Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составлення и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Правовое регулирование бюджетной классификации осуществляется гл. 4 БК, которая с 1 января 2008 г. действует в новой редакции. Одной из основных новаций названной главы является установление основных принципов и структуры бюджетной классификации РФ. В новом правовом регулировании бюджетная классификация РФ максимально приближена к требованиям международных стандартов.
Федеративное устройство государства в бюджетных отношениях проявляется как исключительная компетенция Российской Федерации по установлению единой бюджетной классификации с возможностью в границах закона ее дальнейшей конкретизации на территориальных уровнях. Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют существенные полномочия в сфере детализации бюджетной классификации, а также дальнейшей интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета.
Глава 4 БК создала законодательные основы для развития управленческого принципа построения бюджетной классификации и ее использования в бюджетном процессе. Управленческий принцип позволяет органам власти в рамках единых кодов бюджетной классификации в наибольшей степени адаптировать ее к специфике составления и исполнения своих бюджетов. В результате этих изменений созданы необходимые условия для расширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетного планирования и управления.
В соответствии с БК принципы назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также коды составных частей бюджетной классификации РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ. Определение названных принципов структуры кодов и кодов составных частей бюджетной классификации РФ относится к исключительной компетенции Минфина России.
В состав бюджетной классификации РФ включаются:
- o классификация доходов бюджетов;
- o классификация расходов бюджетов;
- o классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
- o классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).
Классификация доходов бюджетов состоит:
- 1) из кода главного администратора доходов бюджетов;
- 2) кода видов доходов;
- 3) кода подвида доходов;
- 4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Перечень и коды главных администраторов доходов, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
Классификация доходов бюджетов имеет единые для бюджетов всех уровней группы и подгруппы доходов. Таковыми являются: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления.
Конкретизация норм БК в части детализации бюджетной классификации доходов осуществляется путем утверждения:
- o Минфином России - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
- o финансовым органом субъекта РФ - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
- o финансовым органом муниципального образования - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Классификация расходов бюджетов состоит из трех составных частей:
- 1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
- 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
- 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Бюджет каждого уровня обязательно включает следующие единые разделы и подразделы классификации расходов бюджетов: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, СМИ; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.
Бюджетный кодекс устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т.д.), обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов включает:
- 1) код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
- 2) код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;
- 3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Бюджетным кодексом установлены единые для бюджетов всех уровней группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов. Едиными группами являются источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация операций сектора государственного управления включает в себя доходы, расходы, поступления нефинансовых активов, выбытие нефинансовых активов, поступление финансовых активов, выбытие финансовых активов, увеличение обязательств, уменьшение обязательств. Названные группы и статьи операций сектора государственного управления едины для бюджетов всех уровней. Дальнейшая детализация данного вида бюджетной классификации осуществляется Минфином России. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления также устанавливается Минфином России.
Перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в случаях, установленных БК, - сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов также утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета. Таким образом, уже на первых стадиях бюджетного процесса (составления и рассмотрения проектов бюджетов) органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.
Основные положения, касающиеся определения источников формирования бюджетов (доходов) и покрытия возможного дефицита, направлений распределения бюджетов
- (расходов), определения операций сектора государственного управления, закреплены в БК. Непосредственно БК установлены единые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации, а именно:
- o группа - подгруппа (классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов);
- o раздел - подраздел (классификации расходов бюджетов);
- o группа - статья (классификации операций публично-правовых образований или классификации операций сектора государственного управления). Минфин России имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях.
ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ
Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.
Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.
В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.
Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.
Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.
Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов.
Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
Классификация помогает создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению.
Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.
В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация становится базой для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе.
Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.
Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:
1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.
Группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;
2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;
3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;
4) «перечисления от государственных бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды.
Администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ – это органы государственной власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.
Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы:
1) национальная оборона;
2) судебная власть, государственное управление и местное самоуправление;
3) международная деятельность;
4) промышленность, строительная индустрия и энергетика;
5) пополнение государственных запасов и резервов;
6) погашение государственного долга;
7) региональное развитие;
8) социальная политика;
9) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
10) развитие рыночной инфраструктуры;
11) здравоохранение и физическая культура;
12) культура и искусство, кинематография;
13) средства массовой информации;
14) образование;
15) транспорт, связь, информатика, дорожное хозяйство;
16) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
17) сельское хозяйство и рыболовство;
18) градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство;
19) исследования и содействие научному прогрессу;
20) стандартизация и метрология, гидрометеорология, картография и геодезия, охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;
21) прочие расходы.
Вторым уровнем классификации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Классификация видов расходов бюджета – это четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.
Данная классификация включает разделы: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения.
В свою очередь, разделы делятся на подразделы и включают виды расходов, которые делятся на статьи затрат.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Администраторы источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Администраторы источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.
Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен код).
Второй уровень – это классификация целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Третий уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, определяющая направления финансирования по целевым статьям детально.
Ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Ведомственная структура расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которая устанавливает расходы определенных бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.
Бюджетная классификация РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.
Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций автораЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная система Российской Федерации Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства. Существуют две формы
автора Мальцева Юлия НиколаевнаЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций 1. Сущность и определение инвестиций Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных
Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия НиколаевнаЛЕКЦИЯ № 7. Формирование и классификация инвестиционного портфеля Постоянно сталкиваясь с ситуацией выбора в процессе инвестиционной деятельности, инвестор должен достичь поставленных перед собой целей. При размещении средств выбираются несколько объектов
Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А40. Бюджетная классификация Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификации, позволяет проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть
Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова ЕкатеринаЛЕКЦИЯ № 6 Государственный бюджет и бюджетная система РФ 1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию
автора Новикова Мария Владимировна4. Бюджетная система РФ Финансовой основой правительства является федеральный бюджет, ему принадлежит ведущая роль. Расходы и доходы местных бюджетов при федеративном устройстве не входят в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не входят в
Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна9. Бюджетная классификация РФ Бюджетная классификация РФ включает:1) классификацию доходов бюджетов РФ;2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;4) классификацию источников внутреннего финансирования
Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна35. Бюджетная классификация Союзного государства Выделяют следующую классификацию расходов бюджета.1. Функциональная классификация расходов бюджета Союзного государства является группировкой расходов бюджета Союзного государства и отражает направление бюджетных
Из книги Как нам стать договоропригодными или Практическое руководство по коллективным действиям автора Долгин Александр Борисович1.7.1. Бюджетная некомпетентность Начнем с самой понятной лакуны в менталитете сограждан - с бюджетной некомпетентности. По идее, всякий умом понимает, что средства ограничены, на все их, как правило, не хватает, - но это когда речь идет о деньгах в кармане или в
Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина АфанасьевнаЛекция 4 Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ И МОДЕЛИ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ В лекции исследуется экономическая жизнь общества в рамках определенной экономической системы.Анализу подвергаются следующие вопросы:понятие
автора Бурханова Наталья2. Бюджетная система РФ Формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративноеБюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.Бюджетная система– это совокупность бюджетов
Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья11. Бюджетная классификация Бюджетная классификация– это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов,
автора Бурханова НатальяЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ 1. Экономическая сущность и содержание бюджетаГосударственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.Через государственный
Из книги Бюджетная система РФ: конспект лекций автора Бурханова НатальяЛЕКЦИЯ № 16. Бюджетная политика РФ 1. О бюджетной политике в 2008–2010 гг.Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным
Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий20. Бюджетная классификация Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой
Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина ВитальевнаВопрос 74. Бюджетная классификация РФ В составе российской бюджетной классификации выделяют:1) классификацию доходов бюджетов РФ;2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;3) классификацию источников
Составление и исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов.
Бюджетная классификация необходима для того, чтобы обес
печить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Иначе говоря, - для того, чтобы в бюджетах разного уровня бюд
жетной системы можно было легко найти расходы, выделяемые
на одни и те же цели, или доходы, поступающие из одного и того
же источника. ,
Бюджетная классификация имеет очень важное значение в бюджетном процессе, а точнее - на стадии составления и исполнения бюджетов. Именно на этих стадиях бюджетного процесса возникает необходимость сопоставления показателей различных доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В силу значимости бюджетной классификации для бюджетного процесса ее понятие и состав определены в БК РФ (ст. 18-27)и конкретизированы в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» Ьт 15 августа 1996 г. с изменениями и дополнениями1.
Бюджетная классификация включает".
Классификацию доходов бюджетов РФ;
Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
1 СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1194; № 13. Ст. 1462; 1999. № 34. Ст. 4030; 2000. №32. Ст. 3338.
§ 3. Бюджетная классификация
Классификацию источников внешнего финансирования де
фицита федерального бюджета;
Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
Классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
Ведомственную классификацию расходов федерального
бюджета.
Из всех вышеперечисленных видов бюджетной классификации РФ едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы являются: а) классификация доходов бюджетов РФ; б) функциональная классификация расходов бюджетов РФ; в) экономическая классификация расходов бюджетов РФ; г) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Эти классификации утверждаются федеральным законом.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основана на подразделении конкретных видов доходов по источникам и способам их получения (ст. 20 БК РФ). Например, такие доходы бюджета, как налоги на имущество, подразделяются по источникам их получения на налог на имущество физических лиц и налог на имущество предприятий, а по способам их получения - на налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, налог на операции с ценными бумагами. В данном случае источником получения дохода в бюджет является имущество физических лиц и предприятий, а способами получения - операции с ценными бумагами и сделки по переходу имущества в порядке наследования или дарения.
Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы прежде всего классифицируются функционально, ведомственно и экономически.
Функциональная классификация расходов бюджетов является группировкой расходов по основным функциям государства. Например, выделяются расходы на национальную оборону, международную деятельность, правоохранительную деятельность и т.д. Функциональная классификация имеет несколько уровней: разделы, подразделы, статьи, а также виды расходов бюджета.
Ведомственная классификация расходов бюджета является грдопировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов. Она утверждается по каждому бюджету.
238 Глава 10. Бюджетный процесс
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом (ст. 24 БК РФ). В соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» главными распорядителями расходов федерального бюджета, в частности, являются: Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство путей сообщения РФ и др.
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 24 БК РФ). В частности, на 2001 г. они утверждены в Приложении № 1 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2001 год», которое называется «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2001 год»1.
Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (ст. 25 БК РФ).
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию (ст. 22 БК РФ). Экономическая классификация предполагает подразделение всех расходов на текущие и капитальные. В рамках этих групп расходов выделяются различные подгруппы расходов: закупки товаров и оплата услуг, субвенции, субсидии, трансферты и т.д. В конечном итоге, в экономической классификации все расходы дробятся по элементам затрат, т.е. направляются на оплату труда, на капитальный ремонт, на командировки и т.д.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов (ст. 23 БК РФ).
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут детализировать объекты бюджетной классификации Российской Федерации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классифи-кации РФ.
§ 4. Правовой режим рассмотрения и утверждения проектов бюджетов 239
§ 4. Правовой режим рассмотрения и утверждения проектов бюджетов
Рассмотрение и утверждение бюджетов начинается с момента внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа (ст. 185-214 БК РФ).
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - Бюджетным кодексом РФ; для бюджета субъекта РФ - законом данного субъекта; для местного бюджета - правовыми актами органа местного самоуправления. Таким же образом устанавливается порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения.
Бюджетное законодательство требует, чтобы порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, установленный законом субъекта РФ, правовыми актами органа местного самоуправления, обеспечивал рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта закона (решения) показателей, установленных в ст. 181 БК РФ. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. При этом проекты изменений российского налогового законодательства вносятся субъектом права законодательной инициативы на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и сопутствующие ему документы и материалы не позднее 26 августа текущего года.
Банк России до 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.
Глава 10. Бюджетный процесс
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.
Российский парламент рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ.
В первом чтении обсуждаются самые основные характеристики этого проекта.
доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
При этом Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия парламентом указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.
В случае отклонения в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума может:
передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета
§ 4. Правовой режим рассмотрения и утверждения проектов бюджетов 241
Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и, рекомендациями, изложенными в заключениях, комитетов, ответственных, за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;
вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов у о минимальном размере пенсии, о размере тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о минимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении происходит конкретизация показателей бюджета, утвержденных в первом чтении. Здесь утверждаются: расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении; размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
Если Государственная Дума во втором чтении отклоняет проект закона о федеральном бюджете, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.
При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются следующие основные показатели бюджета: расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета; распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ основные показатели государственного оборонного заказа; расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых и прочих программ; перечень законодательных актов (статей, пунктов, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной
Глава 10. Бюджетный процесс
финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
В четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.
Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с п. «а» ст. 106 Конституции РФ. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня его представления Государственной Думой, причем голосование проводится на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения закона о федеральном бюджете Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. По результатам ее работы Государственная Дума повторно рассматривает закон о федеральном бюджете в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон о федеральном бюджете снова в том же порядке передается в Совет Федерации.
В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ.
Законодательство допускает возможность возникновения такой ситуации, когда закон о бюджете не вступает в силу с начала финансового года. Это может быть: а) в случае непринятия Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 15 декабря текущего года; б) в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года. В такой ситуации Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года и федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом. Если такой закон не принят, вво-
§ 5. Правовой режим исполнения бюджетов 243
дится режим временного управления бюджетом (ст. 190 БК РФ), который предусматривает, что орган, исполняющий этот бюджет, правомочен:
осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 - в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ве^ домственной классификаций расходов бюджетов РФ;
не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона (решения)"о бюджете на очередной финансовый год.
При этом бюджетное регулирование осуществляется в размерах и порядке, которые определены законом (решением) о бюджете на предыдущий финансовый год. Порядок распределения средств на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном законом (решением) о бюджете на предыдущий финансовый год.
В субъектах РФ и муниципальных образованиях проект бюджета рассматривается и утверждается законодательным (представительным) органом, как правило, в трех или даже в двух чтениях.
Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Такой документ до 1996 года ежегодно утверждался приказами Министерства Финансов РФ, а № 115-Ф3 О бюджетной классификации был принят лишь в августе 1996 года. В действующем БК РФ бюджетной классификации посвящена глава 4.
Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:
Контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
Получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
Формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
Обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.
Бюджетная классификация РФ (рис. 3), является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация позволяет обеспечивать
сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включает в себя:
Классификацию доходов бюджетов РФ;
Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
Классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
К лассификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все доходы делятся на налоговые и неналоговые.
Функциональная классификация расходов бюджетов является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по отраслям деятельности и звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Она позволяет характеризовать главную цель
финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение общественных потребностей с учетом их приоритетов.
Первый уровень названной классификации – разделы. Например:
01 Государственное управление;
Второй – 92 подраздела, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства.
Третий – отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных сре дств в р амках подразделов.
На четвертом уровне направления финансирования
детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ
представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например:
Закупки товаров и оплата услуг
Оплата труда государственных служащих
Оплата транспортных услуг
Капитальные вложения в основные фонды
Создание государственных запасов и резервов
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в т.ч. за счет кредита Банка России и изменения остатков средств бюджета, государственных ценных бумаг, бюджетных ссуд, полученных от государственных внебюджетных фондов и от бюджетов других уровней, кредитов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств и иностранных банков, изменения золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней).
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных сре дств пр ивлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязатель ств Пр авительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, обеспечивать контроль за их исполнением и установить меру ответственности за расходование средств соответствующего ведомства.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Таким образом, бюджетная классификация – это, не только документ, выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но и документ, имеющий большое экономическое значение.
Бюджетная классификация - Бюджетное право (Пашкевич Д.)
Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой государственного бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней с бюджетной системой РФ.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Согласно ст. 23 БК РФ классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.
Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на внешние и внутренние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:
5) сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;
6) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:
1) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;
2) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;
3) поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;
4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.
Глава 4. Бюджетная классификация Российской Федерации (ст.ст. 18-27)
Глава 4. Бюджетная классификация Российской Федерации
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Понятие и значение бюджетной классификации
Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Она имеет важное значение, так как используется для:
· составления, утверждения и исполнения бюджета;
· контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
· обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
· составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация утверждена ФЗ «О бюджетной классификации в РФ» от 15.08.1996 №115-ФЗ (в редакции от 5.08.2000 № 115-ФЗ). В нее входят: классификация доходов бюджетов; расходов бюджетов; источников финансирования дефицитов бюджетов; видов государственных долгов РФ, субъектов Федерации и местных органов власти.
Бюджетная классификация РФ включает:
1) классификацию доходов бюджетов РФ;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
7) классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация РФ в части пунктов 1-7 является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджета всех уровней бюджетной системы страны.
Функциональная классификация расходов бюджета РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.
Ведомственная классификация бюджетов РФ Является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов федерации.
Экономическая классификация бюджетов РФ – это группировка расходов всех уровней по их экономическому содержанию.
Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение:
1. ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов государственной власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней.
2. она облегчает экономический анализ бюджетных показателей.
3. в ней выражена правовая организация бюджетов, т. к. она является юр. документом, лежащим в основе составления и исполнения бюджета.
4. составленная на ее основе роспись доходов и расходов устанавливает рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.
Роль бюджетной классификации в экономике РФ
Единство бюджета страны является единственным способом сохранения целостности всей экономики. Бюджетная классификация используется для регулирования и контроля за финансовым состоянием государственных учреждений, объединяя и систематизируя бюджеты всех уровней.Определение
Бюджеты разных организаций имеют множество характерных отличий, но, так как все они подлежат включению в общую систему, возникает необходимость в их сопоставлении и объединении друг с другом по общим критериям. Такие критерии должны выявляться с помощью единой классификации бюджетов, порядок применения которой определяется и утверждается посредством законодательных органов.
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов, причем последние имеют намного больше подразделов. Все они могут быть распределены на четыре ступени, это касается функциональной системы. В связи с экономическим содержанием применяется соответствующая систематизация данных.
Существует также ведомственная классификация. Она представляет собой разделение имеющихся ассигнований бюджетного характера по требуемым секторам, коими являются целевые затратные статьи. Ее утверждают конкретно для каждого уровня, соблюдая в обязательном порядке адресное предоставление материальных средств.