Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

II. Упражнения и игры, используемые при сходящемся косоглазии. Оптическая рефлекторная тренировка конвергенции - лечим зрение Тренировка конвергенции у детей

Как улучшить зрение, когда тебе за… Геннадий Михайлович Кибардин

Веревка с узелками

Веревка с узелками

Упражнения по развитию аккомодации с использованием «узелков» на веревке с удовольствием выполняют как малыши, так и взрослые. Многое зависит от того, как выглядит эта веревка и насколько интересно и захватывающе преподаватель излагает методику пользования этой веревкой. Подобные упражнения обосновал и разработал Мартин Суссман – основатель (в 1976 году) и директор Кембриджского института улучшения зрения. Эти упражнения дополнены мною психологическим сопровождением, что позволяет как взрослым, так и детям выполнять упражнения легко и с удовольствием.

Возьмите светлого цвета веревку диаметром 1,5–5,0 мм и длиной около двух метров, лучше будет, если найдете не синтетическую веревку, а, например, льняную или хлопчатобумажную. Отступив от начала веревки около 10 см, крепко завяжите на веревке равномерно десять узелков, расстояние между соседними узелками должно составлять 15 сантиметров. Без практических навыков вряд ли это получится с первого раза.

Рис. 6

Поэтому лучше поступить следующим образом. Возьмите черный фломастер и линейку (можно двухметровую рулетку) положите веревку на стол или пол, по возможности распрямите (натяните) веревку. После этого черным фломастером аккуратно нанесите на веревке метки через каждые 15 сантиметров, чуть отступив (сантиметров на 10) от переднего края веревки, который планируется держать в руках. Найдите еще аналогичную веревку, длиной около 50 см. Эта веревка будет использована в качестве наружных узелков. Используя короткую веревку, крепко завяжите по красивому узелку над каждой черной меткой на двухметровой веревке. Концы каждого узелка аккуратно подровняйте ножницами. Окрасьте черным фломастером каждый узелок на веревке и дайте веревке просохнуть. Веревка с красивыми узелками готова для занятий по улучшению остроты зрения.

Закрепите один конец веревки на стене или дверце шкафа, используя для этого скотч. Можно зацепить веревку за гвоздь, который «случайно» оказался в нужном месте.

Проследите за тем, чтобы освещение в этом месте было хорошее. Обмотайте свободный конец веревки вокруг указательного пальца правой руки и поднесите веревку к кончику своего носа (рис. 6). Веревка должна чуть провисать вниз от воображаемой прямой линии, проходящей между вашим носом и стеной. Стойте ровно, не отклоняйтесь ни вперед, ни назад, иначе может появиться напряжение в теле и сознании, что будет мешать проведению занятий по развитию аккомодации. При необходимости сделайте маленький шаг вперед или назад.

Порядок выполнения упражнений. Предварительно хорошо просмотрите все рисунки, отражающие занятия с узелками на веревке, и затем приступите к занятиям.

1. Сначала посмотрите на кончик своего носа. Вы увидите (рис. 7), как две веревки сходятся к носу в виде буквы V.

Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните, это снимает ненужное напряжение в теле и сознании. Далее посмотрите еще раз на кончик носа, при этом сохраняйте ровное и спокойное дыхание. Чаще моргайте и используйте периферическое зрение.

2. Переместите взгляд на то место стены, где прикреплена веревка. На это раз вы увидите (рис. 8) две веревки, сходящиеся к стене в виде буквы V.

3. Направьте свой взор на узелок, находящийся посередине веревки (сначала посмотрите на узелок 5, а затем, на узелок 6). Вы увидите (рис. 9) две веревки, пересекающиеся в виде буквы X точно в этих местах.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

4. Посмотрите на ближайший к носу первый узелок и сфокусируйте на нем свой взгляд на несколько секунд. Вы увидите две веревки, пересекающиеся в этом узелке.

Продолжайте плавно перемещать взгляд дальше по веревке – от второго до десятого узелка (ближайшего к стене). Фокусируйтесь на каждом из них на несколько секунд, при этом чаще моргайте, чтобы не напрягать свое зрение, и старайтесь в каждом случае увидеть две веревки, пресекающиеся в данном узелке.

Закончив с десятым узелком, посмотрите на то место стены, где привязана веревка. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V.

5. Действуйте аналогичным образом, но уже в обратном порядке от десятого узелка к первому. После того как закончите с первым узелком, посмотрите на нос. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V к носу

6. Закройте глаза, опустите руки и медленно несколько раз покачайте головой в разные стороны, чтобы слегка размять мышцы шеи, плеч и лица.

7. Повторите этапы 4–6 еще восемь раз.

8. Прикройте рукой правый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6.

9. Прикройте рукой левый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6. Закончив упражнения, отдохните, выполнив пальминг.

При выполнении упражнения обратите свое внимание на следующее:

А. Иногда вместо пересечения двух веревок в узле наблюдаются следующие явления:

Видно только одну веревку вместо двух.

Две веревки пересекаются за узелком.

Две веревки пересекаются перед узелком.

Две веревки пересекаются в какой-то точке, а затем сливаются в одну в виде буквы Y.

Две веревки вообще не пересекаются, что говорит об отсутствии конвергенции, которая представляет собой движение глаз, в результате чего обе зрительные линии сходятся вместе на предмете, возбудившем внимание. Конвергенция относится к группе движений с противоположным характером, т. е. таких, при которых глаза одновременно поворачиваются в разные стороны. При конвергенции левый глаз поворачивается направо, а правый – налево. То есть глаза (незаметно для своего хозяина) двигаются навстречу друг другу. Движения этого рода носят также название фузионных, т. к. способствуют слиянию ощущений, получаемых от каждого глаза в отдельности, в одно нераздельное. Иначе бы все вокруг нас просто двоилось.

Одну из веревок видно более отчетливо, чем другую. В этом случае, чтобы понять, какой глаз так видит, закройте поочередно каждый глаз и отметьте, какая из веревок при этом исчезает.

Б. Невозможно передвинуть точку пересечения (X) вперед или назад, что свидетельствует о проблемах с конвергенцией. Первое обычно связано с близорукостью, второе – с дальнозоркостью или пресбиопией.

В. Сначала прогресс может проявляться не в улучшении зрения, а в том, что появляется возможность видеть и перемещать точку пересечения (X) все дальше по веревочке.

Г. Происходит задержка дыхания, это признак того, что вы напрягаете зрение и пытаетесь «видеть через силу», что всегда негативно влияет на остроту зрения. Выполняя любое упражнение, не забывайте регулярно закрывать глаза, дышите полной грудью и старайтесь всегда быть расслабленными.

Д. Попытка заставить себя силой увидеть что-то более четко приводит только к обратному результату, за которым появляется разочарование. Примите свое зрение таким, какое оно есть. Замечайте то, что вы сможете видеть. Осознайте это. Будьте терпеливы. Расслабьтесь, и тогда у вас все получится, как надо.

Е. Старайтесь без напряжения замечать, какие объекты попадают на периферию поля зрения.

Варианты выполнения упражнений

1. Если у вас близорукость, следуйте взглядом по веревке только вперед. Начинайте фокусироваться на первом узле, затем на втором и продолжайте дальше. Когда доберетесь до последнего узелка, сразу же вернитесь к первому и продолжайте в том же духе еще восемь раз.

2. Если у вас дальнозоркость, следуйте по веревке только назад. Начните с десятого узелка и двигайтесь по направлению к первому. Когда достигнете его, снова возвращайтесь к десятому узелку и продолжайте двигаться к первому еще восемь раз.

3. Если у вас астигматизм, примите положение стоя, держите веревку ровно и немного наклоните голову влево. Веревка должна располагаться так, чтобы вы ее хорошо видели. «Пройдитесь» по всем узелкам четыре раза. После этого, немного наклонив голову вправо, сделайте то же еще четыре раза. Затем повторите по четыре раза упражнение при положении головы вперед, а затем назад.

1. Двигая глазами по веревке, перемещайте взгляд плавно, а не скачками, от узелка к узелку, заостряйте внимание на точках пересечения. Например, если вы нормально видите точку пересечения в первом, втором, третьем и четвертом узелках, а на пятом обнаруживаете, что она застряла в четвертом, тогда подвигайте глазами вперед и назад между четвертым и пятым узелками. В такой ситуации всегда стремитесь подвинуть точку пересечения дальше или ближе. Не забывайте при этом часто моргать.

2. Подавайте голосовые команды (вслух или про себя) глазам, когда они видят точку пересечения не там, где нужно. Такие команды, как «Мои глаза фокусируются на нужном мне месте», «Мои глаза смотрят туда, куда я хочу» и «Мои глаза видят точку пересечения X». Голосовые команды такого типа помогают прогрессу остроты зрения.

3. Если есть узелок, который вы не видите, смотрите туда, где, по вашим представлениям, он должен быть. На самом деле, внимательно изучив эту область, вы сможете разглядеть и узелок, хотя и не четко. Не заставляйте себя увидеть больше. Напротив, всегда замечайте то, что вы видите. Чем больше вы смотрите, тем больше видите. Не забывайте дышать ровно, расслабляйте шею и затылок. Будьте терпеливы.

4. Открыв глаза, вы увидите только одну веревку. Подвигайте каждым глазом вперед-назад вдоль веревки – это способствует улучшению аккомодации и остроты зрения. Не забывайте часто моргать.

5. Когда вы прикрываете глаз ладонью, не прикасайтесь ею к глазу или веку Не забывайте также, что прикрытый ладонью глаз должен быть открыт.

6. Если рука, которой вы держите веревку, устала, тогда смените руку Когда закрываете оба глаза, кладите руку с веревкой на колени.

7. Двигая головой из стороны в сторону, расслабляйте плечи и шею, дышите глубоко и свободно. Когда двигаете головой, не переусердствуйте – избегайте напряжения.

8. Когда стоите с веревкой, выполняя упражнения, следите за тем, чтобы ваш вес был равномерно распределен на ступни обеих ног.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Упражнения при косоглазии – это тема, интересующая относительно существенное число родителей. Причина заключается в том, что косоглазие (оно же – или гетеротропия) затрагивает целых 5% от общего количества детского населения. Это зрительный дефект, характерный отсутствием взаимного сотрудничества между двумя органами зрения – каждый глаз «смотрит» в другом направлении. Но точно описать косоглазие технически очень сложно, для этого лучше обратиться к помощи профессиональной литературы. Ребенок может косить обоими глазами или одним, когда один глаз смотрит прямо, а второй – поворачивает к носу или виску.

Косоглазие, независимо от типа необходимо своевременно диагностировать, а затем выправить путем применения правильных терапевтических методов. Делая упражнения для глаз при раннего возраста (например около 5 лет) очень важно следить за ребенком, по крайней мере, до 12 лет. В случае начала применения методов для исправления косоглазия после 5-летнего возраста, рекомендуется наблюдение до взрослости.

Важно! Повторная гимнастика для органов зрения может предотвратить возможное ухудшение и, соответственно, избежать развития постоянных осложнений, при которых может нарушиться зрение.

Специализированные тренировки

Такие упражнения при косоглазии проводятся в ортоптической клинике. Ортоптическими, называются упражнения для исправления, нарушенного сотрудничества между двумя глазами. Глазной врач, прежде всего, обнаруживает возможный рефракционный дефект, которым страдает малыш. После надевания очков, главное – это правильное прикрытие более здорового глаза окклюдером.

Окклюдер используется с 1743 года, и остается важным средством для детей в лечении косоглазия и амблиопии.

Есть случаи, когда у ребенка отсутствует видимое косоглазие, но в то же время, страдает от тяжелой амблиопии. Хорошо обратить внимание на следующие случаи:

  • спотыкания ребенка;
  • трение глаз;
  • жжение и покраснение органов зрения;
  • частое моргание;
  • повторяющееся воспаление глаз;
  • наклонения головы в одну сторону;
  • закрытие или прищуривание одного глаза.

Все эти факторы должны привлечь внимание к присутствующей проблеме.

Долгожданным дополнением в лечении амблиопии и косоглазия являются клиники для детей с нарушениями зрения и офтальмологическими расстройствами. Для получения дополнительной информации обратитесь к офтальмологу или ортоптику.

Тренировка конвергенции

Конвергенционные упражнения от косоглазия важны для тех, у кого нет надлежащим образом созданной функции для сотрудничества между двумя глазами. Они основаны на том, что физиологические при наблюдении объекта, который приближается к носу, оба глаза равномерно перемещаются внутрь. Если эта возможность ограничена или вовсе отсутствует, необходимы тренировки, направленные на облегчение трудностей.

Данная зарядка для глаз может проводиться с любым небольшим предметом, который интересен ребенку (карандаш, ключи, маленькая игрушка…). Для детей примерно после 5-летнего возраста и взрослых упражнения выполняются с помощью ручки или карандаша.

  • усадите малыша лицом к себе на расстоянии вытянутой руки так, чтобы хорошо видеть его глаза;
  • ребенок наблюдает за пальцем (маленьким предметом, карандашом…) на указанном расстоянии на уровне подбородка;
  • медленно приближайте палец по направлению к носу ребенка;
  • эффект упражнений может быть усилен замедлением перемещения пальца к носу – это поспособствует равномерному движению глаз внутрь с приложенными усилиями;
  • очень важно, чтобы ребенок в момент тренировки не спускал глаз с пальца, пристально следя за ним во время движения.

Человек, который тренируется с ребенком, должен за его глазами в момент тренировки. Оба глаза должны при приближении пальца к носу двигаться внутрь. Если случается так, что в ходе упражнения один глаз отклонится к внешней стороне, палец следует вернуть в исходное положение и начать упражнение снова.

Делать такую зарядку надо несколько раз в день, в течение 3-5 минут (в идеале, 15 минут в день), в соответствии со способностью ребенка к концентрации. Гимнастика для глаз выполняется без очков.

Важно! Если имеется косоглазие к внешней стороне (), это упражнение должно проводиться на регулярной основе ежедневно!

Йога против косоглазия

К методам лечения страбизма, наряду с не слишком требовательными упражнениями, относятся и занятия йогой. Приведенные ниже тренировки подходят детям после 5-летнего возраста и взрослым.

Основное упражнение довольно простое. Встаньте спиной к зеркалу, ноги должны быть на уровне плеч. Закройте здоровый глаз, а косящим пытайтесь смотреть прямо вперед. Затем поверните верхнюю часть тела к зеркалу так, чтобы могли видеть свой глаз. Если смотрите левым глазом – поворачивайтесь влево, если правым – вправо. Медленно вернитесь в исходное положение. Упражнение следует повторить 5 раз, пытаясь тренироваться 5-10 раз в день.

При косоглазии может помочь концентрация зрения на более мелких предметах. Зарядка, подобная тренировке конвергенции. С упражнением должен помочь другой человек, который будет помещать выбранную вещь на расстоянии 50-60 см от глаз прямо перед ними. Нужно сконцентрировать зрение на предмете, выровнять его. Затем объект надо медленно двигать в сторону до того момента, пока глаза снова не «разойдутся». После этого вернитесь в исходное положение, и повторите в другую сторону, по 10 раз в каждую сторону. Весь цикл нужно делать 5 раз в день. Это упражнение особенно хорошо подходит для детей, начиная с того возраста, когда они в состоянии сосредоточиться на одной деятельности и могут в течение нескольких минут усидеть на одном месте.

Расслабьте глаза. Представьте себе горизонтальную цифру 8 (символ бесконечности – ∞). Посмотрите на нижнюю часть левой половинки, затем медленно переводите взгляд к верхней части правой половинки, визуально обрисовывая весь знак. Повторите примерно 10 раз.

При другом релаксационном упражнении следует закрыть глаза и расслабить брови. Потом, очень медленно двигайте глазное яблоко вправо до тех пор, пока не почувствуете тугую зрительную мышцу. Несколько секунд удержите орган зрения на месте, затем верните. То же самое упражнение сделайте в другую сторону. Весь цикл повторите 5 раз.

Плотно закройте глаза, сделайте вдох и попытайтесь еще сильнее закрыть веки, при этом стисните челюсть и растяните мышцы лица и шеи. Удержитесь в таком положении 3 секунды, после чего быстро выдохните, откройте рот и параллельно закатите глаза. Повторите 3 раза.

Если вы заметили периодическое косоглазие у ребенка младше 6 месяцев, не нужно беспокоиться. У детей старшего возраста, однако, недооценивать расстройство не стоит, нужно своевременно проконсультироваться с офтальмологом.

Наиболее серьезным осложнением косоглазия является амблиопия. Она должна быть диагностирована и вылечена, как можно, раньше, поскольку после шестого года жизни ребенка надежда на улучшение остроты зрения сводится к минимуму.

– продолжительное длится год и более, поэтому следует поощрять и мотивировать ребенка к ношению очков и проведению упражнений для глаз. Это поможет быстрее исправить патологию.

В случае диагностики таких заболеваний, как опухоли, глиомы головного мозга, инсульты и некоторые другие, зачастую проявляются нарушения, связанные с глазами - произвольные движения, . В случае, когда поражаются нерв, чаще всего страдает только один глаз, либо же изменения наблюдаются в обоих, но в разной степени.

Поражение ЦНС приводит к таким глазодвигательным нарушениям, как парез взора вертикального и горизонтального характер, разнообразные формы , косоглазие вертикального типа, глазная дисметрия. Все эти патологии относятся к глазодвигательным нарушениям.

Нарушения содружественных движений глаз

Содружественные движения глаз определяются центральными зонами коры больших полушарий, мозжечком, средним мозгом. Подобные патологии диагностируются довольно часто, когда речь идет о поражениях центральной нервной системы.

Парез взора горизонтального типа проявляется в том случае, когда поражается одна сторона моста и при этом задействуется ретикулярная формация. Если же диагностировали поражение с двух сторон, то тогда речь будет идти уже о полной форме горизонтального пареза, и глаза смогут двигаться исключительно в пределах вертикальной плоскости. Иногда, если поражение является относительно слабым, наблюдается лишь частичный горизонтальный парез взора или диагностируется нистагм. Как правило, пациента беспокоят и некоторые другие признаки неврологического характера. Более того, верхняя часть ствола головного мозга, так же, как и кора больших полушарий, может привести к проявлению горизонтального пареза взора. Зачастую происходящие так называемые вестибулооокулярные рефлексы при таких процессах фактически не поддаются изменениям.

Средний мозг обладает функцией регулирования движения глазами в вертикальном направлении. Когда речь идет о поражении крыши среднего мозга, скорее всего со временем возникнет парез взора вверх. В некоторых случаях такое заболевание сопровождается ослаблением реакции на свет, но при этом сохранена достаточная реакция . Молодые люди чаще всего страдают от таких заболеваний в результате гидроцефалии, а лица пожилого возраста - из-за перенесенного инсульта. Парез взора вниз диагностируется не так часто и может проявляться как острой формой течения, к примеру, после перенесенного инсульта, так и развиваться постепенно, что довольно часто проявляется как следствие болезни Паркинсона, либо же каких-то других заболеваний центральной нервной системы.

Если место поражения локализировано в среднем мозге, то возможно изменение параллельности осей зрения в вертикальной плоскости. Такую патологию еще называют вертикальным косоглазием. Данное заболевание фактически ничем не отличается от паралича блокового нерва, но отмечаются и некоторые отдельные признаки. К примеру, констатируются симптомы очагового неврологического характера, а также глазодвигательные нарушения.

Межъядерная офтальмоплегия

Межъядерной офтальмоплегией называют постоянное центральное глазодвигательное нарушение, которое проявляется в результате изменений в зоне медиального продольного пучка, являющегося соединяющим звеном между средним мозгом и ядрами глазодвигательных нервов. Данная патология моет приводить к появлению нистагма одного глаза, парезу медиальной прямой мышцы на месте непосредственного поражения. Такое заболевание может носить как односторонний, так и двухсторонний характер и не имеет свойства проявляться какими-то дополнительными неврологическими признаками.

Одной из причин двусторонней межъядерной офтальмоплегии является рассеянный . Как правило, такой диагноз констатируется у молодых женщин. Односторонняя форма заболевания, наоборот, чаще всего встречается уже у пожилых людей и может проявиться в результате сахарного диабета, инфаркта, аневризма сосудов мозга и некоторых других серьезных заболеваний.

При поражении центральной нервной системы могут произвольно наблюдаться как медленные, так и относительно быстрые глазные движения. Нарушение саккад приводит к развитию дисметрии глаз: при переводе взгляда с одного объекта на другой глаза либо "не доходят" до него, либо его "перескакивают". В наиболее сложных ситуациях констатируется опсоклонус разной степени тяжести. Человека могут беспокоить симптомы от коротких приступов саккад в горизонтальной плоскости (глазной миоклонус) до постоянных хаотичных саккад. Подобные проблемы могут проявиться в случаях, когда поражен ствол мозга либо же мозжечок.

Паранеопластические синдромы, а также нейробластома у детей разного возраста являются причиной появления опсоклонуса. Нарушения саккад могут возникать в результате разных дегенеративных заболеваний центральной нервной системы. Довольно часто причинами являются болезнь Вильсона, а также стремительно развивающейся надъядерный паралич.

Врожденная глазодвигательная апраксия

Если речь идет о глазодвигательной апраксии, которая была диагностирована с момента рождения, то человек не может направить взглад в конкретную точку. На протяжении первых двух лет начинают вырабатываться саккадические движения непосредственно самой головы, имеющие компенсаторный характер. Такие нарушения могут проявиться и уже после рождения в результате проблем, связанных со стволом мозга и большим его полушарием.

В отдельных случаях при поражении ЦНС утрачивается плавность движений глаз - медленные следящие движения становятся прерывистыми. Но это не всегда симптом патологии. Такие изменения могут происходить из-за приема некоторых медицинских препаратов или в результате сильной усталости. Если такие изменения существуют в течении длительного времени, и при этом нарушается чтение, то, скорее всего, речь идет о поражении ствола мозга.

Патологии вергентных движений способны носить психогенный характер. В ряде случаев весьма сложно дифференцировать данные изменения от органического поражения. Довольно часто конвергенция нарушается как следствие перенесенного инсульта либо при сильных травмах черепной коробки. У таких пациентов диагностируется двоение в глазах, но их движения являются полностью нормальными, если не учитывать конвергенцию. В случае, когда такие признаки беспокоят человека довольно долго, речь может идти о врожденной форме недостаточной конвергенции.

В некоторых случаях конвергенция имеет свойство сохраняться, даже если человек смотрит вдаль. Это может быть вызвано спазмом конвергенции, который сочетается с сужением зрачков и . При этом спазм аккомодации может иметь как органическую, так и психогенную природу.

Патология дивергенции

Значительно реже наблюдаются нарушения дивергенции. Как правило, основными симптомами являются диплопия и появление косоглазия. Специалисты дают благоприятные прогнозы в случае, когда такой симптом возник остро, к примеру, после того, как пациент перенес тяжелую операцию. Энцефалит и нейросифилис также могут быть приичнами такого заболевания.

Диагностика

В случае центральных глазодвигательных нарушений жалобы пациентов зачастую неопределенные, поэтому в диагностике помогают слабо. Основными признаками являются плохое зрение, диплопия, возникающие при чтении трудности, осциллопсия и некоторые другие симптомы.

Как только возникли мельчайшие подозрения на поражение центральной нервной системы, необходимо немедленно оценить неврологический статус. Специалисты должны осуществить оценку всех глазодвигательных функций, движения глаз в разные стороны, определить косоглазие. В самом конце прибегают к методам, которые помогут оценить глазодвигательные рефлексы. С такой целью проверяют симптом Белла и осуществляют пробу кукольных глаз.

Цель: Расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх

1. Зажги фонарик.

2. Подбрось вверх воздушный шар.

3. Найди шар (большой, маленький).

4. Подбрось мяч - поймай.

6. Чей мяч катится в кольцо.

7. Достань предмет.

III. Упражнения и игры, используемые при расходящемся косо­
глазии

Цель: Усилить аккомодацию, развивать направление взора вблизь и вниз

1. Построй пирамиду.

2. Мяч об пол.

3. Составь рисунок из мозаики.

4. Лоток с шарами.

5. Настольный бильярд.

7. Настольный баскетбол.

8. Прокатывание мяча друг другу.

9. Перенеси предмет.

IV . Упражнения и игры для развития стереоскопического и глу­
бинного зрения

Цель: Закрепить бинокулярное зрение, выработать сте­реоскопическое видение

1. Попади в ворота.

2. Сбей кеглю.

3. Набрось кольцо.

4. Надень шарики на стержень.

5. Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

6. Городки.

7. Баскетбол.

8. Волейбол.


V. Упражнения и игры, повышающие рефлекс фиксации и ост­роту зрения

Цель: Способствовать повышению остроты зрения, фик­сации, цветоразличению

1. Игры с настенной мозаикой.

2. Найди фигуру (классификация геометрических фигур по фор­ме, цвету, размеру).

3. Найди опорные точки.

4. Пройди по лабиринту.

5. Выполни движения по схеме-рисунку.

6. Выполни задание на микроплоскости - перенеси в большое пространство.

6.4. Коррекционные виды гимнастик

Гимнастика - это комплекс специально подобранных упраж­нений, которые положительно воздействуют на организм зани­мающихся в целом и оказывают локальное воздействие на отдель­ные группы мышц, регулируют физиологическую нагрузку.

Исходя из этого определяется оздоровительная, лечебная и корригирующая направленность гимнастики как одной из форм организации физического воспитания детей с нарушением зре­ния.

Специфика видов гимнастик, используемых в дошкольных уч­реждениях для детей с нарушением зрения, зависит от характера первичного дефекта и вторичных отклонений.

Характер движений, упражнений в гимнастике, их ориентация на лечебно-восстановительный процесс, взаимосвязь с коррек-Ционно-педагогической работой позволяют классифицировать сле­дующие виды гимнастики:



1) основная гимнастика;

2) гимнастика для глаз;

3) ритмическая гимнастика;

4) дыхательная гимнастика;

5) пальчиковая гимнастика;

Щ корригирующая гимнастика;

7) тренажерная гимнастика.

Коррекционное значение разных видов гимнастик заключается 8 использовании или ослаблении недостатков психофизического Развития детей с нарушением зрения, формировании жизненно


необходимых движений, применении двигательного опыта в прак­тической деятельности.

Место различных видов гимнастик в режиме для дошкольников определяется целями и задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

6.4.1. Основная гимнастика (утренняя гимнастика)

Направлена на укрепление здоровья детей, формирование здо­рового образа жизни, совершенствование основных двигательных качеств. Коррекционная направленность этого вида гимнастики обеспечивается целенаправленным педагогическим воздействием на ребенка, испытывающего трудности в движениях. Создание комфортности (расстановка детей, подбор упражнений, предметов для ориентации и др.) является обязательным условием реализа­ции коррекционных задач.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в соответствии с методикой проведения в общеобразовательных дошкольных учреж­дениях. При этом учитываются зрительные возможности детей и вторичные отклонения, на основе которых допускается изменение методических правил в организации и содержании упражнений. В содержание гимнастики включаются такие построения и пере­строения, которые не противопоказаны детям с нарушением зрения и не противоречат восстановительному лечению. В общеразвиваю-щие упражнения целесообразно включение упражнений на развитие зрительного восприятия, коррекцию вторичных отклонений. Темп выполнения упражнений определяется также зрительно-двигатель­ными возможностями детей.

6.4.2. Гимнастика для глаз

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э.С.Ане-тисовым, Е.И.Ливадо, Ю.И.Курпан (1984).

Физические упражнения в сочетании со специальными упраж­нениями мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и вос­становления бинокулярного зрения.

Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быст­рое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Вос­приятие его становится неполным, интерес ребенка к занятиям


снижается, самочувствие его ухудшается, а работоспособности падает, поэтому через каждые 7-10 минут зрительной работы <; детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Для этого требуется 2 - 3-минутньи% перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в раз-ные формы занятий по физической культуре, и прежде всего ^ структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих уп-ражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляю-щее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет про-филактическую, тренирующую и восстановительную функции^ для глаз.

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э.С.Авети-совым, Ю.АКурпан, Е.И.Ливадо (1984), Н.И.Пильман (1979), Е.И. Ко-валевским (1976), эффективно используются в работе с детьми npij монокулярном характере зрения, кроме упражнений, связанных с; надавливанием пальцами на глаза, массажированием их руками.

Из известной системы упражнений для глаз могут быть отоб-раны упражнения, которые можно применять с детьми при ко-соглазии и амблиопии. Трудные упражнения для понимания ^ выполнения следует исключить, некоторые переработать при­менительно к детям дошкольного возраста. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цел^, упражнения - сосредоточение взора на предмете, перевод взо­ра с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действие рук, последовательное прослеживание, зрительную ориенти­ровку в окружающем пространстве. Вот некоторые из них:

Глаза вправо отведу, Подниму глаза я кверху,

На соседа посмотрю. Отыщу цветную ленту,

Повернусь теперь я прямо Потом снова опущу

И закрою их руками. И на метку посмотрю.

Если взгляд отведу - Колпачки на пальчики

Шарик слева я найду. Надевают мальчики.

Теперь вправо посмотрю - Колпачки играют -
Глазами шарик поищу. Глаза их догоняют.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении с тихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности Гл аз, активности ребенка в целом.


При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики и др.), которые дети могут надеть на палец руки. Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточении взора на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети с мо­нокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигатель­ные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрение.

В упражнениях для глаз, которые используются в работе, дается описание исходного положения, выполнения и дозировка упраж­нений. Приводим наиболее эффективные упражнения.

1. И.П.: стать прямо, руки внизу.

На счет 1 - 2 откинуть голову вверх, посмотреть на пото­лок, голову опустить, повторить 5 - 6 раз.

2. И.П.: стать прямо, руки внизу.


На счет 1 - 2 откинуть голову вверх, коснуться подбород­ком груди, выполнять с закрытыми глазами, повторить 5 - 6 раз.


3. И.П.: сесть прямо, локти поставить на стол, ладони положить
одна на другую перед подбородком, головой опереться о ладони.

На счет 1-2 отвести глаза вправо, не поворачивая головы, вернуться в и.п.; на 3 - 4 - то же проделать влево, пов­торить 3 - 4 раза в каждую сторону.

4. И.П.: сесть прямо, локти поставить на стол, ладонями обхва­
тить шею.

На счет 1 - 2 поднять глаза вверх, не поднимая головы; на 3 - 4 - опустить вниз, не опуская головы, повторить 5 -6 раз.

5. И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед гла­

На счет 1-5 сосредоточить взгляд на шарике, на 6 - ша­рик опустить вниз, повторить 4 - 5 раз.

6. И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед гла­
зами, на расстоянии 30 см от глаз.

На счет 1 - 2 приблизить шарик к носу, глазами просле­живать движения шарика, повторить 6 - 7 раз.

7. И.П.: тоже.

На счет 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором просле­живать движения шарика, повторить 3 - 4 раза в каждую сторону.

8. И.П.: стать прямо, руки свободно.

9. И.П.: стать прямо, руки на поясе.

На счет 1 - 2 круговые движения головой вправо, влево, повторить 3 - 4 раза в каждую сторону с открытыми и за­крытыми глазами.

10. И.П.: стать прямо, руки внизу, глаза открыты.

Поморгать 30 - 40 секунд.

11. И.П.: сесть прямо, руки на столе, глаза открыты.

На счет 1 крепко зажмурить глаза на 3 - 5 секунд, повто­рить 3 - 4 раза.

12. И.П.: стать прямо, руки внизу.

На счет 1 - 2 быстро глаза закрыть, быстро открыть, по­вторить 6 - 7 раз.

13. И.П.: стать прямо, локти поставить на стол, руки сделать «по­
лочкой».

На счет 1 - 4 посмотреть вправо вверх, вниз влево, повто­рить 3 - 4 раза.

14. И.П.: стать прямо, руки на поясе.


На счет 1-2 посмотреть на кончик носа, вернуться в и.п., повторить 5 раз.

15. И.П.: сесть прямо, руки на столе, глаза закрыты.

На счет 1 -2 поднять глаза вверх, опустить вниз, повторить 6 - 7 раз.

16. И.П.: сесть прямо, руки на столе, глаза закрыты.

На счет 1-2 посмотреть вправо-влево, не поворачивая го­ловы, повторить 4 раза в каждую сторону.

17. И.П.: стать прямо, левая рука свободна, указательный палец
правой руки у подбородка.

На счет 1-2 поднимать палец к носу, касаясь кончика, опустить, прослеживать взором действия пальца, повто­рить 5 - 6 раз.

18. И.П.: стать прямо, руки внизу, на указательный палец пра­
вой руки надеть шарик, левая рука свободна.

На счет 1-2 приблизить шарик к глазам, отвести на рас­стояние вытянутой руки вперед, повторить 5 - 6 раз.

19. И.П.: сесть прямо, шарик перед глазами на указательном
пальце правой руки, левая рука свободна, глаза открыты.

На счет 1-2 обвести пальцем по окружности шарика, про­следить движения пальцами, повторигь 5 - 6 раз.

20. И.П.: сесть прямо, шарик перед глазами на указательном
пальце левой руки, правая свободна, глаза закрыты.

На счет 1-2 обвести шарик правой рукой, повторить 3 - 4 раза.

В работе используются разные способы применения упражне­ний для глаз. Наиболее часто упражнения включаются в общую структуру физкультминуток и состоят из одного-двух заданий для глаз. Как правило, они проводятся первыми, а затем уже упраж­нения для снятия мышечного напряжения.

Гимнастика для глаз может быть использована и как самостоя­тельная форма организации детей. Весь курс гимнастики состоит из 4 - 5 комплексов, каждый комплекс включает 4 - 5 упражнений. Первыми планируются упражнения, подготавливающие детей к прослеживанию взором, сосредоточению на определенных объек­тах (повороты головы, шеи в разных направлениях).

В комплексы входят упражнения непосредственно для глаз: на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций. Гим­настика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физ­культминутки проводятся на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 10- 11-й минуте в течение 2 - 3 минут; на 14 -


17-й минуте занятия - физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение 3 минут. Когда первая половина занятия не связана со зрительной работой, например, в занятиях по методике развития речи (чтение, рассказывание), то на И -13-й минуте проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17- 18-й минуте занятия - упражнения для глаз.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстанов­лению работоспособности, эффективному усвоению учебного ма­териала, активизации, упражнению и восстановлению зрения при косоглазии и амблиопии.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика - это универсальные физические уп­ражнения, которые способствуют развитию практически всех фи­зических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, а так­же способствуют выработке у дошкольников с нарушением зре­ния чувств ритма, культуры движений, красоты походки, правиль­ной осанки.

Ритмическая гимнастика доступна детям с нарушением зрения, т.к. ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вмес­те с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочетанию движений. В них современные линии, свобода, раскрепощенность движений, гармония.

Упражнения просты по двигательной структуре. Это обще-развивающие упражнения (бег, прыжки, элементы танца, худо­жественной гимнастики), но выполнение более интересно, с до­бавлением стилевых деталей из современных танцев. Все эти особенности ритмической гимнастики повышают интерес детей к занятиям физическими упражнениями. В практике работы дошкольных учреждений этот вид гимнастики получил название «ритмопластика» - специальные физические упражнения, ба­зирующиеся на сочетании в себе движения пластики с ритмичес­ким рисунком.

Для этого вида гимнастики характерны следующие особен­ности:

Танцевальная направленность и модернизация стиля испол­нения обычных гимнастических упражнений;

Многократное повторение упражнений;

Показ упражнений ведущим, что сводит к минимуму словес­ное объяснение и повышает эффективность занятий;

Поточный метод проведения занятий.


В ритмической гимнастике составление комплексов, система проведения и структура занятий с детьми подчиняются специ­фическим требованиям методики физического воспитания до­школьников с нарушенным зрением. Продолжительность занятий может быть различной - 10-15 мин. в зависимости от возраста детей и степени подготовленности. Первые занятия не превы­шают 10 мин. и состоят из 5 -6 упражнений, которые предвари­тельно разучиваются в медленном темпе.

В структуре ритмической гимнастики выделяют вводную, основ­ную, заключительную части. В процентном отношении части рас­пределяются следующим образом: 10%, 70%, 20%. При продолжи­тельности занятий 15 мин. время распределяется так: вводная часть - 3 мин., основная часть - 9 мин., заключительная часть - 3 мин. Каждая часть занятия имеет свои определенные задачи, и, следовательно, упражнения, входящие в состав каждой части комплекса, должны соответствовать поставленным задачам.

Подготовительная часть или разминка. Задача этой части - подготовить организм к нагрузке, обеспечить разогревание мышц. Упражнения обычно включают в работу сразу несколько звеньев тела, но выполняются с небольшой амплитудой, чтобы не трав­мировать еще холодные, не разогретые мышцы и связки. Спе­циалисты считают, что целесообразно в эту часть комплекса вклю­чать упражнения для осанки, подготовительные упражнения для овладения движениями основной части комплекса; изолирован­ные и несложные комплексные упражнения, выполняемые стоя. Они направлены на развитие физических качеств; повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем; повышение эмоционального состояния; достижение оптимального уровня частоты сердечных сокращений, коррекцию и компенсацию нарушенных движений. Наиболее эффективными средствами решения этих задач являются упражнения для всех частей тела и мышечных групп, выполняемые из различных ис­ходных положений; бег, прыжки, танцевальные упражнения; уп­ражнения в различном темпе и ритме. В этой части комплекса последовательно «прорабатываются» мышцы шеи (1-2 упраж­нения), затем рук и плечевого пояса (2 - 3 упражнения), туловища (2 - 3 упражнения), ног (2 - 3 упражнения). Подбираются они с та­ким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Ус­пешность занятий обеспечивается, если в середине комплекса выполняются бег и серия прыжков, за исключением тех, которые противопоказаны детям с нарушением зрения по диагнозу зритель-


ной патологии. Затем предусматриваются 1-2 дыхательных упраж­нения, позволяющих немного отдохнуть и восстановить силы.

Основная часть комплекса целиком посвящена упражнениям в исходных положениях сидя и лежа. Эти положения очень удобны для комбинированной проработки мышц живота, ног, туловища, рук.

При этом снижаются требования к сохранению равновесия тела, уменьшается вертикальная (опорная) нагрузка на позвоноч­ник, ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих уп­ражнениях достаточно высока и позволяет мышцам работать в другом режиме.

В заключительной части предполагается снижение нагрузки и восстановление после нее. В этой части ритмической гимнастики обязательными средствами являются упражнения на расслабле­ние, гибкость, дыхательные упражнения, простейшие танцеваль­ные композиции в медленном темпе, упражнения для глаз, паль­цев, а также аутогенная и психорегулирующая тренировка. Дока­зано, что гимнастика благоприятно воздействует на развитие физических качеств. Специальные упражнения способствуют раз­витию гибкости, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны и подвижны. Чередуясь с упражнениями на расслаб­ление, они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности. Эффективность воз­действия занятий ритмической гимнастикой на организм опре­деляется правильным выполнением упражнений, которые зависят от овладения техникой. Каждое упражнение выполняется из опре­деленного исходного положения, которое само собой определяет грамотное выполнение упражнений, поэтому необходимо обра­тить внимание на правильность исходного положения.

Наиболее распространенное исходное положение в ритмичес­кой гимнастике - ноги врозь, руки опущены. В этом положении очень важно следить за сохранением правильной осанки у детей. Правильное выполнение упражнений требует умения напрягать и расслаблять мышцы. Это необходимо для того, чтобы вовремя включить одни мышцы и «выключать» другие, почувствовать, где излишне напрягаются мышцы, уметь снимать мышечное напря­жение. Этому также необходимо научить дошкольников в про­цессе занятий.


КОМПЛЕКСЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ

КОМПЛЕКСЫ* 1 Вводная часть

1. Ритмическая ходьба.

2. Бег на носках 2 круга.

3. Упражнения в ходьбе:

а) руки к плечам, руки вверх, б) руки к плечам, круговые движения, в) наклон вперед к ноге на каждый шаг.

4. И.П. о.с. - руки опущены в «замок», переступить ногами че­рез руки (3 раза).

5. Упражнение «мячики», прыжки в приседе (1 / 2 круга).

6. Бег, руки в стороны, не сгибая их, выполнять поочередные хлопки в ладоши перед грудью и за спиной (2 круга).

7. Ходьба на внешней и внутренней стороне стопы (1 крут).

8. Обычная ходьба (1 крут).
Перестроение в 4 колонны.

Основная часть

Упражнения для рук и плечевого пояса

1. И.П. - стоя, кисти на затылке. Наклонить голову вперед, за­тем медл енно отвести голову назад, руками оказывая неболь­шое сопротивление (6 раз).

2. И.П. - ноги врозь, руки на поясе. Рывки прямыми руками назад (3 - 5 раз) - пауза. Голову не опускать (4 раза).

3. И.П. - колени и стопы сомкнуты, пальцы к плечам, Сгибать и разгибать колени, вытягивая одновременно руки (1 мин).

4. И.П. - ноги врозь, руки за голову, 1 - полуприсед, руки вправо,

голову вправо, 2 - и.п., 3 - то же в другую сторону, 4 - и.п. (6 раз). Упражнения для туловища и ног

5. И.П. - ноги на ширине плеч, руки вниз, 1 -3 пружинящих наклона вперед, касаясь руками пола, 4 - и.п., ноги не сги­бать (6 раз).

6. И.П. - ноги на ширине плеч, руки вниз, 1 -2 наклона вправо, правую руку согнуть за спину, левую - за голову. То же вле­во, сменив положение рук (по 4 - 5 раз).

7. И.П. - стоя. Выпад вперед, при котором правая согнутая нога вперед, а прямая левая - сзади. На каждый счет 4 делать поворот кругом и продолжать упражнение (4 - 6 раз).

8. И.П. - то же, согнуть ногу и трижды подтянуть колено ру­ками к груди. Каждой ногой (6 - 8 раз).


9. Расслабить ноги. Поочередное потряхивание ног.

10. И.П. о.с, руки опущены, 1 - мах правой ногой, носком кос­нуться вытянутых пальцев рук, 2 - и.п. (4 - 6 раз).

11. И.П. о.с. - 1 - присесть, положить кисти на пол, 2 - не отрывая от пола, выпрямить ноги, голову опустить, 3 - со­гнуть ноги, присесть, 4 - и.п. (4 -6 раз).

Танцевальные движения, бег и прыжки

1. Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки на уровне пояса.
И.П.о.с. - 1 - шаг правой ногой в сторону, 2 - приставить,

и.п., 3 - левой ногой в сторону, 4 - и.п. (медленно, затем в быстром темпе 6 раз).

2. И.П.о.с. Три скользящих шага в сторону, хлопок в ладоши. То же в другую сторону (5 раз).

3. И.П. - ноги врозь, руки опущены, кисти сжаты в кулаки.

1 - прыжок на месте, 2 - прыжок с поворотом на 90 . Правая

нога вперед. То же влево. Упражнения на полу

1. И.П. - сидя, упор сзади, 1-2 - приподнять таз, сгибая ноги в коленях, коснуться тазом пяток ног - выдох, 3 - 4 - и.п., вдох (4 -6 раз).

2. И.П. - сидя, упор сзади, ноги согнуты, разведены. Не отрывая носков от пола, делать пружинистые движения пятками вверх

Вниз (4 - 6 раз).

3. И.П. - сидя, ноги врозь, носки тянуть, руки на затылке. 1 -
2 - наклон вперед, правым локтем коснуться левого колена

Выдох, 3 - 4 - и.п., вдох. То же к другой ноге.

Усложнение: касаться лбом колен (3-4 раза)

4. И.П. - сидя, ноги скрестить, руки с упором сзади, 1 - раз­
вести колени как можно шире, 2 - поднять их вверх.

Усложнение: то же и.п. - руки за головой, на поясе, за спиной (4 - 6 раз).

5. И.П. - сидя на полу, упор сзади, круговые движения ногами, как при езде на велосипеде (6 раз).

6. И.П. - лежа на правом боку, правая рука - упор на пред­плечье, левая вперед на полу в упоре, ноги согнуты. Левую ногу выпрямить и с максимальной амплитудой выполнять ею движения вперед - назад. То же на другом боку. Дыхание произвольное (4 - 6 раз).

Заключительная часть

Упражнения на равновесие, координацию, восстановление, рас- с лабление.


1. И.П. - сидя на пятках, руки опущены, 1- медленно накло­ниться вперед, спину округлить, 2 - плавно отвести плечи назад, прогнуться, локти отвести назад (5 раз).

2. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, 1 - согнуть ноги в коленях, 2 - медленно поднимаясь, коснуться коленями лба. Задержать несколько секунд.

3. И.П. - сидя, ноги вперед. Медленно наклониться вперед, кос­нуться лбом, коленей, задержать 3 сек. (руками коснуться носков ног) (3 раза).

4. И.П. о.с. - 1 - 2 - плавно отвести правую (левую) руку в сторону, одновременно правую (левую) ногу вперед на носок. Спину держать прямо, голову не опускать (4 - 6 раз).

5. И.П. о.с. 1 - подняться на высокие полупальцы, руки вытянуть вперед,

6. И.П. о.с. - руки вверх, медленно уронить кисти на пред­плечья, плечи. То же с шагом в сторону (4 - 6 раз).

КОМПЛЕКС№2

Вводная часть

1. Ходьба с ритмическими хлопками под музыку.

2. Бег с работой рук, согнутых в локтях на уровне пояса, как «Паровозик».

3. Подскоки с высоким подниманием колена.

4. Упражнения в ходьбе:

а) круговые вращения кистями рук,

б) сжимать и разжимать кисти рук на каждый шаг,

в) руки на пояс, наклон в сторону (рука прямая) на каждый
шаг,

г) спину округлить, локти вперед; прогнуться, лопатки свес­
ти, локти назад.

5. Бег с захлестом голени (1 круг).

6. Бег на носках (2 круга).

7. Ходьба в полном приседе (1/2 круга).

8. Ходьба обычная (1 круг).

ПЕРЕСТРОЕНИЕ В КОЛОННЫ В ШАХМАТНОМ ПОРЯДКЕ Основная часть

Упражнения для рук, плечевого пояса, туловища 1. И.П. - ноги вместе, руки внизу. Полуприседание с одновре­менным подниманием обоих плеч вверх. Выпрямляя ноги - вернуться в и.п. (4-6 раз).


2. И.П. - стойка: ноги врозь на шщрине плеч, руки в стороны, кисти сжаты в кулак. Чередовать попеременное сгибание ног в коленных суставах (сгибать ле?вую ногу - круговое дви­жение правой рукой, правую ногу/ - левой рукой) (4 - 6 раз).

3. И.П. - полуприсед, ноги вместе, ;руки вверху. Поочередные наклоны туловища в левую и правую стороны, не изменяя положения ног. Наклон туловищеа выполнять на максималь­ной амплитуде, не фиксируя исходного положения, сначала в медленном, затем в быстром теэмпе (4 раза в каждую сто­рону).

4. И.П. - стойка: ноги врозь на ширине плеч, руки в стороны. Поочередные наклоны головы к левому и правому плечу с одновременным полуприседаниелм (4 -6 раз).

5. И.П. - стойка: ноги врозь, чуть пиире плеч, руки в стороны. Полуприседание с одновременными подъемом на носки. Вы­прямляя ноги, вернуться в и.п. (4-6 раз).

Усложнение При подъеме на носки пятки выдсоко поднимать над полом, добавить поочередное сгибание - разгибание рук в лок­тевых суставах (4 - 6 раз).

6. И.П. - стойка: ноги врозь, на шщрине плеч, руки согнуты за головой. Не меняя положения верхшей части туловища, выпол­нять движения тазом: влево - вперед - вправо - назад, затем в обратном направлении. По 4 - 63 раз в каждую сторону.

7. И.П. - ноги вместе, руки в сторогны. Маховое движение со­гнутой ногой вперед с хлопками рууками под коленом маховой ноги. По 5 движений каждой ногсэй.

8. И.П. - ноги вместе, руки в свободном положении (в стороны, согнуты за головой, на поясе). Сгибая ноги в коленях, вы­полнять несколько движений коленями по кругу, сначала в левую, в затем в правую сторону ((6 раз).

102

3. И.П. - лежа на животе, руки под подбородком, локти в сто­роны, 1 - 2 - согнуть правую (левую) ногу, отведя колено в сторону, 3 - 4 - вернуться в и.п. (4 -б раз).

4. И.П.о.с. - согнуть правую ногу в колене, отвести колено в сторону, стопой коснуться голеностопа левой ноги. Руки в стороны, согнутые в локтях, ладони «смотрят» вверх. Удер­жать равновесие 5 сек.

Руки не опускать. То же на другой ноге (4 - 6 раз).

5. И.П. о.с. Повороты вправо (влево) всего корпуса и расслаб­ленных рук (как ветви обвивают ствол дерева) (4 - 6 раз).

6. «Потягивание». И.п. о.с. - 1-4 - плавно руки через сторо­ны вверх, потянуться, подняться на носки, посмотреть на ру­ки, 5 -8 - медленно опустить руки вниз, сказать «в-н-и-з» (4 -6 раз).

ИГРЫ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ К РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

1. Игры на подражание:

«Игровая», «Придумай сам», «Смена пар».

2. Игры на развитие ритмичности:

«Пятнашки», «Музыкальные змейки», «Льдинки, ветер, мороз».

3. Игры на развитие гибкости:

«Мыши в кладовой», «Поймай лягушку», «Запрещенное движение», «Регби на коленях»,

ИГРОВАЯ Дети встают в круг, берутся на руки. В центре находится ве­дущий. Играющие ходят по кругу и говорят слова: У дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я. При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.


Правила игры:

При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противопо­ложную сторону.

ПРИДУМАЙ САМ

Игроки двух команд строятся на разных сторонах зала лицом к его середине и рассчитываются по порядку номеров.

Руководитель называет любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать движение. Затем игрок из дру­гой команды показывает движение, не похожее на предыдущее. Если показывает движение, которое уже было показано, команде дается штрафное очко.

СМЕНА ПАР

Играющие встают парами по большому кругу, а ведущий без пары - в середину круга. Под музыку участники в парах выпол­няют танцевальные движения. Музыка умолкает, и руководитель объявляет: «Смена пар». Все быстро меняются местами, составляя новые пары, водящий тоже стремится встать с кем-нибудь в пару. Оставшийся без пары становится водящим. По указанию руко­водителя танец возобновляется, и т.д.

Правила игры:

По команде все должны сменить партнеров, в противном случае один из пары становится водящим, после смены пар все опять встают по кругу и продолжают танцевать каждый со своим партнером.

ПЯТНАШКИ Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпры­гивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, левой о ле­вую ногу напарника.

Игра ведется ритмично, в виде танца. Правила игры: Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

На сигнал «Мороз» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры:

Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее чис­ло игроков. Менять движения можно по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру включаются подскоки, боковой галоп.

6.4.4. Дыхательная гимнастика

В основе действия физических упражнений на организм лежит постоянная дозированная тренировка, при использовании произ­вольной регуляции дыхания, осуществляемая через вторую сиг­нальную систему.

Физическая основа упражнений - правильно поставленное дыхание порождает вторичные отклонения (снижение темпа и ритма движений, техники выполнения действий, нарушение осан­ки и др.), физиологическое дыхание (во время выполнения упраж­нений, а также при статистическом положении) состоит из рит­мически чередующихся вдоха и выдоха.

В зависимости от того, какими преимущественно мышцами осу­ществляется дыхание, оно делится на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнереберное, диафрагмальное. Последний тип дыхания наиболее выгоден для выполнения фи­зических упражнений,

Часто у детей с нарушением зрения, в силу общей ослабленности организма, диафрагма действует вяло, и тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений, которые в по­следние годы получили название дыхательной гимнастики.

Загрузка...