Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Лекарственная форма «Капли. Особенности изготовления капель для внутреннего применения. Расчет доз в каплях Изготовление капель в нос в аптеке

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОРОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для студентов

МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ»

Специальность: «Фармация»

базовый уровень подготовки

Составила

преподаватель

Сычинникова П.П.

2014

Технологическая карта практического занятия

Предмет_МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм

Группа 21-фц __

Тема занятия: «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ»

Тип занятия практическое занятие

Цели занятия

Образовательная: Научиться готовить капли - водные растворы лекарственных веществ и оценивать их качество на основании теоретических положений темы, свойств лекарственных веществ и в соответствии с требованиями НД.

Воспитательная: содействовать воспитанию чувства профессиональной ответственности. развивать интерес к процессу обучения, способствовать активизации профессиональной памяти

Развивающая: развивать умение теоретически обосновать применяемые виды технологии изготовления для различных экстемпоральных лекарственных форм

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Уметь:

    Проверять дозы лекарственных веществ ядовитых, сильнодействующих, списка А и Б в жидких лекарственных формах для внутреннего применения.

    Рассчитывать количества прописанных в рецепте ингредиентов.

    Пользоваться весами и разновесом, правильно взвешивать лекарственные вещества.

    Отмеривать жидкости с помощью бюреток и пипеток.

    Готовить жидкие лекарственные формы в соответствии с требованиями действующей НД и с учетом физико-химических свойств лекарственных веществ.

    Фильтровать жидкую лекарственную форму через соответствующий фильтрующий материал с учетом степени очистки и объема.

    Оформлять лекарственную форму к отпуску.

    Провести оценку качества приготовленной лекарственной формы в соответствии с требованиями действующей НД.

Знать:

    Классификация капель по способу назначения и природе растворителя

    Особенности проверки доз ядовитых и сильнодействующих веществ в каплях для внутреннего применения.

    Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, личностное обучение.

Методы и приемы обучения: наглядный, словесный, .

Средства обучения :

1. ГФ-ХI и другая НД, регламентирующая изготовление и качество ЛС

2. Презентация по теме «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ»

3. Интерактивная доска.

4. Интернет-ресурсы.

5. Оборудование: ступки, пестики, воронки для фильтрования, мерная посуда, весы и разновес, стеклянные палочки, плитка электрическая, баня водяная.

6. Вспомогательные материалы: бумага, вата, марля, этикетки, пробки, крышки.

7. Штанглассы с лекарственными веществами.

Литература:

Основная: Краснюк И.И. , Г.В. Михайлова, Е.Т.Чижова, Издательский центр Академия, 2007, стр.167-186.

Дополнительная: Гроссман В.А., «Фармацевтическая технология», издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2013, стр.106-110.

Внутрипредметные связи

истоки: выход:

тема: Государственное нормирование качества лекарственных средств. Þ

Þ тема:Изготовление капель из концентратов.

Жидкие лекарственные формы. Характеристика. Классификация. Þ

Þ Изготовление спиртовых капель

Общие правила изготовления растворов. Þ

Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ

Þ Частная технология глазных капель и офтальмологических растворов

Растворители. Вода очищенная. Þ

Þ

Þ

Þ Изготовление глазных капель из концентратов.

Межпредметные связи:

истоки: выход:

Аналитическая химияÞ

Органическая химияÞ

Þ Отпуск лекарственных средств

Неорганическая химияÞ

Технология изготовления лекарственных форм

Микробиология

Анатомия и физиология человека Þ

Þ

Þ

Þ Контроль качества лекарственных средств

Фармакология

Патология

Экономика

Хронокарта практического занятия

Организационный момент

3 мин.

Сообщение темы и плана

5 мин.

Начальная мотивация и актуализация (развитие интереса к новой теме).

5 мин.

Активизация опорных знаний студентов (определения исходного уровня знаний по предыдущей теме или темам), необходимого для усвоения материала.

20 мин.

Вводный инструктаж

10 мин.

Самостоятельная работа

90 мин

Заключительный инструктаж

2-3 мин.

Заполнение дневников

35мин.

Подведение итогов

2 мин.

Задание для самостоятельной работы студентов

1-2 мин.

Уборка рабочего места

5 мин.(

Определение исходного уровня знаний :

Фронтальный опрос:

    Характеристика капель как лекарственной формы.

    Классификация капель по способу назначения и природе
    растворителя

    Особенности проверки доз ядовитых и сильнодействующих веществ
    в каплях для внутреннего применения.

    Технология капель - водных растворов лекарственных веществ.

    Оценка качества капель и оформление их к отпуску.

    Основные пути совершенствования качества и технологии капель.

Вводный инструктаж:

Правила техники безопасности.

Для выполнения работы понадобятся: ГФ Х, ХI изд., приказы по фармдеятельности, оборудование, субстанции, вспомогательные материалы,

Самостоятельная работа

Капли - жидкая лекарственная форма, предназначенная для внутреннего или наружного применения, дозируемая каплями. Капли обладают всеми достоинствами, присущими жидким лекарственным формам (высокая биодоступность, по сравнению с твердыми лекарственными формами, удобство в применении, простота в изготовлении). Но из-за более высокой концентрации лекарственных веществ по сравнению с микстурами в каплях относительно чаще встречаются химические несовместимости. В экстемпоральной рецептуре аптек капли занимают около 15%.

Капли квалифицируют по применению - для внутреннего и наружного применения (капли для носа, ушные, зубные и др.). Как дисперсные системы могут быть - истинные растворы, коллоидные растворы, эмульсии, суспензии. По характеру растворителя - водные и неводные капли.

Приготовление капель складывается из следующих стадий:

I. Подготовительная стадия:

    Анализ состава прописи на совместимость.

    Проверка доз ядовитых и сильнодействующих веществ (в каплях для внутреннего применения) и нормы отпуска для наркотических и одурманивающих лекарственных веществ.

    Подготовка упаковочного и укупорочного материала.

    Проведение необходимых расчетов.

II . Растворение(сухих лекарственных веществ в рассчитанном количестве воды очищенной или использование концентрированных растворов лекарственных веществ).

III . Фильтрование(с использованием “приема фильтрования малых объемов”).

IV .Упаковка и оформление к отпуску (во флаконы бесцветного или оранжевого стекла с плотнозакрывающимися пробками и прокладками, этикетка “Наружное” или “Внутреннее”, дополнительные этикетки - согласно свойств ингредиентов капель в соответствии с действующей НД).

V . Оценка качества капель (проверка документации, правильность упаковки и оформления, органолептический контроль, отсутствие механических включений, отклонения в объеме, выборочно-химический и опросный контроль).

Особенностью технологии капель - водных растворов лекарственных веществ обусловлено малым объемом их прописывания в рецепте (обычно 5-15 мл). С целью сохранения объема и концентрации лекарственные вещества растворяют примерно в половинном количестве воды очищенной. Полученный раствор фильтруют через ватный тампон, предварительно промытый водой очищенной. Оставшееся количество воды фильтруют через этот же тампон.

ЗАДАНИЯ

Занятие проводится с использованием технологии сотрудничества с использованием игрового компонента: группа студентов делится на подгруппы по 4 человека. Один учащийся – «фармацевт», другой учащийся – «провизор-аналитик», третий – «заведующая аптекой», которая получила жалобу на приготовленные ими капли, четвертый участник – «дефектар». Каждый студент должен максимально «оправдаться» в глазах заведующей. Фармацевт демонстрирует знания технологии изготовления капель для внутреннего применения, аналитик - виды внутриаптечного контроля на всех этапах изготовления, дефектар – знание правил асептики, оформления штанглассов, правил хранения лекарственных веществ. При выполнении следующего задания по изготовлению капель для наружного применения, студенты меняются ролями. Оценивается каждая задача. Индивидуальное задание каждый учащийся получает в конце урока в виде ситуационной задачи.

Студенты неограниченно могут использовать сведения из Интернета, приказы, инструкции, используют презентацию «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ». Каждый участник должен чётко понимать меру своей ответственности при изготовлении ЛФ.

Заключительный инструктаж:

Акцентировать внимание на технологии, расчетах, оформлению ППК, сформировать знания по контролю качества экстемпорально приготовленных ЛФ.

Усвоить правила оформления, укупорки и отпуска лекарственной формы.

Заполнение дневников :

По алгоритму изготовления лекарственных форм:

Рецепт, бланк,

Описание лекарственных средств, проверка доз

ППК, лицевая сторона

ППК, обратная сторона

Технология изготовления лекарственной формы

Оформление лекарственной формы к отпуску, контроль качества

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

По индивидуальному заданию преподавателя решить ситуационную задачу, в которой студент должен выявить отклонения от требований ГФ, НД, показать пути устранения отмеченных нарушений и дать оптимальный вариант технологии.

Подготовить сообщение по теме «Заводская технология капель для внутреннего и наружного применения»(презентация, фильм, приборы и оборудование)


Капли могут быть для энтерального (внутреннего) и парэнте- рального применения (капли глазные, в нос, ухо). В каплях возможны взаимодействия ингредиентов в малых объемах при значительных концентрациях лекарственных веществ. При проверке доз жидких лекарственных веществ, выписанных в форме капель для энтерального применения, следует использовать таблицу капель ГФ.
Проверка доз веществ списков А и Б в водных растворах.
Плотность разбавленных (слабо концентрированных) водных растворов лекарственных веществ списков А и Б можно принять за единицу, поэтому при проверке доз считают, что в 1 мл раствора содержится 20 капель воды очищенной или разбавленного водного раствора (по стандартному каплемеру).
Пример 13.
Rp.: Solutionis Morphini hydrochloridi 2% - 10 ml Da. Signa: no 15 капель 3 раза в день.
Морфина гидрохлорид подлежит предметно-количественному учету, для него установлена норма отпуска по одному рецепту - 0,1 г. В прописи выписано 0,2 г морфина гидрохлорида. Таким образом, норма отпуска превышена, больному может быть отпущено по одному рецепту не более 5 мл (0,1 г морфина гидрохлорида).
Расчеты.
2,0 г - 100 мл раствора 0,1 г-А Х= 5 мл
Затем приступают к проверке доз. Рассчитывают число капель в Спускаемом объеме (5 мл): 20 капель ¦ 5 = 100 капель. Затем расчитывают число приемов: 100 капель: 15 капель к 6 приемов. Разовая доза морфина гидрохлорида 0,1:6 к 0,016 (ВРД = 0,02). Суточная доза морфина гидрохлорида 0,016-3 = 0,048 (ВСД = 0,05).
Вывод", дозы не завышены.
Проверка доз веществ списков А и Б в смесях настоек и других Галеновых и новогаленовых лекарственных средств. При проверке Доз учитывают число капель в 1 мл этих жидкостей, указанное в

таблице капель ГФ. Схема проверки доз такая же, как при расчете капель водных растворов.
Пример 14.
Rp.: Adonisidi
Tincturae Valerianae ana 10 ml
Misce. Da. Signa: no 20 капель 4 раза в день.
В этом примере к списку Б относится адонизид (новогаленовое лекарственное средство, полученное из травы горицвета весеннего).

  1. Число капель во всем объеме (20 мл) - адонизид - 10 мл х х 34 капли = 340 капель; настойки валерианы - 10 мл ¦ 51 каплю = = 510 капель. Итого: 340 + 510 = 850 (капель).
  2. Число приемов - 850:20 = 42,5 (приема).
  3. Разовая доза адонизида: 340:42,5 = 8 (капель) ВРД адонизида 40 капель.
  4. Суточная доза адонизида: 8 4 = 32 (капли). ВСД адонизида - 120 капель. Вывод: дозы не завышены.
Особенности технологии капель. Капли выписывают, как правило, в малых объемах (или массах), поэтому возможны потери и объема (массы в случае растворов в вязких и летучих растворителях), и концентрации лекарственных веществ при нарушении специфических правил изготовления и фильтрования. Возможны ошибки в дозировке при приеме, так как при изготовлении лекарственной формы «Капли» могут быть применены разные способы дозирования (по объему, по массе или каплями), а при приеме пациент дозирует каплями.
Изготовление капель, представляющих водные и этанольные растворы лекарственных веществ, включает те же технологические стадии, что и изготовление растворов большого объема массо-объемным методом. Некоторые особенности имеют проверка доз веществ списков А и Б в каплях для внутреннего применения (как было отмечено выше), а также стадия фильтрования (если используется фильтрующий материал, способный к поглощению некоторого объема раствора и сорбции лекарственных веществ - вата, фильтровальная бумага).
В случае использования таких фильтрующих материалов лекарственные вещества растворяют сначала в половинном объеме растворителя или с учетом растворимости в воде. Полученный раствор фильтруют во флакон для отпуска через фильтр, предварительно промытый водой очищенной, и сухой фильтр (капли эта- нольные). В случае загрязнения водного раствора его фильтруют нужное количество раз через один и тот же фильтр. Убедившись в чистоте раствора, промывают фильтр оставшимся количеством воды-
При таком способе изготовления не происходит уменьшения объема раствора и изменения концентрации лекарственных вешесгв-

В настоящее время при лечении и профилактике заболеваний глаз используются следующие глазные ЛФ промышленного производства: капли мази пленки. Самой распространенной глазной ЛФ являются капли. Требования к глазным каплям Основные требования которым должны соответствовать глазные капли: стерильность; отсутствие механических включений; комфортность изотоничность оптимальное значение рН; химическая стабильность; пролонгирование действия.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Курсовая работа на тему:

«Капли. Технологическая схема изготовления в промышленных условиях. Автоматические линии.»

  1. Введение………………………………………………………3
  2. Требования к глазным каплям…………………………….4-8
  3. Состав глазных капель……………………………………9-11
  4. Промышленное, заводское производство……………...12-13
  5. Упаковка глазных капель…………………………………..14
  6. Автоматическая линия LPMIE…………………………15-18
  7. Выводы……………………………………………………...19
  8. Список литературы
  1. Введение

Глазные ЛФ выделяются в особую группу в связи со способом их применения. Известный советский офтальмолог академик В.П. Филатов (1875 - 1956) писал: «Можно без преувеличения сказать, что среди органов чувств человека самым драгоценным является орган зрения». 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Слизистая оболочка глаза является самой чувствительной из всех слизистых организма. Она резко реагирует на внешние раздражители - механические включения, несоответствие осмотического давления и значения рН вводимых в глаз ЛП осмотическому давлению и значению рН слезной жидкости. Слезная жидкость является защитным барьером для микроорганизмов благодаря наличию в ней лизоцима (фермент муромидаза). При различных заболеваниях глаз содержание лизоцима в слезной жидкости значительно снижается, что способствует размножению микроорганизмов, которые вызывают тяжелые заболевания. Поэтому наряду с общими требованиями для многих ЛФ к ним предъявляются повышенные требования: стерильность, стабильность, изотоничность, отсутствие механических включений и раздражающего действия, точность дозирования.

В настоящее время при лечении и профилактике заболеваний глаз используются следующие глазные ЛФ промышленного производства: капли, мази, пленки. Самой распространенной глазной ЛФ являются капли.

  1. Требования к глазным каплям

Основные требования, которым должны соответствовать глазные капли:

  • - стерильность;
  • - отсутствие механических включений;
  • - комфортность (изотоничность, оптимальное значение рН);
  • - химическая стабильность;
  • - пролонгирование действия.

1 . Обеспечение стерильности.

Это одно из главных требований. Особенно опасна загрязненность глазных капель синегнойной палочкой и золотистым стафилококком. Был ряд случаев слепоты, которая наступала в результате инстилляции нестерильных глазных капель. Микробная контаминация обуславливает также нестойкость глазных капель при хранении. Через несколько дней после изготовления в нестерильных глазных каплях обнаруживаются видимые признаки микробной контаминации - муть, плесень, осадок.

Стерильность глазных капель достигается такими же методами, как и стерильность растворов для инъекций - приготовлением в асептических условиях и использованием того или иного способа стерилизации. Способ стерилизации глазных капель зависит от устойчивости ЛВ в растворах к температурному воздействию. В связи с этим глазные капли можно разделить на три группы.

В 1-ю группу входят глазные капли, которые могут быть простерилизованы паром под давлением в течение 8 - 12 мин без добавления стабилизаторов. Это растворы амидопирина, атропина сульфата, кислоты борной, дикоина, калия йодида, кальция хлорида, натрия хлорида, кислоты никотиновой, пилокарпина гидрохлорида, прозерина, рибофлавина, сульфопиридазин - натрия, фурацилина, цинка сульфата, эфедрина гидрохлорида, а также глазные капли, содержащие рибофлавин в комбинации с кислотой аскорбиновой и глюкозой и др.

Во 2-ю группу входят глазные капли с добавлением стабилизаторов, которые могут быть простерилизованы паром под давлением или текучим паром. Капли этой группы приводятся ниже, при рассмотрении химической глазных капель.

3-я группа включает глазные капли, содержащие термолабильные вещества, которые не могут стерилизоваться термическими методами (бензилпенициллин, стрептомицина сульфат, колларгол, протаргол , резорцин и др.). Для стерилизации таких лазных капель может быть использовано фильтрование через микропористые стерильные фильтры.

Глазные капли, изготовленные асептически, или капли стерильные, могут загрязняться микроорганизмами в процессе использования. В связи с этим возникает необходимость добавления к глазным каплям консервантов, которые препятствуют росту и размножению микроорганизмов, попавших в глазные капли, и способствуют сохранению их стерильности в течение всего времени применения. Используются следующие консерванты: хлорбутанола гидрат (0,5%), спирт бензиловый (0,9%), сложные эфиры параоксибензойной кислоты (нипагин и нипазол, 0»%), соли четвертичных аммониевых оснований (бензалкония хлорид, 0)1%), кислота сорбиновая (0,05 - 0,2%).

Группой ленинградских офтальмологов предложено в качестве консерванта для глазных капель добавление смеси, состоящей из 0,2% левомицетина и 2% кислоты борной.

  1. Обеспечение отсутствия механических включений.

По аналогии с инъекционными растворами глазные капли фильтруются через стеклянные, бумажные или мембранные фильтры с одновременной стерилизацией.

Поскольку при фильтровании происходят большие потери, а это отражается на точности концентрации ЛВ в глазных каплях, особенно при очень низких концентрациях ЛВ, прибегают к использованию концентрированных растворов.

3. Обеспечение комфортности.

В большинстве случаев дискомфортные явления при использовании глазными каплями обусловлены несоответствием осмотического давления и значения рН глазных капель таковым в слезной жидкости.

В норме слезная жидкость имеет осмотическое давление, такое же как плазма крови и как изотонический (0,9%) раствор натрия хлорида. Желательно, чтобы и глазные капли имели такое осмотическое давление. Допускаются отклонения и показано, что глазные капли вызывают неприятные ощущения при концентрациях от 0,7 до 1,1%.

Иногда врачи выписывают гипертонические глазные капли, т.к. они оказывают более быстрое, особенно антимикробное действие. Но гипертонические глазные капли плохо переносятся детьми.

На комфортность глазных капель большое влияние оказывает значение рН. Большинство глазных капель имеет рН в пределах 4,5 - 9.

Оптимальное значение - 7,4. При значениях рН > 9 и < 4,5 глазные капли вызывают при закапывании сильное слезотечение, чувство жжения, рези.

4. Обеспечение химической стабильности.

Основными способами стабилизации глазных капель являются регулирование значений рН и введение в состав растворов, содержащих легкоокисляющиеся вещества, антиоксидантов.Для регулирования значения рН используются буферные растворители. Чаще всего в качестве буферного растворителя применяется борная кислота 1,9 - 2%. В качестве антиоксидантов: натрия сульфит, натрия метабисульфит и трилон Б.

5. Обеспечение пролонгированного действия.

Недостатком глазных капель является короткий период терапевтического действия. Это обусловливает необходимость их частой инстилляции, а также представляет опасность для глаза. Например, максимум гипотензивного эффекта водного раствора пилокарпина гидрохлорида у больных глаукомой наблюдается только в течение 2 часов, поэтому приходится производить до 6 раз в свутки инстилляцию глазных капель. Частые инстилляции водного раствора смывают слезную жидкость, содержащую лизоцим, и тем самым создают условия для возникновения инфекции.

Сократить частоту истилляций глазных капель и одновременно увеличить время контакта с тканями глаза можно путем пролонгирования является включение в состав глазных капель вязких растворителей, которые замедляют быстрое вымывание ЛВ из конъюктивального мешка. В качестве таких веществ раньше использовали масла (подсолнечное рафинированное, персиковое или абрикосовое). Однако более эффективными пролонгаторами для глазных капель оказались синтетические гидрофильные ВМС, такие, как МЦ (0,5% - 2%), Nа - соль КМЦ (0,5 - 2%) поливинол (1,5%), микробный ПС аубазидан (0,1 - 0,3%), полиглюкин и др. Эти вещества не раздражают слизистую оболочку глаза, а также совместимы со многими ЛВ и консервантами.

Усиление и пролонгирование действие объясняется увеличением продолжительности нахождения веществ в конъктивальном мешке, медленным, но полным всасыванием их через роговицу. Например, количество инстилляций 2% растворов пилокарпина гидрохлорида, приготовленных с 2% Nа КМЦ у больных было сокращено до 3 раз в сутки вместо 6 инстилляций водного раствора без добавления пролонгаторов.

  1. Состав глазных капель

Лекарственные вещества, входящие в состав глазных капель, в зависимости от устойчивости к нагреванию можно разделить на 4 группы:

1) Глазные капли с лекарственными веществами, выдерживающими стерилизацию без добавления стабилизатора в режиме 120 — 8 минут.
Растворы:

  • Фурацилина
  • Рибофлавина
  • Кальция хлорида
  • Цинка сульфата
  • Кислоты борной
  • Пилокарпина гидрохлорида
  • Амидопирина
  • Натрия хлорида
  • Мезатона
  • Натрия гидрокабоната
  • Калия иодида

2) Глазные капли с лекарственными веществами, выдерживающими стерилизацию 120 — 8 минут с добавлением стабилизатора.

Растворы:

  • Сульфацила натрия 10%, 20,%, 30%

Пропись: Сульфацил натрия 1,0; 2,0; 3,0
Натрия тиосульфат 0,015
Раствора кислоты хлористоводородной 1М 0,035
Воды очищенной стерильной до 10 мл

  • Дикаина 2%, 3% Состав: Дикаина 0,2, 0,3

Натрия хлорида 0,053 или 0,035
Натрия тиосульфата 0,005
Воды очищенной стерильной 10 мл
Растворы дикаина 2%, 3% нельзя хранить в холодильнике, согласно приказу № 214

3) Глазные капли с лекарственными веществами, выдерживающими стерилизацию в режиме 100 — 30 минут без добавления стабилизатора.

Растворы:

  • Атропина сульфата
  • Аскорбиновой кислоты
  • Левомицетина
  • Скополамина сульфата
  • Новокаина
  • Дикаина
  • Натрия иодида

С добавлением стабилизатора в режиме 100 – 30 мин готовят капли сульфацила натрия 20%

Состав: Сульфацил натрия 2,0
Натрия метабисильфит 0,05
Раствор натиря гидроксида 1м 0,18 мл
Воды очищенной стерильной до 10мл

4) Глазные капли с лекарственными веществами, невыдерживающими стерилизацию.
Растворы:

  • Колларгола
  • Протаргола
  • Лидазы
  • Серебра нитрата
  • Бензилпенициллина
  • Резорцина
  • Адреналина гидрохлорида

Растворы веществ не выдерживающих стерилизацию готовят следующим образом, если в состав прописи входят другие вещества, выдерживающие стерилизицию, то такие глазные капли готовят вначале без термолабильного вещества, стерилизуют в соответствующем режиме, затем флакон вскрывают и добавляют термолабильное вещество.

  1. Промышленное, заводское производство

Глазные капли представляют собой водные или масляные растворы, тончайшие суспензии и эмульсии для инстилляции в конъюктивальный мешок. Растворителями служит вода для инъекций, стерильные жирные масла - персиковое, миндальное и парафин жидкий.

Особенностями промышленного их производства является применение, кроме антиоксидантов, газовой защиты для легкоокисляющихся веществ (морфина гидрохлорида, натрия сульфацила, кислоты аскорбиновой), совершенствование упаковки (тюбик - капель - капельницы).

Растворы в тюбик - капельницах готовятся в помещениях 2-го класса чистоты в условиях асептики. Растворение проводят в реакторах с мешалками, раствор освобождают от механических включений, подвергают стерильному фильтрованию и собирают в стерилизованный аппарат для последующего наполнения тюбик - капельниц.

Параллельно с этим изготавливают корпусы и колпачки тюбик - капельниц. Корпус вместимостью 1,5 мл получают на автомате в несколько стадий выдуванием и штамповкой из гранул полиэтилена высокого давления. Колпачки со штырем для прокалывания выливаются под давлением из расплавленных гранул ПЭ низкого давления. После изготовления их промывают водой очищенной, сушат и подвергают газовой стерилизации при 40 - 50ºС смесью этиленоксида и 10% СО2 в течение 2 часов. Этиленоксид удаляют из изделий выдерживанием их в течение 12 часов в стерильном помещении.

Далее в асептических условиях в агрегате с избыточным давлением стерильного воздуха происходит навинчивание колпачков на корпус, наполнение его раствором ЛВ с помощью дозирующих насосов и запайка термосвариванием.

Наполненные тюбик - капельницы контролируют визуально на отсутствие механических включений на черном и белом фоне освещении электро - лампой в 60 Вт.

  1. Упаковка глазных капель

Упаковка для глазных капель должна соответствовать следующим требованиям: обеспечивать стерильность и стабильность при хранении и употреблении, иметь устройство для инстилляции.

Глазные капли отпускают во флаконах нейтрального стекла емкостью 5—10 мл, укупоренных резиновыми пробками, закрытых сверху металлическими колпачками.

Инстилляция глазных капель производится с помощью пипеток или пластиковых капельных насадок, надевающихся на флакон. Промышленным способом изготавливаются тюбик-капельницы из полиэтилена, состоящие из корпуса и колпачка со штырем для прокалывания. Тюбик-капельницы наиболее удобны в применении.

Храниться глазные капли должны в прохладном, защищенном от света месте.

К отпуску оформляются основной этикеткой розового цвета “Глазные капли” и предупредительной этикеткой: “Хранить в прохладном, защищенном от света месте”.


Производственная линия LPMIE, включающая мойку, сушку, стерильный розлив, укупорку и этикетирование для флаконов, представляет собой блочную конструкцию, состоящую из оборудования для мойки тары, установки для очистки воды, стерилизационного туннеля, автоматического модуля розлива и укупорки в стерильных условиях, закаточной машины, этикетировочной машины и блока контрольной световой инспекции. Стандартная производительность линии при работе с флаконами составляет от 4 500 до 5 000 флаконов в час (в расчет на объем флакона 10 мл). Возможно увеличение производительности линии. Аналогичная линия может быть скомплектована под задачу мытья, стерилизации, розлива и запаивания стеклянных ампул.

Машина ультразвуковой мойки флаконов XCQ - IV (LPMIE ) позволяет работать с флаконами объемом от 2 до 100 мл. Электропараметры моечного блока: 380 В, 50 Гц, 1,2кВт; ультразвукового блока: 1 кВт, 27 кГц. Давление воздуха 0,35-0,45 M Па, давление воды 0,3-0,4 M Па. Размеры: 1510 х 1330 х 1750 мм. Вес 600 кг. Производительность 12000 шт/час. Возможна комплектация установкой очистки воды модели GS (LPMIE ), состоящей из фильтра 0,45 или 0,22 мкм, насоса и резервуара из нержавеющей стали. Объем резервуара для воды, диаметр в В, см: 54 х 118см. Давление воды 0,3-0,4 МПа, водяной поток 4 м3/час. Возможна как очистка постоянно поступающей воды, так и очистка по замкнутому циклу. Размеры: 70 х 80 х 120 см. Вес 100 кг. Электропараметры: 380В, 50 кГц, 1,5 кВт. Комплектация до 2 шт.

Стерилизационный туннель модели GMSU 400 (LPMIE ) предназначен для сушки и стерилизации стеклянной тары. Диапазон температур +100 - +350 °С. Зона стерилизации: 350 °С. Скорость конвейера 10-22 см/мин. Охлаждение – стерильный ламинарный поток. Производительность: 8 000 (10 мл флаконов- «пенициллинок»). Электропараметры: 380В, 50 кГц, максимальная нагрузка 30 Вт, среднее потребление 12 кВт. Размеры, см: от 3910 х 1220 х 2050 до 4400 х 1220 х 2100. Вес 2200 кг. Уровень шума менее 70 дБ. Опция: система CIP (clean in place ) для проведения стерилизации туннеля.

После стерилизации и сушки флаконы загружаются через подающий поддон на вращающийся диск и поступают в машину для розлива и укупорки HGS (LPMIE ), которая обеспечивает розлив в условиях стерильного ламинарного потока. Розлив и укупорка осуществляются одновременно. Укупоренные флаконы сгружаются на специальный выгружающий поддон. Технические характеристики HGS : производительность 4000-5000 шт/час, электропараметры: 380 В, 50 кГц, 1,5 кВт, уровень шума менее 70 дБ. Размеры, см: 120 х 90 х 205. Вес 700 кг. Комплектация до 2 шт.

Закаточная машина ZG (LPMIE ) производит обкатывание алюминиевыми колпачками, завершая работу линии по мойке, стерилизации и розливу во флаконы. Размеры алюминиевых колпачков: от 13 до 28 мм. Из машины HGS с ламинарного модуля-конвейера флаконы поступают на постоянно вращающийся диск, где на резиновую крышечку надевается алюминиевый колпачок и сразу же обкатывается вокруг горлышка флакона. Производительность: до 5000 флаконов/час. Электропараметы: 380В, 50 кГц, 1,5 кВт. Уровень шума менее 65 дБ. Размеры, см: 140 х 80 х 125. Вес: 500 кг

Этикетировочная машина TLJ - B (LPMIE ) вертикального типа наносит требуемую информацию на круглые стеклянные или пластиковые флаконы и бутыли. Размер нанесения: от 16 мм до 60 мм. Возможно впечатывать на этикетки переменную информацию (дата, номер и т.д.). Производительность: до 200 флаконов/мин или 120-160 флаконов/мин при нанесении переменной информации. Размеры, см: 125 х 70 х 120. Вес 150 кг. Мощность 300 Вт.Возможна дополнительная комплектация линии модулем светового контроля, машиной для мойки резиновых крышечек. Рекомендуемое размещение: данная производственная линия, включающая мойку, сушку, стерильный розлив, укупорку и этикетирование флаконов, может быть расположена в 4-х комнатах: первое помещение предназначается для установки мойки с сушкой, второе помещение – для оборудования по розливу, третье помещение – для проведения укупорки и закатывания колпачками, четвертое помещение – для осуществления контрольной инспекции и этикетирование.

  1. Выводы

Болезни глаз являются одними из наиболее опасных, ведь большинство информации об окружающем нас мире мы получаем с их использованием. И болезни глаз могут привести к полной или частичной потере зрения, что будет иметь как социальное, так и экономическое значение.

Развитие фармацевтики ведет к совершенствованию изготовления лекарственных средств, к расширению их ассортимента, улучшению качества изготовляемых препаратов, это подтверждает и динамика развития глазных лекарственных средств. Значительные научные и технологические усилия приложены для совершенствования этих лекарственных форм. Ведется работа над усилением их лекарственного влияния, для этого разрабатываются новые активные вещества, исследуется действие их различных комбинаций, увеличением термина действия (пролонгацией) лекарственного вещества. Разрабатываются также комбинированные препараты призванные улучшить эффективность лечения глазных болезней, в основном глаукомы и улучшить лечение больных. Эти препараты содержат вещества, обладающие различным механизмом гипотензивного действия и при одновременном применении которых проявляется аддитивный эффект.

Развитие фармацевтики ведет к совершенствованию глазных лекарственных форм заводского производства, что в свою очередь влияет на снижение уровня офтальмологических болезней среди населения.

  1. Список литературы.
    1. Государственная фармакопея СССР - 10-е изд. - М.: Медицина, 1968. - 1065с.

2. Иванова Л.А. Технология лекарственных форм: учебник в 2-х т. / Л.А. Иванова. - М.: Медицина, 2010. - Т.2 - 544с.

3. Кондратьева Т.С. Технология лекарственных форм в 2-х т. / Т.С. Кондратьева. - М.: Медицина, 1991. - Т.1. - 496с.

4. Чубарев В. Н. Фармацевтическая информация. Под ред. акад. РАМН А. П. Арзамасцева. М., 2009.

5. Муравьев И.А. Технология лекарств/ И.А. Муравьев. - М.: Медицина, 2011. - Т.2. - 704 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6616. Технологическая унификация. Разновидности технологического проектирования. Функциональная схема САПР ТП 19.37 KB
Технологическая унификация – приведение к единой системе методов обработки. Это такие задачи как выбор методов обработки типа оборудования вида инструмента назначение схемы базирования способа установки детали формирование состава операций определение последовательности операций выбор вида заготовки определение последовательности переходов в операции. Каким же образом технолог принимает решение в каждом из перечисленных случаев Рассмотрим в качестве примера задачу о выборе метода обработки. В технологии известны проверенные на...
21431. Технологическая схема ведения очистных работ на Гремячинском калийном месторождении 10.26 MB
Сооружение подземных складов №1и №2 для временного складирования руды. Лицензионный участок для проведения геологоразведочных работ расположен в пределах номенклатурного листа L-38-3-Г. Автомобильная дорога имеет повсеместное асфальтовое покрытие и пригодна для движения в любое время года. Вся территория лицензионного участка покрыта густой сетью грунтовых дорог пригодных для передвижения автотранспорта в сухое время года.
4996. Проектирование участка изготовления хребтовой балки полувагона в условиях серийного производства 217.1 KB
Выбор способа сварки. Расчёт и выбор режимов сварки. Применение сварки весьма эффективно при создании металлоконструкций с использованием различного вида проката штампованных заготовок. Сварные конструкции более легкие менее трудоемкие при их изготовлении сокращаются сроки исполнения плотность швов является существенным преимуществом сварки.
4623. Разработка базовой конструкторской документации на женское нарядное платье для изготовления в условиях ЗАО «Домино» на индивидуального потребителя с учетом его внешнего облика 5.89 MB
Разработка модного женского платья на основе минимального количества базовых конструктивных основ, отличающихся набором припусков к конструктивным поясам, позволяет разрабатывать большее число модельных конструкций с наименьшими затратами на подготовку производства.
3379. Виды страхования жизни. Единовременные страховые премии, обозначения, логическая схема. Страховые аннуитеты, сущность, обозначения, логическая схема 39.71 KB
Страховые аннуитеты сущность обозначения логическая схема. Имеем ряд разного рода контрактов: единовременные деньги и премии вносятся сразу так же и возмещение аннуитеты плата в рассрочку попериодно Все рассчитываются на S=1 руб.б отсрочен Можно записать выражение одного через другие: Страховые аннуитеты Аннуитетом называются регулярные потоки платежей. стоимость пенсии с фиксированным размером платежей Аннуитет с пренумерандо авансовая рента Как видно из этих формул аннуитет представл собой сумму срочных контрактов и состоит...
6752. АВТОМАТИЧЕСКИЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ (АВТОМАТЫ) 152.7 KB
Различают несколько разновидностей автоматов: универсальные работают на постоянном и переменном токе установочные предназначаются для установки в общедоступных помещениях и выполняются по типу установочных изделий быстродействующие постоянного тока и гашения магнитного поля мощных генераторов.
7211. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ И АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 30.36 KB
Автоматизированные системы управления АСУ АСУ применяются в различных отраслях промышленности энергетике транспорте и т. в должности директора Центрального научноисследовательского института технического управления ЦНИИТУ являясь также членом коллегии Министерства приборостроения СССР он руководил внедрением первых в стране автоматизированных систем управления производством на машиностроительных предприятиях. Активно боролся против идеологических PRакций по внедрению дорогостоящих ЭВМ вместо создания настоящих АСУ для повышения...
7722. Глазные лекарственные формы. Характеристика. Глазные капли, требования, методы приготовления 15 KB
Глазные капли требования методы приготовления. forme medicmentorum pro oculus seu Form medicmentorum ophthlmice К глазным лекарственным формам относятся: Глазные капли Глазные примочки Глазные мази Жидкости для орошений Глазные пленки Глазные капли Gutte ophthlmice Глазные капли – лекарственная форма предназначенная для инстилляции в глаз. Глазные капли представляют собой водные растворы масляные растворы или тончайшие суспензии лекарственных веществ. Особенно часто назначают капли с витаминами аскорбиновой кислотой...
5095. АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА ВАГОНОВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 142.26 KB
Цель курсового проекта – изучение и освоение методики выполнения тормозных расчетов, обеспечивающих соблюдение безопасности движения поездов и полное использование мощности локомотивов и грузоподъемности вагонов.
19979. БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 9.73 MB
Характеристика тепловоза 2М62 Сила тяги локомотива Fкр кгс Вес локомотива P т iр 40000 240 0 Таблица. № 188 Б Рычажная передача Жб 84кгс т Жм 327кгс т ач мм 200 hур 17см бч мм 300 Pу 16кгс акмм 145 dур 5см бк мм 355 Sур 196см2 в мм 400 ж 654кгс т г мм 160 Dтц Fпр 150-159 кгс Определение длины тормозного пути и времени торможения поезда при экстренном торможении способом ПТР по интервалам скорости. Основное удельное сопротивление движению 4-осных грузовых вагонов на подшипниках качения роликовых подшипниках следует...

Капли для внутреннего применения чаще всего представляют собой комбинированные дисперсные системы, состоящие из двух и более фаз. Способ приготовления капель зависит от физико-химических свойств прописанных ингредиентов, их количеств, а также от состава входящих в пропись жидкостей.

Rp.: Adonisidi 5 ml

Tincturae Convallariae

Tincturae Valerianae 10 ml

Kalii bromidi 2,0

Misce. Da. Signa. По 25 капель 3 раза в день

Капли для внутреннего применения, в состав которых входят сильнодействующее вещество -- адонизид, ментол -- легкорастворимый в спирте или спиртовых растворах и малорастворимый в воде; калия бромид -- легкорастворимый в воде или водных растворах, малорастворимый в спирте.

Чтобы проверить дозы ядовитых и сильнодействующих веществ в смеси настоек и других галеновых препаратов, необходимо учитывать число капель в 1 мл этих жидкостей.

По таблице капель находят, что количество капель в 1 мл: адонизида -- 34, настойки ландыша -- 50, настойки валерианы -- 51. Переводят прописанные количества жидкостей в капли:

адонизид 34 кап.*5 мл = 170 кап.

настойка ландыша 50 кап.*10 мл = 500 кап.

настойка валерианы 51 кап.*10 мл = 510 кап.

Находят количество капель во всем объеме смеси:

170 + 500 + 510 = 1160 кап.

Количество приемов: 1160: 25 = 46

л.р.д. адонизида: 170: 46 = 4 кап. в.р.д. -- 40 кап.

л.с.д. адонизида: 4*3 = 12 кап. в.с.д. -- 120 кап.

Доза адонизида не превышена

Во флакон для отпуска отмеривают пипеткой по 10 мл настойки ландыша и валерианы и в смеси настоек растворяют 0,1 г ментола. В небольшую подставку отмеривают пипеткой 5 мл адонизида и растворяют в нем 2,0 г калия бромида. Полученный раствор переносят во флакон для отпуска (в случае необходимости предварительно процеживают). Оформляют по общим правилам.

Применять в таких случаях концентрированный раствор калия бромида (20 %) не разрешается во избежание не предусмотренного врачом увеличения объема капель и соответственно изменения концентрации ингредиентов. Если в подобных прописях адонизид не прописан, то можно калия или натрия бромид растворять в равном количестве воды, о чем необходимо указать в паспорте письменного контроля.

Rp.: Tincturae Strophanthi 5 ml

Tincturae Valerianae

Tincturae Convallariae 10 ml

Misce. Da. Signa. По 20 капель 3 раза в день

Иногда используют более простой и быстрый способ определения доз ядовитых и сильнодействующих веществ, основанный на расчете пропорционального содержания настоек в смеси. Например: в 25 мл смеси настоек содержится 5 мл настойки строфанта

в 20 кап. (разовый прием) -- х кап. настойки строфанта

кап. (разовая доза настойки строфанта).

Однако точные результаты по этому расчету получаются лишь в том случае, когда настойки или другие жидкие лекарственные препараты имеют примерно одинаковое число капель в 1 мл.

Во флакон для отпуска отмеривают 5 мл настойки строфанта, затем 10 мл настойки ландыша и в последнюю очередь -- 10 мл настойки валерианы.

При назначении в каплях ядовитых и сильнодействующих веществ в количестве меньше 0,05 г используют заранее приготовленные концентрированные растворы этих веществ.

Rp.: Atropini sulfatis 0,01

Aquae purificatae 10 ml

Misce. Da. Signa. По 4 капли 2 раза в день

Капли для внутреннего применения, в состав которых входит ядовитое вещество атропина сульфат, выписанный в количестве меньше 0,05г.

Проверка доз: Общий объем: 10*20 = 200 кап.

Количество приемов: 200: 4 = 50

л.р.д. 0,01: 50 = 0,0002 г в.р.д. -- 0,0002 г

л.с.д. 0,0002*2 = 0,0004 г в.с.д. -- 0,0004 г

Дозы атропина сульфата не завышены.

Для приготовления капель используют 1 %-ный (1:100) раствор атропина сульфата.

Расчет: Раствора атропина сульфата 1 % 0,01*100 = 1 мл

Воды очищенной 9 мл

Во флакон для отпуска отмеривают 9 мл воды очищенной и 1 мл 1 %-ного раствора атропина сульфата, полученный у провизора-технолога по требованию. Флакон укупоривают и оформляют к отпуску .

Методическую разработку можно использовать для проведения практического занятия по теме на дисциплине МДК 02.01 «Технологии изготовления лекарственных форм» специальности 33.02.01. «Фармация». Цель создания методической разработки: сформировать профессиональные компетенции по изготовлению водных и спиртовых капель по рецептам с концентрацией сухих лекарственных средств меньше 3% и более (ПК 2.1).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ КО

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм

МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»

Практическое занятие № 27-28

Тема 3.3. «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ.

Подготовила: Чекмарева Н.А.

2016 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СПИРТОВЫХ КАПЕЛЬ»

ЦЕЛИ:

1. Учебные:

  1. Сформировать профессиональные компетенции по изготовлению водных и спиртовых капель по рецептам с концентрацией сухих лек. средств меньше 3%, 3% и более (ПК 2.1).
  2. Научить студентов:
  • проверять дозы в водных, спиртовых, водно-спиртовых каплях;
  • выбирать и обосновывать оптимальный метод изготовления капель;
  • фильтровать жидкости в малых количествах;
  • упаковывать, оформлять капли к отпуску, оценивать качество изготовленных капель;
  • оформлять документы первичного учета (ПК 2.5).
  1. Продолжить формирование профессиональных компетенций по навыку работы с весами, разновесом, мерными приборами, работы с НД, регламентирующей качество изготовления капель.
  2. Совершенствовать профессиональную компетенцию по организации рабочего места и соблюдению правил санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности (ПК 2.4).

2. Воспитательные:

  1. Воспитывать у студентов чувство профессиональной ответственности и сознательного отношения к изучению данной темы.
  2. Воспитывать умения работать с дополнительной специальной литературой, выбирать главное, существенное в изученном материале (ОК 4).
  3. Ориентировать студентов на приобретаемую профессию, воспитывать чувство любви к профессии (ОК 1).

3. Развивающие:

  1. Продолжить формирование профессиональной компетенции по отпуску лекарственных средств населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения (ПК 1.2).
  2. Развивать у студентов логическое и аналитическое мышление.
  3. Развивать умения выделять главное в изучаемом материале.
  4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
  1. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

ТИП ЗАНЯТИЯ: Лабораторно-практическое.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Самостоятельная практическая работа студентов под руководством преподавателя.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Лаборатории № 208, 209.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 мин.

ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

ГФ-X. ВР-1,0, ВР-5. Цилиндры, глазные пипетки, салфетки, вата, смесь спирта с эфиром, ножницы, клей, нитки, купонные кольца, сургуч, спиртовки, сигнатура. Лек. ср-ва: эфедрина гидрохлорид, морфина гидрохлорид, кодеина фосфат, натрия бромид, адонизид, антипирин, адреналина гидрохлорид, раствор атропина сульфата 1%. Этикетки: «Наружное», «Внутреннее», «Хранить в темном месте», «Осторожно!»

ВДС: «Дозирование по массе. Весы. Разновес», «Объемные способы дозирования», «Государственное нормирование качества лек. средств», «Тара. Упаковочный материал. Хранение, работа, отпуск лек. средств списка А и Б». «Растворы», «Изготовление растворов с использованием концентратов».

МДС:

Лат. яз. «Хим. номенклатура. Название солей»

Фармакогнозия «ЛС, действующие на ЦНС»

Фармакология «Наркотические анальгетики»

МДК 02.02. «КК ЛС, произв. аминоспиртов» (адреналин, гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид), «КК ЛС, произв. изохинолина» (морфина гидрохлорид, кодеина фосфат), «КК ЛС, произв. тропана» (атропина сульфат)

После самостоятельного изучения материала

студенты должны ЗНАТЬ:

  • Проверка доз в водных, спиртовых, водно-спиртовых каплях.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 3

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

  1. Организационный момент. Мобилизация аудитории 2 мин.
  2. Постановка цели занятия, ее мотивация 2 мин.
  3. Входной контроль 25 мин.

а) разбор рецептов у доски 15 мин.

б) объективное тестирование 10 мин.

  1. Методические указания к практической работе 2 мин.
  2. Выполнение практической работы 113 мин.

Проверка преподавателем промежуточных результатов, коррекция деятельности студентов. Контроль за отработкой практических умений и навыков, оформление дневника.

  1. Выходной контроль. Допроверка дневников 14 мин.
  2. Подведение итогов, задание на дом 2 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Мобилизация аудитории.

Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, принимает рапорт дежурного о готовности кабинета и студентов к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Постановка цели занятия, ее мотивация.

Преподаватель отмечает, что капли занимают в рецептуре аптек около 15%, имеют свои особенности как в проверке доз, так и в технике изготовления в отличие от растворов, поэтому фармацевты должны знать эти особенности, чтобы изготовить качественную лек. форму, указывает цели занятия.

3. Входной контроль.

I. Разбор рецептов у доски:

В: Морфина гидрохлорида 0,03

Воды очищенной 10 мл

Об. По 10 кап. 2 раза в день, при болях.

В: Этилморфина гидрохлорида 0,15

Настойки красавки

Настойки пустырника по 15 мл

Об. По 15 кап. 3 раза в день.

В: Валидола 4,0

Раствора нитроглицерина 1%-1 мл

Настойки пустырника

Настойки валерианы по 20 мл

Об. По 10 кап. на сахар под язык при болях в сердце.

II. Контроль знаний методом объективного тестирования.

Для этого студентам предлагаются 2 варианта тестов по 10 заданий. Тесты различного типа и уровня сложности. Время регламентируется преподавателем. Для решения тестовых заданий необходимы таблицы доз, таблицы капель ГФ-Х. Варианты прилагаются (Приложение № 2).

4. Методические указания к практической работе.

Преподаватель отмечает, что на сегодняшнем занятии необходимо изготовить лек. формы - капли, указывает какую посуду взять, обращает внимание на особенности фильтрации жидкостей в малых количествах, показывает как промыть фильтр водой, не входящей в объем, технику изготовления, исходя из концентрации твердых лек. средств, проверку на чистоту и особенность оформления к отпуску, показывает, как укупорить к отпуску пенициллиновые флаконы, как опечатать.

5. Выполнение практической работы.

Студенты получают индивидуальные прописи (Приложение № 3). Организовывают рабочее место и готовят лек. формы, в ходе выполнения задания студенты пользуются ГФ-Х, алгоритмами изготовления (Приложение № 4). Преподаватель корректирует работу отдельных студентов, контролирует отработку студентами профессиональных компетенций по данной теме, студенты оформляют лек. препараты к отпуску, оформляют обратную сторону рецептов, ППК, оформляют дневники, по мере выполнения работ подходят к преподавателю для сдачи лек. препаратов.

При приеме лек. препаратов преподаватель проводит органолептический контроль, проверяет ППК, дневник и задает студентам следующие вопросы, по усмотрению преподавателя:

  1. Что такое капли?
  2. Как они классифицируются?
  3. От чего зависит техника изготовления капель?
  4. Какова техника изготовления капель с концентрацией сухих лек. средств меньше 3%?
  5. Какова техника изготовления капель с концентрацией сухих лек. средств 3% и более?
  6. Как проверить дозы в водных каплях?
  7. Как проверить дозы в спиртовых каплях? Если крепость спирта примерно одинаковая, резко отличается?
  8. Какова техника изготовления спиртовых капель?
  9. Как оформляются к отпуску капли?

1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

6. Выходной контроль.

Рекомендуется провести в виде письменного опроса по проверке доз в водных и спиртовых каплях по 10 вариантам (папка ДРФ, 1 стр., или папка КНФ). Каждый студент получает индивидуальное задание. Задание состоит из 5 рецептов, при выполнении задания студенты пользуются таблицей капель ГФ-Х, таблицами доз. Время регламентируется.

По усмотрению преподавателя выходной контроль можно провести в виде письменного опроса по индивидуальным вариантам , где даны 2 рецепта:

А) проверка доз в водных каплях,

Б) проверка доз в спиртовых каплях (Приложение № 5).

7. Подведение итогов.

Преподаватель выставляет оценку за практику каждому студенту с учетом теоретической подготовки к практической работе, оценки комментируются. Преподаватель ставит свою подпись и обращает внимание студентов на отдельные профессиональные компетенции , выполнение которых было не на высоком уровне. Отмечает студентов, которые грамотно, эстетично оформили лек. препараты к отпуску. Преподаватель спрашивает у студентов «достигнута ли поставленная цель»?

Основная литература:

  • Работа с уч. лит-рой.

Дополнительная литература:

Приложение № 1. Методические рекомендации студентам для самоподготовки к практическому занятию.

Приложение № 2. Варианты тестовых заданий.

Приложение № 3. Рецептура для выполнения на практическом занятии.

Приложение № 4. Алгоритм изготовления водных капель с концентрацией сухих лек. средств до 3%, 3% и более.

Приложение № 5. Варианты письменного опроса.

Приложение № 1

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060301

Профессиональный модуль ПМ.02: Изготовление лек. форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля.

Раздел ПМ 1. Изготовление лекарственных форм.

МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм».

Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм.

ТЕМА 3.3.: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАПЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИХ ОДНО ИЛИ НЕСКОЛЬКО ЛЕК. ВЕЩЕСТВ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СПИРТОВЫХ КАПЕЛЬ»

ЦЕЛИ:

  1. Проверить знания, умения студентов по данной теме.
  2. Сформировать умения:
  • Проверять дозы в водных, спиртовых, водно-спиртовых каплях.
  • Выбирать и обосновывать оптимальный метод изготовления капель.
  1. Отработать умение готовить капли с концентрацией сухих лек. средств меньше 3%, 3% и более.
  2. Отработать навыки:
  • Фильтровать жидкости в малых количествах.
  • Упаковывать, оформлять капли к отпуску, оценивать качество изготовленных капель.
  1. Закрепить навыки работы с весами, разновесом, мерными приборами.
  2. Закрепить умение работать с НД, регламентирующей качество изготовления капель.
  3. Совершенствовать навык организации рабочего места.

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 180 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Лаборатории № 208, 209

ЗНАТЬ:

  • Проверка доз в водных, спиртовых и водно-спиртовых каплях.
  • Правила изготовления капель на водных и неводных растворителях.
  • Хранение. Отпуск

НА ЗАНЯТИИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:

  1. Ответить на вопросы входного контроля.
  2. Изготовить капли на водных и неводных растворителях с концентрацией сухих лек. средств до 3%, 3% и более по предложенным рецептам, оформить дневник.
  3. Ответить на вопросы выходного контроля.

ПРИМЕРНАЯ РЕЦЕПТУРА:

В: Морфина гидрохлорида 0,1

Воды очищенной 10 мл

Д. Об. По 10 кап. 2 раза в день.

В: Настойки ландыша

Настойки красавки по 10 мл

Натрия бромида 2,0

Воды очищенной 20 мл

В ходе выполнения практической работы студенты

приобретают следующие КОМПЕТЕНЦИИ:

1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание):

Основная литература:

  • Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 183-184
  • Работа с уч. лит-рой.
  • Выполнение расчетов и описание технол. изгот-я капель.
  • Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску жидких лекарственных форм.

Дополнительная литература:

  • Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 221-223

Приложение № 2

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВОМУ ОПРОСУ

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 1

Б, Г

1 – Б

2 – А

3 – Б

4 – В

5 – А

Б, Г

1 – Б

2 – А

3 – Б

4 – В

5 – А

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ:

15 – 14 ответов – «5»

13 – 12 ответов – «4»

11 – 10 ответов – «3»

9 ответов и менее – «2»

Приложение № 3

РЕЦЕПТУРА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ.

В: Морфина гидрохлорида 0,1

Воды очищенной 10 мл

Д. Об. По 10 кап. 3 раза в день.

В: Кодеина фосфата 0,2

Натрия бромида 2,0

Адонизида 5 мл

Воды очищенной 20 мл

Д. Об. По 2 кап. 3 раза в день.

В: Настойки ландыша

Настойки валерианы по 10 мл

Натрия бромида 1,0

Воды очищенной 10 мл

Д. Об. По 10 кап. 4 раза в день.

В: Раствора атропина сульфата 0,1%-10 мл

Д. Об. По 8 кап. При болях.

В: Раствора эфедрина гидрохлорида 3%-10 мл

Д. Об. По 2 капли 3 раза в день в нос.

В: Раствора норсульфазола 2%-10 мл

Д. Об. По 2 капли в нос.

В: Кислоты борной 0,3

Спирта 10 мл

Д. Об. Капли в ухо.

Рецепты могут быть изменены по усмотрению преподавателя исходя из дефектуры, с учетом регионального компонента.

Приложение № 4

АЛГОРИТМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОДНЫХ КАПЕЛЬ.

Концентрация твердых

лек. средств меньше 3%.

Концентрация твердых

лек. средств 3% и выше.

  1. Отмерить точное количество воды.
  2. Разделить на две части.
  3. В одной растворить сухие лек. средства.
  1. Профильтровать в отпускной флакон, через вату, промытую водой, не входящей в раствор.
  2. Проверить на чистоту.
  1. Добавить воду из второй подставки через этот же фильтр.
  1. Налить в подставку половину воды.
  2. Растворить сухие лек. средства.
  3. Профильтровать в цилиндр через вату, промытую водой не входящей в раствор.
  4. Проверить на чистоту.
  1. Довести объем до нужного через этот же фильтр.
  2. Перелить в отпускной флакон.
  1. Укупорить. Оформить к отпуску.
  2. Выписать ППК.

Приложение № 5

Вариант № 1

Проверить дозы:

В: Р-ра промедола 1% - 10 мл

Д. Об.: По 5 кап. 2 р. в день при болях.

В: Н-ки красавки 3 мл

Н-ки пустырника 7 мл

Н-ки боярышника 10 мл

Д. Об.: По 15 кап. 3 р. в день.

Вариант № 2

Проверить дозы:

В: Р-ра этилморфина г/хл 0,2 – 15 мл

Д. Об.: По 10 кап. 2 р. в день.

В: Адонизида 5 мл

Н-ки мяты 3 мл

Н-ки пустырника 7 мл

Н-ки валерианы 10 мл

Вариант № 3

Проверить дозы:

В: Атропина сульфата 0,05

Воды очищенной 10 мл

См. Д. Об. По 2 кап. 2 р. в день.

В: Н-ки строфанта 2 мл

Н-ки валерианы

Н-ки полыни по 5 мл

Вариант № 4

Проверить дозы:

В: Р-ра атропина сульфата 0,3% - 20 мл

Д. Об. По 4 кап. 2 р. в день.

В: Н-ки строфанта 4 мл

Н-ки валерианы 16 мл

См. Д. Об.: По 15 кап. 2 р. в день.

Вариант № 5

Проверить дозы:

В: Морфина гидрохлорида 0,01

Воды очищенной 10 мл

См. Д. Об.: По 20 кап. 2 р. в день.

В: Н-ки красавки

Н-ки валерианы

Н-ки ландыша по 10 мл

Вариант № 6

Проверить дозы:

В: Йода 0,05

Калия иодида 0,1

Воды очищенной 50 мл

См. Д. Об.: По 10 кап. 2 р. в день.

В: Адонизида 5 мл

Н-ки валерианы

Н-ки ландыша по 10 мл

См. Д. Об.: По 25 кап. 3 р. в день.

Вариант № 7

Проверить дозы:

В: Р-ра дионина 1% - 10 мл

В: Н-ки красавки 6 мл

Н-ки пустырника

Н-ки валерианы по 5 мл

Н-ки ландыша 7 мл

См. Д. Об.: По 30 кап. 2 р. в день.

Вариант № 8

Проверить дозы:

В: Р-ра апоморфина гидрохлорида 0,2% - 10 мл

В: Ментола 0,2

Н-ки красавки

Н-ки валерианы

Н-ки ландыша по 10 мл

См. Д. Об.: По 15 кап. 3 р. в день.

Вариант № 9

Проверить дозы:

В: Р-ра атропина сульфата 0,02 – 15 мл

Д. Об.: По 10 кап. 3 р. в день.

В: Н-ки чилибухи 6 мл

Н-ки полыни

Н-ки валерианы по 7 мл

См. Д. Об.: По 10 кап. 3 р. в день.

Вариант № 10

Проверить дозы:

В: Р-ра скополамина гидробромида 0,1% - 10 мл

Д. Об.: по кап. 2 р. в день.

В: Р-ра нитроглицерина 1% - 5 мл

Н-ки валерианы

Н-ки ландыша по 10 мл

См. Д. Об.: По 5 кап. на прием.

Вариант № 11

р.д. 2 кап.

с.д. 0,005

с.д. 6 кап.

р.д. 0,0066

р.д. 3 кап.

с.д. 0,0132

с.д. 9 кап.

р.д. 0,005

р.д. 5 кап.

с.д. 0,001

с.д. 10 кап.

р.д. 0,0006

р.д. 3 кап.

с.д. 0,0012

с.д. 6 кап.

р.д. 0,001

р.д. 5 кап.

с.д. 0,001

с.д. 15 кап.

р.д. 0,0005

р.д. 5 кап.

с.д. 0,001

с.д. 15 кап.

р.д. 0,005

р.д. 8 кап.

с.д. 0,015

с.д. 16 кап.

р.д. 0,001

р.д. 5 кап.

с.д. 0,003

с.д. 15 кап.

р.д. 0,0006

р.д. 3 кап.

с.д. 0,0018

с.д. 9 кап.

р.д. 0,0005

р.д. 3 кап.

с.д. 0,001

с.д. 9 кап.

р.д. 0,00125

р.д. 2,5 кап. (2,4)

с.д. 0,0025

с.д. 10 кап. (9,6)


Загрузка...