Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Психология речи. Структура речи Стороны речи в психологии

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие о речи
Рубрика (тематическая категория) Психология

Речь - ϶ᴛᴏ процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, крайне важно знать язык и уметь им пользоваться.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предьщущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер.
Размещено на реф.рф
Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителœем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, ᴛ.ᴇ. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя всœе эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, к примеру, играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всœего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.

В психологии принято разделять понятия ʼʼязыкʼʼ и ʼʼречьʼʼ (табл. 2).

Язык - ϶ᴛᴏ система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определœенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Таблица 2

Значение речи и языка (психологический аспект)

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определœенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения бывают одинаковыми.

Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях. Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то тот словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык - недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

Слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта͵ за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счёт обогащения своего объёма и содержания. Новое знание в связи с этим может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает крайне важно сть придумывать совершенно новые слова для того, чтобы выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю языка мы имеем возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически необозримое количество явлений и предметов. Владея понятием, мы знаем о предмете или явлении очень многое. В случае если нам показали какой-либо незнакомый предмет и назвали его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному предмету всœе те, пусть даже еще реально не увиденные в нем качества, которые заключены в содержании и объёме соответствующего понятия.

Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всœем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых слов и максимальных операций.

Из множества качеств и признаков предмета или явления, заключенных в слове-понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта͵ им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

Процесс формирования понятия начинается у ребенка задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на крайне важно сть вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь теснейшим образом связана со всœеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Понятие о речи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие о речи" 2017, 2018.

Речью называется процесс практического применения чело-веком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процес-се общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совме-стной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются до-стоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в осно-ве которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обер-тоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний зву-ковой волны в кратном отношении к основному тону. Все глас-ные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармониками, что и позволяет нам воспринимать их очень диф-ференцированно.

Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фо-нематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение по-ложения языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба при про-хождении выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате получаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), ши-пящие («ш») и другие звуки.

Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее по-нимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой со-став различных слов, они позволяют очень тонко дифференци-ровать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело и ной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, напри-мер, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).

Речь имеет свои свойства:

понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соот-ветствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность речи связана с ее эмоциональной насы-щенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

бездейственность речи заключается в ее влиянии на мыс-ли, чувства и волю других людей, на их убеждения и по-ведение.

Речь выполняет определенные функции:

функция выражения заключается в том, что, с одной сторо-ны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой -- вырази-тельность речи, ее эмоциональность значительно расши-ряет возможности общения;

функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

функция обозначения состоит в способности человека посред-ством речи давать предметам и явлениям окружающей дейст-вительности присущие только им названия;

функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Существуют определенные виды речи:

¦ устная речь -- это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух -- с другой;

¦ монологическая речь -- это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

диалогическая речь -- это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

письменнаяречь -- это речь посредством письменных знаков;

внутренняя речь это речь, не выполняющая функции об-щения, а лишь обслуживающая процесс мышления конк-ретного человека.

Раскрыть физиологические основы речи -- значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать перифе-рические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматичес-кие механизмы ее образования, а также механизмы ее восприя-тия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

энергетическая система дыхательных органов, необходи-мая для возникновения звука;

легкие и главная дыхательная мышца -- диафрагма;

генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосо-вые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

¦ резонаторная система, т. е, носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной систе-мы. Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигналь-ные системы раздражителей: первая сигнальная система -- это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздейст-вия на человека. Работа второй сигнальной системы заключа-ется, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сиг-налов.

Специальными исследованиями установлено, что способ-ность человека к анализу и синтезу речи связана:

с левым полушарием головного мозга;

со слухоречевой зоной коры больших полушарий -- зад-ней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием оп-ределенных физиологических механизмов. Синтагматичес-кие механизмы отражают динамическую организацию рече-вого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические меха-низмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семанти-ческим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической ин-терпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сиг-налам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологически-ми кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операций, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время -- сложнейшая система условных рефлек-сов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе по-вторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вы-зывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, стано-вятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные свя-зи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых под-креплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его на-зывания, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

  • 11. Учение о характере в психологии. Классификация черт характера. Структура характера и ее свойства. Психологические и социальные условия формирования характера. Понятие «акцентуация характера».
  • 12. Понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Предпосылки и условия развития способностей.
  • 13. Психологические особенности дошкольника и их учет в педагогическом процессе.
  • 14. Психологические особенности младшего школьника и их учет в педагогическом процессе
  • 15. Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе
  • 16. Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение.
  • 17. Личность в группе. Статус и роли личности. Межличностные отношения в группе и методы их изучения.
  • 18. Общее представления о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.
  • 1. Педагогика как наука: категориальный аппарат и методология педагогической науки.
  • 2. Понятие и сущность воспитания. Подходы к анализу воспитания. Цели воспитания и проблема их реализации.
  • 3. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.
  • 4. Методы и технологии воспитания. Классификации методов и технологий воспитания. Условия выбора методов воспитания.
  • 5. Закономерности и принципы воспитания.
  • 3 Основные закономерности:
  • Коллектив как объект и субъект воспитания.
  • 7. Сущность и содержание процесса обучения. Функции обучения. Закономерности и принципы обучения.
  • 8) Виды и методы обучения. Характеристика и сравнительный анализ видов обучения.
  • 9. Понятие, признаки и структура педагогических технологий. Классификация педагогических технологий.
  • 10. Формы организации обучения. Урок как основная форма обучения. Типы и структура уроков. Требования к современному уроку.
  • 11. Система образования на современном этапе. Характеристика Закона рф об образовании.
  • 12. Современное состояние и основные проблемы специальной педагогики и психологии.
  • 13. Причины, классификации и виды отклонений в развитии и поведении ребенка.
  • 14.Сущность теории первичности дефекта и вторичных отклонений нарушенного развития ребенка.
  • 15. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.
  • 16. Личностные качества и способности педагога. Стили пед.Общения и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Личностно-профессиональное развитие педагога.
  • 17. Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.
  • 18. Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики.
  • 5.Социальное воспитание как научная категория. Сущность и механизмы социального воспитания.
  • 6. Социализация как научная категория и социально-педагогическое явление. Теории социализации.
  • 7.Факторы и механизмы социализации личности. Учет факторов социализации в деятельности социального педагога.
  • 9.Социально-педагогические технологии. Проблема разработки и реализации технологий в деятельности социального педагога.
  • 10.Диагностическая деятельность педагога-психолога и социального педагога. Объекты и методы диагностики.
  • 11. Семья как субъект социального воспитания и объект деятельности психолога и педагога.
  • 12. Группа как субъекты и объекты социального воспитания. Способы организации и коррекции жизнедеятельности группы.
  • 13. Детское движение как предмет научного исследования. Социально-психологические предпосылки детского движения
  • 14. Сущность и функции доо. Доо как субъект и объект социального воспитания. Содержание и методы деятельности доо.
  • 15. Девиация как социально-педагогическая проблема. Отклоняющееся поведение личности как объект деятельности социального педагога.
  • 16. Социальная защита детства как направление деятельности социального педагога. Методы и принципы реализации социальной защиты детства в современных условиях российского общества.
  • 17. Реабилитация как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической реабилитации.
  • 18. Помощь и поддержка как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической помощи и поддержки.
  • 19. Становление акмеологии как науки. Феномен «акме», его основные характеристики и условия формирования.
  • 20. Образовательная сущность музея и музейной педагогики, ее объект, предмет и задачи. Деятельность музейного педагога.
  • 8. Общая характеристика речи. Ее виды и функции. Мышление и речь.

    Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом. Пользование языковыми средствами общения – отличительная черта человеческого общества. Благодаря языку люди могли не только воздействовать друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями. В слове оформлялась цель действий человека. Обозначенная словом, цель придавала им разумный направленный характер. Благодаря речи человек познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение языка изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми.

    Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.

    Таким образом, речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

    В отличие от восприятия – процесса непосредственного отражения вещей – речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка. Если язык един для всего народа, то речь каждого человека индивидуальна. Поэтому речь, с одной стороны, беднее языка, поскольку человек в практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью словаря и разнообразных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает свое отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи). Но для того, чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком.

    Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

    Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология.

    Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса.

    Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.

    Функции речи. В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения (коммуникативная функция ), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

    Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования . Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.

    Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.

    Виды речи. Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

    Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

    Самым древним видом речи является устная диалогическая речь . Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.

    Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.

    Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.

    Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.

    Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

    Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

    Она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

    Ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

    Внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

    В ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

    Она беззвучна.

    У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь . Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.

    Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов:

    Период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),

    Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),

    Период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),

    Период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

    Речь и мышление

    Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

    Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно не правомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

    Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как «деятельность речевого аппарата» (Дж. Уотсон). К. С. Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредствам специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.

    Такое с ведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова и выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли: мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

    Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь - это не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

    В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы.

    В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней формируется, взаимно переходят друг в друга.

    В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным значением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т.е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает, как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, придти к осознанию нее объективного значения.

    Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика - структуру, когда возникли соответствующие формы речи, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отожествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» речесвязана с логикой мысли, но не тожественна с ней.

    Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесной форме, которая оказывает как установлено в ряде исследований, иногда положительное, иногда - при ошибочности первоначального воспроизведения - тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем, запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное - так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.

    Утверждение о несводимости мышления к речи относятся не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречаются в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической - синтаксической и стилистической - структуре в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.

    Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

    Одним из основных отличий человека от животных, отражающим закономерности его физиологического, социального и психического развития, является наличие особого психического процесса, который называется речь. Речь - это процесс общения между людьми с помощью языка. Все то, что говорящие люди понимают под словом речь, на самом деле является собственно языком и речью.

    Речевая деятельность - это процесс целенаправленного, активного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения и взаимодействия между людьми. Главным механизмом речевой деятельности является процесс осмысления. Рассматривая высшие психические функции, речь является одной из их самых сложных форм. Кроме содержания, в речи выражается эмоциональное состояние человека и его отношение к тому, что он говорит. Это явление носит название эмоционально-выразительная сторона речи и обуславливается тоном звучания произносимых слов. Речевую деятельность, а именно, психические закономерности порождения и восприятия речи, механизмы, которые управляют этими процессами и обеспечивают овладение языком, а также языковую способность человека в контексте его психических и интеллектуальных способностей изучает психолингвистика, которая выделилась как лингвистическая дисциплина в середине XX в.

    Психологическая сторона речи выражена ее смысловым подтекстом, которая отражает цель (мотив речи) речи, с которой была сказана фраза.

    Л.С. Выготский в своих исследования взаимосвязи речи и мышления доказал, что речь является инструментом мышления. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях наглядно-образное мышление превращается в словесно - логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Именно в значении слова заключается единство речи и мышления. Таким образом, высшим уровнем единства речи и мышления является речевое мышление.

    Так как в психологии речь рассматривается как организованная форма сознательной деятельности, значит в ней участвуют два субъекта. Один субъект речевой деятельности формирует речевое высказывание, другой его воспринимает.

    К речи относятся говорение (речевой акт) и результаты говорения (текст). Правомерно говорить о речи отдельного человека, о речи молодежи, устной бытовой речи, художественном вещании и т.п. Все это является различным использованием возможностей языка. Язык является системой, т.е. совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

    Каждая система имеет свою структуру. Структура - это способ организации системы, ее внутреннее строение. В соответствии с данным постулатом, речь должна иметь четырехуровневое (четырехъярусное) строение. Самым низшим уровнем речи является фонологический, затем следует морфологический, далее - лексико-семантический уровень. Высшим уровнем речи является синтаксический. В соответствии с определением структуры, каждый ее уровень имеет свою единицу. Так, фонологический уровень имеет фонему, морфологический уровень - морфему, лексико-семантический - лексему (слово), и, наконец, синтаксический - предложение. Все названные уровни представляют собой отдельные системы и изучаются отдельными лингвистическими науками: фонологический - фонологией, морфологический - морфологией, лексико-семантический - лексикологией и синтаксический - синтаксисом. Языковые уровни не являются независимыми. Они все взаимосвязаны между собой. Так, с фонем строятся морфемы, из морфем - лексемы, из лексем - предложение. Таким образом, можно сделать вывод, что речь состоит из четырех систем, которые образуют общую систему языка.

    В психологии, в основном, различают три формы речи (по определению И.А.Зимней):

    1. Внешняя устная речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, которые формируют процесс материализации мысли. Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятие их людьми на слух - с другой.

    Внешняя устная речь делится на экспрессивную (разговорную) речь и импрессивную речь (восприятие и понимание речи).

    Внешнюю речь характеризует интонация. Интонация - это совокупность элементов речи, которые фонетически организуют речь и являются средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

    Внешняя устная экспрессивная речь включает следующие виды:

    Монологическая речь;

    Диалогическая речь;

    Групповая речь (полилог).

    Монолог является видом речи, который имеет одного субъекта, представляет собой сложное синтаксическое целое и в структурном отношении не связан с речью собеседника. Коммуникативной целью монолога является сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности, т.е. служить для передачи информации. Основные свойства монологической речи – это односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость и логическая последовательность изложения сообщения.

    Диалог – это попеременный обмен знаковой информацией двух и более субъектов. Диалог является первичной по происхождению формой речи. Как форма речи он состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций. Диалог осуществляется в виде разговора (беседы) двух или более участников речевого общения или в виде чередующихся вопросов, ответов и обращений. В диалоге одновременно с языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты,- жесты, мимика, средства интонационной выразительности.

    2. Внешняя письменная речь - это графически оформленная речь, которая организована на основе буквенных изображений. Данная речь обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. В состав письменной речи включают письмо и чтение. Письменная речь по своей природе является преимущественно монологической речью.

    3. Внутренняя речь (речь «про себя») - это язык, лишенный звукового оформления и протекает с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции, связанный с мышлением. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

    Некоторые языковеды противопоставляет язык речи, как социальное индивидуальному. На самом деле и речь, и язык - явления социальные, так как основная функция языка - быть средством общения, и люди говорят (пользуются речью) не для того, чтобы демонстрировать свое умение, а чтобы передать кому-то какую-то информацию. Речь всегда является индивидуальной при выполнении, всегда принадлежит конкретным людям.

    Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание).

    Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, выполняют определенные функции.

    Коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней. Коммуникативная функция (от лат. Communicatio «общение») - функция общения. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками). Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки - вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Дети используют речь, чтобы сообщить о своих желаниях. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Основным коммуникативным средством является язык, который создан для того, чтобы общаться.

    Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

    Мысле-творческая функция речи - функция формирования и формулирования мысли. Мышление (мнение) не только выражается словом, но и осуществляется в нем. Не случайно один из великих языковедов XIX в. Гумбольдт назвал язык «органом, который творит мнение».

    Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Речь является неотъемлемой частью жизни любого общества и любой культуры. До поступления в школу и чтения книг дети получают сведения о своей культуре и об окружающем мире из уст взрослых и сверстников. Благодаря речи развиваются представления – память о предметах и явлениях окружающего мира. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в текущей ситуации нет.

    Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности.

    В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальное развитие и характеристики поведения нередко не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.

    Также функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение.

    Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению или к самому- себе.

    Функция воздействия характеризуется тем, что с помощью речи человек пытается побудить другого к определенному действию и к определенному мнению.

    Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов.

    Все остальные функции языка, о которых говорится в лингвистической литературе, являются производными от главных. Следовательно, они являются уточнением основных функции языка и их видовой классификацией.

    Все функции речи, как правило, реализуются в различных сочетаниях, а не по отдельности, потому каждое высказывание является многофункциональным. В конечном итоге все функции речи работают на общение, и в этом смысле коммуникативную функцию можно считать ведущей.

    1.2 Особенности развития речи в раннем возрасте

    Раннее детство (период от 1 года до 3 лет)- самый интенсивный период в развитии речи и мышления ребенка. Интенсивно развивается мелкая моторика, с помощью которой ребенок начинает овладевать предметной деятельностью. Интенсивно развивается познавательная сфера. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая означает, что взрослые становятся для детей образцами действий и отношений в существующей социальной среде. Также появляются различия в типах ведущей деятельности среди мальчиков и девочек. Основная потребность ребенка на ранних стадиях онтогенеза - познания окружающего мира через действия с предметами.

    В периоде раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие, появляются элементарные формы воображения, а внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно - действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

    Также в периоде раннего детства с года до 3 лет происходит формирование новой ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Следовательно, ведущим видом деятельности становится предметно - манипулятивная деятельность. Суть данной совместной деятельности заключается в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т.е. взрослый начинает учить ребенка правильно использовать окружающие предметы. Социальная ситуация развития выглядит как» ребенок - предмет - взрослый». Следовательно, самым важным для ребенка становится предмет, а не взрослый. Но мы должны понимать, что без помощи взрослых ребенок не сможет овладеть человеческими способами употребления предметов, а также правильной речью. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушения такого влияния задерживает развитие речи ребенка.

    Важнейшими психическими новообразованиями детей третьего года жизни являются возникновение речи и наглядно - действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Ребенок начинает свободно использовать предмет по назначению, т.е. развивается предметная деятельность. Успешное развитие предметной деятельности является основой для развития игровой и продуктивной деятельности.

    В этот период жизни у ребенка интенсивно формируется активная речь благодаря совместной деятельности со взрослыми. Также улучшается понимание ребенком речи взрослого.

    Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.

    Важнейшей способностью, формирующейся к трем годам, является способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении. Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость, честность и искренность. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение может часто меняться.

    Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, у него формируется образ «Я».

    Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенку ко владению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Еще Я.А. Каменский порицал родителей за потакания неправильностям детской речи.

    Речь возникла тогда, когда людям нужно было договориться друг с другом. Следовательно, она является чисто социальным приобретением человечества. По этой причине маленький ребенок овладевает речью лишь в том случае, если она выполняет свою социальную функцию - функцию общения. Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. На первых порах важны не столько содержание обращенной к ребенку речи, сколько ее мелодичность, тональность, ритмичность, интонационные характеристики. Доброжелательное, заботливое отношение к ребенку со стороны матери или второго значимого лица и эмоционально - положительная речь, адресованная ребенку - достаточные факторы развития речевого процесса на данном возрастным этапе.

    Развивающая работа с детьми на ранних стадиях онтогенеза должна строиться с учетом ведущих мотивов и потребностей данного возраста, а также актуальных и потенциальных возможностей ребенка.

    Задачи речевого развития детей третьего года жизни:

    1. Расширение словаря ребенка, следова­тельно, и его знакомство с окружающим миром;

    2. Развивать речь как средство общения;

    3. Формировать интерес к активному взаимодействию с взрослыми и другими детьми.

    4. Поддерживать стремление к активности, позицию «Я - сам».

    5. Поощрять стремление ребенка по собственной инициативе включаться в рассказ.

    Как отмечает И.В.Дубровина, раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению. Это, прежде всего, развитие психических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях.

    Для детей от 0 до 6 месяцев основная форма общения - ситуативно-личностная. Основными потребностями ребенка являются внимание и доброжелательность взрослого. Ведущая деятельность на данном этапе онтогенеза - непосредственно - эмоциональное общение со взрослым. Основные мотивы общения – личностные. Основными средствами общения являются экспрессивно – мимические средства. При этом необходимо помнить, что на каждом этапе процесс становления и развития речи испытывает влияние многочисленных факторов, в которых решающими являются коммуникативные. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Если взрослый не предусматривает речевого ответа при общении с ребенком или не настаивает на нем, то у детей будет возникать разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней.

    В итоге вышесказанного можно сделать вывод, что ранний речевой опыт ребенка создает фон, который ведет к развитию навыков речи, умения слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и к людям, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

    Для детей от 1 года до 3 лет основной формой общения является ситуативно-деловое общение. К основной потребности ребенка относят потребность в сотрудничестве со взрослыми. Мотивы общения – деловые. Ведущая деятельность для детей от 6 месяцев до 1 года - ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка. Ведущей деятельностью детей в возрасте от 1 года до 3 лет является предметно - манипулятивная деятельность, в процессе которой происходит интенсивное овладение предметным и орудийным действиями в сотрудничестве с взрослыми.

    Основные этапы, которые проходит развитие речи у ребенка на стадиях онтогенеза.

    Довербальный период.

    Данный период развития приходится на первый год жизни. Некоторые исследователи полагают, что и в течение второго года жизни основным способом общения выступают невербальные компоненты. В ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. К двум годам ребенок оказывается в состоянии классифицировать все звуки воспринимаемой речи.

    Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

    Следующим этапом является переход ребенка к активной речи.

    Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

    На этапе следующем этапе совершенствование речи как ведущего средства общения в речи все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение.

    Таким образом, к возрасту около года ребенок произносит отдельные слова; примерно в два года он говорит двух-трехсловными предложениями; к четырем годам дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые.
    Из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, дети поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в их восприятии. В дальнейшем по мере накопления опыта использования данного слова дети постепенно усваивают более глубокий, обобщенный смысл понятия, отделяя существенное от несущественного в отображенных в нем признаках.
    Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

    На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда удовлетворяется услышанным, он непременно хочет запомнить название и самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. На 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

    После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять собственную активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики для постановки подобного рода вопросов, часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего предмета или явления.

    Затем к жесту добавляется вопрос ребенка, выраженный словом.
    Любопытно, что ребенок, уже слышавший ранее название какого-либо предмета, иногда повторно обращается к взрослому с соответствующим вопросом, касающимся его. Подобными вопросами ребенок раннего возраста как бы проверяет свои знания и запоминает интересующие его названия.

    До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К двум годам активный словарь ребёнка резко увеличивается и достигает 200 – 300 слов. В нём много существительных и глаголов, встречаются прилагательные, наречия и предлоги. Упрощённые слова («ту – ту», «гав – гав») заменяются обычными. Предложения становятся трёх-, четырёхсловными, появляются вопросительные слова и интонации. Родителю необходимо помнить, что задержка речевого развития может привести к задержке интеллектуального и социального развития ребёнка.

    Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют. Знакомясь с новыми предметами, дети, прежде всего, стараются определить их функции, задавая взрослому вопрос: «Как это называется?» В ответ на такой вопрос взрослый обычно не только называет предмет, но и показывает ребенку, как им правильно пользоваться.

    После интонационного оформления голосовых реакций ребенка начинается процесс становления фонематического слуха. Он в основном завершается к двум годам, когда ребёнок уже может различать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой. Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает ряд аспектов: семантический, морфологический, синтаксический и прагматический.

    Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.

    К трехлетнему возрасту ребенок владеет набором примерно из 1200-1500 слов. Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений. Начиная с этого возраста появляются первые признаки эгоцентрической речи .
    Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет», и специальные вопросы, начинающиеся со слов «где», «кто», «что». Они также верно отвечают на вопросы «почему» и «зачем».

    К началу 3-го года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания со стороны ребенка и речи другого человека.

    Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.

    Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.

    Предполагается, что тремя основными путями усвоения языка и индивидуального развития речи являются следующие: подражание, образование условнорефлекторных ассоциаций, постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.

    Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что некоторые родители в течение длительного времени в начальный период освоения ребенком речи сознательно не пользуются системой значимых для ребенка поощрений. Это особенно заметно в тех редких семьях, где мать и другие окружающие ребенка взрослые люди вообще мало уделяют времени общению с детьми, а также там, где дети в значительной мере лишены такого внимания, например в домах ребенка. И, тем не менее, в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется.

    Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов с помощью которых она осуществляется. Разнообразные недостатки речи у малышей (косноязычие, крикливый, грубый голос, слишком быстрый или медленный темп, заикание и прочее) с течением времени закрепляются, и их бывает очень трудно искоренить. Поэтому необходимо вовремя предупредить возникновения всякого рода речевых дефектов.

    Надо щадить слух ребенка, оберегать его от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума. Даже когда ребенок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух.

    Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Нервная система у детей находится еще в стадии развития, нежна, хрупка и не выдерживает сильных нагрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать от психических и физических травм, неудержимо бурных проявлений гнева и радости, пребывания среди нервных, беспокойных или заикающихся детей.

    Возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и даже расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.

    Из выше изложенного видно, что своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка – фонетическую, словарную и грамматическую.


    Похожая информация.


    Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.
    Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.
    Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи.
    Речь имеет свои свойства:
    – содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;
    – понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
    – выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной).
    Речь выполняет определенные функции:
    – выражения (заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отно-

    шения, а, с другой – выразительность речи, ее эмоциональность значи тельно расширяет возможности общения);
    – воздействия (заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию);
    – обозначения (состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия);
    – сообщения (состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз).
    Существуют следующие виды речи:
    – устная – это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух, с другой;
    – письменная – это речь посредством письменных знаков;
    – монологическая – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;
    – диалогическая – это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;
    – внешняя – речь, выполняющая функции общения;
    – внутренняя – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
    Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры движения головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха. В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы, работа которой заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.
    Речь в то же время – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека ней тральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.
    В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызы вает представление обозначаемого этим словом предмета.

    Загрузка...