Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Припоминание и познание. Онтология Платона. Познание как припоминание. Учение о государстве Теория познания как припоминания платона

Припоминание по-гречески звучит как anamnesis, и Платон описывает его как созерцание идей еще до нашего рождения, которое только и дает возможность нашей душе (или нашему Я, как бы мы сказали сегодня) познавать.

Познание возможно только потому, что истину о вещах, т. е. их идеи, мы всегда уже имеем в душе: познание есть припоминание. Если освободить платоновское учение об anamnesis от его орфико-пифагорейских мифологических одежд, то можно, выражаясь по-современному, утвердить в качестве точки зрения Платона то, что всякое познание имеет в себе факторы, которые в свою очередь появляются не из опыта, а, напротив, конституируют опыт как таковой. Выше цитированное положение Локка «Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu» в платоновском смысле - как это было замечено позже Лейбницем - следует дополнить 20 выражением «nisi ipse intellectus». 21 То, что у Платона припоминание не ограничивается познанием пред-

17 Там же. С. 302.

18 Там же. С. 305.

20 Ср.: Gundert Н. Der Platonische Dialog. Heidelberg, 1968.

21 Leibniz О. W. Die philosophischen Schriften. Bd5. Hildesheim, 1971. S. 100.

мета, видно из диалога «Менон», в котором речь идет об определении сущности добродетели:

А раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. 22

Что Платон подразумевает под словом anamnesis, припоминание, он более точно поясняет затем в диалоге «Федон»:

Это припоминание. Если человек, что-то увидев, или услыхав, или восприняв иным каким-либо чувством, знает не только это, но примысливает еще нечто иное.. 23 .

Так, у любого, кто, к примеру, имеет дело с похожими вещами, постепенно возникает осознание похожести и непохожести, только оно и позволяет нам отделить похожие вещи от непохожих, равные вещи от неравных и констатировать их эмпирическое подобие:

Ну, стало быть, мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы и уразумеем, что все они стремятся быть такими же, как равное само по себе, но полностью этого

не достигают 24 .

Конститутивный характер этой идеи равного Платон формулирует для познания, отказывая равному как идее самой по себе в любом самостоятельном бытии и признавая ее только во взаимодействии с чувственным познанием, с опытом:

Но мы, конечно, согласимся и в том, что такая мысль возникает и может возникнуть не иначе как при помощи зрения, осязания или иного чувственного восприятия 25 .

Чтобы констатировать равенство или подобие двух деревьев, мы должны, «прежде чем начать видеть, слышать и вообще чувствовать... каким-то образом узнать о равном самом по себе - что это такое, раз нам предстояло соотносить с ним равенства, постигаемые чувствами». 26 Таким образом, Платон, в отличие от Юма, рассматривает идею равного или подобного как возникшую не из опыта. Определив ее негативно, он считает ее возникшей из созер-

22 Платон.

Менон. 811c-d.

23 Платон. Федон. 73с.

24 Там же. 74е-75а.

25 Там же. 75а.

26 Там же. 75b.

цания, которое имело место еще до нашего рождения, точно так же как и Декарт, правда, говорит об этом не в связи с возникновением осознания равного -его он стремится понять мифологически, а в связи со сверхэмпирическим характером этого представления.

Если мы зададимся вопросом, почему Юм так упорно отбивался от априорных идей, от представления Я, то можем ответить: потому что невозможно доказать ни ideae innatae Декарта, ни Я как предмет опыта. То, что противники Юма, английские рационалисты, не придавали значения декартовскому различию между res cogitans и res extensa, было решающей причиной такой позиции шотландского эмпирика. Платоновская философия, излагая свое доказательство гипотезы об идее равенства для обоснования процесса познания равных вещей, пользовалась языком мифа, в результате чего оставила нерешенной затронутую проблему, лишь сформулировав ее. Только Кант 27 соединил эти явно противоположные мотивы Юма и Платона, а также Декарта, стремясь охарактеризовать Я как трансцендентальную предпосылку всего познания. Для Канта, как мы еще увидим, это означало:

Должно быть возможно, чтобы я мыслю сопровождало все мои представления; в противном случае, во мне представлялось бы нечто такое, что вовсе нельзя было бы мыслить, иными словами, представление или было бы невозможно, или по крайней мере для меня не существовало бы. 28

Я как условие возможности всякого познания, в свою очередь, не может быть обнаруженным в чувственном опыте предметом. По своему конститутивному характеру оно рассматривается только как причина познаваемости предметов, само же по себе не может быть познано

27 Иммануил Кант родился в семье шорника в 1724 г. в Кенигсберге. В 1740-1745 гг. изучал в Кенигсберге теологию, философию и естествознание. В 1746-1755 гг. был домашним учителем. В 1755 г. защитил докторскую диссертацию и право на преподавание в университете; после этого преподавал в качестве приват-доцента в Кенигсбергском университете. В 1770 г. стал профессором логики и метафизики в этом же университете, ректором которого был в 1786-1788 гг. Кант умер в 1804 г. в своем родном городе. Важнейшие работы: «Критика чистого разума» (1781, 2-е издание - 1787), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). О Канте см.: Kroner R. Von Kant bis Hegel. Tübingen, 1961; Martin G. Immanuel Kant. Berlin, 1969; Lütterfelds W. Kants Dialektik der Erfahrung-Zur antinomischen Struktur der endlichen Erkenntnis. Meisenheim am Glan, 1977; Kaulbach F. Immanuel Kant. Berlin; New York, 1982; Hoffe O. Immanuel Kant. München, 1983.

28 Кант И. Критика чистого разума. С. 191.

независимо и вне их познания. Оно станет итогом нашего рассмотрения кантовской трансцендентальной онтологии, которая возникла как теория познания, а не как теория бытия. Я для Канта есть arche, но не как высшая причина бытия, а как причина познаваемости сущего. Сущее, природа, в свою очередь рассматривается им преимущественно как объект механистического естествознания и понимается только «как определение явлений в пространстве и времени». 29 Онтологический вопрос в «Критике чистого разума» отделяется от теоретико-познавательного.

Почему познание есть припоминание?

Учение о том, что идеи суть специфические объекты усмотрения ума, пребывающие в особом, запредельном мире, дает ответ на вопрос о сущности познания. Оно представляет собой в идеале, не что иное как созерцание умом идей в этом особом “умном “ мире. А это подразумевает бессмертие души и ее способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела “там”. Правда, Платон знает, что познание как воспоминание (анамнесис) не так уж просто. Душа охотно “забывает” виденное в потустороннем мире, и для того, чтобы “вспомнить”, нужны подсказки знающего мудреца, либо достаточно сложные логические операции. Платон выводит утверждение, что “ поскольку и в то время, когда он уже человек, и тогда, когда он им еще не был, в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями, - не все ли время будет сведущей его душа?.. А если он приобрел их не в нынешней жизни, то разве не ясно, что они появились у него в какие-то иные времена, когда он выучился [всему] ?”(Менон, 86а)

Конечно, мы не согласимся с этим утверждением. Даже самый невежественный человек обладает теми элементарными знаниями и навыками мышления, которые и позволили бы ему сформулировать математические и иные научные положения, подсказываемые наводящими вопросами ученого собеседника. Таким образом, перед нами искусство педагога, с одной стороны, способности ученика как человека определенной культуры - с другой, но никак не “воспоминание”.

Гегель о Платоне: он принадлежит к всемирно-историческим личностям, а его философия – одно из тех всемирно-исторических творений, которые с момента возникновения «оказывали во все последующие эпохи величайшее влияние на духовную культуру и ход её развития».

Идеи – это архетипы, модели вещей объединяющие в единство комплекс вещей. Идея, поскольку она является образцом вещи, её сущностью, логически предшествует вещи. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, вещи существуют только постольку, поскольку они подражают идее.

Душа играет важную роль в формировании «припоминания». В учении о «припоминании» (диалог «Федон») Платон показывает, откуда появляются рациональное мышление, знание. Средством его возникновения является душа. До тех пор пока человек живёт во власти чувств и мнений, он как бы существует, он – забыл свой другой аспект – способность рассуждать. Платон - «Тело – могила души». Но когда человек просыпается и «начинает диалог души с душой», тогда человек с помощью самого себя обретает идеи, которые делают возможным познание. «Знать – это вспоминать» - допустить предыдущее существование души, в ходе которого она созерцала идеи, т.е. идеи предшествовали вещам, которые созерцал человек.

Диалог «Менон» - человек может развить рациональные суждения по вопросам, ранее ему не известным. Здесь Платон интерпретирует выражение Сократа «познай самого себя». – результатом является способность души, исходя из самой себя, найти истину и рациональное значение вещей. Поэтому знание есть воспоминание, и что душа существует до и независимо от тела → она бессмертна. Идея – причина бытия, образец, цель, к которой стремится все сущее.

Учение о душе. Бессмертие души понимается Платоном как существование рациональной души, предшествующей всем телам, воплощающейся в них, проходящей через остальные тела, через отдельные жизни; аргумента бессмертия души: противоположности, воспоминания, сходство, душа как витальность.

1. Взаимопереход противоположностей. Все противоположности переходят друг в друга, и смерть переходит в жизнь. Если бы этого не было, все бы давно умерли. → после смерти душа не уничтожается, а переходит в иное состояние. Знание есть воспоминание душою того, что она созерцала до рождения.

2. Некоторые идеи не происходят из самих данных (мы не можем сказать, что две вещи равны, если не вспомним само понятие равенства).

3. Т.К. душа невидима, она подобна идеям, и как идеи неизменна и бессмертна.

4. Душа – источник жизни, т.к. она регулирует и господствует над телом. → Душа есть жизнь, она присутствует в идее жизни, → не может принять в себя противоположную идею, идею смерти.

Понимание блага. Благо и справедливость у Платона совпадают. Познать, что такое благо, означает выход за пределы отдельного, понять, что есть благо для всех, т.е. понять, что такое общее, «публичное» благо. Такое благо является формой гармонии, согласия. Зло порождается недостатком знания. Если люди усвоят, что есть правильное с помощью необходимого знания, они обретут благо. Если человек будет направляться людьми, обладающими знанием блага, будет подражать им, то он станет вести добродетельную жизнь. → Знание блага – критерий образа жизни. Правильная жизнь только одна и она для всех. Принципы морали стоят выше Бога: добродетель предшествует Богу, и Бог есть благо тогда, когда он действует в соответствии с добродетелью. Бог – совершенное благо. Условия высщего человеческого блага: 1)участие в вечной природе идей 2)воплощение идей в действительности 3) наличие разума о обладание знаниями 4) владение ненаучным 5) чувственные удовольствия (противостояние мира идей и мира небытия)

Теория «идеального государства». Политические мотивы (несправедливое осуждение Сократа) во многом определили характер платоновской философской системы. Первый вывод – в государстве, основанном на изменчивых и субъективных мнениях и на частных интересах, не может быть справедливости. Работа «Государство» - создание портрета идеального государства. Образец – Республика, управляемая философами, аргументы обращены к человеческому телу.

Три части человеческого тела голова, туловище, конечности. Голова – вместилище разума, туловище – воли, конечности – желаний. Каждому из этих качеств души соответствует добродетель. Цель разума – мудрость, воля – мужество, желания – должны быть обузданы. Конструирование государства по образу человеческого организма: три части – три класса. Класс правителей – класс философов (рациональная душа, добродетель – мудрость), класс воинов (добродетель – мужество), класс ремесленников (желания должны быть обузданы).

Справедливость основана на природных дарованиях. Люди отличаются между собой врождённой одарённостью, в зависимости от того, из чего состоит их душа: золото, серебро, бронза. Этой зависимостью определяется принадлежность к классу. Чтобы преодолеть неравенство, нужно, чтобы никто из людей не знал, чей он сын, а родители не должны знать своих детей.

Другие черты Государства – общность имущества, общность женщин, правителей, воинов, чтобы избежать алчности и соперничества. Идеальное государство не должно иметь обширную и заселённую территорию, чтобы избежать источника внешних войн и внутренних распрей.

Критика этой концепции за абстрактность, утопичность, тоталитаризм. Платон выделяет 5 форм правления – аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, отдавал предпочтение аристократии, устроенной по принципу правления лучших (аристократов) и самых мудрых. Характеристика каждой из форм дана через анализ политич. Строя Афин и Спарты.

Государство – воплощение справедливости, которое не может воплощаться через отдельных индивидов и их добродетели, она может существовать только в той связи, которая ведёт к всеобщему. Никто не может быть тем, кем он должен быть, т.е. справедливым сам по себе. В государстве каждый теряет себя как частного индивида в рациональности государства.

Критика теории государства Платона. Общество, управляемое избранными, сводит на нет развитие общества. Согласно платоновскому учению, правителей можно готовить к принятию безошибочных решений. Но неошибающихся людей нет, и люди учатся на опыте своих ошибок. Тираническое правление приведёт к тому, что люди никогда не реализуют своих возможностей, т.к. им не будет предоставлена возможность нести ответственность самостоятельно за совершённые действия.→ общество никогда не достигнет нравственной самостоятельности, которое присуще зрелому обществу.

Философия – это «светлое пространство» , «понимательное место». Что здесь сказано?

Понимание как понимание невидимого». Как вы можете раскрыть этот тезис?

Философствовать – это значит генетически обезопасить себя от своей и чужой глупости.» В чем вы видите справедливость этих слов?

Каковы особенности мифологического мышления?

В нем нет разделения на субъекты и объекты, нет разделения на «я» и «мир». В мифе всегда выражено родовое сознание. В мифе нет «я».

Любое событие выражает общее некое событие. Это всегда метафоричное сознание. Одушевление всех неодушевленных предметов. Все одухотворено.

Миф-это исторически первая форма духовного приобщения человека к природе.

Некоторые особенности этого мышления являются следствием того, что «первобытный» человек еще не выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь и т. п.

Мифологическое мышление - разновидность мыслительной деятельности, архаическая форма осмысления действительности, в котором синкретически соединены первобытные верования, художественное освоение мира, зачатки эмпирических знаний.

Оно связано с чувственным восприятием действительности и облекается в образную форму, обобщение предстает в виде единично-типического, абстрагирующая способность развита слабо.

Отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не расчленяются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности.

Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять данные свойства за данной вещью развита слабо, еще не сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Объяснение представляет собой рассказ о том, почему, откуда, каким образом, для чего что-то возникло.

Выводы часто основаны на принципе «после этого - значит вследствие этого».

Указанные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет со стороны его разных свойств, на разных стадиях развития, в разных точках пространства, в разных ракурсах восприятия.

Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, животным и растениям, предметам природы и людям и т.д.) приписывается одно имя.

Это мышление проявляется и ныне, причем не только в «отсталых», но и в высокоразвитых культурах.

Учение о припоминании (теория припоминания) - учение Платона в области эпистемологии (теории познания).



Платон считал, что истинное познание - это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление).

Найти знание в самом себе – это значит припомнить.

Платоновское учение о припоминании (др.-греч. ἀνάμνησις) указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

Теория познания Платона строится как теория воспоминания, руководящим началом при этом выступает разум или разумная часть души. По Платону, душа бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человека оказывается возможным постижение идей как припоминание о виденном прежде.

«И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно - люди называют это познанием - самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать» (Менон).

Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является у Платона одним из доказательств бессмертия души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к припоминанию.

Идеи Платон называет “сущностями”; греческое слово сущность (ousia) образовано от глагола “быть” (eniai) (так же, кстати, как и аналогичные понятия русского языка “существовать”, “сущее”, “сущность”).

Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону, составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте.

Основа теории идей - гипостазирование, т.е. превращение в обособленную и самостоятельную реальность тех общих понятий, которыми оперирует человек, и тех грамматических форм - парадигм - которыми пользуется он, высказываясь об общем. “Наивная” теория идей строится по принципу: отдельные вещи постигаются с помощью чувств; значит и, для разумного познания должны существовать объекты, созерцаемые умом, точно так же, как мы здесь, на земле, воспринимаем вещи чувствами.

Основной тезис - источник прекрасного - “прекрасное как таковое”.

Но верен ли сам тезис? Нет! В окружающих нас вещах и процессах чувственного мира неразрывно связано единичное, особенное и всеобщее, и лишь посредством абстракции мы можем отделить их друг от друга. Нет прекрасного без прекрасной девушки, прекрасной кобылицы, прекрасного горшка, статуи и т.д. Но прекрасное не сводится ни к одному из этих предметов, и ни к одному особому - золоту, слоновой кости и прочему. “ ... Отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть(частичка, или сторона, или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д.” Вырванное из этой диалектической связи общее и становится “идеей”, существующей в особом “умном месте”.

Поэтому и познание можно объяснить, по Платону, лишь апеллируя к идее как “всеобщему”. На деле же, познание усматривает всеобщее в единичном и отдельном, устойчивое в текучем и нестабильном, закон- в многообразии явлений. Они связаны в человеческом уме с деятельностью абстрагирования, отвлечения от частного и особенного.

5.Почему познание есть припоминание?

Учение о том, что идеи суть специфические объекты усмотрения ума, пребывающие в особом, запредельном мире, дает ответ на вопрос о сущности познания. Оно представляет собой в идеале, не что иное как созерцание умом идей в этом особом “умном “ мире. А это подразумевает бессмертие души и ее способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела “там”. Правда, Платон знает, что познание как воспоминание (анамнесис) не так уж просто. Душа охотно “забывает” виденное в потустороннем мире, и для того, чтобы “вспомнить”, нужны подсказки знающего мудреца, либо достаточно сложные логические операции. Платон выводит утверждение, что “ поскольку и в то время, когда он уже человек, и тогда, когда он им еще не был, в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями, - не все ли время будет сведущей его душа?.. А если он приобрел их не в нынешней жизни, то разве не ясно, что они появились у него в какие-то иные времена, когда он выучился [всему] ?”(Менон, 86а)

Конечно, мы не согласимся с этим утверждением. Даже самый невежественный человек обладает теми элементарными знаниями и навыками мышления, которые и позволили бы ему сформулировать математические и иные научные положения, подсказываемые наводящими вопросами ученого собеседника. Таким образом, перед нами искусство педагога, с одной стороны, способности ученика как человека определенной культуры - с другой, но никак не “воспоминание”.

Загрузка...