Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Праздничный звон колоколов как называется. Из истории колоколов и колокольного звона. этап – Погружение в проект

Они - «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…

Вечевой Новгородский колокол

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.

Угличский набатный ссыльный колокол

До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением - это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича - "от любви своея душевная и от сердечного желания". В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал» Большой Благовест, самый певучий колокол России, - в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.

Соловецкий пленный колокол

Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» - еще одним символом чудесного спасения обители.

Царь-колокол

«Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый "тысячник", установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом "Реут" в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 - 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван "Царем-колоколом". Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся "небольшой" кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, "Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.

Колокола Ростова Великого

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году - "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол - в 2000 пудов по имени "Сысой". Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. "Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола - от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел". Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный - об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.

Колокола Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры - "Чудотворцев", отлитый в 1420 году при игумене Никоне - преемнике преподобного Сергия Радонежского. "Лебедь", или "Полиелейный" был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам "царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею". Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или "Воскресный" колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол "Царь", в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов! Зимой 1930 года, исторические колокола "Корноухий", "Годуновский" и "Царь", шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола... Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами... Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.” 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.

В практике колокольный церковный звон разделяют на два основных вида: 1 - благовест и 2 - собственно звон.

Самый наиболее древний канонический звон Православной Церкви - это благовест, т. е. благая, добрая весть о начале Богослужения, представляющий собой размеренные удары в один из больших колоколов с целью призыва верующих на молитву в храм.

Появившись в то время, когда церкви могли иметь хотя бы один колокол, этот вид звона продолжал существовать наряду с другими, более сложными. С тех пор изменилось лишь то, что роль благовестующего колокола, соответственно обрядам, стали выполнять различные (как правило, наиболее крупные) колокола. Их часто называют благовестниками.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратиться звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивают веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Темп благовеста, как и выбор ударов (в один или в оба края), зависит от звонаря, величины колоколов и системы звона. При благовесте в небольшой колокол есть возможность регулировать темп, но, если язык соединен веревкой с педалью - звон производится только в один край. У больших язычных и очепных колоколов темп от желания звонаря не зависит. В первом случае он устанавливается частотой движения языка-маятника, а во втором - скоростью соударения самого колокола с языком.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, лаврах, больших монастырях, тогда большие колокола (благовестники) в соответствии по своему назначению, различаются на следующие:

  • - праздничный - самый большой и тяжелый по весу колокол, в который благовестили в двунадесятые и великие праздники, а так же некоторых других особенно торжественных случаях;
  • - воскресный - второй по величине колокол, используемый во время воскресных служб;
  • - полиелейный - третий колокол, для благовеста в праздники апостолов и святителей, а так же святых, которым по уставу служится полиелейная служба;
  • - вседневный или будничный - следующий по величине, для звона в будние дни;
  • - великопостный - колокол, благовествующий во время Великого поста.

Вес колоколов, предназначенных для одного и того же случая, но располагавшихся на разных колокольнях, был различен. Например, колокол, близкий по весу полиелейному или будничному одной колокольни, мог быть праздничным на другой и т.д.

Конечно, не на каждой колокольне имелся и имеется такой полный набор благовестников. Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух: первый выполнял роль праздничного, воскресного и полиелейного, а второй - будничного и великопостного. А то и вообще по одному, что можно наблюдать на колокольнях Новгородских храмов св. апостола Филиппа и св. праведного Лазаря Четверодневного на Западном кладбище.

Кроме названий, связанных напрямую с богослужебной практикой, колокола могут носить имена или прозвища. Например, в дореволюционное время на звоннице Свято-Юрьева Новгородского монастыря было несколько благовестников. В качестве «праздничного» использовался колокол «Неопалимая Купина» (1838 год, 2100 пудов), «воскресный» колокол назывался «Крест» (1838 год, 1140 пудов), «полиелейным» колоколом служил «Георгий» (1827 год, 523 пуда), «вседневным» - «Архангел Гавриил» (1828 год, ок. 267 пудов), а в качестве «великопостных» могли использоваться «Николай Чудотворец» (1838 год, 134 пуда) или «Святой пророк Нафан» (1838 год, ок. 63 пудов).

Следует заметить, что имена и прозвища колоколов не являются значимыми для уставов звонов, их используют только в контексте названий при описаниях или других случаях, напрямую не связанных с их статусом.

В зависимости от чина Богослужения, большие колокола-благовестники, в соответствии с Церковным уставом, используют для следующих видов благовеста: праздничный, воскресный, будничный трех степеней торжественности и постный.

Праздничный благовест подобает во время празднования двунадесятых праздников, и его звон осуществляется частыми ударами в оба края самого большого колокола («большака»). Воскресный - по воскресеньям и накануне больших церковных праздников во второй по величине колокол («подбольшой»). Благовест к Всенощному Бдению полагается сначала в большой колокол медленно и долго, а в большие праздники более торжественнее и продолжительнее. Полиелейный - совершается полиелейному святому, а также в некоторых других случаях. Будничный, наименее торжественный благовест, назначается к Малой Вечерне, Повечерию, Полунощнице и часам и бьют его ударами умеренной частоты повседневно в наименьший из больших колоколов или средний. Малый, или постный, благовест используется в звоне богослужений Великого поста и к началу малой вечери и воспроизводится редкими ударами. Если же в храме только один большой колокол, то он является единственным благовестом и используется во всех случаях.

Другим видом колокольного звона является собственно звон, когда звонят сразу во все колокола или же несколько колоколов. Звон во все колокола различается на трезвон, двузвон, перезвон, перебор. Разберем их несколько подробнее.

Трезвон - самый сложный и многоголосный вид колокольного звона и представляет собой звон во все колокола, затем маленький перерыв и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон по своей форме не ограничен Церковным Уставом и поэтому может быть различным по составу колоколов, по форме исполнения, ритму. Характер его различен в зависимости от величины басовых колоколов, задающих темп звону. Если они очень большие, то темп будет умеренным, а звон получится величавым, торжественным и строгим. Напротив, если басовые колокола имеют возможность давать более подвижный темп, то звон получится живым.

В зависимости от количества используемых колоколов трезвон может быть: малым (малые и средние колокола), средним (все, но без самого крупного) и великим («во все тяжкия»). В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, звон во все колокола вообще.

Двузвон - это звон в два и более колокола дважды (в два приема). Ведущей функцией двузвона является оповещение о начале второй части Всенощного Бдения - Утрени, выражающее собой радость Рождества Христова.

Перезвон -- звон, состоящий из поочередного удара в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый), начиная с самого большого и до самого малого. В разных традициях перезвон может заканчиваться аккордом во все колокола. Существуют различные разновидности перезвонов. У каждого звонаря имеются свои устоявшиеся в какую-то определенную последовательность или форму разновидности перезвона, оригинальность и красота зависят от фантазии и таланта исполнителя. Перезвон может применяться как вступление к основному звону или как связка между различными его частями.

В церковной практике наиболее распространенными являются редкий, или медленный, и частый перезвоны.

Медленный перезвон представляет собой медленные одиночные удары по одному в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола. По установившейся традиции такой перезвон совершается два раза в год: на Страстной седмице -- в Великую Пятницу и в Великую Субботу. Он символизирует собой «истощание» Господа Иисуса Христа ради спасения всех христиан.

Частый перезвон отличается частыми и быстрыми многократными ударами (от 3 до 7 раз) в каждый колокол. Он установлен для чина посвящения в архиереи и для освящения воды. В водосвятном звоне довольно частые и сильные удары в большой колокол подхватываются следующим по величине колоколом, доходя таким образом до самого маленького, а при погружении креста в воду исполняется трезвон.

Перебор - это похоронный, проводной, или погребальный звон, выражающий грусть и скорбь об умершем человеке. По классическим канонам он совершается в обратном порядке, чем перезвон, т.е. состоит из медленного, поочередного, по одному разу звона в каждый колокол, начиная от меньшего к большему, с последующим ударом во все колокола. Тем не менее, в церковной практике имеются случаи, когда исполнение перебора осуществляется вразброс.

Медленный перебор колоколов от самого маленького до самого большого символизирует собой возрастающую человеческую жизнь на земле от колыбели до зрелости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для этой жизни, оставляется. Перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, символизирующим радостную христианскую веру в воскресение усопшего. Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм - трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма совершается снова перебор, оканчивающийся также трезвоном.

Особенно любимы в народе праздничные звоны, среди которых выделяется так называемый красный звон который совершается во все колокола («во вся тяжкие»). В Церковном Уставе так именуется звон во все колокола без большого на Святой неделе и от Фоминой до недели Всех Святых. Как правило, красный звон бывает при кафедральных соборах, лаврах, монастырях, т.е. там, где есть большое количество колоколов. Красный звон может совершаться как одним звонарем, так и несколькими. В первую очередь он применяется для обозначения красивого, праздничного звона с согласным подбором колоколов, исполняемого в дни больших праздников, во время радостных и торжественных событий в жизни Церкви и общества. Обычно звонари называют красным свой самый лучший трезвон и заботятся, чтобы этот звон, прославляющий Бога, был красен и благолепен.

Однако приведенными выше видами не исчерпывается все разнообразие колокольных звонов. Классические звоны стали основой для появления целого созвездия разнообразных колокольных звонов: повседневных, свадебных, целодневных и других. Так, целодневный звон практиковался в особо важных случаях -- на Рождество, Пасху, во время празднования события, имевшего государственное значение (интронизация патриарха, восшествие на престол, рождение наследника и т.п.), и в зависимости от этого имел свои особенности. Пасхальный звон, наряду со звоном во все колокола во время крестного хода вокруг храма на Пасху, рассматривается еще и как звон, производимый в течение всей Пасхальной седмицы любым желающим, который решится подняться на колокольню и попробовать себя в качестве звонаря.

В истории колокольного звона существуют также встречные звоны. Они исполнялись по ходу следования высокого должностного лица, в том числе и духовного, во всех попутных церквах и носили приподнято-праздничный характер.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:

1. Благовест

2. Собственно звон

БЛАГОВЕСТ

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида:

1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и

2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

СОБСТВЕННО ЗВОН

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:

1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон , выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

Наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон. В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

(В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви).

(как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.

Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокола средних размеров и включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).


Отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.

Собственно звон

По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

  • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
  • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
  • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
  • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.

В великий праздник Крещения проводится особый «водосвятный» перезвон. Он совершается с перехлестом в 7 ударов, переходя от большого набата к малому.

При крупных кафедральных соборах, где колокольня располагает множеством различных колоколов, по праздникам проводится «красный» звон. Для его произведения необходимо не менее 5 звонарей.

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

  • три протяжных, редких;
  • равномерные.

Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

обладают различными способностями и . Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.

Загрузка...