Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Внимая ужасам войны тема и идея. Анализ стихотворения Некрасова “Внимая ужасам войны. «Внимая ужасам войны…» Николай Некрасов

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела – святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг – но матери . Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и - будет помнить до гроба, не забыть (о матерях).

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода – второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

«Внимая ужасам войны» Некрасов

« Внимая ужасам войны » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Внимая ужасам войны » было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа - это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души - загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения - горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она - порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела - святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг - но матери . Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и - будет помнить до гроба, не забыть (о матерях).

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода - второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей - перекрёстная. Рифмовка последней строфы - ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

Все свои сокровенные думы и чаяния Н.А.Некрасов связал с делом служения народу. Творческая индивидуальность настоящего художника, такого как Некрасов, не автономна, она обретает необходимый импульс в сознании своей связи с народом.

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано Некрасовым в 1855 году (по другим сведениям в 1856 г.). Главная тема стихотворения – тема войны; глубокая скорбь о жертвах, понесенных народом.

Какова история создания стихотворения «Внимая ужасам войны»?
Оно было написано под влиянием рассказа Л.Н.Толстого. До глубины души взволновал Некрасова рассказ молодого автора. В основу произведения Толстого были положены события, связанные со штурмом и падением Севастополя. Толстой был свидетелем этих событий, он же и принес в редакцию «Современника» рассказ под названием «Севастополь в августе 1855 года». К написанию этой работы Толстой приступил в сентябре 1855 года и закончил 27 декабря 1855 года; она была написана в очень правдивой манере. «Севастополь в августе 1855 года» — это не единственный рассказ на тему Крымской войны, принесенный Толстым в редакцию «Современника».

В композиционном плане стихотворение «Внимая ужасам войны» не делится на традиционные строфы: без пауз, без остановок одна мысль следует за другой. Стихотворение небольшого формата, в нем всего семнадцать строк, но очень ёмкое по содержанию.

Оно начинается с редко употребляемого слова «внимая», то есть, относясь к чему-то с особым вниманием. Автор сразу призывает читателя сконцентрироваться.

В первых двух строках мы видим четыре слова из лексикона, связанного с войной – само слово «война», «ужас», «жертва», «бой».

Война не бывает без жертв. Кто страдает от потери героя? Это жена и друг. Увы, жизнь так устроена, что жена со временем утешится, друг забудет. Но есть одна душа, которая никогда не смирится с потерей.

Далее автор говорит о подсмотренных в этом мире слезах — слезах матери. В них выражена вся боль, безысходность, отчаяние. Эти слёзы «святые, искренние». Почему слёзы матери автор назвал «святыми»? Уход из жизни бойца (а для матери её ребёнка) – эта вечная скорбь, пожизненная боль.

В последнем четверостишии речь идёт обо всех матерях, которые потеряли своих детей на войне. Как никогда не поднять плакучей иве своих ветвей, так никогда не забыть матери сына или дочери, оставшихся на поле боя.

Проблематика стихотворения
В стихотворении подняты проблемы, касающиеся ценности человеческой жизни. Война вторгается в человеческую жизнь, нарушая её естественный ход. На войне матери теряют своих детей, горе их бесконечно. Жизнь должна торжествовать над смертью, разум – над абсурдностью, гуманизм над жестокосердием. Матери не должны терять своих детей.

Главная мысль стихотворения «Внимая ужасам войны» — мысль о несовместимости войны с самой жизнью, об антигуманной сущности войны.

В основе стихотворения лежит конфликт между жизнью и смертью. Стихотворение отражает мир во всей его сложности, драматизме. В каждой строке чувствуются едва сдерживаемые рыдания.

Жанр стихотворения – элегия.

Размер и рифма
Стихотворный размер — четырыхстопный ямб с применением пиррихия.

В стихотворении использована перекрестная схема рифмовки (абаб), за исключением последних пяти строк, в которых строки рифмуются в особом порядке — аабба. Мужская и женская рифмы чередуются в строках стихотворения.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — лучший друг, лицемерных дел, бедных матерей, поникнувших ветвей.

Метафора – святые слезы, кровавой ниве.

Сравнения — «Им не забыть своих детей, …Как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

В стихотворении отсутствуют обращения.

Стилистические фигуры
Анафора
«Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…»

Антитеза (стилистическая фигура контраста) – Временным переживаниям жены, друга противопоставляются вечные слёзы матери, её непреходящее горе.

Риторическое восклицание — «Увы!»

Стихотворение «Внимая ужасам войны» мне понравилось тем, что Некрасов, через всё творчество которого красной нитью проходит проблема сострадания, вновь обращает наше внимание на жгучие проблемы человечества. Он показывает мир во всем его противоречии. Главный вывод : нужно всё сделать для того, чтобы на земле торжествовали принципы гуманизма.

План анализа стихотворения «Внимая ужасам войны»
Вступление
Главная тема
История создания стихотворения «Внимая ужасам войны»
Краткое содержание, композиционные особенности
Проблематика
Главная мысль
Жанр стихотворения
Размер и рифма
Средства художественной выразительности
Стилистические фигуры
Чем понравилось стихотворение?

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Внимая ужасы войны"
Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает горе от потери детей. В стихотворении "Внимая ужасы войны", написанном ямбом, Некрасов больше всего жалеет матерей, потерявших своих сыновей: "Один я в мире подсмотрел святые, искренние слезы - то слезы бедных матерейЕ". Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью: "Им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвейЕ". В стихотворении для большей изобразительности и усиления восприятия Некрасов прибегает к эпитетам "плакучей иве" и поникнувших ветвей". Мать, как плакучая ива, оплакивает сына, поникнув головой, как поникнувшие ветви. Некрасов так образно написал это стихотворение, что читая его, всей душой проникаешься жалостью к матерям, потерявших детей.

Задачи и тесты по теме "Анализ стихотворения Н.А.Некрасова Внимая ужасы войны"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Основные принципы русской пунктуации

    Уроков: 2 Заданий: 5 Тестов: 1

  • Словосочетание - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 11 класс

Николай Алексеевич Некрасов

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после отмены крепостного права срок солдатской службы составлял 25 лет. Это означало, что молодой парень, призванный в солдаты, возвращался домой уже стариком. Если, конечно, ему удавалось выжить в смертельной схватке с очередным внешним врагом русской державы.

Николай Некрасов родился уже после того, как Россия одержала победу над французами в 1812 году. Однако даже из его родового имения постоянно забирали крестьян на военную службу. Многие из них так и не вернулись домой, оставшись лежать в кавказских степях. С самого детства поэт видел, сколько горя семьям приносили известия о том, что на очередной войне погиб отец, сын или же брат. Однако будущий поэт понимал, что время лечит, и с такой потерей вскоре смиряются практически все, кроме матерей, для которых гибель собственного ребенка является одним из самых страшных и горьких испытаний.

В 1855 году под впечатлением от очередной поездки в родное имение Николая Некрасов написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», в котором попытался морально поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились своих сыновей. Рассуждая на тему жизни и смерти, поэт пишет о том, что «при каждой новой жертве боя мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя».

Автор подчеркивает, что какой бы глубокой ни была душевная рана, рано или поздно она все равно затянется. Вдова найдет утешение в повседневных хлопотах, дети вырастут с мыслью о том, что их отец не зря отдал свою жизнь за родину. Однако матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и смириться с такой утратой. «Она до гроба не забудет!», — отмечает поэт, подчеркивая, что слезы матери, потерявшей на войне сына, являются «святыми» и «искренними». Таким женщинам никогда не оправиться от удара, который они получили от судьбы, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 21 веке Россия по-прежнему будет воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими.

Загрузка...