Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Что такое шафиитский мазхаб? Фикх менструации по мазхабу имама шафии

Ислам как религия в последние десятилетия становится объектом пристального изучения со стороны не только мусульман, но и представителей других конфессий. Этому способствуют мировая политическая ситуация, литература и кинематограф. Кратко рассказать об исламе вряд ли получится, но для начального знакомства можно изучить мазхабы - религиозно-правовые школы. Один из популярных в мире, и в частности в России, - шафиитский мазхаб. Кто его основатель и что он собой представляет?

Общая информация об исламе

Ислам - одна из трех мировых монотеистических религий, которая была создана в VII веке. Основоположником был пророк Мухаммед. По преданию, он потомок который со своим отцом Ибрахимом построил на территории нынешней Мекки Каабу - святыню всех мусульман мира. Интересная особенность этого города заключается в том, что на его территорию допускаются только мусульмане. Ислам, несмотря на множество исторических и географических изменений, остался практически в первозданном виде, благодаря тому что основные религиозные источники - Коран и Сунна - написаны на арабском языке.

Что представляет собой шафиитский мазхаб?

В исламе под мазхабом понимают религиозно-правовую школу, основанную на понимании имамом священных текстов Корана и Сунны. В начале формирования исламской правовой школы появились сотни мазхабов, но распространение получили всего четыре - ханбалитский, маликитский, шафиитский и ханафитский.
В данный момент шафиитский мазхаб - одна из распространенных школ, но самое большое количество ее последователей живут в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, Индии, Пакистане, Ираке и на Кавказе. Основная масса суннитов шафиитского толка проживает в Йемене и Иране.

Имам Аш-Шафии: биография

Основателем шафиитской правовой школы был - потомок из семьи пророка Мухаммада. Этот факт часто упоминается в хадисах, и как доказательство можно указать родственную связь между родителями Али ибн Абу Талиба и матерью имама. Он родился в Газе, но после смерти отца, еще в младенческом возрасте, был перевезен матерью в Мекку, к семье отца. Город оказал значительное влияние на становление его как богослова, так как находился в среде знатоков фикха, хадисов и арабского языка.

Для углубления знаний в 20 лет переехал в Медину, где изучил тонкости арабского языка и маликитский фикх. Его учителем стал Малик ибн Анаса - создатель маликитской религиозно-правовой школы. В 796 году его учитель умер, и имам вернулся в Мекку, где его назначили на должность судьи в Наджране (Саудовская Аравия). Но позже был арестован по ложному обвинению и освобожден благодаря заступничеству багдадского верховного судьи Аш-Шайбани, бывшего ученика Абу Ханифы. Изучив ханифитский мазхаб, разработал собственный, в котором объединил основы маликитской и ханифитской школ. Его шафиитский мазхаб обрел популярность.

После переезда в Египет он вносит изменения в свои сочинения и фетвы, так как знакомится с ранним богословским наследием. По этой причине работы Аш-Шафии делят на ранние и поздние, что приводит к спорам внутри мазхаба.

Общие черты мазхабов

Все мазхабы имеют одну информационную базу - Коран и Сунну (сборник хадисов - историй из жизни пророка Мухаммада), и поэтому их объединяет несколько общих черт:

  • Шахада - формула, после произнесения которой человек становится мусульманином. Звучит она так: "Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник".
  • Совершение намаза - пятикратной молитвы.
  • Пост в предполагает отказ от еды, воды, курения и полового акта в дневное время. Носит духовный характер, так как предназначен для воспитания и укрощения нафса (отрицательных желаний и страстей, присущих нечистой силе). Таким образом мусульмане желают добиться довольства Всевышнего.
  • Выплата закята - ежегодного налога мусульман в пользу неимущих.
  • Совершение хаджа - паломничество в Мекку к Каабе 1 раз в жизни. Одно из обязательных условий - материальная возможность для совершения путешествия.

Отличительные черты шафиитского мазхаба

Несмотря на обязательность соблюдения столпов, основатели мазхабов и их последователи до нынешнего времени расходятся во мнениях по соблюдению религиозных ритуалов. Это объясняется тем, что столпы ислама прописаны в Священной книге, а их исполнение растолковывается в Сунне, и некоторые истории из жизни пророка до одних богословов могли дойти, а другие - нет. Таким образом, между мазхабами имеются различия. Так как шафиитский мазхаб базируется на правовой школе Абу Ханифы, в частности, следует рассмотреть, чем отличается ханафитский мазхаб от шафиитского:

  • При вынесении правовых предписаний Коран и Сунна являются информационной базой с одинаковой ролью и ценностью. Но если какие-то хадисы противоречат, то главную роль занимает Коран, а хадис считается слабым. Большой ценностью обладают хадисы от сподвижников пророка и единичных передатчиков.
  • Иджма разделена на 2 категории: решения, основанные на прямом и недвусмысленном доводе из Откровения, и решения, имеющие неоднозначную и спорную основу.
  • При отличии мнений отсутствует предпочтение одного высказывания другому.
  • Кияс, или суждение по аналогии из ситуаций, описанных в Коране или Сунне. При этом методе отсутствует предпочтение при несоответствии кияса какому-либо постулату религии и учет интересов в соответствии с главными целями шариата.

Совершение намаза. Омовение

Совершение намаза по шафиитскому мазхабу - обязательное условие для мужчин и женщин, достигших 14-15 лет, имеющих рассудок и находящихся в ритуальной чистоте. Таким образом, омовение - обязательное условие для совершения намазов. Оно бывает полным (гусль) и малым (вуду). Вуду-омовение по шафиитскому мазхабу имеет следующий порядок:

  • Ният (намерение) совершить намаз ради Аллаха. Например: "Я намереваюсь совершить фарз (суннат) ради Аллаха".
  • Умывание лица следует начинать со лба и продолжать по границе, где начинается линия волос. Если на лице есть борода или усы, через которые видно кожу, их нужно полностью намочить, чтобы вода коснулась кожи.
  • Умывание рук с локтями. Если на ногтях или под ними есть лак или грязь, то от них нужно избавиться, чтобы вода попала под них.
  • Протирание головы следует делать с намоченной рукой от начала границы волос в районе лба и до затылка. Если волос нет, то нужно протереть кожу.
  • При мытье ног и щиколоток вода должна попасть между пальцами, под ногтями, а при наличии ран и трещин и на них.

Омовение считается принятым, если совершено в данном порядке.

Гусль - полное омовение, совершаемое после половой близости, семяизвержения, менструального цикла и родовых кровотечений. Порядок гусля:

  • Сделать ният о совершении полного омовения и произнести "Бисмиллях".
  • Умыть руки и промыть половые органы.
  • Сделать малое омовение, промыть рот и нос.
  • Трижды облить и промыть водой голову, правое и левое плечи. По остальным частям тела пройтись рукой, чтобы не осталось ни одного непромытого места, включая ушные проходы и пупок.

Условия для намаза, читаемого мужчинами

Основные условия намаза одинаковы для обоих полов, но есть некоторые различия в совершении ритуала, которые исходят из сущности мужчин и женщин и их роли в исламе. Итак, во время молитвы следует:

  • прикрывать аурат с пупка до колен;
  • в поясных и земных поклонах не нужно касаться бедер животом и оставлять локти широко расставленными;
  • во время сунна намазов мужчины могут вслух читать суры и дуа;
  • в джамаат-намазе должны стоять близко к имаму;
  • во время молитвы должны стоять позади имама;
  • произносят в сунна-намазе.

Условия для намаза, читаемого женщинами

Намаз по шафиитскому мазхабу для женщин имеет следующие отличительные черты:

  • Все тело должно быть покрыто свободно одеждой, кроме лица и кистей рук.
  • В поясных и земных поклонах следует максимально близко держать живот к бедрам, а локти - к телу.
  • Во время сунна-намазов нельзя читать суры и дуа вслух, если голос может услышать посторонний мужчина.
  • В джамаат-намазе женщины должны стоять от имама как можно дальше.
  • В намазе с женщиной-имамом выстраиваются в одну линию по правую и левую стороны от нее, но чуть дальше, чтобы пальцы ног не были в одном ряду с пальцами имама.
  • В обязательных намазах при отсутствии посторонних мужчин можно произносить икамат.
  • В сунна-намазе ни азан, ни икамат не произносится.

Таравих-намаз

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу относится к категории сунна, то есть желательный, и совершается каждую ночь во время поста в Рамадан. Включает 8 или 20 ракатов - 4 или 10 намазов по 2 раката. Завершить следует витр из 3 ракатов - 2 раката и 1 ракат. Как делать таравих намаз? Порядок совершения по шафиитскому мазхабу следующий:

  • Выполняются ночной (Иша) фард и ратиба намазы, читается следующее дуа (1) - "Ля хавля ва ля къуввата илля биллях. Аллагьумма салли "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва саллим. Аллаумма инна насъалукаль джанната фана"узубика минаннар".
  • Выполняется таравих намаз из 2 ракатов и читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, трижды читается следующее дуа (2): "Субхана ллахи вальххамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар. Субхана ллахи "адада халкъихи ва ризаа нафсихи ва зината "аршихи ва мидада калиматих". Читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, и читается дуа 1.
  • Повторятся шаг 3.
  • Совершается витр намаз из двух ракатов, и читается дуа из шага 1.
  • Совершается витр намаз из 1-го раката, и читается следующее дуа: "Субханаль маликиль къуддус (2 раза). Субханаллахиль маликиль къуддус, суббухун къуддусун раббуль маляикати варрух. Субхана ман та"аззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къахараль "ибада биль мавти валь фанаъ. Субхана раббика раббиль "иззати "амма ясифун ва салямун "аляль мурсалина вальхамду лилляхи раббиль "алямин".

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу - одна из особенных молитв, так как состоит из 20 ракатов и является одним из почтенных суннат-намазов для верующих мусульман.

Важные сведения о совершении поста

Пост в месяц Рамадан обязательный для всех совершеннолетних мусульман, независимо от пола. Главное требование - отказ от еды, воды, курения и полового акта со времени намаза субх до намаза магриб. Что нарушает пост по шафиитскому мазхабу?

  • Вода или еда, проглоченная намеренно, независимо от размера.
  • Проникновение какого-либо физического тела через задний проход, половые органы, уши, рот или нос.
  • Намеренная рвота.
  • Половой акт или семяизвержение в результате мастурбации или поллюции.
  • Менструальные и послеродовые выделения.
  • Потеря рассудка.

Если какое-то из действий было совершено по забывчивости или независимо от постящегося, то пост не нарушается. В противном случае нужно возместить пропущенный день или выплатить штраф, если это возможно. Кроме этого, таравих при шафиитском мазхабе - одно из желательных действий именно в Рамадан.

Книги по шафиитскому мазхабу

Основы мазхаба можно изучить по книгам, которые написаны имамом Аш-Шафии и его последователями:

  • “Аль-Умм” Аш-Шафии.
  • “Нихаятуль матляб” Аль-Джувайни.
  • “Нихаятуль матляб” Аль Газали.
  • “Аль-Мухаррар” Ар-Рафии.
  • “Минхаджу т-талибин” Ан-Навави.
  • “Аль-Манхадж” Закарийа.
  • “Ан-Нахдж” Аль-Джаухарий.

Книги шафиитского мазхаба невозможно представить без их толкований:

  • “Аль-Ваджиз” и “Аль-Азиз” Ар-Рафии.
  • “Ар-Рауда” Ан-Навави.

Полное собрание и описание: молитва по мазхабу шафий для духовной жизни верующего человека.

Краткое изложение совершения намаза, более полное описание вы можете прочитать в нашей библиотеке

МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ВУЗУЪ), ПОРЯДОК ЕГО СОВЕРШЕНИЯ

Прежде всего, следует отметить, что для совершения омовения необходимо пользоваться чистой водой, при омовении вода должна обтекать все моющиеся части тела.

Кроме того, на теле не должно остаться нажасы (нечистот). Ничто не должно изолировать омываемые части тела от соприкосновения с водой (например, лак на ногтях).

Перед омовением желательно применить сивак (зубочистку).

Омовение начинают с произнесения

«Агýзу биллáгьи мина-ш-шайтáни-р-ражúм. Бисмиллáгьи-р-рахмáни-р-рахúм» . («Я прошу спасения у Аллаха от шайтана, отлученного от Милости. Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете, Милосердного только к мусульманам на том свете!»), – и моют кисти рук до запястьев. Их моют трижды.

После мытья рук одновременно ополаскивают рот и нос набрав для этого воду правой рукой. Затем левой рукой высмаркивают, очищают нос. Эту процедуру тоже повторяют три раза.

Затем набирают воду в руки, произносят мысленно и языком нийят: «Я намереваюсь совершить обязанности омовения во имя Аллаха, Аллаху акбар», – и одновременно моют лицо.

Следует отметить, что произнесение нийята языком является суннатом (желательным), а мысленно – фарзом (обязательным). Кроме того, мысленное намерение должно совпасть с на чалом мытья лица.

Лицо также моют трижды.

Граница обязательной для мытья части лица проходит по нижней части подбородка, по границе ушей, включая виски, далее чуть выше границы волос на лбу. Но желательно мыть больше этого.

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, для начала достаточно произносить шахадат.

Затем моют трижды правую руку по локоть и чуть выше.

При этом желательно ладонь левой руки положить на тыльную сторону правой руки и пальцами левой руки провести (помыть) между пальцами правой руки.

Затем точно так же, как и правую, моют (тоже трижды) левую руку.

После этого трижды совершают масху (масху) – поглаживание волос передней четверти (лучше полностью) головы (начиная со лба) намоченными руками.

Для этого на руки наливают воду, чтобы она протекла по ним, затем ими поглаживают переднюю четверть головы (лучше всю голову), проведя ими от лба в сторону затылка и наоборот.

И эту процедуру тоже повторяют трижды. Затем трижды моют (протирают) уши снутри и снаружи.

Для этого указательные пальцы обеих рук вставляют в ушные раковины, обхватывают уши большими пальцами и круговыми движениями протирают – указательными пальцами внутренние стороны, а большими пальцами внешние стороны ушей. После чего ладони рук прикладывают к ушам и слегка прижимают.

После этого трижды левой рукой моют правую ногу, включая щиколотки (лодыжки) и чуть выше. При этом вода должна проходить и между пальцами ног.

Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево.

Затем точно так же, ле вой же рукой моют (трижды) и левую ногу.

И так же мизинцем левой руки проводят между пальцами ног справа налево.

На этом омовение завер шается.

Мы описали порядок совершения омовения, включая все его арканы (обязательные элементы) и некоторые суннаты. Ниже разъясним, какие из описанных выше действий являются арканами, а какие суннатами.

начала опишем порядок совершения 2-ракаатного намаза, ибо в 3-х и 4-ракаатных намазах первые два ракаата совершаются точно так же, как и в 2-ракаатном намазе, а после этого совершают еще один или два ракаата.

Порядок совершения 2-ракаатного намаза

Перед началом намаза надо встать ровно, повернувшись в сторону Киблы, ноги на ширине плеч (расстояние между ними – примерно одна пядь), стопы параллельны друг другу, руки опущены, взгляд направлен в точку, которой будет касаться лоб при земном поклоне (на расстоянии чуть больше метра от себя; молитвенный коврик имеет длину всего ната, то есть около 1,4 – 1,5 метра).

На эту же точку желательно смотреть и в течение всего намаза, кроме одного момента, когда смотрите на указательный палец правой руки при чтении “Аттахийяту” (об этом читайте ниже).

В течение всего намаза женщины должны проявить собранность тела: ноги у них вместе, руки прижаты к телу.

Схема 2-ракаатного намаза

3. Произнесение “Аллаху акбар”, вступая в намаз.

4. Чтение суры “Фатиха”.

5. Руку’ (поясной поклон).

6. И’тидаль (выпрямление после поясного поклона).

8. Сидение между первой и второй суждой в позе ифтираш.

10. Вставание на второй ракаат.

12. Чтение суры “Фатиха”.

15. Сужда (первая).

16. Сидение между первой и второй суждой в позе ифтираш.

17. Сужда (вторая).

18. Сидение для чтения “Аттахийяту”

в позе таваррук.

19. Чтение “Аттахийяту”.

20. Чтение “Салавата” (Аллахумма салли гала Мухаммадин ва гала али Мухаммад).

ВОПРОС-ОТВЕТ

1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.

2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа “А это бид’а?” или “Можно ли?” не принимаются.

3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

Слова после намаза по мазхабу аш Шафии

Сначала хочу спросить может кто знает есть ли такой сайт достоверный где можно учиться по этому мазхабу или может группа есть в однок, вконтакте, фейсбук, туда зарег чтоб не мешать вам?

Какие слова после такбира в начале намаза и после намаза после салама по этому мазхабу?

Брат, зачем ты делаешь акцент именно на мазхабе имама аш-Шафи’и (да помилует его Аллах)?! Ведь наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Совершайте молитву так же, как на ваших глазах молился я” (аль-Бухари, Муслим).

Да и пожалуй ни один имам из четырех мазхабов не оставил после себя столько прекрасных высказываний, сколько имам аш-Шафи’и о порицании таклида.

Ибн Хазм писал в “Усул аль-Ахкам”: “Поистине, все исламские правоведы (фукаха), взглядов которых придерживаются, были противниками таклиду, и они запрещали своим сподвижникам слепо следовать их мнению. Самым ревностным из них в этом отношении был аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), поскольку он постоянно и более последовательно, чем кто-либо другой, подчеркивал необходимость следовать достоверным сообщениям и принимать то, что установлено доводом. Он также отмежевался от того, чтобы ему (слепо) следовали, и говорил о том окружающим. Пусть за это Аллах дарует ему милость, и пусть его награда будет огромна, ибо он был причиной великого блага!”

Сам имам аш-Шафи’и говорил: “Мусульмане единодушны в том, что если человеку стало известно о каком-либо действии или высказывании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то ему не разрешается оставлять это ради высказывания кого-нибудь другого.” (Ибн аль-Кайим 2/361)

Также он сказал: “Если по любому вопросу обнаружится несоответствие сказанного мной с достоверным сообщением от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и это будет установленно знатоками хадисов, то я отказываюсь от сказанного мной, будь то при моей жизни или после моей смерти.” (Абу Ну’айм 9/107).

Их брат очень много, но самое мое любимое из них это: “Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб!” (Ан-Науауи “аль-Маджму"”1/63).

И если брат ты действительно хочешь следовать мазхабу имама аш-Шафи’и, то его мазхаб это достоверный хадис!

Что же касается слов обращения к Аллаху с мольбой в начале молитвы (ду’а аль-истифтах), то очень советую вам приобрести книгу шейха мухаддиса аль-Альбани “Описание молитвы”. Там вы найдете более десяти достоверных форм этого ду’а от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха).

P.S. Надеюсь ты поймешь меня правильно и не подумаешь что я что-то имею против мазхаба имама аш-Шафи’и))

“Посланник Аллах (являет собой) прекрасный пример для вас. ” (Сура “Женщины”, аят 65).

Re: Слова после намаза по мазхабу аш Шафии

Брат, у меня есть эта книга и крепость тоже, но в каждой по много вариантов и я не знаю, надо всё читать или какие то несколько?

Re: Слова после намаза по мазхабу аш Шафии

соответствует с сунной

Ма шаа Аллах, так и поступай). Главное брат, если тебе станет ясно что мазхаб имама аш-Шафи’и, в чем-то противоречит достоверному доводу, то следуй доводу, иначе это будет слепое следование мазхабу, которое очень порицается. Опирайся всегда только на достоверный довод!

Всевышний Аллах сказал: «Не следуй за тем, о чем у тебя нет знания. Поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!» (аль-Исра 17: 36).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

Без указания, ничего не делай).

А на всякие суфистские сайты сам не захожу и тебе не совету), тем более без знаний!

Что касается дуа, то можешь выбрать одно из перечисленных в этой книге, все они достоверны от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Re: Слова после намаза по мазхабу аш Шафии

Re: Слова после намаза по мазхабу аш Шафии

Re: Слова после намаза по мазхабу аш Шафии

Уа ийака брат). Вот еще одно мое любимое высказывание сподвижника, в котором великий смысл:

Однажды, ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) спросили: «Ты на религии ‘Али или на религии ‘Усмана?» Он ответил: «Я на религии посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» . Передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль аль- И‘тикъад», 132-133; абу Ну‘ейм в «аль-Хильйа», 1/298-299; ибн Хазм в «аль-Ихкам», 4/328.

А ведь ‘Али и ‘Усман (да будет доволен Аллах ими обоими) были не просто имамами, это были великие сподвижники из числа праведных халифов, кому еще при жизни был обещан Рай).

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

Намаз согласно шафиитскому мазхабу

В среде мусульманских богословов имеются различные подходы к совершению молитвенного ритуала в зависимости от принадлежности к тому или иному мазхабу. Наряду с доминирующим на территории нашей страны ханафитским мазхабом, некоторые отечественные мусульмане придерживаются шафиитского мазхаба.

Нельзя утверждать, что одна из точек зрения является неверной, так как обе школы основываются на Пречистой Сунне Посланника Аллаха (с.г.в.), раскрывая тем самым все то наследие, оставленное своей умме заключительным Божьим Посланником (с.г.в.).

Порядок выполнения намаза по шафиитскому мазхабу:

1. Во время выполнения молитвы мусульманину следует находиться в состоянии ритуальной чистоты. В связи с этим, в случае необходимости, следует совершить малое (вуду) или полное омовение (гусль)

2. Перед намазом желательно произнести азан (призыв к молитве). В случае, если молитва совершается с джамаатом (коллективом), то призыв следует произнести лишь одному верующему.

3. Перед обязательным намазом (фард) желательно также произнести второй призыв (икамат)

4. После чего верующий должен выразить намерение к совершению намаза (не обязательно вслух)

5. Непосредственно намаз начинается вступительным такбиром, когда верующему, согласно шафиитскому мазхабу, следует поднять руки на уровень плеч (как и у женщин), и произнести одновременно с этим: «Аллаху Акбар!»

6. После такбира шафииты опускают руки на уровень выше пупка, положив при этом ладонь правой руки на локоть левой. Во время стояния верующему желательно немного склонить голову и смотреть на то место, куда он намерен опустить свой лоб во время земного поклона.

7. Во время стояния в первом ракаате вместо дуа «Сана» (Субханакэ) шафииты, как правило, используют следующее дуа:

«Уадджяхту уаджхия лиль-лязии фатарас-самаауаати уаль-ард, ханифам-муслимэ, уа мээ энэ минэль-мушрикиин, иннас-саляятии уа нусуки уа мэхъяйя уа мэмээтии лиль-ляяхи раббиль-‘аалямиин, ля шариикэ ляхь, уа би зааликэ умирту уа энэ миналь-муслимиин»

(«Уверовав в Единого Бога и покорившись Ему, я обращаю лик свой к Тому, Кто сотворил небеса и землю. Я не являюсь многобожником. Поистине, молитва моя и благочестие, жизнь моя и смерть принадлежат Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено, и я один из покорных Богу»)

8. Затем произносится: , после чего читается сура «Аль-Фатиха» и дополнительная сура либо несколько аятов.

9. Далее шафииты со словами «Аллаху Акбар!» поднимают кисти рук на уровень плеч и выполняется поясной поклон (руки нужно положить на колени ног, спина должна быть прямой, а взгляд должен быть направлен на ступни). В таком положении нужно трижды произнести «Субханэ раббиль-газыйм» («Хвала Великому Господу моему!»)

10. Затем верующий выпрямляется и возвращается в исходное положение, и вновь, согласно шафиитскому мазхабу, поднимаются кисти рук на уровень плеч и произносится: «Самигуллаху лимэн хамидэх» («Аллах слышит восхваляющих его»)

11. Выпрямив спину, нужно произнести: «Раббана лякуль-хамд» («Господь наш, лишь Тебе хвала!»)

12. После чего со словами «Аллаху Акбар!» выполняется земной поклон, во время которого сначала следует опустить колени, а затем уже руки, которые во время поклона, согласно шафиитскому мазхабу, должны быть расположены на уровне плеч, и лицо, расположив его так, чтобы нос и лоб касались места поклона. Во время принятия необходимого положения нужно трижды произнести: «Субханэ раббиль-а`аля» («Хвала Господу, Который превыше всего!»)

13. Затем со словами «Аллаху Акбару!» верующему нужно сначала приподнять голову, затем кисти рук, после чего нужно выпрямить спину и сесть на левую ногу. Руки следует расположить на бедрах ближе к коленям. В таком положении шафииты произносят: «Рабби гфирли» («О, Господь мой, прости меня!»)

14. Затем верующий выполняет второй земной поклон аналогичный первому.

15. После чего со словами «Аллаху Акбар!» верующему нужно встать и принять исходное положение. Перед тем как встать, согласно шафиитскому мазхабу, нужно выждать небольшую паузу.

16. На этом первый ракаат считается выполненным. Оставшиеся же ракааты выполняются аналогичным образом с некоторыми лишь отличительными особенностями:

а) в последующих ракаатах не нужно совершать вступительного такбира и произносить вступительного дуа («Сана» либо специального дуа, указанного в п.7). Но шафииты в начале каждого ракаата перед сурой «Фатиха» произносят: «А`узу билляхи мина шайтани раджим, бисмилляхи рахманир рахим» ;

б) во втором и заключительном ракаатах после второго земного поклона верующему необходимо выполнить сидение, положение в котором аналогично сидению между земными поклонами. Во время сидения после второго ракаата нужно прочитать «Эт-тахият», а после заключительного – «Эт-тахият», «Салават» и «Раббанэ». Во время сидения, согласно шафиитскому мазхабу, следует сжать правую руку в кулак, вытащив при этом указательный палец, который поднимается вверх без излишних движений. Взгляд молящегося может быть обращен и на этот палец;

в) в обязательных (фард) намазах, в 3 и 4 ракаатах (при наличии) после суры «Аль-Фатиха» не нужно читать дополнительные суры или аяты.

Читайте также:

Комментарии

Демотиваторы

Метод совершения праздничного намаза (салят уль-ид). По ханафитскому и шафиитскому мазхабу.

По мазхабу имама Абу Ханифы

‘Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.

Порядок совершения ‘ид-намазов

Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма’мумы) для праздничного намаза. Ма’мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма’мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллахума табарака исмука ва та’ала джаддука вала илаха гайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар» или прочитать «субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар». После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А’ла» вслух, затем совершают руку’ и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку’а. Совершают руку’ сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).

Такбир, читаемый в дни ташрика

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ла илаха иллаллаху валлаху акбар. Аллаху акбар валилахил хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «Аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаху акбар кабиран валхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила ла илаха иллаллаху вахдаху садака ва’даху ва нассара ‘абдаху ва а’аза джундаху ва газамал ахзаба вахдаху ла илагьа илла ллаху вала на’буду илла иййяху мухлисина лахуддина ва лав карихал кафируна. Аллахумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ва ‘ала асхаби Мухаммадин ва ‘ала азваджи Мухаммадин ва салим таслима».

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)».

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «альФатиха». После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар», или «ал-Гашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Родился в Газе (Палестине) в семье военачальника из рода Хашима бин Абд-Манафа. Мать привезла его в Мек­ку к знатным родственникам отца, когда ему было два года. Постоянно находясь в обществе авторитетных учёных, он по­лучил хорошее образование и выучил наизусть Коран , когда ему было всего девять лет. В десятилетнем возрасте он знал наизусть свод хадисов «Муватта» имама Малика. Когда юноше исполни­лось пятнадцать лет, ему было позволено самостоятельно от­вечать на религиозные вопросы. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Медину , где обучался у имама Малика вплоть до его смерти.

В возрасте около тридцати пяти лет имам аш-Шафии приоб­рёл известность в Багдад е . Там он развил собственное религиозно-правовое учение. Его взгляды были изложены в работе «Китаб аль-худжжа», которая отражает его ранние воззрения по мно­гим правовым вопросам. Находясь в Ираке , имам аш-Шафии ещё один трактат - «Рисаля», который считается пер­вым в истории Ислама трудом по принципам правоведения .

За несколько лет до смерти аш-Шафии пере­селился в Египет . Причиной его отъезда был конфликт с хали­фом аль-Мамуном . В Египте имам аш-Шафии быстро занял до­стойное место среди богословов и сумел значительно расширить собственные познания. Вследствие этого он пересмотрел свои взгляды на некоторые богословско-правовые вопросы и напи­сал свой знаменитый труд «Китаб аль-умм». Эти суждения има­ма принято называть «поздним шафиитским мазхабом ».

Имам аш-Шафии, да смилуется над ним Всевышний Аллах , был очень человеком. Он делил ночь на три части, отводя одну треть для изучения знаний , одну треть – для совершения обрядов поклонения Богу и одну треть – для сна .

Ар-Раби‘ говорил: «Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, полностью прочитывал Коран в месяце рамадан шестьдесят раз, и все это – в молитве (салят) ».

Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах , говорил: «Я не наедался досыта с шестнадцати лет, потому что сытость отягощает тело, делает сердце черствым, сводит на нет проницательность, навлекает сон и делает человека слабым в поклонении Аллаху » . Обратите внимание на его мудрость в упоминании бедствия от сытости, а затем на его усердие в поклонении Аллаху , поскольку он оставил сытость ради него (поклонения Богу), а основа поклонения Богу – ограничение в еде .

У аш-Шафи‘и спросили о сути какого-то вопроса, а он промолчал. Его спросили: «Разве ты не ответишь, да смилуется над тобой Аллах?» А он ответил: «Нет, пока не выясню, в чем польза – в моем молчании или в моем ответе» . Так он следил за своим языком, хотя язык – это самый сильный орган, властвующий над факихами, и самый не подчиняющийся дисциплине и ограничению. И из этого становится ясно, что он говорил и воздерживался от речи только для того, чтобы добиться милости и награды от Всевышнего Аллаха .

Что касается его отрешения от мирского, то аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Кто утверждает, что он соединил в своем сердце любовь к земному миру с любовью к его Творцу , тот лжёт».

Аль-Хамиди аль-Макки рассказал: «Вышел аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, из Багдада, держа путь в Йемен с несколькими чиновниками, и направился в Мекку с десятью тысячами дирхемов при себе. Для него разбили палатку за пределами Мекки, куда к нему стали приходить люди. И он не покидал это свое место до тех пор, пока не раздал все деньги». Однажды он вышел из бани и дал банщику много денег. Как-то раз из руки его выпал кнут, и когда какой-то человек поднял и отдал его ему, то он дал ему в награду пятьдесят динаров. И щедрость аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, слишком известна, чтобы можно было рассказать о ней всё.

На необычайную степень его отрешения от мирского и на то, что он испытывал сильный страх перед Всевышним Аллахом и прилагал все свое старание ради будущей жизни, указывает рассказ, где сообщается, что С уфьян ибн ‘Уяйна привел хадис, смягчающее сердце, и аш-Шафи‘и упал в обморок. Суфьяну сказали: «Видно, он умер». А он молвил: «Если он умер, то умер самый лучший из людей этого времени».

Еще рассказывают, что ‘Абдаллах ибн Мухаммад аль-Балави говорил: «Мы сидели, я и ‘Умар ибн Наббата, вспоминая праведных рабов Божьих и отрешенных от мирского, и ‘Умар сказал мне: “Я не видел никого набожнее и красноречивее Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и“» .

Что касается аш-Шафи‘и как человека, сведущего в тайнах сердца и знаниях о будущей жизни, то об этом можно узнать из мудростей, передаваемых от него. Рассказывают, что его спросили о показухе , и он тут же, не задумываясь, ответил: «Показуха – это соблазн , что от прихоти души предстает перед очами сердец учёных, и тогда они смотрят на этот соблазн порочным взглядом нафса , и дела их расстраиваются».

Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если ты опасаешься в своих деяниях самолюбования, то подумай о довольстве Того, у Которого его просишь, о том, какой награды ты жаждешь, какого наказания страшишься, за какое благополучие благодаришь и какое испытание вспоминаешь. И если ты поразмыслишь над одной из этих вещей, то в твоих глазах столь ничтожным покажется твое деяние».

У аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Когда человек становится подлинным учёным?» Он ответил: «Если он досконально освоит религиозную науку, обратится к остальным наукам, а потом внимательно рассмотрит всё то, что упущено им, то тогда он станет учёным, ибо и Галену (известный врач) сказали: “Ты от одной болезни назначаешь много лекарств одновременно!” А он ответил: “Ведь цель их назначения – одна, они вместе выполняют задачу, успокаивают остроту болезни, потому что по одиночке они губительны”». Этот и другие подобные примеры, коих не счесть, указывают на высоту его степени познания Всевышнего Аллаха и его знаний о будущей жизни.

Что касается намерения аш-Шафи‘и путём знания фикха и научных дискуссий в нём трудиться только ради Аллаха, то на это указывает рассказ о нём, где сообщается, что он говорил: «Я бы хотел, чтобы люди извлекали пользу из этого знания, ничего не приписывая из него мне лично». Так глубоко он осознавал губительность знания в результате его неправильного употребления и жажды с его помощью сделать себе имя, так он очищал сердце от желания привлечь к себе взгляды, оставив в нем лишь намерение трудиться единственно только ради Аллаха. Аш-Шафи‘и говорил: «Я никогда не дискутировал ни с кем, желая, чтобы оппонент ошибся».

«Я никогда не разговаривал ни с кем, кроме как желая, чтобы это принесло ему успех, направило его на верный путь, дало ему помощь и были ему покровительство Всевышнего Аллаха и защита. И ни с кем не вступал в разговор, обращая внимание на то, чтобы Аллах разъяснил истину моим языком или его языком». «Всегда, если я приводил истину и довод кому-нибудь и тот принимал их, то я исполнялся уважением к нему и верой в его любовь к истине, а кто безосновательно оспаривал у меня правоту и назойливо приводил в защиту доводы, тот падал в моих глазах, и я отвергал его».

Ахмад ибн Ханбал так сказал о нем: «Вот уже сорок лет я не совершал ни одной молитвы, в которой бы не просил Аллаха в мольбах-ду‘а благословить аш-Шафи‘и, да смилуется Он над ним!» Из-за многочисленности молитв (ду‘а) Ахмада ибн Ханбала его сын спросил: «Каким же человеком был аш-Шафи‘и, что ты просишь за него в каждой молитве?» Ахмад ибн Ханбал ответил ему так: «О сынок, аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Всевышний Аллах, был как солнце для этого мира и благополучие для людей ! Взгляни же, есть ли замена ему в этих двух вещах?»

В настоящее время последователи шафиитского мазхаба проживают в Египте и Восточной Африке , в странах Ближнего Востока , отчасти в Индии , Пакистане , Ираке, Йемене, Малай­зии и Индонезии . В России этого толка традиционно придер­живаются многие мусульмане Северного Кавказа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем говорить об условиях намаза - о том, какие условия должны быть соблюдены, чтобы человек был обязан молиться.

Таких условий шесть:

  1. Ислам (человек должен быть мусульманином).
  2. Совершеннолетие
  3. Разум
  4. Чистота от менструальных и послеродовых выделений
  5. Надо, чтобы до человека дошел призыв Пророка Мухаммада (с.а.в.).
  6. Надо, чтобы человек обладал либо слухом, либо зрением - хотя бы одним из этих двух чувств.

Если человек потерял рассудок, или потерял сознание, или опьянел не по своей воле, то он не обязан совершать намаз и не обязан возмещать пропущенные по этим причинам намазы. Но если он сам виноват в том, что он опьянел или потерял сознание, то он обязан возместить намазы, пропущенные во время опьянения и потери сознания.

Когда вероотступник возвращается в Ислам, он обязан возместить пропущенные намазы.

Женщина, у которой менструация или послеродовые выделения, не обязана молиться и не обязана возмещать пропущенные по этим причинам намазы, однако ей надо возмещать пропущенные дни обязательного поста!

Когда кяфир принимает Ислам, или ребенок становится совершеннолетним, или умалишенный обрел разум, или потерявший сознание пришел в себя, или же женщины закончилась менструация или завершились послеродовые выделения, то если (все эти люди) станут вновь обязанными молиться, так что у них остается время (из того, которое отпущено на намаз), чтобы произнести: «Аллаху Акбар», - (и сделать намерение на намаз), то они обязаны совершить этот намаз. Также вместе с первым намазом, который ты должен совершить, после того как вновь стал обязан молиться, возмещаются те намазы, которые ты имеешь право в путешествии совместить с этим намазом.

Пример:

Если у женщины завершится менструация, когда намаза Магриб останется всего пять минут, естественно, женщина не успеет совершить полное ритуальное купание и помолиться. Однако она обязана возместить третий намаз, поскольку она могла его совершить, ведь пяти минут для намаза хватает, и она могла за это время сделать намерение и произнести: «Аллаху Акбар». Итак, она должна возмещать намаз Аср. И также она должна возместить намаз Зухр, поскольку в пути его можно объединить с намазом Аср.

Если у женщины завершится менструальный цикл перед утренним намазом, например, тогда, когда до утреннего азана остается пять минут, она не успеет совершить полное ритуальное купание и сделать ночной намаз. Но она обязана его возместить, а вместе с ним и вечерний.

Повторим: если сестра очистилась во время намаза Аср или намаза Иша, то они должны возместить и тот намаз, который идет перед ним, так как в путешествии мы можем их совмещать. Вот что нужно понимать нашим сестрам! А то на практике женщины часто забывают об этом.

Когда детям исполняется семь лет, уже нужно учить их совершать намаз, как мальчиков, так и девочек. А уже после десяти лет их можно наказывать, если они пропускают намазы. Наказывать их за это - фарзуль-кифая, то есть их обязаны наказывать и отец, и мать, и дедушка, и опекун, который за ними смотрит. Если вдруг мы не будем учить наших детей намазу и после исполнения ими десяти лет не будем их наказывать за то, что они не делают намаз, мы будем отвечать перед Аллахом за то, что они не совершают намаз, даже тогда, когда они вырастут.

Теперь перейдем к основам намаза. Разница между условием и основой заключается в том, что условие должно быть соблюдено до намаза и сохраняться в намазе, а основы намаза соблюдаются на протяжении всего намаза. Тем не менее, все основы необходимо соблюсти еще до вступления в намаз (чтобы на протяжении всего намаза они сохранялись).

Таких основ семь:

  • Омовение (как полное, так и малое).
  • Чистота тела, одежды и места, на котором совершается намаз (кроме того, что прощается; об этом мы рассказали ранее). Речь идет о грязи и наджасе, которые не прощаются Шариатом.
  • Сокрытие аурата. Аурат для мужчины - это всё, что между коленями и пупком включительно. Аурат для женщины - это всё, кроме лица и кистей рук. Тот, кто собирается совершить намаз, обязан закрыть эти участки тела. Как? Надо не ограждение ставить, а использовать ткань, через которую нельзя различить цвет кожи! Нельзя молиться в капроновых чулках, они не скрывают аурат, поскольку через них можно различить цвет кожи.

Если при совершении намаза порвется одежда или откроется в каком-то месте аурат и человек сможет закрыть аурат рукой, он обязан, не прекращая намаз, закрыть его рукой и продолжать молиться (если, конечно, речь не идет о той части тела, от прикосновения к которой нарушается омовение). При совершении суджда в этом случае разрешается оставить аурат открытым (не закрывая рукой). Поскольку в земном поклоне в этой ситуации мы не можем закрыть аурат, его закрытие не становится обязанностью.

  • Знание о наступлении времени намаза: точное знание или примерное (например, в мыслях вы более, чем на 50%, склоняетесь к тому, что наступило время намаза).

Если человек сделал намерение на фарз-намаз до наступления времени данного намаза, этот намаз засчитывается как суннат, то есть желательный намаз.

Если же у него когда-то был пропущенный фарз-намаз, то этот намаз (который он совершил до наступления времени намаза) засчитывается за него.

Пример:

Допустим, человека посадили в тюрьму на 20 лет. И все эти 20 лет он думает, что время утреннего намаза наступает тогда-то. И 20 лет он делает так утренний намаз. Выйдя из тюрьмы, он понимает, что, оказывается, все это время он молился на 10 минут раньше наступления намаза. Что делать? Он обязан возместить только последний совершенный таким образом намаз! Почему? Потому что каждый намаз, который он совершает до наступления его времени, замещается намазом следующего дня, который он совершает до наступления времени намаза.

Есть еще одна тонкость. Если человек решает, что время намаза уже прошло и теперь нужно возместить этот намаз, возмещает его с намерением на возмещение, а потом оказывается, что время оставалось и он совершил намаз вовремя, то, хотя намерение было на возмещение, намаз засчитывается как своевременно выполненный.

  • Надо повернуться грудью в сторону киблы. Если человек находится непосредственно рядом с Каабой, то он точно должен знать направление и поворачиваться к самой Каабе. Если он далеко от Каабы, то в сторону Каабы он направляется как бы мысленно, полагая, что в этой стороне Кааба, и этого достаточно.

Есть ситуации, когда разрешается молиться не в сторону киблы:

А) Когда грозит опасность, то есть если человек находится в разрешенном Шариатом бою, и наступает время фарз-намаза, и не получается повернуться в сторону киблы, поскольку его могут убить или ранить. В этом случае он поворачивается в сторону киблы, когда получается, и молится так, как получается, будь то фарз или суннат.

Б) В суннат-намазе, в пути, если конкретное путешествие - халяль для этого человека. Например, если человек вышел в путь, чтобы совершать харам, то шариатские «льготы» он не получает. Если человек находится в дозволенном пути и он идет пешком, то он обязан обратиться в сторону киблы лишь тогда, когда делает намерение на намаз, когда совершает поясной и земной поклоны и когда садится между двумя суджда. Это относится только к суннат-намазам! Все остальное время намаза он может смотреть в другую сторону - но лишь туда, куда ведет его дорога.

Если человек скачет на лошади или едет на машине, если ему не трудно молиться в сторону киблы во всем намазе, в поясных и земных поклонах, то он обязан молиться в сторону киблы. Если это трудно, то он обязан повернуться к кибле лишь во время совершения намерения. Если и этого не получается, то и во время совершения намерения не обязан .

Если же человек находится на корабле и он моряк или даже капитан, то есть он смотрит за кораблем, он не обязан молиться в сторону киблы. Он может смотреть туда, куда ему нужно по работе.

  • Надо знать способ совершения намаза. Надо знать, что нарушает намаз, и не допускать этого.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (767–820 гг. по григор.) - выдающийся богослов и мухаддис. Родился в Газе (Палестина) в 150 году по мусульманскому календарю , - в год смерти имама Абу Ханифы.

Когда Мухаммаду исполнилось два года, мама отправилась с ним в Мекку на родину его предков . Они поселились неподалеку от главной святыни Ислама - мечети аль-Харам. Спустя некоторое время мать устроила его в школу. Так как материальный достаток семьи был крайне мал, платить за учебу не было возможности. Это могло бы сказаться на отношении к нему со стороны учителей, однако события сложились по-иному: ребенок с самого начала относился к учебе трепетно и с неописуемым энтузиазмом. Он садился рядом с учителем и старался запомнить все пояснения. Во время отсутствия учителя маленький Мухаммад поворачивался к остальным детям и начинал им пересказывать урок. Посредством этого у него стремительно развивалась память, он завоевал уважение и авторитет среди сверстников, не говоря уже об учителях. Учебу для него сделали бесплатной. К семи годам Мухаммад ибн Идрис стал носителем Священного Писания - заучил Коран наизусть.

Видя, что школа не даст бо льшего, чем уже получено, он оставил ее и отправился в мечеть аль-Харам, через которую проходило множество людей, в том числе и ученых. Он начал посещать научные круги мечети и специализироваться на грамматических тонкостях арабского языка, а также наречиях разных арабских племен. Когда он многого достиг в этой области, ему посоветовали: «А не заняться ли тебе подробным изучением исламского богословия (фикх), наук, связанных с постижением Корана и Сунны?» Это пожелание находившихся рядом внимательных и доброжелательных людей стало для будущего имама судьбоносным. Все свое внимание, усилия, время, а точнее, весь остаток жизни Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и посвятил пути Всевышнего, пути наследников пророков, пути изучения и обучения .

На протяжении жизни аш-Шафи‘и побывал во всех центрах богословской мысли того времени . Был, как я уже упомянул, в Мекке , затем в Медине , Йемене , Ираке (Куфе) . В Медине аш-Шафи‘и повстречал одного из самых главных учителей своей жизни - имама Малика ибн Анаса, рядом с которым в первое посещение он пробыл около восьми месяцев. Также много путешествовал по областям Персии, Рима и другим неарабским территориям. Затем на два года остановился в Палестине, приумножая и укрепляя свои религиозные познания .

Однажды, после многих лет странствий и учебы, когда аш-Шафи‘и находился в Палестине, прибыл караван из Медины. От людей он узнал о благополучии имама Малика и решил навестить его в радости и достатке .

Через двадцать дней Мухаммад был уже в Медине. Время его прибытия совпало со временем третьей молитвы, поэтому он сразу направился в мечеть Пророка. В мечети он увидел металлическое сиденье, вокруг которого было разложено около четырехсот тетрадей.

Через некоторое время в сопровождении большого количества людей в дверях мечети показался имам Малик ибн Анас. Приятный аромат благовония распространился по всей мечети. Подол его накидки не волочился по земле, а придерживался находившимися рядом. Он сел на стул и начал урок с вопросов. Задав первый вопрос, он не получил ответа. Аш-Шафи‘и, затерявшийся в толпе сидевших вокруг имама, прошептал на ухо своему соседу ответ. Тот ответил учителю и оказался прав. Так продолжалось некоторое время. Имам Малик, удивившись четкости и правильности ответов, спросил у отвечавшего: «Откуда у тебя такие знания?» Тот ответил: «Рядом со мною сидит юноша, который подсказывает мне». Имам Малик подозвал к себе юношу и, увидев, что это аш-Шафи‘и, обрадовался, обнял его, прижав к груди. Затем воскликнул: «Заверши урок вместо меня!»

В Медине рядом с Маликом ибн Анасом аш-Шафи‘и пробыл более четырех лет. В 179 году по мусульманскому календарю имам Малик умер. Мухаммаду тогда было 29 лет, и он на некоторое время остался один .

Вскоре Медину посетил глава Йемена. Группа курайшитов рассказала ему об очень одаренном молодом человеке. Мухаммаду ибн Идрису предложили отправиться в Йемен, в город Сан‘а’, для ведения свободной общественной деятельности на государственном посту. Аш-Шафи‘и согласился.

Своими стараниями он очень быстро заслужил признание, почитание и доверие народа, а также уважение со стороны главы области . Звезда его популярности в Йемене светила все ярче и ярче. Параллельно с этим завистников и недоброжелателей становилось все больше и больше.

Суд над имамом аш-Шафи‘и

В то время вспыхнула смута, произошло восстание против халифа. Завистники так все организовали, плетя интриги, что в отчете, отправленном инспектором халифа в Багдад, по результату оценки обстановки в области было указано, что аш-Шафи‘и, который на самом деле никакого отношения не имел к этой смуте, является чуть ли не главным зачинщиком восстания. В отчете, отправленном халифу, было написано: «Этот человек невероятно силен и опасен своим умом и красноречием. Он может сделать то, что другой не в состоянии сделать мечом и зубами. Если ты, о правитель правоверных, хочешь оставить эту область в составе своего государства, то необходимо срочно казнить всех смутьянов». Халиф вынес приговор на основании этого заключения и приказал немедленно привести его в исполнение.

Правитель Йемена не мог не подчиниться главе государства. Все участники смуты были пойманы, закованы в кандалы и отправлены в Багдад к Харуну ар-Рашиду на казнь. В их числе был и имам аш-Шафи‘и.

Арестанты прибыли к халифу в сумраке ночи. Харун ар-Рашид восседал за занавесом. Смутьяны шли вперед по одному. Каждый, кто проходил через занавешенное пространство, падал обезглавленным. Очередь имама постепенно продвигалась вперед, и он неустанно молил Всевышнего мольбой, которая и ранее часто сходила с его уст: «Аллаахумма, йа латыыф! Ас’алюкял-лутфа фии маа джарат бихиль-макаадиир» (О Господи, о Милостивый! Я прошу у тебя милости, мягкости, доброты Твоей во всем том, что (почти) необратимо! [Тебе не составит труда изменить то, что Тобою самим уже окончательно определено]).

Подошла очередь имама. В кандалах его подвели к халифу. Находившиеся рядом с предводителем подняли свои взоры на того, кто вот-вот покинет мирскую обитель. В эти мгновения аш-Шафи‘и воскликнул:

Мир тебе, о правитель правоверных, и благодать Его», опустив слова «милость Всевышнего».

Халиф ответил:

И тебе - мир, милость Всевышнего и благодать Его.

И продолжил:

За время пребывания имама в Египте большое количество ученых-богословов и языковедов, как мужчин, так и женщин, приумножили свои познания.

Имам аш-Шафи‘и очень любил напиток из сахарного тростника и порой шутил: «Я остался в Египте из-за любви к сахарному тростнику».

Жизнь имама была очень нелегкой, но ее сложности, в том числе и материальные, никогда не отвлекали его от избранного пути:

Пусть говорят, что там-то дождь льет жемчугом,

А там-то колодцы переполнены золотой рудой.

До тех пор, пока я жив, у меня будет пропитание,

А если умру, то могила для меня найдется.

Заботы мои равны (по значимости) заботам королей,

А душа во мне - душа свободного человека,

Для которого унижение равно что неверие.

Считаю, что актуальными и полезными будут и эти слова имама:

А вот от смерти - нет исцеления.

Получилось так, что годы проживания имама аш-Шафи‘и в Египте стали последними . Он заболел, силы быстро начали покидать его. В последнюю пятничную ночь месяца Раджаб 204 года после пятой молитвы душа великого ученого покинула тело.

Незадолго до смерти имам завещал, чтобы его тело после смерти было омыто правителем Египта. Наутро в пятницу родные пошли за правителем области, с которым у имама аш-Шафи‘и были близкие дружеские отношения, и пересказали предсмертное пожелание. Аль-‘Аббас ибн Муса спросил: «Остался ли имам должен кому-то?» Ему ответили: «Да». Правитель приказал подчиненным расплатиться со всеми долгами ученого и, обращаясь к родственникам, заключил: «Имам, прося омыть его тело, имел в виду именно это».

Сердце мое по милости Твоей, о Всевышний,

полно влечения к Тебе и любви,

Как скрыто, так и явно.

Как ранним утром, так и в предрассветный сумрак.

Даже когда я поворачиваюсь,

находясь в состоянии сна или дремоты,

Упоминание Тебя - меж душою моей и дыханием.

Проявил Ты милость, дав моему сердцу познание Тебя,

Понимание, что именно Ты - Единственный Творец,

обладатель бесконечных благ и святости.

У меня есть ошибки, о которых Тебе ведомо,

Однако Ты не позорил меня через действия злодеев.

Прояви по отношению ко мне

милость Свою через упоминание благочестивых,

И пусть не останется

ничего неясного и запутанного для меня в религии.

Будь со мною

на протяжении моего мирского существования и вечности,

Особенно в Судный День.

И прошу я у Тебя это через смысл, что ты низвел в «‘Абаса» .

Трудов по мусульманскому праву, хадисоведению и хадисам у великого богослова немало, среди них: «Аль-худжя», «Аль-умм», «Аль-муснад», «Ас-сунан», «Ар-рисаля» и др.

В месяц Раджаб.

Отец имама аш-Шафи‘и умер вскоре после его рождения.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и происходил из рода курайшитов-хашимитов, то есть рода пророка Мухаммада. Их родословные пересекаются на линии общего предка ‘Абдуль-Манафа.

Некоторые говорят, что в девять лет.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им, уважение. За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными светилами (звездами) [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые - наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

Уже в возрасте 15 лет юному аш-Шафи‘и муфтием Мекки было официально дано право выносить богословские заключения (фетвы). То есть к пятнадцатилетнему возрасту аш-Шафи‘и охватил своим разумом и памятью бо льшую часть основ богословия и богословской мысли того времени. В последующем он стал одним из самых значительных ученых, которые развили и систематизировали основные научные направления мусульманского богословия.

Его учителями в Мекке были такие ученые, как Исма‘ил ибн Костантын, Суфьян ибн ‘Уейна, Муслим ибн Халид аз-Занджий, Са‘ид ибн Салим аль-Каддах, Дауд ибн ‘Абдурахман аль-‘Аттар, ‘Абдуль-Муджид ибн ‘Абдуль-‘Азиз ибн Абу Равад.

Аш-Шафи‘и постигал от них тонкости понимания и толкования Священного Писания, заучивал хадисы.

В Медине его учителями были Ибрахим ибн Са‘д аль-Ансари, ‘Абдуль-‘Азиз ибн Мухаммад ад-Даравради, ‘Абдулла ибн Нафи‘ ас-Саиг и другие.

В Медине аш-Шафи‘и больше занимался хадисами и хадисоведением.

Там его учителями были Хишам ибн Юсуф (судья области Сан‘а’), ‘Амру ибн Абу Салма, Яхья ибн Хассан и др. В Йемене Мухаммад ибн Идрис посвятил себя хадисам и фикху.

Когда имам аш-Шафи‘и услышал про Куфу, он спросил приехавших оттуда странников: «Кто у вас самый грамотный в познании Священного Писания и Сунны Пророка?» Ему ответили: «Мухаммад ибн аль-Хасан и Абу Юсуф, ученики имама Абу Ханифы».

Узнав об этом, аш-Шафи‘и отправился в Куфу и продолжительное время гостил у имама Мухаммада ибн Хасана. За этот период он приобрел много знаний от великого ученого и переписал от руки большое количество книг о мусульманском богословии (практическом применении Корана и Сунны), которые на тот момент были уже написаны.

С 172 по 174 год по мусульманскому календарю.

Передвижения на пути Всевышнего и посещение разных земель, наблюдения за жизнью набожных людей и изучение местных обычаев, культур разных племен и народов послужили важной основой для умелого разъяснения и написания как богословских правил, так и различных способов практического применения Священного Писания и наследия пророка Мухаммада.

Когда в последний раз аш-Шафи‘и выезжал из Медины, материальное положение имама Малика было очень нелегким. Но несмотря на это, перед дорогой Малик приготовил для одаренного ученика около трех килограмм фиников, столько же ячменя, сыра и воды.

Наутро, провожая ученика, продолжающего путь познания, Малик вдруг громко воскликнул: «Где транспорт, отправляющийся в Куфу?» Аш-Шафи‘и удивленно спросил: «Нам же нечем платить?!» На что учитель ответил: «Когда мы с тобой расстались вчера вечером после пятой молитвы, ко мне домой постучался ‘Абдурахман ибн аль-Касим и попросил принять от него подарок. Я принял. Подарком оказался кошелек, в котором было сто мискалей (почти полкилограмма золота). Половину я передал своей семье, а половину отдаю тебе».

В возрасте около 30 лет аш-Шафи‘и женился. Его избранницей стала внучка третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана - Хамида, дочь Нафи‘а.

Работая, Мухаммад ибн Идрис совершенствовал и свои религиозные познания, а также изучил такую науку, как физиогномика (‘ильмуль-фираса) - искусство определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. Она была распространена в данной местности. Имам значительно преуспел в ней.

اَللَّهُمَّ يَا لَطِيفُ أَسْأَلُكَ اللُّطْفَ فِيمَا جَرَتْ بِهِ الْمَقَادِيرُ

У Всевышнего есть несколько имен, которые при кратком переводе с арабского означают «Милостивый». Однако каждое из них имеет особые оттенки. «Ал-Латыыф» при подробном переводе можно перевести как «Милостивый, Дающий блага внимательно, мудро. Знающий о том, кто и насколько, в какой форме милости нуждается. И это все в сочетании с неограниченной добротою Всевышнего».

При употреблении слова «латыыф» по отношению к человеку или чему-либо иному оно переводится как «приветливый, любезный, милый, мягкий, добрый, нежный; изящный, тонкий; интересный, прекрасный».

Поприветствовать другого человека со словами пожелания мира считается желательным (сунна) положением. Ответить же на такое приветствие является обязательным действием (фард).

См.: Св. Коран, 24:55.

См.: Св. Коран, 49:6.

Учеников у имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и было много. Одним из первых среди них по учености и известности является величайший богослов-хадисовед Ахмад ибн Ханбаль. Он говорил: «Я не понимал тонкости взаимоисключения и отмены (насх) в хадисоведении, пока не начал брать уроки у имама аш-Шафи‘и».

Имя его аль-‘Аббас ибн Муса.

И по сей день эта огромная мечеть в полной мере функционирует. Она является одним из самых крупных и древних храмов. Находится в Каире.

Получается примерно семь часов.

Велика вероятность, что имелся в виду сон после полуденной молитвы, полноценно восстанавливающий интеллектуально и физически, особенно тех, кто начинает свой рабочий день с 6–7 часов утра. Современная наука настоятельно рекомендует сон после обеда (подобно сиесте), подчеркивая его значительную пользу для человеческого организма.

Сиеста - в Испании, Латинской Америке и некоторых других теплых странах полуденный (послеобеденный) отдых.

Факых - знаток мусульманского права, богословия. То есть будь тем, кто знает, что есть правильно, а что неправильно; что разрешено, а что запретно.

Суфий - мусульманин, который придерживается практических канонов веры, но делает это не механически, а с одухотворением и проницательностью. Суфии занимаются совершенствованием души через предписания Творца и правила, заложенные Им в природе. В сегодняшних реалиях информационного просвещения россиян через СМИ суфизм в сознании простого обывателя часто ассоциируется с отшельничеством, с индуистскими и буддистскими формами отчуждения себя от мирского, с медитацией. Это представление ошибочно, оно не соответствует исторической и теоретической действительности.

Знай свое дело и ни на что постороннее не обращай внимания.

В Египте он прожил с 198 по 204 год, пять лет и девять месяцев.

С четверга на пятницу.

Прежде чем похоронить человека, его омывают водой, затем заворачивают в саван и, совершив над ним погребальную молитву, предают земле.

В начале 80-й коранической суры « ‘Абаса» Всевышний призывает пророка Мухаммада не хмуриться на не вовремя пришедшего слепого мусульманина и отвлечься от беседы с уважаемыми курайшитами. Тот, слепой, поспешно пришел с важным для него вопросом, касающимся веры. Сердце его было полно трепетности и набожности.

И вот через эти смыслы коранической суры имам аш-Шафи‘и как бы обращается ко Всевышнему со словами: «Ты, о Всемилостивый Творец, сказал Своему посланнику не хмуриться, а отвлечься и обратить внимание на пришедшего с просьбой слепца. И я как тот слепой, но теперь уже прошу у Тебя, о Господи, несмотря на мою немощность пред Тобой и на то, что есть огромное количество людей, которые в бо льшей степени заслуживают Твоей милости, помилуй и меня, прости и меня…»

Подробнее о великом ученом см.: аш-Шафи‘и М. Аль-умм [Мама (основа)]. В 8 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.], вступление к книге; аш-Шафи‘и М. Ар-рисаля [Исследование]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, [б. г.], вступление к книге; Хасан Ибрахим Хасан. Тарих аль-ислам [История Ислама]. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, 1991. Т. 2. С. 273; Диван аш-Шафи‘и [Сборник стихов имама аш-Шафи‘и]. Бейрут: Садир, .

Загрузка...