Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Жуткие легенды римского колизея. Жуткие легенды римского колизея Кто и когда построил Колизей

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Шрифт:

100% +

Глеб Владимирович Носовский, Анатолий Тимофеевич Фоменко
Тайна Колизея

Предисловие

Колизей известен всем. Сегодня это самый знаменитый древний памятник Рима. А может быть даже – и всего мира. Недаром его уже начинают называть одним из чудес света. Хотя надо сказать, что ни у одного из древних и средневековых авторов Колизей чудом света не называется. И, вообще, упоминания о нем в древних первоисточниках довольно немногочисленны.

По нашему опыту исследования древней истории мы хорошо знаем, что чем сильнее «раскручен» тот или иной древний памятник, тем скорее он может оказаться на поверку поздней подделкой. Подлинные же древности зачастую оказываются забытыми и заброшенными. Историки не любят подлинники. Подделки им гораздо ближе. Дело в том, что подлинники часто противоречат общепринятой версии истории. Историкам приходится мучаться с ними, придумывать различные объяснения. А подделки с самого начала изготовлены в соответствии с общепринятой версией истории. Поэтому историкам с ними проще и приятнее работать.

Почему мы говорим здесь об этом? Дело в том, что подлинность римского Колизея уже давно вызывала у нас большие сомнения. В нашей книге «Царский Рим в междуречье Оки и Волги» мы подробно касались этого вопроса. Однако окончательного ответа нам получить тогда не удалось.

Все стало на свои места лишь после того, как мы разобрались с историей Ватикана и итальянского Рима в целом. В этом нам очень помогли итальянские зодиаки. Их расшифровка позволила извлечь на свет десятки подлинных дат итальянской истории. Вскрывшаяся при этом картина массовых хронологических подтасовок в истории Италии, оказалась поразительной. См. подробности в нашей книге «Ватикан», которая освещает не только историю Колизея, но и Рима в целом.

Почему мы говорим здесь о «тайне Колизея»? Обычно мы избегаем слова «тайна» в названиях своих книг, поскольку слово это слишком часто употребляется для дешевого завлечения читателей. Однако, как выяснилось, Колизей действительно хранит в себе некую очень важную и интересную ТАЙНУ.

Да, Колизей является подделкой. Сегодня можно сказать об этом с полной определенностью. Но это не простая подделка. Оказывается, знаменитый Колизей является ПОЗДНЕЙ КОПИЕЙ ДРЕВНЕГО ПОДЛИННИКА. Подлинный древний Колизей, о котором писали «античные» авторы, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ. Его внушительные развалины стоят до сих пор. Но только не в Риме, а в Стамбуле. Сегодня он засыпан и застроен сверху. Не включен в списки древностей. Не описан в путеводителях. Историки не замечают его. Однако он существует!

Вторая глава книги посвящена хронологии постройки знаменитых мечетей Стамбула. Здесь также «зарыто» много такого, что пытаются скрыть от нас историки.


А.Т. Фоменко,

Г.В. Носовский

Москва, июль 2010 года

Глава 1
Колизей

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории сильно меняются. И, естественно, возникает вопрос – когда и кем был построен Колизей в итальянском Риме? Что это – древний подлинник или поздняя бутафория? А если бутафория, то какой древний прообраз пытались в нем воспроизвести?


Рис. 1. Колизей. Фотография 2009 года


Рис. 2. Колизей с птичьего полета. Взято из , с. 23


Рис. 3. Арена Колизея. Фотография 2007 года


В нашей книге «Ватикан» мы подробно говорим о том, что многие якобы «античные» памятники итальянского Рима были построены отнюдь не в древности, как обычно считается, а гораздо позже. Их возвели в XV–XVI веках римские папы, которые появились в итальянском Риме сравнительно недавно – лишь около 1453 года. Первые папы Рима были, по всей видимости, беглецами из Константинополя – столицы Ромейской империи, разгромленной в 1453 году турками-османами (сегодня это турецкий город Стамбул). Большинство якобы «античных» построек итальянского Рима строилось папами-беглецами как подражания подлинным сооружениям, стоявшим на их прежней родине, в Константинополе-Стамбуле. И Колизей не исключение. Одного внимательного взгляда на него достаточно, чтобы заметить, что он С САМОГО НАЧАЛА строился как «античные развалины». Следы его поздней постройки видны очень хорошо.

Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича» , том 21, с. 604. Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? По нашему мнению, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Приглядимся внимательно к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, рис. 4, рис. 5. Мы не говорим здесь о реставрированных участках. Следов ПОДЛИННОЙ реставрации в Колизее не видно вообще. Вся кирпичная кладка в нем выглядит приблизительно одинаково и сделана из единообразного кирпича. Кирпичи во многих местах аккуратно обиты с краев. Хорошо видно, что кирпичи были обиты именно ПЕРЕД КЛАДКОЙ, а не после нее. Другими словами, при постройке Колизея сразу же ИСКУССТВЕННО ИЗОБРАЖАЛСЯ ЯКОБЫ МНОГОВЕКОВОЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ.


Рис. 4. Кирпичная стена арены Колизея выложена «под древность» из кирпича со специально обитыми краями. Причем, почти вся кирпичная кладка арены Колизея именно такова. Фотография 2007 года


Рис. 5. Кирпичная кладка арены Колизея. Видно, что края кирпичей обиты весьма упорядочено и обивка была произведена ПЕРЕД кладкой, а не с течением веков (что пытались изобразить). Кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент XIX века. Фотография 2007 года


Рис. 6. Кирпичная кладка Колизея. Якобы обвалившийся «от древности» участок стены. Однако оголившиеся кирпичи расположены почему-то не вдоль, а под углом к поверхности стены и уложены достаточно упорядочено. Скорее всего, это – новодел «под древность». Фотография 2007 года


То же самое можно сказать и об участках якобы «обвалившейся» кирпичной кладки. Они есть внутри Колизея. Эти участки тоже явно сделаны искусственно, сразу в своем нынешнем «обвалившемся» виде, рис. 6. Если бы кирпичная кладка обвалилась по-настоящему, то ее оголившиеся внутренние кирпичи располагались бы ВДОЛЬ первоначальной поверхности стен, а не под углом к ней. Кроме того, значительная часть кирпичей в разломе была бы сколота. Ничего подобного в Колизее нет. Обвалившиеся участки стен выложены сразу в своем окончательном, «обвалившемся» виде из целых кирпичей. Большинство кирпичей нарочно повернуто под углом к поверхности стены, чтобы изобразить якобы хаотическую поверхность скола. Однако каменщики, привыкшие класть кирпичи ровно, так и не смогли добиться настоящего хаоса. В кладке «обвалов» явно проглядывает упорядоченность.

Переделки и перекладки, встречающиеся в стенах Колизея, тоже совсем не похожи на настоящие. Аккуратно выложенные «остатки старых сводов» странно смотрятся на ровных, как с иголочки, кирпичных стенах Колизея, рис. 7. Хорошо видно, что все эти «перекладки» делались сразу же при первоначальном строительстве, чтобы изобразить «древность». Подлинные перекладки сводов, окон и дверей, неизбежные в старых, уходящих под землю зданиях, выглядят совсем по-другому. На рис. 8 мы приводим для сравнения фотографию внешней стены собора святой Ирины в Стамбуле. Там хорошо видны многочисленные следы ПОДЛИННЫХ перекладок. Обратите внимание, что верхние участки стен святой Ирины выглядят существенно НОВЕЕ нижних. Нижние участки наоборот, более старые, в них больше переделок. Но в Колизее кладка удивительным образом ОДИНАКОВА по новизне на ВСЕХ УРОВНЯХ, рис. 7.


Рис. 7. Кирпичная кладка Колизея. Бутафория «под древность». На поверхности стены аккуратно выложены «следы древних сводов», а также «след древней обвалившейся лестницы». Фотография 2007 года


Рис. 8. Кирпичная стена собора святой Ирины в Стамбуле. Видны многочисленные, разнородные, накладывающиеся друг на друга следы перекладки сводов и окон. Нижняя часть стен (ниже растущей травы) находится в раскопе, сделанном вокруг храма. Фотография 2007 года


Далее, в подлинных старых зданиях нижняя часть постройки находится обычно под землей или в раскопе. Например, собор святой Ирины стоит в примерно 4-метровом раскопе, рис. 8. Но вокруг Колизея НИКАКОГО РАСКОПА НЕТ. Не заметно никаких следов его сколь-нибудь существенного погружения в землю. Неужели за 2 тысячи лет, якобы протекшие со времен строительства, вокруг Колизея так и не вырос культурный слой, заметный невооруженным глазом? Это очень странно.

Отметим, что достройка Колизея продолжается и в наши дни. На фотографии, приведенной на рис. 9, хорошо видно, как продвигается работа по надстройке кирпичной стены Колизея «древним» белым камнем. Делается это откровенно, на виду у туристов, с помощью передвижных строительных лесов.


Рис. 9. Стены Колизея растут до сих пор. На фотографии видно, как идет надстройка кирпичной стены Колизея современным белым камнем «под древность» с помощью передвижных строительных лесов. Фотография 2007 года


Итак, когда был построен Колизей на самом деле? Оказывается, в Ватикане это особенно и не скрывается.

Так, например, в Ватиканском дворце на всеобщее обозрение выставлена фреска, изображающая, как ТОЛЬКО ЧТО СПРОЕКТИРОВАННЫЙ КОЛИЗЕЙ сходит с бумажного листа, претворяясь в действительность, рис. 10. Причем – СРАЗУ В ВИДЕ РАЗВАЛИН (!), Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели – язычнику-императору (что было бы неуместно для ангела)? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением Колизея, читаем: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» («PIVS.VII.P.M.ANNO.VII»), рис. 11. Поскольку папа Пий VII правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. (!)


Рис. 10. Фреска в Ватиканском дворце. Колизей сходит с бумажного листа проектировщика, претворяясь в действительность. Прямо указано, что происходит это при папе Пие VII (1800–1823), на 7-м году его правления, то есть в 1807 году. Фотография 2007 года


Рис. 11. Фрагмент предыдущего рисунка. Табличка с датой «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII», то есть «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Это 1807 год. Фотография 2007 года


Рис. 12. Большая мраморная доска с крестом, висящая над входом в Колизей, торжественно сообщает, что «восстановление» Колизея («АМФИТЕАТРА ФЛАВИЕВ», AMPHITEATRVM FLAVIVM) закончено при папе Пие IX в 1852 году, на 7 году его правления. Фотография 2009 года


Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской. Написано следующее, рис. 12:

AMPHITHEATRVM.FLAVIUM

A.PIO.VII.CONTRA.RVINAM.EXCELSO.FVLCIMENTO.SOLIDATVM

ET.PLVRIFARIAM.SVBSTRVCTIONE.MVNITVM

Дадим буквальный перевод на русский язык, пользуясь латинско-русским словарем И.Х. Дворецкого .

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

ПИЙ VII, РУИН ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯЩИХСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ

Не вникая в тонкости перевода, отметим, что СТРОИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН (РУИН) КОЛИЗЕЯ здесь недвусмысленно назван папа Пий VII. Причем сказано, что начало строительства – или быть может, только одобрение проекта – случилось в 1807 году.

Итак, в Ватиканском дворце откровенно изображено строительство Колизея СРАЗУ КАК «АНТИЧНЫХ» РАЗВАЛИН В 1807 ГОДУ Н.Э. Причем, показано, что дело началось с составления проекта. Что, вероятно, означает, что в 1807 году Колизей только начал возводиться.

Но кто же тогда ЗАКОНЧИЛ его строительство? Ответ, вероятно, содержится на торжественной мраморной доске, висящей прямо над входом в Колизей, рис. 11. Крупными буквами здесь написано имя папы Пия IX (1846–1878). Указан также и год завершения «восстановления» Колизея. Это знаменательное событие произошло в 1852 году, на седьмом году правления Пия IX. Что, скорее всего, и есть ПОДЛИННАЯ ДАТА ОКОНЧАНИЯ ПОСТРОЙКИ КОЛИЗЕЯ. Это 1852 год, то есть середина XIX века.

После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены .

Но если Колизей был построен в XIX веке, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I веке н. э.?

Обратимся к общепринятой истории Колизея.

«Колизей – самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире. Находится в Риме … на том месте, где некогда был пруд … Постройка этого здания начата императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончена в 80 г. после Р.Х. императором Титом … Первоначально Колизей назывался, по фамилии упомянутых государей, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии.

… Долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ … Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил КРЕПОСТЬЮ ДЛЯ ЗНАТНЫХ РИМСКИХ РОДОВ … особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь БОЙ БЫКОВ (в 1332 году бои быков происходили, скорее всего, не в нынешнем Колизее, а в том городском театре итальянского Рима, который позднее был переделан в замок святого Ангела, см. нашу книгу «Ватикан» – Авт. ), но с этой поры началось систематическое разрушение Колизея … Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио – для дворца Канцелярии (Cancelleria), Павел III – паллацо-Фарнезе (Колизей тут не при чем – просто камень и кирпич старого города XIV века использовался для папских построек XV–XVI веков, ПОСЛЕ ЧЕГО старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины, см. нашу книгу «Ватикан» – Авт. ). Однако … значительная часть его уцелела … Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства СУКОННОЙ ФАБРИКИ, а Климент IX на самом деле ПРЕВРАТИЛ КОЛИЗЕЙ В ЗАВОД ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ СЕЛИТРЫ. Лучшее отношение пап к величественному памятнику … НАЧАЛОСЬ НЕ ПРЕЖДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ … Бенедикт IV (1740–1758) … приказал водрузить посреди его арены ГРОМАДНЫЙ КРЕСТ, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году (вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали – Авт. )» , статья «Колизей».

Итак, при Клименте IX (1592–1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто ПРУД. Никакого Колизея в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть Колизей, был папа Бенедикт XIV (1740–1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный памятник», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего памятника». Вот что сообщает Энциклопедический Словарь:

«Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII … подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением (читайте: построили стены Колизея – Авт. ), а Пий IX исправил в нем некоторые из внутренних лестниц (читайте: выстроил внутреннюю часть Колизея – Авт. ). Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого, под руководством ученых археологов … на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии» , статья «Колизей».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» – морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений – как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства?

Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Ничего подобного в Колизее нет. Ниже мы объясним подлинную подоплеку этих легенд о «наумахиях».

Но – скажут нам – если Колизей был построен в XIX веке, как вы говорите, то, следовательно, авторы XVII–XVIII веков еще ничего не знали о нем. Так ли это?

Да, по-видимому, так и было. Чтобы проверить это, мы обратились к имеющимся у нас источникам XVII века, которые, по всей видимости, должны были упомянуть о таком замечательном сооружении как Колизей, если хоть что-нибудь знали о нем. Но оказалось, что ни в одном из этих источников о Колизее НЕ ГОВОРИТСЯ НИ СЛОВА. Приведем два наиболее ярких примера.

Прежде всего, откроем ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД – подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Кстати, по нашему мнению, Лицевой свод был изготовлен не в XVI, а в XVII веке, но в данном случае это не важно. Долгое время Лицевой свод был совершенно недоступен для изучения, однако в 2006–2008 годах московское издательство «АКТЕОН» выпустило полное факсимильное издание всех 10 томов Лицевого свода . Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил Колизей, см. выше.

Отметим, что Лицевой летописный свод – далеко не простая летопись. Во-первых, она ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ. Во-вторых, она предназначалась для царя и его окружения, а потому писалась особо тщательно. На ее изготовление были затрачены огромные средства. «Лицевой свод XVI века – крупнейшее в отечественной письменности историческое иллюстрированное произведение» , с. 27. Некоторые тома Лицевого свода находились библиотеке московских царей, принадлежали лично Петру I , с. 15–21. Лицевой свод содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, в том числе, множество рисунков, изображающих город Рим. Поэтому если ДАЖЕ ТАМ нет упоминаний о Колизее – ни в тексте, ни на рисунках – то приходится заключить, то в Москве XVI–XVII веков о Колизее ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ. Поразительно, что таких упоминаний действительно НЕТ.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых императором Веспасианом в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. В Лицевом своде, кстати, подробно ИЗОБРАЖЕНО – что именно строил в Риме Веспасиан. См. рис. 13. Показаны плотники с топорами, возводящие различные здания. Никакого театра среди них нет, рис. 13.

Приведем для полноты отрывок Лицевого свода, говорящий о постройках Веспасиана в Риме. Как мы уже говорили, Веспасиан задумывает их сразу по возвращении Иудейской войны.

«Уеспасианъ же ища создати жертвеник кумиру, и скоро зда и паче человеческия мысли скончаша. И вся многоценная вложи вонь и бысть видети вся невидимая и необретаемая ту собрана. Ихже деля человецы по всему миру ходятъ, труждающеся и жадающе обрести видети а. Повеси же ту июдейски катапетазме аки хваляся има, и вся златомъ строеныя ризы, законы яже книги в полате повеле хранити» , книга 2, с. 2850–2851.


Рис. 13. Император Веспасиан по возвращении с Иудейской войны строит «жертвенник кумиру» в Риме. Но это – отнюдь не Колизей, а храмовые здания с «золотым кумиром». завесами и книгами. Колизей вовсе не изображен и не упомянут в тексте Лицевого свода. Взято из , книга 2, с. 2850


Перевод на современный русский язык:

«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда и все чудесное и недоступное было там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же [Веспасиан] там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате» , книга 2, с. 2850–2851.

Как видим, Лицевой свод не преминул рассказать о замечательных постройках Веспасиана в Риме, возведенных после Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не знает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 года – всемирная летопись, подробнейшим образом описывающая римские события. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храмъ мира сооружается, въ немже возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, сиесть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени» , лист 113.

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее – и вообще, о каком-либо театре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Получается, что Лютеранский хронограф, как и Лицевой свод, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ о Колизее. Хотя написан он в 1680 году и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII века н. э. , статья «Колизей». Почему же автор второй половины XVII века его еще не знает?

Получается, что в XVII веке действительно еще ничего не знали о Колизее.

Но давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем здании древнего Рима, грандиозном Колизее?

Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт I века н. э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света» .

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в итальянском Риме, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Ведь, как мы показали в наших работах по хронологии, подлинный «античный Рим» никакого отношения к современному итальянскому Риму не имеет. См. наши книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги», «Ватикан». Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте?

И еще о один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодя якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем – уже ПОСЛЕ ТОГО, как было решено построить Колизей в Риме и требовалось найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано примерно то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений:

1) храм Мира,

2) еще один храм,

3) некий безымянный амфитеатр посреди города.

Светоний пишет: «Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ форума, храм божественного Клавдия на Целийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом» , с. 257.

Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее , с. 843. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.

Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей» , с. 50.

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане «в Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и многого другого: создан был амфитеатр огромного размера» , с. 86. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр («огромный» – понятие растяжимое), ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это – Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду СОВСЕМ ДРУГОЙ АМФИТЕАТР?

Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От него (Марциала – Авт. ) до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, НЕ СЧИТАЯ В ЭТОМ ЧИСЛЕ ОСОБОЙ КНИГИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ТАКЖЕ НАЗВАННЫХ ЭПИГРАММАМИ, НО ОТНОСЯЩИХСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИГРАМ АМФИТЕАТРА ПРИ ТИТЕ И ДОМИЦИАНЕ» , статья «Марциал».

А даже если «Книга Зрелищ» Марциала – подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств. Вполне может случиться, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о ДРУГОМ АМФИТЕАТРЕ. Тем более, что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. Но это – отнюдь не Колизей в итальянском Риме. В отличие от итальянского Колизея, этот другой, ПОДЛИННЫЙ Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.

Однако на самом деле он существует. Только не в Риме, а в Стамбуле.

Колизей - одно из величайших архитектурных сооружений древнего Рима. Восемь лет тысячи рабов, по приказанию императоров из династии Флавиев, добывали и доставляли в Рим миллионы тон камня и возводили величественные стены Колизея. Три яруса для зрителей вмещали до 80 000 посетителей, и четко делили их на высшую знать, среднее сословия и низы общества.

Окончание постройки Амфитеатра Флавиев, а именно так изначально назывался Колизей, состоялось в 80 году н.э. и было отмечено потрясающими по размаху играми и гладиаторскими боями. Светоний свидетельствует: «Тит показал гладиаторский бой на диво богатый и пышный, устроил он и морское сражение, а затем вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Празднование продолжалось сто дней и, в его ходе, было убито две тысячи гладиаторов. Отношение к жизни и смерти вообще, а к жизни и смерти рабов, в дохристианском Риме было весьма презрительным. Тела умерших рабов просто выбрасывались на помойку, где служили добычей для бродячих собак. Но не такова была судьба тел погибших в Колизее. Под зданием были пробиты глубокие шахты. Считалось, что они уходят в огромное подземное море. В эти шахты и сбрасывались трупы погибших на арене зверей, тела гладиаторов, а позже и зверски замученных первых христиан. По преданию, тела пожирались неким загадочным чудовищем, обитавшим в подземном море. Колизей был построен на месте огромного искусственного озера, устроенного по приказанию императора Нерона и примыкавшего к его «Золотому дворцу». В это море и было первоначально выпущено таинственное и хищное чудовище, доставленное Нерону из далекой Африки.
Нерон, будучи язычником, поклонялся множеству богов. Чудовище служило неким передаточным звеном между императором и богом природы Фавном. Для того, чтобы добиться милости могучего бога - ему приносились жертвы. Каждый день во времена Нерона на корм неизвестному монстру сбрасывали двух-трех рабов. Считалось, что это принесет милость Фавна к императору и всему народу Рима. После смерти Нерона искусственное озеро было засыпано, но чудовище не исчезло, а переселилось в подземное море. Согласно легенде, работнику Колизея, ответственному за захоронение, явился сам Фавн и назвал тайное имя чудовища, позволявшее вызывать его из морских глубин. Страшная тварь являлась по вызову и пожирала окровавленные и растерзанные тела гладиаторов и трупы хищников, убитых на арене Колизея. Таким образом, решались сразу две проблемы: с одной стороны обеспечивалось покровительство могучего бога. С другой -удавалось избавиться от трупов, которых в дни больших праздников набирались десятки, а то и сотни. Среди служителей Колизея, этого варварского цирка с залитой кровью ареной, бытовало поверие, что до тех пор, пока чудовище получает в пищу убитых гладиаторов, до тех пор простоит и сам Колизей.
И действительно, после запрета в 405 году н.э. императором Гонорием гладиаторских боев, как не соответствующих духу христианства, здание стало быстро приходить в упадок. Сначала оно сильно пострадало от нашествия варваров. Позже в течение двух веков Колизей служил крепостью для влиятельных семейств Франджипани и Аннибальди. Позже король Генрих седьмой подарил его сенату и народу Рима, и некоторое время на этой мрачной арене проводились бои быков. Но стремительное разрушение здания началось уже тогда. Сначала для построек использовались выпавшие из стен от времени камни, позже древние стены стали воспринимать как источник дешевых строительных материалов. Теперь камни выламывались уже вполне осмысленно, они использовались при строительстве «Веницианского Дворца», «Дворца Форнезе» и «Дворца Канцеллерия». Трудно поверить, но величайший памятник древнего Рима разбирался и расхищался до середины восемнадцатого века. Лишь папа Бенедикт XIV взял его под свою защиту. Свое решение он объяснил тем, что на арене Колизея приняли мученическую смерть сотни, если не тысячи первых христиан.
Заинтересованное в туристах, правительство Италии в наши дни много делает для сохранения Колизея. Проводятся раскопки и консервация руин. Но многое уже утрачено безвозвратно. Только в каменном весе Колизей утратил более двух третей своего первоначального объема. Утрачены и выходы к загадочному подземному морю, в чьих мрачных глубинах чудовище Нерона, возможно, до сих пор ожидает новых жертв.
Одно из последних весомых упоминаний о чудовище Колизея оставил выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини. В своих воспоминаниях он рассказывает о неком сицилийском священнике, умевшем при помощи заклинаний и курения фимиама вызывать в руинах Колизея различных демонов, в том числе и «морского зверя Нерона». Сам Челлини, правда, посчитал это мистификацией, но некие мрачные и зловещие тени он все-таки видел.

То, что одна- любимая жена-кудерка- это классно (самая милая тут, имхо). Другая- любимая сестрёнка, которую он постоянно засасывал, полагаю потому, что времена были такие, что всё можно- это тоже классный вариант. Но вот совместить их вместе по сюжету- автор жесток. Ни одну не кинешь, не заслужили они такого, а с обеими остаться

ну, по-идее, если не пихать сюда ещё рояль типа "это же аниме"

Жалко девок. Парень будто на две семьи жил.
А вообще- идея с реинкарнациями как-то смыла возрастной барьер, всем одновременно стало морально по "?" лет- и как бы все тут совершеннолетние, даже Майя. Это можно было бы неплохо разыграть, но, похоже,

все ведут себя как школьники

Кроме специалистки по бурению анальных отверстий и тонкого намёка, что

хотя более подробно она спала кое-с-кем другим, но это всё равно вывернуто к сёнену

Ничего из ряда вон выходящего не было, всё по-шоненовски.
Гг регулярно что-то вспоминает. Это основа тайтла. Как чекпойнты. Я вспомнил, я вспомнил, я вспомнил. Прямо сейчас я вспомнил, и ушатаю кого-то с удара, прямо сейчас вспомнил, кто мне эта баба. Хорошо, хоть не забывает потом. До забавного однообразно. Вместо "я вспомнил" он мог бы говорить "рояль!", но это было бы совсем уже некрасиво. Но, пожалуй, половина прелести этого тайтла внутри этих флешбэков и содержится.
Картинка в 50% халтурная. Музыка тоже не супер, пара треков вообще были как в одной хентайной игрушке, с чего я слегка проиграл.
К концу первой части из серий ~8- внутри борется перфекционист , требующий добить из принципа и потому, что не совсем всё плохо, и желание дропнуть эту ерунду.
Ну а вторая часть получше. Трэинтрип до красноярска на зелёной стрёмной советской электричке милое дело, не заезженное почти.

Бадум-тсс. Дали отдохнуть от обилия баб- ограничась одной, новенькой. Весёлый блицкриг вышел)
Сразу видно что автор в

Откуда у финнов бани с трёхэтажный дом с парилкой 12х12 метров? А как вам целая витражная стена прямо в парилке, а?) На одну протопку по гектару леса валить придётся. Где вы видели, чтобы в финской сауне

да, окей, видели, но это неправильно, финская сухая должна быть.

Не бывал, да и в

Начали с дури хлестать воду ковшами--- И ВСЕ ПОЛЕЗЛИ ПОВЫШЕ!?? WTF?? Почему русские девки выглядели самыми вялеными? Стало жарко- и БЕГОМ до выхода? Серьёзно? если зажарился- медленно выползаешь по полу, а не летишь во весь рост мимо камней! Про спорт при 130 градусах я просто промолчу, пожалуй, закончилось закономерно. Боже мой, этот "эпизод с источниками по-страшнорусски" и нравится и колется)


Третья часть - тоже стандарт. Превозмогание, "долбанём вместе", хеппи энд и натянутое подобие эпилога.
Весь тайтл такой, стандартный и деланный по наработанной схеме за не очень большие деньги. Все бабы либо гиперактивные цундерки, либо кудерки. Изучать приёмы не надо, их достаточно вспомнить. Сюжет и исполнение тоже как по точкам контур обвели. Поход в Россию- хорош, на 7, остальное на 5.

Данный тайтл почти уже близится к 300-а просмотренным и в принципе, если можно было бы оценить 100/10 , то это тот случай, ибо мало подобий, если только "доблесть рыцаря неудачника" , "боевая академия города астериск" , " САО" . совместить в один тайтл, то будет такое вот сочетание - это не плохо, а наоборот автор додедал все так, чтобы не было призрачных мыслей на счет второго сезона ибо в этом рассказали и показали ВСЕ , на самом деле вот это идеал подобного жанра, в котором показали саму задумку и мысль, да и ГГ хоть и способный, но все таки построено тут так, как от части в "Что ты будешь делать во время апокалипсиса? Будешь ли ты занят? Могу ли я спасти тебя?" только доведено все в абсолют до идеала.
Если пройтись по оценкам, тогда:
Сюжет - по сюжету вопросов просто 0 , автор сделал все, чтобы закончить на первом сезоне и это великолепно ибо у многих таких же подобных тайтлов нет продолжения хоть и с множеством на это подсказок, за это в принципе можно только респектнуть. То как удалось за 12 серий по факту раскрыть всех персонажей и рассказать о ГГ и прочем, но вот есть одна недомолвка в том, что к примеру Шизуне и Сацки были по факту похожи на свои версии до смерти, а вот ГГ только проявился один раз и тот

в конце, когда понял, что уже по факту потерял и на третье свое перерождение сестру из 2 жизни и жену из первой и что в 3 так же по факту показали, что дракон их обошел и просто волной превратил в камень

На самом деле приятно, что концовку все таки обыграли в плане смерти,но и хорошо от части, что все таки один раз показал себя из прошлого, ибо видеть ГГ в подобных этому тайтлах от части грустно. Респект за это.(1000/10)
По рисовке - рисовка на самом деле выглядит вроде и хорошо, но бедная со стороны, если долго смотреть, боевая составляющая выглядела эффектно, тем более произношение заклинаний и прочего, да это не сравнится с красивой и устрашающей, как в "Оверлорде" или же "Повелитель Рагнарека и Покравилитель эйнхерий" , но очень эффектно, в остальном в принципе претензий нет. (9/10)
Музыкальное сопровождение - годные опенинги, но на самом деле после середины, как любят делать показывают концовку - это от части калит, но скипать не особо то и хочется, музыка выглядит эффектно и не утомляет + в тему достаточно (10/10)
Персонажи - наверное единственный тайтл подобного рода (гаремник-школа-магия и т.д.) , где закончилось все одним сезоном и в полном размере, т.е. тот кто смотрел понимал всю картину, но обыгрывать смерть на самом деле тут это заходило очень даже четко и претензий не имеется, от части только не раскрыли полностью двух глав наций (хотя и можно было кратко о них запилить, ибо "сильнейшие" по факту из перерожденных. (9.5/10)
Посоветовать и добавить в избранные самое малое, что можно тут сделать, опять же не всем это понравится, тут же сидят критики которые просмотрели уже не одну тысячу тайтлов и у всех вкусы разные, но если бы хоть кто-то привел в пример, где за 12 серий автор не льет воду в пустую и предельно максимально придумывает качественный сюжет, не только на дойках героинь и прочем, тут определенно тысяча из десяти.
Ну а всем, кто все таки читал или же прочел до конца Удачи в просмотре

Колизей - одно из величайших архитектурных сооружений древнего Рима. Восемь лет тысячи рабов, по приказанию императоров из династии Флавиев, добывали и доставляли в Рим миллионы тон камня и возводили величественные стены Колизея. Три яруса для зрителей вмещали до 80 000 посетителей, и четко делили их на высшую знать, среднее сословия и низы общества.

Окончание постройки Амфитеатра Флавиев, а именно так изначально назывался Колизей, состоялось в 80 году н.э. и было отмечено потрясающими по размаху играми и гладиаторскими боями. Светоний свидетельствует: «Тит показал гладиаторский бой на диво богатый и пышный, устроил он и морское сражение, а затем вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Празднование продолжалось сто дней и, в его ходе, было убито две тысячи гладиаторов.


Отношение к жизни и смерти вообще, а к жизни и смерти рабов, в дохристианском Риме было весьма презрительным. Тела умерших рабов просто выбрасывались на помойку, где служили добычей для бродячих собак. Но не такова была судьба тел погибших в Колизее. Под зданием были пробиты глубокие шахты. Считалось, что они уходят в огромное подземное море. В эти шахты и сбрасывались трупы погибших на арене зверей, тела гладиаторов, а позже и зверски замученных первых христиан. По преданию, тела пожирались неким загадочным чудовищем, обитавшим в подземном море. Колизей был построен на месте огромного искусственного озера, устроенного по приказанию императора Нерона и примыкавшего к его «Золотому дворцу». В это море и было первоначально выпущено таинственное и хищное чудовище, доставленное Нерону из далекой Африки.


Нерон, будучи язычником, поклонялся множеству богов. Чудовище служило неким передаточным звеном между императором и богом природы Фавном. Для того, чтобы добиться милости могучего бога - ему приносились жертвы. Каждый день во времена Нерона на корм неизвестному монстру сбрасывали двух-трех рабов. Считалось, что это принесет милость Фавна к императору и всему народу Рима. После смерти Нерона искусственное озеро было засыпано, но чудовище не исчезло, а переселилось в подземное море. Согласно легенде, работнику Колизея, ответственному за захоронение, явился сам Фавн и назвал тайное имя чудовища, позволявшее вызывать его из морских глубин. Страшная тварь являлась по вызову и пожирала окровавленные и растерзанные тела гладиаторов и трупы хищников, убитых на арене Колизея. Таким образом, решались сразу две проблемы: с одной стороны обеспечивалось покровительство могучего бога. С другой -удавалось избавиться от трупов, которых в дни больших праздников набирались десятки, а то и сотни. Среди служителей Колизея, этого варварского цирка с залитой кровью ареной, бытовало поверие, что до тех пор, пока чудовище получает в пищу убитых гладиаторов, до тех пор простоит и сам Колизей.


И действительно, после запрета в 405 году н.э. императором Гонорием гладиаторских боев, как не соответствующих духу христианства, здание стало быстро приходить в упадок. Сначала оно сильно пострадало от нашествия варваров. Позже в течение двух веков Колизей служил крепостью для влиятельных семейств Франджипани и Аннибальди. Позже король Генрих седьмой подарил его сенату и народу Рима, и некоторое время на этой мрачной арене проводились бои быков. Но стремительное разрушение здания началось уже тогда. Сначала для построек использовались выпавшие из стен от времени камни, позже древние стены стали воспринимать как источник дешевых строительных материалов. Теперь камни выламывались уже вполне осмысленно, они использовались при строительстве «Веницианского Дворца», «Дворца Форнезе» и «Дворца Канцеллерия». Трудно поверить, но величайший памятник древнего Рима разбирался и расхищался до середины восемнадцатого века. Лишь папа Бенедикт XIV взял его под свою защиту. Свое решение он объяснил тем, что на арене Колизея приняли мученическую смерть сотни, если не тысячи первых христиан.


Заинтересованное в туристах, правительство Италии в наши дни много делает для сохранения Колизея. Проводятся раскопки и консервация руин. Но многое уже утрачено безвозвратно. Только в каменном весе Колизей утратил более двух третей своего первоначального объема. Утрачены и выходы к загадочному подземному морю, в чьих мрачных глубинах чудовище Нерона, возможно, до сих пор ожидает новых жертв.
Одно из последних весомых упоминаний о чудовище Колизея оставил выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини. В своих воспоминаниях он рассказывает о неком сицилийском священнике, умевшем при помощи заклинаний и курения фимиама вызывать в руинах Колизея различных демонов, в том числе и «морского зверя Нерона». Сам Челлини, правда, посчитал это мистификацией, но некие мрачные и зловещие тени он все-таки видел.

Подпишитесь на нас

Август 4, 2018

Пожалуй, ничто так не будоражит воображение приезжающих в Вечный город туристов, как стены древнеримского Колизея – безмолвные свидетели гладиаторских игрищ. Вопрос об их происхождении до сих пор останется открытым. Однако независимо от мнения историков, бои гладиаторов на арене Колизея являлись примером военной этики и были важнейшей частью политической и общественной жизни в римском мире.

Кровавые игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика еще до появления Амфитеатра Флавиев – в период со II века до н.э. до I века н.э. Откуда же и почему в Древнем Риме появилось столь нетривиальное развлечение для публики.

Гладиаторские бои – история возникновения

Дошедшие до нашего времени ранние летописные источники разнятся в оценках дат и причин возникновения гладиаторских боев. Так, в конце I века до н.э. греческий историк и философ Николай Дамасский (род. около 64г. до н.э.), полагал, что их происхождение берет свое начало из Этрурии – древнего региона Центральной Италии, в который входили: часть Лацио к северу от Рима, Тоскана, часть Умбрии и Лигурийское побережье. Эта версия, ставшая доминирующей, впоследствии была подтверждена древними артефактами, найденными при археологических раскопках в итальянском городе Тарквиния, находящемся примерно в 45 км от Рима в провинции Витербо. Этот город является одним из старейших поселений этрусков. Именно он дал целую династию древнеримских царей – .
Гипотеза о том, что бои гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков, основывается на найденных в их погребальных захоронениях графических изображений ритуальных похорон, сопровождавшихся играми.

Фреска «Борцы» в этруском погребальном захоронении, ок. 460г. до н.э.


Похоронные игры этрусков предусматривали, также, жертвоприношения пленных, в которых их кровь в качестве жертвенной выливалась на могилу павшего воина для упокоения его души. Этот искупительный кровавый обряд, очевидно, и предвосхитил ранние римские гладиаторские бои.

Фреска «Принесение в жертву пленных троянцев» , ок.IV до н.э.

Игры гладиаторов в раннюю римскую эпоху и смена декораций

Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем. Если верить римскому историку Титу Ливию (59г. до н.э. – 17г. н.э.), впервые они были проведены в Риме в 264г. до н.э. В своей работе «Ab Urbe Condita Libri» он отмечал, что их организовали братья Марко Юнио Пера (римский консул в 230г. до н.э.) и Децим Юнио Пера (римский консул в 266г. до н.э.) по случаю похорон своего отца – не менее знаменитого политика и аристократа этрусского происхождения Децим Юния Брут Пера, одного из прямых потомков основателя Рима. Тогда, чтобы почтить его память, насмерть сражались три пары гладиаторов на Forum Boarium (Бычий форум) и это кровавое действо, по оценке Тита Ливия, полностью соответствовало этрусскому погребальному обряду.

Гладиаторы. ок. II века н.э. Часть мозаики, найденной г. Злитен, провинции Мисурата в Ливии.


В 216 году до н.э. римский консул Маркус Эмилиус Лепидус также был удостоен чести проведения столь торжественного древнего обряда – «munera funerari», то есть погребальных игр. Его сыновья Люциус, Квинт и Маркус, используя двадцать две пары соперников, организовали на Forum Romanum бои гладиаторов, которые длились три дня.

Следующие масштабные гладиаторские бои, проводимые в рамках munera funerari, состоялись на похоронах римского консула Публия Лициния Красса в 183г. до н.э. Но они были уже более экстравагантными. Погребальные игры продолжались три дня, и в них участвовало около 120 гладиаторов.

Увлечение гладиаторскими играми и принятие их в качестве необходимого ритуала при погребении было восторженно воспринято многими союзниками Рима, а культ гладиаторов проник далеко за его пределы. К началу 174г. до н.э. «малые» римские munera funerari – частные или публичные, имели уже довольно низкую значимость и были настолько обыденными и ничем не примечательными, что даже не удосуживались быть упомянутыми в трудах летописцев. В 105г. до н.э. правящие консулы предложили Риму спонсировать «варварскую битву» из государственной казны в рамках учебной программы для военных. Бои гладиаторов, впервые проведенные специально обученными бойцами из Капуи, оказались столь популярны, что после этого они стали публичными. Их стали часто включать в проведение государственных игр, которые сопровождали основные религиозные праздники.

Колизей – главная арена гладиаторов

Изначально публичные бои гладиаторов устраивались на открытых многолюдных площадках городских рынков, таких как Forum Boarium, вокруг которых на возвышенностях возводились временные места для зрителей с высоким статусом. Однако по мере того, как гладиаторские игры становились все более и более популярными, потребовалось строительство фундаментальных сооружений.

Фреска с изображением Римской арены в г. Помпеи, построенной ок. 79г. до н.э.

Самый ранний известный римский амфитеатр был построен для этих целей около 70г. до н.э. в Помпеях. В Риме, по свидетельствам летописцев, существовал деревянный амфитеатр публичного оратора Гая Скрибониуса Курио, сооруженный в 53г. до н.э., а открытие первого каменного состоялось лишь в 29г. до н.э. и было приурочено к празднованию тройного триумфа Октавиана Августа. По словам Плиния, три этажа этого амфитеатра были отделаны мрамором, содержали более 3000 бронзовых статуй и вмещали 80 000 зрителей. Однако, в 64г. н.э. он сгорел дотла, так как сооружение, по всей вероятности, имело деревянный каркас. На замену ему император Тит Флавий Веспасиан возвел в Риме самую большую и известную арену гладиаторов в мире – Амфитеатр Флавиев, известный сегодня как Колизей. Он был открыт в 80 году н.э. как личный дар Императора римскому народу.

Колизей, возведенный династией Флавиев, подаренный римскому народу императором Веспасианом


Гладиаторские игры

Во времена Империи количество проводимых гладиаторских боев достигло своего пика, став любимым развлечением восторженной публики. Выступления превратились в настоящие шоу гладиаторов – игры заблаговременно объявлялись на рекламных щитах, где указывалась их причина, место и дата проведения, количество и имена выступающих пар, порядок их появления. Дополнительно зрителям сообщалось о наличии мест под тентом, защищающем от солнца, предоставляемых напитках, сладостях и еде, указывались призы для победителей.
В ночь перед играми гладиаторы получали возможность дать поручения, чтобы закончить свои личные дела, для них устраивался банкет, имевший очевидную схожесть с ритуальным и сакраментальным «последним приемом пищи».

Гладиаторы после боя. 1882г. Картина Хосе Морино Карбонеро, Музей Прадо


На следующий день, торжественно шествуя через весь город, роскошно одетые гладиаторы направлялись в амфитеатр Флавиев. Спереди шли ликторы – римские гражданские служащие, позади – небольшая группа трубачей, играющих в фанфары, и свита, несшая образы богов, чтобы засвидетельствовать судебные разбирательства на арене. Замыкал процессию писарь и специальный человек, несший пальмовую ветвь для чествования победителей.

Это интересно!

Согласно установившемуся мнению, перед боем на арене Колизея гладиаторы попадали под трибуну императора, если тот присутствовал на выступлениях, и кричали – «Ave Caesar, morituri te salutant» , т.е. «Привет, Цезарь, те, кто скоро умрет, приветствуют тебя» . Однако недавняя историография отрицает подобные домыслы.


Игры гладиаторов на арене Колизея обычно начинались с развлекательного зрелища –либо сражавшихся друг с другом диких животных, либо со звериной охоты (venationes), когда слабо вооруженный гладиатор (venator) бился с голодными хищниками – львами, тиграми или медведями. Венатор, то есть охотник, был защищен только фасциями – полосками сыровяленой кожи, обернутой вокруг туловища и ног. Для своей защиты он использовал лишь копье.

Звериная охота на арене. Византийская фреска ок. V века н.э. Музей мозаики в Стамбуле, Турция


Следующим действом было публичное осуждение нарушивших закон преступников или христиан – Ludi Meridiani, приобретшее значительную популярность в период Римкой империи. К виновным, приговоренным к смерти, применяли наиболее варварский вид смертной казни – Domnatio ad Bestia (Осуждение к зверям). Несчастных просто бросали на растерзание дикому зверю.


Зачастую несчастные были полностью или частично обнажены, а оказывать сопротивление, чтобы защитить свою жизнь, им мешали оковы. Те, кто контролировал эту форму исполнения казни, назывались bestiarii (от лат. Bestia – «зверь»). Публичная смерть от диких животных на арене считалась наиболее унизительной в Риме. Последним актом унижения было удаление трупов – их крючьями вытаскивали с арены Колизея, а растерзанные тела впоследствии лишали надлежащих языческих погребальных обрядов.

Фрагмент мозаики «Domnatio ad Bestia», I век н.э., г. Злитен, Ливия


Перед началом боев, на арене Колизея проводилась их симуляция с деревянным оружием в качестве разминки, в которой участвовали пары заявленных для участия в гладиаторском шоу бойцов. Затем ланисты (антрепренеры гладиаторов, в современном понимании) представляли публике участников предстоящих схваток и отмечали пространство боя, ограничивая его метками.

Бой гладиаторов на арене Колизея, который обычно длился 10-15 минут, начинался по сигналу взывающего протяжного звука из рога. В течение дня проводилось 10-13 схваток, а обученные бойцы должны были соблюдать профессиональные правила ее проведения. Для этого назначался summa rudis, т.е. старший судья и его помощник, чтобы предупредить или отделить противников друг от друга в какой-то наиболее критический момент. Чаще всего судьи сами были отставными гладиаторами – их решения и суждения безоговорочно соблюдались. Они могли полностью прекратить поединок или приостановить его, чтобы дать отдохнуть соперникам.

Фрагмент мозаики «Бой гладиаторов», ок. 320г. н.э., галерея Боргезе, Рим, Италия


Поверженный наземь гладиатор мог сам признать свое поражение, обратившись к рефери поднятием вверх большого пальца, чтобы остановить бой и обратиться к редактору, решение которого обычно зависело от ответа толпы. Самые ранние гладиаторские бои предусматривали для побежденного безоговорочную смерть, которая считалась праведным наказанием за поражение. Несколько позже, во времена Римской империи, те кто показывал свое мастерство и хорошо сражался, мог получить по прихоти толпы или, чаще всего, от редактора – missione, т.е. прощение и спасти свою жизнь от смертного приговора. Очевидно, это было связано с тем, что публичные бои на арене амфитеатров стали неплохим бизнесом для держателей школ – гладиаторы стоили дорого, их арендовали для боя, продавали и покупали как товар, а заключенный контракт между ланистом и редактором мог включать выплату довольно большой денежной компенсации за непредвиденные случаи смерти. Порой сумма могла оказаться в пятьдесят раз выше арендной стоимости гладиатора.

Картина Pollice Verso (лат. Пальцы вниз), худ. Жан-Леон Жером, 1872


Побежденный, которому было отказано в помиловании, должен был умереть достойно, не оказывая сопротивления и не взывая к милосердию. Некоторые сохранившиеся до нашего времени мозаики показывают, каким именно образом поверженные гладиаторы принимали смерть. Стоящему на коленях противнику победитель наносил последний роковой удар, опуская свой меч сверху вниз – между ключицей и лопаткой, чтобы достичь сердца и, таким образом, давал ему быструю смерть.

Это интересно!

Кровь убитого на арене гладиатора считалась эффективным афродизиаком, имевшим тонизирующее и бодрящее действие. Древнеримский писатель и автор «Естественной истории» Гай Плиний Секунд (23-79гг. н.э.) в своих трудах отмечал, что «римляне пили кровь из умирающих гладиаторов, как из живых чаш, как средство от анемии». Кровь раненных бойцов считалась действенным средством для излечения эпилепсии, ее собирали губками прямо на арене и даже продавали.


Распорядитель боев на арене Колизея прилюдно подтверждал смерть гладиатора, касаясь его раскаленным железом, и приглашал либитинариев – специальных служителей амфитеатра, для выноса тела. Облаченные в одежды богов Харона или Меркурия, они выносили с арены бездыханные останки через предназначенную для этого особую дверь – libitina, называемую так по имени древнеримской богини похорон и захоронений. Эта дверь вела в spoliarium – помещение, предназначенное для трупов, где мертвого гладиатора лишали доспехов и оружия.

Победитель, выигравший гладиаторские бои, получал от редактора лавровую корону, а от благодарной толпы зрителей – деньги. Для изначально осужденного гладиатора или раба самой большой наградой было вручение ему rudis – учебного деревянного меча. С этого момента невольник получал свободу, считаясь вольноотпущенником.

Запрет гладиаторских игр

Вторжения чужеземцев, эпидемия чумы, гражданская война и экономическая депрессия предопределили так называемый Кризис Третьего века. Известный также как Императорский кризис 235-284гг. н.э., начавшийся с убийства императора Александра Северуса в 235 году, он привел к глубоким изменениям во всех институтах власти и в экономической жизни на всей территории Империи и предопределил повсеместное распространение христианской религии. И хотя императоры продолжали субсидировать бои гладиаторов на арене Колизея в качестве неотъемлемых общественных интересов, кровавое зрелище становилось все более презираемо христианами.

Смерть Игнатия Антиохийского на арене в Риме


В 315г. Константин I запретил варварские смертные приговоры Domnatio ad Bestia, приводившиеся в исполнение на аренах, а через десять лет он даже попытался полностью запретить игры гладиаторов. Однако императорское законодательство не смогло полностью сдержать проведение игр, несмотря на то, что:
  • в 365 г. н.э. Валентиниан I (правивший 364-375гг.) пригрозил штрафовать судей, которые приговаривали христиан к смерти на арене;
  • в 393 г.н.э. Феодосий I (правивший 379-395гг.) запретил проведение языческих фестивалей;
  • в 399 и 404 годах император Гонорий (правивший 393-423гг.) дважды накладывал юридический запрет и закрыл школы гладиаторов в Риме;
  • в 438 году Валентиниан III (правивший 425-455гг.) повторил предыдущий запрет на проведение гладиаторских игр;
  • в 439 году состоялся последний бой гладиаторов в Риме.

Последовательно проводимая целым рядом императоров политика, направленная на искоренение языческого наследия, дала свои результаты. К тому же, распространение христианства вызывала у последователей новой религии все большее неприятие и отвращение, что значительно снизило интерес к гладиаторским боям.

Это интересно!

Считается, что в запрещении игр не последнюю роль сыграл трагический случай, произошедший в 404 году во время боя гладиаторов на арене Колизея. Согласно свидетельствам сирийского епископа Антиохия Феодорета (393-458гг.), во время финальной стадии поединка, когда победитель схватки готовился нанести последний роковой удар поверженному противнику, на арену амфитеатра выбежал монах, пытаясь остановить расправу. Жаждавшая крови толпа забросала камнями благородного христианина. История сохранила имя монаха, принявшего мученическую смерть – Альмахус (Almaquio), более известного как Святой Телемах. Впечатленный случившимся, император Флавий Гонорий Август запретил бои гладиаторов в Риме, а Альмахус был возведен в лик святых.


Тем не менее, игры гладиаторов на аренах продолжались вплоть до начала VI века. Последние зрелищные сражения, по свидетельствам историков, состоялись в Венеции в 536 году.

Бои гладиаторов в современной реконструкции

Сегодня некоторые римские реенакторы пытаются воссоздать школы гладиаторов, формируя из единомышленников целые группы. Их целью является как можно более точное воспроизведение гладиаторского боя на арене и демонстрация римского исторического наследия.

Реконструкция гладиаторского боя


Регулярно проводимые, не только в Риме, различные фестивали, дают возможность современникам воочию увидеть доспехи и оружие бойцов, а присутствуя на подобных мероприятиях – проникнуться духом времени и почувствовать былое величие Римской империи. Этому способствуют и многочисленные художественные киноленты, отснятые в жанре «peplum» итальянскими и зарубежными кинематографистами. И хотя некоторые из них являются костюмированными драмами, интерес к ним не иссякает на протяжении многих поколений зрителей. Но об этом можно прочитать в нашей следующей статье.

Бои гладиаторов на арене Колизея: меч, кровь и восторг публики


Загрузка...