Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Чтоб кусался зубок. Детские стишки, прибаутки. Мы пришли умыться

Потешки-действия. Помогают при совершении различных процедур. В основном – не очень любимых гигиенических:)

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь-кусь-кусь-кусь

Ничего я не боюсь!

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик гриб сорвал,

этот пальчик жарить стал,

ну а этот (большой палец) его съел,

потому и растолстел!

Поехали-поехали за грецкими орехами,

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам

И в яму бух!

Стишки, прибаутки. Для развития речи, привлечения (или отвлечения) внимания, засыпания.

Ой-люли, та-ра-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе лужок, а на том лужку дубок,

А на том дубку сидит ворон в красных сапогах,

Ворон в красных сапогах, во сиреневых серьгах.

Черный ворон на дубу, он играет во трубу –

Бу-бу-бу, бу-бу, бу-бу.

Труба точеная, позолоченная.

Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

Шило солнышко рубашку,

Был и месяц за портняжку.

Ветерок обновку взял –

Пастушатам передал.

Скучно волку жить в лесу – он заводит песню.

Так неладно, так нескладно – хоть беги из лесу.

Перед ним лисица пляшет, рыжей лапой машет.

Хоть ни ладу и ни складу – пляшет до упаду.

Воробей пищит на ветке изо всех силенок.

Пусть нескладно, непонятно – все равно приятно.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот – задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке,

Волки на кобыле, львы – в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике, жаба – на метле.

Едут и смеются, и пряники жуют!

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет

Шишка вдруг упала – прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою – топ!

Стуки-стуки, глянь в ворота: верно, в гости едет кто-то.

Едет целая семья - впереди идет свинья.

Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.

Кот и песик удивились – даже помирились.

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку, желтому песочку.

Проплутала долго – испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец – вот он, рядом.

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть?

Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.

Собака на кухне пироги печет.

Кот в углу сухари толчет.

Кошка в окошке платье шьет.

Курочка в сапожках избушку метет.

Вымела избушку, положила половичок:

– Ляг, половичок, под порог на бочок!

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Стишки-диалоги. Можно разучить «по ролям».

– Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший? А кто у вас меньший?

– Мы все подрастем, за мышами пойдем.

Один дедушка-кот будет дома сидеть

Да на печке лежать - нас с добром поджидать.

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Разделы: Внеклассная работа

  • Дать представление о роли зубов в системе пищеварения.
  • Ознакомить учащихся со строением полости рта, строением зубов, правилами ухода за зубами.
  • Рассказать о влиянии продуктов питания на зубную эмаль.

Этапы работы.

  • Роль зубов в жизни человека. Строение зубов.
  • Заболевания зубов.
  • Гигиена полости рта.
  • Правила сохранения зубов здоровыми.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отгадайте загадку.

Когда мы едим - они работают.
Когда не едим - отдыхают.
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)

Костяная спинка, жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)

О чем пойдет речь на нашем занятии?

Народная мудрость гласит "Рот без зубов - что мельница без жерновов".

Как вы можете это объяснить?

Страница №1.

Роль зубов в жизни человека

Зубы играют важную роль в жизнедеятельности организма питании, дыхании, формировании звуков.

Зубы обеспечивают механическую обработку пищи, позволяя человеку употреблять продукты различной степени твердости. Пища, поступающая в желудок без достаточной механической обработки, может привести к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта. Нередко заболевания зубов и около зубных тканей вызывают нарушение общего состояния человека.

Каждый человек в течение своей жизни имеет 2 комплекта зубов. Первые - временные (молочные - 20 зубов), с 6 до 14 лет временные зубы заменяются постоянными. Несколько позднее появляются " зубы мудрости". У некоторых людей некоторые или все "зубы мудрости" отсутствуют. Таким образом, у взрослого человека должно быть от 28 до 32 зубов. На каждой челюсти различают следующие зубы резцы (центральные и боковые), клыки, малые коренные зубы и большие коренные зубы. Резцы и клыки откусывают пищу, а коренные (они имеют бугристую поверхность) дробят и перетирают. Вместо постоянного зуба, если он заболеет и разрушится, новый уже не вырастет, поэтому очень важно правильно ухаживать за зубами, чтобы сохранить их на всю жизнь.

Как устроен зуб.

В каждом зубе различают три части коронку, корень и шейку. Коронка возвышается над десной. Она покрыта эмалью. Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости. Между корнем и коронкой зуба располагается его шейка.

Эмаль (верхнее покрытие зуба)

Пульпа (костное вещество внутри зуба, которое питает ткани зуба)

Корень (находится в челюсти)

Нервные окончания.

Страница № 2.

Заболевания зубов.

Что такое кариес зубов и как его предупредить?

Среди заболеваний зубов наиболее распространен кариес. Им поражено 90 - 100 населения.

К а р и е с - это разрушение твердых тканей зуба. Основные причины, вызывающие кариес зубов микроорганизмы, углеводы и зубной налет. Как же развивается кариес? Вначале поражается поверхность эмали зуба. Если заболевание зуба развивается, то ткани зуба начинают разрушаться. При этом могут появиться болевые ощущения на холодную, сладкую, соленую пищу и питье. В этой стадии заболевания только пломбирование зуба может спасти его от дальнейшего разрушения. Если же не обратиться к врачу, болезнь будет развиваться, что приведет к потере зуба.

Заболевание пародонтита.

П а р о д о н т - это комплекс тканей, находящихся вокруг зуба.

П а р о д о н т и т - воспаление тканей пародонта. Десна кровоточит особенно при чистке зубов, еде. Затем зубы начинают шататься и выпадают.

Г и н г и в и т - заболевание, поражающее десны. Она охватывает всю десну и характеризуется кровоточивостью, болезненностью десен. Нередко гингивит возникает у людей, которые пренебрегают чисткой зубов.

Некоторые продукты питания способствуют развитию кариеса. Не желательно большое употребление конфет, печенье,карамель, вафли, казинаки, ирис, леденцы. Шоколадные конфеты менее вредны, так как быстро вымываются с поверхности эмали.

Если утром на тарелке
Принести орехов белке,
То она с большим стараньем
Приступает к разгрызанью.
В этом деле, несомненно,
Роль зубов первостепенна.
Потому - то в речке мелкой,
Часто чистят зубы белки.

Как правильно чистить зубы?

Очень важно постоянно проводить чистку зубов, но необходимо делать это правильно. В зависимости от состояния зубов, десен выбирают тот или иной метод чистки, определяют необходимую жесткость щетки, средства для чистки зубов. На верхней челюсти движения щетки направлены сверху вниз, а на нижней - снизу вверх. Такими движениями очищают верхнюю и нижнюю челюсть отдельно, проводя одновременно массаж мягких тканей, что способствует улучшению кровообращения в слизистой оболочке, укрепляет ее.Особенно тщательно необходимо чистить язычные поверхности зубов, так как именно на них больше всего накапливается и отлагается зубной налет. Зубная щетка должна проникать в места скопления и задержки пищевых остатков. Для того чтобы хорошо вычистить зубы, необходимо не менее 3-4 минут, по 1,5 - 2 минуты на каждую челюсть.

Разнообразие гигиенических средств.

Искусственные гигиенические средства (порошки, полоскания и т.д.) и соответствующие инструменты (зубочистки, щетки) для чистки зубов применялись человеком с давних времен. В недалеком прошлом для чистки зубов применялись зубные порошки. Их сменили зубные пасты. В настоящее время производится значительный ассортимент зубных паст, подразделяющихся на две группы. К первой относятся г и г и е н и ч е с к и е зубные пасты, которые способствуют очистке зубов и полости рта от остатков пищи и мягкого налета. Другую группу составляют л е ч е б н о - п р о ф и л а к т и ч е с к и е пасты. Производятся также зубные эликсиры, являющиеся вспомогательным гигиеническим средством, предназначенным для освежения полости рта и применении преимущественно для полоскания после чистки зубов, а также после приема пищи.

Зубная щетка выполняет основную функцию в уходе за зубами. Наиболее рациональная зубная щетка должна иметь головку длиной 20 - 30 мм при ширине 10 -12 мм. Ряды щетинок должны располагаться редко, на растоянии2 - 2,5 мм, не более трех в ряду. Высота щетинок не должна превышать10 - 12 мм. Щетина зубной щетки не должна быть жесткой, потому что эмаль детских зубов менее прочна, чем у взрослых. Зубную щетку необходимо содержать в абсолютной чистоте. Новую щетку перед употреблением необходимо тщательно вымыть, а затем густо намыленной оставить на ночь. После использования зубную щетку необходимо тщательно вымыть с мылом. Хранить щетку нужно в стакане. Щетку необходимо менять через 3-4 месяца.

В последнее время получил широкое распространение чистка межзубных промежутков. Для этого используют зубную нить. Кусочек нитки длиной 20 - 30 см наматывают на средние пальцы обеих рук так, чтобы нить удерживать большим и указательным пальцами; затем вводят в межзубный промежуток, заводят в десневую борозду и выводят вверх. Не следует пренебрегать зубочистками.

Мы чистим зубы дважды в день,
И делать это нам не лень.
Три минуты щеткой с пастой
Чистим зубы все подряд
Чистим сверху, чистим снизу,
И снаружи и внутри.
Вычищаем всех бактерий
И язык почистили...
В промежутках чистим флоссом,
Разрешая все вопросы.
Рот осталось сполоснуть.
Нами выбран верный путь.

Страница № 4.

Чтоб кусался зубок:

  • не бери в рот металлические предметы;
  • не бери в рот холодную воду сразу после горячей;
  • не кури;
  • ешь больше фруктов;
  • больные зубы лечи сразу;
  • чисти зубы 2 раза в день;
  • после каждого приема пищи хорошо прополощи рот.

Итог занятия.

Назовите правила ухода за ротовой полостью.

Какие приспособления используют для чистки зубов?

Какие типы зубной пасты применяют для ухода за зубами?

Мы проснулись, потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!

Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.

Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
(Девочка-чистюля!)
Целуй меня, мамуля!

Хлюп-хлюп ручками

Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай Леночка,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Леночка помоется,
Причешется, оденется.

Доченьке

Мы пойдем купаться и в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться, будет Света мыться.
Мы помоем ножки нашей милой крошке,
Вымоем ручонки маленькой Светланке,
Спинку и животик, личико и ротик —
Чистая какая доченька родная!

Мы пришли умыться!

Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

Водичка

Водичка водичка умой мое личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Щечки? -Мыли.

Щечки? Мыли.
Носик? Мыли?
А глазки? Забыли.

Ай, лады, лады…

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Кто будет купаться?

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Кран, откройся!

Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Моемся мы в тазике

Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.

Море-морюшко

Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок,
По волнам гони стружок!
Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

Водичка-водичка

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

Ёжик

Ёжик в бане вымыл ушки,
шейку, кожицу на брюшке
, и спросил енота ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»

Конспект занятия

По воспитанию здорового образа жизни у детей средней группы.

Беседа «Чтоб кусался зубок…»

Воспитатель

МАОУ Прогимназия №108

Кокорина Наталья Юрьевна

Бурятия город Улан-Удэ

Цель : продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены, учить детей ухаживать за зубами и полостью рта

Задачи: - закрепить правила чистки зубов, о здоровом питании;

Способствовать развитию умения чистить зубы по алгоритму (по схеме, последовательно);

Воспитывать потребность заботится о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы тщательно и регулярно);

Формировать познавательный интерес к человеку.

Ход занятия

Организационный момент. В группу заходит врач-воспитатель в белом халате, игрушкой крокодилом.

- Здравствуйте ребята! Я врач, который лечит зубы. А вы знаете, как называют такого врача? (ответы детей )

Сегодня, мне хочется побеседовать с вами на очень важную тему. (Далее врач-стоматолог предлагает детям сесть и поговорить о зубах).

Ребята, скажите, зачем человеку нужны зубы? (Ответы детей)

Наши зубы помогают нам пережевывать пищу, правильно произносить звуки. Посмотрите, какие зубки все ровненькие, белые блестящие, одетые в красивую «рубашку» эмаль.

Ребята, подумайте и скажите, могут ли зубы всегда оставаться такими красивыми? (Ответы детей)

Посмотрите, сегодня я к вам пришла не одна, а с крокодилом, у него заболели зубы. Как вы думаете, почему у крокодила заболели зубы?

Я знаю, что у вас тоже иногда болят зубы, и вы приходите на прием к врачу стоматологу. Давайте вместе подумаем, и найдем причину, почему ваши зубы начинают болеть?

Ребятки, скажите, что вы больше всего любите кушать?

(ответы детей)

А конфеты, шоколадки, торты, варенье любите кушать? Все правильно, мы все обожаем кушать сладости, но оказывается, когда много кушаешь сладости, они начинают разрушать наши зубы, на зубах появляется дырочка и зуб начинает болеть. А когда зуб болит, куда мы идем? (ответы детей )

Правильно, мы должны идти к врачу и лечить зуб. Но чтобы наши зубы не болели , лучше всего подражать зайчонку – есть больше овощей и фруктов, и конечно не пить без конца сладкий чай и компот. А вот кефир и молоко пить полезно.

Ребята, а давайте отдохнём!

Физкультминутка :

Наши деточки устали,

И со стульчиков все стали,

Потянулись, потянулись,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

Сами вытремся посуше.

Ребята, сколько у нас во рту зубов? (ответы детей)

Их у нас много, покажите мне свои зубки. Вот какие они у вас красивые. Но каждый наш зубик нужно беречь и охранять.

Беречь, мы уже знаем как:

1. Не есть слишком много сладостей.

2. А еще нужно, после еды полоскать рот теплой водой. Чтобы смыть с зубов остатки пищи.

Ну, теперь нам совсем стало ясно, как беречь зубы. Но кто же их будет охранять, мы узнаем, если вы отгадаете загадки :

1. Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам.

Ответ : Зубная щетка

2. Белая река

В пещеру затекла,

Чистит добела.

Ответ : Зубная паста

Вот наши основные помощники, в сохранении зубов. (показываю детям зубную щетку и зубную пасту)

Ребята, а вы дружите с зубной пастой и щеткой? (Ответы детей)

Давайте вспомним и покажем крокодилу, как нужно правильно чистить передние зубы (Дети вместе с воспитателем имитируют чистку зубов движение руки снизу – вверх, с верху – вниз). А теперь боковые зубы с левой стороны, и боковые зубы с правой стороны, вперед-назад, вперед-назад.

Молодцы, я вижу, что вы все умеете чистить свои зубки и теперь знаете, как можно их сохранить целыми и здоровыми. Ну а мне пора возвращаться в стоматологию, меня ждут ребята, которые пришли лечить свои зубы. Соблюдайте правила и некогда не болейте, досвидание ребята.


Каждая молодая мама рано или поздно знакомится с удивительными потешками и рассказывает их своему любимому крохе при каждом удобном случае. Сегодня предлагаю в помощь молодой родительнице лучшие потешки для купания и умывания ребенка. Такие интересные потешки, наверняка, помогут приучить маленького нехочуху к умываниям и купаниям.

Потешки для купания и умывания

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя —
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

* * *

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

* * *

Кто там будет куп-куп? По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг! В ванне ножкой дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться — грязь куда-то денется

***

Пришел медведь ко броду — бултых в воду.
Уж он мок там мок, уж он кис там кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Даня умывается,
Солнцу улыбается!

***

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Ксюша мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Ксюшонке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

***

Отчего течет вода
с нашего младенца?
Нас достали из пруда,
дайте полотенце!

***

Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

***

Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.

***

Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три,
Морская фигура, замри!

***

Плыли-плыли корабли,
Долго плыли до земли,
Долго плыли,
Долго плыли,
И приплыли —
Как смогли.

***

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы -
Четырнадцать мышат.
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток,
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
Соломенные весла
У маленьких гребцов.
Везет, везет кораблик
Полфунта леденцов.
Ведет кораблик утка,
Испытанный моряк.
- Земля! - сказала утка.
Причаливайте!
Кряк!

***

Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо

* * *

Чистим чистим трубочиста
— чисто чисто, чисто чисто
Будет будет трубочист
чист чист чист чист.

* * *

Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

* * *

Кран,
Откройся!

Нос,
Умойся!

Глаз,
Купайся!

Грязь,
Сдавайся!

***

Как по лугу, лугу,
По зелёну лугу
Разливалася вода,
Расстилалася трава,
Расстилалася трава,
Трава шёлкова.

***

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.

***

Водичка, водичка,
Умой мое личко,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

***

Когда малыш сидит в ванночке во время купания, научите его бить ручками по воде и брызгаться:

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам!

Гром! Гром! Как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят!

Только мой сынишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.

Загрузка...