Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Пространственное мышление необходимо в профессии. Как развить пространственное мышление. Виды пространственного мышления

Психологи, исследующие закономерности восприятия, выявили, что пространственная ориентация и пространственное мышление по-разному развиваются у людей, живущих в горах и в долине. Те, кто привык смотреть со склонов гор вниз, хорошо определяют размеры объектов внизу, но зато сильно путают размеры объектов, расположенных по линии горизонта.

И наоборот, жители долин ошибаются насчет размеров, глядя с высоты, но точны в своих оценках расстояний на равнинной местности. Эти наблюдения подтверждают, что пространственные навыки развиваются естественным образом в ходе приобретения человеком соответствующего опыта .

По мере взросления навык пространственного восприятия окружающего мира перерастает в способность представлять объемные структуры и объекты в пространстве и мысленно манипулировать ими. Пространственное мышление – это предпосылка логического мышления и умений оперировать числами и размерами . Изучение в школе геометрии направлено не столько на то, чтобы вырастить из детей математиков, сколько на развитие именно этой способности.

Человек с развитым пространственным интеллектом легче остальных справляется со многими профессиональными и просто жизненными задачами.

Без пространственного мышления не получится успешно выполнять деятельность:

  • художника;
  • дизайнера;
  • архитектора;
  • инженера-конструктора;
  • и инженера-технолога;
  • специалиста по логистике (и транспортной, и складской).

Список достаточно длинный. Да и в обыденной жизни это качество позволит:

  • компактно загрузить посудомоечную машину;
  • разобраться с картой местности и, не прибегая к навигатору, добраться в нужное место.

А смысл фраз вроде «ближайший к дому магазин» или «на левой стороне улицы» и вовсе был бы непонятен без этой когнитивной способности нашего мозга.

Свойственно ли вам испытывать затруднение при выполнении следующих задач:

  • максимально полно загрузить багажник автомобиля;
  • рассчитать точно габариты парковочного места и успешно припарковаться;
  • сориентироваться в незнакомой местности, отчетливо представляя, как это место выглядело на карте;
  • разобраться в зеркальном отображении предметов в комнате;
  • расставить новую мебель в заданном пространстве без ее многократных передвижек по комнате?

Если вы почувствовали, что не самым лучшим образом решаете эти и подобные им задачи, то стоит уделить внимание специальным тренировкам пространственного мышления. Кстати, традиционно считается, что у мужчин лучше развито пространственное мышление и ориентация на больших расстояниях, а у женщин лучше способность ориентироваться в небольшом пространстве. Вот откуда совет психологов: «Если вы потеряли дома вещь, попросите о помощи женщину, а если заблудились на улице, спросите дорогу у мужчины ».

Пространственный интеллект опирается на две умственные способности, это:

  • способность к пространственной визуализации, т.е. воображение, позволяющее выстраивать в сознании пространственные образы;
  • пространственное мышление, т.е. процесс мысленного манипулирования этими изображениями.

Как можно узнать о своих пространственных способностях

Первый и самый простой путь – это самонаблюдение . Попробуйте мысленно представить вашу комнату. Чем больше деталей вы сможете воссоздать, тем лучше ваши пространственные навыки визуализации. Теперь мысленно поверните эту комнату, например, на 90 градусов по отношению к себе. Чем легче вы сможете мысленно вращать или изменять расположение комнаты, тем лучше ваше пространственное мышление.

Каковы ваши навыки ориентации в пространстве? Легко ли даются вам различные способы вычисления

  • расстояния;
  • системы координат;
  • двух и трех измерений;
  • широты и долготы?

Пространство также включает в себя взаимное расположение объектов по отношению друг к другу, понятия смежности, перекрестков и далеко-близко друг от друга расположенных регионов. Насколько уверенно вы пользуетесь этими понятиями? Как легко вы воспроизводите в памяти представленность объектов в пространстве? Используете ли вы, и насколько успешно, в своей деятельности

  • символы;
  • графические изображения;
  • точки, линии;
  • стрелки

для изображения того, как представлены в пространстве объекты?

«С Викиум вы сможете начать развивать пространсвенное мышление онлайн»

Как вы владеете различными способами мышления о расстояниях и взаимосвязях объектов? Можете ли вы экстраполировать и интерполировать? Уверенно ли вы разбираетесь в таких понятиях, как атмосфера,

  • литосфера,
  • гидросфера,
  • геосфера.
  • биосфера?
  • Можете ли вы, опираясь на трехмерный чертеж какой-либо детали, представить, как будет выглядеть изготовленная деталь?
  • Можете ли вы изготовить несложную вещь по чертежу?
  • Если бы вам пришлось разбираться с неисправностью в двигателе, насколько уверенно вы сориентировались бы в этой ситуации?
  • Если вы увлекаетесь кулинарией и готовите сложные блюда, можете вы представить заранее, как оно будет выглядеть?

Второй путь – сравнение себя с другими . Сравните свои успехи в видах деятельности, требующих пространственных навыков, с успехами своих друзей и знакомых. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вы не хуже, а, может, даже и лучше других справляетесь с такими делами, как, например:

  • строительство песочных замков на пляже;
  • лепка фигур из пластилина или глины;
  • поиск и постановка кадра и композиции при фотографировании;
  • техническое рисование;
  • игра в шахматы и шашки;
  • 3D-моделирование, где требуется умение манипулировать формами;
  • компьютерные игры;
  • ориентировка на местности с помощью компаса и карты.

И наконец, третий путь – выполнение тестовых заданий . Подобные задания встречаются практически во всех тестах оценки интеллекта. Чаще всего задание представляет собою выбор «правильной» развертки, которая соответствовала бы тестовой фигуре. Для решения следует мысленно сложить развертку и убедиться, что ее трехмерный образ – это и есть заданный образец.

В последнее время появилось много разнообразных специальных компьютерных тестов на оценку визуально-пространственного интеллекта. Они требуют разобраться с задачей, где задания связаны с необходимостью мысленно вращать, перемещать, изменять размеры и соединять воедино образы или их элементы. Такие 3D головоломки требуют от человека способностей манипулирования без использования рук, а исключительно в своем воображении.

Вы можете также пробовать свои силы не в специальных заданиях, а разнообразных упражнениях, требующих пространственного мышления. Например, о многом вам скажут игры на пространственное мышление. Легко ли вам даются такие популярные развлечения, как

  • кубик Рубика (кстати, на сегодняшний день его признают едва ли не совершенным методом тренировки пространственного мышления);
  • головоломки;
  • Тетрис?

Как проверить пространственное мышление с помощью компьютерной диагностики

Хотите узнать о своем пространственном мышлении основательнее? Тогда попробуйте свои силы на сайте «Викиум» и выполните предложенные там задания на пространственное мышление. На первый взгляд, совсем несложные и даже по-своему забавные, они, тем не менее, с достаточной степенью точности покажут вам ваш уровень пространственного мышления.

Начните с тренажера «Многоугольники» и попробуйте оценить свой навык распознавания положения тестовой фигуры на фоне «информационного шума». Тренажер «Похожие картины» , где требуется оперативно отслеживать изменения, так увлечет вас, что вы забудете про диагностику.

Тренажеры «Поворот », «Собери квадрат» и «Геометрия » — более сложные и рассчитаны на уже сформировавшиеся пространственное мышление и пространственные представления. Придется вспомнить старую добрую стереометрию, чтобы ответить на вопрос о том, совпадают ли фигуры после поворота в задании «Поворот» и мысленно собрать квадрат из элементов в задании «Собери квадрат». Здесь потребуется навык пространственной ориентации и удержания в памяти расположения фигур и направления ее сторон.

Возможно, с первого раза упражнения покажутся вам непривычно сложными. Но ведь и пространственное мышление – очень сложный когнитивный процесс, опирающийся на мысленное логическое оперирование образами и структурами.

Последние исследования показали, что…

…пространственное мышление при всей его сложности может успешно развиваться на протяжении всей жизни человека . Хотя традиционно развивающие упражнения предлагаются детям разных возрастов, взрослые тоже могут надеяться получить неплохие результаты после соответствующих тренировок.

Обзор 217 научных исследований, проведенный группой ученых под руководством профессора психологии Д. Утталом, подтвердил, что люди всех возрастов с помощью обучения могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков. Это важное замечание позволило положить конец долгим дебатам о пользе обучения пространственному мышлению людей зрелого возраста. Одним из успешных методов такого типа обучения стали учебные видео игры и компьютерные тренажеры.

Ирина Дзагоева
Как развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста?

Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте . Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление . Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности , графических изображений, условных обозначений.

Пространственное мышление - это база , на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве , создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт , что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства : размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т . п.

Как только ребенок начинает понимать принципы построения фигур, его способности производить арифметические действия резко улучшаются. Без этого вида мышления становится невозможным процесс запоминания, так как запоминаем мы не что иное, как образы.

Одним из главных направлений организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления .

Понятие "конструктивное мышление " состоит из понятия мышления и его определения - конструктивное. В повседневной жизни прежде, чем приступать к какой-либо деятельности, мы четко представляем себе результат, раскладывая по полочкам все детали. В противном случае на выходе может получиться совсем не то, что задумывалось.

При чтении художественной литературы, в воображении создается целый кинофильм, оживляющий события книги. Это позволяет производить глубокий анализ произведения, и, конечно, процесс чтения становится более интересным.

2-3-летнему малышу не надо запрещать залезать под стол или в шкаф, сооружать пирамиду из папиных книжек и раскрашивать себя, изображая индейца. Ваш ребенок неосознанно пытается развить в себе задатки гения-математика, способности к логике. Возраст от 2 до 3 лет – это период активного знакомства с окружающим миром, овладения речью, предметные действия, продуктивная деятельность и творческое начало. Конструирование из строительного материала позволяет создать простые постройки : дорожки, домики, башенки и пр., развивая координацию движений, обогащая словарный запас.

В возрасте 3–4 лет у ребенка возрастает познавательная активность, заставляя его задавать многочисленные вопросы , чтобы получить новую информацию; появляется сознательное управление своим поведением; совершенствуются все психические процессы. Сверстники для ребенка – уже партнеры в практической деятельности. Развивается основная функция речи – функция общения и социальной связи. Конструируя, малыш любит комментировать свои действия. Он вступает в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми; пытается планировать свою деятельность, влиять на действия партнера, распределить в игре роли.

Конструирование уже выступает как деятельность, но оно еще тесно связано с игрой. Для этого возраста характерно активное развитие практического экспериментирования. Дети любят сравнивать строительные детали и геометрические фигуры, сортировать их, комбинировать, подбирать, открывая при этом их физические и конструктивные свойства, придумывая свои приемы конструирования. Активно развиваются детская фантазия и воображение.

В возрасте 4–5 лет дошкольники имеют представление об основах конструирования по занятиям с кубиками, пластмассовым конструктором, они складывали домики из пластилиновых брёвен и пристраивали к ним крышу из палочек - вон она, конструктивная деятельность. Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей , их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка . У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь , так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает . Дети охотно группа строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно. Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Действительность в играх детей отражается значительно полнее. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность. Детям нравится, что воспитатель от них требует значительно большего в работе, чем от малышей. У них появляются элементы самоконтроля : замечают свои ошибки, неточности в изображении и стараются исправить их, понимают, чему еще не научились, чем не овладели. Они с большим интересом конструируют, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особое удовлетворение и радость вызывает у них успешно выполненная задача. Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Развитие речи приводит к тому, что общение детей становится более свободным. Они охотно делятся опытом с товарищами, способны правильно ответить и объяснить, что они делают, умеют договориться, что будут вместе конструировать.

Познавательные процессы в 6-7 лет претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления . Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение , но часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные.

Игры на развитие пространственного мышления

Игра «Помести кошку»

Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) - пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

Игра «Расставь правильно!»

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям : ближе (ближе чем, дальше (дальше чем, немного вперед, назад, слева от и т. п.

Игра «Метаморфозы»

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу : нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т. д.

Игра «Спецагент на задании»

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы , используя слова - указатели местоположения : какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице - там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра «Рисунок на спине»

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы - пусть пытается угадать, что вы изображаете.

Игра «Муха»

В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель» . Игроки представляют - а наблюдатель расчерчивает - игровое поле : решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.

Игра «Маршрут движения»

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту ) . Объясните ребенку, что он - полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите) . Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево» . Затем «смените роль» : теперь ребенок - диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз» .

Игра «Волшебный мешочек»

Сложите в небольшой мешочек различные фигурки - лучше стереометрические (кубик, шарик и др., но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.) . Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

Складывайте с ребенком фигурки в технике оригами, собирайте пазлы (в том числе трехмерные, лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры (танграм, шашки, шахматы, нарды, «бродилки» , стратегии, Дженгу). Рисуйте с ребенком планы - местности, помещения.

Прячьте для него «клады» - путь ищет по картам, схемам. Решайте загадки : они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.

Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Нарушение этого вида мышления приводит к глобальной дезориентации человека.

С точки зрения психологии – это процесс, который создает пространственные образы и определяет отношения между ними.

С практической точки зрения пространственное мышление позволяет человеку проще решать задачи по геометрии, химии, физике, черчению и даже лучше справляться с процессом изучения литературы. С помощью трехмерного мышления возможно формирование в сознании картин в динамике, что делает процесс чтения или изучения чего-либо захватывающим и интересным. Такой вид мышления достигает высокого уровня развития в спортивной профессии, связанной с ориентацией в пространстве.

В психологии так же бытует мнение, что ориентация в пространстве и связанное с ней мышление по разному проявляет себя у жителей разной местности . Научное исследование показало, что люди, проживающее в горах, легко могут определить размер объекта, расположенного внизу, чем прямо или вверху. Живущие в долинах – склонны к верному определению размера и расстояния на равнине. И эта особенность не нарушение функционирования пространственного восприятия, данное наблюдение говорит о следующем:

Пространственное мышление и навыки, связанные с ним, получают свое развитие и достигают более высокого уровня посредством получения человеком аналогичного опыта.

Составные части

Характеристика пространственного интеллекта включает в себя несколько этапов, имеющих ряд специфических особенностей:

  • Анализ – разделение объекта или задачи на составляющие его части.
  • Синтез – обратный анализу процесс – соединение объекта или задачи в единое целое.
  • Абстрагирование – определение нескольких этапов задания, которые должны быть в нем. На этом этапе происходит формирование понятий.
  • Обобщение – определение и выделение значимых частей объекта или предмета, которые нужно сравнить между собой.
  • Конкретизация – обратный процесс обобщения – выделение характерных заданию этапов, не связанных с этапами решений.

В конце статьи представлен тест на определение уровня развития пространственного интеллекта, который строится на этих этапах. В основном, тест состоит из определения соотношения и последовательности разнообразных фигур.

Методы развития

Развитие пространственного мышления лучше всего начинать в раннем детстве, потому что к подростковому возрасту его формирование считается уже полностью завершенным. Однако, в психологии существуют методы и упражнения, способствующие развитию его более высокого уровня и в более зрелом возрасте. Незначительное нарушение в структуре трехмерного мышления с точки зрения психологии возможно корректировать, так же используя упражнения и игры, список которых представлен ниже :

  1. Оригами, пазлы

Формирование в голове форм фигур происходит в процессе складывания пазлов и различных предметов из бумаги. Происходит это благодаря тому, что прежде чем фигуру сложить – ее надо представить в голове. Методы конструкторской деятельности так же подходят для изучения предметов в школе – они облегчают исследование литературы, переключая детей на практические действия.

  1. Манипуляции с фигурами

Для этого нужно взять несколько фигур – например, квадрат, круг, куб и т.п. Их нужно попробовать наложить друг на друга и запечатлеть в сознании полученный результат. Усложняя это упражнение, попробуйте тоже самое сделать мысленно – представьте фигуру в объемном формате, назовите ее стороны, точки соединения, как будет выглядеть фигура и изменится ее характеристика, если на нее наложить другую и т.п.

  1. Перечерчивание фигур

Методы изучения геометрии и черчения заложены в основе этого упражнения. Данная методика имеет несколько вариантов сложности :

  • Простое перечерчивание: макет фигуры необходимо перенести на бумагу.
  • Перечерчивание с изменениями: фигура копируется на бумагу, но к ней нужно добавить либо несколько см., либо другую фигуру.
  • Перечерчивание с изменением масштаба. Суть упражнения в копировании объекта с изменением размера, например, в два раза больше или меньше.
  • Перечерчивание из памяти. Фигуру нужно представить в сознании и затем перенести на бумагу.

С точки зрения психологии, задачи из этого упражнения способствуют формированию не только трехмерного мышления, но и навыков черчения, запоминания.

  1. Представления.

Лучше оперировать линиями и отрезками, например: представить несколько линий, соединить их в одно целое и затем нарисовать фигуру на бумаге, или на несколько отрезков наложить куб – воспроизвести то, что из этого получилось.

  1. Схемы и чертежи.

Сюда относятся любые объекты и предметы, фигуры, детали или план квартиры. Изображать их можно как по макету, так и опираясь на собственные представления. Создание схем и чертежей доступно онлайн.

  1. Игра «Угадай предмет».

Эта методика подойдет для самых маленьких и проходит в формате игры: ребенку закрывают глаза и дают предмет для тактильного изучения. Исследование объекта должно занимать не более одной минуты, подглядывание и подсказки – это нарушение правил игры . Задача малыша предположить, что это за предмет, описать его характеристики.

  1. Игра «Муха».

Развивать пространственный интеллект помогут и игры для взрослых. Данная предназначена для компании от 3-х человек – два непосредственно участвуют, третий – следит за процессом игры и отслеживает возможное нарушение правил. Два игрока представляют в воображении решетку 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В самом верхнем углу справа располагается муха. Игроки по очереди делают шаги, переставляя муху на разные квадраты. Схема решетки, изображенная на бумаге, имеется у третьего участника, где он отмечает все действия игроков. Затем он говорит «стоп», и участники озвучивают, где, по их мнению, находится муха. Выигрывает тот, кто назвал верный квадрат.

А как у вас развито пространственное мышление?

Формирование высокого уровня пространственного интеллекта во многом облегчает нашу жизнь. Деятельность некоторых профессий напрямую связана с этим навыком. Например, вы никогда не сможете стать успешным в профессии дизайнера, художника, инженера, конструктора, логиста не обладая способностью к трехмерному восприятию.

В повседневной жизни пространственное мышление позволит вам систематизировать пространство в квартире, доме, ориентироваться за рулем и обходиться без навигатора.

Степень развития данного вида умственной деятельности поможет определить тест, состоящий из 10 вопросов. Этот тест можно пройти онлайн.

Если спросить родителей, что должен уметь ребенок при поступлении в школу, то многие ответят: читать, писать, рисовать. И мало кто из них задумается о таком необходимом навыке, как ориентировка в пространстве, который имеет большое значение для успешного обучения. Специалисты отмечают: дети, у которых плохо развиты пространственные представления, испытывают трудности при обучении письму и математике. Что могут сделать родители, чтобы своевременно развивать у ребенка пространственное мышление? На помощь приходит специальная методика, помогающая подготовить к учебе будущего первоклассника.

Что надо знать родителям о пространственном мышлении?

В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.

Совет! Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.

Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:

  • свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
  • определять движения вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево.
  • обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
  • моделировать положение объектов в пространстве;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
  • графически воспроизводить различные направления.

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой - правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа - слева, впереди - сзади, вверх - вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.

Какие игры и упражнения помогут освоить умение ориентироваться в пространстве?

Развитие пространственного мышления интенсивно происходит в дошкольном возрасте, для которого игра является ведущей деятельностью. Поэтому методика предполагает опору на игровые задания и упражнения, что принесет больший эффект, чем просто заучивание специальных терминов. В методике накоплено много словесных игр, упражнений с движениями, игр с предметами. Основой всех действий взрослого и ребенка послужит главная для данного возраста задача.

Игры для малышей

Развивающие задания для малышей должны быть направлены на восприятие собственного тела (левая и правая сторона), определения положения предмета вверху - внизу. Учитывая стремление детишек этого возраста к большой двигательной активности, методика предлагает подвижные игры, упражнения с предметами.

«Если нравится тебе, то делай так»

  • Привычные движения для закрепления понятий верх-низ, лево - право интересно выполнять под известную песенку «Если нравится тебе, то делай так…». Необязательно сразу начинать со сложных упражнений, пусть они будут простые, например, по команде взрослого ребенок поднимает руки вверх - вниз, в стороны, поочередно влево - вправо. Движения можно взять из комплекса утренней гимнастики, чтобы не вызвать затруднений у малышей при их выполнении под мелодию.

Совет! На первых порах малышу потребуется зеркальное отражение движений, так как он еще только усваивает пространственные представления относительно своего тела.

  • Аналогично выполняются движения для ног: «Отставить ножку влево (вправо), постоять на одной ножке (правой, левой) ».
  • Как усложненный вариант, после усвоения простых движений, предложить прыжки на двух ногах вперед - назад, влево - вправо.

Игры с мячом

Задания с мячом помогают детям легко ориентироваться в пространстве. Например, можно предложить бросать мяч вверх - вниз или поочередно левой, правой рукой, толкать мяч левой или правой ногой. Взрослый четко называет руку или ногу, которой производится движение.

Игрушки - помощники

Широко используются игрушки, которые помогут закрепить пространственные представления: «Машина поехала влево, а мячик покатился вправо», «Бери веревочку в левую ручку, а лопаточку ‒ в правую», «Какой игрушки не стало с правой стороны? »

Стихи и потешки в обучении

Большую пользу и удовольствие маленьким деткам доставят стихи и шутки - прибаутки, которые могут сопровождать упражнения. Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет движения.

Стихи Е. Благининой :

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они ‒ сапожки.
Этот ‒ с левой ножки,
(ребенок показывает ножки и сапожки)
Этот ‒ с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
(Объяснить, что галошки - это очень низкие сапожки, показать рукой на детском сапоге)
Эта ‒ с правой ножки,
Эта ‒ с левой ножки.
Вот как хорошо!

Стихотворение И. Токмаковой :

(Взрослый читает) Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

(Ребенок выполняет движение ножкой) Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова ‒ правою ногой,
Снова ‒ левою ногой,
После ‒ правою ногой,
После ‒ левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

«Графический диктант»

Родители могут использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Но детям гораздо интереснее выполнять упражнения, которые придумали сами родители, например, нарисованные по клеточкам изображения предметов или животных. Ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией: «четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета) ». Потом изображение можно раскрасить. Кроме того, графические диктанты являются прекрасным средством , необходимой при обучении письму.

Совет! Для развития пространственных представлений, которые необходимы при обучении письму и математике, нужно закрепить в графических диктантах умение находить части, углы, центр листа.

Настольные игры

Классикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве.

Важное место занимают игры в ограниченном пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например, популярны «Ход конем», «Колумбово яйцо», «Разрезные картинки», «Сложи узор», головоломки.

Игра «Регулировщик»

  • Поле для такой игры можно изготовить вместе с ребенком. Вычерчивается дорога, идущая в разных направлениях к определенному зданию (магазин игрушек, зоопарк), подбираются машинки. Ведущий (взрослый или ребенок) указывает путь «водителю»: прямо до светофора, вправо и т. д.
  • Аналогично проводится игра на игровом поле «Пройди по улице, перейди дорогу» с мелкими игрушками.

«Лабиринт»

  • Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом, внутри которого находится игрушка. Игрок должен рисовать правильный путь с комментариями.
  • Как вариант, можно усложнить задание: «Найди самый короткий путь».

«Зеркало наоборот»

Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет, что все движения, которые он покажет, надо делать наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок ‒ правую.

Словесные игры

Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для этого предлагаются словесные игры:

  • «Скажи наоборот: вверх-..., влево-..., север-... » (как вариант проводится игра с мячом),
  • «Я начинаю, а ты продолжай» (взрослый начинает предложение с обозначения пространственного отношения, дошкольник продолжает, например, белые медведи живут на севере...).

В методике развития пространственного мышления представлено много заданий, которые родители с успехом могут использовать для домашних занятий. Наиболее ценными будут игры, изобретенные взрослыми совместно с дошколятами, так как лучше всего запоминается то, что придумано самостоятельно.

Повседневная жизнь наполнена пространственными обозначениями и направлениями, символами и знаками, в которых ребенок обязан ориентироваться почти наравне с взрослыми. Своевременное развитие пространственного мышления дошкольников поможет осознанию себя в окружении предметов и формированию умений правильно оценивать расстояния, соотносить размеры, находить ориентиры.

Что подразумевают под пространственным мышлением детей дошкольного возраста

Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве.

Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, как составляющая .

Ребенок осваивает не только мыслительные процессы, но и научается осознавать себя и место предметов в пространстве.

Основные у детей дошкольного возраста заключаются в способности:

  • Использовать навыки координации в пространстве: определить свое местоположение относительно людей или предметов;
  • Оценивать размер и форму предмета;
  • Зрительно разбить объект на геометрические фигуры (например, мишка состоит из шариков и вытянутых колбасок);
  • Нарисовать картинку, учитывая расположение предметов относительного друг друга;
  • Слепить или сконструировать трехмерную модель домика или животного.

Оперируя наглядными моделями, дошкольник осваивает знаковую и схематическую системы, что значительно ускоряют последующее обучение математике.

Стадии формирования пространственного мышления

Как и любая функция, пространственное мышление формируется поэтапно. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков.

В 3 года пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку.

В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.

Освоение пространства в младшем дошкольном возрасте

В 2-3 года превалирует стремление «сам». Иногда родителям кажется, что их сын или дочь шалят, хотя на самом деле, они обучаются чувствовать пространство доступными им способами:

  • Залезть в шкаф, чтобы понять, как мало места может быть вокруг.
  • Соорудить пирамиду, наблюдая за изменениями формы и размера.
  • Ходить по комнате в различных направлениях, чтобы найти самый короткий путь.

Многие самостоятельные игры направлены на неосознанное моделирование пространственных ситуаций. Спрятанная «ЗА» спину конфетка, строительство баррикад «МЕЖДУ» собой и возможными врагами, расставление игрушек «ПЕРЕД» собой, потому что так удобнее играть.

Малыш моделирует ситуации движения, представляя себя, то пилотом, то водителем, с интересом направляет игрушечный локомотив по детской железной дороге, и все это помогает ему развивать зрительно-пространственную координацию.

По мнению специалистов, в 3-5 лет ребенок уже без проблем ориентируется в формах геометрических фигур и знает, что об угол можно удариться. А стремительный рывок от двери подъезда к горке на детской площадке говорит о том, что кратчайший маршрут уже точно известен.

При наличии кубиков или конструкторов LEGO можно наблюдать удивительные строения, подсказанные ребенку воображением.

Осмысление пространства старшим дошкольником

В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит освоение пространства в более сложной деятельности. Прежде всего, это рисование. Если малыш может нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине.

В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки, скорее всего, будут неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.

Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.

Сюжетные игры – второй способ развития ориентации в пространстве. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс.

Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Куклы могут сидеть слева, а мягкие игрушки справа.

Игры в доктора – одни из любимейших, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить именно под левую руку или лапку.

В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Конструирование как средство развития пространственного мышления

Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Если в 2 года малыш складывает детали наобум, то к 5 годам дошкольник отчетливо представляет, что должно получиться в результате.

Лепка из пластилина дает большее пространство для творчества, потому что можно представить любой домик или поезд, после чего начинать создавать объемные фигуры, скреплять их, использовать другие материалы для придания завершенности.

Конструкторы с готовыми схемами – тоже отличный способ для развития. Обучение чтению схематического изображения помогает представить конечную поделку, описание действий учит соблюдать последовательность необходимых операций.

Отдельным пунктом стоит необходимость выбрать, найти и прикрепить деталь нужного размера нужным способом. Уже одна ошибка может свести на «нет» все труды.

В процессе дошкольник применяет принцип обследования предметов. Он воспринимает объект в целом, определяет его объемную форму и составляющие детали. При этом используются следующие мыслительные операции:

  • Сравнение – необходимо при выборе необходимой детали или фигуры;
  • Классификация – используемые части разделяются по выбранному критерию;
  • Синтез – из представленных деталей ребенок формирует образ готового результата;
  • Анализ – наглядная модель раскладывается на детали, что позволяет составить последовательность действия для конструирования.

Задания на развитие пространственного мышления

Стремление ребенка освоиться в пространстве обязательно должно поддерживаться взрослыми. Существует мнение, что 5-15 минут занятий в день достаточно, чтобы активизировать процесс и ускорить формирование пространственной ориентации.

Стимулирующие игры для младших дошкольников

Занятия с малышами включают подвижные игры и другую в виде упражнений с предметами:

Такой указатель поймет любой ребенок

  • Выполнение простейших гимнастических упражнений под детские песенки. Команды должны содержать понятия «право», «лево», «вверх», «вниз». Используются движения рук, ног и комбинации с прыжками;
  • Игра с мячом, который необходимо толкать или бросать определенной рукой или ногой;
  • Помощь игрушек и объектов на прогулке. Перемещение предметов или взятие в определенную руку мяча или совочка закрепляет понятия «право-лево».

Упражнения на развитие мышления старших детей

В старшем дошкольном возрасте задания становится значительно разнообразнее. Для повышения уровня ориентировки в пространстве рекомендуется:

  • Соединение точек по цифрам или для изображения фигуры;
  • Дорисовывание половинки картинки;
  • Копирование узоров и орнаментов;
  • Воспроизведение фигуры с изменением размеров или добавлением деталей;
  • Прохождение нарисованных на бумаге лабиринтов;
  • Создание аппликации знакомых предметов, используя только геометрические фигуры;
  • Описание местоположения персонажей на картинках с использованием соответствующих предлогов;
  • Создание объемных поделок из различных материалов;
  • Помещение воображаемого животного в подходящую по размерам емкость;
  • Запоминание положения предметов и последующее описание их расстановки;
  • Сокрытие «кладов» для поиска по схемам и подсказкам.

В большинство игр родители могут играть вместе с детьми, стимулируя пространственное мышление дошкольников и готовя их к успешному обучению математике и геометрии.

Загрузка...