Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Возможные ошибки в понимании личности учащегося. Основные типы поведения человека в конфликтных ситуациях Типы поведения включают в себя

Изучение своих склонностей

Каждый человек по своей природе или преимущественно пассивен или преимущественно агрессивен . Такая предрасположенность подобна компьютерной характеристике, называемой «по умолчанию», т. е. запрограммированной на автоматический выбор определенной опции до тех пор, пока он не будет изменен осознанным решением. Рассмотрим подробнее проявления этого феномена.

Типы поведения

И пассивный, и агрессивный тип поведения имеют отличительные признаки. Для того чтобы приобрести уверенность в себе, надо понять различия между ними.

Пассивный тип поведения

Человек, предрасположенный к пассивному типу поведения, склонен подавлять свои желания, не использовать свободу выбора. Обычно он подчиняется воле других и не отстаивает свои интересы.

В большинстве своем пассивные люди стараются избегать неприятных ситуаций, но, столкнувшись с агрессивным поведением, могут выйти из равновесия. В ответ на проявление агрессии поведение из-за страха усугубить положение пассивного человека, как правило, становится еще более пассивным.

Общаться с таким человеком бывает непросто, ведь окружающим непонятно, чего он на самом деле хочет. Например, на вопрос «Что вы будете пить, чай или кофе?» он обычно отвечает: «Мне все равно». Склонные к пассивному поведению люди считают, что инертность как нельзя лучше соответствует их желанию уйти от решения проблем и избежать споров. Все, что не является задачей первостепенной важности, кажется им слишком незначительным и не стоит, на их взгляд, прикладывания усилий.

Агрессивный тип поведения

Человек, предрасположенный к агрессивному типу поведения, раздражителен, не задумываясь вступает в конфликт, если что-либо идет вразрез с его планами. Агрессивное поведение подпитывает его энергию и напористость, но обычно отрицательно воспринимается окружающими. Он может добиться своего, но слишком высокой ценой, или ничего не добиться, поскольку окружающие, чувствуя, что к ним относятся свысока, обычно отказываются от сотрудничества с ним.

Сложность общения с человеком агрессивного типа можно объяснить тем, что окружающие не всегда понимают, что его агрессия направлена не против них лично, а на достижение цели. Неудовлетворенность «агрессора» слишком заметна, ведь его поведение отличается несдержанностью. Ему кажется, что абсолютно все, даже самые незначительные ситуации, требует его энергичного вмешательства.

Один из способов стать увереннее в себе – изменить установки поведения, заложенного природой. Вы скажете, что приобретенное поведение будет выглядеть неестественно в глазах окружающих, поскольку не свойственно вашей натуре. Но ведь оно в любом случае останется в пределах данного вам природой темперамента – пассивного или агрессивного.

Корректировка поведения

Предрасположенность к тому или иному типу поведения можно корректировать, усиливая или ослабляя определенные свойства характера. В результате такой коррекции и возникает ассертивность – твердая, с чувством собственного достоинства уверенность в себе.

Для этого нужно совсем немного – усовершенствовать свои непроизвольные реакции и наклонности. Новоприобретенное поведение будет действовать следующим образом.

Пассивность, переходящая в ассертивность

Люди, склонные к пассивному поведению, обнаружат, что нет никакой необходимости идти против своей природы. Все, что им нужно, – быть сильнее, перестать беспокоиться о том, что подумают другие, и без стеснения говорить о своих желаниях и потребностях.

Небольшая коррекция пассивного поведения позволит вам действовать активно – решать проблемы, а не избегать их. Уверенность придаст вам смелости, и вы сможете высказывать мысли, которые раньше никогда бы не осмелились изложить, и даже получите то, о чем всегда мечтали.

Агрессивность, переходящая в ассертивность

Человеку скорее агрессивному, чем пассивному, придется смягчить свою естественную напористость. Коррекция агрессивного поведения позволит вам обнаружить, что это облегчает путь к достижению цели, ведь ваше новое поведение стало меньше раздражать окружающих. В то же время не стоит совсем отказываться от активных действий. Таким образом, ассертивное поведение усмирит вашу порывистость, не вызвав при этом неудовольствия и злости у других.

Общим критерием и в том, и в другом случае можно считать требования окружающих. Пассивным людям следует меньше задумываться над желаниями других и больше внимания уделять собственным желаниям. Тем же, кто склонен к агрессивному типу поведения, следует меньше думать о себе и считаться с требованиями других.

Преимущества ассертивного поведения

Твердая уверенность в себе дает ключ к возможности совершенствоваться в любой жизненной сфере и особенно ярко проявляется в сложных ситуациях, в общении с умными и знающими людьми. Смягчение (если вы агрессивны) или усиление (если вы пассивны) поведения поможет вам без лишних проблем:

v побудить людей к действию или заставить их изменить поведение без появления неприятия или враждебности с их стороны;

v отказаться от чего-либо, не обидев окружающих;

v высказывать собственное (возможно, непопулярное) мнение таким образом, чтобы оно воспринималось благосклонно, даже если окружающие придерживаются диаметрально противоположных взглядов.

Можно добавить, что уверенность поможет вам развить и усовершенствовать эффективную манеру общения с другими людьми. Вы обнаружите, что любая ситуация работает на вас, если:

v говорить комплименты и получать их в свой адрес; они придадут уверенности и вам и окружающим;

v побуждать людей к общению, тогда ваше удовольствие от этого процесса намного возрастет;

v выражать одобрение идеям и действиям окружающих, а не держать свои чувства при себе. Благодаря этому вы сможете установить обратную связь с собеседником;

v признавать свои недостатки. Это свойственно всем уверенным в себе людям.

Ассертивность создает равенство в отношениях между людьми, необходимую гибкость в поведении для преодоления трудностей, ведет к успеху.

Делаем выводы

Чтобы выработать ассертивное поведение, необходимо прежде всего несколько изменить естественные реакции на те или иные обстоятельства. Независимо от того, пассивны вы или агрессивны по натуре, ассертивность уравновесит крайности характера, поможет найти между ними золотую середину. Она «усмирит» агрессию и «подхлестнет» инертность.

Ассертивность – это не цель, а средство к ее достижению. Это наиболее эффективный способ заявить о своих намерениях и вывести общение на качественно новый уровень.

Спросите себя

Проанализируйте свою обычную манеру поведения и дайте ответы на следующие вопросы.

Если по натуре вы пассивны:

^ Пытаетесь ли вы избежать ситуации, которая грозит стать неприятной?

^ Хотели бы вы с большей уверенностью высказывать свое мнение?

Если по натуре вы агрессивны:

^ Свойственно ли вам все делать по-своему не принимая во внимание интересы окружающих?

^ Хотите ли вы научиться влиять на людей, не задевая их чувств?

Для обоих типов поведения:

^ Хотите ли вы научиться отказывать людям в их просьбах, не ощущая при этом необходимости в поиске оправданий?

^ Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши отношения с людьми давали большую отдачу?

Если вы ответили утвердительно на некоторые вопросы, нужно целенаправленно поработать над своим характером.

Все получится, если...

Понять, что для того, чтобы стать уверенным в себе человеком, вам не придется идти против своей природы;

Принять твердое решение и скорректировать свое естественное поведение;

Осознать, что твердая уверенность в себе (ассертивность) поможет найти правильное решение в сложной ситуации;

Отдавать себе отчет в том, что, став увереннее, вы будете получать больше удовольствия от жизни;

Пожелать выработать в себе такие навыки и такой взгляд на вещи, которые необходимы уверенному в себе человеку.

Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Поведение человека - совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т. е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Первый подход к решению данной проблемы - подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов.

Второй подход , в принципе не исключающий первого, состоит в том, что организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Человек способен менять свое поведение на основе осознания своего предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых к его поведению со стороны организационного окружения. Поведение человека в организации детерминируется принятыми служебными нормами, правилами и проявляется прежде всего следующими качествами: объективность индивидуума, его склонность к доминированию-послушанию, честолюбие, импульсивность и социальность.

Под объективностью понимается принцип поведения, когда оно управляется ситуацией. Когда начальник кричит на сотрудника - это психологически неверный подход к решению методов общения начальника и подчиненного. «Объективный» человек способен вести себя рационально и объективно в любой ситуации .

Неадаптивное или необъективное поведение часто является результатом фрустрации. Люди, находящиеся в состоянии фрустрации из-за того, что столкнулись с препятствием или дилеммой, могут реагировать любым из нескольких иррациональных способов:

1. стать агрессивными вплоть до физического насилия;

2. опуститься до инфантильной реакции;

3. упрямо держаться привычного образа действий, отказываясь воспринимать разумные предложения;

4. «опустить руки», потеряв все признаки инициативности и присутствия духа.

Под склонностью к доминированию понимается стремление брать на себя инициативу в межличностных отношениях или устанавливать контроль над ними. Склонность к доминированию может варьировать в зависимости от ситуации, равно как и в зависимости от свойств человека. Администратор может быть склонен к доминированию в своих отношениях с подчиненными, но покорен в присутствии вышестоящих руководителей.

Крайние проявления доминирования или покорности служат обычно показателями фрустрации или других служебных личностных патологий.


Честолюбивый человек постоянно озабочен своим статусом и продвижением в организации. В своем реальном поведении он может быть или не бы ть склонным к доминированию, но крайне чувствителен к изменениям ранга, жалованья или других признаков своего статуса.

Люди существенно отличаются друг от друга по степени импульсивности и твердости характера, то есть склонности быстро приходить к решениям и твердо стоять на однажды принятых решениях. Склонность всячески оттягивать принятие необходимого, но неприятного решения присуща почти всем администраторам.

Под социальностью понимается восприимчивость индивидуума к взглядам и желаниям тех, с кем он непосредственно общается. Эта восприимчивость является одним из главных средств приспособления к групповым нормам. На служащих с низкой степенью социальности стимулы, обращенные к человеку как к отдельному индивидууму, действуют вполне эффективно. Такие служащие могут усердно работать, чтобы добиться премии или обеспечить себе быстрое продвижение, даже сталкиваясь с неодобрением коллег. Для служащих с высокой степенью социальности такие стимулы скорее вс? ?го окажутся сравнительно «неэффективными», пока они не будут обращены ко всей рабочей группе в целом. Для таких служащих их сродство с рабочей средой или разделяемое всей группой чувство важности работы и необходимости ее сделать могут оказаться ключевым фактором мотивации.

Любая личность характеризуется:

? общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);

? специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности);

? подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);

Определенным складом характера ;

? биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);

? направленностью (совокупностью интересов, стремлений, идеалов, убеждений).

Личностные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т. е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих.

В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация - ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него

Различное поведение людей в организации позволяет выделить типы темперамента, характеры, - учитывая их в управлении. Определив психологический тип партнера, руководитель может выбрать правильные действия.

Можно выделить четыре типа поведения человека в организации.

Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что ? Человек полностью принимает ценности и нормы поведения , старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Для этих людей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга.

Второй тип поведения (« приспособленец ») характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но соответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовлетворение (у руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения; подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения).

Третий тип поведения (« оригинал ») характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. В том случае, когда организация может отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут найти свое место в организации, успешно приспособиться к организационному окружению.

Четвертый тип поведения (« бунтарь ») характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Необходимость определенного типа поведения для таких людей является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важности, необходимости ценностей и норм поведения в организации, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек.

Основные правила индивидуального и группового поведения задает сама организация, устанавливая круг обязанностей, соответствующие права и полномочия, меру ответственности, стандарты делового общения. Необходимая согласованность поведения людей достигается организацией за счет постановки общеорганизационных целей, поддержания в персонале ощущения его ценности, внедрения определенных схем ролевого поведения и ролевого взаимодействия, использования стандартов организационного поведения, предписывающих одни его типы в качестве предпочитаемых, одобряемых организацией, а другие в качестве нежелательных, порицаемых. Однако для согласования разнообразных человеческих индивидуальностей одних лишь формальных механизмов интеграции недостаточно.

Селективность восприятия . Человек воспринимает не всю поступающую к нему информацию, т.е. она проходит через своеобразный психологический фильтр. Любая характеристика, которая выделяет человека, объект или событие, увеличивает вероятность того, что они будут восприняты. Это объясняет, почему вы с большей вероятностью обратите внимание на автомобили, подобные вашему соб­ственному, или почему некоторым людям начальник может за что-то сделать выговор, в то время как у другого работника тот же посту­пок останется незамеченным.

Проекция . Легко судить других, если считать, что они подобны нам. Люди могут объяснять мотивы действий других в соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впа­дать при этом в глубокое заблуждение. Подобная тенденция припи­сывания человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений и мотивов деятельности другим Людям называется проекцией. Менеджеры, использующие проекцию, имеют тенденцию расценивать людей как гомогенную массу.

Стереотипы . Это тоже достаточно серьезный фактор, с которым следует быть осторожным. Мы все так много читали о людях, что невольно начинаем классифицировать их по каким-то своим или по­нравившимся чужим критериям. Путем сведения более сложного и оригинального явления к определенному стереотипу и, соответствен­но, упрощенному представлению об этом явлении стереотипизация помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Однако в то же время она зачастую при­водит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те ха­рактеристики, которых у него не имеется, и наоборот, отбрасы­вая некоторые существенные. Стереотипное восприятие приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает неадек­ватные действительности реакции и поведение человека. Это может привести к дискриминации по половому, возрастному или нацио­нальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб дея­тельности организации.

Необходимо помнить, что любой человек - это индивидуальность. Есть люди, в чем-то похожие друг на друга, но нет людей идентич­ных. Если пользоваться своими стереотипами как тавром, то можно пропустить нечто своеобразное, ту самую «изюминку» в вашем парт­нере, учитывая которую и можно было бы добиться успеха в комму­никации;

Галло-эффект . Вам что-то понравилось или не понравилось в парт­нере, нечто очень фрагментарное, частное, но вы, тем не менее, переносите свое отношение к этому аспекту на целостную оценку всего человека. Когда мы составляем впечатление относительно ин­дивида по одиночным характеристикам, таким, как интеллект, общительность или внешний вид, действует галло-эффект.

Следует, видимо, помнить, что, во-первых, не бывает людей без недостатков и, во-вторых, возможно, то, что вам не понравилось, носило ситуативный, случайный характер, а вовсе не является устой­чивой чертой личности партнера.

Индивидуально-психологические особенности личности партне­ра - это практически весь спектр его характеристик, его психологи­ческий портрет. И если этот портрет нарисован неверно или вы недо­оценили или переоценили то или иное реально имеющееся качество вашего партнера, то и ошибка может иметь неприятные последствия.

Мнение других лиц. Подобное мнение может сформировать негатив­ную установку на партнера, и это в значительной степени затруднит для вас общение с ним. Вместе с тем чрезмерно позитивная инфор­мация может вызвать искажение обратного свойства, и вы не сможе­те достаточно критично оценить поведение партнера.

Упрощение . Это явление, близкое к галло-эффекту, но отличается от него по своей природе. Суть упрощения состоит в том, что мы нередко формируем достаточно «полное» представление о партнере по весьма фрагментарной информации, полученной на основе первого впечатления. Вообще у некоторых людей происходит гиперболизация значимости первого впечатления. Несомненно, что жизненный опыт существенно влияет на формирование первого впечатления, но до­веряться ему всегда и полностью вряд ли целесообразно, точно так же, как нельзя его полностью игнорировать.

Негативный опыт общения . За достаточно длительный период об­щения с другими людьми вы накопили богатый опыт общения, по­знания других людей. Этот опыт был и позитивным и негативным. Те ошибки в коммуникации, которые привели в свое время к весьма неприятным для вас последствиям, как бы накапливаются в вашем подсознании, и как только вы сталкиваетесь хоть с какими-то при­знаками негативной ситуации, имевшей место в прошлом, это мо­жет существенно затруднить процесс восприятия в настоящем. Воз­можно, манера поведения партнера, жестикуляция, речь напомина­ют вам кого-то из вашего негативного прошлого опыта, возможно, он внешне похож на того, с кем у вас в прошлом был конфликт.

И, наконец, фактор, во многом интеграционный - коммуника­тивная некомпетентность. Это и низкий уровень культуры; и неумение слушать и адекватно понимать своего партнера; и неумение, а порой и нежелание встать на место партнера, чтобы лучше понять то, что он чувствует; и неумение грамотно и, что не менее важно, понятно излагать свои мысли.

Отметим, что на наше восприятие оказывают влияние наши по­требности. Это подтверждается повседневным опытом.

Чем сложнее организм, тем сложнее система его отношений с внешним миром. Всякая живая материя - даже на уровне клетки - может быть уподоблена приемно-передающей станции. Организм ре­гистрирует внутреннюю или внешнюю ситуацию, причем так, чтобы быть к ней готовым. Одноклеточные характеризуются рефлекторным типом поведения, у высших животных решающую роль играют мозг, деятельность двух нервных систем и эндокринных желез.

Управление впечатлением

Впечатление – след, оставленный в сознании влияние и воздействие, мнение и оценка, сложившиеся после знакомства. В организации все люди оценивают друг друга. В ряде случаев значимость оценки для оцениваемого очень велика. Речь идет об оценке при трудоустройстве, при повышении в должности, личных знакомствах, когда присутствуют личные интересы. Естественно люди пытаются представить себя в социально-привлекательном свете. Здесь речь идет о “подачи” себя другим или же управлении впечатлением. Понимание процесса управления впечатлением важно для обеих сторон:

 для избежания манипуляций вами со стороны других;

 может быть прикладным инструментом для тех, кто делает карьеру.

Выделяют 2 составные процесса управления впечатлением:

 мотивация управления впечатлением;

 формирование впечатления.

Степень мотивации управления чужим впечатлением зависит от следующих факторов:

 значимость произведенного впечатления для решения стоящих перед личностью задач;

 ценность этих задач;

 расхождение между тем впечатлением, которое человек хочет произвести на окружающих и реально производит.

Формирование впечатления определяет какого рода впечатление человек хочет произвести на других и что он для этого предпринимает.

Организационное поведение изучает две стратегии формирования впечатления, которые работники могут использовать:

 недопущение понижения в должности;

 стратегия увеличения шансов на продвижение.

Первая стратегия применяется работниками, если они пытаются свести к минимуму ответственность за какое-либо негативное событие. Черты этой стратегии: обоснование, извинение, отстранение. Обоснование – когда работник пытается объяснить свои действия. Извинение – при отсутствии рационального оправдания работники начинает извиняться перед руководителем. Отстранение – используется при косвенной связи работника с проблемой, то есть он участвовал в группе (комиссии), которая приняла неверное решение. Он будет говорить, что был против, но оказался в меньшинстве.

Вторая стратегия включает в себя следующие элементы: приписывание, наращивание, выявление преград, ассоциирование. Приписывание – применяется работником, когда ему кажется, что ему не воздали должность за какие-то действия. Наращивание – работник поощрен за достижения, но ему кажется, что этого недостаточно, что его вклад и заслуги намного больше. Выявление преград – работник делает акцент на те трудности, которые ему пришлось преодолеть. Ассоциирование – работник предпринимает необходимые усилия, чтобы его видели вместе с нужными людьми, это укажет на его связи, значимость, а следовательно эффективность.

 быть готовым;

 не создавать почву, стимулирующую со стороны подчиненных управление Вашим впечатлением (стимулами могут быть: разделение работ на выгодные и невыгодные, дефицит ресурсов);

 видеть скрытые мотивы и не позволять управлять впечатлением

№3Типология трудового поведения

Типология (классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков) имеет большое значение и с научной, и с практической точки зрения. Это определяется тем, что правильная классификация, облегчая процесс познания, позволяет быстрее найти внутренние закономерности развития и изменения исследуемых явлений и на этой основе прогнозировать и направлять их развитие.

Достаточно подробный анализ поведения человека в организации дает М. И. Бобнева, которая характеризует четыре основных типа поведения:

институциональное -- полностью соответствующее образцам деятельности, отношений и проявлений личности, задаваемых институциональными нормами (т. е. нормами, принятыми и утвержденными внутри организации);

неинституциональное -- подлежащее регуляции данной институциональной нормативной системой организации, но в отношении которого такая регуляция по тем или иным причинам не осуществляется;

внеинституциональное -- на которое не распространяется обязательность институциональной нормативной системы организации;

антиинституциональное -- направленное против институциональной нормативной системы.

Трудовое поведение делится на группы и по отношению работников к труду, аналогично соответствующей типологии групп работников:

первая группа -- супернормативный тип поведения, отличающийся исключительно добросовестным отношением к труду;

вторая группа -- нормативный тип, характеризующийся достаточно добросовестным отношением к труду;

третья группа -- субнормативный тип, для которого отличительным является недостаточная добросовестность работников;

четвертая группа -- ненормативный тип, куда включено поведение недобросовестных работников.

Среди прочих типологических групп деятельности, стиля жизни, отношения к труду, поведения в целом, которые можно в большей или меньшей мере использовать при классификации трудового поведения, следует выделить: деятельный, созерцательный и индифферентный типы, различающиеся по мере активности индивида; традиционный, репродуктивно-подражательный, престижный, демонстративный и индивидуально-творческий -- по критерию меры творчества; деятельный гедонизм, деятельный аскетизм, созерцательный гедонизм, созерцательный аскетизм -- в зависимости от мировоззрения.

Возможна дифференциация в соответствии с жизненными целями, планами, программами; по нормативности, продуктивности, полноте, освоенности поведения; по характеру объекта, на который воздействует субъект поведения, а также по степени свободы -- необходимое и свободное; по степени соответствия планируемого, желаемого поведения фактическому-- вербальное и невербальное поведение; по степени влияния на окружающий объективный мир--репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (изменяющее) поведение; по соотношению исполнительных и организаторских функций, степени многообразия функций и интеллектуального напряжения, возможности новизны (нестереотипности, творчества, эвристичности) в принимаемых решениях, степени самостоятельности в регулировании последовательности трудовых операций и времени труда, по сложности труда.

Исследуя проблему стимулирования и мотивации труда, авторы нашли целесообразным выделить четыре основных типов поведения:

инициативный тип -- систематически перевыполняет производственные нормы, дает продукцию отличного качества, блестяще знает свою работу, рационализатор, всегда оказывает помощь по работе, стремится к сотрудничеству, на морально-психологический климат в коллективе влияет положительно;

исполнительный тип -- всегда выполняет производственные нормы, брака почти не допускает, но в работе руководствуется правилом «от» и «до», недостаточно инициативен, хотя и добросовестен, с товарищами по работе ладит, дисциплинирован, на морально-психологический климат в коллективе влияет положительно;

пассивный тип -- в целом выполняет требуемый объем работ, но постоянно нуждается в подталкивании, иногда допускает брак, свою работу знает средне, к повышению знаний и мастерства не стремится ко всему новому относится безразлично, своей трудовой дисциплиной не ухудшает, но и не улучшает морально-психологический климат в коллективе;

отклоняющийся тип -- иногда не выполняет производственные нормы, нередко делает брак, нуждается в постоянном контроле; совершает прогулы и другие дисциплинарные проступки, вызывает конфликты, на морально психологический климат в коллективе влияет отрицательно.

Преобразующий тип. Ясно определены ближние и дальние цели, которые подчинены коллективным и общественным интересам. В процессе достижения целей преобладают взвешенные инициативные решения, на реализацию которых направляются все волевые усилия, мобилизуются знания, умения, навыки. Субъект полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к нему в процессе труда, или даже несколько превышает их. В структуре мотивации ориентация на наслаждение, материальное вознаграждение ослаблена. Возможно нарушение социальных норм, но никогда это не делается в личных целях, ради личного обогащения или благополучия.

Созидательный тип . В работе элементы творчества присутствуют, однако новизна в результатах--«редкая гостья». Цели намечаются ближние, не ключевые; перспектива не выделяется и ориентация на нее, естественно, не осуществляется. Исключительно добросовестное выполнение своих функций -- нередко в ущерб инициативе и самостоятельности. Нарушение социальных норм не допускается.

Созерцательный тип. Преобладает творчество в представлении, в вербальном поведении, но не в реальном. Есть цели, жизненная программа, но они слабо учитывают фактические условия и нет должной настойчивости в их достижении. Существует дисбаланс функции: познавательные функции преобладают над созидательными. В итоге--субъект не меняет ни себя, ни среду. Возможно нарушение социальных норм из-за бездействия или отсутствия профессиональных знаний и знаний требований законов. Потребительная ориентация поведения обычно отсутствует.

Приспособительный тип. Есть жизненные цели, программа, принимаются взвешенные решения по их реализации, но все это направлено прежде всего на обеспечение личного благополучия. Волевые усилия сосредотачиваются не на реализации главных функции работника, а на соблюдении формы, создании для себя лично желаемых условий труда и жизни. Возможно активно-приспособительное поведение, когда человек ищет среду (коллектив, условия работы), которая удовлетворяла бы его, и пассивно-приспособительное, когда фактическое поведение полностью подгоняется под требования конкретной обстановки. Ни среда, ни личный трудовой потенциал субъекта в процессе поведения не улучшаются.

Разрушительный тип. Для него характерны четкие цели поведения, конкретные смелые решения, активность в их осуществлении. Но все это направлено на обеспечение личного благополучия за счет других, при игнорировании коллективных и общественных интересов. Ни среда, ни личный трудовой потенциал не только не развиваются, но даже разрушаются. Возможны явный, открытый и скрытый, латентный характеры разрушительного поведения. В первом случае преобладают дерзкие поведенческие акты -- прогулы, саботаж, вредительство, халтура; во втором разрушительный характер поведения маскируется под добросовестную работу, но по своей сути стержневой главной линией остается личное обогащение, наслаждения, многократно превышающие личную трудовую отдачу и трудовой вклад. При этом характерны обман, жульничество, преступный сговор, скрытые дефекты в работе, сознательное принятие ошибочных и даже вредных решений, которые могут привести к нарушениям, сбоям производства на последующих этапах или в процессе потребления продукта.

1Вопрос !Поведение субъектов орг.поведения и его регуляторы!

Энциклопедическое определение поведения - это система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде. Еще одно определение (из «Психологического словаря»):

«Поведение - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой... Источником поведения являются потребности живого существа. Поведение осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их... Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и социальной деятельности. На уровне общественно- детерминированной деятельности человека термин «поведение» означает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, например, о высоконравственном, преступном и легкомысленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения».

Поведение организации, регулируют макроэкономические, политические, научно-технические составляющие (объективные по отношению к организации), а также ситуация на рынке, на котором действует организация, особенности ее состояния на данный момент, перспективы развития, ее культура (традиции, обычаи, стиль руководства, отношения по вертикали и горизонтали и т. п.) и потенциал ее руководства (результат и опыт предыдущей деятельности, проявление уровня компетентности и нравственности).

В качестве регуляторов поведения личностей и групп выступают правовые нормы и декреты государства (политические регуляторы), производственно-административные распорядки, организационные уставы и инструкции (организационные регуляторы), обычаи, традиции, общественное мнение (общественные регуляторы). Мораль как система нравственных норм, являющаяся формой общественного сознания, также выполняет функцию регулятора поведения. В хозяйственных организациях, понимающих ценность человека, регулирование его поведения осуществляется на основе стимулирования направлений,соответствующих мотивам поведения. Задача такой организации - выявить актуальные мотивы поведения работника, лежащие в их основе потребности, интересы, ценностные ориентации и обеспечить адекватное внешнее воздействие, т. е. стимулирование (при условии, что это реально выполнимо). В этом случае эффективность воздействия наибольшая, причем иногда при минимальных затратах.

Стимулы, находящиеся в распоряжении организации, могут быть ориентированы на удовлетворение витальных потребностей человека, способствующих поддержанию биологического существования организма (получение пищи, одежды, жилья, безопасности), а могут быть направлены на удовлетворение духовных и социальных потребностей: в развитии культуры, ощущения своей значимости, в причастности к делам группы, организации и т. п. Последние сложнее в разработке и реализации, но и перспективнее для организации и человека, поскольку способствуют наращиванию потенциала, а значит, увеличению отдачи. Они же способствуют развитию личности, реализации смысла жизни человека.

Стимулы могут быть групповыми и индивидуальными, материальными (натуральные выдачи), денежными, косвенно-материальными (в форме льгот), моральными. Моральные стимулы направлены на восприятие психикой человека, на его чувства, эмоции. Они могут быть ориентированы негативно (на чувство страха, зависти и т. п.) и позитивно (на удовлетворение творчеством, достигнутыми результатами, здоровое соперничество, уважение и самоуважение, на эстетическое восприятие и т. п.).

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.

1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ "Я", позитивное мнение человека о самом себе.

3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

7. Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

9. Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10. Освобождающее поведение – человек стремится "обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

12. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от "хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего "локуса контроля" своих поступков, представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).

14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, "редуцирование" разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Потребности

Потребность – предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия.

Желание ассоциируется с ощущением потребности или биологических (есть, спать) или интеллектуальных (читать).

Классификация мотивов по А. Маслоу выглядит следующим образом:

Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.

Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными , а высших – потребностями роста .

А. Маслоу указывал, что существуют различия между низшими и высшими потребностями. Вот некоторые из них:

1. Высшие потребности генетически более поздние.

2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.

4. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.

Мотивация

Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение, описывает отношения, существующие между действием и причинами, которые его объясняют иди оправдывают.

Мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Кроме того, реализация того или иного мотива тесно связана с волевым усилием (произвольность – непроизвольность) и контролем за поведением.

Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т. д.).

Влечение – наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение самым тесным образом связано с элементар­ными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удоволь­ствия связано с естественным стремлением к поддержанию и про­должению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. В этих случаях ребенок начинает проявлять состояние большего или меньшего беспокойства. С другой стороны, всякое неприятное чув­ство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Влечения в их чистом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препят­ствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворен­ная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

Желание. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.

Хотения являются более высокой стадией в развитии мо­тивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием, хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

Виды мотивов:

· Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

· Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

· Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе, попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

· Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

· Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

· Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения.

Тема взаимоотношений детей и родителей, а также психология человека по поведению в настоящее время приобретают все большую актуальность. Многие мамы задаются вопросом: «Почему мой ребенок в определенный период стал вести себя иначе? По какой причине он стал таким неспокойным, агрессивным, гиперактивным и проблемным?» Ответы на эти вопросы следует искать в пособиях классических педагогов, таких как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и т. д. Но если у вас на это совершенно нет времени, предлагаем прочитать данную статью, чтобы понять все тонкости детской психологии изучить типы расстройств и нарушения поведения, а также найти правильный подход к его коррекции и воспитанию ребенка в целом.

Произвольное и непроизвольное поведение

В психологии разделяют два типа поведения: произвольное и непроизвольное. Первым обладают организованные дети, проявляющие выдержку и ответственность в делах. Они готовы подчиняться собственным целям и установленным в обществе нормам, законам, правилам поведения, а также обладают высокой дисциплинированностью. Обычно детей с произвольным типом поведения относят к числу чересчур послушных и примерных. Но согласитесь, что такой способ самоподачи тоже не является идеальным.

Именно поэтому психологи выделяют еще один тип: непроизвольное (слепое) поведение. Такие дети ведут себя неосмысленно и нередко лишены инициативности, они предпочитают игнорировать правила и законы - их просто не существует для таких детей. Нарушения постепенно становятся систематическими, ребенок перестает реагировать на замечания и упреки в свою сторону, считая, что он может поступать так, как ему хочется. И такое поведение тоже считается отклонением от нормы. Вы спросите: какой же тип наиболее приемлем для ребенка? Обе модели поведения требуют коррекционной помощи, которая будет направлена на преодоление негативных личностных черт.

В чем заключается причина отклонений?

Как известно, каждый человек индивидуален, и полагать, что возникновение отклонений в поведении двух детей имеет одинаковые причины, в большинстве случаев ошибочно. Иногда нарушения могут иметь первичную обусловленность и являются особенностью человека. Например, это может быть постоянное изменение психических процессов, моторная заторможенность или же расторможенность, нарушения интеллекта и т. д. Такие отклонения носят название "нейродинамические расстройства". Ребенок может страдать от нервной возбудимости, постоянной эмоциональной неустойчивости и даже от резких смен поведения.

Отклонения от нормы у здоровых детей

Этим детям гораздо сложнее находиться в общественных местах, в общении со сверстниками и близкими им очень трудно найти общий язык. Дезадаптирующие особенности поведения ребят с гиперактивностью указывают на недостаточно сформированные регуляторные механизмы психики, в первую очередь контроля над собой как основного обстоятельства и звена в образовании нарушения поведения.

Демонстративное поведение

При таком намеренно и осознанно нарушает принятые нормы и правила. Причем обращены все его действия в основном ко взрослым. Чаще всего это поведение проявляется следующим образом: дитя кривляется в присутствии взрослых людей, но если они не обращают на него внимания, то это быстро проходит. Если же ребенок находится в центре - он продолжает вести себя как клоун, демонстрируя свою развязность. Интересной особенностью такого поведения является и то, что, если взрослые высказывают замечания ребенку по поводу его некорректного поведения, он начинает еще более активно показывать себя и всячески дурачиться. Таким образом, ребенок при помощи невербальных действий как бы говорит: «Я делаю то, что вас не устраивает. И буду продолжать так себя вести до тех пор, пока вы не потеряете ко мне интерес».

Нехватка внимания - главная причина

Этот способ поведения используется малышом в основном в тех случаях, когда он испытывает недостаток внимания, т. е. общение со взрослыми дефицитное и формальное. Как известно, поведение и психика тесно связаны между собой, поэтому иногда демонстративное поведение применяется детьми и в довольно благополучных семьях, где ребенку уделяют достаточно внимания. В этих ситуациях самоочернение личности используется как попытка выйти из-под власти и контроля со стороны родителей. Кстати, необоснованный плач и нервозность в большинстве случаев также применяется ребенком для самоутверждения перед взрослыми. Дитя не хочет принимать то, что он подвластен им, должен во всем подчиняться и слушаться. Он наоборот пытается «взять верх» над старшими, поскольку ему это необходимо для увеличения собственной значимости.

Протестное поведение

Непокорность и излишнее упрямство, нежелание идти на контакт, повышенная самооценка - все это относится к основным формам проявления протестного поведения. В трехлетнем возрасте (и меньше) такие резкие проявления негативизма в поведении ребенка можно считать нормой, но в дальнейшем это следует расценивать как нарушение поведения. Если дитя не хочет выполнять какие-либо действия только потому, что его об этом попросили или, еще хуже, приказали, то можно сделать вывод, что ребенок просто стремится к независимости, хочет доказать всем, что он уже самостоятельный и не будет следовать приказам. Дети доказывают свою правоту всем независимо от ситуации, даже если в действительности осознают, что поступают неправильно. Таким ребятам крайне важно, чтобы все было так, как они хотят. Считаться с мнением старшего поколения для них непозволительно, да и общепринятые нормы поведения они всегда игнорируют.

В результате во взаимоотношениях возникают разногласия, а перевоспитание без помощи специалиста становится практически невозможным. Чаще всего такое поведение приобретает постоянную форму, особенно когда в семье часто возникают разногласия, но взрослые не желают идти на компромисс, а просто пытаются воспитывать ребенка криками и приказаниями. Нередко упрямство и напористость определяются как «дух противоречия». Ребенок, как правило, чувствует вину и переживает по поводу своего поведения, но тем не менее снова продолжает себя так вести. Причиной такого постоянного упрямства является длительный стресс, с которым дитя не может справиться в одиночку, а также нарушения интеллекта и перевозбудимость.

Следовательно, возникновение нарушения поведения может иметь разные причины. Разобраться в них — значит найти ключ к чаду, к его активности и деятельности.

Агрессивное поведение

Является целенаправленным и разрушительным. Используя такой вид, ребенок намеренно сопротивляется законам и нормам жизнедеятельности людей в социуме, всячески вредит «объектам нападения», причем это могут быть как люди, так и вещи, вызывает у тех, с кем взаимодействует, отрицательные эмоции, неприязнь, страх и подавленность.

Подобные действия могут осуществляться для непосредственного достижения важных целей и психологической разрядки. Самоутверждение и самореализация - вот то, ради чего ребенок может вести себя слишком агрессивно. Агрессия может быть направлена либо на сам объект, из-за которого возникает раздражительность, либо на отвлеченные предметы, которые не имеют к ней никакого отношения. Ребенок в таких случаях практически неуправляем: завязать драку с кем-либо, разрушить все, что попадется под руку, закатывать истерики - все это ребенок может делать без зазрения совести, считая, что за этими действиями не последует наказания. Однако агрессивность может проявляться и без рукоприкладства, а значит, могут использоваться другие поведенческие факторы. Например, дитя может оскорблять окружающих, дразнить их и ругаться. В этих действиях проглядывается неудовлетворенная необходимость в повышении собственной значимости.

Зачем и почему ребенок себя так ведет?

Проявляя агрессию, ребенок чувствует свое сомнительное превосходство над другими, силу и непокорность. Основными причинами нарушения поведения являются проблемы и трудности, возникающие у детей из-за учебы. Профессионалы называют такое невротическое расстройство дидактогенией. Именно оно выступает одной из главных причин, приводящих к суициду. Но в чрезмерной агрессивности ребенка нельзя винить только обучение. Негативное воздействие компьютерных игр, влияние СМИ и изменения системы ценностей в отношениях, дисгармония в семье, а именно постоянные ссоры родителей и драки - все эти факторы также могут оказывать негативное влияние на детскую психику. Если ваш ребенок стал слишком импульсивным, вспыльчивым, тревожным или эмоционально неустойчивым, то самое время обратиться к психологу либо попробовать самостоятельно провести беседу и выяснить, в чем кроется причина проявления агрессии.

Инфантильность в поведении

Если вы замечаете, что ребенок ведет себя не по возрасту и ему присущи детские повадки, то дитя можно считать инфантильным. Такие школьники, занимаясь довольно серьезной деятельностью, продолжают видеть во всем лишь развлечение и игру. К примеру, во время уроков ребенок, даже сам того не замечая, может внезапно отвлечься от работы и начать играть. Учителя обычно расценивают такое поведение как нарушение дисциплины и непослушание, но в таком случае необходимо учитывать то, что ребенок делает это совсем не для того, чтобы разозлить преподавателя или получить выговор. Даже если ребенок нормально или слишком быстро развивается, в его поведении все равно проглядывается некоторая незрелость, беззаботность и легкость. Таким детям жизненно необходимо постоянно чувствовать чью-то заботу или внимание, они не могут самостоятельно принимать решения, боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Они беззащитны, нерешительны и наивны.

Инфантильность впоследствии может приводить к нежелательным последствиям в социуме. Дитя, у которого наблюдается такой тип поведения, нередко оказывается под влиянием ровесников или детей старшего возраста с асоциальными установками. Не думая, он приобщается к действиям и поступкам, нарушающим общую дисциплину и правила. Этим детям присущи такие поведенческие факторы, как переживание и душевная боль, поскольку они имеют предрасположенность к карикатурным реакциям.

Конформное поведение

Теперь поговорим о чересчур дисциплинированном поведении. Специалисты называют его конформным. Как правило, взрослые гордятся подобным поведением своих детей, однако оно так же, как и все вышеперечисленное, является отклонением от нормы. Беспрекословное послушание, слепое следование правилам вопреки своему мнению в некоторых случаях может привести даже к более серьезным расстройствам психики ребенка.

Причиной чрезмерного подчинения может быть авторитарный стиль воспитания у родителей, гиперопека и контроль. Дети в таких семьях не имеют возможности развиваться в творческом плане, так как все их действия ограничиваются родительскими установками. Они очень зависимы от чужого мнения, склонны к быстрой смене точки зрения под чужим влиянием. И как вы уже поняли, очень большую роль в определении поведения играет именно психология человека. По поведению можно определить, имеются ли у ребенка проблемы с психикой, как у него обстоят дела в общении с родными, близкими и друзьяи, насколько он уравновешен и спокоен.

Способы коррекции детского поведения

Методы коррекции напрямую зависят от характера педагогической запущенности, модели поведения и того, как воспитан ребенок в целом. Образ жизни, поведение окружающих людей и социальные условия также играют немаловажную роль. Одним из основных направлений коррекции считается организация деятельности детей в соответствии с их интересами и увлечениями. Задача любой коррекции заключается вактивизации и побуждении детей к борьбе с наблюдающимися у них негативными качествами, плохими манерами и вредными привычками. Конечно же, сейчас существуют и другие направления и методические приемы коррекции отклонений в поведении детей, а именно внушение, библиотерапия, музыкотерапия, логотерапия, арттерапия, игротерапия. Как было упомянуто выше, последний способ является наиболее популярным и эффективным.

Загрузка...