Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

О европейском банке реконструкции и развития. Европейский банк реконструкции и развития (ебрр) Функции и не только

А также Европейский союз и Европейский инвестиционный банк.

Крупнейшие акционеры — США (10,2% капитала ЕБРР), Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония (по 8,7%), Российская Федерация (4,1%), Испания и Канада (по 3,5%), ЕС и ЕИБ (по 3,1%), Нидерланды (2,5%), Австрия, Бельгия, Швейцария и Швеция (по 2,3%), Польша, Норвегия и Финляндия (по 1,3%).

Объявленный акционерный капитал Банка в 10 миллиардов евро был увеличен в 1996 году до 20 миллиардов евро и до 30 миллиардов евро в 2010 году.

В настоящее время Банк активно работает в более чем 30 странах от Центральной Европы до Центральной Азии и в странах Южного и Восточного Средиземноморья.

Единственным членом Банка, который вышел из числа стран операций и больше не получает инвестиций Банка, является Чехия.

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет инвестиции как в финансовом, так и в реальных секторах экономики, вкладывая средства в создание новых предприятий и направляя инвестиции в существующие компании.

ЕБРР активно работает в следующих секторах экономики: агропромышленный комплекс, информационные и коммуникационные технологии, муниципальная инфраструктура, правовая реформа, природные ресурсы, промышленное производство и услуги, транспорт, устойчивое ресурсопользование и изменение климата, финансовые учреждения, фонды прямых инвестиций, энергетика, ядерная безопасность.

В 2015 году общий объем инвестиций банка достиг рекордной суммы в 9,4 миллиарда евро. Ожидаемая прибыль ЕБРР по итогам 2015 года составляет 0,8 миллиарда евро.

Высший руководящий орган ЕБРР — Совет управляющих , в состав которого каждый акционер назначает своего представителя и одного его заместителя.

Совет директоров (23 человека) отвечает за руководство общей деятельностью Банка. Директора избираются Советом управляющих на три года с возможностью переизбрания на второй срок.

Президент является законным представителем ЕБРР. Президент возглавляет персонал Банка. Он несет ответственность за организацию работы, назначение или увольнение должностных лиц и сотрудников в соответствии с правилами, устанавливаемыми Советом директоров. Он избирается Советом управляющих большинством голосов на четыре года и может быть переизбран на второй срок. В настоящее время этот пост занимает представитель Великобритании Сума Чакрабарти, вступивший в должность 3 июля 2012 года.

Официальными языками ЕБРР являются английский, немецкий, французский, русский.

Штаб-квартира находится в Лондоне (Великобритания).

Россия как правопреемница СССР имеет статус учредителя Европейского банка реконструкции и развития. ЕБРР долгие годы являлся одним из крупнейших инвесторов в реальный сектор экономики РФ. Всего с 1991 года по 2015 год аккумулированный объем инвестиций ЕБРР в России составил 24,3 миллиарда евро (792 проекта).

В январе 2016 года Европейский банк реконструкции и развития сообщил, что 2015 год стал первым, когда он не запустил новых проектов в России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Содержание

Методика кредитования, которую предложил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), широко применяется в России для анализа финансового положения заемщиков и прогноза взаимоотношений банковских учреждений с клиентом. Чтобы понять, чем вызван такой интерес российских банков к предложенной системе оценки потенциальных инвестиционных проектов, следует обратиться к истории создания ЕБРР и узнать основные цели его деятельности.

Что такое европейский банк реконструкции и развития

European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) представляет собой финансовый институт, который обеспечивает механизм инвестирования, разработанный с целью поддержки свободного предпринимательства и демократических ценностей на территории развивающихся стран. Штаб-квартира банка находится в мировом финансовом центре – Лондоне. Сотрудникам банка реконструкции предоставлена юридическая неприкосновенность, как членам международной организации.

История создания

Возникновение банка реконструкции было обусловлено необходимостью поддержки частного сектора в условиях смены политического режима стран Восточного блока. ЕБРР создан в 1991 г., когда началась реорганизация постсоветского пространства. У истоков создания стояла 61 страна, 2 международные организации, а впервые идея образования банка реконструкции была выдвинута в 1989 году президентом Франции Франсуа Миттераном.

Структура и устав ЕБРР

Уставный капитал банка сформирован из взносов стран-акционеров ЕБРР, в состав которых входят 65 государств и 2 международные организации – Европейский союз (ЕС), Европейский инвестиционный банк. Уставом ЕБРР предусмотрено, что получить статус «страны операций» (получающей инвестиции) могут только те государства, которые придерживаются принципов демократии и плюрализма. Финансовые потоки, привлекаемые ЕББР, осуществляются не только в долларах и евро, но и в национальной валюте стран.

Сфера ответственности

Принцип формирования

Совет управляющих

Высший орган ЕБРР

Формируется из представителей акционеров, назначенных правительством государства

Совет директоров

Разработка стратегии развития, определение политики банка

Акционеры выдвигают своих представителей

Президент

Представляет интересы ЕББР на международном уровне

Вице-президент

Является помощником Президента по всем вопросам

Назначается Советом директоров по представлению Президента

Исполнительный комитет

Контролирует ключевые направления деятельности, устойчивые финансовые показатели

Формируется из членов высшего руководства

Комитеты по направлениям деятельности

Выполняют задачи, поставленные руководством

Структура, штатная численность утверждается Советом директоров

Страны-участницы

Сфера деятельности международной организации охватывает страны от Центральной Европы до Южного и Восточного Средиземноморья. Традиционный регион операций ЕБРР включает 30 стран, географически разделенных на следующие области:

  • Россия;
  • Восточная Европа;
  • Центральная Европа, Прибалтика;
  • Юго-Восточная Европа;
  • Центральная Азия;
  • Турция.

Цели деятельности

Основной задачей ЕБРР является помощь в становлении экономики, основанной на принципах здоровой конкуренции. Целями Европейского банка реконструкции и развития являются:

  • поддержка частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике (Россия, Украина, Армения, Грузия);
  • поддержка процессов приватизации предприятий государственного сектора (Украина, Румыния, Молдова, Венгрия);
  • стимуляция привлечения прямых инвестиций (Балтийские государства, Болгария, Македония, Россия);
  • содействие укреплению финансовых организаций (Польша, Украина).

Чем занимается европейский банк развития

Свои цели банк реконструкции реализует через инвестирование реального и финансового секторов экономики. Предоставляя кредиты на создание новых предприятий, банк содействует укреплению принципов рыночной экономики, развитию предпринимательской деятельности. Прибыль ЕБРР формируется за счет выручки от реализации инвестиций в рынок капитала. Приоритетными секторами экономики, где ЕББР активно осуществляет проектное финансирование, являются:

  • информационный;
  • агропромышленный;
  • промышленное производство;
  • энергетика;
  • ядерная безопасность.

Направления и сфера деятельности

Стратегия банка реконструкции заключается в снижении социального и экономического напряжения в регионах, которое может стать угрозой для соседних стран. Для создания благоприятных экономических условий ЕБРР использует инструменты кредитования и сотрудничества с другими инвесторами, выступая для них наивысшим кредитным гарантом безопасности вложений, к сфере деятельности которого относится:

  • сотрудничество с частными инвесторами и банковскими учреждениями;
  • взаимодействие с международными финансовыми институтами;
  • помощь при составлении планов развития;
  • осуществление кредитных операций;
  • разработка программ содействия развитию экономики.

Функции ЕБРР

Главным предназначением банка реконструкции является интеграция экономик стран-участниц во всемирную экономику. Свою роль в этом процессе банк ЕБРР реализует через следующие функции:

  • содействие частнопредпринимательской деятельности (выступает, как кредитор);
  • обеспечение безопасности инвестиционной деятельности международных учреждений (выступает, как гарант);
  • привлечение капитала коммерческих партнеров;
  • финансирование инфраструктуры.

Методика кредитования европейского банка реконструкции и развития

Разработанные и утвержденные Советом директоров банка принципы финансирования каждой отдельной страны являются основой для принятия решения о предоставлении кредитов. Стратегия, на основании которой ЕБРР предоставляет финансирование, строится на обзоре политической, экономической ситуации в стране. Методика европейского банка учитывает все возможные риски потенциальных инвестиционных проектов.

Кредиты развивающимся странам

Для содействия переходу стран постсоциалистической Европы к открытой экономике, ЕБРР выделяет им крупные инвестиции и берет на себя высокие кредитные риски. При реализации операций преимущество отдается частному сектору, на долю которого должно приходиться не менее 60% ресурсов. Гарантии со стороны государства для того, чтобы профинансировать проект, банку развития не нужны. Основными критериями для принятия решения о кредитовании являются степень рискованности вложений, окупаемость проектов.

Инвестиции в частные бизнес-проекты

Получить экономическую помощь от ЕБРР могут мелкие и средние предприятия, испытывающие трудности с финансированием из других источников. Финансовыми инструментами для реализации целевой поддержки частного предпринимательства выступают:

  1. Прямое финансирование бизнес-проектов (кредитование, инвестиции в акции и акционерный капитал, предоставление гарантий потенциальным инвесторам).
  2. Финансовое посредничество (к числу посредников относятся банки, фонды, подписавшие соглашение с ЕБРР).

Экологическая направленность деятельности ЕБРР

Действуя в интересах мирового сообщества, европейский банк развития оказывает поддержку внедрения инновационных технологий в сфере энергетики, которые способствуют экологически чистому развитию, охране окружающей среды. Так, например, в рамках этой программы банк ЕБРР планирует выделение Казахстану до 250 млн евро на реализацию проектов по возобновляемым источникам энергии. В 2016 году кредитную помощь в размере 2 млн евро получил Кыргызстан на проведение реабилитационных работ системы водоснабжения.

Условия кредитования

Получить кредит по одной из программ финансирования могут проекты, реализуемые в странах операций ЕБРР. Для одобрения запроса на получение кредитных средств представителем ЕБРР, проект должен иметь высокие шансы на прибыльность, соответствовать экологическим требованиям банка. В зависимости от степени коммерческого риска, рассчитывать можно на сумму от 5 до 15 млн евро (в эквиваленте национальной валюты страны) на срок от 5 до 15 лет, процентная ставка может быть фиксированной или плавающей.

Европейский банк реконструкции и развития в России

На территории России действует постоянное представительство ЕБРР, расположенное в Москве, и 6 региональных. За время существования банка развития объем инвестиций в экономику России составил 25,4 млрд евро, что сделало ЕБРР одним из крупнейших инвесторов. С момента создания банка реализовано 792 проекта в таких отраслях российской экономики, как:

  • финансовый, корпоративный сектор;
  • инфраструктура;
  • природные ресурсы;
  • энергетика.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - это международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР являются 40 стран - все европейские (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, Европейский экономический союз (ЕЭС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также ряд стран Восточной Европы.

Членами ЕБРР помимо европейских стран могут быть все члены МВФ.

На 1 января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран, а также ЕЭС и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитет ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между Правительством Великобритании и Северной Ирландии с одной стороны и ЕБРР с другой, которое было подписано после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

Соглашение об учреждении ЕБРР было подготовлено быстро. Это событие явилось результатом нескольких совещаний экспертов по подготовке текста Соглашения и трех встреч представителей стран-членов в Париже 15 - 16 января, 8 - 11 марта и 9 апреля 1991 г., а также личного участия будущего президента ЕБРР Жака Аттали. Подобная оперативность при создании международного финансового института объясняется тем, что в происшедшие в 80-х гг. в странах Центральной и Восточной Европы политические, социальные и экономические перемены привели к экономической и политической перестройке, а также к падению производства и внешней торговли, расстройству финансовой сферы, ухудшению уровня жизни, социальным и национальным конфликтам в регионе. Это превратило страны Центральной и Восточной Европы (вместе с бывшим СССР) в опасных соседей, которые не только не вписывались в процесс европейской интеграции, но и могли его осложнить и замедлить.

Учреждение же нового финансового института было необходимо не только для оказания финансовой помощи странам Центральной и Восточной Европы, но и для укрепления интеграционных процессов на континенте. Создание ЕБРР, по мнению его учредителей, должно было стать основанием единой европейской структуры, которая в перспективе должна привести к созданию конфедерации. Необходимо было интегрировать сотрудничество со странами Запада в рамки общего экономического пространства с помощью административных, финансовых и культурных инфраструктур.



Географическая близость всех европейских стран поставила общие региональные задачи борьбы с загрязнением окружающей среды (например, с загрязнением Балтийского моря или Дуная), создания общеевропейских систем энергетики и телекоммуникации. Решение этих проблем требовало финансирования из единого крупного международного центра, которым и должен был стать ЕБРР.

Создание ЕБРР как первого международного финансового института (МФИ), в котором США не будут играть доминирующую роль, желательно для стран Европейского сообщества с позиций поднятия их статуса в формировании глобальной и региональной экономической политики, для повышения роли Европы в расстановке сил между тремя мировыми центрами соперничества - США, Европой и Японией.

В конце 80-х гг. бывший СССР находился в изоляции от крупнейших МФИ. Вопрос вступления в МВФ и ЕБРР оставался достаточно проблематичным, а острая необходимость использования финансового и технического содействия со стороны международных финансовых организаций ощущалась все больше.

Страны Центральной и Восточной Европы связывали свои надежды по эффективному проведению экономических реформ с МВФ и МБРР, членами которых они уже состояли, однако у этих МФИ не было опыта содействия странам, находящимся в переходной ситуации. Кроме того, данные организации не могли сконцентрировать всю свою деятельность на странах одного региона.

Особенностью ЕБРР явилось то, что вся его деятельность на территории направлялась на развитие концепции одновременного проведения политических и экономических реформ в странах Восточной Европы.

При предоставлении финансовой помощи позиция ЕБРР базируется на оценке результатов и качества демократических преобразований, идущих в этих странах. Политические условия демократизации, выставляемые ЕБРР, не встречают возражений со стороны правительств стран заемщиков, поскольку совпадают с их национальными идеями и планами экономических и политических реформ.

При выработке текста Соглашения и некоторых принципов деятельности ЕБРР использовался опыт практической работы ведущих международных финансовых институтов, например МВФ, а также региональных банков развития.

Цель ЕБРР - помочь странам Восточной Европы избавиться от последствий централизованного управления экономикой, содействовать экономическим реформам, трансформировать экономику, в которой промышленность и сельское хозяйство малоэффективны и энергоемки, используются устаревшие и неэффективные методы управления, инфраструктура явно устарела, а окружающая среда находится на грани экологической катастрофы. ЕБРР должен способствовать переходу к рыночному управлению экономикой, при котором цены регулируются рыночным механизмом, а интересы потребителей защищены разумными и постоянно действующими экономическими мерами.

В круг интересов и обязательств ЕБРР входят: поддержка и развитие региональной интеграции; концентрация средств и усилий на тех странах, где развиваются частная собственность, инициатива, предпринимательство; финансирование через приватизацию потенциально конкурентоспособных предприятий государственного сектора, проведение их реконструкции в целях повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Банк также может и должен предоставлять кредиты под реконструкцию объектов инфраструктуры, включая программы защиты окружающей среды.

ЕБРР имеет трехступенчатую структуру управления с Советом управляющих, Советом директоров и Президентом (рис. 6.1). Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по два представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя. Все полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета, который решает принципиальные вопросы его деятельности. Часть полномочий - в интересах повышения эффективности работы - ЕБРР может делегировать Совету директоров. Однако Совет управляющих сохраняет полноту полномочий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. При этом исключительной компетенцией Совета управляющих является решение следующих вопросов (рис. 6.2):

· 1) прием новых членов ЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в банке;

· 2) избрание директоров и президента ЕБРР, установление размера вознаграждения директоров и заместителей директоров, а также других условий договора с президентом;

· 3) увеличение или уменьшение разрешенного к выпуску уставного капитала ЕБРР;

· 4) предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;

· 5) утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) общего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекращении деятельности ЕБРР и о распределении его активов;

· 6) внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляции, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Советом директоров.

Совет управляющих проводит ежегодное заседание (а также другие заседания) по своему усмотрению или по просьбе Совета директоров, по требованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее ¼ от общего количества голосов ⅔ управляющих составляют кворум на любом заседании Совета при условии, что такое большинство представляет не менее ⅔ от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР.

Совет директоров - главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих (см. рис. 4).

Рисунок 4 - Структура управления ЕБРР

В их числе - подготовка работы Совета управляющих; определение в рамках указаний Совета управляющих политики и принятие решении в отношении предоставляемых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказания технической помощи и прочих операций ЕБРР; предоставление проверенной аудиторами отчетности за финансовый год на утверждение Совета управляющих на ежегодном заседании; утверждение бюджета ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 членов: 11 директоров избираются управляющими от стран-членов ЕС, ЕИБ; 4 директора - от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора - от остальных европейских стран; 4 директора - от неевропейских стран.

Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не мене ⅔ общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался.


Рисунок 5 - Основные полномочия Совета управляющих ЕБРР


Рисунок 6 - Основные полномочия совета директоров ЕБРР

Заместители директоров имеют право голоса, когда они замещают своих директоров. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство голосов (более ½ от общего числа). Некоторые вопросы требуют специального большинства (⅔ или 85 %) голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании.

Президент ЕБРР избирается на четыре года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет его текущей деятельностью под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голосовании, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета управляющих, председательствует на Совете директоров.

Формирование ресурсов ЕБРР

Первоначальный разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд экю делится на 1 млн акций с номиналом 10 000 экю, подписаться на которые могут только члены банка. Первоначальный акционерный капитал ЕБРР делится на оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию. Первоначальная сумма оплачиваемых акций составляет 3 млрд экю, или 30 % разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70 % - неоплаченные, которые могут быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций не подлежат распределению между членами ЕБРР.

Доля основных учредителей в структуре капитала ЕБРР представлена на рис. 6.4.

Рисунок 7 - Структура основных стран-акционеров в уставном капитале ЕБРР

Страны - члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51 %, страны Центральной и Восточной Европы - 13 %, остальные европейские страны -11%, неевропейские страны - 24 %. Наибольшими долями в капитале располагают США (10 %), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5 %). Размер уставного капитала пересматривается не реже чем раз в пять лет.

Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов (см. рис. 6.5). Обычные ресурсы включают: 1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию; 2) привлеченные заемные средства; 3) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал; 4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов развития.


Рисунок 8 - Структура кредитных ресурсов ЕБРР

Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций и ресурсов специальных фондов. Первые два открытых специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов северных стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции). ЕБРР осуществляет управление ими. Один из них предназначен для кредитования технического сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов, а другой - для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов. Другим странам и многосторонним организациям предложено вносить средства в эти фонды. Закупки товаров и услуг за счет средств фондов носят открытый характер. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи.

Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие международные банковские организации, заимствуют на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам.

Принципы деятельности ЕБРР, т.е. условия и направления проводимых банком операций, записаны в Соглашении об учреждении ЕБРР. Во всех операциях банк руководствуется здоровыми банковскими принципами.

Операции ЕБРР обеспечивают финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также технического содействия. ЕБРР не допускает непропорционального использования своих ресурсов в пользу какой-либо страны-члена.

В области инвестиционного поведения ЕБРР осуществляет финансирование коммерческое и так называемое в целях развития (последнее не строится на принципах коммерческого отбора). Банк выделяет на проект не более 35 % от его общей стоимости, но не менее $ 5 млн. Он имеет более высокую процентную ставку по сравнению с другими МФИ.

До предоставления какого-либо займа, гарантии или инвестиции в акционерный капитал заявитель обязан дать соответствующее предложение, а президент банка - письменное заключение относительно этого предложения в Совет директоров (с рекомендациями на основе исследования, выполненного сотрудниками банка).

ЕБРР не предоставляет финансирования и не оказывает никаких услуг, если заявитель имеет возможность получить их из других источников и па разумных (по мнению банка) условиях.

В случае предоставления прямого займа, заемщик получает от банка разрешение использовать средства только по мере необходимости.

ЕБРР стремится к периодическому обновлению своих фондов путем продажи инвестиций частным инвесторам (если возможно осуществлять такие операции на удовлетворительных условиях). Под понятием "инвестиции" в ЕБРР понимаются кредиты, гарантии, участие в акционерном капитале.

При инвестировании в индивидуальные предприятия ЕБРР осуществляет финансирование на принципах, которые считаются приемлемыми с учетом потребностей предприятия, банковского риска, а также условий, получаемых обычно частными инвесторами при аналогичном финансировании.

ЕБРР не устанавливает ограничений на приобретение товаров и услуг из любой страны за счет средств какого-либо займа, инвестиций пли другого финансирования. Во всех соответствующих случаях банк предоставляет свои займы и осуществляет другие операции на условиях международных торгов.

ЕБРР принимает необходимые меры для того, чтобы средства от какого-либо займа, предоставленного или гарантированного банком, пли займа, в котором банк принял участие, либо от участия банка в акционерном капитале использовались только в установленных целях.

Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования (см. рис. 6.6):

· предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;

· инвестирование в капитал;

· гарантирование размещенных ценных бумаг;

· облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;

· размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

· предоставление займов (включая совместное финансирование) под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы) и оказание технического содействия.

ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием.

В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особое значение придается сфере приватизации.

ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на разработку общей стратегии и программ развития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время он проводит приватизацию банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и технического сотрудничества. Во многих странах банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов.

Рисунок 9 - Схема кредитно-инвестиционной политики ЕБРР

Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также могут воспользоваться рядом агентских кредитных линий, поддерживаемых ЕБРР с участием международных и местных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и средних предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и создания рабочих мест за счет расширения существующих или создания новых предприятий-заемщиков.

Энергетика

ЕБРР осуществляет проекты, связанные с модернизацией действующих энергетических мощностей и рационализацией использования энергии потребителями. Осуществление этих проектов связано с реформами в области ценообразования, направленными на скорейшее приближение внутренних цен на энергоносители и электроэнергию к ценам мировых рынков.

Телекоммуникации

В этой области ЕБРР поддерживает инициативы государственного и частного секторов, которые содействуют или приводят к расширению ассортимента услуг и организационным реформам. Главным приоритетом является укрепление структуры государственной сети телекоммуникаций, обеспечивающей предоставление базовых услуг путем установки и эксплуатации современных телекоммуникационных систем.

Транспорт

Здесь ЕБРР уделяет первоочередное внимание проектам, способствующим повышению эффективности перевозок грузов и пассажиров, интеграции Центральной и Восточной Европы с соседями как на Западе, так и на Востоке, а также вносящим вклад в оздоровление окружающей среды. ЕБРР поддерживает сбалансированное развитие транспорта. Особое значение придается проектам, связанным с развитием транспортного машиностроения.

Агробизнес

В данной сфере ЕБРР направляет основные усилия на кредитование строительства современных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, развитие инфраструктуры сбыта и распределение продовольствия.

В частности, банк работает над проектами создания оптовых рынков в ряде стран.

Приватизация

Содействие ее ускорению является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР. В число мероприятий по приватизации включается не только передача действующих государственных предприятий в частную собственность, но и структурная перестройка и модернизация действующих предприятий государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования, а также создание частных предприятий.

Поскольку ЕБРР работает напрямую с конечными пользователями его финансовых ресурсов (компаниями, реализующими проекты) без гарантий правительств, он несет значительные проектные, страховые и иные риски.

Это ставит банк в достаточно жесткие условия, заставляя крайне скрупулезно оценивать и отбирать проекты, выстраивать нестандартную архитектуру финансирования, обеспечивать непрерывный мониторинг проектов и придирчивый надзор за ходом их реализации.

Ориентируясь на коммерчески жизнеспособные проекты, ЕББР последовательно старается не конкурировать с частными кредитными и инвестиционными институтами. Соответственно он вынужден поддерживать далеко не самые привлекательные проекты (с точки зрения рентабельности, сроков окупаемости и других показателей).

Поскольку одной из главных задач ЕБРР является содействие развитию малого и среднего бизнеса, он целенаправленно проводит линию на децентрализацию своих операций. Для этого создается сеть финансовых посредников, в качестве которых выступают местные коммерческие банки, фонды и т.д. Для работы с малыми и средними предприятиями банк использует кредитные линии, гарантии, фонды поддержки малых и средних предприятий, региональные венчурные фонды и т.д.

В целях снижения рисков ЕБРР требует от своих клиентов необходимого страхового покрытия рисков. Вместе с тем среди его условий нет требования страхования от политических рисков и риска неконвертируемости местной валюты.

В дополнение к страхованию ЕБРР требует от финансируемых им компаний обеспечивать кредит активами проекта, к которым могут относиться: закладная на недвижимое имущество (земля, сооружения, здания); закладная на движимое имущество (машины и оборудование, другие производственные активы); переуступка выручки компании в твердой и внутренней валютах; залог акций компании; переуступка прав компании на получение страхового возмещения и т.д.

Расходы, которые несет банк в связи с подготовкой проекта для его финансирования (детальная оценка ТЭО и его доработка в случае необходимости, подготовка нужной документации), могут быть достаточно высокими, в связи с чем он требует от компаний, представляющих проекты, их компенсации.

Кредитная маржа (т.е. превышение базовой рыночной ставки - обычно ЛИБОР) ЕБРР отражает как риски, связанные с конкретной страной, так и коммерческие риски, оцениваемые на момент заключения кредитного соглашения. В ряде соглашений предусмотрена процедура периодического пересмотра кредитной маржи с учетом меняющихся рисков по стране и коммерческих (плавающая процентная ставка). Условия кредитования в полной мере соответствуют стратегическим целям, сформулированным в мандате, выданном Банку при его создании. Срочность кредитов составляет от 5 до 10 лет. При этом предусматривается льготный срок погашения (как правило, на период инвестиционной деятельности до вывода объекта на проектную мощность). Погашение основной суммы производится равными долями каждые полгода. При кредитовании инфраструктурных проектов в государственном секторе в исключительных случаях могут устанавливаться более длительные сроки погашения (до 15 лет).

Кредиты являются основным инструментом проектного финансирования в деятельности ЕБРР. Что касается инвестирования в акционерный капитал и гарантий, то на них в совокупности приходится менее ¼ выданных финансовых обязательств ЕБРР.

Условия инвестирования в конкретный проект зависят от рисков, потенциальной доходности проекта, а также характеристик организации, являющейся каналом инвестирования (например, совместное предприятие). Поскольку капитал банка ограничен, ЕБРР не стремится к долгосрочному инвестированию или приобретению контрольного пакета акций предприятий, или взятию на себя прямой ответственности за управление ими.

Нередко банк использует одновременно инвестирование и кредитование применительно к одному объекту финансирования, что способствует снижению общих рисков по проекту.

Взаимоотношения ЕБРР с Россией

СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации составляла 6 % (600 млн экю, или $ 720 млн). После распада СССР Россия стала членом ЕБРР.

В конце 1991 г. в России была принята программа радикальных экономических реформ, предусматривающая жесткие стабилизационные меры, либерализацию цен, быстрый переход к рыночной экономике. Проведение этой программы резко осложнилось существованием единого рублевого и экономического пространства, растущим социальным напряжением, разгорающимися конфликтами. В связи с нестабильностью и непредсказуемостью политического, экономического и социального положения в стране Совет директоров ЕБРР решил не принимать долгосрочной стратегии относительно нее. В отношении бывшего СССР 4 сентября был утвержден краткосрочный план действий, который включал:

· - рассмотрение жизненно важных аспектов процесса перехода к рыночной экономике;

· - операции банка с упором на техническое содействие в сочетании с предоставлением кредитов и инвестиций в акционерные капиталы для создания предприятий частного сектора и инфраструктуры, способствующей развитию рыночной экономики;

· - обеспечение тесного сотрудничества с МВФ, МБРР и его группой, ЕС, ОЭСР;

· - применение сбалансированного подхода к предоставлению помощи органам власти различного уровня и различных географических регионов;

· - концентрацию операций банка в таких сферах, где он может наиболее эффективно использовать свои ресурсы;

· - сохранение гибкой и открытой программы банка с тем, чтобы ее быстро адаптировать к меняющейся обстановке.

Кроме того, в краткосрочной программе действий были определены следующие приоритетные области.

Приватизация и предпринимательство

ЕБРР предполагает поддерживать приватизацию и развитие предпринимательства путем консультаций и подготовки кадров, т.е. оказывая техническое содействие, распространяемое на ряд государственных предприятий, правительство, местные и муниципальные органы власти. ЕБРР организует курсы по обучению специалистов, которые возьмут на себя управление процессом приватизации.

Конкретной операцией банка была разработка программы приватизации московского муниципалитета. Соответствующее соглашение было подписано 24 мая 1991 г. Банк выработал рекомендации по методам приватизации и определил сектор и предприятия, подлежащие ей на первом этапе. Рассматривались вопросы законодательной политики, был составлен перечень предприятий, подлежащих приватизации в первую очередь. На это ЕБРР выделил 1230 тыс. экю.

Кроме того, 22 октября 1991 г. ЕБРР подписал Соглашение о приватизации с муниципалитетом Санкт-Петербурга, по которому он также будет выступать в качестве ведущего консультанта. Программа содействия включает общие консультации, разработку опытно-показательной программы приватизации, создание информационной базы данных и центра иностранных инвесторов. На эти цели ЕБРР направил 914 тыс. экю.

Было одобрено решение по техническому содействию в организации международной школы менеджмента и приватизации, включая подготовку кадров, разработку учебных программ и оказание материальной и технической помощи, на что ЕБРР выделил 1000 тыс. экю.

Финансовый сектор

Содействие ЕБРР финансовому сектору сосредоточено на коммерческой банковской деятельности, рынках ценных бумаг и страховании. Принято решение оказать помощь в создании международной школы финансового и банковского дела для подготовки специалистов во всех основных областях коммерческой банковской деятельности, для работы в Центральном банке, в области страхования и на рынке ценных бумаг, на что выделено 230 тыс. экю.

Энергетика

Операции ЕБРР в этом секторе соответствуют Европейской энергетической хартии. Упор делается на проекты и программы, которые позволяют немедленно получать доходы в свободно конвертируемой валюте и касаются важнейших аспектов безопасности.

Программа технического содействия в области энергетики нацелена главным образом на совершенствование управления производством и распределением, а также на обеспечение соблюдения экологических норм и стандартов безопасности при эксплуатации атомных электростанций.

Помимо представительств в Москве ЕБРР имеет региональных представителей в Санкт-Петербурге, Волгограде и Владивостоке. Он также осуществляет деятельность почти в 60 % регионов РФ. В связи с относительной ограниченностью ресурсов основное внимание уделяется регионам Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и Владивостока.

Основываясь на анализе финансовой и технической деятельности ЕБРР на территории бывшего СССР, можно сделать вывод, что усилия банка были направлены на предоставление незначительного количества кредитов и технической помощи, а не на инвестиции в акционерные капиталы и предоставление гарантий.

Руководство банка понимает, что для подъема экономики России и других независимых государств бывшего Союза необходимы крупные финансовые вложения. Однако направление средств может и должно осуществляться только при условии конкретно разработанного механизма их эффективного использования.

Европейским банком реконструкции и развития в тесном сотрудничестве с правительствами стран Большой семерки и некоторых других стран был создан фонд для оказания помощи индивидуальным предпринимателям и предприятиям малого бизнеса в частном секторе РФ (Программа России по малому бизнесу). Для практического осуществления данной программы предполагалось использовать потенциал российских банков. На первом этапе из существовавших в тот период времени более чем 2000 коммерческих банков в результате анализа укрупненных показателей их деятельности было выбрано около 200. Затем, после детального изучения основных форм финансовой отчетности оставшихся банков, список претендентов был сокращен до 40. Кредитные соглашения ЕБРР подписал всего с 12 банками (в это число попало только 2 банка, расположенные за Уралом).

Целевой характер средств данного фонда предопределил необходимость чет-коп идентификации субъектов кредитования. В рамках данной программы следует выделить подпрограммы микрокредитования и кредитования малого бизнеса.

Подпрограмма микрокредитования

Кредиты предоставляются небольшим частным предприятиям, имеющим не более 30 сотрудников, частным предприятиям, занимающимся торговой или производственной деятельностью, а также работающим в сфере услуг. Не принимаются заявки от предприятий, занимающихся производством вооружения и военного оборудования, спиртных напитков. Кроме того, не кредитуются любые виды деятельности, наносящие ущерб окружающей среде, игорный бизнес, все виды операций с валютой и ценными бумагами. Условия кредитования:

· размер кредита: в валюте - до $ 30 тыс.;

· в рублях - от 1 до 175 млн.

Сроки кредитования:

· кредиты на пополнение оборотного капитала - до 1 года;

· инвестиционные кредиты - до 1 года.

Процентная ставка:

· при выдаче кредитов в валюте - от 17 до 25,% годовых (в зависимости от рентабельности кредитуемого проекта);

· при выдаче кредита в рублях – на несколько пунктов ниже средней ставки кредитования коммерческими банками региона.

Погашение кредита производится путем ежемесячной выплаты процентов и основной суммы равными долями.

Залог может иметь формы личного имущества, автомобилей (остаются у владельца), товаров, оборудования, недвижимости.

Подпрограмма кредитования предприятий малого бизнеса

Кредиты предоставляются под конкретные проекты в сфере производства и оказания услуг. Торговые предприятия могут получить кредит только для приобретения основных средств (оборудования, автотранспорта, недвижимости и пр.). Получить кредит могут малые предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ. При этом доля государства или иностранных партнеров в капитале фирмы не должна превышать 10 % или доли любого другого собственника. Условия кредитования:

· размер кредита - в $ - от 20 до 125 тыс.;

· сроки кредитования - до 3 лет.

Процентная ставка является фиксированной и составляет не более 18 % годовых (устанавливается по усмотрению банка).

Возврат кредита и погашение процентов осуществляется ежемесячно равными долями.

Залог - недвижимость, автомобили, оборудование, поручительства (требуются личные поручительства от владельцев или руководства предприятий).

Важным условием при кредитовании проектов в рамках данной программы является участие собственных средств заемщика (в той или иной форме).

Формирование кредитного портфеля ЕБРР

Как и у любого другого банка, оно осуществляется размещением имеющихся кредитных ресурсов. Кредитные ресурсы ЕБРР состоят из обычных ресурсов и средств специальных фондов. Обычные ресурсы включают:

1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР;

2) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям;

3) привлеченные заемные средства;

4) прочие средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов.

Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов.

Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов специальных фондов. Первые два специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Главная цель программы - содействовать развитию частного сектора поддержкой мелких и средних предприятий в Латвии, Литве и Эстонии. ЕБРР осуществляет управление упомянутыми двумя фондами. Один из них предназначен для кредитования технического сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов, а другой - для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов.

Средства специальных фондов применяются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи. Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие международные банковские организации, заимствует на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам.

Поскольку ЕБРР работает напрямую с конечными пользователями его финансовых ресурсов (компаниями, реализующими проекты) без гарантий соответствующих правительств, то банк несет значительные риски по конкретным странам, проектные и др.

Европейский банк реконструкции и развития был создан в период распада коммунистического режима в Восточной Европе, в 1991 году. В тот период бывшие государства Советского Союза остро требовали поддержки для формирования обновленного частного сектора при царящей демократии. В настоящий момент инструменты ЕБРР эффективно используются для становления рыночной экономики и для адаптации к демократии в 34 государствах, расположенных по всему миру.

Основные направления деятельности ЕБРР

Европейская организация работает только в коммерческих целях, благотворительность не входит в ее задачи. ЕБРР проекты кредитует только конкретные. Помимо целевого кредитования, банк проводит прямые инвестиции, оказывает техническую поддержку. Уставной капитал финансового учреждения приравнивается к 10 миллиардам долларов, а уровень ЭКЮ соответствует 12 миллиардам долларов. Контрольный пакет акций организации (51%) является собственностью стран ЕС. Взносы в организации принимаются в любой свободно конвертируемой валюте. Основные цели, ради которых изначально формировался Европейский банк реконструкции и развития, - это:

  • Финансирование поставок автомобильного транспорта.
  • Финансирование и поставки оборудования.
  • Оказание технической помощи государственным и коммерческим структурам, предприятиям.
  • Кредитование частного сектора, на которое приходится порядка 60% от общего размера предоставленных ссуд.

Тонкости работы ЕБРР

В качестве расчетной единицы банка используется американский доллар и ЭКЮ вместе с японской иеной. Отделения финансового гиганта открываются и предоставляют полный комплекс услуг во всех странах, которые принимали участие в учреждении института. Офисы работают на территории России и Украины. Банк тщательно контролирует целевое использование всех средств, которые он предоставляет в качестве ссуд. Помимо финансирования, Международный банк выдает рекомендации и организовывает самые разнообразные курсы по обучению банкиров, менеджеров. Институт оказывает профессиональную помощь в распределении продовольствий. Стоит сказать, что финансовый институт не имеет собственных средств для того, чтобы предоставлять техническую поддержку. Он аккумулирует для данной цели средства через фонды, работающие на территории стран ЕС.

Специфика деятельности

Основной формат финансирования ЕБРР - это кредиты и вложение средств в или гарантии. Основной офис организации расположен в Лондоне. Важными участниками объединения выступают не только государства мира, но и Европейское сообщество с Европейским инвестиционным банком. Каждое государство-член организации (всего 58 стран) имеет своего представителя в совете управляющих и в совете директоров. Главное достоинство, которым отличается Европейский банк реконструкции и развития, - это его глубокое знание региона, в котором планируется проводить финансовые операции. Руководство учреждения прекрасно знакомо со всеми сложностями и потенциалами стран, с которыми ведется партнерство. ЕБРР (банк) предлагает свою поддержку только тем государствам, которые следуют рыночной экономике, плюрализму или многопартийной демократии. Очередная сильная сторона института - это умение брать на себя риски, позволяющие существенно расширять границы коммерческого потенциала. ЕБРР отвечает высшему кредитному рейтингу ААА, что дает возможность привлекать капитал на международном рынке на максимально выгодных условиях.

Функции и не только

Международный банк оказывает странам-участникам всестороннюю поддержку при проведении не только структурных, но и отраслевых реформ с демонополизацией и приватизацией включительно, которые направлены на интегрирование частной экономики в мировую экономику. Для реализации данной задачи осуществляется активное содействие.

  1. Малым и средним предприятиям помогают в организационных вопросах, в аспекте модернизации и расширения производства, в построении конкурентоспособной политики.
  2. Банк способствует мобилизации и иностранного, и национального капитала. Оказывается поддержка в грамотном управлении средствами.
  3. Организация способствует инвестированию в производство для создания конкурентоспособности и для улучшения качества жизни, повышения производительности.
  4. Помогает в технической подготовке, в финансировании, в реализации проектов, в стимулировании рынка капиталов, в экологически стабильном развитии, в воплощении в реальность масштабных проектов, в которых задействованы одновременно несколько стран-реципиентов.

Приверженность к экологическому аспекту

Помимо многостороннего кредитования, ЕБРР является активным приверженцем экологически чистого процветания. К каждому из проектов банка предъявляются жесткие требования в аспекте Систематически осуществляется финансирование улучшения муниципальных и прочих инфраструктур. Финансово поощряются энергосберегающие технологии. Область ядерной безопасности - еще одна приоритетная сфера деятельности ЕБРР. Россия и некоторые другие страны в данном вопросе находятся у банка под пристальным контролем. Финансовый институт отвечает за распределение фондов, которые созданы с целью минимизации опасностей при работе АЭС в разных регионах мира. Международный банк, работая одновременно со многими странами мира, к каждому государству имеет свой подход. Он не только разрабатывает, но и реализует программы под потребности каждого государства-участника системы.

ЕБРР в Украине

Европейский банк реконструкции и развития является одним из крупнейших инвесторов на территории Украины. Финансовое заведение предлагает свою поддержку в разных отраслях деятельности, в том числе финансовому сектору и небольшим коммерческим компаниям. Приоритетными направлениями для финансового института являются: сельское хозяйство и муниципальные услуги и сфера энергетики, телевизионные коммуникации. Чернобыльский фонд «Укрытие» также находится под контролем ЕБРР. Украина получает помощь от организации в аспекте восстановления Чернобыля, его превращения в абсолютно безопасную и экологически чистую зону.

Фактическая помощь Украине

Главный офис ЕБРР в Украине работает в Киеве. В штат специалистов входят лучшие эксперты разных отраслей экономики. Постоянно поддерживается активный диалог с правительством государства. Большой вклад европейский банк делает в процветание бизнеса и в усовершенствование инвестиционного климата. В 2015 году финансовый институт планирует вложить в проекты по развитию экономики государства порядка 3,5 миллиарда долларов. Средства планируется пустить на украинские трубы, на увеличение количества рабочих мест, на развитие украинских компаний, на инфраструктурные проекты, на образование и медицину. Это будет самое глобальное капиталовложение, которое сможет восстановить государства.

ЕБРР и Россия

ЕБРР на фоне последних событий и экономической ситуации в России представил обновленный, но ухудшенный прогноз развития экономики. В 2015 году, по словам представителей банка, предполагается спад ВВП на порядка 4,8%. Нездоровая инвестиционная обстановка, сформировавшаяся после наложения санкций на государство в 2014 году, только усугубилась снижением стоимости нефти. Потребительский спрос буде снижен из-за обесценивания национальной валюты, из-за увеличения по кредитам. Недоступные розничные ссуды будут неподъемными для простых семей, что станет причиной снижения и так упавшего на 50% в прошлом году спроса. Рушащаяся экономика России наложит в 2015 году негативный отпечаток на развитие таких стран, как Казахстан и Азербайджан, Туркмения и Белоруссия, Армения. По прогнозам ЕБРР, Россия может попасть в куда худшую ситуацию, если цены на нефть продолжат падать, а конфликт с Украиной усугубится.

Европейский банк реконструкции и развития


Мировая экономика


Выполнили: Медведев Д.А.

Крышень Е.Л.


Проверил: Медведев А.Г.


Санкт-Петербург


2. Введение................................................................................................................................ 3

3. Содействие процессу перехода...................................................................................... 3

4. Финансирование ЕБРР....................................................................................................... 4

4.1. Кредиты.........................................................................

4.2. Акционерный капитал............................................................................................................. 5

4.2.1. Участие в акционерных капиталах банков.............. Ошибка! Закладка не определена.

4.3. Инструменты прямого финансирования........................... Ошибка! Закладка не определена.

4.4. Гарантии................................................................................................................................ 6

4.5. Инструменты финансирования МСП....................................................................................... 6

5. ЕБРР и софинансирование............................................................................................... 7

5.1. Причины привлечения других инвесторов............................................................................... 7

6. Ставки ссудного процента и условия........................................................................... 8

6.1. Страхование.......................................................................................................................... 8

6.2. Обеспечение......................................................................................................................... 8

7. Требования к проектам..................................................................................................... 8

8. Экологические процедуры............................................................................................... 9

8.1. Политика в отношении охраны окружающей среды................................................................ 9

8.1.1. Экологический мандат ЕБРР........................................................................................ 9

8.1.2. Общие принципы и задачи............................................................................................. 9

9. Результаты основной деятельности ЕБРР в 1997 году............................................ 10

10. Библиография.................................................................................................................... 11

1. Введение

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году. Он существует, чтобы содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ), приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь.

Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок системе, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии. Расположенный в Лондоне ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров Банка. В соответствии с Соглашением об учреждении Банка ЕБРР работает только в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь. Соблюдение этих принципов тщательно контролируется.

Сила Банка кроется в его глубоком знании региона операций. Будучи одним из крупнейших иностранных инвесторов, финансирующих частный сектор региона, ЕБРР в курсе проблем и потенциала каждой из 26 стран операций. Тесно взаимодействуя с частными инвесторами, сотрудники Банка понимают их чувства беспокойства по поводу вложения капитала в регион, а также политической и экономической неопределенности.

В целях координации деятельности на местах ЕБРР открыл 28 представительств во всех своих странах операций, кроме одной. Эти представительства полностью участвуют в процессе разработки новых проектов и отслеживания растущего числа операций Банка. Укомплектованные штатом иностранных и местных специалистов представительства играют все более важную роль в расширении работы Банка в регионе.

Удвоение капитала Банка до 20 млрд. ЭКЮ стало реальностью в апреле 1997 года, что позволяет Банку и далее удовлетворять растущий спрос на его услуги и поддерживать финансовую самодостаточность.

К концу 1997 года общий объем подписанных ЕБРР проектов составил 10,26 млрд. ЭКЮ, направленных на поддержку деятельности во всех 26 странах операций. Прибыль ЕБРР от основной деятельности в 1997 году составила 193,8 млн. ЭКЮ, перекрыв почти вдвое прибыль за 1996 год. С учетом роста портфеля и приоритетной задачи накопления резервов общая сумма резервов достигла 508 млн. ЭКЮ.

2. Содействие процессу перехода

Разные страны находятся на разных этапах процесса перехода к рыночной экономике. Местные условия определяют методы деятельности Банка, его стратегию, а в некоторых случаях ведут к разработке новаторских способов финансирования и снижения рисков. Банк готовит подробные стратегии для каждой страны операций, приспосабливая свои финансовые инструменты и методы работы к возможностям и потребностям каждой страны и каждого проекта. Уровень и характер спроса на финансирование ЕБРР зависят от этапа процесса перехода, на котором находится та или иная страна, и от ее привлекательности для частных инвесторов.

По мере перехода к рыночной экономике возникают новые возможности, а в некоторых других областях необходимость участия Банка снижается. Таким образом, в своей деятельности ЕБРР ориентируется на процесс перехода. Создание условий, благоприятствующих притоку инвестиций, зависит в первую очередь от стран операций. В ответ на изменяющиеся возможности и потребности Банк увеличивает объем своих годовых обязательств по инвестированию в акционерные капиталы и расширяет финансирование посредников для последующего кредитования МСП. Будучи ведущим инвестором в регионе, ЕБРР задает тон другим инвесторам. Его тщательный финансовый анализ обеспечивает финансирование здоровых и устойчивых предприятий, которые своим существованием должны оказывать длительное воздействие на процесс перехода.

Поскольку средства ЕБРР ограничены, Банку приходится действовать эффективно и оказывать максимально возможное воздействие на процесс перехода путем реализации своих проектов. Банк особо подчеркивает важность "показательного воздействия", которое позволяет отдельным лицам и предприятиям учиться, принимая участие в каком-либо процессе или наблюдая за содержанием проектов и успехами или неудачами в их осуществлении. Многие проекты ЕБРР дают четкое представление о том, проект какого типа может оказаться успешным в данной отрасли или в данной стране.

Банк содействует организационному укреплению и формированию предпринимательской и правовой среды, благоприятствующей развитию частного сектора. Первоочередная задача ЕБРР – обеспечить становление финансовых учреждений и упрочение их роли. Финансовые учреждения играют исключительно важную роль в деле перехода к рыночной экономике, ибо они обладают способностью направлять средства в соответствующие ниши, способствовать процессу накопления капиталов, облегчать торговлю и создавать приемлемые стандарты финансовой дисциплины.

3. Финансирование ЕБРР

Финансирование ЕБРР зависит от конкретики проектов и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим лишь несколько работников. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или центральных властей) финансируются Банком напрямую, зачастую совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды. ЕБРР тесно сотрудничает со многими другими международными организациями, в частности с международными финансовыми учреждениями (МФУ), такими, как Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и Международный валютный фонд. Вместе с тем он играет свою уникальную роль, и у него иные (в отличие от других, более старых организаций) сильные стороны. Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других банков развития, является поддержка им частного сектора, что составляет суть мандата ЕБРР, который гласит, что не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор. В 1997 году обязательства в частном секторе составили 76% по объему, в результате чего доля операций в частном секторе от всех взятых обязательств возросла до 67%.

Банк стремится в первую очередь помогать компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия (МСП), которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Одной из сильных сторон Банка является его широкий ассортимент инструментов финансирования и знания его специалистов, что дает ему возможность работать как в государственном, так и в частном секторах, когда проектные компании переходят из государственной в частную собственность. Действуя как коммерческий банк и банк развития, ЕБРР предоставляет средства для частных предприятий или предприятий, которые могут быть приватизированы, а также на проекты материальной и финансовой инфраструктуры в поддержку частного сектора.

Во всей своей деятельности Банк действует на основе здоровых банковских принципов. Кроме того, он стремится действовать "в дополнение" к частному сектору и не конкурировать с другими частными источниками финансирования и не заменять их. Банк стремится также обеспечивать, чтобы воздействие его инвестиций выходило за рамки конкретных проектов и стимулировало процесс перехода к открытой рыночной экономике. В своей деятельности он руководствуется необходимостью содействовать экологически обоснованному и устойчивому развитию, а также соответствующими принципами закупок товаров и услуг. Банк является сторонником разумного корпоративного управления, включая рациональную практику управления, обнародование информации и ясную и последовательную практику бухгалтерского учета и аудита. Цель этого – обеспечить заемщикам ЕБРР возможность получения капитала не только у международных финансовых учреждений, но и из целого ряда других источников.

Одним из основных преимуществ Банка является его готовность и способность брать на себя риски, что объясняется составом его акционеров. Это позволяет ЕБРР раздвигать границы коммерческих возможностей в странах операций. Он берет на себя и часть проектного риска, действуя совместно с другими организациями частного сектора, такими, как коммерческие банки и инвестиционные фонды, а также с многосторонними кредитными организациями и государственными экспортно-кредитными агентствами.

Обладая высшим кредитным рейтингом (ААА), Банк может привлекать средства на международных рынках капитала на самых лучших условиях. Долгосрочные взаимоотношения ЕБРР со странами операций позволяют ему ослаблять воздействие некоторых рисков, что делает его привлекательным партнером. Его опыт помогает ему оценивать риски, а его доступ к фондам технического сотрудничества позволяет ему тщательно готовить проекты. Эффективность ЕБРР в расширении инвестиционной деятельности в регионе подчеркивается его способностью привлекать значительные средства софинансирующих организаций. На конец 1997 года на каждый ЭКЮ, инвестируемый самим ЕБРР, было привлечено еще 2,3 ЭКЮ из других источников. Используя свои сильные стороны, гибкость и оперативность, ЕБРР находится на передовом рубеже процесса перехода.

3.1. Кредиты

ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть на рынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован в акции, или предусматривать участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты (и вследствие этого требует возврата их) в любой из СКВ, главным образом, в долларах США, германских марках и ЭКЮ, но он уже начал фондировать кредиты или привлекать для них средства в ряде местных валют.

При кредитовании коммерческих предприятий Банк обычно не требует гарантий от конкретного правительства страны, и, как правило, кредиты предоставляются без права обращения взыскания на иностранных спонсоров после начала осуществления проекта. Основанием для выдачи кредита являются движение денежной наличности по проекту и предусмотренная в проекте возможность погасить кредит в течение оговоренного срока. Кредиты таких международных учреждений, как ЕБРР, по традиции исключаются из сумм государственного долга при реструктуризации его, и таким образом эти учреждения имеют статус привилегированного кредитора. Когда ЕБРР выступает головным кредитором, преимуществами статуса привилегированного кредитора могут пользоваться и банки, участвующие в выданных ЕБРР кредитах заемщикам из частного сектора.

3.2. Акционерный капитал

Инвестирование в акционерные капиталы может приобретать самые разные формы, включая подписку на обыкновенные или привилегированные акции. Предлагаются и инвестиции в квазиакционерный капитал, начиная от субординированных кредитов, долговых обязательств и приносящих доход векселей и кончая свободно выкупаемыми привилегированными акциями. При приобретении пая в акционерном капитале ЕБРР рассчитывает на получение соответствующего дохода на вложенные средства. Он всегда имеет четкий план изъятия своих средств и всегда выступает в качестве мелкого вкладчика. ЕБРР может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственным или частным предприятием. Гарантии ЕБРР могут помочь заемщикам в получении доступа к финансированию и распределению рисков в соответствии с пожеланиями ЕБРР и его партнеров по финансированию. При этом применяются те же кредитные критерии, что и для прямых кредитов.

Банк готов рассмотреть возможность финансирования передачи акций действующих предприятий только в случаях приватизации их, когда такая передача явно повысит эффективность предприятия (например, путем совершенствования управления, реконструкции или расширения его под руководством новых владельцев или слияния его со структурами поглотившей его компании).

3.3. Гарантии

ЕБРР может помочь заемщикам в получении доступа к капиталу путем предоставления гарантий. Гарантии бывают различных типов, начиная от гарантий от всех рисков и кончая частичными гарантиями в отношении конкретных рисков, но во всех случаях максимальный риск должен быть известен и поддаваться измерению, а кредитный риск должен быть приемлемым.

3.4. Инструменты финансирования МСП

ЕБРР установил связи с целым рядом финансовых посредников для предоставления финансирования по проектам, которые слишком невелики для прямого финансирования. Это позволяет Банку поддерживать МСП, а эта категория предприятий имеет чрезвычайно важное значение для создания сильного частного сектора.

Кредитные линии . ЕБРР напрямую предоставляет среднесрочное и долгосрочное финансирование в виде кредитных линий ряду финансовых посредников для удовлетворения соответствующего спроса на кредиты. В отдельных случаях аналогичное долгосрочное финансирование ЕБРР предоставляет и правительствам, которые затем направляют эти кредиты по каналам коммерческих или инвестиционных банков на цели финансирования частных МСП.

Софинансирование . Время от времени ЕБРР заключает с местными банками и инвестиционными фондами рамочные соглашения о финансировании, по которым основная часть работы по обязательному обследованию подпроектов в значительной мере передается местному партнеру, но при принятии каждого решения о кредитовании учитываются принципы финансирования и кредитования ЕБРР.

Долевое участие в инвестиционных фондах . ЕБРР принимает участие в инвестиционных фондах, которые в свою очередь вкладывают капитал в частные средние компании, нуждающиеся в расширении.

Содействие торговле . С помощью своих программ содействия торговле ЕБРР стремится помочь местным банкам приобрести надежную репутацию и получить более широкий выход на международные финансовые рынки. В рамках этих программ ЕБРР обычно выдает гарантии частичной оплаты организуемых участвующими местными банками сделок, расчеты по которым осуществляются с помощью аккредитивов.

4. ЕБРР и софинансирование

ЕБРР стремится привлекать софинансирующие организации к участию в своих операциях – свое участие в проектах в частном секторе он обычно ограничивает 35%. Действуя в качестве катализатора по привлечению в регион других инвесторов, ЕБРР может использовать свои средства для поддержки более широкого круга проектов. В результате успешного привлечения из внешних источников капитала для финансирования проектов, спонсором которых выступает Банк, возрастает общий объем средств, предоставляемых на финансирование других проектов. К потенциальным внешним источникам финансирования относятся коммерческие банки и финансовые учреждения, экспортно-кредитные агентства и другие официальные источники (как-то: государственные программы содействия в целях развития). Софинансирование способствует ознакомлению международных рынков капитала и коммерческих кредиторов с заемщиками в странах операций и привлекает прямые иностранные инвестиции. Для многих заемщиков доступ к коммерческому софинансированию, предоставляемому международным финансовым учреждением, является первым шагом на пути к получению самостоятельного выхода на рынки коммерческого капитала.

Внешнее финансирование поступает из коммерческих и официальных источников. Основными партнерами ЕБРР по софинансированию, помимо частных компаний, являются коммерческие банки (например, в качестве участников консорциумов ЕБРР), другие международные финансовые организации, двусторонние финансовые учреждения или государственные программы содействия развитию, а также экспортно-кредитные агентства, занимающиеся прямым кредитованием.

ЕБРР установил хорошие рабочие отношения с ведущими коммерческими банками, другими организациями и компаниями, действующими в регионе. Еще десять коммерческих банков стали участниками синдицированных кредитов ЕБРР в 1997 году, в результате чего общее число участников консорциумов достигло 115. Софинансирование с коммерческими банками за год составило 937,3 млн. ЭКЮ. Официальные софинансирующие организации участвовали в 1997 году в 30 проектах и совокупно внесли 445,5 млн. ЭКЮ, что составляет наибольшую сумму софинансирования за год с двусторонними учреждениями с начала деятельности ЕБРР. Софинансирование с другими международными финансовыми учреждениями осуществлялось в рамках восьми проектов и составило в сумме 324 млн. ЭКЮ.

4.1. Причины привлечения других инвесторов

· Распределение рисков – ЕБРР хочет убедиться в готовности организаций, имеющих непосредственный опыт работы по этому профилю, рисковать своими деньгами в поддержку проекта, считая его обоснованным.

· Стимул – ЕБРР хочет привлечь другие финансирующие организации к участию в проекте либо путем предоставления кредитных средств, либо путем приобретения пая в акционерном капитале проекта.

Параллельное финансирование – осуществляется в тех случаях, когда кредиты ЕБРР и участников софинансирования используются для финансирования отдельных комплектов товаров и услуг.

Синдицирование – процесс, с помощью которого ЕБРР осуществляет поиск других финансовых учреждений, которые согласятся выдать кредитные средства на основании представленных Банком документов на условиях, в основном сходных с теми, на которых готов осуществлять кредитование сам Банк. Синдицированное участие осуществляется в тех случаях, когда ЕБРР обязуется профинансировать весь кредит и во время или после оформления кредита продает участие в нем другому банку или банкам. В этих случаях ЕБРР по-прежнему несет обязательство за всю сумму, но часть своего обязательства финансирует за счет покупателя/покупателей доли/долей участия.

5. Ставки ссудного процента и условия

Расценки на кредит и схемы проектов рассматриваются в совокупности друг с другом, поскольку они связаны с рыночной конъюнктурой. Принимаются меры к выявлению и ограничению рисков по кредитам ЕБРР. Банк действует как коммерческое предприятие и предоставляет свои кредиты по рыночным ставкам с учетом таких рисков.

При оценке рисков учитывается положение ЕБРР как международного учреждения и, в частности, его статус привилегированного кредитора.

Процентные ставки устанавливаются с маржой свыше базовой рыночной ставки (обычно ЛИБОР – лондонская межбанковская ставка предложения). Кредиты могут предоставляться либо под плавающую, либо под фиксированную ставку, а также в сочетании с целым рядом инструментов хеджирования в зависимости от того, осуществляется ли операция на рынке производных ценных бумаг.

Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Льготные сроки погашения подлежат согласованию, а срочность кредитов обычно составляет от 5 до 10 лет в зависимости от требований конкретной операции. Погашение основной суммы обычно производится по частям равными долями каждые полгода. При кредитовании инфраструктурных проектов в исключительных случаях могут устанавливаться более длительные сроки погашения, например, до 15 лет.

5.1. Страхование

При финансировании ЕБРР требует от финансируемых им компаний или организаций обеспечения должного страхового покрытия обычно страхуемых рисков (например, риски, связанные с хищением фондов, пожаром, а также конкретные риски при строительстве). Он не требует страхования политического риска или неконвертируемости местной валюты.

5.2. Обеспечение

ЕБРР обычно требует от финансируемых им компаний или организаций залогового обеспечения кредита активами проекта, к которым могут относиться следующие: закладная на основные фонды, закладная на движимое имущество, переуступка выручки компании в твердой и внутренней валютах, залог принадлежащих спонсору акций компании, а также переуступка прав компании на получение страхового возмещения и других вытекающих из договора выгод.

6. Требования к проектам

Поскольку средства ЕБРР ограничены по сравнению с масштабами потребностей региона, финансирование по линии Банка может иметь лишь ограниченный эффект. Главный упор Банк делает на качество финансируемых им проектов, а также на имеющиеся у него возможности повысить КПД проектов. Банк должен постоянно добиваться "мультипликационного эффекта" финансируемых им проектов, как-то: наглядность дополнительных выгод для экономики страны, привлечение софинансирования или устранение узких мест в инфраструктуре.

Одним из главных каналов финансирования по линии ЕБРР являются совместные предприятия с иностранным участием. Совместные предприятия дают партнерам реальную возможность выхода на внешние и внутренние рынки, способствуют притоку иностранного частного капитала в регион, уменьшают риск и облегчают передачу технологий и управленческого опыта.

Стремясь обеспечить схему финансирования, наиболее полно отвечающую требованиям проекта, Банк руководствуется нижеследующими исходными принципами.

1. ЕБРР финансирует до 35% всех издержек по проекту, осуществляемому с нуля, или 35% объема долгосрочной капитализации уже действующей компании.

2. От других инвесторов, в частности промышленных, требуются значительные взносы в акционерный капитал в отношении проектов, осуществляемых с нуля, или новых совместных предприятий, когда требуется специальная техническая и управленческая квалификация. В таких случаях промышленные спонсоры рассчитывают на получение либо контрольного пакета акций, либо достаточных прав на управление предприятием.

3. Обычно на проекты в частном секторе предоставляется не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала.

4. От других участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства.

5. Банк обычно не предоставляет финансирование инвестору на приобретение уже выпущенных или вновь выпускаемых акций.

6. Акционерный пай спонсоров необязательно имеет форму только наличности, он может предоставляться в виде оборудования, механизмов, техники и т.д. Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей страновой стратегии. Страновые стратегии утверждаются акционерами ЕБРР, ложатся в основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности.

7. Экологические процедуры

7.1. Политика в отношении охраны окружающей среды

7.1.1. Экологический мандат ЕБРР

Соглашение об учреждении ЕБРР также предписывает Банку "содействовать во всей своей деятельности экологически здоровому и устойчивому развитию" (статья 2.1). ЕБРР – первая международная финансовая организация, которую учредители наделили таким инициативным экологическим мандатом.

Экологический мандат отражает недавнюю историю региона операций ЕБРР. Ухудшение состояния окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза является в основном результатом осуществлявшейся в прошлом неверной и несбалансированной политики и практики. Это оказывало разрушающее воздействие как на экономику, так и на окружающую среду.

7.1.2. Общие принципы и задачи

Проводя экологические аттестации, ЕБРР обеспечиват экологическую обоснованность своих проектов и наблюдение за их природоохранными показателями. В рамках своих проектов он стремится обеспечить дополнительные экологические преимущества, особенно если эти проекты дают и экономические преимущества.

ЕБРР придает особое значение проектам, способствующим повышению энерго- и ресурсоэффективности, уменьшению отходов, возмещению и утилизации использованных ресурсов, использованию более чистых технологий, расширению использования возобновляемых ресурсов, а также другим проектам, имеющим в основном природоохранные задачи. ЕБРР играет значительную роль в финансировании ликвидаций серьезных экологических проблем.

Реализация приоритетов экологической политики Банка обеспечивается на всех этапах процесса оценки проекта. К процедурам Банка в этой области относятся отбор, исследования, такие как проводимые спонсором экологические оценки и ревизии, обзор состояния окружающей среды, включение экологических условий в юридические документы, а также экологический надзор за проектами и оценка их. Действующая в Банке секция экологической экспертизы устанавливает, в какой форме экологические обследования должны проводиться спонсорами или учредителями до прохождения этапа утверждения концепции проекта, а также требования в отношении опроса общественного мнения. Особое значение придается мерам, уменьшающим неблагоприятные с экологической точки зрения последствия выполнения проектов или улучшающим состояние окружающей среды, или гигиену труда и технику безопасности на производстве.

8. Результаты основной деятельности ЕБРР в 1997 году

В 1997 году ЕБРР значительно увеличил число утвержденных проектов, объем обязательств и освоения средств, превысив годовые операционные задания. Совет директоров утвердил проекты на сумму свыше 4 млрд. ЭКЮ, а стоимость проектов, подписанных Банком за этот год, составила свыше 2,3 млрд. ЭКЮ, это шестое подряд годовое увеличение. Валовой объем освоенных средств был на 50% больше чем в 1996 году и составил 2 млрд. ЭКЮ. В течение года осваивались средства во всех странах операций Банка.



Табл. 1, Деятельность ЕБРР в 1997 году


9. Библиография

1. Финансирование - Справочник для компаний и предпринимателей, рассматривающих возможности финансирования проектов или инвестирования в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, ЕБРР, 1998

2. Политика в отношении охраны окружающей среды сентябрь, ЕБРР, 1996

3. Альтернативные источники финансирования, ЕБРР, 1996

4. Финансирование перехода к рыночной экономике в Центральной и Восточной Европе и Содружестве Независимых Государств, ЕБРР, 1996


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Загрузка...