Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Политическое развитие в начале 20 века великобритания. Внутренняя и внешняя политика Англии в начале XX века. Внутренняя политика либералов и консерваторов

в Конце XIX века. Англия понесла наиболее длительного и тяжелого кризиса, с 1873. охватил промышленность, сельское хозяйство, торговлю, финансы. В течение 1870-1914 гг. она утратила мировую промышленную монополию. Общее промышленное производство страны за это время удвоилось (но в мире оно возросло в четыре раза). Вместо трети мировой индустриальной продукции (как было раньше) на долю Англии приходилась теперь только седьмая часть. В начале 80-х годов ее обогнали США, в начале XX века. - Германия. Английские товары потеряли конкурентоспособность в соревновании с немецкими и американскими. Однако

Англия еще занимала первое место в мире по объему вывоза капитала, ее торговый флот оставался мировым перевозчиком (половина американских товаров перевозилась английскими судами). Она имела мощный военно-морской флот. Английский фунт стерлингов оставался мировой расчетной валютой.

При власти находились Либеральная (ветви) или Консервативная (тори) партии, сменяя друг друга. Либеральная партия во главе с Уильямом Бенджамином Гладстоном и Консервативная партия во главе с Дизраэли отстаивали интересы крупного капитала, кроме того, консерваторы также представляли интересы крупных землевладельцев. Пытаясь привлечь на свою сторону массового избирателя, либералы были вынуждены осуществлять социальные реформы. Консерваторы основное внимание уделяли внешней политике, хоть и прибегали иногда к ограниченному социального реформирования.

За либеральных правительств Гладстона было увеличено государственное финансирование начального образования, введены экзамены при поступлении на государственную службу, а также парламентскую реформу: парламентские выборы стали тайными, а закон 1884 г. расширил круг избирателей. Консерваторы в ответ отменили запрет на забастовочные пикеты, уравняли в правах рабочих и предпринимателей перед судом, запретили работать детям до 10 лет.

Как консерваторы, так и либералы осуществляли активную колониальную политику. Консервативное правительство Солсбери установил контроль над Суэцким каналом, направил войска на о. Кипр, вел войну против бурских республик - Трансвааля и Оранжевого свободного государства, в 60-е годы - против Афганистана, завершил завоевание Бирмы, Малаккського полуострова, Судана. За либерального правительства Гладстона был оккупирован Египет, начат войну в Судане, восторженно Уганду.

Колониальная экспансия Англии стала причиной англо-бурской войны (1899-1902). Буры, потомки голландцев, переселившихся в Южную Африку, покорили местное население и более чем два десятилетия оказали сопротивление англичанам. Открытие там залежей золота подтолкнули Англию к подготовке агрессии против буров. Последние, убедившись в непосредственной угрозе их независимости, объявили войну Англии, однако силы были неравны и 1902 г. буры подписали мирный договор, по которому Трансвааль и Оранжевое свободное государство стали английскими колониями. Впоследствии они были объединены с другими английскими колониями в Южно-Африканский Союз, ставший английским домініоном1.

Буры (африканеры) - самоназвание голландских, французских и немецких колонистов в Южной Африке. Центром колониализма в

в Южной Африке была Папская колония, созданная голландцами во второй половине XVII века. Сюда переселялись также французские гугеноты и выходцы из Германии. Захватив земли местных африканских племен, буры создавали в районе мыса Доброй Надежды фермы, где активно использовался рабский труд. В первой половине XIX века. Папская колония перешла к Англии, которая ликвидировала местное самоуправление буров, вводила английский язык и активно переселяла колонистов из Англии. После принятия закона 1833р. об освобождении рабов в английских колониях буры начали оставлять Капскую колонию и захватывать соседние земли зулусов. В битвах 1838р. ("День Дінга-ана") и 1840r. буры нанесли окончательное поражение зулусам, однако создать на их территории собственное государство не смогли, поскольку были присоединены англичанами Папской колонии. Буры вытеснили племена бечуано и басуто из бассейна рек Оранжевая и Вааль и создали там два государственных образования - Трансвааль (Южно-Африканская республика) и Оранжевая (Оранжевое свободное государство), независимость которых признала Англия в середине XIX века. Летом 1867р. на берегу реки Оранжевая случайно нашли алмазы. Для их добычи начали создаваться акционерные общества, однако вскоре монополистом стала компания "Де Бирс", созданная С. Родсом, который мечтал о создании системы британских колоний в Африке - от Скверной в Египет. Лондон активизировал политику в регионе и предложил проект федерации британских колоний и бурских республик для совместных колониальных захватов в Африке. После его отклонения бурами Англия в 1877г. захватила Трансвааль. У1879-1887pp. Англия нанесла поражение зулусам и включила Зулуленд в состав английской колонии Наталь. Однако буры Трансвааля отказались подчиняться англичанам и начали против них вооруженную борьбу. Это заставило Англию снова признать независимость Трансвааля. После того как в Трансваале были открыты залежи золота, С. Роде, на то время премьер-министр Папской колонии, начал активно вмешиваться во внутренние дела Трансвааля. Иностранные золотодобытчики в Трансваале ("уїтлендери") не допускали буров к участию в политической жизни республики. Тогда те создали собственную "партию реформ" и установили контакты с С. Родсом и руководителем английской администрации в Родезии Джемсо-ном. В декабре 1895 г. члены "партии реформ" опубликовали ультимативные требования к правительству Трансвааля. На следующий день английский отряд из 500 человек выступил из Родезии в направлении Йоханнесбурга - центра добычи золота в Трансваале. Однако в январе 1896 г. английских солдат разгромили бурские фермеры в битве при Крюгенсдорфі. Пленных отправили в Лондон, где они были осуждены за нарушение границ независимого государства. Однако "золото" и "алмазы" все больше привлекали колонизаторов, что привело англобурську войну 1899-1902pp.

Среди внутренних проблем самой острой была ирландская. В 60-80-е pp. в Ирландии усилилось национально-освободительное движение. Ирландская буржуазия выдвинула программу самоуправления (гом-рулю) для Ирландии в рамках Британской империи. В Ирландии началось движение неповиновения. Ирландская фракция в палате общин осуществляла обструкцию деятельности английского парламента. В начале 1886 года. либеральный кабинет Гладстона разработал рассудительный план гомрулю: в Ирландии создавался местный парламент, но важнейшие вопросы внутренней политики должен был решать Лондон. Однако и такая умеренная уступка натолкнулась в Англии на решительное сопротивление. Даже среди либералов произошел раскол. Правительство Гладстона ушел в отставку.

Монополизация производства в Англии приводила к усилению эксплуатации рабочих и обострение социальных проблем. Организатором движения рабочих за улучшение их экономического положения были тред-юніони, объединявших высококвалифицированных рабочих. Усилилась также борьба неорганизованных рабочих (митинги и демонстрации безработных, забастовки рабочих спичечных фабрик, газовых заводов Лондона, лондонских докеров). В стране формировался "новый юнионизм" - тред-юніони низкооплачиваемых, неквалифицированных рабочих. 1893 г. возникла независимая от тред-юнионов Рабочая партия, которая боролась за избрание в палату общин представителей рабочего класса.

Предприниматели решили ослабить влияние тред-юнионов. 1900 г. во время забастовки на железной дороге в долине Тафф железнодорожная компания подала в суд на железнодорожников, требуя выплаты убытков, которые компания понесла от забастовки. Другие компании начали следовать примеру железнодорожной компании. Тогда по решению Конгресса тред-юнионов на конференции был учрежден Комитет рабочего представительства для проведения в парламент рабочих депутатов для того, чтобы повлиять на законодательство страны и остановить наступление предпринимателей. 1906. Комитет был переименован в Лейбористскую партию.

С целью ослабления социальной напряженности министр экономики Ллойд Джордж (правительство либералов) внес в 1909 г. законопроект о максимальный возраст выхода на пенсию - 70 лет, введение материальной поддержки бирж труда безработных, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности. Законопроект был утвержден. Однако социальное маневрирование Ллойд Джорджа не дало заметных результатов. Конфликты рабочих с предпринимателями продолжались: в 1911-1912 гг. бастовали шахтеры, докеры, моряки, железнодорожники, которые требовали повышения заработной платы, признания профсоюзов, 8-часового рабочего дня.

Не было успокоение в мятежную Ирландию. Либеральное правительство, который зависел от голосов ирландских депутатов в палате общин принял законопроект о гомруль Ирландии, что передавал все местные дела под контроль ирландского парламента (при условии руководства Лондоном внешней политикой, армией, полицией, финансами, налогами). Противники проекта требовали, чтобы в состав будущей ирландской государства не входил Ольстер - северная часть острова, где концентрировались наиболее развитые промышленные центры. их сторонники создали в Ольстере вооруженные отряды, которые поддержала английская реакция. Однако офицеры английских военных частей, которые получили в начале 1914 г. приказ отправиться в Ольстер для наведения там порядка, отказались выполнить приказ. Либеральное правительство пошло на уступки мятежным офицерам.

Первая мировая война фактически стала поводом для отсрочки закона о гомруль.

В начале XX века. международные позиции Англии ухудшились. В условиях обострения борьбы империалистов за рынки и колонии был поставлен вопрос об их переделе, что угрожало в первую очередь Англии как крупнейшей колониальной державе. Резко ухудшились англо-немецкие отношения, усилились военно-морское соперничество обоих государств, торговая конкуренция, борьба за колонии.

До конца XIX века. Англия осуществляла политику "блестящей изоляции": руководство страны считало, что противоречия между континентальными государствами острее, чем между Англией и ее соперниками из континентальной Европы. В связи с этим в случае конфликта с Россией или Францией Англия могла рассчитывать на поддержку Германии или Австро-Венгрии, а потому она не испытывала нужды связывать себя союзными обязательствами, которые могут втянуть ее в войну за чужие интересы.

Разжигая противоречия между великими державами, Англия обеспечивала себе свободу действий. Островное положение и могучий морской флот оберег ее территорию от нападения со стороны любого. Необходимость борьбы против своего главного конкурента - Германии - заставила Англию отказаться от прежней политики и формировать блоки с другими государствами. 1904 г. Англия и Франция достигли соглашения относительно основных колониальных проблем: Франция прекращала противодействие Англии в колониях, в частности в Египте, а Англия признавала за Францией право на завоевание Марокко. 1907 г. было подписано англо-французское соглашение, получившей название Антанты. Англия и Россия поделила сферы влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Это сделало возможным англо-русское сотрудничество против Германии.

При наличии франко-английского соглашения, соглашений между Англией и Россией завершалось создание англо-франко-русского союза - Антанты. В целом Антанта как военный союз сформировалась лишь во время Первой мировой войны.

Левин Г. Р.

:::

Англия в 20-м веке

:::

Англия является парламентарной монархией, и королевская власть осуществляется только через парламент и кабинет министров, но для английского монополистического капитала монархия важна, так как по существу она скрывает его неограниченное господство в политической системе страны.

В Англии широко распространена легенда о том, что монархия „безвредна” и „беспристрастна», что сам по себе принцип „король царствует, но не управляет» означает, что королевская власть - это, скорее, символ гражданского мира среди всех подданных. Этой точки зрения придерживаются и лейбористы, которые считают, что король (или королева) ограничены в своих правах и поэтому ничего не могут делать самостоятельно.

Как правильно сказано в приводимом на английском языке отрывке (с. 7-8), королева (или король) в соответствии с результатами парламентских выборов назначает премьер-министра. Некоторые историки считают это чисто формальным актом (ведь премьер-министром становится лидер победившей партии). Однако корона имеет право выбирать иногда между разными кандидатурами. Об этом свидетельствуют многие примеры. Возьмем пример из недавнего прошлого: в 1957 году королева Елизавета II, имея возможность выбирать между двумя лидерами консерваторов, выбрала Макмиллана и отвергла Батлера. Кроме того, надо учитывать, что королева информируется о всех решениях кабинета министров и может делать представления премьер-министру.

В королевские прерогативы входит также роспуск парламента (правда, по представлению премьер-министра), созыв нового парламента. Монарх формально является главнокомандующим вооруженными силами. От его имени происходит награждение орденами, пожалование титулов и т. д. Формально корона обладает правом вето по отношению к законопроектам парламента, однако с 1707 года ни один король ни разу не отказался санкционировать законопроект, одобренный парламентом.

Королева Елизавета II получает огромные суммы из государственного бюджета по так называемому цивильному листу (в начале 60-х годов - 475 тыс. ф. ст., в 1977 - около 1,7 миллиона ф. ст.). Муж королевы, герцог Эдинбургский также имеет цивильный лист. Большие суммы ежегодно выплачиваются из государственной казны старшему сыну королевы принцу Чарльзу. Цивильные листы имеют и другие близкие родственники королевы. Королевская семья, кроме того, получает большие доходы от владений, расположенных в различных частях страны, как например доходы с герцогства Ланкастерского - наследственного королевского домена.

Буржуазные юристы-государствоведы всегда поддерживали миф о политической нейтральности английской монархии. В действительности же монархия является важным орудием правящего класса в его стремлении сохранить незыблемость капиталистической системы. Она и в наше время весьма близка к консервативной партии, к слоям старой английской аристократии. Почти все ближайшие советники короны - это лица аристократического происхождения, подавляющее большинство из них учились в Итоне, многие были военными и служили в гвардейских полках. Таким образом речь идет о довольно замкнутой придворной касте, которая всегда была и, пока существует, будет тормозом для всякого социального преобразования.

В данной книге помещен ряд отрывков из разных источников о роли английского парламента в политической жизни страны, о порядке голосования, о роли спикера и т. д. В одном из отрывков (см. с. 10) подчеркивается весьма существенный момент: в Англии, в отличие от большинства других капиталистических стран, нет конституции, составленной в форме единого основного закона страны. Под английской конституцией имеется в виду комплекс различных обычаев, прецедентов, традиций и законов, изданных на протяжении веков. К числу таких актов относятся: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Акт о праве личности (Habeas Corpus Act) 1679 г., Билль о правах 1689 г. К числу этих конституционных актов относятся акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статус 1931 г. (о правах доминионов) и другие. Таким образом, о наличии в Англии конституции можно говорить лишь условно.

Все эти акты не отменены и формально продолжают сохранять свою юридическую силу. Английская буржуазия стремится этими старыми актами маскировать свое реальное господство во всех сферах общественной жизни.

Составными частями английской конституции являются конституционные обычаи и консультативные нормы (мнения авторитетных буржуазных юристов), имеющие почти такую же силу, как и конституционные обычаи.

Английские правоведы пытаются объяснить отсутствие фиксированной конституции тем, что в Англии якобы уже полностью осуществлены принципы парламентского верховенства и гражданского права. На самом деле отсутствие конституции дает буржуазии возможность толковать права и обязанности граждан так, как она считает это целесообразным и выгодным в данный момент, наполняя старую форму, старые обычаи и т. п. новым классовым содержанием.

Кроме монарха к центральным органам власти Великобритании следует отнести парламент и кабинет министров. Парламент - старейшее представительное учреждение Англии, возникшее в XIII веке. Официальное время его возникновения - 1265 г. Парламент и в прошлом никогда не был демократическим органом. Сначала он был органом сословного представительства, а затем с XVII в., со времени революции 1640-1660 гг., стал орудием буржуазии. С конца XVII и до начала XIX века происходило постепенное ослабление монархии и переход власти от короны к парламенту. В этот период оформляется не только английский буржуазный парламентаризм, но и система двух партий.

В течение XIX и XX вв. трудящиеся Англии добились известной демократизации избирательного права, расширения круга избирателей. Под напором народных масс были проведены парламентские реформы 1832, 1867, 1884 и 1918 годов, однако они оказались недостаточными и не могли обеспечить избрание в парламент подлинных представителей народа.

Фактически сохранился ценз оседлости. Списки составляются один раз в год. Для того чтобы быть включенным в эти списки, каждый англичанин, имеющий право голоса, должен в установленный срок подать анкету чиновнику, ведающему составлением списков избирателей. Если это не будет сделано в срок, избиратель фактически лишается возможности участвовать во всех выборах, которые произойдут в течение этого года. Лицо, переехавшее на другое местожительство после составления списков, может принять участие в голосовании только по месту регистрации, что, конечно, существенно затрудняет большому числу рабочего населения возможность воспользоваться своим правом.

Существенной особенностью английской избирательной системы является фактическое неравенство избирательных округов. В каждом избирательном округе избирается по одному депутату. Однако число избирателей в округах неодинаково. Как правило, в округах, населенных рабочими, число избирателей вдвое превышает число избирателей в округах с имущим населением.

Избирательный закон формально предусматривает тайное голосование, однако в действительности оно не проводится в жизнь. На бюллетене, вручаемом избирателю, проставлен номер. Такой же, номер проставлен на корешке бюллетеня, где указывается фамилия избирателя, получившего бюллетень. Это позволяет установить, за кого голосовал тот или иной избиратель, и это же позволяет оказать давление на избирателей.

При анализе английской избирательной, системы весьма важно учесть и такой момент, как установление для кандидата в члены палаты общин денежного залога в 150 фунтов стерлингов. Залог возвращается только в том случае, если число голосов, полученных кандидатом, превышает 12-12,5% общего числа поданных в данном округе голосов. Эта мера направлена, конечно, против представителей самой последовательной партии в борьбе за интересы рабочего класса - Коммунистической партии Великобритании (the British Communist Party), так как кандидаты буржуазных партий пользуются поддержкой и финансируются крупными капиталистами, а кандидаты лейбористской партии (the Labour Party) пользуются известными фондами входящих в эту партию тред-юнионов. КПВ, ведущая свои избирательные кампании на деньги, собранные в ее фонд трудящимися, естественно, ограничена в своих возможностях.

Говоря об английском парламенте, следует также подчеркнуть и то, что выборы происходят на основе антидемократической мажоритарной системы относительного большинства, согласно которой избранным считается кандидат, собравший больше голосов избирателей, чем любой из его конкурентов. В результате количество мандатов, полученных отдельными партиями, не соответствует количеству поданных за них голосов. Таким образом, в палату общин (the House of Commons) может пройти кандидат, за которого голосовало меньшинство избирателей данного округа. В тех избирательных округах, где выдвинут только один кандидат, он считается избранным без голосования. Это создает для крупных политических партий возможность сговора об одной кандидатуре, чтобы провести ее в парламент без голосования.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что буржуазное парламентское большинство отнюдь не представляет подлинного большинства избирателей. Однако эта система выгодна таким крупным политическим партиям, как консерваторы и лейбористы, фактически монополизировавшим дело выборов, и поэтому они ее всеми силами стремятся сохранить. Для этой избирательной системы характерно то, что депутаты фактически не ответственны перед своими избирателями, которые не имеют права отзыва депутатов.

Палата общин избирается сроком на пять лет, но она может своим постановлением продлить свои полномочия на любой срок. Досрочный роспуск нижней палаты производится указом монарха по предложению правительства.

В палате общин председательствует спикер (см. с. 11-12), который выбирается партией, имеющей в ней большинство. Спикер сам не участвует в голосованиях и формально является независимым от своей партии, но это только видимость. Спикер наделен большими правами. Он имеет право приостанавливать выступление оратора, может отклонить запросы правительству, прекратить обсуждение того или иного вопроса, если это, по его мнению, наносит вред престижу монарха или правительства.

Палата общин считается правомочной, если в ней в данный момент заседает 40 депутатов. Сессии палаты общин длятся в течение большей части года с перерывом осенью и зимой на каникулы.

Продолжительность сессий парламента может создать впечатление, что в нем осуществляется полная свобода обсуждения депутатами политики правительства. В действительности же рядовые члены парламента („задне- скамеечники“) вынуждены полностью подчиниться партийной дисциплине и указаниям главных партийных организаторов (или, как англичане их называют, „главного кнута14 the Chief Whip и „заместителя главного кнута the Assistant Whip), назначаемых лидером партии. Члены парламента вынуждены голосовать по различным законопроектам согласно указаниям партийных организаторов, чтобы не подвергнуться партийным репрессиям.

Такой порядок обеспечивает принятие законов, которые нужны английской буржуазии. Право законодательной инициативы в палате общин формально принадлежит депутатам парламента. Но фактически это право осуществляет правительство.

Внесенные в парламент законопроекты проходят три чтения. Первое чтение состоит лишь в оглашении названия билля, после чего нижняя палата решает вопрос о принятии его к рассмотрению. Второе чтение сводится к обсуждению основных статей законопроекта (билля). Третье чтение следует за изучением билля в одном из постоянных комитетов и сопровождается только редакционными поправками, после чего следует голосование.

Депутаты голосуют по указанию своих партий таким образом: голосующие „за“ выходят из зала заседаний в правую дверь, а „против” - в левую. Однако в силу действия „партийных машин“ результаты голосования почти всегда предрешены.

Теоретически правительство ответственно перед палатой общин, а палата вправе требовать ухода правительства в отставку путем выражения ему большинством палаты вотума недоверия. Но практически принятие палатой такого решения почти исключается, так как правительство опирается на парламентское большинство, все депутаты которого не заинтересованы в возможности потерять на новых выборах свое место и свое жалованье.

Известной формой контроля палаты общин над правительством являются запросы депутатов, но здесь надо еще раз напомнить, что спикер может отвести нежелательные правительству запросы депутатов (в парламентском регламенте предусмотрено около тридцати видов „недопустимых вопросов”).

Роль палаты общин уменьшилась по сравнению с прежними десятилетиями. В отличие от палаты общин палата лордов (the House of Lords) не избирается, за исключением 21 пэра Шотландии и Ирландии. Членство в палате лордов строится в основном на наследственном принципе, причем английская буржуазия всячески оберегает этот принцип.

Этим в значительной мере обеспечивается реакционный политический характер верхней палаты, выполняющей тормозящую роль по отношепию к избираемой нижней палате.

Палата лордов состоит из принцев королевской крови и наследственных пэров (это звание объединяет лиц, имеющих титулы герцога, маркиза, графа, виконта, барона), составляющих огромное большинство палаты лордов.

Там заседают 2 архиепископа и 24 епископа английской церкви, которые занимают свои места в палате лордов до тех пор, пока они занимают свои епископские должности. Ныне потомки старинной земельной аристократии составляют в палате меньшинство. Однако „это внушительное меньшинство, поскольку представители 300 семей заседают в палате лордов свыше 100 лет, а 200 семей - свыше 150 лет“, подчеркивают Д. Харвей и К. Худ в своей книге „Британское го- сударство“ (М., 1961 г.).

По своей классовой принадлежности члены палаты лордов - это прежде всего представители финансового капитала, крупные капиталисты и лендлорды. „Собственность составляет основу верхней палаты", - заметил один английский автор. Более трети от общего числа лордов составляют директора компаний, банкиры, стальные магнаты, владельцы газет. Это так называемые пожизненные лорды (life peers), получившие это звание от премьер-министров - „за услуги, оказанные отечеству". Не удивительно, что палата лордов представлена главным образом деятелями консервативной партии.

Совершенно очевидно, что палата лордов всегда использует свои полномочия для того, чтобы тормозить принятие всех сколько-нибудь прогрессивных законопроектов.

В палате лордов имеется и небольшое количество лейбористских лордов, которые являются преимущественно представителями крайне правого крыла своей партии.

Прогрессивные силы Великобритании, и в первую очередь Компартия, в своей программе „Путь Британии к социализму" требуют отмены власти лордов и ликвидации палаты лордов (см. с. 16).

В приводимом на с. 8 отрывке речь идет о правительстве страны - кабинете министров (the Cabinet). Кабинет министров состоит из главных министров правительства (премьер-министр (Prime Minister), министр финансов, министры внутренних дел и иностранных дел, министр обороны и другие). Кроме членов кабинета имеются просто министры, которые входят в состав правительства, но не кабинета - более узкого круга членов правительства. Кабинет играет ведущую роль в государственной и политической жизни страны. Именно кабинету министров, а не парламенту принадлежит реальная власть. Юридически парламент имеет право контроля над деятельностью кабинета, но фактически кабипет министров является хозяином в парламенте. Достаточно сказать, что даже порядок дня парламента согласовывается с премьер-министром, возглавляющим кабинет. Так как последний составляется из виднейших представителей правящей партии, то она и осуществляет контроль над парламентом. В. И. Ленин писал: „Посмотрите на любую парламентскую страну, от Америки до Швейцарии, от Франции до Англии, Норвегии и проч.: настоящую „государственную” работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы. В парламентах только болтают со специальной целью надувать „простонародье".

Правящая партия стремится иметь стабильное абсолютное большинство в парламенте. В противном случае по предложению премьер-министра могут быть назначены досрочные выборы, как это было, например, после февральских выборов 1974 г., когда по предложению лейбористского кабинета, опиравшегося лишь на относительное большинство в палате общин, парламент был распущен и в октябре 1974 г. состоялись новые внеочередные выборы, давшие большинство лейбористам (Лейбористы тогда получили 319 мандатов, но в настоящее время лейбористское большинство „растаяло" и сейчас сводится к 317 мандатам. Правительство теперь зависит от голосов мелких партий, оно вынуждено идти на соглашения с либералами и так называемыми „независимыми депутатами" (Independents), не принадлежащими ни к одной из крупных политических партий.).

Характерной чертой английского политического строя является двухпартийная система (см. с. 22). Развитие системы двух партий было результатом того союза, который заключили между собой промышленная буржуазия и землевладельческая аристократия. Он, этот союз, оформился впервые во время Славной революции 1688 года. В XVIII в. две большие партии - тори и виги - целиком овладели политической жизнью страны, причем тори представляли интересы землевладельческой аристократии и самой верхушки буржуазии, а виги - главным образом интересы торговой, колониальной и частично промышленной буржуазии. С 1714 и до 1760 года у власти находились виги. В конце XVIII и в начале XIX в. господство перешло к тори.

Парламентская реформа 1832 г., проведенная вигами под давлением народных масс, но не в их пользу, привела к значительным переменам. Постепенно меняется классовое лицо этих партий. Они заполняются представителями промышленной буржуазии. Появляются и новые названия: консерваторы (тори) и либералы (виги). Резкого разграничения между обеими партиями не существовало, так как исчезли сколько-нибудь серьезные и непримиримые противоречия между землевладельческой аристократией и промышленной буржуазией. Но система двух основных партий утвердилась и получила свое дальнейшее развитие и совершенствование в XIX в. Сущность двухпартийной системы заключается в том," что две основные партии, согласные фактически между собой в принципиальных вопросах государственного управления, попеременно чередуются у власти. Произошло распределение ролей между партиями, из которых одна образует „правительство ее (или его) величества», а другая - „оппозицию ее (или его) величества". Этим подчеркивается, что оппозиция не выступает против существующего строя. Ф. Энгельс уподоблял эту систему „игре в качели”, он видел ее смысл в том, что она позволяла улавливать недовольство народных масс и направлять его в безопасное для господствующих классов русло. Двухпартийная система всегда служила целям обмана трудящихся масс и увековечения господства буржуазии. „Эта так называемая „система 2-х партий”, царившая в Америке и в Англии, - писал В. И. Ленин, - была одним из самых могучих средств помешать возникновению самостоятельной рабочей, т. е. действительно социалистической партии.

Со времени парламентской реформы 1867 г. вплоть до 1918 г. в английской политической жизни господствовали консерваторы и либералы, а затем, с 1923 г., - консерваторы и лейбористы, занявшие место переживавшей кризис либеральной партии. Консервативная партия и поныне остается главной партией крупного капитала Англии, она является главным политическим орудием монополий. Именно они финансируют консервативную партию. По крайней мере 14 крупных монополий являются ее главными „донорами”. Эта партия ревностно защищает интересы английской буржуазии, о которой В. И. Ленин говорил, что она „по искусству обманывать, развращать и подкупать рабочих не имеет себе равной на свете.

Консервативная партия (the Conservative Party) в настоящее время насчитывает примерно 3 млн. членов, она сумела путем обещания уступок увлечь за собой известную часть трудящихся, которые на выборах голосуют за ее кандидатов. „Стремясь укрепить свои социальные тылы, - говорил Л. И. Брежнев на Московском совещании коммунистических и рабочих партий 1969 г., -капиталисты наряду с методами подавления идут на частичное удовлетворение требований трудящихся, - этот, по определению Ленина, способ „уступок неважного, сохранения важного (т. 31, с. 158), сеют иллюзии, будто рабочий класс может добиться осуществления своих чаяний на путях соглашения с предпринимателями, без революционного преобразования общества, в рамках капиталистического строя. Во многих капиталистических странах немало людей попадает в плен этих иллюзий. Ведь это факт, например, что в ходе выборов значительная часть рабочих отдает свои голоса кандидатам-капиталистам и их ставленникам.

Большое политическое влияние, которым пользуется консервативная партия, объясняется и тем, что лейбористская партия не противопоставляет ей подлинной демократической альтернативы, не отстаивает коренные интересы рабочего класса и фактически превратилась в партнера консерваторов по буржуазной двухпартийной системе.

Некоторые английские социологи в последнее время утверждают, будто лейбористская партия по своему составу превратилась из рабочей партии в партию среднего класса. Это, конечно, неверно. По своему социальному составу лейбористская партия остается главным образом рабочей. Нельзя забывать, что ее основу составляют коллективные члены входящих в нее тред-юнионов (из 6 млн. 340 тыс. членов только 680 тыс. являются индивидуальными членами). Кроме того, лейбористы черпают основную часть своих избирателей главным образом в рабочем классе. Однако правое руководство этой партии проводит политику буржуазную. В острые периоды классовой борьбы буржуазия считает для себя выгодным приход к власти лейбористской партии, но при консерваторах она чувствует себя увереннее. Ведь на лейбористскую партию оказывают большое давление тред-юнионы, составляющие ее массовую базу. В лейбористской партии постоянно существует левое крыло, требующее осуществления социалистической политики. Особенно сильно звучали голоса левых лейбористов и левых деятелей тред- юнионов на конференциях лейбористской партии и на конгрессах тред-юнионов в 70-х гг., о чем достаточно ярко говорится в материалах, помещенных в данной книге (см. с. 26-27, 27-29).

Приводимая на с. 30-34 статья заместителя Генерального секретаря Компартии Великобритании Рубена Фалбера, опубликованная в прогрессивном английском журнале Marxism Today (май, 1974), дает отчетливое представление об итогах всеобщих парламентских выборов в феврале 1974 г. и об обстановке в Англии после этих выборов. Как было уже отмечено, в результате этих выборов лейбористы, получив 301 место (37,2 процента всех голосов), завоевали относительное большинство. Консерваторы получили 296 мест (38,2 процента), либералы - 14 (19,3 процента), остальные места распределялись среди юнионистов Ольстера и националистических партий Шотландии и Уэльса. В итоге этих выборов Великобритания впервые после 1929 г. получила правительство меньшинства. Процент голосов, полученных как лейбористами, так и консерваторами, был самым низким за последние сорок с лишним лет. Но сработала действующая в стране избирательная система, согласно которой выигрывает не та партия, которая получила большее число голосов, а та, кандидаты которой сумели одержать большее число побед в отдельных округах.

Во время этих выборов наблюдалась известная гальванизация либеральной партии (the Liberal Party), она получила 6 млн. голосов - половину количества голосов, поданных за консерваторов или лейбористов, - но только 14 мест. Голосование за либералов - это результат глубокого разочарования избирателей в двух основных партиях и демагогической избирательной кампании этой буржуазной партии, лозунги которой были адресованы средним слоям и некоторой части рабочих.

Лейбористы вынуждены были провести еще раз внеочередные выборы в октябре 1974 г. В результате доля голосов, поданных за лейбористских кандидатов, поднялась до 39,3 процента (319 мандатов), в то время как доля голосов за консерваторов упала до 35,8 процента (276 мест). Число голосов, отданных либералам, уменьшилось на один процент (13 мест). Увеличили свое представительство националистические партии Шотландии и Уэльса.

Характерная черта политического положения Великобритании - с 1964 года ни один парламент не просуществовал положенные по избирательному закону пять лет: в 1966, 1970, 1974 гг. происходили досрочные выборы. Это несомненно показатель политической нестабильности английского империализма, для которого, как и для всего капиталистического мира, свойственна и экономическая нестабильность.

В статье Р. Фалбера (с. 30) следует обратить особое внимание на изложение позиции Компартии Великобритании, ее тактики во время выборов. Важно понять также причины того, почему КПВ не удалось и на этот раз провести в парламент своих кандидатов. Тактика КПВ во время двукратных выборов 1974 г. заключалась в то, чтобы нанести поражение тори и добиться избрания наибольшего числа левых деятелей с тем, чтобы лейбористское правительство под давлением массового рабочего движения проводило прогрессивную политику. Коммунисты преследовали двоякую цель: помочь лейбористам завоевать абсолютное большинство голосов и обеспечить возможно большее число голосов коммунистическим кандидатам.

На выборах коммунистам не удалось добиться избрания своих кандидатов. Сказалась организационная слабость партии, дала себя знать тяжесть расходов, связанных с участием в выборах (в феврале партия выдвинула « кандидата, а в октябре - 29). Многие рабочие, симпатизирующие КПВ, голосуют за лейбористов, стремясь не допустить победы консервативных кандидатов и т. д. Однако избирательная кампания коммунистов помогла лейбористам получить большинство. Во многих округах, где коммунисты не выставляли своего кандидата, коммунисты непрсредственно помогали лейбористским кандидатам, что имело особое значение в тех округах, где у лейбористов было ненадежное большинство в феврале.

КПВ вместе с другими прогрессивными силами страны добивается избирательной реформы и осуществления принципа пропорционального представительства.

В приведенных на с. 35-36 и 36-40 документах подробно раскрываются требования КПВ во время октябрьских выборов и излагается подробно ее точка зрения на важнейшие проблемы внутренней жизни Великобритании, в том числе по вопросу о пропорциональном представительстве, о необходимости соглашения по важнейшим проблемам жизни страны между левыми силами.

КПВ, как и другие компартии стран Западпой Европы,решительно выступает против членства Англии в „Общем рынке". Помещенный на с. 61-63 документ,’ совместно принятый компартиями этих стран, достаточно четко объясняет их позицию. С 1961 г., когда консерваторы стали добиваться вступления страны в ЕЭС (Европейское экономическое сообщество), и до июня 1975 г., когда в Англии был проведен референдум по вопросу об „Общем рынке", в стране, и в особенности в английском рабочем движении, шла острая борьба между противниками и сторонниками вступления "страны в это сообщество.

В момент создания ЕЭС английские капиталисты были в своем большинстве против присоединения к нему, так как это могло привести к нарушению традиционных экономических и политических связей со странами Британского содружества и т. д. Англия тогда выступила инициатором создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) - своеобразного таможенного союза семи стран (Англии, Дании, Норвегии, Португалии, Австрии, Швеции и Швейцарии). Но уже в 1961 г. правительство консерваторов по требованию крупнейших монополий начинает добиваться вступления в „Общий рынок”. Переговоры продолжались долго и завершились при консервативном правительстве Э. Хита вступлением Великобритании в это замкнутое сообщество. С 1 января 1973 г. Англия является полноправным членом ЕЭС, но вопрос об участии в этой организации еще более двух лет оставался в центре внутриполитической борьбы в стране. Коммунистическая партия Великобритании, исходя из классовых интересов пролетариата, заняла твердую отрицательную позицию. Коммунисты с самого начала разоблачали ЕЭС как орудие монополий в их наступлении на жизненные интересы трудящихся.

В лейбористской партии не было единогласия по вопросу о вступлении в „Общий рынок". Часть лейбористов во главе с крайне правым Роем Дженкинсом выступала за присоединение к ЕЭС, однако большинство лейбористов требовало отказа от вступления. Им пришлось считаться с тем, что уже в первый год после вступления страны в

Европейское экономическое сообщество положение ухудшилось: закрылись многие „нерентабельные" мелкие предприятия, значительно выросла безработица, число безработных перевалило за миллион, катастрофически стали расти цены на продукты питания (в первый год - на 18,8%) и т. д.

Особенно активно требовали эыхода из „Общего рынка” наряду с коммунистами левые лейбористы. Эта позиция была поддержана подавляющим большинством тред-юнионов. Все это вынудило лейбористское правительство накануне февральских и октябрьских парламентских выборов обещать в случае прихода к власти добиться пересмотра весьма жестких условий, на которых Англия была принята в ЕЭС, и провести референдум по вопросу о дальнейшем пребывании в этой организации.

После прихода к власти лейбористского правительства борьба вокруг проблемы ЕЭС чрезвычайно обострилась. В этих условиях „шестерка" пошла на незначительные уступки правительству Г. Вильсона, в частности в вопросе о ценах на продовольствие в Англии.

Лейбористское руководство использовало эти уступки для того, чтобы призвать трудящихся голосовать на референдуме за сохранение членства в ЕЭС, Оно убеждало массы, что выхода из „Общего рынка" нанесет удар экономике страны и еще больше ухудшит положение трудящихся.

5 июня 1975 г. состоялся первый в истории Англии общенациональный референдум, в ходе которого 67,2 процента голосовавших высказались за продолжение участия Великобритании в „Общем рынке".

Прогрессивные силы Великобритании, однако, продолжают борьбу за выход страны из этой организации.

Помещенные в книге материалы о Северной Ирландии и по проблеме деволюции нуждаются в некоторых разъяснениях. На важнейших форумах коммунистов последних лет был подчеркнут факт обострения национальных противоречий в некоторых развитых капиталистических странах, в том числе и в Великобритании. События последних лет превратили национальный вопрос в этой стране в политическую проблему общегосударственного значения.

Весьма острая ситуация сложилась в Северной Ирландии. Возникший летом 1969 г. политический и социальный кризис в Ольстере уходит своими ближайшими корнями в расчленение Ирландии в 1921-1922 гг., осуществленное английским империализмом, с тех пор не прекращавшим своего контроля над шестью североирландскими графствами (Ольстер), постоянно поддерживая там режим репрессий й дискриминации.

Как правильно подчеркивается в статье члена Национального исполкома Компартии Ирландии Бетти Синклэр (см. с. 58-61), в основе североирландской проблемы лежит не различие между религиозными взглядами католиков и протестантов Ольстера, как это стремится представить буржуазная пропаганда, а экономическое и гражданское неравенство между ними, носящее классовый характер.

Протестанты Ольстера заняли ключевые позиции в экономической и политической жизни, всячески ограничивая в правах коренных жителей - католиков, оказавшихся в меньшинстве.

Католическое население Северной Ирландии подвергается экономической и политической дискриминации. Католиков с трудом принимают на работу и в первую очередь увольняют. Избирательные права ирландцев, большинство которых едва сводит концы с концами и проживает в католических гетто городов, ограничиваются имущественным цензом.

Католическое население Ольстера терроризируется экстремистскими отрядами протестантских ультра (из Ассоциации обороны Ольстера, Объединения ольстерских волонтеров, Ордена оранжистов), устраивающих дикие погромы в католических кварталах, нападающих на мирные демонстрации католиков, которые требуют равных для себя прав. Действия протестантских экстремистов вызывают ответные меры со стороны католического населения, в частности так называемого временного крыла Ирландской республиканской армии (ИРА).

С конца 60-х годов в Ольстере фактически то затихает, то снова вспыхивает гражданская война.

Вместо того чтобы удовлетворить законные требования ирландского населения Ольстера, английские правительства прибегает к массовым репрессиям.

Пришедшие к власти в 1970 г. консерваторы ввели в Северную Ирландию регулярные войска, а парламент принял чрезвычайные законы, на основании которых сотни католиков без суда были брошены в тюрьмы. Были созданы концлагери для борцов за гражданские права. Парламент (стормонт) и правительство Северной Ирландии были распущены. Британский парламент принял закон о прямом правлении Ольстера из Лондона. Английский министр по делам Ольстера получил неограниченные полномочия (Министром по делам Северной Ирландии в правительстве Каллагэна является бывший лейбористский министр обороны Мейсон.). Однано серьезнейший кризис в Северной Ирландии продолжается.

Лейбористское правительство пытается найти какое-либо политическое решение этого кризиса. В мае 1975 г. в Северной Ирландии были проведены выборы в Конституционный конвент, который призван разработать рекомендации по созданию такой формы правления, которая была бы приемлемой для всего населения провинции в целом. Большинство мест в Конституционном конвенте получили правые протестантские партии, которые выступают против какого-либо разделения власти с католическим меньшинством.

Конвент ограничился осуждением насилия и призывом к порядку. Ничего реального пока не сделано для разрешения проблем Ольстера. Английские войска остаются. Продолжаются репрессии. На неограниченный срок парламент продлил полномочия британской администрации.

Позиция лейбористского правительства вызывает протест демократических сил Ольстера. „Ассоциация в защиту гражданских прав Северной Ирландии" - прогрессивная массовая организация ирландских трудящихся - решительно осудила репрессии и насилие и потребовала проведения демократических преобразований, прекращения использования военной силы при урегулировании североирландского кризиса. В качестве исторической перспективы компартии Великобритании и Ирландии отстаивают требование ликвидации раздела Ирландии.

В выступлении Генерального секретаря Компартии Великобритании Гордона Макленнана на заседании Исполкома партии, опубликованном в ее теоретическом органе Comment (см. с. 63-66 этой книги), речь идет о сложном узле национальных противоречий, характерных для Шотландии и Уэльса.

Уэльс был завоеван еще в 1284 г. при короле Генрихе II Плантагенете, а Шотландия была завоевана Англией в 50-х годах XVII века. С 1707 г. она стала частью Великобритании, после длительного периода борьбы за самостоятельность.

Несмотря на столетия совместного с Англией экономического и политического развития в рамках Великобритании, Шотландия и Уэльс сохранили ряд национальных особенностей и традиций в культуре и быте, а также в других областях. Например, в.Шотландии свои особенности в системе образования, в организации судебных органов и местных органов. Сохранили некоторые особенности и национальное самосознание и валлийцы (уэльсцы). Шотландцы и уэльсцы не считают себя англичанами. Прогрессивные силы Великобритании считают, что ее населяют три различные нации - англичане, шотландцы и валлийцы.

В Шотландии и Уэльсе существуют национальные движения, образовались националистические партии: Шотландская национальная партия (ШНП) возникла в 1928 г., а Национальная партия Уэльса (НПУ), или Плайд Камри, в 1925 г.

До второй мировой войны позиции этих партий были весьма слабыми, в их рядах было всего несколько сотен приверженцев. Оживление националистических партий стало наблюдаться в конце 50-х - начале 60-х годов и особенно после 1966 года, когда националисты впервые завоевали места в парламенте. Причины столь быстрых перемен прежде всего следует искать в том, что кризис британской экономики сильнее всего поразил традиционные для районов Шотландии и Уэльса отрасли промышленности - угольную, судостроительную и др.

Английская буржуазия предпочитает развивать новые отрасли промышленности в Англии. Шотландия и Уэльс значительно отстают от районов собственно Англии. Здесь весьма высок уровень безработицы. Он почти в два раза выше, чем в Англии. Разумеется, это вызывает недовольство рабочих и средних слоев населения Шотландии и Уэльса Националистические же партии сумели разверцуть демагогическую кампанию среди них, изобразив себя защитниками интересов трудящихся. Один из главных лозунгов ШНП и Плайд Камри с самого начала активизации их деятельности: „Шотландия (или соответственно Уэльс) прежде всего Буржуазные элементы, стоящие во главе националистических партий, используют в своих интересах пеструю социальную массу своих сторонников, изображают все беды Шотландии и Уэльса как результат упущений „лондонского" правительства, утверждая, что создание национальных парламентов решит все проблемы, затушевывая при этом вопрос о классовом характере и сущности их власти. Националисты выступают за сохранение капиталистической системы, своей демагогией отвлекают массы от их подлинных классовых интересов.

Националистические партии выступают против национализации, в частности ШНП выступает против национализации нефтяных ресурсов Северного моря у северо-восточного побережья Шотландии, провозглашая вместе с тем лозунг „Нефть должна быть шотландской!". При этом замалчивается тот факт, что все права на разведку и добычу давно проданы наднациональным нефтяным монополиям.

Тем не менее демагогия националистов в условиях острейшего экономического кризиса и политической нестабильности приносит им известный успех. На октябрьских парламентских выборах 1974 г. ШНП завоевала 30,4 процента голосов (11 мандатов из 71). Это даже намного больше, чем на февральских выборах (21,9% голосов и 7 мест). Плайд Камри собрала более 10 процентов голосов и 3 места в британском парламенте. Пока лейбористы пользуются преобладающим влиянием в Шотландии и Уэльсе, но их позициям явно угрожают националисты.

КПВ неоднократно предупреждала лейбористов, что игнорировать национальные интересы шотландцев и валлийцев значит лить воду на мельницу националистов. КПВ и ее шотландская организация пользуются значительным влиянием среди рабочего класса и профсоюзов Шотландии. Это в известной мере предопределило позицию влиятельного Шотландского конгресса тред-юнионов, заявившего о необходимости конституционных реформ. Лейбористское правительство в ноябре 1975 г. внесло в парламент правительственную „Белую книгу" под названием „Наша меняющаяся демократия: частичная передача власти Шотландии и Уэльсу". Предложения лейбористского правительства предполагают так называемую деволюцию. В Шотландии и Уэльсе должны быть созданы национальные законодательные ассамблеи (парламенты) с ограниченными правами. Ассамблеи должны избираться по системе пропорционального представительства с правом осуществлять власть в области местного самоуправления. Исполнительная власть должна была осуществляться министрами - членами ассамблей.

Британский парламент продолжает обсуждение билля о деволюции, внесенного правительством. Он встречает сопротивление консерваторов. Его отвергают как недостаточный националистические партии Шотландии и Уэльса.

Что касается позиции Компартии Великобритании, то она четко изложена в приводимом в книге выступлении Г. Макленнана.

конце XIX века. Англия понесла наиболее длительной и тяжелой кризиса с 1873 г охватила промышленность, сельское хозяйство, торговлю, финансы протяжении 1870-1914 гг она утратила мировую промышленную мо онополию. Общее промышленное производство страны за это время удвоилось (но в мире она выросла в четыре раза). Вместо трети мировой индустриальной продукции (как было раньше) на долю. Англии придется ала теперь лишь седьмая часть. В начале 80-х годов ее обогнали. США, в начале XX в -. Германия. Английские товары потеряли конкурентоспособность в соревновании с немецкими и американскими. Однаими.. Однак

Англия еще занимала первое место в мире по объему вывоза капитала, ее торговый флот оставался мировым перевозчиком (половина американских товаров перевозилась английскими судами). Она имела н мощный военно-морской флот. Английский фунт стерлингов оставался мировой расчетной валютноою.

При власти находились. Либеральная (ветви) или. Консервативная (тори) партии, сменяя друг друга. Либеральная партия во главе с. Уильямом. Бенджамином. Гладстоном и. Консервативная партия во главе с. Дизраэли обстоюва али интересы крупного капитала, кроме того, консерваторы также представляли интересы крупных землевладельцев. Пытаясь привлечь на свою сторону массового избирателя, либералы были вынуждены осуществлять социальную и реформы. Консерваторы основное внимание уделялось внешней политике, хотя и прибегали иногда к ограниченному социальных реформння.

По либеральных правительств. Гладстона был увеличен государственное финансирование начального образования, введена экзамены при поступлении на государственную службу, а также парламентскую реформу: парламентские выборы стали тает емкими, а закон 1884 г расширил круг избирателей. Консерваторы в ответ отменили запрет на забастовку пикеты, уравняли в правах рабочих и предпринимателей перед судом, запретили работать детям до 10 лет тощщо.

Как консерваторы, так и либералы осуществляли активную колониальную политику. Консервативное правительство. Солсбери установил контроль над. Суэцким каналом, направил войска на о. Кипр, вел войну против бурских респ публики -. Трансвааля и. Оранжевой свободного государства, в 60-е годы - против. Афганистана, завершил завоевание. Бирмы,. Малаккского полуострова,. Судана. По либерального правительства. Гладстона был оккупирован. Египет, раз начато войну в. Судане, восторженно. Уганданду.

Колониальная экспансия. Англии стала причиной англо-бурской войны (1899-1902). Буры, потомки голландцев, переселившихся в. Южную. Африку, покорили местное население и более двух десятилетий оказывали оп пор англичанам. Открытие там залежей золота подтолкнули. Англию к подготовке агрессии против буров. Последние, убедившись в непосредственной угрозе их независимости, объявили войну. Англии, однако силы были неравны и 1902 г буры подписали мирный договор, по которому. Трансвааль и. Оранжевое. Свободное государство стали английскими колониями. Впоследствии они были объединены с другими английскими колониями в. Юго-Афр иканський. Союз, ставший английским доминиономоном1.

Буры (африканеры) - самоназвание голландских, французских и немецких колонистов в. Южной. Африке. Центром колониализма в

Южной. Африке была. Папская колония, созданная голландцами во второй половине XVII в. Сюда переселялись также французские гугеноты и выходцы из. Германии. Захватив земли местных африканских племен, бу. Ури создавали в районе мыса. Доброй. Надежды фермы, где активно использовалась рабский труд в первой половине XIX в. Папская колония перешла к. Англии, которая ликвидировала местном самоуправлении буров, в водила английский язык и активно переселяли колонистов из. Англии. После принятия закона 1833 об освобождении рабов в английских колониях бури начали покидать. Капской колонии и захватывать соседние земл и зулусов. В сражениях 1838 ("День. Динг-ана") и 1840г бури нанесли окончательное поражение зулусов, однако создать на их территории свое государство не смогли, поскольку были присоединены англичанами в. Папской кол онии. Буры вытеснили племена. Бечуаны и басуто из бассейна рек. Оранжевая и. Вааль и создали там два государственных образования -. Трансвааль (Южно-Африканская республика) и. Оранжевое (Оранжевое. Свободное государство а), независимость которых признала. Англия в середине XIX в. Летом 1867 на берегу реки. Оранжевая случайно нашли алмазы. Для их добычи начали создаваться акционерные общества, однако вскоре моноп олистом стала компания"Де. Бирс", созданная. С. Родсом, мечтавший о создании системы британских колоний в. Африке - от скверного в. Египет. Лондон активизировал политику в регионе и предложил проект федерации британских колоний и бурских республик для совместных колониальных захватов в. Африке. После отклонение бурами. Англия в 1877 захватила. Трансвааль. У1879-1887pp. Англия нанесла поражение. Зул самом и включила. Зулуленд в состав английской колонии. Наталь. Однако буры. Трансвааля отказались подчиняться англичанам и начали против них вооруженную борьбу. Это заставило. Англию снова признать независимость. Т рансваалю. После того как в. Трансваале были открыты залежи золота,. С. Роде, в то время премьер-министр. Папской колонии, начал активно вмешиваться во внутренние дела. Трансвааля. Иностранные золотодобытчики в. Трансваале ("уитлендеры") не допускали буров к участию в политической жизни республики. Тогда те создали собственную"партию реформ"и установили контакты с. С. Родсом и руководителем английской администрации в. Родезии. Джемс-ном. В декабре 1895 г члены"партии реформ"опубликовали ультимативные требования к правительству. Трансвааля следующий день английский отряд из 500 человек выступил с. Родезии в направлении. Йоганнесб. Урга - центра добычи золота в. Трансваале. Однако в январе 1896 г английских солдат разгромили бурские фермеры в битве при. Крюгенсдорфи. Пленных отправили в. Лондон, где они были осуждены за нарушь ения границ независимого государства. Однако"золото"и"алмазы"все больше привлекали колонизаторов, повлекшее англобурську войну 1899-1902p "алмази" все більше приваблювали колонізаторів, що спричинило англобурську війну 1899-1902pp.

Среди внутренних проблем острой была ирландская. В 60-80-е pp в. Ирландии усилилось национально-освободительное движение. Ирландская буржуазия выдвинула программу самоуправления (гом-рулю) для. Ирландии в предел ах. Британской империи. В. Ирландии началось движение неповиновения. Ирландская фракция в палате общин осуществляла обструкцию деятельности английского парламента. В начале 1886 г либеральный кабинет. Гладстона р озробив умеренный план гомрулю: в. Ирландии создавался местный парламент, но важнейшие вопросы внутренней политики должен решать. Лондон. Однако и такая умеренная уступка натолкнулась в. Англ ее на решительное сопротивление. Даже среди либералов произошел раскол. Правительство. Гладстона ушел в отставку відставку.

Монополизация производства в. Англии приводила к усилению эксплуатации рабочих и обострение социальных проблем. Организатором движения рабочих за улучшение их положения были тред д-юнионы, объединяющие высококвалифицированных рабочих. Усилилась также борьба неорганизованных рабочих (митинги и демонстрации безработных, забастовки рабочих спичечных фабрик, газовых заводе в. Лондон, лондонских докеров). В стране формировался"новый юнионизм"- тред-юнионы низкооплачиваемых, неквалифицированных рабочих 1893 г возникла независимая от тред-юнионов. Рабочая партия, боровшаяся я за избрание в палату общин представителей рабочего классабітничого класу.

Предприниматели решили ослабить влияние тред-юнионов 1900 г во время забастовки на железной дороге долины. Таффи железнодорожная компания подала в суд на железнодорожников, требуя выплаты убытков, которые компания получила от забастовки. Другие компании последовали примеру железнодорожной компании. Тогда по решению. Конгресса тред-юнионов на конференции был учрежден. Комитет рабочего представительства для проведения в парламе. НТУ рабочих депутатов для того, чтобы повлиять на законодательство страны и остановить наступление предпринимателей 1906 г. Комитет был переименован в. Лейбористскую партиипартію.

С целью ослабления социальной напряженности министр экономики. Ллойд. Джордж (правительство либералов) внес в 1909 г законопроект о максимальный возраст выхода на пенсию - 70 лет, введение материальной подт римкы бирж труда безработных, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности. Законопроект был утвержден. Однако социальное маневрирование. Ллойд. Джорджа не дало заметных результатов. Конфликты р обитникив с предпринимателями продолжались: в 1911-1912 гг бастовали шахтеры, докеры, моряки, железнодорожники, которые требовали повышения заработной платы, признания профсоюзов, 8-часового рабочего дно дня.

Не было успокоение и в мятежную. Ирландию. Либеральное правительство, который зависел от голосов ирландских депутатов в палате общин принял законопроект о гомруль. Ирландии, передавал все местные дела п под контроль ирландского парламента (при условии руководства. Лондоном внешней политикой, армией, полицией, финансами, налогами). Противники проекта требовали, чтобы в состав будущей ирландской гос. Авы не входил. Ольстер - северная часть острова, где концентрировались наиболее развитые промышленные центры их сторонники создали в. Ольстере вооруженные отряды, которые поддержала английский реакция. Однако официального ры английских военных частей, которые получили в начале 1914 г приказ отправиться в. Ольстер для наведения там порядка, отказались выполнить приказ. Либеральное правительство пошло на уступки мятежным офицераіцерам.

Первая мировая война фактически стала поводом для отсрочки закона о гомруль

В начале XX века международные позиции. Англии ухудшились. В условиях обострения борьбы империалистов за рынки и колонии был поставлен вопрос об их передел, что грозило прежде всего. Англии как самый йбильший колониальной государстве. Резко ухудшились англо-германские отношения, усилились военно-морское соперничество обоих государств, торговая конкуренция, борьба за колонненії.

К концу XIX. Англия осуществляла политику"блестящей изоляции": руководство страны считало, что противоречия между континентальными государствами острее, чем между. Англией и ее соперниками из. Континентальной ной. Европы. В связи с этим в случае конфликта с. Россией или. Францией. Англия могла рассчитывать на поддержку. Германии или. Австро-Венгрии, а потому она не испытывала нужды связывать себя союзными обязательство занных, которые могут втянуть ее в войну за чужие интересужі інтереси.

Разжигая противоречия между великими державами,. Англия обеспечивала себе свободу действий. Островное положение и мощный морской флот оберег ее территорию от нападения со стороны любого. Необходимость борьбы против своего главного конкурента -. Германии - заставила. Англию отказаться от прежней политики и формировать блоки с другими государствами 1904 г. Англия и. Франция достигли соглашения по основным колониальным х проблем. Франция прекращала противодействие. Англии в колониях, в частности в. Египте, а. Англия признавала за. Францией право на захват. Марокко 1907 г было подписано англо-французское соглашение, получившей название. Ант анти. Англия и. Россия поделили сферы влияния в. Иране,. Афганистане и. Тибете. Это сделало возможным англо-российское сотрудничество против. Германийімеччини.

При наличии франко-английского соглашения, соглашений между. Англией и. Россией завершалось создание англо-франко-русского союза -. Антанты целом. Антанта как военный союз сформировалась лишь во время. Первой св. Витово войни.

Великобритания в начале 20 в.: основные направления внутренней и внешней политики.

Двадцатый век в Великобритании начинается с правления Эдуарда VII. Он вступает на трон в 1901 году.

Внутренняя политика

В 1900 году была основана Лейбористская партия Великобритании.

В 1906 году прошли парламентские выборы. На этих выборах в первый и последний раз в истории Великобритании к власти пришла Либеральная партия, а также недавно основанная Лейбористская партия впервые приняла участие в выборах.

Демократизация государственного строя:

1. Реформа палаты общин – срок нахождения в парламенте сократился с 7ми до 5ти лет. Реформа была осуществлена в 1911 году.

2. В том же году была проведена реформа палаты лордов – их полномочия в финансовых вопросах были значительно сокращены и переданы в палату общин. Произошло это следующим образом: в 1911 году случился парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил данный кризис, заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет. Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон, по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены.

В конце первого десятилетия XX века обострилась проблема Ирландии. В 1912 году было принято т.н. “home rule”, по которому Ирландия делится на две части – Северная остается в составе Великобритании, остальные же графства получают статус доминиона (владения – независимого государства в составе Британской империи). Данный законопроект вступил в силу в 1914 году после Первой мировой войны.

Внешняя политика

В 1904 ᴦ. монарх подписывает франко-английскую Конвенцию, ставшую серьезным шагом на пути к созданию союза Антанты и положившую конец соперничеству между двумя странами. После смерти Эдуарда VII в 1910 ᴦ. английским королем становится его сын Георг V, продолживший политику своего отца. В течение четырех лет Великобритании удается избегать военных столкновений.

Основные направления внешней политики:

1. конец политики ʼʼблестящей изоляцииʼʼ - заключен военно-политический договор с Японией в 1902 ᴦ., предусматривавший следующее:

Нейтралитет в случае нападения одного противника, при 2х и более противниках – оказание военной помощи

Разделœение сфер влияния в Китае

Признание особых интересов Японии в Корее

Договор был направлен против Германии, США и России.

2. В 1904 году – англо-французское соглашение, т.н. ʼʼСердечное согласиеʼʼ (Антанта). Были поделœены сферы влияния: Франция получила Марокко, Восточный Сиам, Мадагаскар.
Размещено на реф.рф
Великобритания получила Египет, Западный Сиам, Ньюфаундленд.

3. 1907 год – англо-русское соглашение о разделœе Ирана и Афганистана (под протекторатом ВБ). Таким образом три страны оказались объединœены мирными соглашениями (франко-русское соглашение было заключено еще в 1892 году).

4. англо-бурская война в Африке 1899-1902 гᴦ. Англичане одержали победу, территории были взяты под контроль.

5. 1900-1901 гᴦ. Интервенция в Китае – подавление национально-освободительного движения. Англия принимала также участие в подавлении революции в Иране (1905-1911).

Великобритания в начале 20 века в первую очередь ассоциируется с Первой мировой войной.

Германия почти победила Великобританию и Францию в первые дни войны. У немцев были лучше обученные солдаты, лучшее вооружение и четкий план атаки. Армии союзников воевали четыре года, отвоевывая земли Франции. Не считая Крымской войны, это была первая война Британцев за сто лет, в связи с этим она не была готова к разрушительной силе современного оружия. Англичане несли огромные потери, в связи с этим уже в 1916 году была объявлена всœеобщая военная мобилизация.

Война на море тоже была очень важной, потому что поражение в морском бою немедленно привело бы к сдаче позиции. Британцы выиграли несколько важных боев, но тем не менее немецкая армия умудрилась потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю Великобританию на протяжении шести недель.

После войны наступил упадок в экономике и в обществе Британии. В годы войны правительство было вынуждено повысить налоги с 6 до 25% дохода и расширить государственный аппарат. Это неизбежно привело к конфликтам между рабочими и правительством. В начале 1920-х годов по стране прошла волна забастовок, которые правительство подавляло силой.

Кое-что еще по этой теме (внешняя политика) можно почитать здесь: http://www.referat.ru/referats/view/22920

Великобритания в начале 20 в.: основные направления внутренней и внешней политики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Великобритания в начале 20 в.: основные направления внутренней и внешней политики." 2017, 2018.

57. Партийная система Англии в XIX –XX вв. Реформы избирательного права в XX в.

Англия в конце 19- начале 20 века.

В средине 19 века Англия была самой мощной экономической страной. Но в 3\4 19 века положение Англии меняется. Ряд стран догоняет ее в промышленной продукции. К началу 20 века она становится 3й после США и Германии.

Складываются монополистические объединения. Все острее встает вопрос об экспорте товара и буржуа обращает свой взор на колонии. Им стали уделять большое внимание.

Изменение двухпартийной системы.

В 19 веке 2х партийная система: консерваторы и либералы.

Консерваторы – преимущественная партия, землевладельцы, аристократия.

В конце 19 века – н 20 века консервативная партия, сохраняя исполнительную связь с земельными магнатами расширяет связь с капиталистами. И постепенно превращается в партию крупной промышленной и правовой буржуазии. Высокий размер Полин, который отражал интересы крупной буржуазии.

Либеральная – в прошлом партия средней торговой буржуазии, постепенно приходит в упадок, так как средняя буржуазии теряет свое значение. Для привлечения мелкой буржуазии и рабочих они включают с вою программу ряд уступок и реформ. Это не нужно буржуазии.

В 1886 раскол по вопросу о предоставлении гомруля (самоуправления) Ирландии. До этого ирландцы имели право посылать своих депутатом в Английский парламент.

В 1885 Ирландия выступила за свое самоуправления. Консерваторы были против. А либералы за, чтобы привлечь их на свою сторону. Но это вызывало недовольство среди значительной группы либералов.

Эта группа отклонилась, стали называть себя «либералы – юнионисты».

В 1912 слились с консерваторами. Этот факт показывает насколько остро стоял вопрос о колониях.

Либералы полностью все же не утратили свое влияние. Серьезный удар нанесло образование «Реборийской партии». Образовалась в связи с ростом рабочего движения.

К 19 веку расширяется профсоюзное движение третьюнионы (профсоюзы) не квалифицированных рабочих.

В 1884 основано 2 социалистические организации.

1 – социал-демократическая (интеллигенция)

2 – фабианское общество. От имени полководцы Фабиа (прогрессивная интеллигенция). За постепенно превращение нап. в социализм путем постепенных реформ.

1892 – возникает независимая рабочая партия (интеллигенция, рабочие). Отвергла классовую борьбу. За парламентские методы.

В 1900 в обстановке обострившейся классовой борьбы все эти организации образовали комитет рабочего представительства (продвижение рабочих в парламент).

1906 – комитет был преобразован в Лейборийскую партию. Программа независимой рабочей партии. Их цель продвижение рабочих в парламент.

Эта политика была приемлема для мелкой буржуазии и рабочей аристократии.

Лейборийская партия была построена на начале коллективного членства, благодаря этому выступала как массовая. В то время как влияние либеральной партии падет, лейборийская партия поднимается.

В начале 20 века начался кризис Английской 2х партийной системы. Сейчас 3 партии пользуются влиянием.

Загрузка...