Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Соотношение букв и звуков. Соотношение звука и буквы Соотношение звуков и букв

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова:

. Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Звуки речи - наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы - условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, в безударных словах неясно, поэтому в безударных слогах гласные буквы и звуки могут не совпадать: тОвар - т[А]вар.

Йотированные буквы е, ё, ю, я не являются звуками. Эти йотированные буквы обозначают:

  • один звук после мягкого согласного: [э] ([м’эл]); [о] ([л’от]); [у] ([л’ук]); [а] ([м’ач’]);
  • два звука:

      а) в начале слова ([й’ама]);
      б) после ь и ъ ([п’й’ут]);
      в) после гласного звука ([пай’уг]).

Звучание и написание звонких и глухих согласных совпадает в сильной позиции:

  • перед гласными: борода;
  • перед звонкими согласными: смола.

В слабой позиции парные звонкие и глухие согласные оглушаются или озвончаются.

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

  • на конце слова: лоб [лоп];
  • перед глухими согласными: лодка [лотка].

Озвончение наблюдается перед звонкими согласными: молотьба [малад’ба].

Запомните:

  • ь и ъ не являются звуками;
  • удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (касса [к а С а]);
  • сочетание тс дает звук [ц] (нравится [н р а в’ и ц а]);
  • буквенное сочетание сч дает звук [щ’] (считать [щ’ и т а т’]).
  • В русском языке в некоторых сочетаниях согласных (стн, здн, стл, лнц, рдц ) происходит выпадение звука, такие выпадающие звуки называются непроизносимыми согласными.

Различайте:

    блеснуть - блестеть
    косные (взгляды) - костный (бульон)
    участвовать - чувствовать
    яства (ясти - есть) - явственный (явь)
    шествовать (по улице) - шефствовать (над кем-то)
    ровесник - сверстник
    искусный (умелый) - искусственный
    лестница - но: лесенка

Тест

1. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?

    а) образ, глаз, матрас
    б)здоровье, косьба, трасса
    в) массовый, корыстный, сделать
    г) сбросить, вывоз, дрозд

2. В каком ряду во всех словах произносится звук [Т]?

    а) огород, склад, брод
    б) местный, демократия, тонус
    в) опасный, тревожный, разъезд
    г) трогательный, теннисный, проезд

3. Укажите, в каком ряду во всех словах встречаются непроизносимые согласные.

    а) лестница, явственный, лестный
    б) костный (бульон), поздний, праздник
    в) яства, блеснуть, бессловесный
    г) искусный, страстный, чествовать

4. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

    а) женитьба, сбежать, сделать
    б) сделка, сбрить, съезжать
    в) здесь, кувшин, ловкий
    г) сдобный, сберкасса, сброшюровать

5. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

    а) много дров, гадкий, робкий
    б) порог, сладкий, ландшафт
    в) берег, дворняжка, рентген
    г) флаг, стружки, блюдце

6. Укажите, в каком ряду е, ё, ю, я обозначают один звук.

    а) люк, каюта, яма
    б) яркий, поёт, съёмка
    в) ключ, лещ, песня
    г) щавель, пьеса, консьержка

7. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [О]?

    а) елка, поем, кует
    б) добела, съемный, увлечен
    в) дожить, перченый, льет
    г) чопорный, освещенный, взбалмошный

8. В каком ряду во всех словах встречается звук [Ц]?

    а) цапля, увлекаться, прислоняться
    б) куцый, цилиндр, сердце
    в) рассердиться, жаловаться, циновка
    г) цельный, консультация, цитировать

9. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

    а) восторженный
    б) успокоиться
    в) путешествие
    г) объедение

10. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

    а) девятьсот
    б) премьера
    в) неуместный
    г) улыбаться

Ключи к тестам

Раздел. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы.

Сопоставление устной и письменной речи

Цели урока (90 мин):

Образовательная: систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; закрепить навыки произношения.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающая: развивать умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний по фонетике и орфоэпии.

Повторение теории.

Фонетика

Звуки (фонема) –самая малая единица языка, выполняют запирать - забирать

Буква – это графическое обозначение звука на письме.

В русском алфавите 33 букв: 10 гласных, 21 согласных, 2 знака.

Все звуки речи делятся на две группы гласные [а], [о], [э], [и], [ы], [у], согласные - 36 Гласные образуются только голосом, согласные - шумом, или голосом и шумом .

Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е-

Гласные звуки бывают ударные и безударные .

Согласные звуки бывают

Пары согласных по звонкости и глухости:

Непарные звонкие (сонорные)

Непарные глухие: [ц], [ч’], [х].

Мягкость ь, е, ё, и, ю, я после согласного.

Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].

Шипящие : [ж], [ш] [щ’] [ч’].

Ударение

Ударение в русском языке:

1) разноместное мИлый, кольцО.

2) подвижное слОво -словА.

Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Сложные слова имеет добавочное ударение, которое стоит на первом месте: элЕктромонтЁр.

твОрог – творОг.

Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги – не имеют ударения: под горой, принеси-ка.

Ударение в слове может различать: Разные слова: мука – мука, замок – замок.

Некоторые формы разных слов: ношу – ношу, кружки – кружки.

Формы одного слова: снега – снега, носите – носите.

Мы сегодня идем в кинотеатр.

Слог во-да, на-у-ка.

Слоги бывают:

открытыми: ра-ку-шка

закрытыми : жук, бол-тун.

но-чник, по-ддать, ди-ктор.

    ве-сна, кра-сный;

    чай-ка, май-ка.

Фонетический разбор слова.

    Слушаем слово и определяем ударный звук.

    Делим на слоги.

    Выписываем каждый звук и даем ему характеристику.

    Количество букв и звуков.

О б р а з е ц:

1. приятель – приЯтель

2. при-я-тель

3. [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный

[р’] -

[и] - гласный, безударный.

[й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

[а] - гласный, ударный.

[т’] - согласный, глухой парный, мягкий парный.

[е] - гласный, безударный.

[л’] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

4. 8 букв – 8 звуков. Буква я обозначает два звука – . Буква ь не обозначает звука.

Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах.

Орфоэпия

Орфоэпические нормы - правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм. Орфоэпическая норма – это:

    норма ударения,

    норма произношения.

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся:

1. Редукция – ослабления произношения гласных звуков в безударной позиции: дом – д[а]ма.

2. Оглушение – звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: дуб[п].

3. Озвончение – глухие перед звонкими произносятся как звонкие: сделать-[з]делать.

4. Смягчение – процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: казнь.

5. Выпадение (упрощение) – в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение cогласных: солнце. праз д ник, со л нце, прелес т ный

6. Стяжение – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук:

Сочетания

1. сш и зш

2. сж и зж

3. зж и жж

4. сч и зч

5. тч и дч

6. тц и дц

7. ться

Произносятся как

[ш]

[ ж ]

[ж’] или [ж]

[щ’]

[ч"]

[ц]

[ца]

Примеры

ни зш ий- ни[ш]ий, вы сш ий- вы[ш]ий

ра зж ать -ра[ж]ать, сж арить -[ж]арить

по зж е- по[ж’]е и по[ж]е

дро жж и дро[ж’]и и дро[ж]и

сч астье-[щ]астье, прика зч ик- прика[щ]ик

докла дч ик -докла[ч"]ик, ле тч ик- ле[ч"]ик

два дц ать- два[ц]ать, золо тц е- золо[ц]е

учи ться - учи[ца], смея ться -смея[ца]

Запомните:

Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: кафе [фэ], стенд [тэ], тест, пюре.

На месте сочетания чн произносить [шн]: коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.

Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, кое-[шт]о, [шт]обы, но нечто [чт].

Закрепление темы.

    Решение фонетических задач.

    Сделать фонетический разбор слов: счастье, дождь, чувство, сберечь.

    Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов, сделаем предварительный фонетический разбор, затем произнесем звуки в обратном порядке: лед, торг, лес, лещ, куль . Получатся слова: толь, крот, сель, щель, люк.

    Сколько звуков «с» и сколько «з» в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу.

(в предложении 4 звука [c] в словах резкий, словно, железкой, по стеклу и 3 звука [з] в словах раздался, звук, сделанный . В слове позже нет этих звуков: [ж] уподобляет себе предыдущий звук и произносится как удвоенный [ж]).

    Объяснительный словарный диктант:

кружка, молотьба, зуб, обижаться, местный, песня.

Первичная проверка знаний. Тестовая работа.

Вариант 1

1) просвещение 2) обидеть 3) рейтинг 4) семена

1) праведник 2) бежевый 3) освятить 4) недуг

1) наёмник 2) ориентир 3) приозерье 4) талант

1) плавать 2) житейский 3) втекать 4) песня

1)семиклассник 2) резерв 3) принести 4) месить

1) грамм 2) алюминий 3) ель 4) юла

Вариант 2
1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) резкий 2) семья 3) праздник 4) ёжик

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

З.В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) государство 2) рассвет 3) лучший 4) партия

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) провода 2) отсыпать 3) корова 4) паства

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) анемия 2) сеньор 3) репетитор 4) певунья

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) яблоко 2) юность 3) гарант 4) великий

Вариант 3

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) ирландский 2) ясень 3) малярия 4)яхта

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) фракция 2)галерея 3)воздать 4)каталог

3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) темперамент 2) длительный 3) скаут 4) столяр

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) реакция 2)сорить 3) сельдерей 4)береста

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) съехал 2) армия 3) клеймо 4) кедр

Вариант 4

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) стена 2) дельта 3) осветление 4) кровля

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1)волк 2) флаг 3) дельфин 4) жёлуди

3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1)должен 2) вырасти 3) верблюд 4) сосенка

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1)физкультура 2) истец 3) юмореска 4) эпический

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) эпидемия 2) резюме 3) сердце 4) гарантия

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1)колесо 2)аллея 3)здание 4) медицина

Вариант 5

1. В каком слове произносится звук [т].

а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная

5. В каком слове все согласные глухие?

6. В каком слове все согласные звонкие?

Вариант 6

1. В каком слове все согласные глухие?

а) всходы б) колесо в) поход г) редкий

2. В каком слове все согласные звонкие?

а) разгневанный б) лошадь в) мягкость г) снег.

3. В каком слове произносится звук [п’]?

а) используется б) голубь в) продавец г) попадья

4. В каком слове произносится звук [с]?

а) мороз б) сдоба в) сбить г) ошибиться

5. В каком слове произносится звук [ф]?

а) эффект б) завтрак в) бенефис г) дефект

6. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

а) свекров б) рассердиться в) вьюжная г) въедливый.

Домашнее задание

Подготовиться к связному ответу по теме урока.

Вариант 1

коробка, бесконечный, борется, водица, водиться, терраса, сладкозвучная.

    Сделайте фонетический разбор слов: дуб, ясный, маяк, группа, ненастная, колонна, садовод, льёт, окрестность.

Вариант 2

    Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах, приведите свои примеры:

мужчина, жизнь, радостно, сбежать, дорожка,

    Сделайте транскрипцию следующих слов и разделите их на слоги, расставьте ударения:

отстаивать, выдвигаться, обоняние, приятный, подушка, убегать, аккордеон.

Тема. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы

Фонетика - раздел языкознания, который изучает звуки речи, ударение, слоги.

Звуки выполняют смыслоразличительную функцию: б ы ть - б и ть

Буква - графическое обозначение звука на письме.

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, 2 знака.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются только голосом, согласные - шумом, либо голосом и шумом .

Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е- [й’э], ё-[й’о], ю-[й’у], я-[й’а]

- в начале слова: яма - [й’а]ма; юла - [й’у]ла;

- после разделительных ъ, ь: вьюга - в[й’у]га; съезд - с[й’э]зд;

- после гласных букв: армия - арми[й’а]; знаем - зна[й’э]м.

Гласные звуки бывают ударные и безударные .

Согласные звуки бывают твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Пары согласных по звонкости и глухости : [б-п], [г-к], [в-ф], [д-т], [з-с], [ж-ш].

Непарные звонкие (сонорные) согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].

Непарные глухие: [ ц], [ч’], [х].

Мягкость согласного обозначается буквами ь, е, ё, и, ю, я после согласного.

Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].

Шипящие : [ ж], [ш] [щ’] [ч’].

_________________________________________________________________________________

Ударение – это выделение слога в слове большей силой голоса.

Ударение в русском языке называется:

1) разноместным – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.

2) подвижным – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.

Сложные, сложносокращенные слова помимо основного ударения имеют добавочное, которое стоит на первом месте: свЕрхдержАва , интЕрклУб. Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг. Слова могут быть безударными (служебные части речи): под нЕбом .

Ударение бывает словесное и логическое: Мы сегодня идем в кинотеатр. ________________________________________________________________________________

Слог – это часть слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха.

В слове столько слогов, сколько гласных. Слоги бывают: открытыми : но-чка, ра-ку-шка. и закрытыми: жук, бол-тун.

Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения.

Орфоэпические нормы - правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм. Орфоэпическая норма – это норма ударения и норма произношения.

Основные фонетические процессы , происходящие в слове:

1. Редукция – ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: дом – д [а] ма.

2. Оглушение – звон. согл. перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: ду б[п ].

3. Озвончение – глухие перед звонкими произносятся как звонкие: сд елать -[з]д елать.

4. Смягчение – процесс, при котором тв. согл. становятся мягкими под влиянием последующих мягких: ка знь , см ирно.

5. Выпадение – в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение согласных: праз д ник, со л нце, прелес т ный.

6. Стяжение (уподобление) – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук: ни зш ий- ни[ш]ий, ра зж ать -ра[ж]ать.

Тема. Фонетические средства языка.

Тестовая проверка знаний

а) эксп е рт

б) звон и т

в) премиров а ть

г) п о няла

обозначающая ударный гласный звук?

а) усугуб и ть

б) цеп о чка

в) щав е ль

г) ходат а йствовать

обозначающая ударный гласный звук?

а) там о жня

б) знам е ние

в) сирот а

г) зубч а тый

обозначающая ударный гласный звук?

а) дисп а нсер

б) аристокр а тия

в) ржав е ть

г) прин у дить

обозначающая ударный гласный звук?

а) н а долго

б) нан я ла

в) стол я р

г) вредн о

обозначающая ударный гласный звук?

а) газопров о д

б) безуд е ржный

в) мельк о м

г) д а ла

обозначающая ударный гласный звук?

а) фен о мен

б) алф а вит

в) щелочн о й

г) груб а

обозначающая ударный гласный звук?

а) сант и метр

б) м е льком

в) раз о гнутый

г) углуб и ть

обозначающая ударный гласный звук?

а) гн а ла

б) отн я ла

в) поднял а

г) зв а ла

обозначающая ударный гласный звук?

а) зад о лго

б) газ и рованная

в) нам е рение г) сосредот о чение

Тестовая проверка знаний

    В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) эксп е рт

б) звон и т

в) премиров а ть

г) п о няла

2. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) усугуб и ть

б) цеп о чка

в) щав е ль

г) ходат а йствовать

3. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) там о жня

б) знам е ние

в) сирот а

г) зубч а тый

4. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) дисп а нсер

б) аристокр а тия

в) ржав е ть

г) прин у дить

5. В каком слове верно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) н а долго

б) нан я ла

в) стол я р

г) вредн о

6. В каком слове верно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) газопров о д

б) безуд е ржный

в) мельк о м

г) д а ла

7. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) фен о мен

б) алф а вит

в) щелочн о й

г) груб а

8. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) сант и метр

б) м е льком

в) раз о гнутый

г) углуб и ть

9. В каком слове верно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) гн а ла

б) отн я ла

в) поднял а

г) зв а ла

10. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) зад о лго б) газ и рованная

в) нам е рение г) сосредот о чение

Ключ к тесту: 1) г; 2) г; 3) б; 4) а; 5) в; 6) а; 7) б; 8) а; 9) в; 10) б.


Ответы

Вариант 5 1) в; 2) а; 3) а; 4) б; 5) в; 6) а;

Вариант 6 1) в; 2) а; 3) б; 4) а; 5) б; 6) г.

Алфавит

Тема. Фонетические единицы языка.

Фонетика - раздел языкознания, изучает звуки речи, ударение, слоги.

Особенности русского ударения.

Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слое ударный, остальные – безударные.

Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации). Словесное ударение – это выделение одного из слогов в слове большей силой голоса.

Ударение в русском языке:

1) разноместное – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.

2) подвижное – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.

Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Сложные слова имеет дополнительное ударение, которое стоит на первом месте: элЕктромонтЁр.

Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг.

Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги – не имеют ударения: под горой, принеси-ка.

Ударение в слове может различать :

    Разные слова: мУка – мукА, зАмок – замОк.

    Некоторые формы разных слов: нОшу – ношУ, крУжки – кружкИ.

    Формы одного слова: снЕга – снегА, носИте – нОсите.

Логическим (фразовым) ударением называется выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его особого значения называется Любое слово в речи может нести логическое ударение. Мы сегодня идем в кинотеатр.

Слог – это один или несколько звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха: во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Если слог состоит из 2 или более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

Слоги бывают:

открытыми: ра-ку-шка

закрытыми : жук, бол-тун.

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходит к последующему слогу: но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Дополнительно. Правила слогораздела :

    Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри: стен-ка, тор-чит, мол-ва, тол-стый;

    Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными переходит к следующему слогу: ве-сна, кра-сный;

    Сочетание шумных согласных переходит к следующему слогу: ча-шка, ло-жка, бле-стит, кре-пкий;

    Сочетание сонорных согласных между гласными переходит к следующему слогу: ко-рма, о-фо-рми-тель, но-рма-льно;

    Буква й всегда остается с предшествующим гласным: чай-ка, май-ка.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся, И чаще награждаемся подарками судьбы. Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся И наполняемся мы силою, дарующей успех.

Успеха вам!!!



I. Организационный момент

II. Проверка домашней работы

Игра «Альпинисты»

III. Подготовка к восприятию новой темы

IY. Новая тема

1-я станция «Находчивая»

2-я станция «Разминочная»

3-я станция «Соревновательная»

4-я станция «Сообразительная»

Y. Закрепление урока

Метод «Верно-неверно»

YI. Итог урока

Оценивание

YII. Домашнее задание





А - а - - а –

а- - а – и -

А - и – а

а - - у -Слайд 6


к - р - нд – ш

Лф – в - т

стр - н - ц –

Станция «Разминочная»



Фонетический разбор слов

Юрок, сапог, лодка, дед, флаг, булка, герб.



Фонетическая зарядка

Группа № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1)в слове 2 слога, 7букв, 6звуков

2)в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких

3)в слове 1слог, все согласные звуки твердые

4)в слове 4 слога

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.


Фонетическая зарядка

Группа № 2.

1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв.

2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков (яблоки, сливы, апельсины, груши)?



Звонкие согласные

Глухие согласные

Игра « Верно- Неверно »

Если вы считаете, что вопрос верный, то поднимете правую руку, если нет, то левую.

- В русском алфавите 33 буквы.

- Гласных букв 15

-Гласных звуков 10

- Ж, ш, ц всегда твердые

- Ч, щ,й всегда мягкие

- Сонорные буквы л, м, н, р, й.

-Ъ и Ь знак обозначают звук

- Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

Хотя графика изначально создавалась для закрепления речи на письме, между буквами и звуками нет прямого (однозначного) соответствия. Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Например, буква й обозначает только звук «йот», буква у - только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука - безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб - глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь - сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, для повседневной практики, не требующей точной фиксации всех особенностей звукового строя нашей речи, современная русская графика удобна. Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

В поликлинике.

Поликли́ника или амбулато́рия (от др.-греч. πόλι - много и др.-греч. κλινική - врачевание) - многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания амбулаторной медицинской помощи больным на приёме и на дому.

На территории Республики Казахстан распределены по территориальному признаку, и являются базовым уровнем медицинского обслуживания населения.

Поликлиники могут иметь различный статус:

· Базовая - обслуживает больных военнослужащих военно-морской базы.

· Ведомственная - обслуживает работников министерств и ведомств. Не входит в систему учреждений министерства здравоохранения.

· Гарнизонная - обслуживает больных военнослужащих из состава определённого гарнизона.

· Гериатрическая - обслуживает больных пожилого и старческого возраста.

· Городская - обслуживает больных по территориальному (участковому) принципу. Может как входить в состав объединённой больницы, так и являться самостоятельным учреждением.

· Городская детская - обслуживает детей в возрасте до 15 лет. Может как входить в состав объединённой больницы, так и являться самостоятельным учреждением.

· Курортная - обслуживает больных во время их лечения на курорте.

· Районная центральная - создаётся в сельском административном районе при отсутствии центральной районной больницы и выполняет функции районного отдела здравоохранения.

· Стоматологическая - обслуживает взрослое население, специализация - лечение стоматологических заболеваний. Также существует Стоматологическая детская поликлиника, обслуживающая детей в возрасте до 18 лет.

· Физиотерапевтическая - обеспечивает лечение больных физиотерапевтическими методами.


Грамматическая тема: Согласные звуки.

Лексическая тема: Мой рабочий день

План лекции.

1 Классификация согласных звуков русского языка, состав согласных звуков.

2. План распорядка рабочего дня

Согла́сные - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.

Согласные являются также звуками, при произнесении которых происходит сужение голосового тракта, так что воздушный поток оказывается полностью или частично блокированным и, преодолевая препятствие (см. место и способ образования согласных), изменяет своё направление. В русском языке это шумные согласные (взрывные, фрикативные и аффрикаты), группа сонорантов (плавные и латеральные), группа сонорных согласных (дрожащих и носовых), а также полугласный (или полусогласный) й.

Под согласными зачастую понимают также буквы, передающие такие звуки. Иногда во избежание путаницы употребляют термин «согласные звуки».

Система согласных определённого языка называется «консонантизм».

В русском языке согласные звуки передаются буквами Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они противопоставлены гласным А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

Для артикуляторного описания согласных используют следующие критерии:

· Деление на звонкие и глухие согласные;

· По способу образования согласных;

· По месту образования согласных.

Например, /d/, согласно этим критериям, является звонким альвеолярным взрывным согласным.

По акустически-слуховым критериям согласные отличаются от гласных по степени звучности (воспринимаемости, то ест ь диапазона звучания).

У гласных звуков звучность выше, чем у согласных. Гласные занимают определённое положение в структуре слога, в общем случае - в начале и в конце слога, то есть согласные обычно не образовывают слога. Исключением являются соноранты:аппроксиманты (то есть гласные в положении согласных, как например /ju"la/ юла , фонетически , а также носовые и латеральные (нем. Matten ))

Мой рабочий день

Я хотел бы описать свой рабочий день. Все эти дни похожи друг на друга.

В будни я обычно встаю в семь. Я делаю гимнастику. Потом я умываюсь и чищу зубы. В полвосьмого я завтракаю. Я люблю легкий завтрак. После завтрака я иду в школу.

Мой колледж рядом с домом. Дорога в колледж занимает 10 минут. Занятия начинаются в 8:30 и заканчиваются около 15:00. Три пары в день - обычное расписание. Дважды в неделю я остаюсь в колледже после занятий, чтобы поиграть в баскетбол.

Когда я прихожу домой, я обедаю. Потом я немного отдыхаю. Иногда я читаю или разговариваю с моими друзьями по телефону.

После этого я начинаю делать домашнее задание. Два раза в неделю я занимаюсь дополнительно в научном кружке по анатомии, чтобы улучшить мои знания.

Как правило, я заканчиваю делать домашнее задание около 9 часов. Но один день в неделю не такой загруженный. Это четверг. В четверг я обычно помогаю моей маме. Иногда я делаю покупки или забираю одежду из химчистки.

Ужинаю я в 7 часов. Потом я продолжаю заниматься. В 10 часов я ложусь спать.

Грамматическая тема: Правописание согласных на письме.

Лексическая тема: Трудности избранного пути.

План лекции.

1 Особенности правописания согласных на письме.

2.Трудный путь медицинского работника

Правописание согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

· 1.15.1. Звонкие – глухие согласные

· 1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

· Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

· Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать ).

· 2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка ), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка ).

· 3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

· Зубрить – зубр ёжк а.

· 4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

· Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

· Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

· Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

· Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику

Загрузка...