупать импрессионистов и авангардистов начала XX века – до того, как их признали музеи Нью-Йорка и Парижа. И вот, что очень важно, эти коллекции были собраны именно для Москвы, чему есть документальные свидетельства.

А в результате Москва лишилась первого в мире музея современного искусства. Первого, потому что он был создан в 1923‑м, на пять лет раньше знаменитого нью-йоркского Museum of Modern Art. Когда я в 2012 году изложила проблему на встрече президента Владимира Путина с деятелями культуры, он, как мне показалось, отнесся к ней с пониманием.

Владимир Путин – один из президентов времен Ирины Антоновой / Global Look Press

– Но почему ничего не сдвинулось с места?

– С одной стороны, мне звонили многие. Но кто слышал их голоса, кроме меня? Министр Мединский обещал свою поддержку, но затем собрал в министерстве музейщиков определенного круга – и меня туда не позвал. Как не позвал и тех, кто меня поддерживал. Я пришла сама. И мне стали ясны и все интриги, и вся трусость, и отсутствие глобального мышления. Все наперебой твердили про передел собственности. Но позвольте, какой передел, если ГМИИ свою часть той коллекции тоже бы отдал в восстановленный музей?

Это была нечестная кампания, плюс пресса молчала как вкопанная – ни звука, ни слова. Я готова была устроить пресс-конференцию – приходите, я вам все расскажу. Только Алексей Венедиктов дал мне возможность высказаться на «Эхе Москвы», я там все доказала, я приводила цитаты из документов, но никакой реакции. Ни-че-го. Но если бы пресса подняла эту тему, то журналисты могли бы спросить мнение тех, кто меня поддерживает, и стало бы понятно, что таких людей очень много.

– Значит, уйти – это было эмоциональное решение?

– Нет. У меня была другая причина, личного характера. Об этом я сказала в министерстве еще до всего этого «дела». А потом... потом эта ситуация вызвала во мне естественное отвращение. И я просто сказала, что хочу уйти. А должность президента – почему нет, я буду работать, я бы не хотела совсем покидать свой музей.

Век репродукций

– Ирина Александровна, вы человек исторического видения. В какую эпоху мы живем?

– В эпоху большого кризиса художественной системы. В первые десятилетия ХХ века закончился огромный исторический период – тот, который начинался Ренессансом. Больше того, с XVIII века начался глобальный процесс, который был назван «Гибелью богов», потому что фактор мифологический и религиозный перестал быть главным содержанием пластических искусств, перестал оказывать на них влияние.

Можно писать «Явление Христа народу» и сегодня, но искусство этого направления разрушено. Разрушен принцип эстетики и принцип идеала. Скажем, в романах Достоевского с обнаружением несовершенства человеческого всегда обозначена предполагаемая высота. То лучшее, к чему надо стремиться, даже если это недостижимо. Как бы ни была растоптана Сонечка, дух ее остается светлым. И что сейчас? Уничтожено понимание необходимости выстраивать мир вокруг идеала.

Такое положение вещей продлится очень долго, на мой взгляд. Весь XXI век или дольше. Впрочем, я не призываю никого разделять со мной эту отчаянную мысль, тем более что бывали такие моменты, когда все подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись Джотто, Караваджо, Гойя, и вдруг все поворачивало в другую сторону. Что-то новое обязательно появится, но не скоро и совсем в другой форме – мы не знаем, в какой.

– Понятно, что ныне живущие едва ли дождутся нового Возрождения, но у нас есть актуальное искусство. Что вы о нем думаете?

– Вы знаете, и того, что дал прежний Ренессанс, человечеству хватит навсегда. Другое дело, что мы живем в век репродукций – уже непрямого, так сказать, контакта с художественным произведением. Появилось поколение, которое пользуется только копиями разных видов. Это важно с точки зрения получения информации, но одновременно должен, казалось бы, увеличиваться интерес к тому, чтобы увидеть само подлинное произведение. Потому что есть огромная разница между тем и другим. Но этого не происходит.

Знаю многих людей, кто судит о выставках по телепередачам, они говорят: ну мы же все видели, чего нам туда идти. Вот это прискорбно. Люди отвыкли от прямого общения с искусством, а всякая репродукция ущербна изначально. Поскольку для глубокого погружения и понимания искусства важно абсолютно всё: манера и техника письма, цвет и насыщение полотна, которые никакой копией не передаются адекватно, размер подлинника и материал – мрамор, например, или бронза.

Я уже не говорю о том, как важна атмосфера, особенно если это фреска или скульптура, которая стоит на площади в городе и рассчитана на небо, на погодные изменения. Важен даже постамент, высота которого, как правило, точно выверена. Происходит механизация процессов восприятия искусства, но все эти гаджеты, мультимедийные выставки, как и альбомы с репродукциями – суть одно, вспомогательный материал.

– И все же каждый день художники и скульпторы создают что-то новое.

– Создают. И я вижу очень много примеров так называемого актуального искусства, которые людей, не обязанных разбираться в этих новациях, приводят в недоумение. Большое количество сегодняшних произведений на самом деле искусством не являются. Это какое-то другое измерение – тоже, если хотите, творческое, в том смысле, что придуманное, но это явление не художественное. Да, разумеется, я могу, как все люди, ошибаться, но я доверяю своему восприятию, которое прошло все-таки очень длинный путь. И моя задача – отделить искусство от не искусства.

И все же я обращаю внимание, что возрождаются так называемые реалистические направления. Это не реализм Веласкеса и Вермеера, это другое, но это будет связано с обращением к реальному миру.

Ирина Антонова и Марк Шагал познакомились в Париже, а в 1973-м Шагал прилетел в Москву / ГМИИ им. Пушкина

– Арт-сообщество может как-то повлиять на восприятие искусства, что-то изменить?

– Можно на каких-то уровнях это обсуждать, но изменить это нельзя. Как нельзя остановить технический прогресс. Но это все не так безнадежно, как кажется. Путь следования человека по направлению к эстетически и этически идеальному заложен в человеческой природе. Важно саму эту природу не искорежить.

Надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения – они бездонны. Поэтому я придаю такое значение показу отдельных произведений очень высокого искусства. Вот привезли, к примеру, портрет Ипполито Риминальди Тициана – это по существу образ Гамлета, – вот приходи и смотри на него. Что-то поймешь не целиком сначала. Приди еще разочек посмотри. Важно сохранять полноценный тонус своей внутренней эмоциональной жизни.

Есть вещи, которые меня потрясли

– Вы говорите о воздействии подлинников. Есть ли такое произведение искусства, при виде которого вы не можете сдержать слез?

– Сила эмоционального переживания зависит и от самого произведения, и все-таки от состояния, в котором вы находитесь. Я не представляю себе человека, который может плакать перед Моной Лизой, например. Она этого не позволяет. Ее испытующий взгляд заставляет вас выпрямиться, но никак не заплакать. Но есть вещи, которые меня в свое время потрясли безусловно, вызвав непроизвольные слезы.

Это было давно, в 1963 году, в Нью-Йорке. В те времена поездка в Америку была фантастикой, а я была приглашена американской ассоциацией музеев на целый месяц. И вот я пришла в галерею Фрика, о которой я ничего не знала, и там среди небольшого, но полного чудес собрания я вдруг увидела картину Вермеера «Офицер и смеющаяся девушка». И когда я перед нею встала, у меня просто сами собой полились слезы. При абсолютной простоте сцены в ней так много происходит. И этот поток света, и предрешенность ситуации, и то, что в этом нет ни осуждения, ни морализаторства. Но есть понимание того, что красота жизни возможна везде, даже здесь, в «дурном доме»... Это был такой удар по сердцу. В этой картине огромные пласты жизни, она уводит вас уже в другое измерение – вы это чувствуете.

А в Венеции есть «Мадонна» Джорджоне – она тоже вызывает мое сильнейшее волнение, хотя это совсем другой образ женщины. Из современного меня очень взволновала «Герника» Пикассо, она вызывает какую-то мобилизацию внутреннюю, напряжение, даже гнев, но не слезы.

Ну в музыке слезы – это, конечно, чаще. Они неизменны в каких-то местах Шестой симфонии Чайковского или Адажиетто Малера, когда в вас все начинает трепетать. Я вам должна сказать, что такое сердечное стеснение у меня, например, вызывает и современная мелодия – My Way. Кто ее пел первым, а? Этот, американский, знаменитый? А, Фрэнк Синатра! «Мой путь». Вот я бы хотела, чтобы, когда умру, сыграли эту мелодию.

– Ох, Ирина Александровна!

– Я серьезно говорю! Потому что она удивительная по определенному сгустку образа и самой мелодии – она необыкновенная.

– Что из происходящего в культуре России сейчас самое интересное?

– Я критически отношусь ко многому, но в театре, должна сказать, да, я вижу достижения. Мне есть с чем сравнивать – я, будучи студенткой, чуть не каждый вечер бывала в театрах. Я помню легендарного Качалова в спектакле «У врат царства» во МХАТе. Я помню прекрасных Марию Бабанову, Александра Остужева, Василия Топоркова... И это совершенно иное измерение и, если хотите, масштаб театра. Да-да, я, поверьте, делаю скидку на то, «что раньше деревья были выше и трава зеленее».

Так вот, сегодня мне нравятся многие постановки у Евгения Миронова – в Театре Наций. В частности, великолепный шукшинский спектакль и его последний «Гамлет», где Миронов сам ведет все роли, мне показался очень значительным. Вы видели, какого «Евгения Онегина» сделал Римас Туминас? Это замечательный спектакль. Кстати, я, придя домой, тут же перечитала роман. Все, что показал Туминас, все это у Пушкина есть.

И вместе с тем я считаю неправильным путь, которым идет талантливый Константин Богомолов. Его «Карамазовы» противоречат Достоевскому. У Достоевского есть боль. А в этом спектакле боли вообще нет. Зато пошлости сколько угодно. Зачем и кому сейчас нужен этот шок, если его можно найти в любой подворотне? Это дурной спектакль, и я не принимаю его.

И все же театр сейчас, пожалуй, наиболее интересен. Хотя время гигантов прошло и для него.

Вехи биографии:

1961 – назначена директором музея

1981 – вместе с Рихтером основала фестиваль «Декабрьские вечера»

2013 – оставила должность директора и заняла пост президента ГМИИ

Подробное решение параграф § 55 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Родионова Е.И. 2016

Вопрос 1. С какой проблемой неоднократно сталкивалось человечество? Чему будет посвящён параграф?

Человечество неоднократно сталкивалось с проблемой нехватки ресурсов, что приводило к экологическим кризисам.

Вопрос: Если у человечества есть будущее, то какие первоочередные проблемы ему придётся решать?

Вопрос 2. В чём причина экологических кризисов? Приведите их примеры. (§ 53, 54)

Причина экологических кризисов заключается в невозможности человека жить в гармонии с природой.

Что такое зелёная революция? Какие проблемы с её помощью удалось решить, а какие – нет? (§ 54)

Зелёная революция - комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1940-х - 1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции.

В результате ее осуществления удалось снизить остроту продовольственной проблемы, стало возможным освободить часть людей из сельского хозяйства, увеличился процесс урбанизации, где возникает приток рабочих рук на промышленные предприятия.

Зелёная революция не везде привели к успеху. Во многих случаях этому помешали бедность населения, дороговизна начальных вложений капитала и неразвитость транспортной сети. В то же время зелёная революция, не поборола голод полностью.

Что такое ресурс? (§ 20)

Ресурс – запас, источник чего-либо, используемый при необходимости.

Вопрос 3. Какими ресурсами расплачиваются за продовольствие страны экстенсивного и интенсивного земледелия?

Страны экстенсивного земледелия расплачиваются за продовольствие очень большими площадями земельных ресурсов, занятыми в с/х. А страны интенсивного земледелия – внесением на поля больших количеств пестицидов и удобрений по отношению к площади.

Вопрос 4. Какие страны тратят на производство продовольствия больше топлива?

Страны с интенсивным сельским хозяйством тратят на производство продовольствия больше топлива, чем хозяйство с эктенсивным с/х. Это связано с ростом механизации сельского хозяйства. Современные формы интенсивного выращивания злаковых связаны с использованием механической вспашки, химических удобрений, регуляторов роста растений и пестицидов. А выращивание скота производится также с использованием механизированной техники.

Вопрос 5. Какая страна использует природные ресурсы более эффективно? Укажите недостатки каждого способа природопользования.

Страна с интенсивным типом экономики использует природные ресурсы более эффективно, но и очень быстро.

Нетостатки экстенсивного способа.

– Приводит к экономическому застою;

– Ухудшаются условия расширенного воспроизводства (истощение невоспроизводимых природных ресурсов и др.);

– Носит затратратный характер.

Нетостатки интенсивного способа.

Сложный тип роста;

– Невозможны очень высокие темпы экономического роста;

– Может вызвать безработицу;

– Появляются экологические проблемы.

Вопрос 6. Как изменяется использование человеком ресурсов территории? Как это отражается на природных процессах?

Естественные ландшафты все больше и больше преобразуются человеком в антропогенные ландшафты. Природные процессы очень тонко реагируют на эти изменения, они практически угасают на этих территориях.

Вопрос 7. В чём причина быстрого истощения нефти по сравнению с углём?

Нефть более энергонасыщенна, чем уголь. Поэтому в настоящее время ее больше добывают и используют. А значит нефть более быстрыми темпами истощается, чем добываемый в малых количествах (по сравнению с нефтью) уголь.

Вопрос 8. Приведите примеры истощения возобновимых ресурсов.

Истощение запасов пресной воды, плодородный слой почвы, лес. В случае уничтожения лесов снижается содержание кислорода в атмосфере.

Вопрос 9. Какие источники загрязнения показаны на рисунке 55.5? Какие другие источники загрязнения вам известны?

На картинке показаны выбросы производств, выхлопные газы автомобилей, пыль.

Все источники загрязнения можно разделить на:

Бытовые (коммунальные);

Промышленные (отходы производства) – главным образом, выбросы;

Отходы производственного потребления;

Опасные (токсичные);

Радиоактивные.

Вопрос 10. Чем опасна атомная энергетика?

Опасность связана с проблемами утилизации отходов, авариями, приводящими к экологическим и техногенным катастрофам, а также с возможностью использовать повреждение этих объектов (наряду с другими: ГЭС, химзаводами и т. п.) обычным оружием или в результате теракта - как оружие массового поражения.

Вопрос 11. Каково значение озонового экрана для всего живого?

Несмотря на ничтожно малое содержание озона в атмосфере, значение его поистине огромно. Жизнь на Земле, какой мы ее наблюдаем в настоящее время, была бы совсем другой, если бы ее не защищал тонкий трехмиллиметровый озоновый слой. А исчезни сегодня озоновый «экран», жизнь, возможно, сохранилась бы только глубоко под водой в Мировом океане или под землей.

Дело в том, что озоновый слой (озоносфера) поглощает особенно губительные коротковолновые ультрафиолетовые лучи, препятствуя тем самым повреждению живых систем. Озоновый слой также определяет термический режим атмосферы Земли. О3 поглощает выделяемую Землей энергию инфракрасного диапазона (тепловую), не дает ей рассеяться в Космосе, и тем самым задерживает тепло в атмосфере нашей планеты. Озон задерживает около 20% излучения Земли, повышая отепляющее действие атмосферы.

Снижение концентрации озона в атмосфере в целом хотя бы на 10 % уже сказывается на живых организмах - снижается урожай растений, у животных и человека наблюдаются различного рода патологии, например, нарушение легочной функции, увеличение хронических заболеваний легких, нервной и иммунной систем, рак кожи и сетчатки глаз. Заметные сдвиги под влиянием возросшего ультрафиолетового облучения могут наблюдаться и в состоянии целых экосистем, особенно наземной растительности и фитопланктона, а также осуществлении биогеохимических циклов.

Большие количества озона образуются в крупных городах с интенсивным движением автотранспорта в результате фотохимических превращений выхлопных газов автомашин.

Вопрос 12. Почему в верхних звеньях пищевой пирамиды концентрации загрязняющих веществ возрастают? Какое место в пищевой пирамиде океана занимает человек (рис. 6)?

Загрязняющие вещества не всегда распадаются в природе на безопасные составляющие, а наоборот, начинает циркулировать, накапливаясь в организмах живых существ. Они неизбежно попадают в пищевую цепь. С каждым звенов пищевой цепи концентрация ЗВ возрастает.

Человек занял место на вершине пищевой пирамиды океана.

Вопрос 13. Чем грозит человечеству тепловое загрязнение? Как изменится природа на Земле к 2050 г., если оно продолжится (рис. 55.8)?

Тепловое загрязнение увеличивает температуру Земли, вызывая резкие климатические изменения и исчезновение видов дикой природы.

Льды на вершинах гор – запасы пресной воды. К 2050 году они будут встречаться довольно редко и только ближе к полюсам. А температура на Земле изменится в сторону её увеличения, немного летом и в значительной степени зимой.

Вопрос 14. Чем отличаются возобновимые и невозобновимые ресурсы? Какие из них следует стараться использовать человеку?

К исчерпаемым ресурсам относятся те, которые могут быть исчерпаны в ближайшей или отдаленной перспективе. Сюда относятся в первую очередь ресурсы недр и ресурсы живой природы. Исчерпаемость ресурса понятие относительное. Обычно ресурс считают исчерпанным в том случае, когда его добыча и использование (с учетом переработки) становится экономически невыгодной. Ясно, что последнее зависит от уровня технологий, культуры производства и пр. Например, в России месторождение нефти считают исчерпанным, когда из него извлечено около 30 % самого продукта. Передовые технологии между тем позволяют использовать до 60-70% нефти при сохранении рентабельности производства.

В других случаях использование ресурса оказывается мнимо рентабельным до полного его исчерпания. Это, в частности, относится к полному истреблению отдельных видов растений и животных, а также использованию экосистем, например Арала и Приаралья.

К неисчерпаемым относятся те ресурсы, которые можно использовать неограниченно долго. Например, ресурсы солнечной энергии, ветра, морских приливов. Однако и в данном случае неисчерпаемость является относительной. Для каждого ресурса есть лимиты потребления, превышение которых опасно для окружающей природной среды. Например, использование выше определенных пределов солнечной энергии грозит повышением температуры околоземного пространства и возможным тепловым или термодинамическим кризисом.

Особое положение среди ресурсов занимает вода. Она исчерпаема, хотя и временно, вследствие загрязнения (качественно), но неисчерпаема количественно. Запасы ее на Земле практически не изменяются, а происходит лишь перераспределение ее между отдельными сферами (океан, суша, атмосфера) или формами (жидкая, твердая, парообразная).

Человек должен стараться использовать возобновляемые ресурсы в своих целях, но также в разумных количествах.

Вопрос 15. Какие черты характерны для современного экологического кризиса?

– Особые черты современного экологического кризиса:

– Исчезновение растительных и животных видов,

– Уменьшение видового многообразия,

– Исчезновение генофонда флоры и фауны Земли (животные и растения исчезают вследствие изменения среды их обитания),

– Экологические проблемы (а их уже доволи многовато).

Человечество обязано сохранить и передать потомкам биологическое разнообразие Земли, и не только потому, что природа прекрасна и восхищает нас своим великолепием. Есть еще более значимое основание: сохранение биологического разнообразия является непременным условием жизни самого человека на Земле, поскольку устойчивость биосферы тем выше, чем больше составляющих ее видов.

Вопрос 16. Утилизация отходов хозяйственной деятельности людей – дорогое удовольствие. В чём проблема?

Проблема отходов существует с давних пор. Ещё древние люди, обитавшие в пещерах, устраивали свалки мусора за пределами своих жилищ. Такие отходы легко разрушались в результате естественных природных процессов. Развитие цивилизации породило лавинообразный рост количества отходов. Чем лучше мы живём, тем больше потребляем различных товаров, а значит, производим больше мусора. Число мусороперерабатывающих заводов в России на сегодняшний день мало. Количество твёрдых бытовых отходов с каждым годом увеличивается.

В настоящее время действуют такие виды утилизации, как:

–Естественное разложение в природной среде.

–Захоронение на полигонах.

–Выделение полезных компонентов и вторичная переработка (рециклинг. Его классы: механический рециклинг, инсинерация, рециклинг пиролизом, химический рециклинг).

У каждого вида утилизации есть плюсы и минусы

1. Свалки как способ утилизации

Плюсы: гниение мусора происходит под воздействием бактерий. При этом образуется Свалочный газ - биогаз, образующийся в результате анаэробного разложения органических муниципальных отходов. Свалочный газ собирают, предотвращая загрязнение атмосферы, и используют в качестве топлива для производства электроэнергии, тепла или пара.

Минусы: находясь на открытых площадках, под воздействием атмосферного воздуха, солнца и осадков, вредные вещества размываются и проникают в землю, в почву и подземные бассейны вод, грунтовые воды. Отходы на свалках медленно, но постоянно сгорают - тлеют. Как известно, тление представляет собой фазу сжигания, характеризуемую наибольшим образованием стойких органических загрязнителей.Пищевые отходы ущерб природе практически не наносят. Используются для питания различными организмами. Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов. Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.

2. Сжигание мусора. Этот метод утилизации считается эффективным при условии, что завод оснащен высокотехнологичным оборудованием. Из отходов вначале удаляют металлы, аккумуляторы, а также пластик.

Преимущества мусоросжигания:

Меньше неприятных запахов;

Уменьшается количество вредных бактерий, выбросов;

Полученная масса не привлекает грызунов и птиц;

Есть возможность при сжигании получать энергию (тепловую и электрическую).

Недостатки:

Дорогостоящее строительство и эксплуатация мусоросжигательных заводов;

Строительство занимает не менее 5 лет;

При сжигании отходов в атмосферу попадают вредные вещества;

Выбросы металлов;

Зола от мусоросжигания токсична и не может храниться на обычных свалках. Для этого нужны специальные хранилища.

3. Размещение мусора и вторичная переработка.

Размещение отходов – экологический термин, который подразумевает захоронение и хранение отходов для дальнейшей утилизации.

Завод по переработке отходов находится в Янино, но его мощности по сравнению с общим объемом вывозимого «ТБО» – очень малы. В перспективе планируется строительство перерабатывающих заводов под ТБО, на которых будет осуществляться утилизация бытовых отходов.

Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь, но не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Здесь существует ряд проблем.

Первая проблема – прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать.

Вторая проблема – доставка мусора к месту переработки (затратность на бензин – невозобновляемое топливо).

Вопрос 17. Города и их жители страдают от нашествия голубей и ворон. Чем их так привлекает городская среда?

Голуби изначально горные птицы. Для голубей город – это своеобразное нагромождение скал. Также и воробьи, и ласточки переселились в города из гор. А вот вороны переселились в города из лесов, поэтому большая часть их продолжает жить неподалёку в лесу, парках, садах, на бульварах.

Эти птицы предпочитают селиться рядом с жилищем человека, так им проще найти себе пропитание и совсем малая конкуренция. Голуби, например, в выборе источника пропитания достаточно неприхотливы, так как у голубя очень мало рецепторов вкуса во рту.

Вопрос 18. От недостатка каких ресурсов страдает ваш город или ваша область?

Западный и северо-западный ветры несут к Москве воздух, очищенный над лесными массивами западной части Московской области. В периоды преобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистый воздух, поскольку юго-восток области озеленён на 25-30 %, значительно распахан и более индустриальный. Качество водных ресурсов города лучше на северо-западе города, выше по течению Москвы-реки. Северо-запад Москвы более возвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы. Это способствует активному поверхностному смыву, горизонтальной миграции загрязнения, его концентрации в водоемах и малому проникновению в грунты. Важным фактором улучшения экосистемы города является сохранение и развитие скверов, парков и деревьев внутри дворов, значительно пострадавших в последние годы от точечной застройки.

Москва влияет на прилегающую местность: атмосферное загрязнение распространяется на 70-100 км, депрессионные воронки от забора артезианских вод имеют радиусы 100-120 км, тепловые загрязнения и нарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетение лесных массивов - на 30-40 км.

Вопрос 19. Как эффективное хозяйствование человека (знак «+», рис. 55.14) позволяет сберечь природу и предотвратить наступление глобального экологического кризиса? К чему приводит неэффективное хозяйствование (знак «–»)?

Эффективное хозяйствование позволяет сберечь землю от эрозии, сохранить некий видовой состав флоры и фауны, поддерживать уровень грунтовых вод, приносить урожай из полей, использовать все данные земельные ресурсы с умом и не упустить хоть один клочок.

Неэффективное хозяйствование приводит к тому, что пашни пустеют и зарастают сорняком, плодородные земли заростают лесными породами деревьев и уже не подлежат восстановлению, разрушаются эрозией. Эти земли не приносят ни урожая, ни прибыли.

Текст. По Ф. Искандеру
(1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упремся в тупик.
(З)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению - ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.
(7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоевывали другие народы. (9)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (Ю)Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущенной совестью становится сильнее негодяя.
(12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.
(14)Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.
(15)3ависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утонченной совести. (18)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.
(19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (22)Пона-чалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.
(24)А самое опасное для страны - это государственная бессовестность. (25)На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (26)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжет. (27)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (28)И так до бесконечности, до анархии и бунта.
(29)В последнее время я редко пишу стихи. (ЗО)Но эта тема не уложилась в одну только прозу.
219
(31)Говорить, конечно, можно много, Многое понятно между строк.
(32)Совесть есть, друзья, реальность Бога, И реальность совести есть Бог.
(По Ф. Искандеру)

Сочинение
«Откуда взялась человеческая совесть»? «Можно ли воспитать совесть»? «Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Над этими крайне важными для современного общества вопросами рассуждает Фазиль Искандер, известный советский и российский прозаик и поэт.
Автор обращается к проблеме происхождения и воспитания совести. Актуальность затронутой проблемы несомненна, поскольку сегодня в обществе явно наблюдается острый дефицит нравственного качества, называемого совестью человека.
Для того чтобы привлечь внимание читателя к столь серьезной проблеме, писатель высказывает парадоксальные, на первый взгляд, мысли о том, «что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых». Казалось бы, совесть как нравственное мерило должна в такой ситуации умереть, как динозавр. Но, несмотря ни на что, «она продолжает жить как высшее свойство человеческой души». Почему это происходит? Автор убежден: если он найдет ответ на этот сложнейший вопрос современного человечества, то оно (человечество) «опомнится», и совесть станет реальностью нашей жизни. В поисках ответа на волнующий его вопрос Ф. Искандер рассуждает о совести порабощенных народов: только тогда, когда совесть просыпается и возмущается насилием и жестокостью, тогда и приходит долгожданная свобода. Абсолютное согласие читателя вызывает мысль о том, что фашистская Германия не дожила бы до наших дней, так как государства, основанные на бессовестности нации, долго не живут. Дальнейшие рассуждения приводят автора к предположению: «зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Ответ Ф. Искандера однозначен: нет, не зависит степень совестливости от степени цивилизованности.
Так где же и в чем все-таки искать «сердцевину» совести? По мнению автора, источник совести кроется в воспитании, когда правильное, совестливое поведение с течением времени под воздействием общепринятых норм становится привычкой человека.
Невозможно не согласиться с этим выводом известного писателя: совесть - это нравственное качество человека, являющееся результатом правильного воспитания. Слабо выраженное, это качество личности есть у каждого человека, но именно воспитание способствует формированию совестливости - главного мерила всех поступков человека.
Проблему совести и ее воспитания отражают в своих произведениях многие русские писатели. Например, в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» бабка Дарья, не понимающая, как же это возможно: построить дома, столько лет хранить в них жизнь, теперь так бессовестно затопить и деревню, и кладбище, на котором похоронены все ее предки. Она говорит: «Главное для человека, чтоб совесть иметь и от совести не страдать!» Вот он, нравственный урок, который преподала эта пожилая женщина «Иванам, не помнящим родства» - тем молодым жителям Матеры, которые готовы покинуть родные места.
О том, как можно воспитать в ребенке совесть, рассуждает В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой только тогда осознал всю безнравственность своего обмана, когда бабушка, простая деревенская женщина, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души.
Итак, можно сделать вывод о том, что совесть - одно из главных нравственных качеств личности, которое формируется благодаря правильному воспитанию, не зависит от степени цивилизованности и образованности и является внутренним «стражем», не допускающим во внутренний мир человека пошлость, грубость, жестокость и эгоизм.
Проблема философского единства счастья и несчастья

Загрузка...