Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения. Реабилитация детей с нарушением зрения Реабилитация при нарушении зрения

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях отечественной концепции инвалидности и общих позициях МСЭ.

Главные положения современной концепции инвалидности и государственной политики по отношению к инвалидам отражены в Федеральном Законе "О социальной защите инвалидов в РФ" (№ 181 от 24.11.95 г.), в котором содержатся новая трактовка понятия "инвалид" и новые критерии определения инвалидности.

"Инвалид " - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".

"Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата человеком вследствие нарушения здоровья способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (у детей)".

Медико-социальная экспертиза - определение потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 965 от 13.08.96 г. "О порядке признания граждан инвалидами", инвалидность определяется учреждениями (бюро) МСЭ. В зависимости от тяжести нарушения здоровья и степени ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливают I, II или III группу инвалидности, а в возрасте до 16 лет (с 1999 г. - до 18 лет) - категорию "ребенок-инвалид".

Вопрос о направлении в бюро МСЭ для установления инвалидности рассматривается в лечебно-профилактических учреждениях после проведения всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий.

На учреждения МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной защиты.

Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Цели реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Определение инвалидности базируется на тщательной оценке комплекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов. При этом требуется установить не только степень утраты либо нарушения медицинского и социального статусов, но и уровень их сохранности, компенсаторно-адаптационные резервы, возможность их мобилизации для полной или частичной реабилитации больного.

С целью объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используют результаты всестороннего обследования, функциональных и лабораторных исследований, проводят осмотр больного и беседы с ним, анализ необходимых документов.

Офтальмологическая экспертиза предполагает использование общих положений МСЭ, но имеет также специфические особенности.

Зрение - сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека, так как 90 % информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор. Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различной офтальмопатологией, которая является следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений как различных структур глазного яблока и его придатков, так и центральных, ин-тракраниальных отделов зрительного анализатора.

При МСЭ лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз нужно определять с учетом следующих факторов:

  • наследственной отягощенности;
  • анамнеза и катам неза заболевания, особенностей его течения;
  • сроков наступления зрительных расстройств;
  • нозологической формы офтальмопатологии;
  • детальной характеристики структурных изменений в органе зрения;
  • состояния и динамики зрительных функций;
  • электрофизиологических характеристик зрительно-нервного аппарата;
  • данных о зрительной работоспособности;
  • сведений о сопутствующей патологии других органов и систем организма;
  • результатов оценки возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения.

Из социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, стаж работы, характер трудовой деятельности. Оценивают также психологические особенности больного и нуждаемость в различных видах социальной помощи.

На основе сопоставления результатов подобного комплексного анализа с содержанием основных категорий жизнедеятельности делают заключение о наличии и степени ограничений жизнедеятельности, наличии инвалидности.

Нарушение зрения оказывает неблагоприятное влияние почти на все проявления жизнедеятельности, однако степень этого влияния различна.

Способность человека к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от состояния основных зрительных функций - остроты зрения и поля зрения.

Зрительные функции определяют при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при МСЭ тяжесть нарушении оценивают по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции.

Оценка возможностей зрительного анализатора применительно к специфическим задачам трудовой деятельности и обучения более сложная. Помимо анализа приоритетных для всех категорий жизнедеятельности зрительных функций, таких как острота и поле зрения, требуется оценка других функций зрительного анализатора, имеющих особенное значение для осуществления деятельности различных видов, в том числе работ зрительного профиля, а также общего и профессионального обучения. К этим функциям относятся световая (темповая) чувствительность, цветоощущение, бинокулярное зрение, острота зрения вблизи, аккомодация, зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики.

Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях центральной нервной системы, нарушениях функций глазных мышц, патологии зрительно-нервного аппарата, даже при относительно хороших показателях остроты и поля зрения патологическое зрительное утомление снижает возможность осуществления работ зрительного профиля, в том числе требующих постоянного использования компьютеров. Ограничена способность выполнять зрительные работы, связанные с постоянным использованием компьютерной техники, у лиц с высокой аметропией, одноглазием, нистагмом.

Большое значение имеют данные о состоянии гидро- и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к выполнению труда, связанного с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой.

Важную информацию о состоянии зрительного анализатора при определении ограничений жизнедеятельности получают с помощью электрофизиологических исследований (ЭФИ), позволяющих провести качественную и количественную оценку функционального состояния различных отделов и компонентов зрительного нервного аппарата.

Особенно важны данные, получаемые в процессе ЭФИ, при заболеваниях зрительного нерва и сетчатки в тех случаях, когда при визуальных исследованиях (офтальмоскопия, офтальмобиомикроскопия, офтальмохромоскопия) не удается выявить изменения и только ЭФИ позволяют установить наличие, локализацию и выраженность патологического процесса. Столь же необходимы результаты ЭФИ при помутнениях преломляющих сред, когда визуальное исследование структур глазного дна невозможно.

Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора с учетом Международной классификации зрительных расстройств (МКБ 10-го пересмотра. ВОЗ. Женева) позволяет выделить 4 степени тяжести нарушений его функций:

  1. - низкая,
  2. - средняя,
  3. - высокая степень слабовидения,
  4. - практическая, или абсолютная, слепота (табл. 26.1).

Комплексная оценка всех перечисленных выше позиций позволяет определить степень ограничения жизнедеятельности, наличие инвалидности и ее группу в соответствии с общими критериями инвалидности.

В зависимости от тяжести выделяют 3 степени ограничений жизнедеятельности, оценка которых имеет особенности при каждой из восьми перечисленных выше категорий жизнедеятельности, однако существуют основные характеристики этих ограничений, свойственные большинству категорий жизнедеятельности.

Ограничения I степени - незначительно или умеренно выраженные - имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма.

Ограничения II степени - выраженные - возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма.

Ограничения III степени - значительно выраженные - констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.

В зависимости от степени тяжести ограничений жизнедеятельности и функциональных расстройств, а также с учетом потребности в мерах социальной защиты и помощи устанавливают одну из трех групп инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливают при ухудшении здоровья со стойким значительно выраженнымнарушением функций организма, приводящим к значительному ограничению основных категорий жизнедеятельности.

У лиц со зрительными расстройствами показания к установлению I группы инвалидности имеются при практической или абсолютной слепоте на оба глаза.

Инвалидность II группы устанавливают при ухудшении здоровья с выраженным нарушением функций организма, приводящим к выраженному ограничению жизнедеятельности.

При нарушении зрения показанием к определению II группы инвалидности является слабовидение высокой степени на единственном или лучше видящем глазу либо на обоих глазах.

Инвалидность III группы устанавливают при ухудшении здоровья с незначительным нарушением функций организма, приводящим к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности.

У лиц с офтальмопатологией инвалидность III группы устанавливают главным образом при ограничении способности к трудовой, профессиональной деятельности, обусловленном слабовидением средней или низкой степени либо другими зрительными нарушениями.

При определении наличия и группы инвалидности, помимо состояния органа зрения, учитывают многие социальные и психологические факторы, клинический и реабилитационный прогноз.

Важной задачей МСЭ, помимо определения инвалидности, является формирование индивидуальной программы реабилитации больных.

В проведении мероприятий с целью реабилитации инвалидов по зрению должны участвовать лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи, сами инвалиды и их семьи, различные предприятия, производства, а также правления и предприятия обществ слепых.

В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических, социальных, педагогических, профессионально-трудовых мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное применение которых способствует восстановлению здоровья, трудоспособности, других видов жизнедеятельности и социальной интеграции незрячих.

В комплексе реабилитационных мероприятий главную роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной терапии, многим тысячам слепых возвращено зрение.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых - развитие мобильности, сенсорного восприятия, обучение навыкам ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации шести выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (от англ. tyhlos - слепой) - совокупности приспособлений, приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения.

Значительную помощь в реабилитации инвалидов оказывает психологическая коррекция, преодоление психологического комплекса неполноценности.

Для осуществления элементарной реабилитации созданы специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.

Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих осуществляют в специальных техникумах и профессионально-технических училищах, где они приобретают доступные им профессии, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых.

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строится с учетом особенностей развития детей с разными формами нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики. В школах-интернатах осушествляют и трудовую подготовку, имеющую политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании их работают в различных отраслях народного хозяйства.

Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных возможностей и равных прав со зрячими для получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в современном производстве и общественной жизни общества.

Зрение является одной из ведущих функций человека,

оно обеспечивает получение более 90% информации о внеш-

нем мире. При частичной или полной утрате зрения человек

испытывает большие трудности в самообслуживании, пере-

движении, ориентации, общении, обучении, трудовой дея-

тельности, т. е. в осуществлении всей полноты жизнедеятель-

В соответствии с Международной номенклатурой нару-

шений, ограничений жизнедеятельности и социальной недо-

статочности выделяются зрительные нарушения:

Глубокое нарушение зрения обоих глаз;

Глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зре-

нием другого глаза;

Среднее нарушение зрения обоих глаз;

Глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз

нормальный.

Нарушения зрения, степень которых может быть умень-

шена при помощи компенсирующих средств и которые можно

исправить очками или контактными линзами, обычно не счи-

таются зрительными нарушениями.

По статистическим данным, распространенность слепоты

среди населения достигает 1%.

Главной характеристикой, отражающей тяжесть патоло-

гии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедея-

тельность и социальную достаточность человека, является

состояние зрительных функций, основные среди которых ос-

трота и поле зрения.

При нарушении остроты зрения снижается различитель-

ная способность зрительного анализатора, возможность де-

тального зрения, что ограничивает возможность обучения,

получения профессионального образования и участия в тру-

довой деятельности. При значительном нарушении остроты

зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие

жением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой

обстановке, несмотря на относительно высокие показатели

остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.

Абсолютная или практическая слепота приводит к резко-

му ограничению основных категорий жизнедеятельности. Аб-

солютно слепые люди практически утрачивают способность к

самообслуживанию и физической независимости.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспри-

нимается незрячими с помощью других анализаторов. Преоб-

ладающей становится информация акустическая, тактильная,

кинестетическая, светоцветовая. Приобретает значение фор-

ма и фактура предметов и материального мира в целом. В

процессе осязательного восприятия участвуют, руки, подо-

швы ступней, в осязании мелких предметов - язык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух.

Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малейшие

акустические нюансы при передвижении в пространстве. В связи

с этим при решении реабилитационных задач важен акцент

на управлении звуками в среде обитания незрячих. Необхо-

димо выделить и усилить нужные для ориентации звуки и

заглушить посторонние помехи и шумы. При формировании

среды жизнедеятельности для слепых следует уделять осо-

бое внимание акустическим и звукоизоляционным характе-

ристикам строительных материалов и конструкций.

Компенсаторная приспособляемость организма наделяет

слепого фоточувствительностью кода, дающей возможность

различать не только контуры, но и цвета крупных объектов.

Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближе-

ния к большим предметам чувствует препятствие, иногда

может судить о размерах и материале объекта. На использо-

вании функций кожной чувствительности и слуха базируют-

ся вспомогательные тифлотехнические средства и приспособ-

ления, помогающие слепому при передвижении: звуковые

маяки у переходов, на остановках, внутренние и наружные

информаторы, рельефные (по Брайлю) надписи внутри транс-

портных средств и на вокзалах, электронные системы от-

крывания дверей и др.

Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельно-

сти инвалидов с нарушениями зрения является ограничение

способности к ориентации - способности определяться во

времени и пространстве.

Способность к ориентации осуществляется путем прямо-

го и косвенного восприятия окружающей обстановки, перера-

ботки получаемой информации и адекватного определения

ситуации.

Способность к ориентации включает:

Способность к определению времени по общепринятым

признакам (время суток, время года и др.);

Способность к определению местонахождения по про-

странственным ориентирам, запахам, звукам;

Способность правильно местополагать внешние объек-

ты, события и себя самого по отношению к временным и про-

странственным ориентирам;

Способность к ориентации в собственной личности, схе-

ме тела, различению правого и левого и др.;

Способность к восприятию и адекватному реагированию

на поступающую информацию (вербальную, невербальную,

зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путем обоня-

ния и осязания), пониманию связей между предметами и яв-

Параметрами при оценке способности к ориентации яв-

Состояние системы ориентации (зрения, слуха, осяза-

ния, обоняния);

Состояние системы коммуникации (речи, письма, чте-

Способность к восприятию, анализу и адекватному ре-

агированию на получаемую информацию;

Способность к ориентации в собственной личности и вне-

шних по отношению к ней временных, пространственных ус-

ловий, средовых ситуаций.

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация

инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой

ориентиров - осязательных (тактильных), слуховых и зри-

тельных, которые способствуют безопасности передвижения

и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рель-

ефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми над-

писями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, зда-

ния и т. п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятстви-

ями (поворотами, лестницами, подъемами, входами).

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, ра-

диотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально освеща-

емые указатели в виде символов и пиктограмм с использова-

нием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обо-

значение дверей и т. п.; текстовая информация на таблицах

должна быть максимально краткой. Строительные элементы

на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестнич-

ные клетки, лифты, вестибюли, входы, начало и конец ко-

ридоров и др.) следует оборудовать системой типовых ори-

ентиров-указателей, выполненных на основе цветового, аку-

стического и тактильного контраста с окружающей поверх-

Зрительные ориентиры и другая визуальная информа-

ция должны располагаться на контрастном фоне на высоте не

менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола.

Система ориентиров должна быть достаточно продумана,

чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созда-

нию "тепличных" условий и утрате навыков пространствен-

ной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов

со зрительными расстройствами имеют меры социальной реа-

билитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение

незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

Для передвижения и ориентировки (трость, системы

для ориентации - локаторы лазерные, световые и др.);

Для самообслуживания - тифлосредства культурно-

бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и

приспособления для приготовления пищи, шитья, ухода за

ребенком и др.);

Для информационного обеспечения, обучения (прибо-

ры и приспособления для чтения, письма по Брайлю, систе-

мы "говорящая книга", специальные компьютерные устрой-

ства и др.);

Для трудовой деятельности - тифлосредства и при-

способления, которыми незрячих обеспечивает производство

в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необхо-

димы специальные средства коррекции зрения: увеличиваю-

щие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические, сфе-

ропризматические очки, а также некоторые тифлотехничес-

кие средства бытового, хозяйственного и информационного

назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с други-

ми реабилитационными мероприятиями создает предпосылки

для достижения равных со зрячими возможностей и прав для

разностороннего развития, повышения культурного уровня,

раскрытия творческих способностей незрячих, их активного

участия в современном производстве и общественной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определен-

ные трудности при необходимости самостоятельного пользо-

вания транспортом. Для слепых важны не столько техничес-

кие приспособления, сколько адекватная информация - вер-

бальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об

опасности и др.).

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транс-

портом в изменении величины указателей, усилении контра-

стности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транс-

портных элементов, которые позволяют ему использовать,

дифференцировать, различать транспортные средства и уст-

ройства (световые табло, контрастная окраска пограничных -

верхней и нижней - ступеней, края платформы и др.).

Для человека с полной утратой зрения доступ к обществен-

ному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и сла-

бовидящих (инвалидов по зрению), в улучшении качества их

социальной защиты и расширении объема социальных услуг

играет в Российской Федерации Всероссийское общество сле-

пых (ВОС), где осуществляются самые различные формы со-

циальной реабилитации, способствующие их интеграции. В

системе ВОС имеется широкая сеть производственных пред-

приятий и объединений, в которых созданы специальные ус-

ловия организации труда, учитывающие функциональные воз-

можности незрячих.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов

в Российской Федерации" прописаны льготы для инвалидов с

нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются

бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им

для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и

средств производится бесплатно или на льготных условиях.

Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными сред-

ствами, облегчающими их труд и быт, определяется Прави-

тельством Российской Федерации.

Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами:

Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпора-

Х 7 3 ция ≪Дашков и К°≫, 2006. - 240 с.

Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения занимается тифлопедагогика. В зависимости от степени нарушения зрения дети делятся на:

1) слепых (незрячих), у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, силуэты предметов;

2) слабовидящих – могущих иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-светоощущений, периферического и бинокулярного зрения).

Слепота и слабовидение – категории психофизических нарушений, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении, своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Врожденная слепота обусловлена повреждением и заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота – следствие заболевания органов зрения (сетчатки, роговицы) и заболеваний центральной нервной системы (менингита, опухоли мозга), осложнений после общих заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины), травматических повреждений мозга или глаза.

Время наступления нарушения зрения существенно для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности психофизического развития. Отсутствие визуальной тренировки у слепорожденных сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Основным фактором ориентировки для таких детей становится звуковой раздражитель.

У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. У слепых в одних случаях могут развиться отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.


Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально, хотя проявляется некоторое своеобразие мыслительной деятельности с преобразованием развития абстрактного мышления.

У ослепших детей: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Социально-реабилитационная и коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения прежде всего состоит в организации компенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожного, вибрационного и других. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохраненности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лица с глубокими зрительными нарушениями.

Реабилитационная работа при полном отсутствии зрения должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с порой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности. Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета.

Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети с нарушениями зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Высокий уровень развития слуха у слепых и слабовидящих обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля. Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения проводятся упражнения на дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

Реабилитационная работа с детьми с нарушениями зрения в школе при обучении и воспитании предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности. Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, разбить мышление, восприятие, память и т.д. Для развития у слепых и слабовидящих детей познавательно-образного мышления используют игру, учение, труд, которые можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью.

На формирование личностных качеств у детей с нарушением зрения значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат в семье, школе, ближайшем окружении, который характеризуется сочувственным отношением, созданием щадящего режима. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий при коррекционной и реабилитационной работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабовидящих детей, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жизни, полноценный труд, независимую жизнь.

Итак, социально-реабилитационная работа с детьми с нарушениями зрения направлена на гармоничное социальное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психологическое и физическое развитие ребенка.

Одним из основных направлений работы Центра реабилитации слепых является социальная (элементарная) реабилитация инвалидов по зрению.

Задачи курса социальной реабилитации: восстановление у обучающихся навыков самостоятельной жизни, навыков самообслуживания, пространственной ориентировки, чтения и письма, элементарных трудовых навыков, т.е. таких навыков и личных качеств, которые позволили бы им реализовать свои возможности в современном обществе, вернуться к полноценной активной жизни.

На отделение социальной реабилитации принимаются, по заявкам региональных правлений ВОС, нуждающиеся в реабилитации, инвалиды I группы по зрению и слепоглухие – члены ВОС. В исключительных случаях могут быть приняты инвалиды II группы по зрению. Ежегодно в ЦРС курс социальной реабилитации проходят около 200 человек.

Учебно-реабилитационный процесс проводится в соответствии с учебным планом и программами, разработанными нашими специалистами под руководством кафедры тифлопедагогики РГПУ им. Герцена и утвержденными Центральным правлением ВОС.

Социальная реабилитация инвалидов по зрению в ЦРС осуществляется квалифицированными тифлопедагогами по следующим направлениям:

1. Пространственная ориентировка.

В процессе социальной реабилитации инвалидов по зрению одно из важных мест занимает обучение их самостоятельной ориентировке в пространстве, т.к. интеграция инвалидов по зрению в современное общество напрямую связано с возможностями слепого человека самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах. Занятия проводятся в специально оборудованных учебных кабинетах, где слушатели получают теоретические знания по ориентировке. Практические занятия проводятся непосредственно на улицах г. Волоколамска.

2 . Домоводство и самообслуживание.

Бытовая самостоятельность - необходимое условие социальной адаптации незрячего человека. На занятиях по домоводству незрячие обучаются самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства без контроля зрения.

3. Система Брайля.

Обучение чтению и письму по системе Брайля–важная составляющая в социальной реабилитации инвалидов по зрению. Рельефно-точечный шрифт Брайля был создан французским педагогом в 1825 году, и с тех пор остается единственной универсальной системой чтения и письма для слепых.

4. Основы персонального компьютера.

Особое место в реабилитации инвалидов по зрению занимает обучение адаптивным информационным технологиям. Овладение навыками пользования персональным компьютером дает незрячим возможность расширить доступ к информации, решить проблему общения, расширить сферу своей профессиональной деятельности. Курс «Основы ПК» входит в программу социальной реабилитации и включает в себя первоначальные знания о компьютере, методах работы со специальным программным обеспечением. После прохождения ознакомительного курса есть возможность пройти обучение по основному курсу «Пользователь ПК».

5. Трудовая (допрофессиональная) подготовка.

Трудовая (допрофессиональная) подготовка является составной частью социальной реабилитации. В программу трудового обучения включены следующие предметы: деревообработка, металлообработка, электросборка (для мужчин), рукоделие (для женщин). Главная задача курса-выработка у реабилитантов уверенности в своих силах и способности к полезной трудовой деятельности.

6. Адаптивная физическая культура.

Важную роль в реабилитации инвалидов по зрению играет обучение адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура-это физкультура ориентированная на возможности инвалидов по зрению. Занятия адаптивной физической культурой, проводимые в спортивных и тренажерных залах, в плавательном бассейне способствуют повышению мобильности незрячих, помогают снять скованность в движениях, поднять жизненный тонус, развивают силу, выносливость, воспитывают привычку к систематическим физическим упражнениям.

Предмет «Адаптивная физическая культура» включен в курс и социальной реабилитации, и профессиональной подготовки.

Кроме основной (обязательной) программы обучения проводятся факультативные занятия и кружки по интересам . В Центре работает около 30 кружков и факультативов (компьютерный, ориентирование с помощью GPS – навигации, флористика, «оригами», психологический, спортивный, кулинарный и др.)

Продолжительность курса социальной реабилитации – 2,5 месяца.

Основной организационной формой обучения является занятие (урок) продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся в группах по 4-5 человек по учебному расписанию. При необходимости используется и индивидуальная форма обучения.

Занятия проводятся в форме лекций, бесед, семинаров, контрольных и выпускных работ. Значительная часть учебного времени отводится практическим занятиям.

Формирование умений и навыков проводится в специально созданных учебных кабинетах, мастерских, оборудованных необходимыми учебно – наглядными пособиями и современными тифлотехническими средствами реабилитации.

Итогом работы слушателей является дифференцированный зачет по основным предметам с выдачей им удостоверения о прохождении курса социальной реабилитации.

Эффективная работа по обучению и реабилитации инвалидов по зрению обеспечивается квалифицированным коллективом специалистов Центра.

Педагогический коллектив Центра – это 35 высокопрофессиональных, преданных своему делу тифлопедагогов, которые используют в своей работе весь арсенал современных методов реабилитации инвалидов. Большинство из них имеют высшее тифлопедагогическое образование, I и высшую квалификационную категорию, большой стаж педагогической работы с инвалидами по зрению. Примечательно, что некоторые из преподавателей (10 человек) сами являются инвалидами по зрению, что помогает им быстрее установить контакт со слушателями и своим личным примером положительно влиять на процесс реабилитации.

В целях повышения качества обучения слушателей преподаватели занимаются поиском новых форм и методов обучения, делятся своим опытом на педсоветах, заседаниях методических секций, проводят открытые уроки, мастер – классы, принимают участие в научно – практических конференциях. В 2012 году все педагогические работники Центра прошли обучение на курсах повышения квалификации в институте специальной педагогики и психологии г. Санкт – Петербурга по программе «Инновационные методы обучения слепых и слепоглухих».Все это позволяет им проводить занятия на современном методическом, профессиональном уровне и добиваться высоких результатов в обучении и реабилитации инвалидов по зрению.

Руководство отделением социальной реабилитации осуществляет первый заместитель генерального директора по учебной работе Сорокина Маргарита Сергеевна.

Собирательным термином "инвалид по зрению" обозначаются слепые и слабовидящие люди. Слепота и слабовидение - тяжёлые расстройства зрения - относятся к группе сенсорных нарушений. В медицине слепоту определяют, как полную потерю способности при помощи зрения воспринимать не только форму предметов, грубые очертания их, но и ощущать свет.

Зрение обеспечивает более 90 % информации о внешнем мире. Полная или частичная утрата зрения создаёт большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности.

В разных странах нормативы отнесения людей к категории слепых и слабовидящих отличаются друг от друга. В США слепыми считают тех, чьё центральное зрение меньше нормального в 10 раз и поле зрения меньше 20-ти градусов. Во Франции к слепым относят людей, у которых острота зрения не достигает двадцатой части нормы. В Великобритании к инвалидам по зрению относят людей, которые не способны распознать с расстояния шести метров знаки, которые люди с нормальным зрением распознают с 18-ти метров. В ряде стран слепыми считаются люди, не различающие пальцы рук на расстоянии одного метра. В России для отнесения людей к категории инвалидов по зрению критерием является не только острота зрения, но имеет значение и поле зрения. Нормой считается, когда глаз охватывает 150 градусов горизонтального плана, оба глаза - 180, по вертикали поле зрения составляет примерно 105 градусов. Людей, имеющих хорошие показатели остроты зрения при резком сужении поля зрения, относят к слабовидящим. Слепые - это люди, у которых поле зрения сужено до 10-ти градусов.

Контингент инвалидов по зрению неоднороден как по возрасту, так и по характеру и тяжести глазной патологии. Существуют несколько видов классификации, в основе которых лежат разные критерии.

На основании остроты зрения Диянская Г. П., специалист в области тифлобиблиотековедения, среди слепых различает незрячих, ослепших, частично зрячих и слабовидящих. Незрячие - это люди, потерявшие зрение ещё до развития речи, зрительно не воспринимавшие предметы и явления, в связи с чем у них практически нет зрительных представлений. Ослепшие - это люди, у которых зрение нарушено после достаточного развития речи (после трёх лет). Они потеряли возможность зрительно воспринимать предметы и явления, но в некоторой степени сохранили зрительные представления. Частично зрячие - это люди, сохранившие ограниченные возможности зрительного восприятия предметов и явлений и имеющие зрительные представления. У слабовидящих затруднены зрительные восприятия мелких и отдалённых объектов .

Отечественный тифлопедагог Л. И. Солнцева предлагает следующую дифференциацию людей с проблемами зрения:

а) тотально слепые;

б) слепые со светоощущением;

в) слепые с остаточным зрением;

г) глубоко слабовидящие;

д) слабовидящие

По времени и степени расстройства зрения можно выделить людей, потерявших зрение:

    в раннем дошкольном возрасте;

    в старшем дошкольном возрасте;

    в младшем школьном возрасте;

    в зрелом возрасте.

Чем раньше появляется сенсорный дефект, тем большие сложности и трудности возникают у человека при ориентации в окружающем мире.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

    глубокое нарушение зрения обоих глаз;

    глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;

    среднее нарушение зрения обоих глаз;

    глубокое нарушение зрения одного глаза.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

С. Н. Ваньшин выделяет шесть групп инвалидов по зрению с учетом группы инвалидности, уровня реабилитированности и адаптации, давности потери зрения, возможности приёма информации об окружающей среде.

Шапошников А. Е. проводит классификацию инвалидов по зрению с учётом нескольких характеристик.

Первый критерий - степень расстройства зрения,

второй - деление инвалидов на группы, принятое в официальном порядке. К инвалидам первой группы (или слепым) он относит тех людей, которые не могут читать обычный шрифт, поскольку острота их зрения находится ниже допустимой нормы. У одних слепых этой группы полностью отсутствуют зрительные ощущения, у других - сохраняется светоощущение, у третьих - имеется остаточное зрение. Инвалиды второй группы - это слабовидящие. Они не могут свободно читать обычный шрифт, но им доступны крупношрифтовые издания. Имеет значение время возникновения дефекта. Слепые от рождения или потерявшие зрение в раннем возрасте в большинстве своём овладели навыками чтения и письма по системе Брайля, навыками самообслуживания, ориентирования в пространстве. Они легче переносят слепоту, их личность развивается без коренных ломок, существенных перестроек и острых конфликтов, присущих людям, которые потеряли зрение в зрелом возрасте.

Согласно классификации Медико-социальной экспертизы выделяются три группы инвалидов по зрению. МСЭ дифференцирует инвалидов по зрению с тем, чтобы определить основания для назначения пенсии, предоставления льгот, а также для учёта состояния незрячего при осуществлении мероприятий и индивидуальной программы реабилитации.

Таким образом, главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей её влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основными из которых являются острота и поле зрения.

При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможности обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения.

Абсолютная, или практическая слепота, приводит к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию, физической независимости и социальной активности.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей информацией становится акустическая, тактильная, кинестетическая, светоцветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов - язык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. В связи с этим при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания незрячих.

Компенсаторная способность организма наделяет слепого человека фоточувствительностью кода, которая даёт возможность различать не только контуры, но и цвета крупных предметов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие, может судить о размерах и материале объекта.

Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является ограничение способности к ориентации, т. е. способности определяться во времени и пространстве. Способность к ориентации осуществляется путём прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.

Способность к ориентации включает в себя:

    способность к определению времени по общепринятым признакам (время суток, время года и др.);

    способность к определению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам и звукам;

    способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам;

    способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различении правого и левого и др.;

    способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию (вербальную / невербальную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путём обоняния и осязания), пониманию связей между предметами и явлениями .

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных (тактильных), слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы здания и этажей; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями (поворотами, лестницами, подъёмами, входами).

Под слуховыми ориентирами имеют в виду звуковые маяки при входах, а также радиотрансляцию.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т. п. Обучение пространственному ориентированию преследует цель сформировать навыки и умения пространственного ориентирования, развить мобильность незрячего. Задачами обучения пространственному ориентированию являются:

    научить использовать различную (звуковую, обонятельную, осязательную) информацию для компенсации утраченной зрительной функции;

    научить использовать остаточное зрение, позволяющее воспринимать светлоты, цвета, силуэты предметов;

    помочь выработать способы и приёмы оценки формы, величины предмета, расстояния между предметами, взаимного расположения и направления их движения;

    научить использовать тифлотехнические средства пространственного ориентирования;

    сформировать социально значимые качества личности.

Для реализации мер социальной реабилитации инвалидов со зрительными расстройствами необходимо обеспечение их вспомогательными тифлотехническими средствами: для передвижения и ориентировки; для самообслуживания; для информационного обеспечения, обучения; для трудовой деятельности.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определённые трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.). Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

При определённых ситуациях слепому или слабовидящему человеку нужна помощь зрячего. Однако не всякий человек, особенно тот, кто не имеет опыта общения с незрячими, может умело и правильно оказать нужную помощь. Необходимы элементарные знания тифлопсихологии.

При определённых условиях незрячий может хорошо трудиться и обслуживать себя, организовывать свой быт, ориентироваться в пространстве. Но для этого ему нужна элементарная помощь зрячего .

Самые различные формы социальной реабилитации, способствующие интеграции инвалидов по зрению, осуществляются Всероссийским обществом слепых (ВОС). Эта общественная организация, основанная на членстве незрячих граждан России, создана для социальной защиты, реабилитации и обеспечения равных с другими гражданами прав инвалидам I-й и II-й групп по зрению.

Основными целями ВОС являются: защита прав и интересов; социальная реабилитация и интеграция; приобщение к труду, образованию, культуре и спорту; развитие общественной активности инвалидов по зрению; содействие удовлетворению их материальных нужд.

Основные задачи ВОС :

1) выявлять слепых граждан, вести учёт и вовлекать их в члены своей организации;

2) осуществлять мероприятия по социальной защите и интеграции инвалидов по зрению в общество;

3) участвовать в формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и обеспечении беспрепятственного доступа слепых к социальной инфраструктуре;

4) организовывать рациональное трудоустройство слепых на предприятиях, в хозяйственных обществах ВОС, содействовать индивидуально-трудовой деятельности слепых, трудоустройству их на государственных, а также иных форм собственности предприятиях и организациях;

5) осуществлять мероприятия по улучшению бытового обслуживания и жилищных условий членов Общества; организовывать и координировать разработку технических приборов и специальных приспособлений, облегчающих труд слепых, расширяющих сферу его применения, улучшающих бытовые условия, ориентировку слепых в пространстве и информационное обеспечение;

6) содействовать медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов по зрению, участвовать в разработке комплексных и индивидуальных программ реабилитации слепых, оказывать содействие в их реализации;

7) создавать условия для развития личности и удовлетворения духовных запросов слепых людей, осуществлять нравственно-эстетическое и правовое воспитание, экономическое просвещение членов ВОС;

8) осуществлять производственное и профессиональное обучение, повышение квалификации; способствовать повышению образовательного уровня взрослых слепых и организовывать их обучение чтению и письму по Брайлю; шествовать над школами-интернатами для слепых и слабовидящих детей;

9) помогать органам здравоохранения в улучшении медицинской помощи инвалидам по зрению и проведению работы по профилактике слепоты, сохранению остаточного зрения, а также осязания и слуха.

В системе этой организации имеются:

    производственные предприятия и объединения, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих;

    институты по подготовке и переподготовке кадров ВОС, реабилитационные центры, ДК и клубы, редакции, издательства и типографии, санатории и базы отдыха, библиотеки.

Реабилитационная деятельность сосредоточена в трёх центрах реабилитации, которые находятся в Волоколамске, Санкт-Петербурге и Бийске.

Важную роль в реабилитации инвалидов по зрению играют специальные библиотеки для слепых , цель которых - предоставление инвалидам по зрению возможности относительно независимого и полного доступа к информации по всему тематическому диапазону национальной и общечеловеческой культуры. В систему специализированного библиотечного обслуживания входят библиотеки специальных школ-интернатов; библиотеки средних специальных учебных заведений для слепых; библиотеки реабилитационных центров для слепых; библиотеки домов-интернатов и религиозных организаций.

Специальная библиотека для слепых - это общественный институт, выполняющий определённый социальный заказ. Такой заказ выражается в реализации специальными библиотеками информационной, образовательной и культурной функций. Приоритетной является реабилитационная функция. Участие специальных библиотек в процессах социальной реабилитации носит как непосредственный, так и опосредованный характер.

К числу непосредственных обязанностей специальных библиотек относятся обеспечение литературой и информацией на доступных носителях, обучение системе Брайля, обучение библиографической грамотности, обучение пользованию компьютером и вспомогательными приставками к ним и др. Опосредованное участие специальных библиотек в реабилитации инвалидов по зрению предполагает выполнение библиографических и фактографических справок о реабилитационных, медицинских, образовательных и других учреждениях; рекомендацию и подбор литературы профессионального характера в помощь образованию, самообразованию и досуговой деятельности незрячих. Кроме того, специальные библиотеки предоставляют своим читателям для самостоятельной работы тифлотехнические средства и увеличительные приборы, помощь зрячих чтецов.

Особое значение специальных библиотек состоит в информационном обеспечении деятельности специалистов - дефектологов, реабилитологов, тифлопедагогов различных учреждений.

Тесное сотрудничество специальных библиотек с организациями слепых (местными, международными), реабилитационными учреждениями и службами социальной защиты способствует совершенствованию системы библиотечного обслуживания инвалидов по зрению, улучшению их финансирования и в конечном счёте повышению их роли в реабилитационном процессе. Однако в деятельности специальных библиотек имеется ряд недостатков объективного характера. В частности, их информационные ресурсы оказываются недостаточно востребованными; имеются диспропорции в обслуживании инвалидов по зрению, проживающих в городской и сельской местности.

Интересен опыт библиотечного обслуживания незрячих за рубежом. Там инвалидов по зрению обслуживают не только специальные библиотеки, но и публичные, а также библиотеки школ, колледжей, университетов. Например, Национальная библиотечная служба для слепых при Библиотеке Конгресса США направляет в местные публичные библиотеки издания специальных форматов. В США почти каждая владеет хотя бы небольшой коллекцией "говорящих книг", изданий крупного и рельефно-точечного шрифта. Незрячим предоставляется право выбора библиотеки и формы обслуживания: обслуживание по почте, обслуживание передвижной библиотекой, посещение публичной библиотеки и др.

В России с середины 90 х гг. предпринимаются шаги по введению смешанной формы обслуживания. Идёт процесс постепенного превращения специальных библиотек в информационно-ресурсные центры, которые будут комплексно заниматься проблемами обучения и реабилитации людей с ограниченными возможностями. При специальных библиотеках функционируют кружки по изучению системы Брайля, иностранных языков, создаются образовательно-информационные, реабилитационно-досуговые и культурно-реабилитационные центры.

Главным тормозом на пути становления системы специальных библиотек как информационных, ресурсных, научных центров являются недостаточное финансирование, дефицит научной и профессиональной литературы на специальных носителях, неприспособленность зданий публичных библиотек для инвалидов по зрению.

Участие социального работника в реабилитации инвалидов по зрению носит многоаспектный характер, предполагает не только разностороннее образование, правовую компетентность, но и наличие определённых личностных качеств, позволяющих инвалиду по зрению доверительно относиться к этой категории субъектов реабилитации. Его профессиональные знания, умения и навыки актуализируются в процессе наставничества, консультирования, оказания методической помощи.

Конкретная деятельность социального работника определяется характером патологии у инвалида по зрению, его реабилитационным потенциалом, а также местом пребывания - в семье или доме-интернате. Последний критерий не следует воспринимать формально, поскольку он напрямую связан с морально-психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы незрячего. Для осуществления адекватной социальной деятельности в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений. Социальному работнику принадлежит ведущая роль по созданию благоприятной среды жизнедеятельности, организации социально-бытовой и социально-психологической адаптации инвалидов по зрению, оказанию помощи в трудоустройстве, которое может быть осуществлено либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, и содействию в поступлении инвалида по зрению в учебное заведение. При осуществлении реабилитации слепых и слабовидящих инвалидов, находящихся в семье, значение приобретает морально-психологическая поддержка. В этом случае роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации, попытке устранить или смягчить воздействие её на психологическое состояние инвалида и его семьи.

Загрузка...