Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Классный час на тему совесть и честность. Классный час на тему "Что такое совесть?". высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старобачатская средняя общеобразовательная школа»

Беловского муниципального района

Рассмотрена Принята Утверждена:

на заседании ШМС на заседании педсовета приказ № от

протокол № протокол № Директор школы: _____

« » _________ 2014 « » _________ 2014 /Евдокимова Г.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике для 4 класса

Составители Петрова Н.А.,

Каткова Л.М.,

Учителя начальных классов

Пояснительная записка

Предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Старобачатская СОШ» ;

Учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ»;

Годового календарного графика МБОУ «Старобачатская СОШ»

Данная рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по математике и ориентирована на УМК «Перспективная начальная школа». Учебник: в 2ч./А.Л.Чекин; под редакцией Р.Г. Чураковой.

Цель: освоение начальных математических знаний.

З адачи :

  • овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
  • создать благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
  • способствовать воспитанию интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА

№ п/п

Наименование

Темы

общее количество часов

формы контроля

УУД

Числа и величины

Контрольная работа

Тестовая работа

Арифметические действия

Контрольная работа

Проверочная работа

Тестовая работа

Текстовые задачи

Контрольная работа

Самостоятельная работа

Геометрические фигуры

Контрольная работа

Геометрические величины

Контрольная работа

Работа с данными

Контрольная работа

Числа и величины: 12 ч

Натуральные и дробные числа.

Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Постоянные и переменные величины.

Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

Величины и их измерение.

Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.

Арифметические действия: 50 ч

Действия над числами и величинами.

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».

Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

Сложение и вычитание однородных величин.

Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

Деление величины на однородную величину как измерение.

Прикидка результата деления с остатком.

Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Элементы алгебры .

Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств истинных числовых равенств.

Текстовые задачи: 26 ч

Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого по его части.

Геометрические фигуры: 12 ч

Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.

Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Геометрические величины: 14 ч

Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.

Задачи на вычисления различных геометрических величин: длины, площади, объема.

Работа с данными: 22 ч

Таблица как средство описания характеристик предметов. Объектов, событий.

Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.

Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты.

Выпускник научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обучающиеся получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков ;

Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:

Б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

В) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

- выполнять действия по заданному алгоритму;

Строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Предметными результатами изучения курса «Математика»

В 4-м классе является формирование следующих умений:

  • называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
  • сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;
  • определять вид треугольника;
  • изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);
  • изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
  • вычислять площадь прямоугольника;
  • распознавать и составлять текстовые задачи;
  • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
  • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 4-го года обучения:

Выпускник научится:

  • называть и записывать любое число до 1000000 включительно;
  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
  • выполнять изученные действия с величинами;
  • решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
  • определять вид многоугольника;
  • определять вид треугольника;
  • изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;
  • изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
  • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
  • вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
  • вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
  • распознавать многогранники и тела вращения; находить модели этих фигур в окружающих предметах;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин;
  • измерять вместимость в литрах;
  • выражать изученные величины в разных единицах;
  • распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
  • понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
  • проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;
  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
  • различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
  • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчёте между продавцом и покупателем;
  • решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
  • решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
  • решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
  • вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
  • измерять вместимость ёмкостей с помощью измерения объёма заполняющих ёмкость жидкостей или сыпучих тел;
  • понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
  • решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
  • использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
  • читать простейшие круговые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;
  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
  • определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
  • измерять вместимость в различных единицах;
  • понимать связь вместимости и объёма;
  • понимать связь между литром и килограммом;
  • понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;
  • находить рациональный способ решения задачи;
  • решать задачи с помощью уравнений;
  • видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;
  • использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
  • читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;
  • осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
  • строить простейшие круговые диаграммы;
  • понимать смысл термина «алгоритм»;
  • осуществлять построчную запись алгоритма;
  • записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.

Предварительный просмотр:

Ключевые понятия : добро, совесть, стыд, позор, покаяние, быть в ладу со своей совестью.

Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация «Совесть»; цветные карточки: желтые, зеленые, голубые; рисунки: облако-тучка-солнышко; карточки со словами: «Жить в ладу со своей совестью», карточки для 1 группы: совесть, доброта, грех), 2 группа: дружба, совесть, ложь, 3 группа: любовь, совесть, трусость; карточки со словами: ДОБРО, ЗЛО; произведение А.П. Гайдара «Совесть»; словари: БСЭ, В.Даля, Ушакова; пословицы; сердечки; кроссворд; альбомные листы и фломастеры.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Добрый день, дети. Выберите себе цветную карточку. Дети с желтой карточкой сядут за 1 ряд, вы – 1 группа, с зеленой карточкой – за 2 ряд (2 группа), с голубой карточкой – за 3 ряд (3 группа). Сегодня мы с вами будем общаться группами.

2. Рефлексия

Учитель. В начале нашего занятия я бы хотела знать ваше настроение.

Тест. «Облако. Туча. Солнышко» (на карточках дети раскрашивают символ )

Учитель. Кто из вас выбрал тучу? Почему?

Учитель. А у кого облачко раскрасилось?

Учитель. Ребята, что нужно сделать, чтобы у них изменилось настроение? Покажите свои солнышки.

Учитель. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.

3. Мотивационная установка на успех

Учитель. Повторяйте за мной:

Я хороший добрый человек,
Всем детям в классе я желаю здоровья, радости.

Учитель. У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу. Прочитает дружно та команда, которая быстрее всех соберет. (Жить в ладу со своей совестью.)

Учитель. Молодцы!

4. Сообщение темы и цели занятия

Учитель. Кто из вас догадался, какая тема нашего занятия?Учитель. Молодец.

Учитель. А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить.

На слайде слова-подсказки :

– я узнаю…– будем учиться развивать в себе и помогать …-воспитывать …

Учитель. Молодцы, вы правильно определили.

Учитель. Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут детям жить в ладу со своей совестью.

5. Знакомство с произведением А.Гайдара. «Совесть». Работа над понятием «Совесть»

Учитель. На парте перед вами карточки, прочитайте слова. Скажите одним словом, что это? (Для 1 группы: совесть, доброта, грех) , (2 группа: дружба, совесть, ложь), 3 группа: любовь, совесть, трусость).

А теперь распределите по признаку эти качества на 2 группы. Что у вас получилось? (добрые и злые)

Работа с доской : прикрепите карточки в 2 столбика: ДОБРО ЗЛО

Учитель. Какое слово повторяется несколько раз? (Совесть.)

Знакомство с произведением А.Гайдара. «Совесть». (Читает учитель)

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

– Несчастный прогульщик! – строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

– Нет! – удивленно ответил малыш. – Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Учитель. В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.

Учитель. Так отчего было тяжело на сердце Нины?

Учитель. Жила ли Нина в ладу со своей совестью?

Учитель. Какие чувства противоречат голосу совести?

Учитель. В какой столбик их запишем?

Учитель. Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души?

Учитель. В какой столбик их запишем?

Учитель. Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев?

Учитель. Что является лекарством, исцеляющим душу?

Учитель. Что такое СОВЕСТЬ?

Учитель. Продолжите мою фразу: «Совесть – это…» (Дети передают друг другу мягкую игрушку)

Работа с дополнительным источником.

Учитель. А как толкуют значение этого слова авторы словарей.

Предлагаю группам поискать это определение в разных словарях и хорошо читающие дети вслух произносят.

1 группа. БСЭ. С о весть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2 группа . Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

3 группа. Совесть (по Ушакову) СОмВЕСТЬ

Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Учитель. Подберите слова-синонимы к слову СОВЕСТЬ.(стыд, честь)

Учитель. Подберите слова-антонимы к слову СОВЕСТЬ (наглость, безбожность, бесстыдство)

Учитель. В народе созданы пословицы и поговорке о совести, вспомните их.

Работа с пословицами и поговорками.

1. Соедини части так, чтобы получилась пословица.

Чтение пословиц по 1 от каждой группы.

  • Как ни мудри, а совести не перемудришь .
  • Совесть без зубов грызет .
  • От человека утаишь, а от совести нет .

2 .Игра «Найди пару».

– Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить (каждой группе по 1 пословице)

  • Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  • Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  • Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Учитель. Помогите восстановить пословицу.

3.. Составление пословицы .

Глаза – …, душа – …, совесть – ... . (порука мера вера)
(Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука (ответственность).

Учитель. В чём её мудрость?

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Учитель. Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся . Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.

Кроссворд.

  1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
  2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
  3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
  4. Недоброе чувство, мысль или дело.
  5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
  6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
  7. Состояние полной, высшей радости.

Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.

Стихотворение Александра Яшина

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство
И есть еще – Совесть и Честь.

Учитель. Для чего нам совесть?

Учитель. Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?

Учитель. В чём она нам помогает?

Работа в группе. Рисование символа совести.

Учитель. Ребята, нам дали задание нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем. Самый лучший мы предложим в ЦВР.

(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)

Выставка символов на доске. Выбор лучшего.
Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Что самое главное в человеке? А еще?

Ответы детей на листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза )…

Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! (прикрепляю карточку)

Построение символа совести.

Теперь я предлагаю вам построить наш символ на доске из полосок с личностными качествами, которые записали вы.

(Дети берут полоски со словами строят из них символ (дом, сердечко, дерево..)

Учитель. Молодцы.

4. Итог занятия

Учитель. Сегодня вы узнали о самом главном качестве человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети пишут на лепестках цветка свои мысли: У меня много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть…

5. Рефлексия

Я узнал (а)…Было приятно….Меня удивило….

Учитель. Спасибо за занятие.

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 28.05.2011 09:31 Просмотров: 7435

Классный час в 7 классе. (Классный руководитель - Кашинцева О.В.)

Тема: "Совесть - внутренний сторож".

Цель: способствовать формированию таких нравственных категорий, как "совесть" и "стыд".

Задачи:

Развивать умение анализировать нравственные проблемы и отстаивать свою точку зрения;

Формировать умение критически относиться к себе, давать оценку своих поступков;

Побуждать детей к поиску нравственных идеалов.

Оборудование: видеоролик "Окно", мультимедийная презентация, тексты произведений "Скупой рыцарь", "Борис Годунов" А.С,Пушкина, "Пропала совесть" М.Е.Салтыкова-Щедрина, подарки для учащихся - сборник высказываний, пословиц и поговорок о совести.

План.

1. Просмотр видеоролика "Окно".

2. Обсуждение увиденного, выполнение задания.

3. Работа со словарем.

4. Конкурс "Народная мудрость".

5. Конкурс "Наедине с самим собой".

6. Подведение итогов.

Ход классного часа.

Просмотр видеоролика "Окно".

Какие чувства вызвал у вас этот сюжет?

Какие чувства испытывал герой ролика?

Объявление темы классного часа: "Совесть - внутренний сторож".

Слайд № 1. Тема классного часа. Эпиграф.

Подумайте и скажите, что такое совесть.

Работа с толковым словарем Ожегова: найти определение понятий "совесть" и "стыд".

Слайд № 2. Определение понятий "совесть" и "стыд".

Можете ли вы вспомнить эпизод из своей жизни, когда вас мучила совесть? Не надо рассказывать нам эпизод, только опишите свои чувства.

Совесть - это данная нам способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство стыда появляется, когда вы поступили вопреки своей совести.

Конкурс "Народная мудрость". Слайд № 3. Пословицы и поговорки о совести.

Народ сложил много пословиц и поговорок о совести.

Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл.

Работа с текстами "Скупой рыцарь" и "Борис Годунов" А.С.Пушкина.

Слайд № 4.

Многие подростки не включают совесть в число жизненных ценностей. Им кажется, что совесть мешает жить по законам современного общества. Доказательство этому они видят на экранах телевизоров и в окружающей жизни. Может быть, в современном мире и в самом деле легче прожить без совести?

Задание: представьте себе, что вдруг пропала совесть. Каковы будут последствия этой невероятной ситуации?

После обсуждения и ответов ребят познакомить их со сказкой М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть".

Слайд № 5. Учитель делает пояснения к слайду.

Часто наши дурные поступки для окружающих нас людей проходят незаметно. Но наша совесть заставляет нас переживать, постоянно думать об этом поступке и, в конце концов, его исправить.

Задание: установить последовательность этапов оценки человеком своего дурного поступка.

После обсуждения на слайде № 6 выстроить нужную последовательность.

Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах и наедине с собой. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжелую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку малышу, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, оправдывая свои плохие поступки, человек идет на сделку со своей совестью, разрушая свою личность.

Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.

Рефлексия.

Мнение ребят о классном часе, вручение подарков.

Цель:

«совесть»;

-

Задачи:


Форма: классный час – размышление.

Подготовительный этап:

Оформление:

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
Свидетель и судья!
В. Жуковский (1814 г.)

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть» – ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Ученик: Определение словарей: я : Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Толковый словарь Ожегова:

Словарь Ушакова Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Учитель :

нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это

делать осознанный выбор в пользу добра .

Учитель: Ваше домашнее задание - подготовить афоризмы о совести. (учащиеся по очереди говорят афоризмы, которые они нашли, а затем группа «литераторов» зачитывает, что подготовила она).

вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Афоризмы Л.Н.Толстого

    Часто люди гордятся чистотой своей только потому, что они обладают короткой памятью.

Афоризмы Сухомлинского В.А.

Афоризмы Горького М.

    Без совести и при большом не проживешь.

    Лишь тот, кто облек себя в броню , нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.

Афоризмы Пушкина А.С.

Афоризмы Цицерона

Афоризмы Бальзака О.

Афоризмы Демокрита

Афоризмы Вольтера

Афоризмы:

    Надо воспитывать в людях совесть и ясность в . ( )

( )

    Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести? ( )

    ( )

    Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. ( )

    Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. (

    и животным. ( )

Учитель:

очереди отвечают)

    Совесть без зубов, а грызет.

    Сильнее совести суда нет.

    Не за страх, а за совесть.

    Есть слезы, есть и совесть.

Учитель: Задание «Собери фразу» выполняете в группах. Вы получаете

выступления от группы.

Совесть вернее памяти.

Лермонтов М. Ю.

Высший суд - суд совести.

В ком стыд, в том и совесть

(Русская пословица)

Учитель:

Ученик:

Учитель:

стыд, есть

хорошие. Послушайте лучшие ответы на вопрос «Стыд» и «Совесть»

В чем между ними разница?

Совесть книга в которую заглядываешь, моральный светильник, стыд же - следствие, то что выносишь.
- Совесть оставляет пятна на сердце, стыд ограничивается иногда лишь краской на лице.
- Совесть может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, стыд чаще всё же правдивая реакция.

Совесть - Бог в человеке, стыд - ощущение вины перед Ним.

Учитель: . Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

Учитель: Ученик: Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.
Учитель: Ученик: Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие – как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью.

Учитель: Ученик: Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Учитель: Ученик: Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но, как ни странно, совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму.

Учитель: Исцеление совести и исцеление тела идут рядом, рука об руку. Об этом свидетельствует Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы. Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: « Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни » (Притчи 4:23).

Славянское слово совесть значит со-весть , т.е. со-вестник , который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Св. авва Дорофей говорит:

Учитель:

1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 700 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

3. Ученик 5 класса Андрей отсутствовал на уроке рисования, так как посещал сестру после операции в больнице. Позвонил другу Алексею узнать домашнее задание.Алексей ответил, что нужно принести рисунок, выполненный пастелью. Чтобы учитель не поставил «2» и не расстроивать маму, Андрей искал материал про пастель и как вообще рисовать, используя это. Помочь ему никто не мог, так как дома он находился один. Рисовал рисунок до 1часу ночи и на уроке сдал рисунок. А учитель сказал: «Зачем мне твой рисунок? Я ничего не задавал». Андрей учителю ничего не сказал про друга, а у Алексея спросил: «Зачем он это сделал?» На что Алексей ответил:«Пошутил». Оцените действия мальчиков.

4. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого вам человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?

Учитель:

Учитель:

    над чем задумались впервые?

Ответы учащихся:

- Действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

Учитель: Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.

Протяни ему свою ладонь,

Лик его высок и удивителен.

Но зато умрешь как человек.

Список литературы

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Классному руководителю

Описание:

Классный час «Совесть – внутренний судья человека»

Цель: - помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия

«совесть»;

- формирование чувства совести.

Задачи:

1. На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
2. Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3. Способствовать развитию таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Форма: классный час – размышление.

Подготовительный этап: готовясь к классному часу, учащиеся подбирают поговорки, пословицы, афоризмы и высказывания о совести. Группа «литераторов» делает более конкретное задание – подборка афоризмов и высказываний о совести, оформленных в буклет.

Оформление: в качестве эпиграфа классного часа взяты слова:

Сколь неизбежнавласть твоя,
Гроза преступников, невинныхутешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья! В. Жуковский (1814 г.)

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие«совесть» – ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности. Ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. А что же такое совесть?

Ученик: Определение словарей:
Толковый словарь Владимира Дал я: Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Толковый словарь Ожегова: Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Словарь Ушакова : Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Словарь по общественным наукам : Совесть - моральное осознание того, что является добром и злом.

Учитель : Общее у всех этих определений то, что совесть является

нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это

способность различать добро и зло, побуждающая человека

делатьосознанный выбор в пользу добра .

Учитель: Вашедомашнее задание - подготовить афоризмы о совести. (учащиеся по очереди говорят афоризмы, которые они нашли, а затем группа «литераторов» зачитывает, что подготовила она).

Афоризм – это роман, из которого

вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Афоризмы Л.Н.Толстого

· Совесть - верный руководитель жизни людей.

· Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.

· Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

· Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

· Я знаю в жизни только два действительных несчастья? угрызения совести и болезнь.

Афоризмы Сухомлинского В.А.

· Чувство вины - благородное чувство воспитанного человека. Не

переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

· Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к

нравственной незапятнанности и порядочности.

· Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим

собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда

его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.

Афоризмы Горького М.

· Без совести и при большом уме не проживешь.

· Лишь тот, кто облек себя в броню лжи , нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.

Афоризмы Пушкина А.С.

· Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно.

· Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце.

· Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Афоризмы Цицерона

· Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

· Самое главное украшение - чистая совесть.

· Моя спокойная совесть важнее мне, чем пересуды.

Афоризмы Бальзака О.

· Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

· Приятно следовать внушениям совести.

АфоризмыДемокрита

· Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

· Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни,

Афоризмы Вольтера

· Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.

· Угрызение совести есть единственная добродетель остающаяся у преступников.

Афоризмы:

· Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме . (Чехов А. П. )

· Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.

(Блок А. А. )

· Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести? (Белинский В. Г. )

· Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (Кант И.)

· Совесть – это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (П.А. Гольбах)

· Чистая совесть – есть постоянный праздник. (Сенека)

· Совесть вернее памяти. (Лермонтов М.Ю.)

· Высший суд – суд совести. (Гюго В.)

· Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть. (Гёте И. )

· Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. (Аристотель )

· Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. (Шекспир В)

· Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав. (Руссо Ж.-Ж)

· Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным. (Дарвин Ч. )

Учитель: О проявлении совести человека имеется немало народных

пословиц и поговорок. Вашим вторым домашним заданием было

подготовить пословицы и поговорки о совести.(учащиеся по

очереди отвечают)

  • Будь слугой совести и хозяином воли (азербайджанская пословица).
  • Богатый совести не купит, а свою погубит (русская пословица).
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица).
  • Волосом сед, а совести нет (русская пословица).
  • Говори по делу, живи по совести (русская пословица)
  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Совесть без зубов, а грызет.
  • Добрая совесть - глаз Божий / глас Божий.
  • Совесть мучит, снедает, томит и убивает.
  • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет - и совести нет.
  • У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица!
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • К кафтану совести не пришьешь.
  • Робка совесть, поколе не заглушишь её.
  • Напала совесть и на свинью, как отведала полена!
  • У него совесть мешок: что хо’шь положи.
  • Про его совесть можно написать повесть.
  • Сильнее совести суда нет.
  • Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.
  • Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.

· Без совести и при большом уме не проживешь.

· Совесть не повесть в архив не сдашь.

· Душа христианская, а совесть то цыганская.

· Не за страх, а за совесть.

· Есть слезы, есть и совесть.

· Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.

Учитель: Задание «Собери фразу»выполняете в группах. Вы получаете

комплект карточек с частями фразы. Необходимо восстановить

обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для

выступления от группы.

Чистая совесть - есть постоянный праздник.

Сенека

Совесть вернее памяти.

Лермонтов М. Ю.

Высший суд - суд совести.

Гюго В.

В ком стыд, в том и совесть

(Русская пословица)

Чистая совесть - самая лучшая подушка.

Ибсен Г.

Учитель: Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является

Важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Ученик: Нравственной личночтью человек становиться тогда, когда в его

душе навсегда поселяться совесть, стыд, ответственность и долг.

Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Учитель: Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говориться в народе: есть

стыд, есть и совесть. Слова "стыд" и "совесть" часто путают и

употребляют одно вместо другого. На самом деле разница между

ними очень большая. Совесть нас обличает, когда мы делаем то, что

не должно. А стыдно нам, когда открывается то, что должно быть

скрыто. Путаница возникает из-за того, что мы по гордости всячески

стараемся прятать от всех свои плохие поступки выставлять напоказ

хорошие.Послушайте лучшие ответы на вопрос «Стыд» и «Совесть»

В чем между ними разница?

Совесть книга в которую заглядываешь, моральный светильник, стыд же - следствие, то что выносишь.
-Совесть оставляет пятна на сердце, стыд ограничивается иногда лишь краской на лице.
-Совесть может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, стыд чаще всё же правдивая реакция.

Совесть - Бог в человеке, стыд - ощущение вины перед Ним.

Учитель: А сейчас поговорим о природе совести . Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

Учитель: Является ли совесть одним из инстинктов?
Ученик: Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.
Учитель: Является ли совесть продуктом нашего разума?
Ученик: Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие – как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью.

Учитель: Является ли совесть продуктом нашей воли?
Ученик: Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Учитель: Является ли совесть продуктом наших чувств?
Ученик: Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но, как ни странно, совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму.

Учитель: Посмотрите, сколько вокруг различных религий! Каждая из них пытается помочь человеку приблизиться к святости. Почему человек так религиозен? Почему люди с такой охотой становятся жертвами различного рода культов и сект? Дело в том, что совесть не перестаёт беспокоить человека, заставляя его ощущать свою греховность и ущербность пред Богом. А совершение религиозных обрядов и ритуалов в различных сектах помогает человеку только усыпить эти угрызения совести. Чистая совесть – залог духовного и физического здоровья! Исцеление совести и исцеление тела идут рядом, рука об руку. Об этом свидетельствует Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы. Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Ребята послушайте, как отвечает иеромонах Иов (Гумеров) на вопрос что такое совесть и почему она мучает тех, у кого она есть, а бессовестных – нет?

Славянское слово совесть значит со-весть, т.е. со-вестник, который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Св. авва Дорофей говорит:

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её.

Учитель: Следующее упражнение «Нравственная дилемма». Вам предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения: (работа по группам)

1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, какоказалось, было 700 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствующий на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задавали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своем звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.

3. Ученик 5 класса Андрей отсутствовал на уроке рисования, так как посещал сестру после операции в больнице. Позвонил другу Алексею узнать домашнее задание.Алексей ответил, что нужно принести рисунок, выполненный пастелью.Чтобы учитель не поставил «2» и не расстроивать маму,Андрейискал материал про пастель и как вообще рисовать, используя это. Помочь ему никто не мог, так как дома он находился один. Рисовал рисунок до 1часу ночи и на уроке сдал рисунок. А учитель сказал: «Зачем мне твой рисунок? Я ничего не задавал». Андрей учителю ничего не сказал про друга, а у Алексея спросил: «Зачем он это сделал?» На что Алексей ответил:«Пошутил». Оцените действия мальчиков.

4.Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого вам человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, вам вновь стыдно?

(Ученики размышляют, советуются и анализируют. От группы выступает представитель с оценкой действия)

Учитель: Психиатры утверждают, что большинство их пациентов больны только потому, что не знают, как остановить угрызения совести. Иногда муки совести переполняют чашу терпения, и люди идут на самоубийство, потому что не могут больше жить, терзаемые чувством стыда, вины и осуждения. Но они не понимают, что даже смерть не в состоянии избавить их от угрызений совести. Наоборот, своим самоубийством люди обрекают себя на вечные муки в Аду, где они подвергнутся вечным терзаниям совести за свои ошибки, неправильные поступки, совершённые при жизни. Это одно из самых страшных мучений, которые только можно себе представить.

Обычно мы скрываем свое зло из тщеславия или из страха заслуженного наказания. Это ложный стыд. Он нередко толкает людей на уголовные преступления (я читал в газете про девушку, которая убила свою маму, чтобы та не узнала о ее плохой учебе). На самом же деле, когда мы совершили зло, следует позаботиться не о сокрытии его, а о его исправлении. Если возможно, то и делом (вернуть похищенное, помириться с тем, кого обидели), но во всяком случае в своей душе (это всегда возможно и необходимо). Мы должны не заглушать голос совести ложным стыдом, а наоборот, преодолев ложный стыд, поступить по совести, в частности открыть свой грех перед духовником, а иногда и перед многими людьми.

Учитель: (подводя итоги классного часа, предлагает учащимся)

· выскажите свою точку зрения о том, что нового вы узнали, обсуждая эту тему.

· над чем задумались впервые?

· что вам помог понять классный час?

Ответы учащихся:

- Действия и поведение человека оценивается не только другими людьми.Свои поступки должен оцениватьсам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

Внутренний голос, называемый совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за соделанное!?! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный.

Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным. Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями.

Учитель: Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Формирование совести - сложный и болезненный процесс, требующий времени, сил и смирения.

А закончить классный час можно строками Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…

Список литературы

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. Р-н-Д.: Феникс, 2008.

2. Быстрова Е.А.,.. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.: Просвещение, 1984 г.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-8 классы. М.: Вако, 2003.

4. Классный руководитель. 2003. №2.

5. Копилка классного руководителя. Брянск, 2004.

Воспитательный час для старшеклассников. Тема: «Что такое совесть»

Воспитательный час предназначен для детей 8-10 классов.
Краткое содержание материала:
Воспитательный час о функции совести в душе человека, поможет детям понимать свое душевное состояние. Часто в жизни подростков возникают ситуации, когда они испытывают внутреннюю дисгармонию, причиной которой является обличения совести в неблаговидных поступках. Пытаясь устанавливать для себя свои нормы поведения, бунтуя против общепринятых моральных устоев, подростки находятся в конфликте не только со взрослыми и окружающими их людьми, но и с самими собой. Размышление на тему совести, будет способствовать пониманию своего внутреннего состояния и ответственному отношению к своим поступкам, умению признавать свои ошибки и исправлять их.
Сапаргалиева Гулнар Кадровна
Воспитатель КГУ «Мичуринский детский дом», Казахстан, Павлодарская область, село Мичурино.

Воспитательный час «Что такое совесть»

Цель: Формирование знаний о функциях совести в жизни человека;
Задачи:
1.Раскрыть значение слова «совесть», подвести к нужным и правильным выводам.
2.Помочь детям осознать важность гармонии со своей совестью, важность ответственного отношения к своим поступкам;
3.Рассмотреть и проанализировать внутреннюю работу совести в различных обстоятельствах.
Ожидаемый результат:
1. Ценностное отношение к своей совести;
2. Умение исправлять свои ошибки: прощать, просить прощение, возмещать ущерб, нанесенный другому человеку;
3. Умение давать объективную оценку своему внутреннему состоянию.
Предварительная работа: мини – сочинение «Что такое совесть»;
Оборудование: видеоматериал о совести, слайды о духовных законах жизни: «Закон сеяния и жатвы», «Закон бумеранга», «Закон эха», «Побеждай зло добром», «Не делай другим того, что не желаешь себе».
1.Мозговая атака
Вопросы воспитателя детям:
- Что вы знаете о совести?
- Какой может быть совесть?

Для чего необходима совесть?
- В чем проявляется действие совести?
- Знакомы ли вы с голосом совести?
- Как вы понимаете высказывание:
«Будь господином своей воли, но для совести будь рабом».
- Что значит идти на компромисс со своей совестью?
- Какие нравственные законы выражает совесть?
- Что значит быть «бессовестным»?
Дети размышляют над вопросами, дают свои ответы. Воспитатель предлагает желающим зачитать свои сочинения и обобщает размышления и выводы.
Воспитатель: Человек рождается с совестью и это отличает его от животного. Совесть- это заложенный внутри человека нравственный закон жизни, добра, любви и справедливости. Человек может знать через внутренний голос совести о качестве своего поступка. Понятие «угрызения совести», я думаю, знакомо всем нам. Ты можешь чувствовать внутреннюю боль и неудовлетворение, даже если в глазах других твой поступок хорош. Совесть всегда будет обличать тебя в неправоте, в нечистых мотивах сердца, в несправедливости, которую ты допускаешь. У нас всегда есть выбор подчиниться или заглушить голос совести.
Вы должны усвоить одну истину - чистая совесть поможет вам спать спокойно, преодолевать трудности, радоваться жизни, иметь внутреннюю свободу. Нечистая совесть будет мучить вас, угнетать, заставит жить в страхе за себя, отнимет радость и спокойствие Легко допустить компромисс с совестью, но нелегко, после, исправить ситуацию. Многие люди живут по стандартам, которые им кто-то навязывает. Они не привыкли взвешивать свои поступки, анализировать, прислушиваться к своей совести. Но у вас есть возможность уже сейчас принять твердое решение быть «рабом» своей совести. Приняв такое решение, вы удержите себя от многих ошибок и потерь. Совесть поможет вам не причинять вреда и зла другим, не мстить, не унижать, прощать, поможет не ожесточаться и даст вам направление. Страшно не иметь совести, потерять ее. У такого человека нет правильного ориентира в жизни. Он делает то, что считает для себя выгодным, не считаясь ни с кем.
2.Видеоматериал о совести.

3.Работа в малых группах (5 групп)
Для того, чтобы узнавать голос совести, нужно знать и исполнять ее нравственные законы.
Задание: охарактеризовать один из духовно - нравственных законов и объяснить его действие в конкретной ситуации из жизни.
Дети рассаживаются группами и обсуждают задание.
1 группа: «Закон сеяния и жатвы»
2 группа: «Закон бумеранга»
3 группа: «Закон эха»
4 группа: «Побеждай зло добром»
5 группа: «Не делай другим того, что не желаешь себе»
Каждая группа составляет свой ответ и затем зачитывает его. Дети размышляют и приводят свои доводы, дополняя друг друга.
Воспитатель:
Закон сеяния и жатвы.
Сеется семя одно, а урожай, плод бывает обильным. От того какое семя ты посеял, зависит и твой урожай. Если ты питаешься только плохой информацией, то пожнешь только плохое. Если ты совершаешь зло по отношению к другим, то ответом будет такое же отношение к тебе, как человеку.
Целеустремленность, избирательное отношение к информации, к общению, к взаимоотношениям, работа над своим характером, честность, уважение и любовь к людям, стремление к полезным знаниям, даст свои обильные положительные плоды. Плод, как известно, вырастает из одного семени. Урожай собирают по роду посеянного семени, в многократном размере.
Закон «бумеранга» - есть такая индейская поговорка «Бумеранг не возвращается пустым». Бумеранг - метательное орудие серповидной формы, которое обычно возвращается обратно к тому месту, откуда было пущено (у аборигенов Австралии). Ты сделал что-то необдуманно, но получаешь взамен много неприятностей. Делаешь добро – оно к тебе возвращается. Бумеранг – это возвращение назад в твою жизнь, всех твоих поступков. Не надо думать, что делая зло, ты вредишь другим. Это не совсем так. Все сделанное возвращается бумерангом к тебе самому и приносит свой плод. Закон «эха» - если вы крикните в лесу один раз, то крик прозвучит несколько раз, в зависимости от силы, которую вы приложили. То же происходит часто во взаимоотношениях между людьми. Один поступок имеет множество соответствующих последствий.
«Побеждай зло добром»
Почему зло побеждается только добром?
Потому что тот, кто делает зло - сеет его в свою жизнь и пожнет свой урожай, не надо пытаться наказать его, делая ему зло. Это отнимет у тебя жизненные силы, радость жизни, наполнит горечью и ненавистью, может быть на всю жизнь. Но если ты будешь помнить о том, что каждый несет ответственность за свои поступки через действие этих законов, это освободит тебя от чувства мести и поможет жить и радоваться жизни дальше.
«Не делай другим того, чего не желаешь себе» - этот духовный закон поможет тебе представлять себя на месте другого человека и размышлять над тем, какое же действие оказывает твой поступок и как бы ты чувствовал себя на месте другого человека. Понимание ценности этого закона научит тебя сопереживать, сострадать и прощать других.
4.Ролевые игры.
Дети делятся на 2 команды
Задание: придумайте сценку, основанную на этих законах.
Дети придумывают ситуацию и демонстрируют последствия, при этом объясняя причины последствий, основанные на полученной информации воспитательного часа.
5.Индивидуальная работа: (раздаются листы бумаги и карандаши).
Задание: нарисуйте свое сердце, представьте, что это почва, напишите, какие семена вы хотите посадить, чтобы был хороший урожай.
Дети рисуют, а затем кратко характеризуют свои рисунки, обосновывая свой выбор.
6.Рефлексия
Незаконченное предложение: «Совесть это…»

Презентация на тему: Что такое совесть

Загрузка...