Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Сложносочинённые предложения. Тест на тему «Сложносочинённые предложения взаимопроверка учащимися выполненной работы

Вариант 1

Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи и неярким светом молодого месяца (Л. Толстой).

1) простое; 2) сложное.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними (Паустовский).

1) 2; 2) 3; 3) 4.

Верхний ярус образует финиковая пальма, которая не боится обжигающих лучей солнца (Солоухин).

1) ярус образует; 2) пальма образует; 3) не боится солнца.

4. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в предложении?

В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но и внешний вид их обоих уже был подробно описан (Л. Толстой).

1) приезд министра; 2) внешний вид; 3) министра с сыном; 4) девичьей.

5.

Грачи давно расхаживали по двору и начинали вить гнёзда в грачовой роще .

6. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Решено было идти завтра, если дождь перестанет (Арсеньев).

1) сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложносочинённое; 4) сложноподчинённое.

7. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Люки были наглухо закрыты, и свежий воздух не проникал (Станкович).

1) сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложносочинённое; 4) сложноподчинённое.

8.

Вещи были сложены, и делать было нечего (Аксаков).

и;

и.

9. Укажите предложение, соответствующее следующей характеристике: сложное предложение, с двумя простыми предложениями.

1) Он проснулся, когда солнечный квадрат окна подобрался к его глазам (Арсеньев).

2) Он стоял с закрытыми глазами, как будто собираясь с мыслями (Мальцев).

Простое и сложное предложение Вариант 2

1. Определите вид предложения:

Весна сияла на небе, но лес еще по-зимнему был засыпан снегом .

1) простое; 2) сложное.

2. Сколько простых предложений в составе сложного предложения?

Света луны оказалось вполне достаточно, чтобы части шли туда, куда им было указано, и делали потом то, что диктовал жестокий закон штыковых атак (Сергеев-Ценский).

1) 2; 2) 3; 3) 4.

3. Какое сочетание слов служит одной из грамматических основ в структуре сложного предложения? Он вышел на улицу, и его у наружной двери окликнул негромкий женский голос.

4. Какое слово или сочетание слов является сказуемым в предложении?

Молчание это длилось долго, и я хотел напомнить моему путнику о продолжении рассказа

1) хотел; 2) напомнить; 3) хотел напомнить; 4) длилось долго.

5. Какая характеристика соответствует данному предложению?

В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер (Овечкин).

1) простое; 2) сложносочинённое; 3) сложноподчинённое; 4) сложное бессоюзное.

Какая характеристика соответствует данному предложению?

День угасал, в лесу начало быстро темнеть (Линьков).

1) сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложносочинённое; 4) сложноподчинённое.

Какая характеристика соответствует данному предложению?

Все чего-то ждали, сидя в пасмурной столовой (Катаев).

1.сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложносочинённое; 4) сложноподчинённое.

8. Укажите способ связи простых предложений внутри сложного:

По временам лишь, когда она того не примечала, боярин забывался, сдвигал брови и грозно смотрел на Елену (А. Толстой).

1) при помощи интонации, без союзов;

2) при помощи интонации и подчинительного союза когда;

3) при помощи интонации и сочинительного союза когда.

9. Укажите предложение, соответствующее следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из трёх простых предложений.

1) Овсянников оглянулся, придвинулся ко мне поближе и продолжал говорить (Тургенев).

2) Уже с утра я себя чувствовал нехорошо, хотя еще не мог ясно определить, в чем заключалось мое нездоровье

Простое и сложное предложение

Вариант 3

1. Выберите среди указанных предложений сложное:

1) В окно вливалась свежая струя ночного воздуха и несла с собой смолистый аромат елового леса и душистых лесных трав (Мамин-Сибиряк).

2) В комнате стояла тишина, нарушаемая только шелестом переворачиваемых листов тетради

3) Полил дождь как из ведра, и все скрылось (Пришвин).

2. Выберите среди указанных предложений простое:

1) Уже с утра я себя чувствовал нехорошо, хотя еще не мог ясно определить, в чем заключалось мое нездоровье (Каверин).

2) Снег на воротнике таял весьма заметно, несмотря на то что было холодно (Л. Толстой).

3) Мягкий синеватый отсвет озаряет неподвижно скорчившуюся на одинокой льдине фигуру, опушенную белым инеем (Серафимович).

3. В каком предложении правильно выделены все грамматические основы?

1) Поезд был уже вдали, где сужаются рельсы (Арсеньев).

2) Талый снег гнездился в ямах, предательски закрывая лужи и рытвины, в холодную воду которых неожиданно наступали озябшие ноги (Грин).

3) Часов в восемь вечера дождь перестал, хотя небо было по-прежнему хмуро (Каверин).

4) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (Есенин).

В каком предложении неправильно выделены грамматические основы?

1) Величественные горы, уже по-весеннему зеленеющие, все тянули на свои вершины зимние шапки

2) Как только солнце начинает греть по-летнему, многие отправляются в романтическое путешествие

3) Летели с залива серые низкие тучи, на берег поднималась волна, нагонял ее свистящий низовой ветер (Паустовский).

4) Все смотрели с удивлением на героя и видели, что он смелее, прекраснее их душой и лицом

5. Укажите верную синтаксическую характеристику предложения:

Старику было под восемьдесят, и его седая борода давно превратилась в желтую, но он держался крепко и не уступал молодым мужикам (Каверин).

1) Сложносочинённое, состоит из трех простых.

2) Сложноподчинённое, состоит из двух простых.

3) Простое, с однородными членами предложения.

4) Сложное бессоюзное, состоит из трех простых.

Чачкова Анна Валентиновна
учитель русского языка и литературы
МОУ Будинской ООШ
Тверской области

Предлагаю конспект урока по русскому языку в 6 классе, который разработан для учебника М.Т. Баранова. На уроке происходит знакомство с неологизмами.
Учащиеся выполняют различные задания под руководством учителя, тем самым происходит закрепление темы лексики.

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;
- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;
- развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока

1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:

Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

- взаимопроверка учащимися выполненной работы

3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:
Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет

Какое слово выбрали? Почему?
- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.
- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
- Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом.
Стр. 72
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
Упр. 129 – выполним это упражнение устно
Упр. 130 – записать слова по образцу:
Акванавт – это … (воспользоваться толковым словарём)

2) Это интересно:
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:
1) слова - экономические термины : оффшор (свободный), роуминг - «распространение; политические термины: спикер - председатель парламента,
инаугурация - «церемония вступления в должность президента страны»,
рейтинг - «оценка»,
2) слова - термины, связанные с компьютерной техникой
,
сайт – «местоположение» ; файл - подача какого-л. документа»
3) названия некоторых бытовых предметов .
миксер - «смешивающий аппарат или прибор»; тостер - «приспособление для поджаривания тостов»
4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:
боулинг - «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»,
5) названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит – «популярная песня», сингл - «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) - «переделка»,
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например:
секьюрити - «охрана», провайдер - «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости
7) термины, употребляемые в косметологии:
лифтинг - «подтяжка», пилинг - «чистка лица», скраб – «крем для отшелушивания,

3) распределительное письмо:
- Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

4) поддиктовка :
Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5) подготовимся к ГИА:
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?
А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит
Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик
В) ед..ница, обв…вать (плющом) , св..стеть
Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек

2. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове СЪЕМ четыре звука.
Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые
В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий
Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]
3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:
А) сумерки
Б) предложит
В) перебрасываюсь
Г) признаёт

6. Подведение итога урока:
- Что такое неологизмы?
- Приведите примеры неологизмов.
- Что удалось на уроке?
- Какие трудности испытали?

7. Домашнее задание:
П. 26, правило, упр.132

До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! В одних трусиках! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... и вдруг кто-то радостно кричит:

Радуга! Смотрите - радуга!

И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? Луч солнца и дождевые капли.

Ведь радуга - это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной разноцветной дуги.

Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех редких случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды. Природа изобретательна!

Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется не такая яркая, как солнечная.

И самое, по-моему, удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

Радуга

Наверное, нет человека, который бы не любовался радугой. Это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей. О радуге слагались легенды, ей приписывали удивительные свойства. У древних греков богиня радуги Ирида выступала как посредница между богами и людьми, передававшая людям волю богов. Глядя на радугу, древние греки верили, что она соединяет небо и землю. По мнению древних эстов, радуга наполняла водой истощенные после дождя облака; вода по радуге якобы поднималась из озера или реки в небеса. Любуясь радугой, древние индейцы думали о цветах, которые увяли на земле и вновь расцвели на небе.

Все цветы лесов зеленых,
Все болотные кувшинки,
На земле когда увянут,
Расцветают снова в небе.

Эти строки взяты из знаменитой «Песни о Гайавате», написанной Г.Лонгфелло на основе легенд северо-американских индейцев. С радугой всегда связывалось ощущение радости и освобождения. «Блещет солнышко на кровле, радуга отводит бурю», - читаем мы в эстонском эпосе «Калевипоэг». По библейской легенде, бог Яхве после всемирного потопа повесил на небе радугу в знак того, что он больше не станет так жестоко карать людей: «Я повесил радугу мою в облаке, чтобы она была знамением вечного согласия между мною и между землею». В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» встречается «лук семицветный Громовника». Громовник - он же громовержец - это царь богов Индра, а его «семицветный лук» - это радуга. Такой же смысл приписывали радуге и древние арабы; они считали ее луком бога света Кузаха. После победы над силами тьмы, не пускавшими солнце на небо, Кузах вешал радугу-лук на облака. У славянских народов радуга, появлявшаяся на небе после благодатного дождя, олицетворяла победу бога-громовержца Перуна, поразившего молниями духа зла.

Радуга - добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце; напоивший посевы дождь, сделав доброе дело, теперь окончится, настанет хорошая погода. Слово «радуга» содержит старославянский корень «радь», что означает «веселый». В старославянском языке есть наречие «радоштами», означающее «радостно». И в наши дни в некоторых местностях на Украине радугу называют «веселкой». А многие люди «расшифровывают» слово «радуга» как «райская дуга». Вспомним следующие строки из «Дон-Жуана» Дж. Байрона:

Все ободрились: радугу они
Считали добрым предзнаменованьем:
И римляне и греки искони
Подобным доверяли указаньям.
В тяжелые и горестные дни
Полезно это всем; когда страданьем
Измучен ум, - приятно допустить,
Что радуга спасеньем может быть.

Поэты неоднократно обращались к радуге. Ощущение радости, вызываемое радугой, хорошо передано, например, в следующем стихотворении Гёте. Поэт любуется радугой, возникшей на фоне струй водопада, и сравнивает красочность человеческой жизни с красочностью радуги:

К тебе я, солнце, обращусь спиною;
На водопад сверкающий, могучий
Теперь смотрю я с радостью живою,-
Стремится он, на тысячи потоков разливаясь,
Бросая к небу брызги светлой тучей.
И между брызг, так дивно изгибаясь,
Блистает пышной радуга дугою,
То вся видна, то вновь во мгле теряясь,
И всюду брызжет свежею росою!
Всю нашу жизнь она воспроизводит:
Всмотрись в нее - и ты поймешь душою,
Что жизнь на отблеск красочный походит.

Конечно, не только о хорошей погоде думали люди, любуясь радугой. С радугой издавна связывались представления о благополучии, о счастье. Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому еще не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к ее основанию. Восхищаясь «жемчужным, разноцветным мостом», Ф. Шиллер с грустью замечает:

Идешь к нему - он прочь стремится
И в то же время недвижим;
С своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним.

Радуга действительно неуловима и недолговечна. Она дарит ощущение радости, но, увы, ощущение это мимолетно. Она дарит мечту о счастье, но счастье это оказывается недостижимым. Удивительное в своей красоте «мимолетное виденье» буквально тает на наших глазах, оставляя нам чувство светлой грусти. Об этом очень хорошо писал Ф. И. Тютчев:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его - лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,-
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Радуга глазами внимательного наблюдателя

Издавна заметили, что радуга наблюдается, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу. Если встать лицом к солнцу, то радуги не увидеть. Надо, чтобы солнце было сзади (помните у Гёте: «К тебе я, солнце, обращусь спиною...»). Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя. Можно наблюдать также и близкую радугу, возникающую на фоне струй водопада или фонтана.

По мере того как дождь стихает, а затем прекращается, радуга блекнет и постепенно исчезает. Помните у Тютчева, писавшего о «радужном виденье»: «Смотри - оно уж побледнело, - еще минута, две...». Или у Шиллера, писавшего о «жемчужном мосте»:

«С своим потоком он родится и вместе исчезает с ним».

Сколько у радуги цветов? Обычно говорят о семи цветах, чередующихся в следующем порядке: красный (внешний край радуги), оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (внутренний край радуги, обращенный к земной поверхности). Впрочем, число цветов является условным понятием - между соседними из указанных цветов нет четких границ. Аристотель называл, например, всего три цвета радуги: красный, зеленый, фиолетовый. Ньютон вначале выделял в радуге пять цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (последний он называл пурпуровым). Позднее он говорил о десяти цветах: алом, киновари, лимонном, шафранном, желтоватой зелени, травянистом, лазурном, голубом, индиго, фиолетовом. В конечном счете Ньютон остановился на семи цветах - тех самых, которые и по сей день принято выделять в радуге. Выбор именно этого числа объясняется не физикой, а скорее тем, что число 7 издавна считалось «магическим» (семь чудес света, семь смертных грехов, семь дней недели и т. д.). Художник или поэт волен видеть в радуге иное число цветов. Завершим же разговор о цветах радуги стихотворением В. С. Шефнера:

Всего мне мало... Пусть в мгновенье это
Все семь цветов я вижу без труда,-
Но все ж невольно жду восьмого цвета,
Который в детстве снился иногда.

Вернемся к описанию радуги. Нередко над основной радугой возникает еще одна (дополнительная) радуга - более широкая и размытая. Цвета в дополнительной радуге чередуются в обратном порядке: от фиолетового (внешний край) до красного (внутренний край). Явление двойной радуги так описывается у Данте:

Как средь прозрачных облачных пелен
Над луком лук соцветный и сокружный
Посланницей Юноны вознесен,
И образован внутренним наружный.

Здесь «посланница Юноны» - это Ирида, богиня радуги. Что же касается последней строки, то в ней выразилось существовавшее в средние века мнение, будто наружная (дополнительная) радуга есть как бы отражение внутренней (основной). По-видимому, на эту мысль наводило людей наблюдаемое обратное чередование цветов в дополнительной радуге.

Между красными краями основной и дополнительной радуг находится темноватая полоса. Ее называют александровой полосой - по имени жившего во II в. греческого философа Александра, подметившего эту особенность двойной радуги.

Особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы (или во время грозы). При моросящем дождике цветовая окраска радуги становится бледной. В этом случае радуга может превратиться в белесый полукруг.

Для наблюдателя, находящегося на относительно ровной земной поверхности, радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42°. Чем ниже солнце, тем больше угловая высота вершины радуги и тем, следовательно, больше наблюдаемый участок радуги. Дополнительная радуга может наблюдаться, если высота солнца над горизонтом не превышает 53°.

Радугу можно рассматривать как гигантское «колесо», которое, как на ось, «надето» на воображаемую прямую линию, проходящую через солнце и наблюдателя.

Радуга на других планетах

Читатель, внимательно проследивший за всеми нашими рассуждениями, может убедиться в том, какое большое расстояние лежит от обычно бытующего представления, что «радуга - это очень просто, это солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя», до действительного понимания физического механизма возникновения радуги. Разобравшись в этом механизме, мы можем позволить себе немного пофантазировать.

Зададимся вопросом: как выглядела бы радуга, если бы показатель преломления вдруг увеличился для всех длин волн, скажем, в 1,25 раза? Вообразим, что мы очутились на неизвестной планете, где роль воды выполняет какая-то иная жидкость. Это означало бы, что теперь для красных лучей n к = 1,66, а для фиолетовых n ф = 1,68. Расчеты дают: y к = 11° и у ф = 10°. Таким образом, по сравнению с земной радугой угловые размеры инопланетной радуги должны уменьшиться в 4 раза; при этом сама радуга будет примерно вдвое тоньше. Увидеть радугу, находясь на поверхности планеты, можно лишь при условии, что высота светила над горизонтом не превышает 10°. При наблюдении из кабины космического корабля это требование снимается. Если показатель преломления распыленной в атмосфере планеты жидкости окажется близким к n = 2, радуга стянется в световое пятно, находящееся в направлении противосолнечной точки.

Физика и красота

Английские поэты XVII в. упрекали Ньютона в том, что, объяснив возникновение радуги, он тем самым посягнул на ее красоту. Предоставляем читателю самому убедиться в несправедливости подобного упрека. Мы уверены, что теперь, когда он познакомился с физикой образования радуги, это удивительное явление природы покажется ему еще более прекрасным. Возможно, что умудренный знанием истинных причин он именно теперь особенно остро почувствует поэтическую прелесть лермонтовских строк:

Там разноцветною дугой,
Развеселясь, нередко дивы
На тучах строят мост красивый,
Чтоб от одной скалы к другой
Пройти воздушною тропой.

Любое предложение, в том числе и сложное, характеризует интонация конца предложения. Она выражается в понижении голоса к концу предложения.

Сравните по интонации простые предложения и сложное.

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова.

Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение и понижение тона.

Ответьте на вопросы и сделайте вывод об особенностях интонации сложного предложения.

С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких - одновременно с союзом?

Для каждого простого предложения характерно понижение голоса к концу.

Входя в состав сложного предложения, любое простое утрачивает интонацию завершённости, так как становится частью сложного. В сложном предложении интонация завершённости, характерная для конца предложения, реализуется один раз. Это помогает узнавать, когда заканчивается сложное предложение.

Обычно пауза между частями сложного предложения фиксируется. Ей предшествует повышение голоса.

Таким образом, интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения.

Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

56. Проследите за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их: а) с помощью нужного по смыслу союза, б) без помощи союза.

1. Поезд пришёл вовремя. Пассажиры заторопились к выходу.

2. Темнело быстро. Пламя костря разгоралось всё ярче и освещало лужайку.

3. Солнце садится. На траве появилась вечерняя роса.

4. Густо туман расползался по всей округе. Большой дуб на краю деревни ещё был виден.

5. Парома почему-то не было. Люди на пристани томились в ожидании.

57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически.

1. Ещё слышалось где-то топанье, что-то похожее на рокот отдалённого моря, и скоро всё стало пусто и глухо. (Н. Гоголь.)

2. А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. (М. Лермонтов.)

3. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни. (А. Чехов.)

4. Миллионы листьев, стеблей, веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу, и мы терялись перед этим натиском растительности, останавливались и дышали до боли в лёгких терпким воздухом столетней сосны. (К. Паустовский.)

5. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. (В. Солоухин.)

58. Прочитайте отрывок. Что произвело впечатление на героя в картине зимнего леса? Какова основная мысль текста? Запишите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, определите вид сложного предложения. Охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений.

Бабанов посмотрел вокруг и ахнул, словно впервые увидел, каким прекрасным может быть лес... Слева от тропинки стояли молодые с зеленоватой корой осины и корявые дубки, не сбросившие с себя сухих оранжевых, запорошенных теперь снегом листьев. Справа высокие, массивные, в шапках снега сосны. От них на тропе прозрачные синие тени. Под тяжестью снега ветки опустились вниз, и нет-нет то там, то в другом месте упадёт, пылью стечёт и рассыплется большой снежный навес. Ветки покачнутся, поднимутся выше, обнажатся, станут видны зелёные иглы, а внизу, у подножий, нетронутый наст пойдёт рябью. В тишине стучит дятел; вот он прошумел крыльями, перелетая на другое дерево. В небе чертит белую линию самолёт. Эти звуки не мешают, в лесу от этого кажется ещё тише.

(П. Федоренко.)

59. Сочинение. Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Вы согласны? Напишите о том. что вы неожиданно или впервые открыли для себя прекрасного в той местности.

Загрузка...