Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Календарно-тематическое планирование ДОУ по инновационной площадке на основе программы «Тропинки. Эссе «В чем я вижу преимущество использования УКМ «Тропинки Программа дошкольного образования тропинки

О образование

П Педагогические

И инновации

К конструктивные

ББК 74.113.8 П56

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

П 56 «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана-Граф, 2014. - с. ISBN

Программа «Тропинки» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивающая развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности.

Предлагаемая программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, представленные в пяти направлениях образовательного процесса – «Развитие культуры общения», «Развитие культуры познания», «Развитие культуры речи», «Развитие художественно-эстетической культуры», «Развитие культуры движений и оздоровительная работа». Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры культурологи и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

Глебова Анна Олеговна, кандидат педагогических наук, методист и руководитель структурного подразделения ГБОУ Дворец творчества детей и молодёжи г. Москвы

Журова Лидия Ефремовна, кандидат психологических наук Карпова Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая

кафедрой дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кожевникова Виктория Витальевна, педагог-психолог, Фрёбель-педагог,

аспирантка Института содержания и методов обучения Российской академии образования, отдел начального образования (научный руководитель: член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Н.Ф. Виноградова)

Кудрявцев Владимир Товиевич , доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, советник директора Федерального института развития образования

Лабутина Наталия Викторовна, старший методист кафедры начального и дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, почётный работник общего образования

Лыкова Ирина Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», старший научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования

Милаева Марина Сергеевна, педагог-психолог НОУ СОШ «Ромашка» г. Москвы Новикова Галина Павловна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии наук

педагогического образования, ректор Института развития образовательных технологий, главный научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании Российской академии образования

Павленко Татьяна Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета

Полковникова Наталья Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Салмина Нина Гавриловна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Сечкина Ольга Константиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Регионального социопсихологического центра г. Самары

Султанова Марина Наумовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 12 г. Химки

Ушакова Оксана Семёновна, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией развития речи и творческих способностей Института психологопедагогических проблем детства Российской академии образования, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования

Введение

1 января 2014 г. стало точкой отсчета новой жизни российского дошкольного образования - «по стандарту». ФГОС дошкольного образования – нововведение не из разряда хорошо забытых педагогических мод. Ему трудно найти аналоги, по крайней мере, в отечественной образовательной практике. В 2013-2014 учебному году вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того – исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень. Не только стандарта, но его – в первую очередь.

Уже 20 лет вместо термина «дошкольное воспитание» мы используем термин «дошкольное образование». Теперь – правомочно. Бесспорно, это усиливает позиции дошкольного звена в системе российского образовании. Но и обязывает к чему-то большему, нежели простая «смена вывесок». К чему?

В чем состоят собственно образовательные задачи детского сада? Что его делает «образовательным учреждением»? А воспитателя – педагогом такого учреждения? Детский сад – это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Чем должен быть наполнен этот отрезок прежде всего? Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус? Ужесточение «рамки» или, наоборот – расширение спектра возможностей? Будет ли при этом исповедоваться привычный принцип «игры в одни ворота», когда детский сад услужливо подстраивается под требования школы? Или речь должна идти о некоторых принципиальных изменениях всей системы общего образования, в результате которых она будет способна принять в себя дошкольную ступень. И не просто принять – опереться на ее фундамент, по-своему развить ее достижения? Если так – то как, в виде чего должен быть заложен этот фундамент?

Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования0F 1 . Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

1 Кудрявцев В. Образование до школы: какой ценой? // Дошкольное воспитание. 2013. № 5.

Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано на основе культурноисторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.

Идея самоценности дошкольного детства – впервые в формате управленческого документа – насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами. В логике стандарта, собственно «образовательная ценность» дошкольного образования

«общаться» с детьми и друг с другом, не утрачивая взаимопонимания и понимания того, что делает каждый из них по отдельности.

Любая современная образовательная программа является попыткой перевода инновационных идей на этот язык.

Программа, шире – проект «Тропинки», внедряемый несколько лет российском образовательном пространстве – тому не исключение.

Приступая к его разработке, мы учитывали культурно-историческое и психологическое своеобразие современного типа детства, которому присуща культуротворческая функция (не только ребенком освоение уже сложившихся, но и порождение новых форм общечеловеческих способностей, отсутствующих у взрослых в «массе»)1F 2 . Во-вторых, проект опирается на принципы междисциплинарного подхода к изучению природы, закономерностей, механизмов, условий детского развития и его комплексному обеспечению на практике. В-третьих, проектируемая дошкольная ступень выстраивается как исходное звено целостной системы непрерывного развивающего

2 Подробнее см.: Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журнал. 1998. № 3; Он же. Психология развития человека. Рига, 1999.

образования 2F 3 (хотя может функционировать самостоятельно). В-четвертых, в проекте реализуется идея единства развивающей и оздоровительной работы с детьми; развитие здоровья выступает как системообразующая, стратегическая линия образовательного процесса в целом3F 4 .

3 См.: Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступени // Вопр. психологии. 1997. № 1; Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психологии. 1998. № 5; Преемственность в системе развивающего образования / Под ред. В.Т.Кудрявцева. М., 2001; Развивающее образование – многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е.Курнешова; научн. ред. – проф. В.Т.Кудрявцев. М., 2003.

4 См.: Кудрявцев В.. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.

Пояснительная записка

Программа «Тропинки» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)4F 5 . Программа «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, и является документом, с учётом которого дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу дошкольного образования.

Программа предназначена для внедрения в различные организационные формы дошкольного образования, в центры развития ребенка, детские клубы, семейные формы, на дошкольной ступени общеобразовательных организаций с представительством всех возрастных групп воспитанников (в структуре которых она предусмотрена).

Программа «Тропинки» может быть использована в полном объёме любой дошкольной образовательной организацией. Вместе с тем, при необходимости участники образовательных отношений могут изменить 40% объёма Программы. В данном случае содержание образовательных областей подвергнется переработке с учётом специфики региона (национально-культурной, демографической, климатической). Изменения могут определяться видовым разнообразием дошкольных образовательных организаций, направлениями деятельности, приоритетной для данной дошкольной организации, особенностями детей, его посещающих (например, дети из семей имигрантов), режимом работы образовательной организации (например, с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания), для групп детей разного возраста от трёх до семи лет, в том числе разновозрастных групп и т.д.

«Тропинки» - современная программа развивающего дошкольного образования и разработана на широкой междисциплинарной базе с опорой на богатые традиции отечественного гуманитарного знания. При этом ее методологическим стержнем выступают выдвинутые в отечественной науке культурно-исторический и деятельностный

5 См. Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образоватльного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384).

подходы к развитию человека с учетом результатов новейших разработок (исследовательских, проектных), осуществленных в их русле.

В программе нашли свою конкретизацию философские идеи И.А. Ильина, М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева, В.С. Библера, Ф.Т. Михайлова, концептуальные положения классиков российской психологии – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Брушлинского и их последователей, результаты теоретико-педагогических исследований М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера.

Цель и задачи программы

Цель программы состоит:

- в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них

готовности к современному (развивающему) школьному обучению;

- первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдалённой перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство дошкольного учреждения.

Поставленной целью диктуются следующие задачи программы:

Инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);

- развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии

и др.), креативности как ведущего свойства его личности;

- развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;

- создание условий, обеспечивающих триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения;

- расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;

Наталья Елисеева
Календарно-тематическое планирование ДОУ по инновационной площадке на основе программы «Тропинки»

Комплексно-тематическое планирование содержания образовательного процесса

в МДОУ «Детский сад № 22 п. Северный»

месяц Срок провед.

неделя Объединяющая («рамочная» ) тема 2 младшая группа (3-4 г.) Средняя группа (4-5 л.) Старшая группа (5-6 л.) Подготовительная группа (6-7 л.) Итоговое мероприятие

Сентябрь 1 «Здравствуй, детский сад» «Что такое хорошо и что такое плохо» «Азбука вежливости» «Азбука вежливости» «Азбука вежливости» Развлечение «Вежливый медвежонок» .

Викторина «Вежливые слова» .

Изготовление игрушек для малышей.

2 «Мой город» «Мой дом, моя улица» «Мой дом, моя улица, мой поселок» «Мой родной край» «Мой родной край, моя страна» Выставка детских работ,

Целевая прогулка к достопримеча-тельностям.

3 «Моя семья» «Моя семья и мой дом» «Вот – я, а вот – моя семья» «Ч и моя семья» «Моя семья, моя родословная» Выставки : фотогазет, рисунков, генеалог. древ.

Развлечение «Мама, папа, я – дружная семья»

4 «Я и мой детский сад» «Мои любимые игрушки в саду» «Мой любимый детский сад» «Поздравляем детский сад!» «Поздравляем детский сад!» Выставка игрушек, рисунков «Портреты наших педагогов» .

Концерт для педагогов детского сада.

Октябрь 1 «Бабушки и дедушки» «А что вокруг?» «Праздник бабушек и дедушек» «Бабушки и дедушки – лучшие друзья» «Праздник пожилого человека» Выставка рисунков «Наши бабушки и дедушки» .

Фотогазета «Нам года – не беда» .

2 «Осень» «Осень наступила» «Осенние приметы» «Что нам осень принесла» «Что нам осень принесла» Праздник урожая.

Выставка поделок.

Досуг «Витамины на грядке и дереве»

3 «Уроки безопасности» «Уроки безопасности» «Правила и безопасность дорожного движения» «Правила и безопасность дорожного движения» Сюжетно-ролевая игра по ПДД.

Целевая прогулка по территории ДОУ .

Встреча с инспектором ГИБДД

4 «Моя Родина» «Путешествие по родной стране» «Путешествие по родной стране» «Путешествие по родной стране» Музыкально-литературная композиция по теме, выставка рисунков, макетов

Ноябрь 1 «Дружба» «Играем вместе» «Я и мои друзья» «Вместе -дружная семья» «Дружат люди на планете , дружат взрослые и дети» Фотовыставка «Дружба крепкая…» .

Развлечение «Мы дружные ребята» .

Театрализованное представление.

2 «Игры и игрушки» «Играем в группе и на участке» «Неделя игры и игрушки» «Неделя игры и игрушки» «Неделя игры и игрушки» Вечер игр и загадок «Играй веселей» .

Игровое представление «Волшебная шкатулка»

3 «Я вырасту здоровым» «Я вырасту здоровым» «Я вырасту здоровым» «Я вырасту здоровым» «Мой организм» «Викторина «Будь здоров»

Открытый день здоровья.

Развлечение «В гостях у Айболита»

4 «День матери» «День матери» «День матери» «День матери» «День матери» Выставка детского рисунка «Портрет моей мамы»

Развлечение «Мамы всякие важны»

Декабрь 1 «Зима пришла» «Зимние игры и забавы» «Зимние приметы» «Зима пришла» «Зимнее путешествие» Развлечение на улице «Здравствуй, зимушка-зима» .

Акция «Поможем птицам перезимовать» .

2 «Предметный мир» «Материалы и их свойства» «Материалы и их свойства» «Материалы и их свойства» «Материалы и их свойства» Развлечение «Мы – маленькие волшебники»

Конкурс «Елочные украшения»

3 «Новый год» «Зимняя сказка» «Зимние игры и забавы» «Мастерская Деда Мороза» «Мастерская Деда Мороза» Коллаж «Наш Новый год»

4 «К нам приходит Новый год!» «К нам приходит Новый год!» «К нам приходит Новый год!» «К нам приходит Новый год!» Новогодний праздник

Январь 1 «Зимние каникулы» Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям праздника. Прощание с елкой.

3 «Мир животных» «Домашние и дикие животные» «Ребята и зверята» «Ребята и зверята» «В мире животных» Выставка рисунков.

Проект «Животные в сказках»

4 «Охрана природы» «Дети – друзья природы» «Живая природа» «Заповедники и зоопарки» «Красная книга и ее обитатели» Экологический журнал «Природа вокруг нас»

Викторина «Друзья природы»

Февраль 1 «Земля – наш дом» «Природа вокруг нас» «Природа вокруг нас» «Земля – наш общий дом» «Сбережем свою планету » КВН «Растения – зеленый цвет Земли»

Конкурс знатоков природы

2 «Комнатные растения на подоконнике» «Зеленые друзья на подоконнике» «Огород круглый год» «Огород круглый год» Выставка комнатных растений.

3 «День защитника отечества» «Папин праздник» «Праздник защитников Отечества» «Наша армия сильна» «Наша армия сильна» Выставка детских рисунков «Наши защитники»

Спортивно-развлекательная программа «А ну-ка папы!»

4 «Моя страна» «Путешествие по сказкам моей страны» «Родной край» «Известные места на карте моей Родины» «Герои России» Игра-путешествие «Моя Родина – Россия»

Литературная гостиная «Мое Отечество – Россия» .

Март 1 «8 Марта – Международный женский день» «Мамин праздник» «Мамин праздник» «Поздравляем маму» «Поздравляем маму» Выставка детских рисунков «Милая мамочка моя»

Праздник мам, бабушек

2 «Весна» «Весна-красна» «Весенний переполох» «Приметы весны» «Приметы весны» Выставка кормушек для птиц.

3 «Домашние питомцы» «Домашние питомцы» «Домашние питомцы» «Домашние питомцы» «Домашние питомцы» Презентация групповых альбомов «Мой домашний питомец»

4 «Неделя добра» «Дружные ребята» «Что такое доброта» «Помоги тому, кто рядом» «Спешите делать добро» Развлечение «Путешествие в страну доброты»

Апрель 1 «Театр» «Путешествие в страну Кукляндию» «Дети в театре, театр – детям» «Маленькие театралы» Досуг «День театра» .

Театрализованные представления.

2 «Книги» «Книжки-малышки» «Любимые книжки» «Путешествие по страницам любимых книг» «Книжная неделя» Выставка книжек-самоделок.

Инсценировки любимых произведений.

Экскурсия в библиотеку.

3 «Знакомство с народной культурой и традициями» «Народная культура и традиции» «Народная культура и традиции» «Народная культура и традиции» Фольклорный праздник.

Выставка детского творчества.

4 «Космос, космонавты» «Звезды и ракеты» «Космос и ракеты» «На космических орбитах» «Покорители космических высот» Выставка детского творчества «Земля и ее соседи»

Физкультурное развлечение «В космос скоро полетим»

Май 1 «Праздник мира и труда» «Я люблю трудиться» «Вместе любим мы трудиться» «Какие я знаю профессии» «Трудимся вместе, трудимся на Земле» Выставка семейных стенгазет «Как я помогаю дома» .

Конкурс детских рисунков «Кем я хочу быть»

2 «День Победы» «День Победы» «День Победы» «День Победы» «День Победы» Музыкально-литературная композиция «Листая страницы истории» .

Экскурсия к памятникам, обелискам.

3 «Неделя здоровья» «Неделя здоровья» «Неделя здоровья» «Неделя здоровья» «Неделя здоровья» Спортивное развлечение «Веселые старты» .

4 «Здравствуй, лето!» «Скоро лето» «Скоро лето» «Скоро лето» «Выпуск в школу» Досуг «Подарки солнечного света» .

Викторина «Что мы знаем о лете» .Стенд «Улыбка лета»

Программа «Тропинки» – основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивающая развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Предлагаемая программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3–7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками программы как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребёнка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2014 г.) и примерной основной образовательной программой дошкольного образования.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2016 году издательством Вентана-Граф. Книга входит в серию "Тропинки (Вентана-Граф)". На нашем сайте можно скачать книгу "Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки». 3–7 лет" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Основная образовательная программа дошкольного образования "Тропинки" / под ред. В.Т.Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2016. - 592 с.
Авторы:
Бакланова Т.И., Глебова А.О., Гришаева Н.П., Журова Л.Е., Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Кудрявцев В.Т., Лабутина Н.В., Лыкова И.А., Милаева М.С., Новикова Г.П., Павленко Т.А., Салмина Н.Г., Сечкина О.К., Султанова М.Н., Ушакова О.С., Полковникова Н.Б.

Программа «Тропинки» - основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивающая развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности.

Предлагаемая программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2014 г.).


Введение

1 января 2014 г. стало точкой отсчета новой жизни российского дошкольного образования - «по стандарту». ФГОС дошкольного образования – нововведение не из разряда хорошо забытых педагогических мод. Ему трудно найти аналоги, по крайней мере, в отечественной образовательной практике. В 2013-2014 учебному году вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того – исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень. Не только стандарта, но его – в первую очередь.

Уже 20 лет вместо термина «дошкольное воспитание» мы используем термин «дошкольное образование». Теперь – правомочно. Бесспорно, это усиливает позиции дошкольного звена в системе российского образовании. Но и обязывает к чему-то большему, нежели простая «смена вывесок». К чему?

В чем состоят собственно образовательные задачи детского сада? Что его делает «образовательным учреждением»? А воспитателя – педагогом такого учреждения? Детский сад – это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Чем должен быть наполнен этот отрезок прежде всего? Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус? Ужесточение «рамки» или, наоборот – расширение спектра возможностей? Будет ли при этом исповедоваться привычный принцип «игры в одни ворота», когда детский сад услужливо подстраивается под требования школы? Или речь должна идти о некоторых принципиальных изменениях всей системы общего образования, в результате которых она будет способна принять в себя дошкольную ступень. И не просто принять – опереться на ее фундамент, по-своему развить ее достижения? Если так – то как, в виде чего должен быть заложен этот фундамент?

Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования . Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.

Идея самоценности дошкольного детства – впервые в формате управленческого документа – насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами. В логике стандарта, собственно «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.
Но остается открытым вопрос: как все это выразить на «языке жизни» дошкольного учреждения? Языке, на котором взрослые могли бы повседневно «общаться» с детьми и друг с другом, не утрачивая взаимопонимания и понимания того, что делает каждый из них по отдельности.

Любая современная образовательная программа является попыткой перевода инновационных идей на этот язык.

Программа, шире – проект «Тропинки», внедряемый несколько лет российском образовательном пространстве – тому не исключение.

Приступая к его разработке, мы учитывали культурно-историческое и психологическое своеобразие современного типа детства, которому присуща культуротворческая функция (не только ребенком освоение уже сложившихся, но и порождение новых форм общечеловеческих способностей, отсутствующих у взрослых в «массе») . Во-вторых, проект опирается на принципы междисциплинарного подхода к изучению природы, закономерностей, механизмов, условий детского развития и его комплексному обеспечению на практике. В-третьих, проектируемая дошкольная ступень выстраивается как исходное звено целостной системы непрерывного развивающего образования (хотя может функционировать самостоятельно). В-четвертых, в проекте реализуется идея единства развивающей и оздоровительной работы с детьми; развитие здоровья выступает как системообразующая, стратегическая линия образовательного процесса в целом .

В.Т. Кудрявцев

1. Кудрявцев В. Образование до школы: какой ценой? // Дошкольное воспитание. 2013. № 5.

2. Подробнее см.: Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журнал. 1998. № 3; Он же. Психология развития человека. Рига, 1999.

3. См.: Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступени // Вопр. психологии. 1997. № 1; Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психологии. 1998. № 5; Преемственность в системе развивающего образования / Под ред. В.Т.Кудрявцева. М., 2001; Развивающее образование – многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е.Курнешова; научн. ред. – проф. В.Т.Кудрявцев. М., 2003.

4. См.: Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.


Учет культурно-исторического и психологического своеобразия современного детства; учет культурно-исторического и психологического своеобразия современного детства; опора на принцип междисциплинарного подхода; опора на принцип междисциплинарного подхода; единство непрерывного развивающего образования; единство непрерывного развивающего образования; реализация идеи единства развивающей и оздоровительной работы. реализация идеи единства развивающей и оздоровительной работы.






Цель проекта создание условий для общего психического развития детей лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.


Задачи проекта инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности; инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности; развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.); развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.); развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций. развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций.


Задачи проекта Расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; Расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; Формирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью; Формирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью; Развитие у ребенка начал будущего умения учиться. Развитие у ребенка начал будущего умения учиться.


Направления программы: развитие культуры движений и оздоровительная работа; развитие культуры движений и оздоровительная работа; развитие художественно-эстетической культуры; развитие художественно-эстетической культуры; развитие культуры познания; развитие культуры познания; развитие культуры общения. развитие культуры общения.


Структура программы Детализированные программно- методические разработки по конкретным направлениям – «тропинкам»; Детализированные программно- методические разработки по конкретным направлениям – «тропинкам»; методические пособия и рекомендации; методические пособия и рекомендации; сценарии-конспекты занятий; сценарии-конспекты занятий; рабочие тетради для детей. рабочие тетради для детей.


Программа предназначена для внедрения: центрах развития ребенка; центрах развития ребенка; детских садах общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития; детских садах общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития; в детских садах комбинированного типа; в детских садах комбинированного типа; на дошкольной ступени общеобразовательных учреждений; на дошкольной ступени общеобразовательных учреждений;




Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. Вхождение ребенка в мир культуры рассматривается как творческий процесс. Дается общая характеристика проекта «Тропинки», который нацелен на обеспечение творческих форм интеграции детей в культуру. При этом особое внимание уделяется развитию воображения как универсальной способности в разных видах детской деятельности. Обсуждается специфика преемственности развивающего дошкольного и начального школьного образования в сравнении с традиционным.






Дидактические материалы по развитию речи Пособия содержат демонстрационный и раздаточный наглядный материал, необходимый для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в каждой возрастной группе дошкольного учреждения. Пособия содержат демонстрационный и раздаточный наглядный материал, необходимый для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в каждой возрастной группе дошкольного учреждения. Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова Музыкальный мир лучшие традиции и достижения в области теории, методики и практики дошкольного музыкального воспитания; лучшие традиции и достижения в области теории, методики и практики дошкольного музыкального воспитания; известные программно- методические материалы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников на основе народного творчества; известные программно- методические материалы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников на основе народного творчества; результаты исследований Лазарева М.Л., Петрушина В.И. и других в области музыкальной психологии и музыкальной терапии; результаты исследований Лазарева М.Л., Петрушина В.И. и других в области музыкальной психологии и музыкальной терапии; идеи и методы сказкотерапии; идеи и методы сказкотерапии;

Загрузка...