Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Торговля в Средние века.Горожане и их образ жизни. Особенности и формы средневековой торговли Торговые пути средневековья

    • Предмет исторической географии
      • Предмет исторической географии - страница 2
    • История возникновения и развития исторической географии
    • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху
      • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху - страница 2
    • Физико-географическое районирование Западной Европы
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 2
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 3
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 4
    • Отличительные черты физической географии средневековья
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 2
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 3
  • География населения и политическая география
    • Этническая карта средневековой Европы
      • Этническая карта средневековой Европы - страница 2
    • Политическая карта Европы в период раннего средневековья
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 2
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 3
    • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 2
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 3
    • Социальная география
      • Социальная география - страница 2
    • Численность населения, его состав и размещение
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 2
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 3
    • Типы сельских поселений
    • Средневековые города Западной Европы
      • Средневековые города Западной Европы - страница 2
      • Средневековые города Западной Европы - страница 3
    • Церковная география средневековой Европы
    • Некоторый черты географии средневековой культуры
  • Экономическая география
    • Развитие сельского хозяйства в раннее и развитое средневековье
    • Системы земледелия и землепользования
      • Системы земледелия и землепользования - страница 2
    • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы
      • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы - страница 2
  • География ремесла и торговли
    • Особенности размещения средневекового ремесленного производства
    • Шерстяное производство
    • Горное дело, металлообработка судостроение
    • География ремесла отдельных стран Западной Европы
      • География ремесла отдельных стран Западной Европы - страница 2
    • Средневековая торговля
    • Средиземноморский район торговли
      • Средиземноморский район торговли - страница 2
    • Северный район европейской торговли
    • Ареалы монетных систем
    • Транспорт и пути сообщения
      • Транспорт и пути сообщения - страница 2
  • Географические представления и открытия раннего и развитого средневековья
    • Географические представления раннего средневековья
      • Географические представления раннего средневековья - страница 2
    • Географические представления и открытия эпохи развитого средневековья
    • Картография раннего и развитого средневековья
  • Историческая география Западной Европы в позднее средневековье (XVI - первая половина XVII В.)
    • Политическая карта
      • Политическая карта - страница 2
    • Социальная география
    • Демография позднего средневековья
      • Демография позднего средневековья - страница 2
      • Демография позднего средневековья - страница 3
    • Церковная география
    • География сельского хозяйства
      • География сельского хозяйства - страница 2
    • География промышленности
      • География промышленности - страница 2
      • География промышленности - страница 3
    • Торговля позднего феодализма
      • Торговля позднего феодализма - страница 2
      • Торговля позднего феодализма - страница 3
    • Транспорт и пути сообщения
    • Путешествия и открытия XVI-XVII вв.
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 2
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 3

Средневековая торговля

Торговые сделки были характерны для средневекового общества во все века его существования. Даже в период раннего феодализма, при полном господстве натурального хозяйства, торговля окончательна не исчезала, хотя и не носила регулярного характера. Ее роль увеличилась с появлением товарно-денежных отношений, вызванных возникновением и развитием средневековых городов; торговая деятельность становится неотъемлемой чертой феодального общества.

Средневековая торговля имела ряд специфических особенностей. Ведущая роль принадлежала в ней внешней, транзитной торговле; натуральностью хозяйства, в принципе существовавшей в любом феодальном обществе, объясняется тот факт, что основная масса предметов потребления производилась в самом хозяйстве, на рынке приобреталось лишь то, чего не было (или не хватало) в данной местности. Это могло быть вино, соль, сукно, хлеб (в неурожайные годы), но чаще всего это были левантийские восточные товары.

Восточные товары (специи) подразделялись на две группы. К «грубым специям» относились различные ткани (шелк, бархат и пр.), квасцы, редкие металлы, т. е. те предметы, которые отмеривались и отвешивались на локти, квинталы или поштучно. Собственно «специи» измерялись на унции и гроссы; это были главным образом пряности (гвоздика; перец, имбирь, корица, мускатный орех), красители (индиго, бразиль), благовонные смолы, лекарственные травы. Роль восточных товаров в быту западноевропейских народов была чрезвычайно велика.

Целые отрасли европейской экономики (шерстоткацкое производство, например) зависели от заморских красителей и квасцов, мясная по преимуществу пища самых разнообразных слоев населения требовала большого количества острых приправ, наконец, ряд снадобий восточного происхождения (разные травы, истолченный рог носорога, даже сахар) являлись редкими и, как тогда казалось, единственными лекарствами. Но, несмотря на потребность европейского рынка в этих товарах, масштабы торговли ими, как будет показано ниже, были незначительны.

Внешняя, транзитная торговля прошла через все средневековье, меняя только свои масштабы, направление, характер. Иной была судьба местной, внутренней торговли.

Местная торговля, т. е. товарный обмен продукции ремесла и сельского хозяйства, в серьезных масштабах возникла в развитое средневековье, в результате развития городов и особенно после распространения денежной ренты. Господство денежной формы ренты привело к массовому вовлечению деревни в товарно-денежные отношения и созданию местного рынка. Поначалу он был очень узок: на нем выступала относительно небольшая часть крестьянской продукции, да и покупательные способности мелкого города были весьма ограничены; к тому же цеховая монополия и торговая политика городов принуждали крестьянина торговать только на данном рынке, только в соседнем городе.

Рыночные связи большинства средневековых городов были небольшими. Так, в Юго-Западной Германии городские дистрикты в целом не превышали 130-150 кв. км, в Восточной Германии - 350-500 кв. км. В среднем на континенте городки располагались в 20-30 км друг от друга, в Англии, Фландрии, Нидерландах, Италии - еще ближе. Известный английский юрист XIII в. Брактон полагал, что нормальное расстояние между рыночными местечками не должно превышать 10 км.

Очевидно, на практике существовало неписанное правило, по которому до ближайшего рынка крестьянин мог добраться за несколько часов (на быках!), чтобы успеть в тот же день вернуться обратно; такое положение считалось нормальным. В качестве товаров на таком рынке выступала самая разнообразная сельскохозяйственная продукция округи и необходимые массовому покупателю ремесленные изделия. Естественно, что характер этих рыночных связей был неустойчив и всецело зависел от урожайности текущего года.

С развитием производства возникает хозяйственная специализация разных областей по отдельным продуктам (хлеб, вино, соль, металлы) и меняется характер местной торговли. Она становится более регулярной, менее зависящей от различных внешних факторов, увеличиваются ее масштабы. Расширяются и торговые связи рыночных центров: возникают более крупные рынки, на которых концентрируется продукция не только ближайшей округи, но и более отдаленных мест, переправляющаяся затем в другие области и страны. Такими центрами, например, становятся Ипр, Гент и Брюгге во Фландрии, Бордо в Аквитании, Ярмут и Лондон в Англии.

Однако не следует преувеличивать масштабы этого процесса. Во-первых, он характерен только для отдельных районов континента, там, где специфика географических и исторических факторов создала особо благоприятные условия для ранней товарной специализации хозяйства; во-вторых, связи таких рынков оставались неустойчивыми и зависящими от различных, в первую очередь политических, обстоятельств. Так, Столетняя война прервала складывавшуюся виноторговлю Бордо в Англии и торговлю английской шерстью в Нидерландах; вхождение Шампани в состав Французского королевства затруднило приток фландрских и английских товаров на знаменитые шампанские ярмарки и послужило одной из причин их упадка. Формирование устойчивых областных, региональных рынков - явление, присущее в основном позднему феодализму; в эпоху развитого средневековья мы встречаем только отдельные его проявления.

Специфика торговли раннего и развитого средневековья заключалась в существовании в Европе двух основных торговых районов, отличавшихся значительным своеобразием, - южного, средиземноморского, и северного, континентального.

ТОРГОВЛЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Вопросы в тексте параграфа

Что способствовало широкому развитию торговли в Арабском халифате и Византийской империи?

Византийская империя благодаря своему географическому положению находились на перекрестках торговых путей. Это давало ей исключительные преимущества в торговле. Византия торговала и с Западом, и с Востоком. Арабский халифат тоже начинался с нескольких городов вдоль торговых путей. Впоследствии с присоединением новых стран, развитие торговли стало еще более интенсивным, поскольку при сильном централизованном правлении торговля стала безопасной и комфортной. Арабы активно занимались и международной торговлей, поставляя в Европу пряности и украшения.

Какие беды приносили населению европейских стран феодальная раздробленность?

Во времена раздробленности феодалы постоянно воевали друг с другом, решая все свои вопросы при помощи оружия. Естественно, страдало от этого в первую очередь простое население. Ведь для того, чтобы ослабить противника, не нужно даже атаковать его хорошо укрепленный замок. Достаточно уничтожить его крестьян, сжечь поля, разорить деревни – и враг лишится своих доходов.

Работаем с картой

В каких средневековых государствах было особенно много городов и ярмарок? Предположите почему. Найдите места самых известных ярмарок, названных в тексте учебника. Какие торговые города соперничали на Средиземном море? Подсчитайте, сколько городов входило в Ганзу. Чем объясняется их союз?

  • Множество городов и крупных ярмарок было на севере и северо-востоке Франции и в Священной Римской империи. Эти страны стали крупнейшими правопреемниками империи Карла Великого и переняли все достижения античных государств и империи франков.
  • Самые известные ярмарки были на севере франции в Брюгге, на северо-западе в Реймсе (Шампань), а также в крупных городах Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Кёльн, Бремен, Любек, Магдебург, Прага, Милан и т.д.
  • На Средиземном море соперничали два торговых города-республики Генуя и Венеция.
  • В Ганзу входили города, расположенные на севере и северо-востоке Европы, начиная от Лондона, Брюгге, Амстердама, Кёльна, Бремена, Любека… Всего в год основания Ганзы в нее входило около 70 городов. По мере роста союза в его составе было до 300 городов и портовых поселений.
  • Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Обобщение информации параграфа

1. Почему рост городов вел к расширению торговли?

Города были центрами ремесленного производства. Товары, производимые ремесленниками, использовались не только для собственного потребления, но в большей степени для продажи или обмена. Большое количество товара продавалось на городских ярмарках. Постепенно, ярмарки стали центрами не только для торговли с близлежащими территориями, но и для международной торговли. Городские купцы осваивали все новые и новые торговые маршруты.

2. В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье?

Товары для продажи приходилось перевозить на большие расстояния. Между городами и селениями были огромные пространства с полями, лесами, горами, реками. Зачастую между селениями не было пригодных дорог. Купцам приходилось не только выдерживать трудности путешествия, но и опасаться диких зверей и разбойников.

3. Какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком? Каковы были их отношения друг с другом? Для ответа используйте карту.

Сухопутные торговые пути опутывали всю территорию Западной Европы. Многие города были крупными ремесленными и торговыми центрами. Особенно можно выделить города Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Прага, Кёльн. А также города Франции и Кастилии Париж, Брюгге, Реймс, Лион, Толедо, Севилья, Кордова и Гранада.

Морские торговые пути связывали города Северной Европы, скандинавские страны и северо-восточные города Руси. Наиболее важным в северной морской торговле считался Ганзейский торговый союз, объединивший сначала более 70 европейских городов (в последствии до 300 городов), а также русские города (Новгород, Архангельск), шведские и норвежские города (Стокгольм, Берген) и английские (Саутгемптон, Уинчестер и Лондон). На севере Европы крупные торговые города предпочли объединиться в союз, чтобы диктовать свои условия торговли.

Торговля с южными и восточными землями (Северная Африка, Египет, Сирия, Крым, Кавказ) велась через море в основном итальянскими торговыми городами-республиками Генуя и Венеция, которые постоянно враждовали между собой. Также большую роль в восточной торговле по- прежнему играли Константинополь, Александрия, Мессина, Кафа, прибрежные города Сирии и Палестины.

4. Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле.

Ганза – крупнейший политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XIII века. В регистр Ганзы в разные времена входили до 300 городов, из них около 100 прибрежных портовых городов. Под ее влиянием находилось до 3 тысяч населенных пунктов. Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Значение Ганзейского союза невозможно переоценить, так как именно это явление в мировой экономике заложило основы международной торговли. Создание Ганзейского союза стало ответной реакцией европейских купцов на раздробленность государств Европы в Средневековье. Союз был призван защитить торговые интересы входящих в него городов.

Город Любек – сердце Ганзейского союза. В 1158 году имперский город быстро достиг расцвета, так как он с торговлей вышел в Балтийское море, а затем на острове Готланд была основана германская торговая компания. Готланд имел удачное расположение в море. Таким образом, в его порты входили корабли, чтобы команды могли отдохнуть, а судно привести в порядок. Спустя 100 лет, а именно в 1241 году, торговые союзы Любека и Гамбурга заключили сделку для защиты торговых путей, пролегавших между Балтийским и Северным морями. Так в 1256 году образовалась первая торговая группа приморских городов: Любек, Гамбург, Бремен, Кельн, Гданьск, Рига, Люнебург, Висмар, Росток и другие. Известно, что в год основания Ганзейского союза в него входило до 70 городов.

Участниками союза было решено, что все представительские дела будет вести Любек, так как его сенаторы и бургомистры считались более способными управлять торговыми делами. Кроме того, именно этот город взял на свой баланс расходы на охрану кораблей.

Руководители Ганзейского союза очень умело использовали положительные обстоятельства для того, чтобы прибрать к своим рукам торговые дела на Северном и Балтийском морях. Таким образом, у них появилась возможность по своему усмотрению устанавливать стоимость на товары, а также они стремились обрести влияние в странах, где существовал для них интерес, а также различные привилегии. Например, право на то, чтобы свободно организовывать колонии и торговать; право на приобретение домов и дворовых мест с представлением юрисдикции. Были такие случаи, когда опытные, политически талантливые и осмотрительные руководители союза умело пользовались слабыми сторонами и тяжелым положением соседних стран. Они косвенным или прямым путем ставили государство в зависимое положение для того, чтобы добиться нужных результатов.

Спустя несколько веков после основания союза в его состав входило почти двести городов. Развитию Ганзы способствовали единая денежная система, равноправие родных языков, а также равные права жителей городов данного союза. Примечательно, что ганзийцы распространяли идеи о здоровом образе жизни. Они активно внедряли представляемый ими деловой этикет. Открывали клубы, где купцы обменивались опытом и бизнес идеями, а также распространяли различные технологии производства продуктов и товаров. Популярными стали школы для начинающих ремесленников, которые открывались на территории Ганзейского союза. Считается, что для Средневековой Европы это было инновацией. Многие исследователи отмечают, что Ганза сформировала цивилизованный образ современной Европы, который мы сейчас с вами наблюдаем.

5. Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны?

Ярмарки устраивались как центры торговли. На них обменивались и продавались товары сначала из прилегающих к ярмарке земель, а затем и из других стран. В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в тавернах и лавках. Также люди могли обменяться новостями из отдалённых регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры и т. д. Таким образом, ярмарка была ещё развлекательным центром для людей.

Наиболее известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Затем их сменила ярмарка в Брюгге. Также крупнейшие ярмарки средневековья проводились в Антверпене, Женеве и Лионе.

6. Чем занимались менялы, ростовщики, банкиры? Почему возникли эти городские профессии?

Менялы занимались обменом наличных денег. Поскольку в разных странах, да и на разных территориях существовали различные по весу и составу драгоценных металлов денежные носители, для осуществления торговли нужно было привести их все к единому значению. Менялы взвешивали монеты, проверяли их на подлинность, постоянно держали запасы монет различных государств. Естественно, за обмен монет менялы брали комиссию.

Ростовщики давали деньги в рост, т.е. ссуды под проценты. Они ссужали деньги крестьянам, ремесленникам, феодалам для покрытия их расходов на определенные нужды.

В Генуе с XII века менял начали называть банкирами (от итальянского слова banco – скамья, стол), менялы проводили свои операции за столами, которые ставились на городской площади. Менялы, объединяясь в товарищества, часто покупали право чеканить собственные монеты. Купцы стали отдавать свои деньги на хранение менялам. При этом, сосредотачивая у себя вклады купцов, менялы могли осуществлять безналичные расчеты между ними, без длительной процедуры, которая бы потребовалась для взвешивания и определения качества монеты.

Эти профессии возникли прежде всего для обеспечения развивающейся торговли и ремесленного производства. Они упрощали процедуру торговли, а также давали возможность расширить ремесленное производство за счет приобретения сырья, нового здания, новых орудий труда и т.д.

1. Что затрудняло развитие торговли в средневековой Европе, а что способствовало ей?

Развитию торговли мешали еще пока не развитые пути сообщения, опасности во время пути (нападение диких зверей, разбойников, военные действия), многочисленные поборы на таможенных пунктах у каждого феодала, постах, заставах, высокие процентные ставки у ростовщиков.

Развитию торговли способствовало увеличение объемов товарного производства, начало восстановления дорог и строительство новых путей, развитие денежной системы и совершенствование финансовых операций.

2. Представьте, что вы средневековый купец. Расскажите о своей деятельности. Какие радости и трудности в ней вы прежде всего отметите? Объясните, как вы относитесь к своей работе и почему именно так. Поспорьте от имени купца с церковниками, утверждавшими, что «ремесло купца неугодно Богу».

Через три дня я отправляюсь с караваном на ярмарку в Шампань. А неделю назад я вернулся с на кораблях моей гильдии из торгового похода в Сирию, привез товары, которые смогу выгодно продать на севере. Я люблю плавать на венецианских кораблях и посещать разные страны, но путешествовать по суше все-таки я люблю больше. Как-никак под ногами твердая земля. Если на караван нападут, конечно, придется сражаться не только охране каравана, но и мне, однако на земле всегда есть возможность убежать. А куда убежишь на море при нападении пиратов? Вот поэтому я и отправляюсь из славного торгового города Генуи на северо-восток Франции по суше, а не по морю. К тому же так будет быстрее, чем огибать на корабле всю Италию, Кастилию, а потом посуху долго добираться до ярмарки в Шампани через всю Францию. Традиции традициями, но это невыгодно.

Конечно же я еду не один, со мной едут еще пять купцов из нашей гильдии. Мы отобрали товары для продажи – на севере очень ценятся восточные пряности, тончайшие шелка, заморские вина и мечи из дамасской стали. Финансовое обеспечение похода мы тоже распределили поровну и наняли охрану, поделим и многочисленные таможенные расходы. Часть денег мы уже перевели в Шампань через городского банкира. Путь неблизкий и опасный, через Милан, горы Альпы до Цюриха, а потом до Реймса. Но ведь судьба любит рьяных и удачливых. Это про меня. Я обожаю сам дух путешествия. Возможно, нам не раз придется вынимать мечи из ножен, но оно того стоит.

И пускай святоши говорят, что наше дело не угодно Богу. Они говорят, что мы наживаемся на потребностях других, ничего не делая сами. Они просто не понимают, какие трудности нам приходится преодолевать во время путешествия – мерзнуть на ветру, спать под дождем или снегом, идти впроголодь, защищать караван от волков и от тех, кто похуже волков – людей. Буквально вчера мне пришлось осадить отца Клементия. Я как раз шел из собора с обязательной для всех торговцев проповеди римского посланника Бенедикта. Да-да, все купцы обязаны посещать проповеди папских посланников под страхом отлучения от церкви. Так вот, после проповеди меня остановил отец Клемент и спросил, был ли я в соборе сегодня. Я ответил, что, конечно, был, стоял в первых рядах и слушал как отец Бенедикт клеймит позором всех торговцев, называя наше ремесло не угодным Богу. Тогда отец Клемент спросил меня, не считаю ли я свое занятие постыдным и порочным. Я уже и так был на взводе, поэтом честно ему ответил, что не считаю, и укорил его самого, напомнив, что его брат не далее как вчера отправился на ярмарку в Труа, закупившись у меня английским сукном. Святоша поник и заявил, что его брат вынужден торговать, чтобы добывать средства для возведения новой колокольни. Вот это для меня было откровением, поскольку на прошлой неделе отец Клемент просил у меня сто флоринов на починку этой колокольни. Неужели колокольня уже успела устареть, даже не будучи построенной? Об этом я и спросил отца Клементия. На его лице выступили капельки пота, он начал что-то лепетать, что те сто флоринов он просил для одного бедного монастыря далеко за городом, но я прервал его ложь. «Довольно сочинять! Не бери еще один грех на душу, у тебя их и так много, — в сердцах прокричал я. – Молись, чтобы господь простил тебе твою ложь, а за меня не беспокойся. Мне моих денег хватит, чтобы прикупить себе приличное место в раю». С тем и разошлись. Мы пропускаем их проповеди мимо ушей, поскольку прекрасно знаем, на чьи деньги живут святоши и папский престол – на наши деньги, заработанные торговлей.

3. Почему средневековые купцы, как и ремесленники, крестьяне и феодалы, создавали свои объединения?

Средневековые купцы, ремесленники, крестьяне и феодалы создавали свои объединения для защиты собственных интересов, продвижения своей политики, установления определенных правил внутри сообщества.

4. Какими качествами характера должен был обладать средневековый купец, чтобы быть успешным в своем деле? Как вы считаете, нужны ли они в наши дни людям, занимающимся бизнесом?

Безусловно, средневековый купец должен был обладать смелостью, небольшим авантюризмом, смекалкой, коммуникабельностью, красноречием и деловой хваткой. Все эти качества нужны были для того, чтобы отправиться в длительное путешествие, полное опасностей, договориться с покупателем, убедить его купить товар как можно дороже, отстоять свою торговую позицию и зачастую с оружием в руках защитить себя. Наверняка, многие из этих качеств пригодились бы в наши дни людям, занимающимся бизнесом, естественно, кроме качеств, обеспечивающих отстаивание собственных интересов с оружием в руках.

5. Церковь осуждала ростовщиков. Она говорила, что ростовщики торгуют тем, что принадлежит только Богу – временем. Поясните эту мысль.

Ну, это не совсем так. Конечно, богословы зачастую осуждали ростовщичество, но не то, что ростовщики дают ссуду, иногда под залог чего-нибудь, а то, что берут за это необоснованно высокие проценты. Вот основные аргументы против «процента на капитал», которые приводили известные богословы.

  • Епископ Коваррубиас говорил: «Деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаем вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда».
  • Богослов Фома Аквинский утверждал: «Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться». Ряд христианских богословов развили эту мысль: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл эти плоды.
  • Также Фома Аквинский выдвигает весьма своеобразный аргумент, который далеко не всем поддерживался, что так как величина процента зависит от периода времени, то ростовщик продает время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех.

При этом складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, церковь порицает ростовщичество, было время, что даже пыталось запретить его. С другой стороны, аббатства и монастыри, бывшие крупными и богатыми финансовыми центрами, активно давали ссуды, формально беспроцентные. Правда закладывались такие условия, что так или иначе аббатства получали свою выгоду в том или ином виде. Аналогичная ситуация была и в средневековой Руси, однако ростовщичество преследовалось законом лишь в случае необоснованного завышения процентной ставки.

В Арабском халифате ростовщичество было так же запрещено. Сегодня этот запрет в арабских странах сохраняется, однако разрешается вести кредитную деятельность со строго регламентированной процентной ставкой.

У иудеев было запрещено отдавать деньги в рост только единоверцам. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Возможно, именно поэтому практически все ростовщики были евреями.

6. Современное слово «банкрот» происходит от итальянского «банка ротта», то есть «сломанная скамья». Проведите исследование: уточните по толковому словарю значение слов «банкрот» и «банкротство» и предположите, как они произошли.

Банкрот — лицо, сделавшееся несостоятельным должником вследствие разорения.

Банкротство — признанная неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по своим обязательствам.

Слова «банкрот» и «банкротство» произошли от итальянского словосочетания «банка ротта. Слово банк происходит от слова «banca», что значит стол, на который средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты в мешках и сосудах. От слова banca происходит также слово банкрот. Когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, разбивали стол, за которым он сидел — banco rotto (дословно, переворачивание стола).

В наше время, чтобы стать банкротом, недостаточно разориться, нужно быть неспособным выполнить свои обязательства перед кредиторами. Если человек просто теряет деньги, он не становится банкротом. А если он кому-то должен и не может по требованию отдать этот долг, то он становится банкротом. При этом должник вовсе не обязательно должен не иметь вообще денег – просто их может быть недостаточно для покрытия всех долгов.

Москва, 28 апреля - «Вести. Экономика». Торговые пути формировались с самых древних времен, когда торговцы из разных стран перевозили свои товары, чтобы продавать их и покупать в других странах. Товары были доступны только там, где их производили, поэтому торговцам приходилось проделывать долгий путь, чтобы доставить их покупателям в других странах. Эти торговые пути способствовали культурному обмену, а также развитию экономики. Кроме того, они способствовали распространению религиозных взглядов, идей, инноваций и даже бактерий. Ниже мы расскажем об основных торговых путях, которые сформировались в древности. 1. Шелковый путь - самый знаменитый торговый путь в мире

Великий шёлковый путь - караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная - мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Маканчерез Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда - в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин «Шелковый путь» был введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году.

За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия. В IV-IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию. Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились хуттальские кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты - арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое. Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая. Он служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении 2. Дорога специй

Дорога специй - сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря. Для облегчения торговли царица Хатшепсут, фараоны Сенусерт III и Нехо I, а также царь Дарий I предпринимали попытки прорыть канал, связывающий Красное море со Средиземным. Во времена царя Соломона сухопутная часть дороги специй выходила к побережью Эйлатского залива в районе города Эцион-Гавер (нынешний Эйлат). По этому пути доставляли не только специи с Островов Пряностей (корица, имбирь, перец) из Индии, но и ценные породы дерева и слоновую кость из Восточной Африки, шёлк из Китая, золото, серебро, драгоценные камни. В зависимости от военно-политической обстановки отдельные участки дороги специй, как и любого другого торгового маршрута, могли смещаться в сторону более безопасных районов. Так, например, во времена царя Ирода основным портом для торговли пряностями на этом маршруте на берегу Средиземного моря была Кейсария, а во время крестовых походов караваны из Петры, обходя район конфликта, шли южнее, выходя к Средиземному морю в районе Эль-Ариша, но эта торговля никогда не прерывалась. Мусульманское господство над маршрутом торговли специями вынудило европейцев искать обходные пути, что, в конечном итоге, привело к эпохе великих географических открытий. 3. Дорога благовоний

Путь благовоний - торговый путь, который в античности связывал юг Аравийского полуострова со странами Средиземноморья и Месопотамии. По нему из древних царств на территории современных Йемена и Омана, а также с Африканского рога и острова Сокотра, доставлялись в Средиземноморье и Междуречье ценные благовония - в основном южноаравийский ладан, смирна и африканские специи. Широкое применение благовоний на древнем Востоке создавало большой спрос на них и, следовательно, вызвало обширную торговлю этими товарами, что и вызвало появление этого торгового пути. Торговля благовониями началась, по-видимому, во II тысячелетии до н. э. Когда римляне в начале нашей эры взяли в свои руки морской путь в Индию и тем самым поставили под угрозу торговлю благовониями в прибрежных районах, которая велась через Аден, значение важного торгового центра приобрела столица государства Хадрамаут Шабва. Поэтому ароматические смолы отныне приходилось доставлять в порт Кана (в 15 км западнее сегодняшнего посёлка рыбаков Бир Али в Йемене), а оттуда - в Шабву. В Кану шли также благовония из Сомали и Эфиопии. Если начальники верблюжьих караванов отклонялись от установленного маршрута, им грозила смертная казнь. В пустыне разрешено было перемещаться только организованными караванами по строго отмеченным путям. Любое отклонение от этих правил считались самым тяжким преступлением и наказывались смертью. Караваны были жизненным источником для Шабвы. Поэтому только одни ворота были отведены для прохода каравана. Богатство и важность Шабвы заключались в позиции города, который был важным местом сбора и организации торговых караванов для пересечения великой пустыни Руб аль-Хали. Участники караванa должны были заплатить одну десятую часть стоимости товара, которую давали жрецам городских храмов во имя главной богини Сиин. В Шабве было 60 религиозных храмов, и город был административным и религиозным центром древнего государства Хадрамаут. Весь годовой сбор ароматических смол население было обязано приносить в храмы Шабвы, и никому не разрешалось вывозить за пределы страны ни одного кусочка смолы. Однако попыток нарушить этот запрет, вероятно, было немало. Со временем торговля благовониями пришла в упадок, блеск южноаравийских городов померк. И лишь редкие караваны продолжали ходить по старым дорогам, проложенным задолго до открытия благовоний, перевозя необходимую для жизни соль. 4. Янтарный путь

Янтарный путь - древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает «отец истории» Геродот. Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400-1392 гг. до н. э.). Маршрут, по которому янтарь-сукцинит поступал к Средиземному морю, первоначально пролегал из Ютланда по рекам Рейн и Одер, а затем из Самбии по Висле и Дунаю. Новый Вислинский янтарный путь начала нашей эры назван польскими археологами Великим, или Главным. В 2000 году учёному Ежи Веловейски удалось реконструировать эту римскую янтарную дорогу по находкам янтарного сырья и изделий. Пунктом доставки камня-сырца являлся южный город Римской империи - Аквилея (на границе Италии и Словении).

Высокого развития в эпоху принципата достигла в Аквилее техника обработки янтаря, который поставляли в город с побережья Балтики через римскую провинцию Паннония. Из порта Аквилея янтарные товары уплывали в Грецию, Египет, Сирию, Индию и другие далёкие страны. В Средней Азии определились два направления торговых путей: Сырдарьинское и Амударьинское: активизируется торговля янтарём с середины I тысячелетия до н. э., особенно в первые века н. э., вплоть до V в. н. э. Следуя вдоль Сыр-Дарьи, янтарь проникает в Ферганскую долину, активно охватывая её западные и юго-западные районы, и далее на восток, к границам Китая. В раннем средневековье внутренние пути становятся более разветвлёнными. На северо-восток - это Чуйская долина. На юго-восток - Зеравшанская долина, крайней восточной точкой оказывается Западный Памир, верховья реки Пяндж. В конце двадцатого века в рамках охраны культурного наследия Европы возникла программа создания туристических янтарных маршрутов. Они повторяют древние торговые пути от Балтийского моря до стран Средиземноморья. 5. Чайный путь

Древний чайный путь, или Чамагудао, возник во времена династии Тан (618–907) и достиг своего расцвета во времена династии Сун (907–1270), когда ежегодно в Лхасу перевозили до семи с половиной тонн чая. Маршруты древних караванов чайного пути пролегали в глубине гор, на юго-западе Китая. Это одни из самых высокогорных дорог в мире - магистрали, связывавшие Тибет с внутренними районами страны, исторические свидетельства сосуществования и добрососедских отношений между ханьцами, тибетцами и другими народами. Перевозки осуществлялись как с помощью конно-гужевого транспорта, так и в пешем порядке. 6. Соляная дорога

Соляная дорога - древний торговый путь, по которому проходила транспортировка соли, что также отражено в названии дороги. Соляная дорога обеспечивала Риму монополию на соль и стала одним из источников процветания города. В Риме дорога начиналась у Porta Salaria стены Аврелиана и вела через внутренние районы Центральной Италии до Труэнтского лагеря на побережье Адриатического моря, расстояние в 242 километра. Вдоль дороги расположены подземные захоронения - катакомбы, в основном христианские: цеметерий Jordanorum ad S. Alexandrorum, катакомбы святого Панфила, Присциллы (языческие и христианские захоронения), Тразона, святой Фелиции. Среди прочих здесь был похоронен Иасон Римский. 7. Транс-сахарский торговый путь

Транссахарский торговый путь - очень древний. Вдоль двух главных дорог, пересекающих пустыню с юга на север, были найдены изображения колесниц. Из этого исследователями был сделан вывод, что через Сахару ещё в древности пролегали торговые пути. Жившие там гараманты были посредниками в торговле слоновой костью, карбункулами и рабами между Севером (Карфагеном, Древним Римом) и Югом. Главные караванные торговые пути несколько раз смещались. Так до XI в. основной караванный путь проходил через средневековую Гану, с XII в. он переместился на восток, соединив малийские золотые рудники с торговыми городами Северной Африки. Малийское золото, как и многие другие товары (шкуры, страусиные перья и пр.) попадали на Ближний Восток и оттуда нередко в Европу. С XV в. главный караванный путь стал проходить через хаусаленд. Падение средневекового Мали в конце XV в., истощение золотых рудников в области Бамбука и образование крупного государственного образования Сонгай привели к смещению торговых путей на восток - из Западного в Центральный Судан. После установления морских путей сообщения между побережьем Западной Африки и Европой в первой половине XIX в., транссахарская торговля начала приходить в упадок, тем не менее, она продолжала существовать до конца первой четверти XX в. 8. Оловянный путь

Оловянный путь - торговый путь Северной Евразии во второй половине II тысячелетия до н. э. По этому маршруту оловянная руда из месторождений, расположенных на территории Центрального, Южного и Восточного Казахстана, Алтая и севера Средней Азии, переправлялась далеко на запад для нужд очагов металлообработки Евразийской металлургической провинции эпохи поздней бронзы: дербеденовского (Среднее Поволжье, Приуралье) и лобойковского (Среднее Поднепровье, Подонцовье). Монополия в оловодобыче принадлежала андроновским племенам (фёдоровская культура), в постандроновское время - носителям саргаринско-алексеевской (бегазы-дандыбаевской) культуры. Трансевразийский «оловянный путь» пролегал на запад двумя ветвями. Первая шла через Средний Урал (ареал черкаскульской культуры, позднее - межовской культуры) к Среднему Поволжью и Покамью (ареал сусканской культуры), где функционировал дербеденовский очаг металлообработки. Вторая ветвь пути пролегала через Южный Урал, Степное Поволжье и Подонье к Днепру, где действовал лобойковский очаг.

Торговля в средние века являлась делом очень трудным и опасным. Крупные партии товаров можно было перевозить только или по разбитым, ухабистым грунтовым дорогам. За проезд через владения каждого феодала купец должен был платить пошлину. Пользование мостами и переправами также было платным. Например, чтобы провезти товары по всему течению французской реки Луары, нужно было 74 раза платить пошлину. И когда купец довозил товар до места продажи, нередко оказывалось, что он заплатил пошлин больше, чем стоил самый товар. К тому же феодалы часто грабили купцов на проезжей дороге. А если ломалась телега и товары падали на землю, они переходили в собственность сеньора данной земли. Отсюда и пошла поговорка: «Что с воза упало, то пропало».

В средневековой Европе было два главных морских торговых пути. Один вёл через Средиземное море на Восток. Этим путём в Европу привозили много товаров из стран Азии и Африки - шелка, ковры, оружие. Чрезвычайно ценились в Европе восточные пряности, особенно перец. Он служил не только приправой к пище, но и лекарством от желудочных болезней. Сначала главную роль в торговле с Востоком играли византийские купцы. Потом её взяли в свои руки купцы двух итальянских портовых городов - Венеции и Генуи.

Второй морской торговый путь проходил через Северное и Балтийское моря и связывал Англию, Францию, Северную Германию, Фландрию, скандинавские страны, Польшу, Прибалтику, Русь. Заметное место принадлежало здесь русским городам - Новгороду и Пскову. По этому пути перевозились ткани и другие ремесленные изделия на Русь, в Швецию и Польшу, а отсюда на запад шли хлеб, корабельный лес, лён, воск и кожи.

Кроме того, существовало два главных речных пути. Один из них вёл из Адриатического моря по реке По через альпийские горные перевалы к реке Рейн и в Севернее море. Этой дорогой южные и восточные товары попадали в Северную Европу. Другой по реке Неман или по рекам Неве, Волхову и Ловати вёл из Балтийского (Варяжского) моря через Днепр в Чёрное (Русское) море и Византию. На Руси эту дорогу называли путём «из варяг в греки».

Ярмарки и банки

Купцы со всей Европы несколько раз в год съезжались в определённые города на ярмарки. Сеньор той области, где устраивались ярмарки, давал клятвенное обещание, что обеспечит безопасность купцов и сохранность их товаров. За это купцы платили ему пошлины. Особенно известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Здесь можно было приобрести индийский перец и скандинавскую сельдь, английскую шерсть и русский лён, шампанское вино и арабские клинки.

Этим же менялам отдавали деньги на хранение. Так появились банкиры (от итальянского слова «банка» - скамья, на которой они сидели во время ярмарок). Банкиры - владельцы банков, то есть хранилищ денег, быстро превратились в очень богатых людей, перед которыми заискивали даже короли и князья.

Товарно-денежное хозяйство

Развитие ремесла, торговли, банков подрывало господство натурального хозяйства. Если раньше крестьяне производили продукты только для собственного потребления и для уплаты оброка, то теперь они производили их и для продажи в городе. Феодалы тоже начали посылать в город для продажи продукты из своих поместий. А ремесленники вообще производили свою продукцию только для продажи. Продукция, предназначенная для продажи, называется товаром.

И ремесленники, и крестьяне, и феодалы за проданные товары получали деньги. Натуральное хозяйство стало уступать место товарно-денежному.

С развитием товарно-денежного хозяйства в жизни феодальной Европы произошли большие перемены. Установились торговые связи между различными областями. Например, Южная Франция производила теперь оливковое масло не только для себя, но и для продажи на Севере страны. Север Франции снабжал южные области своими сукнами, а из Восточной Франции привозили в другие районы железо. Юг, Север и Восток Франции уже не могли существовать друг без друга и стремились к объединению в едином государстве.

Усилились торговые связи и между отдельными странами. Жители разных стран лучше узнавали друг друга, обменивались ремесленными изделиями, передавали друг другу свои познания. Значит, с развитием товарно-денежного хозяйства двинулось вперёд и развитие культуры.

Но жизнь крестьян стала ещё более тяжёлой. Феодалам нужно было всё больше денег для того, чтобы покупать в городе различные предметы, дорогое оружие, тонкие сукна, вина, пряности. Эти деньги они стремились получить от крестьян и стали требовать уплаты оброка деньгами. Почти все деньги, которые крестьянин получал от продажи продуктов в городе, он должен был отдавать феодалу. Другие феодалы сами стремились выручить побольше денег от продажи собственных продуктов на городском рынке. Для этого они увеличивали оброк продуктами или заставляли крестьян больше работать на барщине. Феодальный гнёт становился невыносимым. Крестьяне всё чаще восставали против феодалов.

Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению классовой борьбы между крестьянами и феодалами.

Вспомним, что мешало развитию торговли в раннее средневековье.
Что с возу упало, то пропало. Дороги были плохими, товары часто выпадали из повозок. Теперь они считались собственностью феодала - владельца земли.


Каждый феодал брал за проезд по его земле налог. В лесах - разбойники. Ночевать безопасно можно было на постоялых дворах - а они принадлежали феодалу.

Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами.

Причины развития торговли

1 Развитие сельского хозяйства и развитие ремесленного производства;

2 Рост городов.

Торговля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространства между поселениями занимали огромные, непроходимые леса, кишевшие хищниками и разбойниками. Было очень мало хороших дорог.
88888888888888
ВСПОМНИ.
Что препятствовало торговле в средние века?

Торговля происходила не только на рыночной площади. В городах, где проходили крупные сезонные ярмарки, эти ярмарки могли раскидываться и за городскими стенами - на лугу или (в северных городах зимой) на льду замерзшей реки или озера.

В большом городе могло быть несколько торговых площадей. Некоторые из них были "специализированными" местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая и пр.).


На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.

Торговля строго регламентировалась по времени. В лавках на площади и на улочках можно было торговать с рассвета до заката во все дни кроме праздников и воскресений. Начало и конец ярмарки тоже отмечались и оставаться торговать после официального закрытия ярмарки приезжим купцам не дозволялось.

8888888888888
За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось платить пошлины. Для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии. На собраниях члены гильдии выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу. Члены гильдии устраивали межу собой товарищества для совершения одной или нескольких операций.

Расширение торговых связей

Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами. Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.

Что прежде всего необходимо для оживленной торговли? Хорошие и безопасные дороги.Поэтому с XIII в. в Европе начинают прокладывать новые дороги, чинить старые.

Работа с картой.

Выгодные торговые пути дошли на Восток. Что могли привозить оттуда купцы? Предметы роскоши, шёлк, пряности, драгоценные камни. Важные торговые пути шли по Северному и Балтийскому морям на Русь. Отсюда в Европу везли соль, мех, шерсть, лес, воск, мёд и многое другое.

В 14 веке купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имуществу и вытеснения соперников. Ганза имела филиалы в других странах.


Ярмарки и банки


Ярмарка - установленное место, где можно было приобрести разнообразный товар, от продуктов питания до всевозможных ремесленных изделий. Обменивались на ярмарках не только товаром, но и деньгами. Поскольку покупатели были из разных стран расплачивались разными монетами, поэтому здесь всегда можно было встретить менял, которые занимались обменом денег. Меняла – человек, который занимался обменом денег.Конечно, делали они это дело с пользой для себя, поэтому у них накапливались определенные суммы, которые они могли дать в долг под проценты купцам. Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающие в банкиров, в богатых людей, которые давали крупные деньги на торговые экспедиции, в долг королю и феодалам.

Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты.
Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек.

На смену натуральному хозяйству проходит новое товарно – денежное хозяйство. Это хозяйство, при котором продукция производилась для продажи на рынке.
=============================================
https://youtu.be/wGsOE6_Roek










=================================
Вопросы
Докажи, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства и способствовала развитию рыночных отношений.
Изучи карту. Какие страны были связаны торговыми отношениями?
Почему люди стали нуждаться в торговле, обмене товарами?
Крестьянин впервые попал в город. Напиши от его имени рассказ об увиденном. Используй для этого информацию, полученную из фильма и картинок.
=================================
Даша, прекрасно! 5.5 ++!.

Загрузка...