Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Мормоны – это секта или религиозная община? Монастырь

Религиозные общины и церкви, представляющие сегодня крупнейшие мировые религии – христианство, ислам, буддизм, а подчас и менее распространенные – иудаизм, синтоизм и др., – оказывают значительное влияние на политические процессы, на формирование политической и правовой культуры, функционирование государства, положение человека в обществе и государстве. Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, которая, в свою очередь, определяется уровнем ее социально-экономического развития.

Большинство стран мира поликонфессиональны, то есть их население исповедует различные верования. В многонациональных, поликонфессиональных странах религиозные проблемы нередко переплетаются с национальными, расовыми, этническими, однако чисто национальных конфессий осталось сейчас немного (армяно-григорианство среди подавляющего числа верующих армян, синтоизм – у основной части японцев, и другие). В большинстве стран церковь отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако в некоторых демократических конституциях отмечена особая роль одной религии и церкви (восточного православия в Греции и Болгарии), а в других, наоборот, имеется антицерковная направленность (мексиканская Конституция не дала церкви статуса юридического лица, запретила ей владеть недвижимым имуществом, запретила религиозные обряды в публичных местах). В Великобритании монарх является главой англиканской церкви.

В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, а школа – от церкви, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Церковь выступает главным образом как хранитель нравственных, культурных, исторических традиций народа. В странах с традиционно сильным влиянием церкви заметную роль играют христианско-демократические партии, сочетающие в своих политических платформах принципы демократии с основными постулатами христианства (Германия, Италия, Бельгия, Польша, Венгрия).

В Италии, где исторически сильно влияние католицизма, отношения между государством и католической церковью строятся на конституционной и договорной основе. Согласно ст. 7 Конституции, оба субъекта независимы и суверенны каждый в своей сфере, а отношения их регулируются Латеранскими соглашениями, заключенными в 1929 году и новеллизованными в 1984 году (новеллизация Латеранских соглашений не требует изменения Конституции).

В ряде стран статус религиозных общин и церквей подробно урегулирован текущим законодательством. Например, во Франции, согласно Закону об отделении церкви от государства 1905 года, Республика не признает и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает ее служителей.


В условиях авторитарных и тоталитарных режимов активно проявляются три основные тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью: а) религия и церковь преследуются властями либо полностью подчиняются им; б) религия и церковь приобретают государственный характер; в) религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти.

В более чем 30 мусульманских странах ислам признается государственной религией. Так, преамбула Конституции Королевства Марокко 1972 года гласит: «Королевство Марокко – суверенное мусульманское государство». Согласно ст. 19 король следит за соблюдением ислама и Конституции. Положения Конституции, касающиеся монархической формы правления и мусульманской религии, не могут быть пересмотрены (ст. 101). В некоторых мусульманских странах (Алжир, Ирак) объявление ислама государственной религией означает лишь, что государство уважает исповедуемую большинством населения исламскую религию и в общей форме заявляет о своей приверженности определенным исламским традициям, входящим в состав культурного наследия народа. В других таких странах (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан) мусульманское право – шариат – обладает более высокой юридической силой, чем закон и даже конституция.

Во многих странах на религиозные объединения распространяется общее конституционно-правовое регулирование статуса общественных объединений.

Религиозная организация

Религиозная организация - оформленное объединение верующих одной религии, чаще всего возглавляемое служителями культа.

По мнению верующих, в конкретном случае - христиан - религиозная организация является особой сообществом людей, главой которой является Иисус Христос. Члены этой организации объединены Святым Духом, находящегося во всех ее членах. Таким образом религиозное объединение превращается в мистическое единство, которая относится к сфере божественного.

Существует много разновидностей религиозных организаций. Форма религиозной организации зависит от уровня развития той или иной религии, а также критериев их выделения.

Религиозная группа

Религиозная группа - сравнительно небольшой коллектив людей, совместно отправляет религиозные обряды. Эта форма религиозной организации распространена как юридический термин в религиозном законодательстве разных стран. Например, в федеральном законе Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" указано, что "религиозные группы имеют право проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей" (ст. 7.3) . Для осуществления богослужебной деятельности используется имущество и помещения самих участников (ст. 7.1).

Религиозная община

Религиозная община представляет собой первичное территориальное объединение верующих, принадлежащих к определенному религиозному направлению. Другими ее признаками являются:

Добровольное контролируемое членство (законодательное, не менее 10 человек);

Высокая степень регулярности культа;

Отсутствие централизованного руководства при наличии среди верующих лиц, наделенных функциями священнослужителей.

По своей форме религиозная община предполагает автономность и самоуправляемость, однако выглядеть она может по-разному. Общество может возглавлять один лидер. Он не обязательно должен быть профессиональным служителем культа, но может рассчитывать на финансовую поддержку за счет средств общины. Во главе общины может стоять специальный совет из определенного количества избранных общим собранием уважаемых верующих, которым поручается на определенный промежуток времени руководство общиной - причем как организационное, так и идейно-теоретическое.

Существует и другой тип религиозных общин - иерархический. Общины иерархического типа является только первичными религиозными единицами более централизованной религиозной организации на определенной территории. В таком случае они подчиняются центральному органу управления организации - идеологически, организационно, финансово, а потому имеют только относительно автономный статус. Как правило, религиозные общины такого типа возглавляются единолично профессиональным служителем культа, обеспечивает лучшую степень подчиненности.

Главная задача общества-совместная культовая деятельность, для реализации которой общины строят собственные культовые сооружения и содержат штат их служителей. Не менее важным видом религиозной деятельности общины является выполнение миссионерского долга. В задачи многих религиозных общин принадлежит также благотворительная деятельность. Таким образом, функционирование религиозной общины обеспечивает постоянное воспроизводство религиозных убеждений человека и его преданное служение религиозной идеала. В то же время, сплоченность и активность конкретной общины оказывает значительное влияние на окружающую среду, способствуя распространению той религии, которую она представляет.

Через стадию общины прошли все мировые религии буддизм, христианство, ислам - на ранних этапах своей истории. Территориальные объединения мусульман в разных странах продолжают представлять эту форму религиозной организации и в наше время. В разных направлениях христианства преобладает иерархический тип общины как первичного звена более централизованного организационного образования (например, епархии, действует цезию, суперинтендатуры).

Назначение, область деятельности и задачи церковной общины (православного прихода) ничем не отличаются от таковых всей Церкви. Приход – это , явленная в конкретной и ощутимой общине. В общем смысле задачу церковной общины можно определить как спасение человека во Христе. Центром жизни церковной общины является Евхаристия, областью деятельности – богослужение, осуществление духовной жизни на приходском уровне и их выражение во внешнем служении, то есть благовестие словом и делом. Приобщившись Христу в Евхаристии, христиане призваны нести Его дар в мир через свою и христианское, в том числе социальное, служение.

Внебогослужебная деятельная жизнь общины естественным образом вытекает из евхаристической жизни и должна быть прежде всего направлена на сам приход. Только после этого она может быть распространяема вовне в миссионерском и социальном служении.

2. Принципы взаимоотношений клира и мирян

Основные принципы взаимоотношений настоятеля и церковной общины можно определить как семейность, братство и отцовство, выражающие любовь и доверие между всеми членами прихода, как священниками, так и прихожанами. В духовном отношении идеальной является ситуация, когда настоятель и другие священники прихода являются духовными отцами прихожан. С другой стороны, прихожане и священники должны соблюдать определенную субординацию в отношениях между собой, так как нередко можно встретить случаи искажения принципа отцовства, например, модель отношений «свой – чужой» или элитарное самосознание той или иной общины. Необходимо понимать, что подобные отношения порой воспитываются и провоцируются самим священником.

Следует отметить важность послушания прихожан священнику в силу осознанного выбора его как духовного руководителя (в области личной духовной жизни), а также в силу статуса служения священника (в области вероучительной и административной). В то же время священник призван помнить, что миряне в своей полноте являют, согласно апостолу Петру, «царственное священство, народ святой» (). Поэтому в принятии важных решений, связанных с жизнью общины, желательно участие всего прихода.

Отцовство священника по отношению к прихожанам выражается в первенстве в любви, деятельном участии во всех делах общины, а также в учительстве, духовном руководстве и таинственном служении. Приход – это семья, и все члены этой семьи и, особенно, несущие пастырское служение, призваны активно участвовать в жизни общины. Роль священника только как требоисполнителя или культового «посредника» между народом Божьим и Богом неприемлема – от пастыря прихожане ожидают живого и деятельного участия в жизни общины.

3. Трудности молодого человека в церковной общине

Приход молодого человека в общину, не имеющую сложившихся традиций внебогослужебной жизни, ставит его в положение одиночества. В таких приходах чаще всего отсутствует стремление к осуществлению какой-либо внебогослужебной деятельности. Отчасти это объясняется составом подобных приходов и инерцией священства. С другой стороны, общины храмов, которые имеют развитую внебогослужебную деятельность и несут активное христианское служение, представляют качественно иную картину. Именно в такие общины чаще всего приходит молодежь, и их преимущество состоит в том, что молодым людям даётся возможность деятельно реализовывать себя в служении ближним.

Одна из основных проблем молодого человека в приходе – найти применение своих способностей в жизни церковной общины. Основной фактор, способствующий сплочению прихода и возникновению внебогослужебного общения – наличие общего направления деятельности, в котором заняты все прихожане. В свою очередь, подобное общение способствует привлечению в храм новых людей. Поэтому проблемы молодого человека связаны с отсутствием общинной жизни как таковой. Еще одним важным фактором для молодого человека в церковной общине является доступность священника для бесед и личного общения.

Важно отметить, что вовлечение молодого человека в деятельность общины должно происходить в духе христианской любви, постепенно и без насилия над его волей. Настоятель призван выстроить жизнь общины вокруг литургического богослужения таким образом, чтобы приходская внебогослужебная жизнь была бы его следствием. В этой деятельности настоятель выступает как пастырь, воспитатель, отец и предстоятель церковной общины.

4. Литургическая жизнь общины

1. Каждый член христианской общины нуждается в полноценном участии в литургической жизни, необходимыми аспектами которой являются:

а) Живое участие в Литургии, стремление к более частому причащению святых Христовых Таин, в идеале за каждой Литургией, на которой человек присутствует: «Многие, вижу, нечасто причащаются: это дело дьявола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто нечасто причащается, дает большую власть над собой дьяволу, и дьявол волю над ним принимает и ведет его на все злое» (Святитель ). Вместе с тем, следует помнить слова того же святителя: «Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью».

б) Осмысленное, молитвенное и деятельное участие в богослужении и домашней молитве. Для реализации последнего крайне желательно создание особого краткого молитвослова на русском языке для новоначальных молодых христиан.

в) Христианское служение, неотделимое от литургической жизни христианина. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II, «служение есть плод освящения во Христе и продолжения свидетельства о Нём». Архиепископ Анастасий Яннулатос (нынешний предстоятель Православной Церкви Албании) пишет об этом так: «Литургия должна быть продолжена в личной и повседневной жизни. Каждый верующий призван к тому, чтобы продолжить литургию на сокровенном жертвеннике собственного сердца и осуществить таким образом живое возвещение Благой Вести для жизни мира. Вне этого продолжения храмовая литургия останется неполной».

г) Общинная жизнь. Без дружественных и искренних отношений, взаимопомощи и поддержки между членами общины человек не может полноценно участвовать в литургии.

д) Напряженная духовная жизнь, которая включает в себя постоянное самоиспытание, принуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д.

Напряжённая духовная жизнь, к которой призван христианин, зависит от воли самого христианина и от его пастырского окормления. Но существуют внешние причины, наносящие серьёзный ущерб пониманию и участию в богослужении и затрудняющие недавно пришедшим молодым людям ведение правильной и осмысленной литургической жизни. Основные из них следующие:

I. Отделение в сознании верующих богослужения от реальной жизни. В сегодняшней церковной действительности, в силу многих исторических и духовно-нравственных причин, храмовое богослужение в известной мере потеряло значение соборной молитвы, а стало восприниматься как «индивидуальное» средство спасения. Люди приходят в храм часто только ради себя, они не знают, а часто и не хотят знать, кто стоит и молится рядом с ними. К причащению приступают с целью личного освящения, ощущение единого Тела Христова мало присутствует в наших приходах. Да и сам процесс молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным на «отгорожение» от других людей, на то, чтобы из-за шума, шепота, самочинного подпевания хору и т.д. «молитва не разорилась».

II. Проблемы литургической жизни, проявляющиеся в непонимании смысла богослужения:

1. Современность и запросы воцерковляющейся молодёжи выявили проблему закрытости евхаристического богослужения для прихожан. Это не новая проблема, но для молодых людей она является одной из самых важных. Серьёзный ущерб пониманию наносит чтение священником про себя или тихо так называемых «тайных молитв», из-за которого «подавляющее большинство мирян не знает, не слышит самого текста Евхаристии, лишено этого драгоценнейшего дара. И ведь никто и никогда не объяснил, почему «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы» (), не может слышать молитвы, им же Богу приносимой?».

2. Невнятное, тихое, быстрое чтение и пение богослужебных текстов, в том числе Апостола и Евангелия, а также длительное поминовение живых и усопших на ектеньях.

3. Тексты, некорректные с богословской точки зрения, например, службы погребения Божьей Матери. Желательна правка подобных текстов богослужебной комиссией Русской Православной Церкви.

4. Закрытость предстоятеля царскими вратами, в результате чего теряется дух соборной молитвы и часто не слышно даже возгласов священника.

5. Малопонятность языка богослужения, особенно для новоначальных. Патриарх Алексий II отмечает: «Славянский язык не для всех понятен: поэтому многими литургистами нашей Церкви давно уже ставится вопрос о переводе всего круга богослужебных текстов на русский». О «упрощении богослужебного славянского языка и о предоставлении права, где того пожелает приход, совершать богослужение на родном языке» писал ещё епископ Сергий Старогородский (будущий Патриарх). Необходимо ускорение процесса поновления славянского перевода текста богослужений и исправления в нём ошибок, о чём писал ещё святитель : «Есть вещь крайне нужная. Разумею новый упрощенный и уясненный перевод церковных богослужебных книг. Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений – совсем непонятны. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям для коих они назначены и имеются. Вследствие чего новый перевод богослужебных книг неотложно необходим. Ныне-завтра, надобно же к нему приступить, если не хотим нести укора за эту неисправность и быть причиною вреда, который от сего происходит».

6. Неоправданно длинная пауза между запричастным стихом и причащением, негативно сказывающаяся на целостности восприятия Литургии верующими.

III. Большие различия в требованиях к условиям участия христиан в причащении. Святейший Патриарх Алексий II констатировал, что «иногда верующие не допускаются до Причастия без достаточных оснований». В связи с тем, что лишение христиан евхаристического общения установлено каноническим правом за достаточно серьёзные нарушения, участники конференции выступают за унификацию требований к причастникам (см. Приложение).

IV. Отвлекающие моменты на богослужении в храме.

1) Торговля и шум в храме.

2) Наличие неканонических изображений и икон.

3) Неразборчивое и излишне «оперное» пение

4) Совершение исповеди во время Литургии, не оправданное необходимостью.

5) Проведение одновременно нескольких служб (молебны, панихиды, отпевания) в одном храме и т.д.

Ради облегчения входа и пребывания молодёжи в Церкви указанные негативные факторы возможно смягчить с помощью предоставления приходам права проведения особых миссионерских служб, в которые были бы внесены элементы катехизации и которые обладали бы следующими особенностями:

Богослужение без нарушения его цельности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях перемежается с катехизацией и объяснением молитв.

На время богослужения в храме поддерживается благоговейная тишина, в храме прекращается торговля и убираются другие отвлекающие факторы.

Закрытие и открытие царских врат осуществляется по архиерейскому чину.

Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке.

Сведение паузы между запричастным стихом и причащением к минимуму.

По благословению правящих архиереев подобные богослужения в миссионерских целях уже проводятся в различных епархиях Русской Православной Церкви. Более широкое их применение явилось бы деятельным решением поднятой ещё в 1996 году Святейшим Патриархом Алексием II проблемы «приближения в миссионерских целях литургической культуры Православия к пониманию наших современников».

5. Возможности реализации молодого человека в общинной жизни

Приходская внутриобщинная жизнь призвана перенести акценты от необходимости исполнения внешней обрядности на внутреннюю жизнь человека и сделать саму жизнь богослужением и богообщением. Церковная община призвана дать молодому человеку то же, что и в целом – «полноту бытия». Основное в христианстве – приобщение Христу и жизнь с Ним и в Нем, что отнюдь не обеспечивается внешней формой благочестия и подобием духовной жизни, но только лишь реализацией Евангелия в своей жизни. Евхаристия и проистекающая из нее, как из источника, внелитургическая жизнь общины и есть эта полнота домашней, служебной, досуговой и других аспектов жизни и деятельности человека. В этом смысле исполнение дел милосердия тоже не является абсолютной целью христианской жизни. Таким образом, вся церковная, богослужебная, миссионерская, духовная и т.п. жизнь является лишь способом приобщения ко Христу.

Существуют приходы с доминирующим направлением деятельности. Эта область деятельности может выражаться в социальном, миссионерском, образовательном служении и т.д. В то же время жизнь подобных приходов не ограничивается заранее выбранной областью деятельности. Если в общине выполняется принцип отцовства и семейности, то сама жизнь определяет конкретные цели, роли и виды служения. Первейшая задача общины – строить жизнь вокруг Евхаристии как центра собрания. Церковная община, как настоящая семья, сама собой вбирает в себя и реализует то служение, потребность в котором возникает ежедневно. Таким образом, внебогослужебные виды деятельности молодого человека в общине зависят прежде всего от его желания, способностей, от интенсивности его приходской литургической и семейной жизни, а также опыта настоятеля.

Виды этой деятельности могут быть следующими:

  • Помощь священнослужителям при богослужении.
  • Хозяйственные послушания внутри прихода.
  • Занятия с детьми в воскресной школе.
  • Миссионерское служение.
  • Просветительское служение.
  • Социальное служение.
  • Молодежное служение и т.д.

6. Опасности духовного характера для молодого человека в общине

Духовные опасности и проблемы наиболее остро встают перед молодым человеком в период неофитства. Это происходит в связи с неправильным направлением духовных усилий, идеализацией внешней жизни Церкви, излишней идеологизацией каких-либо явлений, склонностью искать непререкаемые духовные авторитеты (в том числе священников) с целью переложить на них ответственность за свою жизнь.

Этому, в частности, способствует следующее. Во-первых, неопытный человек склонен воспринимать встречающиеся в святоотеческой литературе частные практические рекомендации отдельным людям, как общецерковные законы духовной жизни. В результате монашеский уклад жизни переносится на повседневную жизнь христианина. Подобное восприятие частных методов решения как универсальных для жизни любого другого человека представляется опасным. Подвижники благочестия индивидуально подходили к каждому конкретному человеку, поэтому не следует воспринимать их опыт без учета культурно-исторического контекста.

Во-вторых, при определенных условиях воцерковляющийся человек склонен идеализировать священников, считая, что благодатные дары священства обеспечивают пастырю личную святость. В результате этого подхода некоторые православные христиане ошибочно воспринимают священника как наивысший авторитет, стараясь выстроить всю свою жизнь в соответствие с любым его мнением и пожеланием.

Отдельной опасностью для церковной общины является постановка внебогослужебной деятельности на первое место, т.е. стремление превратить храм в клуб по интересам.

Часто приходится встречаться с элементарной безответственностью члена общины, взявшего на себя те или иные обязанности и не выполнившего их. Эта проблема может иметь не только духовные, но и психологические причины, и, к сожалению, распространена в приходской жизни.

7. О норме приходской жизни

Опыт миссионерской работы и катехизации свидетельствует о том, что наиболее благотворно воцерковление молодежи происходит на приходах, жизнь которых включает в себя:

  • Еженедельное причащение членов общины.
  • Храмовую и домашнюю молитву друг за друга.
  • Общеприходские беседы с настоятелем, проходящие в неформальной обстановке.
  • Посещение настоятелем прихожан (в силу его духовного отцовства).
  • Материальную поддержку и социальную помощь нуждающимся, заботу о прихожанах, неспособных прийти в храм.
  • Совместные паломнические поездки.
  • Совместная работа прихожан и клириков по благоустройству храма.
  • Воскресную школу семейного типа, где, по возможности, преподают клирики и прихожане храма.
  • Приходской детский сад по выходным дням (во время богослужения), осуществляемый силами прихожан, имеющих опыт воспитания маленьких детей.
  • Молодёжный клуб, в котором бы проходило дружеское и молитвенное общение молодых членов прихода.
  • Приходскую кассу взаимопомощи.
  • Внебогослужебные молитвенные собрания прихожан с чтением Священного Писания в малых группах.
  • Миссионерскую и социальную деятельность членов общины.
  • Приходскую библиотеку.
  • Активное выполнение членами общины административных и хозяйственных функций в соответствии с их компетентностью и способностями.
  • Совершение Таинств Церкви и треб исключительно за пожертвования, а не по установленному тарифу, добровольную «десятину» на нужды храма и содержание священнослужителей, адекватную оплату труда работников храма, занимающего у них много сил и времени.

8. Приход и семья

Семья молодого христианина должна по возможности полноценно участвовать в жизни общины. Важно, чтобы Венчания, Крещения и прочие Таинства и обряды совершались в общине с участием большинства ее членов.

Община призвана принимать участие в жизни молодых семей, деликатно поддерживать их в бытовом и других отношениях. В свою очередь священник призван участвовать в жизни семьи своих прихожан, знать членов семьи, посещать их. Но, недопустимой является ситуация, когда священник вмешивается во внутрисемейные вопросы, например супружеские взаимоотношения, воспитание и образование детей, а так же быт семьи. Пастыри призваны помогать новообращенным в построении христианских взаимоотношений с родителями и ближними.

9. Заключение

Необходимо признать, что большинство из перечисленных выше проблем, как правило, имеют свои корни в длительном гонении на Церковь, вызвавшем разрыв духовных и церковных традиций, а также неправильное толкование их современным человеком. В большинстве стран Восточной Европы приходские общины были уничтожены, о их возрождении не было и речи. Те храмы, которые ещё не были закрыты, воспринимались лишь как места предоставления населению религиозных услуг.

К сожалению, в наши дни, когда пришли времена относительной свободы, процесс возрождения приходских общин встретил новые трудности. Естественный консерватизм Православной Церкви порой играет здесь отрицательную роль. Традиции и уклад жизни приходов, сложившиеся вследствие определённых исторических факторов на протяжении нескольких десятилетий, начинают восприниматься чуть ли не как святоотеческие, искони православные. В результате, некоторые из настоятелей приходов боятся что-либо менять на своём приходе, в том числе, созидать общинную жизнь.

Сегодня уже становится очевидным, что внимание церковной общественности важно переориентировать с возрождения внешних церковных форм и попечения о материальном благосостоянии на созидание общинной жизни и творческую церковную работу.

Происходящие сейчас в Церкви и обществе процессы дают нам право смотреть в будущее с оптимизмом. Несмотря на все сложности, люди с надеждой обращают свой взор в сторону Церкви, количество приходов увеличивается, в том числе, и за счёт молодёжи. Пройдя через неофитство как через естественную болезнь роста, люди обретают истинные смысл и радость жизни в любви ко Христу и единении с Ним, возрождается миссионерская и катехизаторская деятельность, растёт уровень церковного самосознания. Вера, укоренённая в словах Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (^

Важнейшим фактором микросреды, формирующим религиозность индивида, является религиозная община.

специфика религиозной общины как особой социальной группы:

1 общность религиозных верований и культовых действий.

2.Религиозная община, как правило, не существует изолированно. Она представляет собой элемент более сложной системы, объединяющей обычно значительное число религиозных общин, разделяющих общие верования и практикующих общие ритуалы.

В нашей стране в основном существуют религиозные общины двух типов. Один из них - это религиозные общины без фиксированного членства, «открытые» .Второй тип религиозных общин отличается твердо фиксированным членством входящих в них верующих. Этот тип характерен для ряда конфессий, которые в советской атеистической литературе обычно именуются сектантскими. К ним относятся баптисты, адвентисты, пятидесятники и некоторые другие религиозные объединения. между членами общины возникают в большинстве случаев личностные психологические отношения, непосредственные контакты их носят повторяющийся и устойчивый характер. В общинах такого типа происходит гораздо более сильное и постоянное идейное и психологическое воздействие на каждого из членов, интенсивнее формируются многие феномены группового религиозного сознания (общие стереотипы, установки и т.п.).

3.Чем малочисленнее и сплоченнее религиозная община, тем большее воздействие она оказывает на сознание и поведение ее членов.

4.В любой религиозной общине наряду с формальной существует и неформальная социально-психологическая организация (или структура). Формальная организация определена догмами, канонами и традициями данной конфессии. В неформальной структуре межличностных отношений между членами общины большую роль играют родственные связи.

5.В формировании и воспроизводстве группового религиозного сознания активную и весьма значительную роль играют лидеры и активисты общины. 6.Стабильное существование религиозной общины зависит во многом и от наличия в ней религиозных «активистов».

7.Влияние религиозной общины на ее членов осуществляется по многим каналам: 1культовые действия (богослужения).Богослужение через систему социально-психологических механизмов (внушение, подражание, эмоциональное заражение), интенсифицирует религиозные чувства, обеспечивает эмоциональную разрядку, возобновляет и укрепляет в сознании верующего сложившиеся у него религиозные стереотипы и социальные установки.2. проповедь. 3. рукописи религиозного содержания, циркулирующих в религиозных общинах.

8.тенденция «отчуждения» верующих от окружающей их действительности, от проблем, стремлений и интересов, чуждых групповому религиозному сознанию, свойственна многим религиозным общинам.

Функции общины:1.иллюзорно-компенсаторная , которая практически реализуется прежде всего через отправление религиозного культа.2. мировоззренческая, 3.регулятивная, 4.коммуникативная, 5.интегрирующая.

Религиозная община оказывает повседневное - и нередко весьма сильное - воздействие на поведение ее членов, одобряя и санкционируя одни формы поведения и порицая, отвергая другие. Групповое давление на членов общины, не всегда принимая форму явных запретов - или тем более санкций, - как правило, ощущается каждым из ее членов, особенно если речь идет об общинах с твердо фиксированным членством. Регулирующее воздействие на членов общины осуществляется через групповое мнение, которое нередко влияет не только на поведение самих верующих, но и на их родственников, соседей и т.п.

Сплоченности членов религиозной общины способствует их повседневное общение (прежде всего - во время богослужений) и взаимная поддержка и помощь, как моральная, так и материальная.

Таким образом, влияние общины реализуется через удовлетворение не только собственно религиозных потребностей верующих, но и многих иных: потребности в общении, в утешении, в моральной и материальной поддержке и т.п.

У греков общее название жрецов – ίερεύς. Этим словом обозначали круг людей, имевших непосредственное отношение к ιερός (святому): они совершали священнодействия – ιερουργία – и были причастны к актам явления святого. Слово ιεροφάντης обозначало категорию жрецов-иерофантов (буквально – являющих священное); ίεροποιός – жрец другой категории (начальствующий над священнодействием, жертвоприношением).

Жречество, очень важная в религиозной иерархии группа, не являлось вплоть до эпохи эллинизма в греческом обществе обособленным сословием. В античных текстах крайне редки упоминания о жречестве как отдельной части общества, равнозначной ремесленникам, земледельцам и воинам . Отсутствие следов жреческой социальной обособленности ставит под сомнение универсальность концепции Ж. Дюмезиля о тройном делении индоевропейского общества. Религиозная выделенность тех индивидов и групп, что напрямую были причастны к священному, не имела четко закрепленного социального статуса.

Фактически совершать ритуальные манипуляции со священными предметами (например с жертвенным животным) мог каждый полноправный гражданин по своему решению либо по общественному установлению. Глава семьи брал на себя функции жреца в пределах своей домашней общины. Полис как религиозное сообщество процедурой выборов и назначений определял круг должностных лиц, выполнявших жреческие обязанности и представлявших граждан перед богами. Существовал также институт наследования жреческих должностей, которые занимали из поколение в поколение члены уважаемых родов. Этим людям принадлежало почетное наследственное право отправлять те или иные ритуалы. Так, в Элевсинских мистериях ведущая роль принадлежала семье Эвмолпидов, ведущих свою родословную от легендарного сына Посейдона Эвмолна, учредившего мистерии в Элевсине. В царскую эпоху положение басилея обязывало правителя отправлять особо важные государственные обряды, в этих случаях он выступал в роли верховного жреца.

Заметный стимул к специализации в области религиозной практики был подан развитием храмовых культов. Служба конкретному богу в храме этого бога требовала особых знаний, особого образа жизни, иногда – даже особого психического склада. В Дельфах, где формирование жречества как особой корпорации впервые в Греции начинает принимать наиболее отчетливые формы, служба Аполлону требовала от жриц-прорицательниц особой предрасположенности к вхождению в экстатические состояния.

Не только семья со своими обожествленными предками и полис с богами-покровителями определяли своим составом религиозную общину. Семьи и роды образовывали фратрии – братства не по крови, а по согласию вести свою родословную от общего предка, культ которого становился объединяющим началом членов фратрии. Фратрия могла основываться также на почитании общих богов, завещанных предками. Фратрии объединялись в филы, которые тоже образовывали особые религиозные сообщества со своим культом, мифологией, святилищами и жрецами. Профессиональные группы, например гончаров, торговцев, моряков, имели своих богов-покровителей, ритуальные даты и обряды, связывавшие их в особые религиозные сообщества.

В Греции в VI–V вв. до н.э. формируется тип религиозной общины, основанной на почитании харизматического лидера, утвердившего новое учение, особый культ и образ жизни. Речь идет прежде всего о пифагорейцах, последователях Пифагора (570– 490 до н.э.), который развил мистико-этическое учение и создал общину, крепко связанную личной преданностью учителю, аскезой, строгими предписаниями и общностью имущества. Вмешательство в политическую жизнь навлекло на пифагорейцев волну

гонений и к концу V в. до н.э. пифагейская община фактически прекратила существование. В учении пифагорейцев нашли отклик более ранние идеи орфиков, создавших свой тип религиозного сообщества – с особой мифологией, религиозной доктриной, обрядами посвящения, иерархией и нравственными нормами.

Почитание общих богов греческими государствами создавало предпосылки для возникновения культовых федераций амфиктионий (греч. άμφικτυονία). Амфиктионии, союзы нескольких государств, создавались для отправления общего культа и охраны культовых центров. Так, святилище в Дельфах служило объединяющим началом Пилейского союза, храм Аполлона на острове Делос стягивал несколько государств в Делосский союз.

Греки, собиравшиеся со всех эллинских государств на игры в Олимпию на общегреческий праздник – панегиреи (греч. πανήγυρις), осознавали себя членами огромной общины, почитавшей в священном месте общего бога – Зевса. К числу великих панегирей кроме Олимпийских игр принадлежали Пифийские – в честь Аполлона, Немейские – в честь Зевса и Истмийские – в честь Посейдона.

Возвращаясь к теме структурной организации религиозных сообществ, обратим внимание на характерную тенденцию, знаменующую от самого начала эпоху эллинизма, – на возрастание роли жречества. Растет численность жречества, и оно все четче приобретает корпоративные черты. В значительной степени тому способствовало распространение ближневосточных культов, где жреческие корпорации, специализировавшиеся на почитании того или иного божества, имели давние традиции. Жречество ближневосточной школы оказалось востребованным греческой религиозностью, в которой тяга к приватности и даже интимности культа становилась все более сильной. В культе Исиды, "при многочисленности жреческого персонала было возможно гораздо более интимное, личное отношение жреца к посвящаемому, чем в древнегреческих культах с их немногими жрецами и жрицами..."

Загрузка...