Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Коаны – неразрешимые загадки судьбы. Коаны как метод обучения и абьюз от дзен-мастеров Коаны дзэн

Дзенские коаны - краткие истории, смысл которых невозможно постичь, опираясь на рациональную логику; это не просто притчи, размышление над которыми по замыслу дзенских мастеров должно вести к просветлению, но и уникальный источник управленческой мудрости.

Однажды упасака Лю-кен сказал Нан-чжуаню: «У меня дома есть камень, который сидит и лежит. Я собираюсь высечь из него Будду, Могу ли я это сделать?» Нан-чжуань ответил: «Да, можешь». «А могу я не делать этого?» - продолжал упасака Лю-кен. «Нет, ты не можешь сделать это», - ответил Нан-чжуань.

Пай-юнь, дзэновский мастер династии Сун, написал стихотворение:

Где живут другие,

Я не живу.

Куда идут другие,

Это не значит отвергать

Общение с другими;

Я только хочу сделать

Черное отличным от белого.

Монах увидел черепаху, ползущую по саду монастыря Та-суя, и спросил учителя: «У всех существ кости покрыты мясом и кожей. Почему же у этого существа мясо и кожа покрыты костями?» Мастер Та-суй снял один сандалий и накрыл им черепаху.

Однажды Манджушри стоял перед воротами, когда Будда воззвал к нему: «Манджушри, Манджушри, почему ты не входишь?»

Я не вижу ничего по эту сторону ворот. Зачем мне входить? - отвечал Манджушри.

Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.

Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: "Она же переполнена. Больше уже не войдет!"

"Так же, как эта чашка,"- сказал Нан-ин,- "Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?"

Двадцать монахов и одна монахиня по имени Эсюн занимались медитацией у некоего дзеновского учителя. Эсюн была очень миловидной, несмотря на то, что голова ее была острижена, а одежда очень скромна. Несколько монахов тайно влюбились в нее. Один из них написал ей любовное послание, настойчиво требуя встречи наедине.

Эсюн не ответила. На следующий день учитель проводил занятия с группой, и когда они были окончены, Эсюн встала. Обращаясь к тому, кто написал ей, она сказала:"Если ты действительно любишь меня, подойди и обними меня."

Так ли это?

Дзенский учитель Хакуин слыл среди соседей человеком, живущим беспорочной жизнью. Рядом с ним жила красивая девушка, родители которой владели продуктовой лавкой. Внезапно родители обнаружили, что у нее должен появиться ребенок. Они были в ярости. Девушка отказалась назвать отца ребенка, но после долгих настояний назвала Хакуина. В большом гневе родители пришли к учителю. "Так ли это?"- вот было все, что он сказал.

После того, как ребенок родился, его принесли к Хакуину, К этому времени он потерял всякое уважение окружающих, что совсем не волновало его. Он окружил ребенка заботой и теплом, брал у соседей молоко для ребенка и все, в чем тот нуждался. Через год девушка-мать все же не выдержала и сказала родителям правду: что отцом ребенка был молодой человек, работавший на рыбном рынке. Отец и мать девушки сразу пошли к Хакуину, просили у него прощения, долго извинялись перед ним и просили вернуть ребенка. Хакуин охотно простил их. Отдавая ребенка, он сказал лишь:"Так ли это?"

Повиновение.

Беседы дзенского учителя Банкея привлекали не только дзенских учеников, но и людей разных сект и рангов. Он никогда не цитировал сутры и не увлекался схоластическими рассуждениями. Его слова шли от его сердца прямо к сердцам слушателей.

Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Ничирен, так как последователи секты покидали его, чтобы слушать о Дзен. Эгоцентричный нитиренский священник пришел в храм, намериваясь поспорить с Банкеем.

"Эй, дзенский учитель!- позвал он.- Подожди минутку. Всякий кто уважает тебя, будет повиноваться твоим словам, но я не уважаю тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?" "Подойди ко мне, и я покажу тебе,"- сказал Банкей.

Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю. Банкей улыбнулся. "Стань слева от меня." Священник повиновался. "Нет,- сказал Банкей,- нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от меня. Перейди сюда." Священник с достоинством перешел направо. "Видишь,- сказал Банкей,- ты повинуешься мне, и мне кажется, что ты человек тонкий и мягкий. А теперь садись и слушай."

Сообщение.

Тандзан написал 60 почтовых карточек в последний день своей жизни, и попросил отправить их. Вслед за тем он умер. На карточках было написано: Я покидаю этот мир. Это мое последнее сообщение. Тандзан Июль, 27,1892.

0твет мертвеца.

Когда Мамийя, который позже стал известным проповедником, пришел к учителю, чтобы учиться, учитель попросил его объяснить, что такое хлопок одной ладони.Мамийя стал концентрироваться на вопросе, что же такое хлопок одной ладони?

"Ты трудишься недостаточно усердно,- сказал ему учитель.- Ты слишком привязан к пище, благосостоянию, вещам и всему такому. Лучше бы ты умер, это решило бы проблему." Когда Мамийя в следующий раз появился перед учителем, тот снова попросил показать, что такое хлопок одной ладони.Мамийя сразу упал на землю, как мертвый.

"Ты умер очень хорошо,- сказал учитель, глядя на него.- Только что же с хлопком?" "Я еще не решил эту задачу,"- ответил Мамийя, глядя на учителя снизу. "Мертвецы не разговаривают,- сказал учитель,- убирайся!"

Когда протекала крыша, учитель дзен велел двум монахам принести что-нибудь, чтобы собрать воду. Один принес бочонок, другой – корзину. Первый получил суровый выговор, второй заслужил похвалу.

Однажды китайский мастер дзен Чао-чу упал на снег и закричал: «Помогите встать! Помогите мне встать!» Монах подошел и лёг с ним рядом. Чао-чу встал и ушел.

Каким было твоё лицо до того, как родились твои мать и отец?

Монах спросил дзен-мастера Харё : «Что есть путь?» «Человек с открытыми глазами падает в колодец», - ответил Мастер.

Заняв высокое место для проповеди перед собравшимися, Фа-йен поднял руку и указал на бамбуковые занавески. Два монаха встали и подняли занавески, скрутив их одинаково. «У одного получилось, у другого – нет», - произнес Фа-йен.

Когда ты не можешь сделать ничего – что ты можешь?

Какого цвета ветер?

(ко:ан, японская калька кит. 公案, гунъань) - короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию.

Коан - явление, специфическое для дзэн-буддизма (в особенности, для школы Риндзай). Цель коана - придать определённый психологический импульс ученику для возможности достижения просветления или понимания сути учения. Европейским аналогом может служить христианская притча, но коан ни в коем случае не следует переводить или понимать так, поскольку ни мораль, ни религия почти никогда не имеют отношения к сути любого отдельно взятого коана.

Попытка понять коан логически неизбежно ведет к противоречию. Это противоречие играет важную роль в постижении своей истинной природы (природы Будды).

Ученик, получивший коан от мастера, пытается решить коан всеми возможными способами и «подключает» все больше и больше сил для решения логически неразрешимой проблемы. В результате, когда «отключаются» все пять чувств, ученик находится на стадии, которую в йоге именуют дхарана. В этом состоянии коан и ученик остаются один на один (плюс некоторое блуждание ума). Если ум ученика достаточно «зрелый», то однажды блуждания ума затихают и остается лишь коан. В этот момент коан и ученик - целое, ученик испытывает проблеск реальности, известный как просветление или сатори.

«Решением коана», «ответом на коан» является переживание сатори, одной из первичных и сопутствующих целей большинства практик дзэн-буддизма (чань). Ценность сатори, как результата, определяется тремя основными факторами:

1. Во-первых, согласно положениям дзэн-буддизма - переживание сатори меняет психику практикующего таким образом, что ему становятся непосредственно доступны (либо более понятны интуитивно) медитативные состояния, путь к достижению которых без такого переживания, используя традиционные буддийские практики (как, например, постепенное накопление заслуг) может быть очень долгим. Тогда как, даже единственное, кратковременное сатори может послужить мгновенным импульсом напрямую к стабильному самадхи («ежесекундный дзэн», нирвана), которое является конечной целью практик любой разновидности буддизма.
2. Во-вторых, даже если, вследствие данного конкретного переживания сатори, практикующий не достиг полного и окончательного просветления, всё же каждое из таких переживаний увеличивает его вероятность, поскольку сатори есть мгновение самадхи и накапливается как любой опыт. Таким образом человек становится все более предрасположен к познанию медитативных состояний.
3. Кроме того, в-третьих, этот опыт является чем-то вроде путеводного знака и награды: знака о том, что практикующий все делает верно, и награды, поскольку за мгновением просветления следует эйфория, как закономерное срабатывание т. н. «системы поощрения», что усиливает его (опыта) ценность для психики практикующего. Именно поэтому решение даже одного единственного коана может кардинально изменить личность.

Очевидно, что в вышеперечисленных свойствах наблюдается некоторое сходство с переживанием катарсиса.

Так же необходимо отметить, что вследствие вышеуказанной сопутствующей эйфории, всегда есть опасность заблуждения и превращения практики дзэн в «добывание» ложного сатори, то есть сатори - ради-эйфории , от чего многие мастера предостерегали своих учеников. Так что распространенный стереотип «сатори есть цель практики дзэн» в корне неверен, хотя сатори действительно является атрибутивным признаком (визитной карточкой) этого учения.

Завершающая фраза
Если мастер доволен тем, как ученик решил коан, далее он может поручить ученику подобрать к нему «завершающую фразу» (дзякуго) - цитату из светской или духовной литературы, соответствующую смыслу коана.

Примеры коанов
Хлопок одной ладони
«Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга, - сказал Мокурай. - Теперь покажи мне хлопок одной ладони».
Тойо поклонился и пошёл в свою комнату, чтобы рассмотреть эту проблему.
Из окна он услышал музыку гейш. «Ах, я понял!» - воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо начал играть музыку гейш.
«Hет, нет, - сказал Мокурай, - это никак не подойдёт. Это не хлопок одной ладони. Ты совсем не понял его».
Думая, что музыка будет мешать, Тойо ушёл в более спокойное место. Он снова погрузился в медитацию. «Чем же может быть хлопок одной ладони?» Он услышал, как капает вода.
«Я понял», - подумал Тойо.
Оказавшись перед учителем в следующий раз, Тойо начал капать водой.
«Что это? - спросил Мокурай. - Это звук капающей воды, но не хлопок ладони. Попробуй ещё раз».
Hапрасно Тойо медитировал, чтобы услышать хлопок одной ладони. Он услышал шум ветра, но и этот звук был отвергнут. Он услышал крик совы, но и этот звук был отвергнут.
Более чем десять раз приходил Тойо к Мокураю с различными звуками, всё было неправильно.
Почти год обдумывал он, что же может быть хлопком одной ладони. Hаконец, маленький Тойо достиг подлинной медитации и перешёл пределы звуков. «Я больше не мог собирать их, - объяснил он позже, - поэтому я достиг беззвучного звука».
Тойо уразумел хлопок одной ладони.

Вот еще: сборник коанов: http://fight.uazone.net/history/d0.html

Ну а теперь: луркоморье: http://lurkmore.to/Дзен !!!

"Монах пришел к мастеру, чтобы тот помог ему най­ти ответ на один из классических вопросов дзэнской диалектики: «В чем смысл прихода Бодхидхармы с Запада?» Мастер предложил монаху перед тем, как они приступят к решению, склониться в низком почтительном поклоне. Монах не замедлил выполнить указание и тут же получил чувствительный пинок от мастера. Это освободило монаха от нерешительности, в которой тот пребывал. Почувствовав просветляющий пендель наставника, он мгновенно достиг просветления и потом рассказывал всем: «С тех пор, как Ма-цзу пнул меня, я смеюсь не переставая».

"Мастер Риндзай пришёл с учениками в Киото и остановился в придорожном святилище, где стояли несколько деревянных статуй Будды. Время было осеннее, шёл дождь, все вымокли и продрогли. Риндзай взял одну из статуй, расколол её и развёл костёр.
- Учитель! - начал срать кирпичами один из учеников, - ты же сжёг Будду!
Риндзай не ответил и стал копаться в золе.
- Что ты ищешь, учитель? - спросили ученики.
- Кости! - ответил он.
- Какие же кости у деревянной статуи? - удивились ученики.
- Ах, так их нету? - удивился в ответ Риндзай - тогда давайте-ка сожжём ещё парочку статуй и как следует согреемся!"

Введение в дзен-буддизм (Судзуки) - один из близких вариантов
http://www.jhana.ru/chan/50-suzuki-part4

"Однажды ученик спросил Дзен Мастера Ун Муна:
- Есть ли что-нибудь, что превосходит Будду и всех прославленных учителей?
- Пирожное, - ответил Ун Мун.

Некто спросил Дзен Мастера Ун Муна:
- Что есть Будда?
- Сухое говно на палочке, - ответил Ун Мун"

http://www.sunhome.ru/books/p.posypanie_buddy_peplom

"Однажды много людей собралось в зале для медитации. Сидя на высоком помосте чаньский мастер Линьцзи сказал: «За стеной красной плоти живёт Запредельный Мастер. Целый день Мастер входит и выходит через 6 дверей. Поняли?»
Один монах поднялся и спросил: «Что это за Запредельный Мастер?»
Линьцзи поднялся, сбежал со ступенек, схватил монаха и закричал: «Скажи мне! Скажи мне!!!» Монах колебался. Линьцзи отбросил его и сказал: «Запредельный Мастер - это куча дерьма»."

Посыпание Будды пеплом (Сун Сан) http://www.sunhome.ru/books/p.posypanie_buddy_peplom

"Однажды к мастеру Токусану пришёл монах и по традиции поклонился, прежде чем задать вопрос. Токусан сразу ударил его палкой. Монах не понял, в чём дело:
- Эй, почему же вы меня ударили?
- Нет никакого смысла ждать, пока такой мудак как ты начнёт говорить, - ответил Токусан."

Цветок безмолвствует. Очерки дзен (Сибаяма) http://book.ariom.ru/top/404-zen.html

"Мастер Линьцзи сказал: «Встретишь Будду - убей Будду, встретишь патриарха - убей патриарха, встретишь святого - убей святого»."

"Побыв некоторое время в США, будущий мастер Шэнъянь вернулся на Тайвань - повидать двух своих старых мастеров. Шэнъянь сказал своим мастерам:
- Я преподаю чань в Америке. Ладно?
- Ха! Так ты думаешь, что можешь преподавать чань! Так?
- Я просто обманываю людей. Не волнуйтесь
- А, тогда ладно."

Завтра напишу о Кодо Саваки Роси ^___^

Коан

Коан - это японское произношение китайской фразы kung-an (кун-ань) и первоначальное значение kung-an - это «документ об официальной сделке на столе». Но этот термин используется Дзэн несколько иным образом - он означает некий диалог или событие, которое имело место между Мастером Дзэн и его учеником. Например, Монах спросил Мастера Дун -Шаня: «Что такое Будда?» На это Мастер ответил: «Три циня (меры) льна!» Или: Монах спросил Мастера Чао Чоу: «Что означает приход Бодхидхармы с Запада?» - «Кипарисовое дерево во дворе».

Коан - от японского - притча, короткое повествование, вопрос или диалог обычно не имеющий логической подоплёки, зачастую содержащий алогизм и парадоксы, доступные зачатую только интуитивно-абстрактному пониманию

Работа над коаном - уникальный метод религиозной практики, цель которой заключается в следующем: ученик должен прийти к прямому интуитивному осознанию Реальности, не прибегая к размышлениям над словами и понятиями. Иными словами, цель этой практики такова же, что и цель, преследуемая всем буддизмом со времен самого Будды Шакьямуни.

Если человек решает коан - он переходит в высшую форму сознания. Такие ситуации, из которых существует только один выход, а именно выход вверх, называются в Дзен-буддизме коанами. Внешне с формальной точки зрения коаны чаще всего являются неразрешимыми парадоксами. Таким образом парадокс если и не выражает саму истину, то во всяком случае прозрачно намекает на ее существование и в определенном смысле указывает на истину.

Коан осваивается с помощью подготовленного инструмента, и когда происходит слияние инструмента и искусного метода, достигается определенное состояние сознания. Сознание мгновенно озаряется благодаря решению коана. Этот опыт может состояться как в ходе формальной практики дзадзэн, так и при любых других условиях в любое время дня и ночи. Опытный практик дзадзэн не привязан к спокойному сидению на своем коврике. Состояние сознания, впервые достигнутое в зале для медитации, постепенно становится постоянным, независимо от рода деятельности его обладателя.

Коан - не загадка, для решения которой требуется сообразительность. Это и не вербальное психиатрическое средство для придания разрушенному эго ученика некоторой стабильности. Когда приходит решение, коан осознается как простое и ясное высказывание, сделанное в том состоянии сознания, которое он помог пробудить.

Коан - это факел мудрости, освещающий тьму чувства и различения, это золотой скребок, удаляющий с глаз пелену, острый топор, отсекающий корень рождений-и-смертей, это божественное зеркало, отражающее изначальное лицо и священного, и мирского. С его помощью совершенно проясняется намерение патриархов, открывается и становится очевидным Ум Будды. В отношении сущности полного превосходства, окончательного освобождения, всеобщей проницательности и тождественного знания нет ничего, что превосходило бы коан.

Попытка понять коан логически неизбежно ведет к противоречию. Это противоречие играет важную роль в постижении своей истинной природы (природы Будды).

Ученик, получивший коан от мастера, пытается решить коан всеми возможными способами и «подключает» все больше и больше сил для решения логически неразрешимой проблемы. В результате, когда «отключаются» все пять чувств, ученик находится на стадии, которую в йоге именуют дхарана. Это действительно замечательное состояние, т. к. коан и ученик остаются один на один (плюс некоторое блуждание ума). Если ум ученика достаточно «зрелый», то однажды блуждания ума затихают и остается лишь коан. В этот момент коан и ученик - целое, ученик испытывает проблеск реальности, известный как просветление или сатори.

Примеры коанов

  1. Каким был твой изначальный облик, прежде чем родились твои отец и мать?
  2. Обладает ли собака природой Будды?
  3. Как не разрезая яблока взять из него семечки?
  4. Что это за вода, которую нужно пить не при помощи рта?
  5. Как звучит хлопок одной ладони?
  6. Если тебя родила мать, а твою мать - её мать, то кто же родил ту мать, которая была самой первой?
  7. Если Бог всемогущ, то может ли Он стать не всемогущим?

Начнем с того, что такое коан ?

Приведем несколько определений " Коан это: "

Коан
(яп.) – относительное и абсолютное; выражение гармонии пустой единичности и мира частностей; тема для выяснения в дзадзэн.
Коан – это какая-то задача, данная ученику дзэн его учителем для решения. Ученик должен разрешить её сам, хотя когда-то учитель окажет ему некоторую помощь. Для работы над коаном необходимо, чтобы вы изо всех сил старались разрешить его; а это возможно, если вы будете просто рассматривать коан, не размышляя о нём. Чем чаще вы будете вновь и вновь возвращаться к его смыслу, тем более трудным станет решение. Две ладони, ударяя друг о друга, производят звук; а каков звук одной ладони? Вот один из коанов. Если вы решите, что такого звука нет, вы отказываетесь от своей неповторимой возможности.
Для тех, кто далек от дзэн, коан представляется просто вздором. Интеллектуальная гимнастика, сколь бы возвышенной или утончённой она ни была, никогда не может разрешить коан; фактически он и даётся для того, чтобы побудить ученика выйти за пределы интеллекта. Не работайте более чем над одним коаном за раз, не обсуждайте его с кем бы то ни было, кроме своего учителя. Просто смотрите на вопрос, не думая ни о чём другом, не пренебрегайте своими повседневными обязанностями, но употребляйте для решения коана любой свободный момент.
Всякий коан представляет собой переживание какого-то человека как раз в момент достижения им пробуждения; коан – выражение подлинного переживания.
http://ariom.ru

Что такое упражнение в коанах? « Коан - это японское произношение китайской фразы kung-an (кун-ань) и первоначальное значение kung-an -- это «документ об официальной сделке на столе». Но этот термин используется Дзэн несколько иным образом - он означает некий диалог или событие, которое имело место между Мастером Дзэн и его учеником. Например, Монах спросил Мастера \ Дун -Шаня: «Что такое Будда?» На это Мастер ответил: «Три циня (меры) льна!» Или: Монах спросил Мастера Чао Чоу: «Что означает приход Бодхидхармы с Запада?» «Кипарисовое дерево во дворе». Все истории из Дзэн и 3 короткие, и длинные, изложенные в предыдущей главе,- это коаны. Короче, « Коан »- это рассказ Дзэн, ситуация Дзэн или вопрос Дзэн. Упражнение в коанах обычно подразумевает работу над решением вопроса Дзэн, такое как «Кто тот, кто повторяет вслух имя Будды?» или «Все вещи сводимы к одному, а к чему сводится одно?» или одного слова «У» (3) (означающего «Нет» или «ничто») и т.п. Поскольку коан почти стал теперь установившимся термином, широко употребляемым на Западе, кажется необязательным всегда использовать вместо него первоначальный китайский термин Хуа Toy. Поэтому и коан и Хуа Toy употребляются здесь соответственно в общем и особом смысле. В Китае Дзэн-буддисты редко используют термин «упражнение коанов», вместо него они говорят «упражнение Хуа Toy» - или «tse Hua Той», что означает, «работать над Хуа Toy». Что это за Хуа Toy? «Hua» означает «разговор», «замечание» или «изречение», «Тоu» означает «пределы», что приложимо и в смысле конца чего-либо, таким образом, Хуа Toy значит «пределы изречения». Например, «Кто тот, кто произносит имя Будды вслух?» Это изречение, первый предел которого -единственное слово «Кто». Вложить ум в это единственное слово «кто» и попытаться найти решение первоначального вопроса - - вот пример упражнения Хуа Toy. Однако, коан используется в куда более широком смысле, чем Хуа Toy, относясь ко всей ситуации или событию, тогда как Хуа Toy означает просто пределы или, более точно, критические слова или суть вопроса. Еще,один пример, Монах спросил Мастера Чао Чоу: «Есть ли у собаки природа Будды?» Чао Чоу ответил: «У» (что означает «Нет!»). Этот диалог называется «коан», но ученик Дзэн, работающий над этим коаном не должен думать ни о вопросе, ни об ответе. Зато он должен вложить весь свой ум в единственное слово «У». Это-слово «У» называется Хуа Toy. Есть также другие интерпретации-значения Хуа Toy, но вышеприведенная достаточно хорошо служит нашей нынешней цели.
Как заниматься упражнениями коанов? Что при работе над ними должно избегаться, чему надо следовать, какие будут переживания и что при этом будет достигнуто? Ответы можно найти -в лекциях Мастеров Дзэн и. в следующих за ними автобиографиях. Они тщательно отобраны из многих первоисточников Дзэн.
http://ki-moscow.narod.ru

Что же можно сегодня сказать об этой абсолютной логике? Некоторое представление о ней можно получить, если в предельно обостренной форме поставить человека перед логическими проблемами, принципиально неразрешимыми средствами субъективной логики. Если человек решает эти проблемы – он переходит в высшую форму сознания. Такие ситуации, из которых существует только один выход, а именно выход вверх, называются в Дзен–буддизме коанами. Внешне с формальной точки зрения коаны чаще всего являются неразрешимыми парадоксами. Таким образом парадокс если и не выражает саму истину, то во всяком случае прозрачно намекает на ее существование и в определенном смысле указывает на истину.
...
Коаны. Для инициации перехода в высшую форму сознания в Дзен используется техника коанов.
Коан представляет собой систему, включающую задачу и мотивацию к ее решению:
– задача неразрешима в обычной форме сознания, но имеет достаточно простое решение в высшей форме сознания;
– мощная система мотивации создает у ученика ощущение абсолютной необходимости решения этой задачи.
Похоже, что коан представляет собой модель жизни. А может быть жизнь представляет собой систему коанов или один большой коан.
Коаны применяются следующим образом. Ученик длительное время подготавливается к просветлению (переходу в высшую форму сознания) и приближается к рубежу этого перехода практически вплотную. Тогда ему предъявляется коан. Ученик совершает усилие по его решению и переходит в высшую форму сознания.
Необходимо подчеркнуть, что учитель никогда не предъявит ученику коан, если он еще не в состоянии решить его.

Пример коана. Как не разрезая яблока взять из него семечки? Ответ прост. Пусть себе лежит на земле. Через некоторое время мы увидим эти семечки и сможем их взять без проблем.
Это решение является правильным, т.к. в данном примере не оговаривалось, через какое время нужно взять семечки. Обычно подразумевается, что сразу же, но в данном случае это не так.
Тем не менее, это не единственное решение. На самом деле, причем на практике, это возможно и сразу, но также при условии использования дополнительного измерения пространства (в данном случае – времени).
Каким же образом? Этот коан можно проиллюстрировать примером, приведенным Успенским в работе "Ключ к таинствам натуры". Пусть на бумаге нарисована окружность с точкой в центре. Как переместить точку за пределы окружности не пересекая линии? Если пытаться сделать на плоскости, на которой нарисована окружность, то это невозможно. Можно подождать, когда окружность исчезнет и вывести точку по полскости. Но можно поднять точку над плоскостью, перенести над окружностью, а потом опять опустить на плоскость. Это уже решение для высшей формы сознания, в которой человек может оперировать со временем как с пространственно-подобной сущностью. При этом для людей в обычной форме сознания семечки сначала исчезнут внутри яблока, а потом "материализуются" вне его. Для них не будет очевидным, что это одни и те же семечки.
Существует много легенд, более или менее похожих на правду, о силе коана. Их нетрудно найти в специальной литературе. Я кратко перескажу лишь две.
Первая относится к самому Бодхидхарме. Он имел обыкновение работать вместе с монахами и внешне никак от них не отличался. Его очень долго, очень настойчиво, преодолевая массу препятствий искал один монах, мечтая стать его учеником и под его руководством достигнуть просветления. Практически он уже вплотную приблизился к этому, ему не хватало лишь самого усилия по переходу. И вот он спрашивает у всех, где ему найти Бодхидхарму, ему показывают куда идти, и в конце концов он уже приходит в монастырь, основанный Бодхидхармой и спрашивает то же самое у него самого. Бодхидхарма поднимается, мгновение смотрит на монаха и неожиданно бьет его палкой, приговаривая, да я и есть Бодхидхарма! В результате монах мгновенно получает просветление, которого добивался многие годы.
Вторая история о встрече ищущего с сенсеем. Молодой монах упорно искал сенсея, к которому мечтал попроситься в ученики. Но судьба никак не улыбалась ему. И вот наконец в какой-то таверне в полумраке он нечаянно задевает плечом какого-то человека. Тот поворачивается к нему и спокойно говорит: "Молись, а утром я убью тебя". Монах в своей комнате всю ночь молится и к утру достигает состояния мон-до. По описанию это состояние совпадает с формой сознания, которое в данной работе называется "ментальное сознание". Утром он выходит на площадку перед таверной в этом состоянии, чтобы сражаться со своим новым знакомым. Когда они выхватывают сабли, сенсей сразу же вкладывает ее опять в ножны, подходит к новому просветленному и говорит ему, что теперь он сам сенсей и победить его невозможно.
Е.В.ЛУЦЕНКО
МАСТЕРУ, ЗВЕЗДА КОТОРОГО СВЕТИТ ИЗ БУДУЩЕГО

Коан - это метод, вызывающий интенсивную непрерывную концентрацию на одной единственной мысли.
В школе Ринзай учитель дает перhttp://www.etoson.com/альные коаны его ученикам, которые могут проводить много лет, пытаясь решить его перед тем, как они преступят к решению другого. В других школах дзэн коан приходит спонтанно процессе групповых обсуждений между мастером и учениками.
Традиционно в Ринзай дзэн существует 1 700 коанов, не считая тех, которые появились сравнительно недавно. Ответ на коан – это не логический ответ, который решается рациональным путём, и он часто не является вербальным. Недостаток рационального, логического решения заставляет ученика идти вне вербальных ассоциаций, минуя все мысли и любые предвзятые решения. Коан – это средство активного разрушения обычных прямолинейных способов мышления.
http://spb-yoga.narod.ru/

Дзен по традиции использует 1700 коанов. Корейский буддизм тоже использует эти оригинальные коаны. Другие школы Дзен создали свои собственные подборки из этих коанов такие, какие по их мнению наиболее важны для их учения. Например, сборник под названием "Записки голубого утеса" состоит из 100 коанов; сборник "Му Мун Кван" - 48 коанов.

Если вы поймете, что такое коан, то поймете и как правильно практиковать. Тогда делайте это! Но если вы только понимаете коаны и не практикуете, не пытаетесь, то у вас возникнет большая проблема. Некоторые могут отвечать на многие коаны, но не пытаются. В этом случае коан никогда не становится их коаном. Итак цель коана - дать нам правильное направление чтобы наша жизнь стала правильной. "Если вы пройдете на юг 10 миль то найдете золото. Идите туда и найдите его!" Любой может понять такие указания. Но если действительно не пройти эти 10 миль на юг, то золота никогда не найдешь. "Но я понимаю, что в 10 милях на юг отсюда есть гора. В горе есть пещера, а в пещере - золото. Я в совершенстве понимаю это." Чудесно, но если вы не проделаете этого, то вы никогда не получите золото. Поэтому простое понимание коана не может помочь вам; не может помочь вашей жизни. Много людей могут дать хорошие ответы на коаны во время интервью, но их повседневная жизнь не является таким "хорошим ответом". Желание, гнев и невежество всегда контролируют их.

Поэтому понимание коанов не важно. Хороший ответ или плохой ответ - это не важно. Ответ появляется, ответ не появляется - не так уж важно. Что является самым важным так это ваша повседневная жизнь. Если ваша повседневная жизнь ясна (из момента в момент) тогда коаны - не проблема. Тогда коаны и ваша жизнь действительно сливаются.

КОАН - это пространство для жизни и роста.

Итак, думаю приведенные цитаты достаточно глубоко объясняют значение коанов. Мое же понимание несколько отлично от высказываний некоторых авторов. Так некоторые авторы считают, что термин коан принадлежит исключительно восточной философии. В то время как я убежден, что коан не может принадлежат какой-либо группе. Коан - это приход к истине, через познание. Коан - это задача. Результат решения коана - можно назвать и духовнм оргазмом, и пробуждением и даже путешествием в другой мир. Вся наша жизнь - один большой коан, вопрос лишь в том насколько близко человек подходит к ответу. Коан, в моем понимании не только хитроумная задача, но и осознание ответа на казалось бы элементарные вопросы, такие как - что такое пространство, время, стол, ... . Инструмент коана не логика и не транс и не знание, а осознание. Результат не договоренность, но Истина.

Сборник коанов

(коаны будут размещаться по мере их обнаружения)

Коан 1
Попробуйте понять, что хотел сказать автор этого топика своей подписью - Я есть - путь, истина и жизнь

Коан 2
Мы знаем звук хлопка двух ладоней, а как звучит одной ладони хлопок?

Коан 3
Как не разрезая яблока взять из него семечки?

Коан 4
Каким было твое лицо до того, как ты родился?

Коан 5
Если бог всемогущ - может ли он создать такой камень, который не сможет поднять?
(Был задан Obi_Van_Tyz на форуме)

Вы можете дополнить наш сборник коанов, оставив сообщение на форуме

Раздел интересное создан для досуга наших пользователей и привлечения посетителей. Уважаемые посетители, прошу вас ознакомиться с разрабатываемой нами моделью альтернативного общества , поддержать нас регистрацией и принять активное участие в создании лучшего общества. И добро пожаловать на форум.

Тайсэн Дэсимару

Коан

Перевод Михаила Серебрянного, взят с сайта Антайдзи-храм покоя

Добраться до другого берега

Дзэн всегда полон противоречий. Он не останавливается на обычном взгляде на вещи. Он направляет взгляд на своё скрытое лицо, на “другую действительность”, которая не видна с первого взгляда и которую нельзя постичь только посредством мышления. Но зато Дзэн использует один довольно характерный метод, коан. Первоначальный смысл этого слова – “закон, правительственный указ” (ко: “принадлежащий правительству”, ан: “закон, правило”). То есть коан означает принцип, изначальное руководящее начало, абсолютный, неизменный закон вынесения приговоров. Коан – это средство воспитания ученика, средство, которое позволяет ему постичь этот абсолютный принцип, подтолкнуть его сознание открыться для нового измерения. “Здравому смыслу” он может показаться абсурдным, но с глубоким внутренним опытом человек понимает его и постигает его всёпроникающую суть.
Практику коана развивала в особенности школа Риндзай. Монахи Сото критиковали коаны Риндзай, и наоборот. На самом же деле великие мастера имеют в своей основе одинаковый взгляд на вещи, у них одинаковое понимание и тот же самый ПУТЬ.
Школа Сото тоже не исключает использование коанов. Иногда случается, что мастер даст его в группе во время или после дзадзэн. Иногда ученик задаёт вопрос, и ответ мастера представляет собой коан. Например, на вопрос “Существует ли душа?” он мог бы ответить: “Душа постоянно меняется”. Ответ становится коаном, поскольку он заставляет ученика подумать об этом и самому найти ответ.
Коан не обязательно привязан к поэтической картине. Каждое мгновение повседневной жизни представляется нам в качестве коана, который мы должны разрешить тем, что каждый раз придумываем новое решение и довольно часто должны хорошенько подумать. Мы должны научиться “не отступать и не выжидать”. Часто мастера Сото используют повседневные обстоятельства из жизни каждого из нас, чтобы непрерывно воспитывать нас, чтобы помочь нам познать глубокие слои, до которых не достаёт интеллект с его обычной логикой, чтобы передать дальше истину Дзэн. Это происходит совершенно естественным способом. Вместо поэтических картин мой мастер часто использовал картины из обычной жизни, которые как раз из-за этого были очень глубокими.
Не нужно обманывать себя! Метод коанов требует той же тренировки и той же концентрации, что и искусство натянуть лук и в нужный момент выпустить стрелу! Также как и нужно отречься от своей воли, находясь на границе с пустотой. Решительно и храбро нырнуть в пропасть, предстать перед смертью, чтобы найти лучшую жизнь. Коан относится к глубокому состоянию сознания, которое достигают во время дзадзэн. На него не надо медитировать (в обычном смысле этого слова) или же вспоминать о нём с помощью памяти. Нужно позволить ему проникнуть в подсознание. Когда пришло время, то он сам выйдет на поверхность и вдруг понесёт ум в состояние понимания, которое тот не смог бы достичь с помощью осознанных действий. Нельзя делать из коана интеллектуальное понятие, а нужно думать его телом, всеми клетками, до тех пор, пока он не станет сознанием сатори. Его можно понять только интуитивно. По своей сути коан – это ум, который передаётся и переносится с помощью ума (и син дэн син).
Если ты анализируешь коан и пытаешься объяснить его, то он становится объектом сознания. Это так и для книг: Какую бы ценность они ни имели, на самом деле они не передают суть мудрости, даже если они и наполнены душой Будды или Иисуса. Есть возможность найти суть мудрости – с помощью концентрации на настоящую, чистую и спокойную пустоту, ку, в которой есть вся истина.

От ума к уму

Суть религий нельзя описать. Хотя тексты и распространяют, но они лишь листья деревьев, в то время как нужно достичь его корней. Истинная суть может быть передана только от ума к уму, от моей души твоей душ, и син дэн син. В Европе я долго использовал только этот один коан. Другие, которые я цитировал с того времени, я услышал от своего мастера. Обычно они очень простые, но иногда и очень поэтичные. Здесь некоторые из них, с небольшим комментарием, бросающим слабый свет на их глубокий смысл, смысл, который пронзит тебя и станет твоей частью, как один букет цветов окутывает своим ароматом всю одежду.

Полуденное солнце не бросает тени.
Дзэн нельзя понять интеллектом.

Холодно, горячо: Вы должны попробовать это сами.
Практиковать, пробовать.

Кривая не может заключать в себе прямую.
Поза имеет большое значение.

Глубокий источник, длинная река.
Посредством дзадзэн понимание становится всё глубже и глубже.

Великая мудрость как глупость.
Большая разговорчивость – это лепет.
Не нужно обращать на себя всеобщее внимание.

Одна единственная рука – нет звука.
Объединять противоречия.

Захватить “я”, следовать за людьми.
Когда ты отрёкся от “я”, то разделение перестаёт существовать.

Дзэн и чай – один и тот же вкус.
Спокойствие, концентрация.

Кёсаку танцует в весеннем ветре.
Воспитание на свободе.

Бамбук существует выше и ниже своих междоузлий.
Дзэн – это не тупик.

Быстрый поток не смоет луну.
Космический порядок всегда здесь.

День за днём – хороший день.
Ум, всегда довольный, сегодня.

Ветер утих, но цветки ещё падают.
Тишина содержит в себе явления, иллюзии.

Свет сосны не современный и не старомодный.
Природа не следует моде.

Время разглядывает меня, и я разглядываю время.
В японских храмах время отбивают очень точно.

У сияющего света нет обратной стороны.
“Большое” Я находится вне тени.

Белые облака заключают в себя голубые горы.
Это суть Дзэн.

С помочью СИДЕНИЯ – обрубить.
Понимать проще, чем практиковать.

Приготовить чай и снова уйти.
Мусётоку.

Человек смотрит на цветок, цветок улыбается.
Дзэн находится вне разума, объективного и субъективного.

Осёл смотрит на колодец, колодец смотрит на осла. Не убегать.
Как и в дзадзэн, не двигаться, не выносить влияние окружения, а быть с ним в гармонии.

Никого на дзафу, под дзафу нет пола.
Дзадзэн.

Белая лошадь пронизывает цветки камыша.
Я становлюсь тобой, а ты становишься мной.
Будда пронизывает меня,
Я пронизываю Будду.
Я и космическое Я становятся единым целым.
Я пронизываю других, и другие пронизывают меня.

Человек смотрит в зеркало, зеркало смотрит на человека.
Объективное смотрит на субъективное.

Посреди последней ночи – прекрасная луна в окне.
Космическая жизнь приходит посетить меня и проникает в меня во время дзадзэн.

Когда Тёко пьет сакэ, то Рёко пьян.
Обоюдная зависимость между сутью и явлениями.

Один, в центре космоса, в медитации.
Бессмысленно спрашивать себя, где находится центр вселенной. Там, где ты СИДИШЬ здесь и сейчас: Это центр космоса.

В додзё в горах я сижу в медитации;
Всё спокойно. Ночь без звука, когда я сажусь в дзадзэн. Глубоко в горах, ночь, маленький скит.
Додзё: чистый, прямой ум.
Трудности придают характеру форму и очищают его.

Тщательно жевать означает, что невозможно быть голодным.
Ты без остатка используешь сок вещей.

Два зеркала освещают друг друга.
От ума к уму.

Только ненависть выбирает.
Разделение, различение.

В конце, тысяча вещей – единое целое.
Всё возвращается к единому.

Одна тишина, один гром.
Разнообразие.

Один нашёлся, один потерялся.
Закон жизни.

В руке светящийся камень.
Ты можешь открыть всё сам.

Бедный дом, правильный ПУТЬ.
Простая жизнь, глубокое сердце.

Глаза горизонтально, нос вертикально.
Порядок вещей.

Зелёные луга, красные цветы.
Нормальное состояние.

Живые в похоронных машинах,
мёртвые сопровождают их.
Мёртвые живут, живые как мёртвые.

Здесь без страха, всю жизнь без страха.
Сейчас счастливый, всегда счастливый. Жизнь – это одно “здесь и сейчас” за другим.

Гора Оро – это только гора.
Озеро Сиэки – это только вода.
Знаменитое место – это обычное место.
Когда ты один раз побываешь там, то поймёшь.
Истинное трансцендентальное сознание – это обычное состояние.

Круг – красивая сияющая луна освещает ум Дзэн.
Круг: ВСЁ.

На горе Сокэй нет следов.
После того как Хуэй-Нэн передал ему суть Дзэн, мастер Конин убежал в горы. Истинный интеллект не оставляет следов. Мы должны отречься от нашего интеллекта.
Другой смысл этого коана таков:
Мы не должны показывать никаких признаков сатори.
Настоящий великий человек не знает, что он таков. В конце ты должен стать как осёл: Нет следов на горе Сокэй.

Свободный ум, свободное окружение.
Когда твой ум свободен, то свободно и всё вокруг.

А теперь несколько поговорок Дзэн:

Махать веером зимой.
Не быть сконцентрированным здесь и сейчас.

Гнев становится чёртом, смех Буддой.

Фундаменты разваливаются, реки высыхают.

Одно зёрнышко риса, одна капля пота.
День без работы – это день без еды.

Врачи больше не заботятся о своём здоровье, монахи теряют веру.
Суть любого действия.

Одно правильно выучил – всё правильно понял.

Долгие дискуссии растворят даже золото.

Загрузка...