Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Убыхи - проблемы ревитализации. "убыхи -ушедшие во имя свободы"

1. Местонахождение и общие данные:
С этим у убыхов все достаточно просто - на протяжении всей истории, до последних дней Кавказской войны убыхи жили на территории современного Сочинского района Краснодарского края. Примерно ее можно обозначить рекой Шахэ с запада, где убыхи смешивались с родственными им шапсугами, рекой Хоста с востока, где они перемешивались со столь же родствеными абазинскими племенами садзов (джигетов). На севере их ареал ограничивался отрогами Северного Кавказа и верховьями реки Мзымта, где они пересекались с абазинскими племенами аибга, ачипсоу и другими. Время от времени некоторая их часть переходила к абадзехам в верховья рек Белой и Пшиш для выпаса скота и придавала убыхской крови абадзехам.
Исторически этот регион был крайне изолирован от остального Северного Кавказа по географическим причинам. Сложнопересеченная местность, болотистая и болезненная в устьях рек у моря, достаточно гористая и заросшая густым лесом - она не пропускала через себя мигрантов, за редкими исключениями. Миграции алан в 7-8 веке и татаро-монгольские нашествия 13 века обошли земли убыхов стороной.

По одной теории, лишь однажды, маленькая группа алан, гонимая татарским нашествием с севера, переместилась через горные перевалы на юг, где растворилась среди убыхов, дав имя одному из их племен Алань. Но этой версии еще предстоит быть доказанной, хотя бы генетическими исследованиями.
Все вышеперечисленное привело к консервации данного черкесского субэтноса в своем древнем виде, что дало ему неповторимые отличительные особенности в черкесском мире позднего исторического времени. Язык убыхов отличался от черкесских соседей и выделялся в отдельную ветвь, за ним признавалось свойство чистоты языка. Считалось, что убыхский представляет собой язык черкесов прошлого, что вполне может быть верным, учитывая особенность строения языков народов Кавказа.
Облик черкесов также подтверждался современниками, как отличительный, более европейский. Мужчины носили специальные пояса для поддержания стройной осанки - главного показателя мужской красоты убыхов.


Территориально убыхи делились на два основных вида - приморские и горные. Центральный аул приморских убыхов распологался на землях современного центра Сочи, в районе морского вокзала. Во времена Кавказской войны их главой был князь Аубла Али-Ахмет, он же Облагу.
Горные убыхи управлялись знаменитым родом князей Берзеков, их главой в Кавказскую войну был крайне активный и смелый князь Хаджи Берзек, а центральный аул их располагался севернее современного села Пластунка.

Князь Хаджи Берзек Керантух (1804-1881 гг.) - последний князь убыхов, предводитель борьбы против России

2. Особенности внутреннего устройства жизни:
Административное устройство убыхов было крайне консервативным, первобытным. Во главе рода стоял князь или род князей, обладавших высшей властью. При этом все общественные вопросы решались на народных собраниях, где вождь участвовал со всеми на равных. В Убыхии эта система была настолько сильна,что народное мнение, на которое мог влиять вождь своим авторитетом,скрепляло обязанностью весь народ, не возникало сопротивления.
Это позволяло разделять убыхские общества по родам административным делением. Каждый род управлялся на своей территории. Племена были очень плотно взаимосвязаны,между ними не было конфликтов.


Также помогал этому обычай аталычества - передачи на воспитание знатных детей в другое общество и даже другому племени, чтобы скрепить сильнее узы дружбы. Ребенок воспитывался в чужой семье до момента,когда он выучивался владеть оружием, после чего возвращался. Организованность убыхов позволяла делать успешные нападения на соседей, вплоть до набегов на Кубань через отроги Кавказа,через снежные перевалы.
Их армия была очень четко организована, как спецназ. Они делились на группы - снабжения,первого фланга,прикрытия. Это было необычно для соседних черкесов, которые сражались хаотично, массой.
У убыхов было развито пиратство. Они строили крепкие лодки на которых нападали на суда и грабили их. Доходило до того, что русские суда, патрулировавшие побережье возле Сочи, часто оказывались в блокаде и даже крупные суда вынуждены были спасаться бегством. Лодки убыхов были очень маневренные и грамотно производили абордаж.



Все это привело к тому, что кроме животноводства и садоводства, которое было очень развито в Убыхии, у них больше всех развилась работорговля. Она была поставлена на поток, особенно с приходом Турции. Все рынки были забиты рабами. Население все больше предпочитало это занятие,как самое прибыльное.
Если у соседних черкесов этим занимались в основном аристократы, князья, то у убыхов даже простой люд не брезговал работорговлей.


Вся территория Большого Сочи, вплоть до верхних горных ущелий была очень сильно разработана пшеничными полями, кукурузой, фруктовыми садами. Было развито виноделие - виноградники обсаживались вокруг деревьев. Сады и аулы располагались большей частью в средней и верхних (горных) частях рек. В прибрежной части они находились возле устьев рек, но не все, так как многие устья представляли собой малярийные и люди там не селились.
Территория Сочи вдоль современного Курортного проспекта составляла сплошной лес из вековых дубов. Этот лес являлся священным - в нем проходили собрания, молились, запрещено было заходить посторонним без разрешения старшин. У убыхов сформировалась интересная смесь из религий. Убыхи были приверженцами языческих верований до последних лет Кавказской войны, когда при мощной пропаганде и от разочарования, связанного с тем, что язычество не спасало от русских войск их землю, они стали переходить на сторону ислама, вырубали рощи и строили в них мечети. Больших масштабов эта деятельность не имела.
Удивляет смесь язычества с христианством, которое также было религией части убыхов до 16 века. Все это вылилось в смешанные обряды, когда в рощах висели железные кресты, как идолы. С приходом мусульманства муллы стали проводить встречи с верующими в этих священных рощах. Но полностью мусульманства придерживались только некоторые из аристократов, преимущественно с целью дружбы с турками.

3. В годы Кавказской войны:

К концу 18 века убыхи считали свои земли неприступными и были уверены,что русские никогда не захватят их, хотя война уже была в разгаре. Турция подстрекала убыхов к нападениями, появились европейцы. В частности, англичанин Белл, который до конца Кавказской войны проживал в Сочи,проводил пропаганду среди убыхов против России и обучал убыхов современным методам войны.

Джеймс Станислав Белл (1797 - 1858 гг.), британский разведчик в Черкессии

Ситуация изменилась после взятия Россией Абхазии в свое подданство и началась российская пропаганда. России удалось переманить к себе джигетов, было образовано Джигетское приставство в долине реки Мзымта. Дальнейшая история развивалась по драматическому сценарию.
Российские войска продвигались с севера. Засс начал строить Лабинскую линию, продвигаться вглубь Абадзехии. Убыхи помогали абадзехам делать нападения на линии, но держались отдельно, считая свою землю неприступной.


Россия приняла решение о постройке Черноморской береговой линии в 1830-х годах. В период ее развития главой линии был генерал Раевский. Он разработал план по освоению побережья,поскольку простое курсирование кораблей вдоль берега не позволяло пресечь торговлю с Турцией. Турция активно снабжала оружием черкесов и вела пропаганду - присылала религиозных проповедников,которые поднимали против России народ.
В 1837 году убыхи внезапно застали русский десант в устье Мзымты, который успел основать там мощное укрепление Святого Духа. Форт оказался неприступным и ни разу не был взят черкесами в течение всей Кавказской войны. Это заставило убыхов мобилизоваться и начать противодействие высадкам. Генерал Раевский с генералом Вельяминовым приняли решение о постройке фортов вдоль основных устьев рек, там, где были наиболее активные точки торговли с Турцией черкесов. Поскольку разведка произведена не была, точность местности и количество горцев были неизвестны, выставили к обсуждению две идеи - выслать большой отряд войск, который пройдет по побережью с целью разведки,либо использовать шпиона.



В итоге решили избрать шпиона - генерала Торнау, о котором я рассказывал .


Генерал Торнау и карта его путешествий

Это помогло войскам в дальнейшем. На основании данных от лояльных черкесов, русские войска высадились в Сочи,где под упорным огнем пртивника успели закрепиться и построить Навагинское укрепление,ставшее началом города Сочи.



Форт Александрия (позже Навагинский) (Сочи)

Русские также основали укрепления в Убыхии в устье реки Шахэ, на границе с шапсугами. Здесь находились самые священные рощи обоих народов и они не собирались их так просто сдавать. Сопротивление было очень мощным. Тысячи горцев молились в рощах на фоне русских кораблей и давали клятву умереть за родную землю. Высадка привела к кровавому бою, хотя в Сочи русские потеряли при высадке больше. Памятник сочинскому десанту с братской могилой рядовых и офицеров русских войск до сих пор стоит на Курортном проспекте. Высадка в устье Шахэ была более кровавой со стороны черкесов, памятник там тоже имеется. Русские в итоге высадились и вырубили рощу, закрепились в устье реки, но удерживали укрепление с большим трудом.


Форт Головинский (Головинка)

В разгар Кавказской войны убыхи очень обозлились и постоянно держали в осаде укрепления, не давали гарнизону даже нормально спать. Служба в укреплениях была осложнена тем, что подвоз продовольствия производился раз в полгода, так как путь по суше был невозможен. Кругом были леса,болота, скалы и опасные черкесы. Навагинское укрепление постоянно подвергалось обстрелу, так как находилось напротив горы (нынче Батарейка),использовавшейся черкесами для обстрела укрепления. В том числе из пушек. Попытки быстро отбить их ни к чему не приводили. Черкесы,как только видели,что отряд направляется в их сторону, тут же прятали пушки в лес или уносили их.



Берег Сочи

Гарнизоны вымирали от лихорадки. В то время в русских войсках сражалось много декабристов. Их ссылали на Кавказ в качестве ссылки с высоким уровнем смертности. Даже из Сибири переводили на Кавказ. Их намеренно понижали в должности до солдата и посылали в передовые отряды. В Адлере во время десанта в устье Мзымты погиб писатель Бестужев-Марлинский, который интересно описывал события Кавказской войны и жизнь русских войск. Та же ситуация с Одоевским, описанным Лермонтовым, погибшим при десанте на берег в современном Лазаревском. Секундант Пушкина участвовал в десантных операциях, но он все пережил. Генералов, которые старались облегчить их участь, снимали с должностей.
Постройка крепостей осложнила убыхам жизнь. Началось активная кампания со стороны рода Берзеков, бывшего непримиримым к русским. Действия их были направлены на то, чтобы ограничить сношения с русскими.

Александр Одоевский (1802-1839 гг.), русский поэт, декабрист Александр Бестужев (Марлинский) (1797-1837 гг.), русский писатель, декабрист

В 1840 году, скованные укреплениями в ущельях черкесы, под влиянием засушливого года, начали голодать, а перекрытая торговля с Турцией не позволяла приобрести продукты в то время, как на севере шли активные военные действия у абадзехов. Эта ситуация привела к массовым выступлениям и нападениям на укрепления. У убыхов эти действия были слабыми, их район проживания был еще не тронут войной. Форты Навагинский и Святого Духа практически не попадали в осаду и жили спокойно,в то время как соседние форты - Лазаревский и Вельяминовский (Туапсе) были уничтожены горцами и восстановлены только через год.
Тем временем убыхи стали превращаться в консолидирующий черкесов народ. Именно в их землях, на всечеркесском собарнии принято решение объединить черкесов в конфедерацию для борьбы с Россией. Хаджи Берзек, которому в 1840 году было уже 70 лет обладал непререкаемым авторитетом в Черкессии.
В 1839 году прошло первое черкесское собрание севернее Адлера, где были представители шапсугов, абадзехов, убыхов,натухайцев - большей частью причерноморских черкесов. Здесь было принято решение об объединении сил, выработали правила запрета контактов с русскими,а колеблющихся наказывать силой.
В 1841 году джигеты присоединяются к России и убыхи еще более ожесточаются. У абадзехов появляются наибы от Шамиля,которые начинают административную реформу на основе Шариата и объединительную деятельность в Черкессии. Но у убыхов они терпят провал. Подробнее

Магомед Амин (1818-1901 гг.), мусульманский наиб Шамиля в Черкессии

Убыхи от Амина отказались, поскольку убыхское население не понимало попыток тотального насаждения мусульманства. Был период, когда в рощах убыхов убирали кресты и строили мечети. Через год мечети разрушил народ, который воспринял эти действия весьма агрессивно. С переменным успехом вялые военные действия происходили в течение 1840-х годов,пока не закончилась война на восточном кавказском фронте. Магомед Амин,как и другие наибы и имамы вынужден был либо сдаться русским, либо уплыть в Турцию. Амин сдался русским и просил прошения уехать в Турцию, откуда продолжал свою деятельность до конца войны.
В определенный момент сопротивление ослабло и горцы начали сомневаться,стоит ли продолжать борьбу. Среди убыхов такие сомнения бродили среди приморских племен. Князь Ахмет-Хан понимал,что находится на передовой и в случае наступления русских с берега он пострадает более всех. Поэтому он колебался между обороной и переходом на сторону русских. Он даже пытался сдаться, но свои черкесы пленили его и отпустили с наказом более не повторять этого. Ему пришлось забрать свою клятву русским и продолжить борьбу против них. Очень часто убыхскую аристократию Россия подкупала привилегиями - офицерскими званиями. Однако, когда пропаганда против России срабатывала, убыхи поднимались против русских и офицеров принуждали отказываться от подарков и званий.


Несколько менялась в этот промежуток времени ситуация толкьо 1854 году, когда началась активная фаза Крымской войны. Россия ушла с Черноморского побережья и взорвала свои прибрежные укрепления. За время этой войны черкесы убедились, что русские от них отстали и расслабились. Горцы стали меньше реагировать на пропаганду наибов, она имела для них меньшее значение, чем раньше. Именно в это время на Амина обиделись многие племена, произошли разрушения мечетей,его авторитет упал и так было до 1856-57 годов. К моменту окончания Крымской войны черкесы вернулись к тому укладу жизни на побережье, какой был у них до постройки Черноморской береговой линии. Вернулись прибрежные аулы у разрушенных укреплений, снова начались набеги на соседей.
В те годы царское правительство приняло план военного разрешения черкесского вопроса. Процесс замирения черкесов посчитали проваленным. Крымская война показала, что сохранение черкесов на своей территории при постройке укреплений приведет к блокировке последних,в случае повторения войны с Турцией или европейцами. Автором проекта выселения черкесов являлся наказной атаман (в современной России аналог губернатора) Евдокимов. Он предложил разделить черкесов по основным дорогам,идущим от Кубани к морю и выселить либо на берега Кубани,либо в Турцию. В это же время освободившиеся русские войска с чеченского и крымского фронтов были собраны на Кубани и пошли по трем направлениям от реки к Черному морю, выдавливая несогласное местное население впереди себя. Их гнали к морю с целью посадки на турецкие корабли.

Граф Евдокимов Николай Иванович (1804—1873 гг.), русский генерал

Князья Берзеки у убыхов вновь начали объединительную деятельность среди черкесов. В этот раз на более высоком уровне при помощи англичан,которые активно высаживались в Черкессии. В Турции был сформирован отряд наемников со всего света,который высадился недалеко от современного Туапсе, где собирался воевать с русскими. При первой же стычке он был разбит и отряд разбежался. Черкесы хотели их перерезать, не считали их даже мужчинами. Им было очень сложно возвращаться в Турцию, так как черкесы считали их лишними на кораблях.
Объединительная деятельность привела к тому, что в 1860 году у убыхов появился свой первый парламент. Это был мусульманский представительный орган,собрание черкесских народов побережья. Был построен комплекс зданий в устье реки Сочи. В нем была принята декларация независимости Черкессии под руководством англичан. Она рассылалась в европейские города и в Турцию с просьбой о помощи в борьбе с Россией. До этого черкесы обращались в Санкт-Петербург с просьбой об остановке военных действий, некоторые готовы были сдаться,чтобы их оставили на родной земле. К тому времени в России было принято решение о выселении черкесов, и им отказывали в просьбах. Со стороны Англии и Франции черкесам в помощи также отказали, геополитика была не в их пользу. Турция в очередной раз пообещала прислать войска, но это было очередное нечестное обещание, которых до того было множество и убыхи им не верили. Начались объединительные действия в попытке собрать черкесов в единое государство. Однако, времени было мало и условия были неудачными для этого.

4. Последствия Кавказской войны:
В 1861 году император Александр Второй встретился с представителями черкесов, где подтвердил ультиматум о выселении и дал им срок на это до 1862-1864 годов. Они отказались и война продолжилась. В итоге за один год все население северных склонов Западного Кавказа было выселено, русские войска подошли вплотную высотам Кавказа. Абадзехи были практически полностью выселены,всего 10 000 человек согласились переселиться на Кубань. Остальные с войсками беженцами пошла на юг в Туапсе. Беженцы усложнили жизнь убыхов, на их территориях образовывались лагеря беженцев, постоянно ожидавших турецких перевозчиков. Стало не хватать домов,продовольствия.


Через год, в 1862 году русские войска вышли к морю, захватив земли черкесов, за исключением Убыхии. Шапсугам и убыхам вновь даны были сроки на выселение, очень сжатые. Как впоследствии признавались современники - местные русские чиновники слишком яро исполняли приказ, в Санкт-Петербурге это очень поздно осознали. Жесткие меры и короткие сроки не позволяли принять верное решение тем черкесам, которые колебались перед выбором уплыть или остаться. Им не давали времени на размышление и они уплывали в Турцию, вместо пополнения рядов подданных России. В эти годы произошли последние сражения Кавказской войны в районе Туапсе и в устье реки Шахэ. Шапсуги стали массово выселяться и русские войска подошли к Убыхии. В это время Хаджи Берзек был очень стар, успел сходить во второй хадж в Мекку,что считалось у черкесов очень почетным. После возврата на родину он не смог управлять страной из-за старости. В Убыхии был разлад и в критический момент войны главным князем стал племянник Хаджи - Хаджи Догомуко Берзек Керантух. Когда русские войска подошли к Головинскому форту на реке Шахэ, он уехал в Абхазию советоваться с Михаилом Ширваншидзе,владетелем Абхазии и подданным России. Тем временем народное движение в Убыхии привело к собранию самых молодых убыхов, горячих голов, принявшим решение самостоятельно выступить против русских войск и дать им сражение. Оно произошло в районе современного села Волконка, на территории средневековой крепости Годлик, в которой партию убыхов разбили в пух и прах. Это привело к тому, что разбитые отряды разбрелись по Убыхии и негативно повлияли на дух народа. Убыхская знать больше не могла удерживать людей от сдачи русским властям.


Руины крепости Годлик (14-15 вв.). Место последней битвы убыхов с русскими войсками

Тем не менее, князья не хотели переходить под власть России, к тому же в связи с тем, что в России было отменено крепостное право, а у каждого из них были многочисленные крепостные. Они предпочли с народом и крепостными выселиться в Турцию. Самые хитрые из шапсугов и убыхов успели выселиться заранее, за несколько лет до прихода русских войск. Соглашение с Турцией было давно и она обещала обширные земли переселенцам. Они и получили эти земли. А те,кто до последнего сражался и выселялся в конце войны - попали в массовую волну переселения, не организованную и приведшую к трагедии.
К 1864 году, когда русские войска вступили в Убыхию, сопротивления не было, народный дух упал. Последнее собрание убыхов решило полностью выселиться всем народом в Турцию,что и произошло буквально за три недели. 150 000 человек из всего Большого Сочи в спешном порядке выселились в Турцию. В России не ожидали такого массового исхода, предполагали небольшие волнения, что часть перейдет к Кубани. Лодки набивались по самый борт, любые волнения на море топили их. В штиль умирали от жажды и воды. Больных выкидывали в море. Турция тоже оказалась не готова к таким массам переселенцев, которые при перевозке массово болели. Их держали в закрытых лагерях на берегу, где черкесы умирали от голода и лихорадок, пока турки определяли, куда их направить.


Позже их расселили в Османской империи, на Ближнем Востоке, в самых болотистых и пустынных местах. Многие хотели вернуться,но Россия не разрешала обратный въезд. После расселения, почти половина из убыхов погибла, а оставшиеся в живых были рассеяны по Османской империи. Их насильно заставляли принимать турецкую культуру и язык, забирали в армию, где использовали для сдерживания сербов на балканском фронте. К концу 20-го века,убыхи,как народность, исчезли. Последний человек, знавший убыхский язык - Тевфик Эсенч, умер в конце 20-го века. Говорил он на смешанном языке. По сей день исследователи пытаются восстановить язык и культуру убыхов, что пока полноценно не получается, хотя потомки убыхов проживают в Турции и частично поддерживают убыхский быт жизни с полной потерей языка.


Тевфик Эсенч (1904 - 1992 гг.) Турция. Последний убыхоговорящий потомок убыхов

Территория же Убыхии оставалась пустынной в течение десятилетия. Позже сюда пытались расселить казаков,которые не могли прижиться в субтропическом горном климате. Позже сюда стали переселять из Турции армян и греков, а позже десятки других народов со всей территории Российской империи. По настоящее время территория Сочи не так заселена, как во времена убыхов. Севернее села Пластунка сплошные места и туристические тропы, в отличие от времен убыхов. Так этот народ в борьбе потерял свой облик и разошелся по миру.






На фото справа руины Навагинского форта в центре современного Сочи

Среди коренных народов Западного Кавказа можно выделить один особый, близкородственный и абхазам, и адыгам, и в равной степени самостоятельный и сохранявший свою независимость – убыхов.

Убыхи жили на прибрежной и горной территории между реками Шахе и Хоста, гранича на западе с адыгским племенем шапсугов, а на востоке – с западноабхазскими племенами. Как самоназвание у убыхов бытовали «туахъы» и «абза» (отсюда, вероятно, и турецкий и арабский термин «абаза», распространявшийся не только на жителей Абхазии, но и на большую часть населения от р. Ингур до Анапы).

Убыхи разделялись на несколько обществ, тесно связанных и постоянно контактировавших друг с другом – собственно горные убыхские общества (верховья р.Сочи), Субешх, или Субаши, (нижняя часть бассейна р.Шахе), Вардане (приустье р.Лоо), Саше, или Соча, (территория современного г.Сочи – от этого слова и происходит название города), а также более малочисленные Хизе, Псахе, Хамыш. В ряде обществ с убыхами совместно проживали шапсуги (Субешх) и абхазы-садзы (Хамыш). В убыхских обществах руководство осуществляли князья. Так, в горских обществах и в Субешх несомненных авторитетом пользовался род Берзек, в обществе Саше главенствовали Аублаа (Облагу), а в Вардане – Дзиаш (Дзейш).

Народ убыхов не отличался большим числом – средние цифры всего населения составляли примерно 25-40 тысяч (однако, по данным А. Берже с 1858 по 1865 год в Османскую Турцию выселилось убыхов 74456 человек). Но, несмотря на малочисленность, они славились необычайной организованностью и воинственностью. Согласно высказыванию графа и царского генерала М.Т.Лорис-Меликова «воинственное и предприимчивое племя убыхов… пользовалось всегда особым значением у прочих соседей своих. У горцев существует и поныне поверие: чтобы быть храбрым, надо пожить и поучиться у убыхов».

В древние времена убыхи исповедовали традиционную религию с монотеистической основой и значительным влиянием греческого христианства. Но постепенно, под влиянием вернувшихся из Ближнего Востока земляков-мамлюков и османов, обосновавшихся в Причерноморье, убыхи становятся мусульманами, хотя и с сильным влиянием старого мировоззрения и народной мифологии. Об этом однозначно свидетельствует о, что многие из их лидеров в первой половине XIX в. совершали хадж в Мекку (убыхские лидеры Хаджи Керантух Берзек в 1839, Хаджи Исмаил Берзек в

1846 году). Однако уже в конце XVIII в. убыхи хоронили по исламской традиции – сохранилась эпиграфическая надпись на могильной плите из Сочи: «Барзека Мухаммед-аги умершая дочь Хавва. Душе ее Фатиху! 1207 г.» (т.е. 1792-1793 годах). В это время убыхи уже выполняли намаз, о чем свидетельствует факт наличия молитвенных ковриков, описанных польским революционером Теофилом Лапинским (Тевфик-беем), находившимся среди коренного населения Причерноморья (он обратил внимание на орнамент этих ковриков, напоминавший по форме крестообразные фигуры). Интересный факт – в ответном письме на письмо из военного лагеря царских войск убыхи, наряду с требованиями, называли «…казанских и других татар» своими братьями по вере. При этом необходимо заметить, что убыхский род Аублаа (по мнению абхазского ученого Ш.Д.Инал-ипа, имевший абхазское происхождение) всегда пользовался почетом и уважением и считался (и считается у абхазов по сей день) потомками Пророка (с.а.в.). В современном абхазском языке слово «убых» отсутствует и оно обычно заменяется словом «Аублаа». Абхазы говорят – «Аублаа п.ааимбароуп», т.е. «Аублаа – пророки». Существует предположение, что, скорее всего, он связан с сайидами – потомками пророка Мухаммеда (с.а.в.). Вероятность этого очень высока, т.к. во второй половине первого тысячелетия нашей эры на Кавказе происходило значительное влияние арабо-мусульманской цивилизации (миграции, о чем свидетельствуют сохранившиеся легенды, войны Халифата с Хазарским каганатом). По версии известного турецкого исследователя абхазского происхождения Омера Бейгуаа (Буюка) род Аублаа связан с пророком Ибрахимом (а.с.). Но интересно, что в этом случае употребляется слово «п,ааимбар» (персидско-турецкое «пейгамбар»), которое стало использоваться персами (а позже и турками) только после принятия ислама и означало именно пророка Мухаммеда (с.а.в.), и только в случае добавления имени могло применяться по отношению к другим пророкам (Муса пейгамбар, Иса пейгамбар). Именно так оно и попало в абхазский язык, и то, что именно эта лексема (а не более древняя, из доисламского периода) употребляется в данном случае, связывает род Аублаа именно с исламскими корнями.

Кавказская война, распространившаяся и на Причерноморье, только способствовала общей консолидации и укреплению убыхского племени в исламе. Одним из основных лидеров убыхов в первой половине XIX в. был Хаджи Исмаил Берзек, глубоко верующий мусульманин, который всеми силами сопротивлялся имперской интервенции. В 1846 г. он погиб, возвращаясь из хаджа в Мекку. После смерти Исмаила Берзека лидером убыхов стал его племянник Хаджи Керантух (Керендук) Берзек.

С 1848 под воздействием проповеди Магомед-Эмина, наиба имама Шамиля на Западном Кавказе, все большее влияние среди убыхов приобрел «мюридизм». Вместе с адыгским племенем абадзехов, они стали одними из самых преданных сторонников этого движения (тесно связанного с тарикатом Накшбандийя и дагестанскими шейхами), которые не оставляли Магомед-Эмина в самые тяжелые минуты. По видимости, такой успех, в определенной степени, был сопряжен с мировоззрением убыхов, среди которых князья скорее были лидерами, чем правителями, и которым были близки идеи всеобщего социального равенства мусульман и отказа от феодальной зависимости. Магомед-Эмин смог реорганизовать войско, ввести законы шариата, благодаря чему на землях адыгских, убыхских и западноабхазских племен появились 12 махкама, включавших в себя мечеть, медресе, зиндан для преступников, жилые и хозяйственные помещения, здесь же проходили народные собрания и суды. Убыхи, постоянно совершающие походы против регулярных частей царской армии, продолжали быть одной из главных проблем имперской администрации на Западном Кавказе. В 1859 г. после пленения имама Шамиля, капитулировал и Магомед-Эмин. Но убыхи не теряли духа и продолжают активные действия. В июне 1861 г. недалеко от Сочи убыхи вместе с абадзехами и представителями западноабхазских обществ собрали меджлис «Великое и свободное заседание», в долине реки Псахе руками убыхов, абадзехов, шапсугов и абхазов-садзов выстроились здания меджлиса, мечеть, здание суда. Усилиями убыхского вождя Хаджи Керантуха Берзека фактически делается попытка реконструировать тип общественного управления на основе шариата, который устанавливал Магомед-Эмин. В состав заседания также вошли такие убыхские и адыгские лидеры, как Карабатыр Заноко, Исмаил Баракай-ипа Дзиаш, Хасан Эфенде Бидж. По повелению меджлиса учреждены в нашем крае 12 округов. В каждом округе определены муфтий и кадий, а также мухтар (старшина). Однако, окончание войны в Дагестане и переброска сил на Западный Кавказ сделала силы неравными – в мае 1864 г. Кавказская война завершилась победным парадом царских войск в урочище Кбааде (Красная поляна). Убыхи оказались перед фактом вынужденного выселения на землю Халифата – в Османскую Турцию…

Турецкие судна, заполненные тысячами убыхов покидали родную землю. Страдающие от голода и болезней, многие из них погибли в дороге и на турецком берегу, во время карантина. Именно убыхи стали основными героями художественных произведений, посвященных драматичным событиям времен переселения мухаджиров: романа Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» и повести Даура Зантария «Судьба Чу-Якуба». Судьба этого народа даже более трагична, чем судьба адыгов и абхазов, также покинувших в массовом порядке свое отечество. Убыхи расселились в Турции в пределах Анатолии, образовав поселения в районе Бандырмы близ Бурсы и в районе Измита не побережье Мраморного моря, в районе Самсуна на анатолийском побережье Чёрного моря, в районе Адана на побережье Мерсинского залива Средиземного моря, на Усунском нагорье и в ряде других пунктов Анатолии. Увы, в Турции убыхи, будучи малочисленными, стали быстро забывать язык, переходя на турецкий, а в семьях и общинах – на абхазский или адыгский языки. Последним носителем убыхского языка считается Тевфик Эсенч, житель селения Хаджи-Осман кёй в районе Маньяс провинции Балыкесир, умерший в 1992 г. И хотя потомки мухаджиров из Убыхии и по сей день живут в Турции, владеющих языком предков среди них не найти. Так по воле Аллаха ушла в историю общность одного из самых воинственных народов Кавказа – убыхов. Хотелось бы, чтобы XXII Зимние Олимпийские Игры стали бы символом мира на этой древней земле.

УБЫХИ

Еще одним мифом является трагическая судьба убыхов.

Почему-то в общественное сознание вошел факт, что русские войска уничтожили всех убыхов. Причем, даже если кто-то знает, что их никто не убивал, а они были депортированы, то все равно считает Российскую империю виновной в их смерти. По какой-то иронии судьбы, приводить в пример убыхов стало «модно» у современных грузин. Разговаривая с абхазами и черкесами, они любят ввернуть что-нибудь, типа «вот, мол, если уйдете от грузин и будете жить с русскими, то они с вами сделают то, что сделали с убыхами». Ну и, конечно же, к убыхскому вопросу привлекает внимание интересная и печальная книга абхазского советского писателя Баграта Шинкубы «Последний из ушедших», где он описал свою встречу в конце 1960-х - начале 1970-х годов с последним человеком, являвшимся носителем убыхского языка.

Для тех, кто не знаком с исторической канвой скажу: убыхи - это адыгский народ, который в результате Кавказской войны и депортации к нашему времени полностью исчез. То есть, до Кавказской войны из было около 80 тыс. человек, а в 1970-х годах Баграт Шинкуба уже разговаривал с последним из них.

Это трагично, это печально, это достойно памяти и всяческого сожаления. Почему же так произошло?

Это непростой разговор. И он гораздо глубже, чем это представляется многим из тех, кто полощет это имя всуе, не желая вникать в ситуацию.

Начнем с того, что убыхи не были обычным, рядовым адыгским племенем - они были не похожи на шапсугов, махошевцев или других. Они сильно и чуть ли не во всем отличались от остальных черкесских племен. Здесь налицо исторический парадокс, о котором почему-то никто не говорит: народ, который любят приводить в качестве абсолютной жертвы Кавказской войны и народ, в результате Кавказской войны исчезнувший полностью… ну… продолжайте сами… от этой войны пострадал меньше всех! От Кавказской войны убыхи пострадали меньше всех остальных черкесских народностей! По её итогам они оказались в невероятно более благоприятном положении, чем другие черкесские этносы!

Эта народность проживала на территории примерно между современными Лазаревским и Адлером, гранича с абхазами. Когда от карательных операций русских начали гореть кабардинские аулы, у убыхов было еще около 100 лет относительно спокойной жизни. Если тот же, бжедугский аул Энем горел несколько раз, то у убыхов таких аулов не было. За исключением 2-3 небольших операций, предпринятых русскими с территории Абхазии и нескольких приморских крепостей, нога российского солдата вступила на землю Убыхии только в 1864 году - произошло 1 столкновение совсем среднего характера и война сразу же прекратилась.

Убыхи - это единственная черкесская народность, которая сохранила организацию, порядок и управляемость до самого конца и даже после поражения и изъявления покорности. В 1864 году черкесская знать сумела сагитировать народ на выселение, но в значительной мере потеряла управление людьми, что в огромной степени вызвало анархичное, беспорядочное и неуправляемое бегство адыгов к Черноморским портам для отъезда в Турцию, во многом и обусловило трагедию 1864 года и многотысячные потери адыгов в ходе депортации. Ничего этого убыхи не знали. Они были единственными, кто сохранил порядок, смог сам организовать аренду кораблей и, повинуясь воле своих легендарных руководителей, организованно и в полном порядке в течении двух недель выселился в Турцию. При депортации убыхи не потеряли ни одного человека!

Убыхи - это единственная адыгская народность, которая эмигрировала в Турцию практически в полном составе. Их ушло 74,5 тысячи человек. Нам известно где их всех поселили, в какие деревни, рядом с кем и кто ими командовал. На родине остались только несколько десятков человек.

И вот он исторический вопрос - как в такой ситуации, когда народность находится в самом благоприятном положении по результатам Кавказской войны в отношении к остальным, когда они не теряют тысячи людей от голода и болезней на берегу моря во время ожидания кораблей, когда они переселяются вообще всем народом… как же так получилось, что они вообще исчезли, а другие народности остались?

Убыхи были обречены на ассимиляцию! Они не могли не уйти и не могли не исчезнуть.

Убыхи были обречены. Я удивлен почему этого никто не видит. Другого варианта эмиграция в Турцию, по крайней мере, в том виде, в котором она была сделана, им не предоставляла.

Во-первых, убыхи не могли не уйти. Я несколько раз сталкивался с высказываниями, мол «не высели Россия убыхов, не уйди они за море, не эмигрируй они - было бы сейчас в районе Краснодара или Усть-Лабинска 10-15 убыхских аулов, жил бы убыхский язык и никто бы не исчез». Пустые словопрения и ничего кроме! Убыхи более чем кто-либо еще должны были уйти. В сложившихся условиях Кавказа, как мы знаем, одной из трех основных причин добровольно-принудительного переселения были агитация и прямые приказы черкесской знати, которая рассчитывала посредством ухода в Турцию сохранить своих рабов и невольников - это обещали черкесам турки и не обещали русские. Тот же самый вопрос рабовладения, от которого сейчас всеми силами отворачиваются черкесские этнопатриоты и который, без всякого сомнения, сыграл огромнейшую роль в катастрофе адыгов в Кавказской войне!

Так вот, количество рабов из расчета на душу населения у убыхов было в несколько раз больше, чем у любого другого адыгского племени. В «Очерках истории Адыгеи», в частности, говорится, что «в среднем на 10 свободных шапсугов приходился 1 раб, у абадзехов - 2, у убыхов - 3.». Там же дается ссылка на Белля, по утверждению которого в род Берзека - высший и знатнейший род Убыхии, из которого были все последние лидеры этой народности - «входило до 400 знатных семейств, из которых каждое в отдельности имело от 5 до 20 рабов».

То есть, побудительные мотивы к эмиграции, у убыхов были сильнее, чем у кого кого-либо еще. Но… помните фильм «Кавказская пленница»? «Как говорит мой дед, имею желание жениться, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания»… Если у бжедугов в 1873 году было желание эмигрировать, но уже не было возможности и поэтому они остаются, то у убыхов были и желание, и возможность. Причем, возможность в тот момент у них была бОльшая, чем у остальных племен именно потому, что они сохранили организацию и повиновение лидерам.

Теперь сведем все это вместе: народ, который дольше чем другие сопротивлялся русским; народ, который сохранил свою организацию, порядок и повиновение знати; народ, знать которого имела в 2-3 раза больше рабов по сравнению с другими родственными этносами, и, следовательно, в 2-3 раза сильнее должна была хотеть их сохранить; народ, который мог самостоятельно найти и оплатить свой переезд в Турцию в полном составе… Что это нам дает? Они не могли остаться!

Ситуация сложилась так, что в коротком периоде убыхи оказывались в намного более выигрышной ситуации, чем другие адыги. Но выигрыш в коротком периоде неминуемо вел их к оглушительному проигрышу в длинном! Приняв решение на уход, убыхи тем самым подписали себе приговор, как отдельному этносу!

Причина этого заключается в том, что их основное отличие от других адыгских племен было не в организации, не в степени военных потерь и в количестве рабов. Убыхи были вообще другими. Иными! Они имели пограничную национальную идентичность между адыгами и абхазами и были связующим звеном между двумя ветвями адыго-абхазской группы. Место проживания убыхов - на границе между адыгскими народами и родственными им абхазами - определило социальную, этнографическую функцию, которую они исполняли в адыго-абхазском мире. Не совсем похожие на адыгов, но и не абхазы, они служили связью между адыгскими народностям и абхазами, были соединительной цепочкой между двумя ветвями одной этнической группы, в некотором роде «пере-адыгами и недо-абхазами». Подтверждением этому, кстати, был и исчезнувший ныне убыхский язык, мало похожий как на адыгские диалекты, так и непосредственно на абхазский, некоторыми лингвистами он считается переходным звеном между этими языками. Среди десятка черкесских наречий убыхский язык был единственным, который другие адыги не понимали.

Объединительная, связующая функция - очень важный и нужный элемент национального единства. Проблема в другом - она могла являться таковой только в условиях традиционного общества, традиционных устоев и традиционного расселения народов адыго-абхазской группы на Кавказе, с уходом же убыхов в Турцию она полностью исчезает! В самом деле, как убыхи могли объединять адыгов и абхазов, не живущих компактно бок к боку, а расселенных турками на огромной площади, в сотнях деревень от Греции и Сербии и до самой персидской границы!

Давайте для наглядности приведем такой пример: у нас есть болт, гайка и шайба. Адыго-абхазское общество. Все вместе они образуют единый крепёжный элемент, в котором убыхи - это шайба, находящаяся между болтом - абхазами - и гайкой - адыгами. Шайба несет крайне важную функцию - она увеличивает площадь нажима на крепящуюся поверхность, как-бы «пружинит», не давая гайке соскочить с резьбы и таким образом усиливает весь элемент. Но давайте разъединим две части: снимем гайку и положим её на диван, уберем болт и поместим его на шкаф - и необходимость в шайбе исчезнет! Вне общей системы она сама будет не нужна!

На самом деле, если быть до конца точными, узкая специализация начала отмирать еще раньше - с крушением турецко-крымского замкнутого мирка и с открытием Западного Кавказа миру. Постепенно складывалась ситуация, когда еще там на Кавказе убыхский народ должен был делать выбор между собственной принадлежностью либо к черкесам, либо к абхазам. Об обреченности такой пограничной ситуации для убыхов говорит, в частности, Л.Я. Люлье, известный этнограф, лингвист, в совершенстве знавший черкесский язык и составивший в 1820-е годы первый адыгский алфавит на основе кириллицы (акт страшного геноцида, кстати!): «Убыхи говорят особым языком, не имеющим сходства ни с черкесским, ни с абхасским. Со временем язык этот может исчезнуть, по всеобщему употреблению языка черкесского.» И если такие процессы шли уже на Кавказе, то в условиях перехода в Турцию, они многократно обострялись. Это необходимо было осознать уже тогда, до принятия решения на уход в Турцию, но трагедия убыхов была еще и в том, что для понимания этого им были нужны интеллигенты, а у них были только рабы!

Так что, если бы даже не случилось никакой Кавказской войны, то, скорее всего, с течением времени и с все большей открытостью Причерноморья миру, убыхи все равно бы ассимилировались, влившись либо в один, либо в другой родственный народ. Но у капризной Мадам Истории есть только то, что есть и поэтому надо говорить о реалиях, а не о выдумках!

Будучи важной и почетной на Кавказе, убыхская уникальность сыграла с ними злую шутку в Турции - убыхи не могли её поддерживать. Исчезал важный элемент самоидентификации народа, который убыхи не могли восполнить в черкесском этносе. Адыгов - не-убыхов было намного больше - в Турцию их переселилось сотни тысяч (только на Голанских высотах было два десятка адыгских деревень) и из-за общности языка на чужбине они могли чувствовать свое единство и поддерживать свою «черкесскость». Убыхов же было всего 73 тысячи, расселены они были в нескольких достаточно удаленных друг от друга деревнях и общение с остальными черкесами было затруднено из-за разности их языков. В таких условиях должна была состояться новая национальная самоидентификация - убыхи должны были определиться кем они хотят быть в новых условиях - адыгами или турками.

Это абсолютно нормальный процесс, проходящий в сходных условиях во всех нациях без исключения, Вспомним как известный французский историк, писатель и филолог Эрнст Ренан говорил о постоянно идущем процессе самоидентификации любой нации: «Нация - это ежедневный плебисцит».

Наверняка, кто-то выбрал быть турком, кто-то адыгом. Их никто не убивал, как это зачастую преподносятся - просто их кровь теперь в черкесах и турках.

ВЫСЕЛЕНИЕ АДЫГОВ

Здесь мы подходим к вопросу о выселении адыгов. Это очень тяжелая тема, которую я оставил напоследок.

Выселение было, без сомнения, самой страшной катастрофой, постигшей черкесов за все время существования адыгского этноса. Именно во время выселения черкесы понесли самые большие потери за весь период столетней Кавказской войны, а ужасы и страдания переселенцев были таковы, что и теперь не могут никого оставить равнодушным.

Тема выселения очень широко (что совершенно правильно!) освещается кавказской историографией - именно депортация, на мой взгляд, является основным аргументом сторонников теории о геноциде и именно о ней, как правило, говорят в первую очередь, когда речь заходит о Кавказской войне. В качестве главных доказательств того, что депортация являлась геноцидом, сторонники этой теории обычно используют два типа аргументов - высказывания царских генералов, в которых они говорят о необходимости высылки черкесов и описания немыслимых страданий, которые испытывали адыги-переселенцы на черноморском берегу, в ожидании судов.

Вот примеры подобных высказываний:

«Горцы потерпели страшное бедствие, потому что иначе и быть не могло. Они отказались от милостивых предложений, сделанных им лично Государем Императором, и гордо приняли вызов на войну. Никакие договоры с тех пор уже не были возможны, да и не с кем было их заключать при царившей у них безладице. Горцы сопротивлялись чрезвычайно упорно, не только в открытом бою, но еще больше инерцией массы: они встречали наши удары с каким-то бесчувствием; как отдельный человек в поле не сдавался перед целым войском, но умирал убивая, так и народ после разорения дотла его деревень, произведенного в десятый раз, цепко держался на прежних местах.

Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа потому только, что горцы не хотели покориться. Надобно было истребить горцев наполовину, чтоб заставить другую половину положить оружие, нo не более десятой части погибших пали от оружия; остальные свалились от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах. Особенно пострадала слабая часть населения - женщины и дети.

Когда горцы столпились на берегу для отправления в Турцию, по первому взгляду была заметна неестественно малая пропорция женщин и детей против взрослых мужчин. При наших погромах множество людей разбежалось по лесу в одиночку; другие забивались в такие места, где и нога человека прежде не бывала. Летучие отряды находили людей, совсем одичавших от долгого одиночества. Разумеется, такие особняки большею частью гибли; но что было делать? Позволяю себе повторить несколько слов графа Евдокимова по этому поводу. Он сказал мне раз: «Я писал графу Сумарокову, для чего он упоминает в каждом донесении о замерзших телах, покрывающих дороги? Разве великий князь и я этого не знаем? Но разве от кого-нибудь зависит отвратить это бедствие?»

«Никогда не забуду и того подавляющего впечатления, какое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17 000 человек. Позднее, ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие средств к существованию и свирепствовавшая между ними эпидемия тифа и оспы, делали положение их отчаянным. И действительно, чье сердце не содрогнулось б при виде, например, молодой черкешенки, в рубищах лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся с жизнью в то время, как другой искал утоления голода у груди уже околевшего трупа матери».

Это тяжелые свидетельства. И правдивые. Их ни в коем случае нельзя скрывать, либо замалчивать - в первую очередь история должна быть правдивой и объективной.

Но вопрос в том, что это только ЧАСТЬ правды. Это лишь часть той большой картины прошлого, состоящей из множества различных фактов и событий, которые в конечном итоге и привели черкесов к такому страшному поражению и огромным страданиям. Это всего лишь отдельные частички той большой правды, которую современная западнокавказская историческая наука должна сказать своему народу. Должна. Но не говорит. Давайте же восполним эту картину и расскажем что было в действительности.

Вопрос о том, что делать с побежденными адыгами начинает обсуждаться русским командованием уже с 1857 года. Год, как закончилась Крымская война, еще не сдался и еще не побежден Шамиль, еще не принесли присягу не только черкесы, живущие в горах, но и многие «равнинные» народности, на Западном Кавказе еще не собрана огромная армия, а русские генералы уже рассуждают что делать с побежденными черкесами. Между Петербургом, Тифлисом, Екатеринодаром, другими городами идет активная переписка. В нее вовлечены наместник царя на Кавказе князь Барятинский, генералы Филипсон, Милютин, князь Орбелиани, Коцебу и др. Создается особый комитет для решения этого вопроса, обсуждаются разные проекты, но вскоре стороны сходятся на том, что будущее народов Западного Кавказа должно быть отлично от того будущего, что скоро придет к народам Кавказа Восточного. Если чеченцев и дагестанцев предполагалось оставить в местах своего традиционного проживания, то адыгов нужно было частично выселить, а частично оставить. Как писал Милютин в своем «Плане покорения Северо-западного Кавказа», представленном Александру II, «завоевание края», т. е. Кавказа, «производится одним из двух способов - или покорением местных жителей с оставлением их на занимаемых землях, или отнятием у жителей земель и водворением на них победителей» Причин такой разницы в подходах было несколько. Можно назвать по крайней мере четыре:

1. Милютин указывал на крайнюю разрозненность и разрозненность черкесских племен, их «тысячелетнюю привычку к безначалию, вольности и легкомысленной подвижности». По его мысли, эти «черты» черкесов не позволяли надеяться, чтобы их когда-нибудь было возможно подчинить «правильному устройству и законным властям». Барятинский пишет «Между народами восточной и западной половины Кавказа есть огромная разница... В Дагестане мы нашли уже глубоко вкорененные начала гражданственности и привычку к повиновению властям, даже к самовольному тяжкому игу». Скорее всего, здесь Барятинский имеет ввиду основы государственности, заложенные Шамилем. Далее он пишет «На Западе, - напротив того, народы раздроблены на мелкие общины или семейные союзы, не управляемые никакими властями, не имеющие между собою никакой связи гражданской. Племена эти издревле привыкли к необузданной свободе». «Бесчисленные участки и 100 дворов представляют столько же маленьких республик, не признающих над собою никакой власти», пишет один человек, относительно долгое время живший в Черкесии, личность которого мы раскроем чуть позже, это является «причиной, почему страна не может придти к благоустройству и почему русское правительство не может полагаться» на присяги черкесских старшин».

2. С раздробленностью была связана еще одна причина - черкесы находились в том состоянии, которое сейчас современные дипломаты называют «недоговороспособностью» - с ними нельзя было ни о чем договориться. В условиях отсутствия единой власти, черкесы были разделены на несколько народов, внутри которых тоже было множество групп влияния, концентрировавшихся вокруг мини-центров силы. Единого подчинения не было, интересы этих центров не совпадали, они враждовали между собой, российское командование могло договариваться о мире с одной группой, абадзехов, выдающих себя за представителей всего народа, а в этот самый момент другая группа абадзехов, никак не соотносившаяся с первой, могла нанести удар.

Практически вся предыдущая практика договоров между русским командованием и «горными» адыгами - абадзехами, бжедугами, натухайцами и рядом мелких племен была негативной - будучи поставленными в безвыходное военное положение во время русских экспедиций в горы, они с легкостью шли на заключение мира, клялись в покорности и забывали об этом как только войска уходили.

Вот как комментирует эту ситуацию генерал Карцов:

«До 1860 года цель наших действий на Кавказе состояла в том, чтобы экспедиции, предпринимавшиеся в места, занятые горцами, наносить им возможно частые поражения и, убедить их в превосходстве наших сил, заставить изъявить покорность. Результатом этих экспедиций было то, что ближайшие к нам общества, жившие на равнинах, то покорялись, то снова восставали и постоянно нас грабили, сваливая вину на соседей, живших выше их, в горах. В минувшую (Крымскую) войну все общества, бывшие покорными, одновременно восстали и пришлось снова покорять их.»

С горцами нельзя было договориться! В этом отношении показательно, что и женитьба Ивана Грозного на кабардинской княжне Гуашаней, дочери князя Темрюка, с заключением военного союза между Русью и Кабардой, (то, что сейчас официально называется Добровольным вхождением) была одним из таких примеров «недоговороспособности» - после смерти Темрюка, власть в Кабарде заняли другие князья, имевшие совсем другие интересы и ни о каком союзе с Москвой речь уже не шла.

3. Несколько основных, еще не покоренных адыгских племен располагались на территории, которая была идеально приспособлена для ведения партизанской войны, в которой так преуспели черкесы - горы и густые леса могли всегда скрыть небольшой черкесский отряд и если ситуацию еще можно было как-то контролировать, имея в горах значительное количество войск, то после грядущей победы и вывода войска, можно было быть уверенным в том, что набеги продолжатся.

4. В отличии от чеченцев, значительная часть адыгов, которых намеревались выселить, жила непосредственно на морском побережье. Этот факт определял относительную легкость их поддержки враждебными России государствами, что, кстати, и стало одной из причин затягивания Кавказской войны и выставлял черкесов в абсолютно другом свете, нежели чеченцев и дагестанцев. В то время в России считали, что Крымская война не сняла все противоречия между великими державами, что скоро обязательно начнется новая война и причерноморские адыги неминуемо станут опять инструментом воздействия на нее, а значит южные морские границы было необходимо обезопасить. Как писал Милютин, «эта часть Кавказа представляет обширное поле для тайных политических происков европейских наших врагов, которые всегда будут подстрекать легкомысленных черкесов к бесконечной борьбе с нами и, в случае открытой войны, каждая враждебная нам держава найдет на восточном берегу Черного моря усердных союзников». Это же подтверждал и Карцов, говоря, что «первый выстрел на Черном море и даже какое-нибудь вымышленное письмо султана или прибытие самозванца паши снова могло бы возбудить войну.»

Кстати, о необходимости депортации адыгов пишет Теофил Лапинский - польский авантюрист, «кондотьер без твердых политических убеждений», как называл его Герцен, который во второй половине 1850-х годов, собрав команду из европейцев, приезжает в Черкесию и воюет против российской армии. Для нынешних адыгских ультрапатриотов он выступает в роли некоего символа поддержки черкесов той Европой. Провоевав 2 года вместе с адыгами против русских, в 1859 году этот международный авантюрист возвращается в Европу и предлагает свои услуги русскому командованию, но теперь уже в борьбе против черкесов. Лапинский заявляет, что русское правительство может считать себя «счастливым», что Англия, Франция и Турция недооценили в Крымской войне значение Черкесии. Но «кто может ручаться, что в случае новой войны ошибка эта снова не повторится?» «Поэтому, Россия должна во что бы то ни стало покорить земли шапсугов и убыхов, ежели она желает спокойно владеть кавказскими провинциями».

Лапинский предлагает оставить пока абадзехов в покое и самым решительным образом завоевать шапсугов и убыхов и «изгнать» их из Черкесии. По его мнению, «с убыхами же и шапсугами мир ни к чему не поведет» и нужно во что бы то ни стало «изгнать их из прибрежной полосы Черного моря». Основываясь на своем знании Черкесии изнутри, Лапинский советует сжигать аулы, усилить морскую блокаду и вообще вести намного более жесткую политику - «с таким народом сила ведет ко всему, строгость ко многому, а снисхождение к отрицательному результату». Кстати, это его слова я приводил несколькими абзацами выше говоря о «недоговороспособности» адыгов.

Забавно, но среди «патриотически настроенных» бытует высокое мнение о Теофиле Лапинском. Его считают патриотом, борцом за свободу Черкесии, который узнав о несправедливости, бросил все и отправился далеко на Кавказ воевать, как говорится, «за нашу и Вашу свободу». Вокруг его имени образовалось немало мифов, некоторые, причем, довольно образованные адыги считают, что у Лапинского был отряд не в 200 человек, как это было на самом деле, и не в 4 тыс, как он планировал, но не смог собрать, а не много ни мало - в 20 тыс. европейцев, приехавших в Черкесию из чувства солидарности с черкесами и для помощи им. Несколько раз мне приходилось встречаться со стремлением людей поставить Лапинскому памятник!

Интересно, что было бы, если бы памятник все же поставили, а потом вскрылось это письмо! Это еще один явный пример того как можно одурманить, оболванить собственный народ если моделировать историю под свои политические цели и дозировать информацию, выдавая только то, что соответствует твоим задачам.

Но вернемся к нашей теме. Хочу отметить особо: ни в одной из версий речь об уничтожении всех черкесов не шла. Более того, одним из существеннейших причин и целей высылки адыгов генералы считали… сохранение адыгам жизни. В переписке немало говорится о том, что оставшиеся племена являются самыми непримиримыми и будут воевать до конца, следовательно, чтобы не уничтожать их, необходимо не доводить их до отчаяния, а дать им возможность выбора и ухода с Кавказа.

Члены Особого комитета понимают, что предложенное решение жестоко и приводят в пример как раз колонизацию европейцами Америки, которая вылилась в «истребление почти всех первобытных там жителей», говоря, что такого исхода нужно избежать. Эта мысль всячески и постоянно подчеркивается генералами и также всячески и постоянно вымарывается адыгскими историками, которые выбирают из переписки только то, что может хоть как-то подчеркнуть саму жестокость происходящего.

Так, Александр II требует, «чтобы это развитие (русского населения в Закубанском крае - А.Е.) было соразмерно с поземельным довольствием, которое можно доставить вновь водворяемым казакам без крайнего стеснения туземцев», Д.А. Милютин несколько раз пишет, что «наши обязанности к человеческому роду требуют, чтобы мы заблаговременно приняли меры для обеспечения существования даже враждебных к нам племен» , в какой-то момент даже созревает ссора - Барятинский посчитал себя оскорбленным тем, что члены Комитета, по его мнению, выставили его предложения так, как будто он «предлагает систему действий для покорения кавказских горских племен, основанную на истреблении всего туземного населения». Он пишет, что ему «приписывают» «бесчеловечное намерение» и по этой причине даже не считает нужным оправдываться.

Представляете себе геноцид, который совершается не из-за стремления уничтожить народ, а для того, чтобы он выжил!

Это очень важный момент, который дает нам понимание того, почему произошло то, что произошло. Никто не хотел уничтожить адыгов как народ. Предполагалось организованно переселить 3 племени - абадзехов, шапсугов и убыхов на равнину, для чего на левобережье Кубани выделялось 864 тыс. десятин земли и, кроме этого, для этих же целей в районе Пятигорья выделялось 409 тыс. десятин. . Эти земли держали свободными и казаков туда не заселяли. Натухаевцев, которые тоже жили у моря, но в основном на безлесной холмистой равнине и которые показали себя гораздо более лояльными к России, предполагалось не выселять куда-то далеко, а собрать в одном месте где-то между нынешними Анапой и Новороссийском и учредить отдельный «Натухайский округ» под началом генерал-майора. К новому округу должны были отойти более 100 тыс. десятин земли.

Это были лучшие, самые плодородные земли, которые нисколько не уступали тем, которые нарезались казакам и были лучше земель, которые адыги имели в горах. Кроме этого, российское правительство подсчитало, что в условиях гористой местности, средний надел у адыгов составлял около 1 десятины на душу и рассчитало выделяемые земли так, чтобы на равнине на душу приходилось минимум 3-4 десятины, а в среднем 7 десятин с тем, чтобы семью было выделено минимум 20 десятин. При таком подсчете, с учетом уже имеющихся в степной части Кубани аулов, земли которых не принимались во внимание при расчете, на Кубани и Ставрополье можно было разместить как минимум 350 - 400 тыс. черкесов.

Вот, что пишет на этот счет генерал Фадеев:

«не было никакой надобности гнать горцев в Турцию. У нас было довольно места для них, во-первых, в миллионе десятин по левому берегу Кубани, отведенных исключительно для этого назначения; во-вторых, в 300 000 десятин хороших земель, оставшихся в Пятигорском уезде за выселением части кочевых ногайцев в Турцию еще в 1860 г.; в-третьих, в казачьих землях, покинутых населением, передвинутым на передовые линии. Все количество земель, которое правительство располагало по соседству для помещения горцев, можно считать в 1 500 000 десятин.» [ 7]

Кроме этого, в качестве вспомогательной меры открывалась граница с Турцией и правительство рассчитывало, что часть народа - наиболее непримиримые - переселятся туда. Подчеркиваю, это очень важно для всего последующего понимания ситуации, переселение части адыгов в Турцию считалось дополнительной, вспомогательной мерой, рассчитанной на относительно небольшую часть людей.

Вот, что пишет граф Евдокимов:

«Переселение непокорных горцев в Турцию без сомнения, составляет важную государственную меру, способную окончить войну в кратчайший срок, без большого напряжения с нашей стороны; но, во всяком случае, я всегда смотрел на эту меру, как на вспомогательное средство покорения западного Кавказа, которая даст возможность не доводить горцев до отчаяния и открывает свободный выход тем из них, которые предпочитают скорее смерть и разорение, чем покорность русскому правительству.» [ 32]

Здесь давайте на мгновение остановимся и взглянем на ситуацию издалека. XIX век. Заканчивается 100-летняя трудная колониальная война, отнявшая у России много жизней, сил и средств. Непримиримые враги, коими тогда для Санкт-Петербурга являлись горные черкесы, еще не повержены, но конец их сопротивления уже виден и сомнения не вызывает. Вражеская крепость, на осаду которой потрачено множество жизней и времени вот-вот падет… Что делает Александр II, который, судя по обращению в Европарламент стремился к геноциду всех адыгов? И что в той же ситуации и в то же время делают другие государи и полководцы?

    В 1799 году, французские войска в ходе Египетского похода овладевают турецкой крепостью Яффа в Палестине. 3 тыс. янычаров, сдавшихся им, расстреливают по личному приказу Наполеона.

    В том же - 1799 году англичане берут штурмом столицу индийского княжества Майсур, город Серингапатам. По приказу командующего английской армией генерала Артура Уэсли - будущего герцога Веллингтона и будущего победителя Наполеона в великой «Битве Народов» при Ватерлоо - около 30 тыс. защитников Майсура, попавших в плен убивают.

    В 1809 году наполеоновские войска штурмом после длительной осады берут Сарагосу. После взятия города 30 тыс. жителей и 20 тыс. солдат безжалостно убивают.

Что же делает Александр II - этот палач адыгского народа, уничтожавший всех его представителей по национальному признаку?

Он дает адыгам выбор - переселиться на равнину, где им будет предоставлена едва ли не лучшая в Европе земля и все права российского гражданства или уйти к союзникам, которые много десятилетий поддерживали адыгов, звали их к себе, обещали помощь.

Это был великолепный, просто лучший и самый гуманный выбор из всех, которые государство-колонизатор того времени давало побежденному местному народу. Подчеркиваю, лучший и наиболее гуманный выбор из всех, имевшихся в истории того времени! Я знаю, что эти мои слова станут объектом критики немалой части адыгов. Но так было! Ну не давали немцы побежденным племенам гереро права выбора - уход к союзникам, либо переселение в Германию с получением там немецкого гражданства и наделов в 3 раза больше, чем они имели в Африке! И американцы не давали индейцам, и бельгийцы - неграм. Подобных примеров в истории того времени просто нет. Не существует.

Более того, сами адыги того времени не давали столь великодушного выбора своим проигравшим врагам! Как правило, судьба проигравших врагов в адыгской среде складывалась просто - смерть или рабство. Тот же князь Кончокин, просивший Екатерину II построить Моздок, делал это именно потому, что ему грозила смерть. Никто же не давал ему выбора, мол, дорогой, ты давай или уезжай к русским и мы тебе с этим поможем, или переезжай в Большую Кабарду и мы тебе там утроим твою землю.

В результате черкесы выбрали уход к союзникам - это было их право, их выбор, который нужно уважать, но и отвечать за который тоже надо. Те, кто хотел - остался, кто хотел - ушли.

Для реализации этого варианта на переговоры с турками российское правительство посылает мало кому тогда известного генерал-майора Лорис-Меликова, начальника Абхазской линии - того самого, который в 1851 году в чине ротмистра допрашивал знаменитого абрека Хаджи Мурата и который много позже войдет в историю как один из самых известных министров внутренних дел России. Переговоры прошли успешно, кажется, ничего не предвещало беды... И тут с поистине убийственной силой в действие вступают два оставшихся фактора - интересы Турции и интересы черкесской знати.

Турция была крайне заинтересована в переезде значительной массы адыгов. Ослабленная и наполовину разоренная, к середине XIX века она уже мало была похожа на ту Блистательную Порту, которой некогда была. Её отдаленные провинции в арабских, славянских, армянских и греческих землях то и дело восставали и грозили отделиться. С одной стороны, внезапное появление в турецких землях большого количества умелых бойцов-черкесов, лояльных Турции, давало ей надежду успокоить ситуацию именно там - в провинциях. Турки решают использовать черкесов как некий аналог российского казачества - расселить их компактно по границам империи в её неспокойных окраинах.

С другой, подстрекая адыгов на борьбу против русских, а значит и на защиту турецких интересов, Турция в течении многих десятилетий обещала адыгам, что не бросит их в случае катастрофического развития событий и вот теперь, когда катастрофа наступила, она просто обязана была свое обещание исполнить.

Адыги в массе своей слепо верили подобным обещаниям. Обещания умело подогревались мифами об общности

"Убыхи -ушедшие во имя свободы" Убыхи - один из древнейших народов, проживающих на территории Кавказа. Истребление и массовое выселение в ходе Кавказской войны привели к их исчезновению, гибель одного из древнейших этносов Кавказв. Трагедия убыхского народа Кавказская война - сложный, многогранный, неоднозначно интерпретируемый исторический феномен. Объективное изучение комплекса вопросов, связанных с геополитикой, международными отношениями, политической историей России и социальной историей народов Северного Кавказа, в том числе убыхов, способствует правильному пониманию истоков и сущности Кавказской войны, роли России в исторических судьбах народов Северного Кавказа и той неразрывной связи, которая сложилась между ними. Первая половина XIX в. является одним из самых сложных и трагических периодов в истории черкесов Северо-Западного Кавказа. Убыхия являлась частью Западной Черкесии, которая в изучаемый период стала одним из основных (наряду с Дагестаном и Чечней) очагов освободительной борьбы северокавказских горцев против колониальной политики царского самодержавия. События, связанные с Кавказской войной и сопровождавшиеся бурными потрясениями, тесно переплетались с социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими в убыхском обществе. Поступательный процесс общественно-экономического, социального и общественно-политического развития убыхского этноса сопровождался самоотверженной борьбой за независимость. Один из древнейших народов, проживавших на территории Северо-Западного Кавказа, убыхи оказали большое влияние на ход исторических событий. Убыхский народ прошел тернистый путь, насыщенный событиями и полный трагизма. Ярчайшим примером свободолюбия и готовности положить все на алтарь независимости явилась борьба убыхского народа против царской колониальной политики на Кавказе. Освободительная борьба убыхского народа за свою независимость - одна из героических и драматических страниц в истории адыгов и всех северокавказских народов. Убыхи одними из первых взяли в руки знамя освободительной борьбы. Славившиеся, по признанию современников, своей храбростью и отвагой, убыхи шли в авангарде освободительного движения на Западном Кавказе, а на заключительных стадиях сопротивления Российским имперским завоеваниям возглавили его. Большой вклад в организацию и осуществление освободительной борьбы внесли известные убыхские предводители - Сааткерей Ада-гва-ипа Берзек, его брат Исмаил Хаджи Берзек, Хаджи Берзек Геран-дук Дагомуко и др. Это была борьба, направленная не на достижение внешних целей, а на защиту суверенности черкесов, верховенства на своей земле своего традиционного социально-политического порядка. Она завершилась массовым изгнанием убыхов, наряду с другими черкесами, на чужбину, в Османскую Турцию. Война и изгнание стали трагедией черкесов, прервали его естественно-исторический процесс развития, нарушили естественный баланс коренного народонаселения и, в конечном итоге привели к потере ими исторической родины. И если в современной историографии (как это бывало и раньше) кто-то захочет усмотреть в насильственном массовом изгнании народов Северо-Западного Кавказа на чужбину в конце Кавказской войны какой-то элемент их собственного выбора, то он увидит только выбор отчаянной и трагической борьбы за выживание и национальное самосохранение. Многострадальный убыхский народ потерял свое отечество и оказался по вине царизма на чужбине. По существу, это был геноцид: убыхский народ был полностью изгнан с кавказской земли, что в последующем послужило причиной утери им родного языка и полной ассимиляции среди народов Османской империи. Махаджирство стало шагом отчаяния, прыжком в бездну забвения. Но для гордого народа, превыше всего ставившего свою свободу, разлука с горячо любимой родиной стала единственной возможностью сохранить ее.

Убыхи – коренной народ Западного Кавказа, один из субэтносов адыгов (черкесов).

Численность населения

Русские донесения с Кавказа в начале XIX в. определяли численность убыхских племен в 3 тыс. чел., из них 1,5 тыс. носили оружие . Эти данные можно считать существенно заниженными, поскольку они относятся к начальному периоду покорения русскими Кавказа. А.П.Берже, русский этнограф и участник Кавказской войны, отмечал, что численность того или иного черкесского племени точно назвать невозможно. А.П.Берже подчеркивал, что даже "старшины никогда не знали точной цифры своих единоплеменников".

География расселения

Убыхи населяли территорию между реками Хоста и Шахе. В русских донесениях 1-й трети XIX в. содержались сведения о том, что убыхи проживали на вершинах Белой и Шахе на западной оконечности Кавказского хребта .

На первых порах русские исследователи выделяли две группы убыхских племен ‑ Саше и Вардане . А.П.Берже, в свою очередь, говорил о существовании трех убыхских обществ: "собственно Убыхи", расселившиеся в верховьях рек Хоста и Шахе, Саше – находившиеся между реками Хоста и Сочи и Вардане – в долинах рек Сочи и Шахе и их притоками .

Религиозная принадлежность

Убыхи, также как и остальные черкесские племена, являлись приверженцами местных традиционных культов. Русские донесения 1-й половины XIX в. указывали на то, что под влиянием проповедников из Турции у убыхов получил распространение ислам .

Как можно проследить по русским донесениям с Кавказа, в 1850-х гг. у убыхов получил распространение мюридизм. Русское командование отмечало также сложность в проповеди христианства среди убыхских племен .

Убыхи в период русско-черкесской войны

Среди русских убыхи считались самыми непримиримыми противниками русского проникновения на Кавказ . В 1-й половине XIX в. убыхи участвовали в общечеркесских набегах на контролируемые русскими территории . Особо известны рейды убыхов совместно с медовеями и абадзехами, происходившие в верховьях Малой Лабы в конце 1837 г.

Уже в 1837 г. русские начали переговоры с убыхами, пытаясь склонить тех к покорности. Убыхов представлял Беярслан Берзеков .

Переговоры убыхов с русскими велись постоянно. Очень часто, как можно судить из русских донесений с Кавказа, основной целью таких переговоров для убыхов был выигрыш времени для перегруппировки боевых отрядов.

В феврале 1840 г. убыхи взяли форт Лазарева, который в марте был отбит русскими войсками . В сентябре 1840 г. 7 тыс. убыхов планировали поход против верной русским Абхазии. Силы убыхов скопились на р. Цандрипш. Перегруппировка русских и абхазских войск привели к отступлению убыхских отрядов .

В том же 1840 г. убыхи активно действовали против джигетов, которые в основной массе были покорны русским . Убыхи также подталкивали к сопротивлению русским шапсугов и натухайцев .

В 1841 г. вспыхнул мятеж в Гурии (Грузино-Имеретинская губерния), за которым русское командование на Кавказе видело влияние убыхов . В октябре 1841 г. русские предприняли успешную военную экспедицию против убыхов, в результате которой убыхские племена частично принесли присягу на верность России .

В самом конце 1840‑х гг. большая часть черкесов склонялась к созданию союза черкесских племен и принятию присяги на верность России. На это имелось решение общечеркесского собрания в Адагуме. Однако на первенство в таком союзе племен претендовали убыхи, и идея верного России черкесского образования так и осталась нереализованной .

Накануне Восточной (Крымской) войны турецкие эмиссары стали активно действовать среди убыхских племен, призывая к активным выступлениям против русских . Русские донесения периода Крымской войны отмечают политическую разобщенность убыхского общества: часть поддерживала Зан оглы Сефер-бея , другая – Мухаммада Амина, наиба Шамиля. Эти разногласия препятствовали совместным выступлениям всех черкесских племен против русских . Политические споры дополнялись междоусобицей двух убыхских фамилий – Берзек и Чизма .

Русские видели основную угрозу в действиях Мухаммада Амина, поощряя убыхов к неподчинению власти наиба Шамиля в Черкесии . Работа русских лазутчиков частично приносила плоды: старейшины убыхских племен не поддержали Мухаммада Амина, в то время как простой народ с охотой шел за ним .

В феврале 1852 г. убыхи вновь попытались вторгнуться в Абхазию, собрав 3-тысячный отряд, однако и эта попытка была пресечена русскими .

С началом Крымской войны, в октябре 1853 г., Мухаммад Амин возглавил выступления вооруженных убыхских отрядов против Джигетии .

В начале 1850-х гг. открытое недовольство русскими стал выражать Хаджи Керендух Берзек, убыхский князь, который некоторое время находился на русском довольствии . К 1855 г. Хаджи Керендух Берзек открыто перешел на сторону турецких войск, усиливая своими нукерами турецкие войска .

До конца 1850-х гг. русские не могли активно действовать на Кавказе, поскольку не имели поддержки флота .

Уже в 1860 г. возобновились переговоры между русскими и убыхами. В феврале 1860 г. русские лазутчики, бывшие у убыхов, сообщили, что убыхи готовы тянуть время и, при любом удобном случае, возобновить борьбу. В случае неудачи сопротивления, убыхи готовы были уехать в Турцию .

Переговоры с русскими то прерывались, то возобновлялись. К убыхам продолжали наведываться турецкие агенты, обещая защиту от русских . Интересно отметить, что в 1860 г. источники показывали: основной статьей дохода убыхов была торговля невольниками; хотя убыхские племена жили на плодородной земле, ее обработкой убыхи не занимались .

На заключительном этапе русско-черкесской войны в июне 1861 г. убыхи, а также абадзехи и часть абхазских племен собрали меджлис недалеко от Сочи, в долине реки Псахе (Мамайка). Эта попытка объединения черкесских племен не удалась. В апреле 1864 г. в устье реки Дагомыс командующий русских войск генерал В.А.Гейман принял капитуляцию убыхов от дагомукского князя Хаджи Керендуха Берзека. В мае 1864 г. в Кбааде состоялся победный парад русских войск .

С 1858 по 1865 гг. в Османскую империю уехало 74 567 убыхов . После массового исхода убыхов в Турцию, на Кавказе осталось около 80 убыхских семейств .

Современное положение

После покорения русскими Кавказа с 1858 по 1865 г. убыхи почти полностью переселились в Османскую империю, и расселились в пределах Анатолии. Убыхи быстро ассимилировались, поэтому даже приблизительную численность потомков убыхов в современной Турции установить невозможно .

Согласно данным переписи населения 2010 года национальности "убых" в России не существует.

Культура убыхов

Особого внимания заслуживает убыхский язык, который сейчас можно считать мертвым. Последним носителем убыхского языка был Тевфик Эсенч, житель селения Хаджи-Осман кёй провинции Балыкесир, умерший в 1992 г. Данные по убыхскому языку собраны и частично представлены в Интернете.

Источники:

  1. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), т.7, №874.
  2. Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа. – Сайт "Восточная литература".
  3. АКАК, т.7, №874.
  4. Там же.
  5. АКАК, т.7, №874.
  6. АКАК, т.10, №240.
  7. АКАК, т.9, с.282.
  8. АКАК, т.8, №№645, 672.
  9. АКАК, т.8, №672.
  10. АКАК, т.8, №751.
  11. АКАК, т.9, №413.
  12. АКАК, т.9, №№391, 426.
  13. АКАК, т.9, №435.
  14. АКАК, т.9, №440.
  15. АКАК, т.9, №199.
  16. АКАК, т.9, №№438, 439; также с.296.
  17. АКАК, т.10, №617.
  18. АКАК, т.10, №№287, 292.
  19. АКАК, т.10, №292.
  20. АКАК, т.10, №628.
  21. АКАК, т.10, №631.
  22. АКАК, т.10, №632.
  23. АКАК, т.10, №483.
  24. АКАК, т.10, №576.
  25. АКАК, т.11, №38.
  26. АКАК, т.11, №322, также с.185.
  27. АКАК, т.12, с.770.
  28. АКАК, т.12, №717.
  29. АКАК, т.12, №783.
  30. АКАК, т.12, №727.
  31. Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.; "Сочинский меджлис" - сайт "Сочинский краевед" sochived.info, 5.08.2010.
  32. Берже А.П.Выселение горцев с Кавказа. – Сайт "Восточная литература".
  33. Убыхи. – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т.34.
  34. Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья. История и этнография в географических названиях; Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.
  35. Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.
  36. См.: Убыхский раздел. – Сайт folk-lore.narod.ru.
Загрузка...