Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Где написано что иисус искупил грехи. Распятие Христа: значение и символика. Иисус Христос – Примиритель между нами и Богом

Спрашивает Александр
Отвечает Виктор Белоусов, 07.06.2013


Александр спрашивает: "Объясните пожалуйста суть искупления Иисусом наших грехов. Ведь Он являясь Божьим Сыном все равно с Отцом есть единый Бог. Получается Бог искупил наши грехи Сам у Себя. И почему для этого требовалось именно искупление кровью, а не просто прощение? Помогите понять. Спасибо."

Мир Вам, Александр

По этому вопросу есть несколько взглядов. Два из них я постараюсь немного раскрыть.

23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
()

В оригинальном тексте сказано: "Возмездие греха - смерть...". Есть разные взгляды на грех. Смертью за грех наказывает Бог или Бог называет грехом то, что приводит к смерти?

Есть мысль у греков: "Выбирают ли боги добро, потому что оно благое, либо же добро - благое, потому что выбрано богами?", аналогично можно подставить слова "закон", "грех", "праведность" и т.д. Добро является добром потому что его выбрал Бог? Или Бог его выбрал, потому что оно является добром?

Можно рассматривать вопрос греха "юридически" - что смерть является наказанием, как рассматривал блаженный Августин в концепции "теодицеи", там есть своя логика рассуждения.

Можно рассматривать вопрос греха "медицински" - что грех является болезнью, которая вызывает смерть сама по себе.

Если в первом случае идет цепочка "грех-->возмездие как воля Бога-->смерть", то во втором "закон жизни-->нарушение это грех-->что вызывает смерть".

Больше на правду похож второй вариант, с моей точки зрения, потому что есть очевидные законы жизни во Вселенной. Есть "золотое сечение", есть константы, есть гомеостаз в организмах и т.д. Если эти законы нарушать - будет плохо, некрасиво, разрушительно - или сразу, или в перспективе времени. Само нарушение этих правил "праведности" вызывает разрушение жизни, за нарушение не нужно наказывать. Родители могут наказать ребенка за то что он упал и разбил коленку, но то что он разбил коленку - уже достаточное наказание, а то что его ругают чтобы он так не делал больше - это педагогика.

Христос взял на Себя наши грехи. Он взял все наши ошибки, все причины (которые приводили к следствиям) и перенес смерть (как разрыв с Богом Отцом). Это как ввести вирус человеку, у которого сильный иммунитет, чтобы его организм выработал антитела - которые помогут справиться с болезнями у многих людей. Но смерть не удержала Его - потому что Христос Сам не грешил, Он взял наши грехи и потому грех не имел над Ним власти. Христос таким образом победил грех и воскрес. Потому что там где нет причины - там и нет следствия.

Почему кровь? Кровь - это носитель информации, говоря современным языком. В Писании много таких интересных текстов:

10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее,
11 потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;
12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови.
()

Душа, жизнь, эмоции - как-то взаимодействуют с кровью. Возможно, Вы читали факты что при переливании крови или пересадке сердца могут меняться вкусы человека, его желания, пристрастия. Какой-то смысл в этом есть. Кровь Христа - если можно так образно сказать, как "носитель Его праведности" - очищает нас от греха.

7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
()

Вот такое краткое описание.

Будут вопросы - задавайте!

Благословений Вам,
Виктор

Читайте еще по теме "Спасение":

Догмат об искуплении - это сердце православной веры. Все догматические утверждения в сфере триадалогии, христологии, экклесиологии и сотериологии проверялись отцами Церкви прежде всего по отношению к возможности искупления и спасения человека Христом. Он является не только критерием чистоты веры, но также камнем преткновения для еретиков и лжеучителей от апостольского века до наших дней.

Догмат об искуплении особенно раздражает либеральных теологов, которые, подобно древним иудеям, не хотят допустить, что Христос искупил и освободил их от плена греха и власти диавола. Они считают, что родились свободными и получат рай, как свое родовое наследство, а на Евангелие смотрят как на руководство к самосовершенствованию. Им чужд догмат об искуплении - это непоколебимое основание, на котором зиждется Новозаветная Церковь.

В других религиях и почти во всех конфессиях догмат об искуплении отсутствует или в корне искажен. В иудаизме этого догмата не существует. По учению Талмуда, Адамов грех не распространяется на его потомков. Иудей спасается исполнением предписаний Торы и Талмуда. Ожидаемый мессия избавляет не людей от греха, а Израиль от его врагов. Самые грешные из иудеев временно мучаются в аду, но затем получат прощение по молитвам Авраама и других праведников. Таким образом, в иудаизме содержится своеобразный национальный «апокатастасис».

В магометанстве учение об искуплении отсутствует. Исполнение Корана и сунны (предания) служит гарантией спасения для мусульманина. Магомет не искупитель, а посланник, через которого Аллах открыл людям свою волю. Коран категорически отрицает не только христианское учение о Жертве Христа, но сам факт распятия. По учению Корана, Христос взят на небо подобно пророку Илии, а вместо Него был распят Симон Киринейский (такая мысль встречается уже во втором веке у гностика Василида). Мусульмане верят, что все, исповедующие ислам, какие бы они грехи не совершили, в конце концов будут прощены и спасены по молитвам Магомета и его преемников. Таким образом, в исламе мы видим конфессиональный «апокатастасис».

В буддизме также отсутствует идея какого-либо искупления. Буддизм отвергает существование божества, как абсолютного духа. Мысль о вечной жизни, как продолжения бытия, вызывает у буддиста ужас и отвращение; он ищет спасения в смерти, в погружении себя в некий психический вакуум, где отсутствуют чувства, мысли и желания. Это психическое самоумерщвление воспринимается им как высшее метафизическое состояние. Нирвана - прорыв в воображаемую пустоту и переживание своего бытия как антибытия, где нет страданий - заветная цель буддизма.

Язычество, в самых высоких взлетах античной и индуистской философии и мифологиях, ничего не знало о той всемирной искупительной жертве, которую принесет Бог за человечество. В индуизме спасение - это растворение индивидуального в космическом, космического - в меоническом, меонического - в абсолютном; личность, как таковая, исчезает; спасителем является Шива - индийский сатана, который разрушает миры.

Только христианство принесло миру радостную весть о том, что человечество искуплено Кровью Христа. На эту весть языческий и иудейский мир ответил жестокими гонениями. Крест Христа казался языческим философам безумием, а иудейским учителям - унижением Божества. Однако уже во времена апостолов среди христиан появились еретики-докеты, которые учили, что Христос пришел на землю призрачно, в некоем эфирном теле. Эта ересь отвергала догмат об искуплении. Если Христос не принял человеческую плоть, то Его страдания призрачны, значит, искупление также призрачно и сама Голгофа превращается в сцену, где роль иллюзиониста исполняет Сын Божий. Это еретическое учение о «божественном обмане» было настолько пагубным и кощунственным, что апостол Иоанн запретил христианам пускать проповедников докетизма в свои дома и даже приветствовать их при встрече.

Другие гностики также отрицали искупительную Жертву Христа Спасителя. Гностик первого столетия Симон-волхв возил с собой женщину по имени Елену - блудницу из Тира, и учил, что его сожительница - образ человеческой души, а он - воплощение бога или высшего эона, который взял в свое общение падшую женщину. Это снисхождение божества к блуднице заменяет искупление у Симона-волхва.

Несколько отступая от темы, отметим следующее. Запутанное и темное учение Симона-волхва выглядит примерно так. Божество рождает мысль - эннию; энния творит ангелов; те восстают против своей родоначальницы и заключают ее в узы вещества. Энния переходит в тело Елены Прекрасной, из-за которой пала Троя, и в Елену-блудницу из Тира, которую Симон-волхв делает своей спутницей. Порочная жизнь женщин, в которых воплощается энния, не оскверняют саму эннию, и она в теле блудниц остается чистой искрой божества. В этом заключается тайное учение гностиков о том, что душа не зависит от телесных дел, как царственный узник не теряет своего достоинства от того, что находится не во дворце, а в мрачной темнице. Это значит, что можно отдаваться порокам и при этом оставаться чистым.

Другой гностик Карпократ развил учение Симона-волхва. Он считал тело постоянным врагом души и учил, что надо предаваться распутству для того, чтобы изнеможить и умертвить тело, и дать возможность душе скорее освободиться от его гнета. Унижение тела через пороки и разврат Карпократ считал спасением души и аналогом искупления. Это гнусное учение сирийских гностиков впоследствии преподнес своим читателям писатель-сатанист Анатоль Франс в повести «Таис», где проституцию представил как вид искупления.

Гностик второго столетия Василид создает теогоническую систему из 360-ти эонов по числу дней года. Эон София выпадает из плеромы - полноты бытия и погрязает в болоте вещества. Здесь к ней снисходит один из высших эонов - Христос и блистанием своего света открывает ей ту славу, которую она имела, находясь в плероме. Вслед за Христом София возвращается в свою небесную обитель. Никакого искупления здесь нет. Известный церковный историк Робертсон пишет: «Учение об искуплении было несовместимо с началами Василида. Он не допускал другого оправдания, кроме оправдания через усовершенствование в освящении, и заявлял, что каждый ответит за свои собственные грехи» («История христианской Церкви», Робертсон, 1 том, 45.стр.). Василид отрицал первородный грех и искупительную жертву Христа, а все сводил к научению.

Самым крупным гностиком второго века был Валентин, который описал перипетии и странствования Софии в духе детективно-мистического романа. В противоположность Василиду он допускал искупление, но в таком искаженном и изуродованном виде, что оно не имело ничего общего с апостольским учением о Жертве Христа.

Валентин делил людей на три группы: телесных, душевных и духовных. Для спасения духовных людей (пневматиков) было достаточно знания гностического учения; они спасались независимо от собственных дел и нравственных предписаний. Для душевных, к числу которых Валентин относил церковных христиан, Иисус распялся; перед распятием его покинул божественный эон-Христос и его собственный высший дух. Через распятие на кресте Иисус показал душевным христианам (психикам) как совершенствовать себя посредством страданий. Здесь был пример, а не искупительная жертва, и воздействие, подобное катарсису античных трагедий. Душевные, в отличие от духовных, могли спастись или погибнуть соответственно своим делам.

Всякая ересь связана с отвержением или искажением догмата об искуплении. Если нет искупления, то христологические догматы теряют свое значение; они становятся безразличными для сотериологии. Человечество мог искупить только Богочеловек, имеющий полноту Божественного бытия и совершенство человеческой природы. А дать заповеди и показать нравственный пример мог Христос, в интерпретации гностиков, монофизитов и несториан.

Если Христос не Искупитель, а учитель, то христология перестает быть необходимой для спасения, так как пример и учение - это внешние действия Божества по отношению к человеку, а искупление - замена человека Сыном Божиим на кресте, то есть мистическая онтология.

Почему православные богословы-апологеты так непримиримо боролись с арианством, считая эту ересь потерей вечной жизни? - Потому что Сын Божий, не равный Богу Отцу и иной Ему по природе, не мог принести совершенную, бесконечную, по своему достоинству, жертву искупления за все человечество, и стать Посредником между Святой Троицей и потомками Адама.

Почему Православная Церковь в течение многих столетий боролась и борется с монофизитством? Потому что монофизитство искажает догмат искупления. Если у Христа единая природа, то непонятно, Кто страдал на кресте, Кто умирал и воскрес: ведь Божество бесстрастно и неизменяемо. Если у Христа одна Божественная природа, то как же произошла замена человечества Христом на Голгофе?

Несторианство, с его учением о греховной природе Иисуса и о двух лицах, соединенных в Нем нравственно, извращает догмат об искуплении. Если человеческая природа греховна, то страдания и смерть становятся следствиями греха, а не добровольной жертвой.

Католики и значительная часть протестантов верят в искупление человека Христом, но экклесиологические ошибки их конфессий не дают им возможности воспользоваться плодами искупления.

В настоящее время активно действуют силы, которые хотят реформировать христианство в духе гуманизма и либерализма, осмеять учение о первородном грехе, унаследованного от Адама его потомками, изъять из сотериологии искупительную Жертву Христа и создать иное христианство в гностическом духе, где Христос выступает в роли учителя, и только в этом смысле является спасителем. Но подать пример и проповедовать новое учение может и несовершенное божество, как представляют Христа ариане.

Почему же тогда православные апологеты в течение нескольких столетий боролись с арианством? Почему христиане, не принявшие арианского символа веры и пострадавшие за это, являются мучениками и исповедниками, как те, кто во времена языческих гонений не отрекся от Христа? Христианские апологеты утверждали, что если Христос не равен Отцу, то наше искупление через Голгофскую Жертву не состоялось; оно потеряло свое аксиологическое совершенство, и мир остался неискупленным. Один из видных современных реформаторов заявил: «Христос спас меня тем, что научил, как побеждать грех». Но разве человечество не знало, что такое грех до Христа? Разве в ветхозаветной Церкви не существовало покаяния? В различных философских и религиозных учениях древности можно найти аналоги заповедям Священного Писания, но там не было Христа-Искупителя и Духа Святого - Освятителя, поэтому спастись не было возможно. Почему богоявления в Ветхом Завете не спасли людей, а необходимо было воплощение Сына Божия? Моисею явился Господь на Синае, беседовал с ним как бы «лицом к лицу», дал заповеди и подробные указания о богослужении. Но феофания (богоявление) без воплощения и искупления не могла освободить человечество от рабства сатаны и власти греха.

Голгофская Жертва усвояется человеком в таинстве крещения; оно означает, что человечество искуплено Кровью Христовой. В крещении человек получает не инициацию, как в языческих теургиях, а облачается во Христа. Если человек спасается только примером Христа - как надо жить, то что же он получает в таинствах Церкви? Почему до Голгофской Жертвы Дух Святой не мог сойти к людям и образовать Церковь благодати? Почему Христос не пришел на землю сразу же после грехопадения Адама, а понадобился срок в пять тысяч лет для приготовления человечества? Если дело в примерах, то ими полна вся история Ветхого Завета. Но почему же до пришествия Христа люди блуждали во тьме и праведники после смерти сходили в ад? Если дело только в научении и примере, то для чего нужны все христологические догматы, ведь Христос мог прийти в призрачном или ангельском теле и показать пример, как и что надо делать.

Но только Богочеловек - с совершенной божественной и человеческой природой в одном Лице - мог искупить нас. Если Христос не заменил человека Собой, а только показал ему как на картине, что надо делать, то тогда становятся бессмысленными все споры и догматические прения о Лице Иисуса Христа. Если нет искупления, то тогда открывается широкая дорога для экуменизма и теософии; более того, учение о соединении конфессий и затем религий, представляется как единственный христианский принцип, а догматические различия и Соборные Оросы - несущественными мнениями, которые не меняют сути христианства, а, напротив, являются преградами к единству веры и любви. Если Христос не принес за меня искупительную жертву, не заменил меня Собой, а только научил, как бороться с грехом, то какое мне дело, как в Его лице соединяются две природы, или сколько воль - одна или две - у Христа?

Меня должно только интересовать: как я своими усилиями воспроизведу в своей жизни пример Христа. Все конфессии согласны, что Христос учил добру, что Он страдал (призрачно или реально), а остальное, если нет искупления, не относится к моему спасению. Если жертвы за меня нет, а Евангелие - это педагогическое пособие с наглядными примерами, то какое мне дело, Христос - Богочеловек или простой человек, который нравственно совершенствовал себя всю жизнь и на кресте победил свой грех? Если Христос только учитель, а не Искупитель, то в этом смысле все основатели мировых религий могут называться «спасителями», так как учили, каким должен быть человек. Здесь Христос ставится в один ряд с Буддой, Магометом, Конфуцием, Пифагором и другими. Если нет искупления, то какая разница между феофанией и воплощением?

Ведь Господь говорил через Моисея и пророков. Если дело в научении, то какая принципиальная разница для меня между Нагорной проповедью Христа и голосом, исходящим от Огненной купины? Если нет искупления, а дело в назидании и примере, тогда открывается самая широкая возможность соединения Православия с чем угодно и как угодно, тогда интеркоммунион займет место общей сакральной трапезы, а теософия, как принцип единства во множественности, станет не только оправданной, но даже необходимой.

Искупление - один из основных догматов христианства. Согласно христианским представлениям, грех Адама не был прощен и потомки первого человека унаследовали его вину, а Иисус через распятие искупил грех всего человечества. На протяжении столетий это учение по-разному интерпретировалось экспертами-теологами. Даже в первые века некоторые теологи безоговорочно отвергали данный догмат, тогда как прочие, к примеру, Тертуллиан, Ориген и др., считали, что смерть Иисуса была типа выкупом, уплаченным Диаволу. Это была персидская идея, заимствованная из зороастризма, по которой Бог искупает грехи человечества, покоряясь богу Зла. Некоторые считают, что это типа самопожертвование со стороны Бога для исправления неправедного характера человечества и избавления его от кары. Такие богословы, как Ириней, выдвигают теорию рекапитуляции, по которой Иисус Христос способствовал своим распятием соединению Бога с человеком, который был отдален от своего Создателя из-за грехопадения Адама. Только со времен Св. Августина нынешнюю идею искупления, предусматривающую Божественный план спасения мира, удалось принять, преодолев теологические противоречия.

Вообще-то это мультидоктринальный момент веры, который подразумевает следующее:
1. человек по природе порочен, наследует Адамов грех и обречен на преисподнюю;
2. из-за Своего безмерного милосердия Бог не позволил, чтобы такое положение вещей продолжало существовать, и определенным образом внес умиротворение посредством человека, который в качестве третьего лица Троицы был равен Ему;
3. Он послал Своего сына в качестве Спасителя, умершего на кресте и очистившего этим человечество от грехов;
4. данная жертва примирила грешного человека с его рассерженным Богом и соединила его с Господом.

Рассмотрим данный многогранный вопрос во всех его аспектах.

Во-первых, подчеркивается первородный грех человека, побудивший Бога отправить на землю своего эмиссара - Спасителя. Прежде всего, определим, что такое грех. Это дурной поступок, совершенный человеком в нарушение заповедей Бога. Всеми признается, что нравственность людей различна. Некоторые люди праведны, прочие неустойчивы, а третьи злы и жестоки; одни грешны, прочие безгрешны. Это значит, что человек, придя в мир, приобретает печать греха своими поступками, а не наследует его. Правда, Адам совершил ошибку, вызвал гнев Бога и был изгнан из рая. Христиане считают, что Адам не был прощен и его грех наследовался потомками. Данная теория нелогична и не основана на библейских текстах; скорее она взята из писаний Павла. То, что груз греха может быть передан иным, представляется абсолютно абсурдным. Томас Пейн сильно ясно выразился по этому поводу:
"Если я должен кому-то деньги и не могу их отдать, а кредитор угрожает мне тюрьмой, иной человек может взять долг на себя. Но если я совершил преступление, все меняется. Нравственная справедливость не обеспечивает считать невиновного виновным, если даже невинный приглашает себя для этого. Предположить, что правосудие поступает таким образом, выходит разрушить самые его принципы. Это уже не будет правосудием. Это будет мщение без разбора".

Источником христианства был иудаизм, и в I в. Ветхий Завет был его единственной Библией. К пророчествам Ветхого Завета прибегали для оправдания миссии Иисуса. И Иисус сам никогда не утверждал ничего, что противоречило бы иудейскому писанию. Между тем Ветхий Завет нигде не упоминает о так называемом первородном грехе. Бог посылал многочисленных пророков, чтобы вести заблудшее человечество по правильному пути. Авраам, Ной, Иаков, Иосиф и прочие пророки - были праведниками. Захария и Иоанн Креститель признаются и Новым Заветом. Как же человек, являющийся от рождения виновным перед Богом, может стать праведником?

Ветхий Завет нигде не упоминает, что человек наследует первородный грех; наоборот, Бог сотворил человека по образу своему. Что подразумевает выражение "по образу"? Новый Завет объясняет, что быть созданным по образу Бога обозначает по своей природе любить добро и ненавидеть зло. Новый Завет называет Адама сыном Божьим. Таким же образом, Тора упоминает, что Бог высоко воздал Авелю, сыну Адама. Непонятно, как Авель мог бы стать праведным, если его папа Адам был грешником и передал ему грех, как уверяет нас христианство. Никогда не замышлялось, что Новый Завет должен заменить Ветхий Завет, и, когда Павел утверждает, что Иисус отменил Закон, он весьма - отклоняется от истинного учения Иисуса, который всегда отвергал тех, кто отказывался от Священного Писания. Сам Иисус утверждал, что дети чисты, безгрешны, "ибо таковых есть Царство Небесное". В Евангелии от Луки упоминается, что Иоанн Креститель " будет велик пред Господом... и Духа Св. воплотится в жизнь еще от чрева матери своей". Это означает, что Иоанн был безгрешен даже в утробе матери. Но не исключительно пророков Новый Завет предпологает праведниками. Общим положением Евангелий является то, что Бог прощает раскаявшихся грешников. Только измышления Павла приводят к теории первородного греха. В своей книге "Христианская этика и "Имеющиеся в настоящее время проблемы" настоятель Инге отмечал, что эту "извращенную" доктрину сформулировал Павел, а позднейшие богословы включили ее в церковное учение. Гектор Хоутон говорит:
"Ортодоксального учения о первородном грехе... достаточно просто нет в Библейских писаниях. Многое в нем, без сомнения, заимствовано из толкований писания Павла". Епископ Мастер был настолько откровенен, что утверждал: "Мы больше не верим в первородный грех".

Христианские теологи утверждают, что Бог всемилостив, и у Него столько любви к человечеству, что она не может быть выражена словами. Именно по данной причине Он послал Своего Сына смыть пятно первородного греха. Такое понимание Бога делает Всемогущего Господа языческим племенным божеством, которое для спасения своего племени нередко жертвовал собственным изображением, сыном либо даже воплощением. Языческие мифические божества посылали спасителей своим племенам либо кланам, а Христианское учение гласит, что Бог послал Своего сына исключительно для того, чтобы спасти заблудших овец дома Израилева. Миссия Иисуса, таким образом, не универсальна, а ограничена определенным народом.

И правда, Бог был всегда милостив к человечеству и многократно посылал вестников указывавших людям путь настоящий. Библия упоминает, что когда большая часть израильтян отошло от Божественного пути, гнев Божий обрушился на них с такой силой, что во всемирном потопе Он погубил тогда весь существовавший мир, за исключением нескольких человек; это массовое уничтожение коснулось прочих обитателей земли намного больше, чем заблудших овец дома Израилева. Иисус явился в ту эпоху, когда плотность населения была намного больше, чем во времена всемирного потопа. Намного логичнее предположить желательнее думать, что христианский Бог должен был бы смилостивиться над своими несчастными творениями во время потопа. По какой причине же Он послал в конце концов Своего Сына в качестве спасителя, да и то исключительно для дома Израилева? В целом данный догмат смотрится абсолютно абсурдным, потому что такая политика не пристала Богу Всемогущему, о котором проповедовал Иисус Христос, никогда не провозглашавший своего мессианства и не обещавший массового спасения. Наоборот, он просил своих учеников покаяться, "ибо приблизилось Царство Небесное". Помимо того, утверждается, что Иисус Христос, называемый единственным рожденным Сыном Божьим и вторым лицом христианской Троицы, явился на землю как Посланник Бога, чтобы стать Спасителем, и что он был распят по Божественному замыслу, чтобы искупить грехи человечества. То, что Иисус был сыном Бога, говорится во многих местах Библии. Как уже говорилось, титул "Сын Божий" был присвоен ему за его праведность и должен пониматься метафорически, так же, как выражение "раб Божий".

Фантазия же таких философов, как Филон, породила существование посредника между Богом и людьми; в данном случае роль спасителя была присвоена Иисусу. Но данная идея не имеет смыла, поскольку евангелическое учение противоречит этому верованию. Если бы Иисус был спасителем человечества благодаря тому, что был осужден на жертвенную смерть, его миссия не ограничилась бы домом Израилевым и он не настаивал бы на строгом соблюдении Закона, не просил бы покаяться за дела неправедные. Не бросает ли на него тень и то, что он был проклят Богом и отправился в ад на три дня? Христиане верят, что Иисус был распят по Божественному замыслу. Если это так, то интересно, знал ли Иисус о предстоящем распятии в начале своей миссии либо же данная роль была навязана ему после его отъезда лжеучениками, и есть ли в Ветхом Завете какое-нибудь обещание Иеговы отправить Спасителя для искупления грехов человечества. Суть вопроса в том, что он узнал о предстоящей ему казни в свой последний день. Лука упоминает, что для того, чтобы встретить надвигавшуюся угрозу, Иисус велел своим ученикам купить мечи, даже если им придется продать их одежду, и когда они сообщили ему, что у них есть два, он сказал им; "довольно". Из этого следует, что он хотел защищаться и был готов к нападению. Проф. Пфлайдерер замечает по этому поводу "Если Иисус боялся убийства в последний вечер своей" жизни и готовился встретить его с оружием в руках, это значит он не мог знать и предсказать свою смерть на кресте; эти предсказания могли быть вложены в его уста только ретроспективно". Рассказ Луки опровергает любые утверждения о том, что Иисус знал заранее о предстоящем ему распятии жертве во спасение якобы по Божественному замыслу.

Это был заговор иудеев, и Иисус беспокоился о своей судьбе. Если бы все шло так, как замыслил бы, и Иисус знал об этом, он никогда не поколебался бы пожертвовать своей жизнью для такой благородной цели и не просил бы Бога, чтобы его миновала чаща сия. Если бы таков был Божественный план, он никогда не произнес бы слов: "Элои, Элои, ламма савахфани? ".

Стало быть, что истинное учение Иисуса никогда не подразумевало его роли Спасителя. Дело в том, что Средиземноморье во времена Христа было так насыщено мифами о Спасителе, что любая религия, возникавшая там, испытывала их воздействие. Почти все верования, от греческого до персидского, несли в себе зародыши культа Спасителя. Несколько древних божеств было, по преданиям, распято во имя спасения человечества - Кришна и Индра пролили свою кровь ради данной благородной миссии; китайский бог Тянь, Осирис и Гор пожертвовали собой ради спасения мира, Адонис был умерщвлен ради данной цели. Прометей, величайший и древнейший благодетель рода человеческого, был прикован к скалам на Кавказе. Митра, по персидским верованиям, был посредником между Верховным Божеством и человечеством. В него верили, как в умирающего бога, чья кровь спасла человечество.

Подобным же образом Диониса называли Освободителем человечества. Даже в далекой Мексике верили, что "смерть Кетцалькоатля на кресте" была "искуплением грехов человечества". Эдвард Карпентер отмечает:
"Этих примеров необходимо, чтобы доказать, что учение о спасителе старо, как мир, и распространено во всем мире, а христианство исключительно присвоило его... и придало ему специфический оттенок. Таким образом, христианская доктрина о Спасителе - это точная копия языческих культов, которая не основана на учении Христа".

Наконец, рассмотрим, и правда, ли принял смерть Иисус через распятие. Сам факт распятия очень противоречив. Евангелисты заявляли, что евреи распяли Христа и глумились над его учениками, Согласно Писанию, он принял позорную смерть на кресте. Так как ни один из апостолов не присутствовал в момент его кончины, они избегли расспросов и прибегали к мифотворчеству. Таким образом, они не исключительно признавали утверждения иудеев о распятии, но, чтобы снять с себя стигму, создали само распятие кардинальным принципом своей веры. Ф.К. Конибер отмечает:
"С того времени распятия уже не стыдились. Павел открыто прославлял его, а автор четвертого Евангелия рассматривал его как окончательное доказательство славы Иисуса".

Принимая без оговорок, что Иисус был распят иудеями, нельзя утверждать, что он был единственным Пророком, претерпевшим такую участь. Список разных прочих пророков, убитых иудеями, следует рассматривать с таких же позиций.

Весьма логично заключить, что учение об искуплении, чуждое Иисусу и нынешним каноническим Евангелиям, было принято позже и в его настоящей форме основано на дохристианских митраистических и прочих языческих культах спасителей. Иначе данный догмат веры абсолютно безоснователен. По мере того, как церковные круги становились рациональнее, они почувствовали, что это так. На Ламбетской конференции британских и американских епископов учение об искуплении было отвергнуто как основанное на недостойном понимании Бога. Епископ Мастермэн на данной конференции абсолютно недвусмысленно заявил:
"Раз и окончательно и бесповоротно мы должны изгнать из нашего богословия всякую мысль о перемене отношения Бога [к людям] из-за кончины Христа".

Хотя сегодня многие празднуют рождение Иисуса Христа, одни по причине веры, другие - преследуя коммерческие цели, мало кто знает об истинной цели Его рождения. Ибо, согласно Божьему Слову, у Иисуса Христа с самого начала Его жизни была особая миссия: заплатить Своей жизнью цену искупления наших грехов. Как возвестил Иосифу ангел, когда Иисус еще находился в утробе Марии:

Матфея 1:21
«…[Мария] родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ».

«Иисус» на иврите означает «Господь (по-еврейски Яхве) – спасение наше». И действительно, именно Иисус Христос является Тем, через Кого Господь, Яхве, принес спасение людям и избавил их от грехов. В Слове Божьем предложение Каиафы, иудейского первосвященника, распять Иисуса, комментируется так:

Иоанна 11:50-52
«[Каиафа говорит:] …и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино ».

Христос родился, чтобы умереть за всех нас, и в данной статье мы исследуем, какое влияние произвела Его смерть.

1. Иисус Христос – Искупивший нас от греха

Искупление – одно из часто упоминаемых последствий смерти Иисуса». «Искупление» - труд, подразумевающий наличие искупителя, т.е. того, кто делает искупление возможным, а также выкупа как платы за это искупление. Чтобы понять, от чего нас искупил Иисус, а также то, какой выкуп Он заплатил, рассмотрим Послание к Титу 2:14, где написано:

Титу 2:14
«Который [Иисус] ».

Иисус Христос искупил нас от всякого беззакония , и Он сделал это, отдав Себя за нас . Другими словами, ОН стал платой за искупление от «ВСЯКОГО БЕЗЗАКОНИЯ». В Матфея 20:28 говорится:

Матфея 20:28
«так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ».

Иисус пришел, чтобы «послужить и отдать душу Свою для искупления многих» . И насколько велика была плата за искупление, настолько велико было и само искупление, которое Он приобрел, заплатив такую цену. И действительно, в Евреям 9:11-12 об этом искуплении говорится:

Евреям 9:11-12
«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ».

Священники закона приносили тельцов и козлов, которыми они намеревались приобрести прощение грехов. Как мы увидим далее, этих действий не было достаточно. Иисус же принес Богу Свою собственную Кровь , которой Он приобрел для нас вечное искупление . Также, в Ефесянам 1:7 и Колоссянам 1:14 говорится:

Ефесянам 1:7
«…в Котором [в Иисусе] мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его [Бога] ».

Колоссянам 1:14
«…в Котором [в Иисусе] мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов ».

Искупление не зависит от наших добрых дел и хорошего поведения. Оно не зависит от того, сколько времени мы посвящаем Богу. Оно не сокрыто в нашей значимости или личных качествах. В противоположность всему этому, оно - В ИИСУСЕ. И это искупление - «по богатству благодати Его», т.е. это изобилующее, полное, и, как мы читаем, вечное искупление.

2. Иисус Христос – наш Искупитель за грехи Адама.

Как мы уже упоминали в предыдущем пункте, Иисус Христос стал искупительной жертвой за все наши грехи, за «ВСЕ беззакония», как сказано в Титу 2:14. Однако необходимо обозначить, что слово «ВСЕ», помимо грехов, совершаемых человеком в течение жизни, включает и грех, совершенный Адамом и приведший его к падению, который передается всем людям из рода в род, делая их грешниками с самого момента их рождения. И действительно, в Римлянам 5:18-19 говорится:

Римлянам 5:18-19
«Посему, как преступлением одного [Адама] всем человекам осуждение, так правдою одного [Иисуса Христа] всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека [Адама] сделались многие грешными , так и послушанием одного [Иисуса] сделаются праведными многие».

Непослушание Адама не только привело его к собственному падению , но и сделало грешниками всех, рожденных после него, хотя и не они совершили его грех. Так, нет человека, который мог бы сказать, что ему не нужно искупление, потому что даже гипотетически [но только гипотетически представив что такой человек ничего плохого и не совершил], все еще остается грех Адама, делающий его грешником с самого рождения. Так, очевидно, что наше искупление было бы отнюдь не полным, если бы оно не включало и грех Адама. Поэтому Иисус Христос также должен был искупить нас от греха Адама, что Он и сделал. В Римлянам 5:19 сказано:

Римлянам 5:19
«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного [Иисуса] сделаются праведными многие ».

Хотя грех Адама и переходит из поколения в поколение, поражая всякого человека, через послушание и жертву Господа Иисуса Христа мы все можем быть избавлены не только от этого греха, но и от всякого греха, могущего поразить наши души. Как написано в Титу 2:14:

Титу 2:14
«Который [Иисус] дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония …»

Когда говорится «от ВСЯКОГО беззакония», то имеется в виду ВСЕ беззаконие, и очевидно, что сюда относится и грех Адама. Сегодня, когда кто-то рождается, он уже рождается грешником. Однако существует выход из этой ситуации, и этот выход – в том, чтобы поверить в Господа Иисуса Христа. Действительно, в Деяниях 10:43 сказано:

Деяния 10:43
«О Нем [об Иисусе – прим. авт.] все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».

Так просто: кто верит в Иисуса Христа, тому прощаются все его грехи. Однако как дорого стоило это прощение! Цена его – драгоценная Кровь единородного Сына Божьего Иисуса Христа.

Итак, хотя мы все и были рождены грешниками при первом рождении, при втором рождении – рождении свыше (см. Иоанна 3:3-8) - которое произошло в момент нашего уверования в Господа Иисуса Христа и его Воскресение, мы родились заново, полностью непорочными, так как вера, дающая рождение свыше, очищает нас от ВСЯКОГО греха.

3. Иисус Христос – Совершенная Жертва

Рассмотрев, что жертва Иисуса Христа искупила нас от всякого греха, кто-то, наверное, спросит, какова была роль различных жертв и приношений, предписанных в законе и приносимых ради прощения грехов? Перед тем, как мы рассмотрим ценность этих жертв, необходимо уяснить, что в законе ничего не было предусмотрено для прощения греха Адама. Ничто не могло помочь человеку избавиться от него. Так, люди рождались грешниками и оставались грешниками даже после приношения всех жертв по закону за различные грехи, описанные в законе. Ситуация изменилась только с совершением жертвы Иисусом, после которой, хоть мы и рождаемся грешниками, можем быть очищены как от этого греха, так и вообще от всех грехов, веруя в Господа Иисуса Христа.

Теперь, возвращаясь от греха Адама к жертвам и приношениям за грехи, описанные в законе, мы видим, что Слово Божье говорит о них как о недостаточных. И действительно, в Евреям 10:1-4 написано:

Евреям 10:1-4
«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ».

В последнем стихе вышеприведенного отрывка становится ясно, что приношения жертв животных ради прощения грехов, согласно предписанию закона, не было достаточно, ибо говорится: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». И так как в Евреям 9:22 говорится:

Евреям 9:22
«…без пролития крови не бывает прощения ».

Очевидно, что для истинного прощения должна была проливаться кровь другого человека. Чья это была кровь? Кровь Иисуса Христа. Действительно, в Евреям 10:6-12 написано:

Евреям 10:10-12
«По сей-то воле [см. стихи 5-9 для контекста – прим. авт.] освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые НИКОГДА не могут истребить грехов. Он же [Иисус Христос], принеся одну жертву за грехи , навсегда воссел одесную Бога».

Иисус Христос решил проблему греха раз и навсегда единократным принесением Себя за всех . В отличие от священников, которые многократно приносили одни и те же жертвы «которые никогда не могут истребить грехов», Его жертва за грехи была одна , и этой жертвой Он приобрел «вечное искупление» (Евреям 9:12). Поэтому сегодня нет необходимости приносить другие жертвы, о чем прямо говорится в Евреям 10:18:

Евреям 10:18
« А где прощение грехов, там не нужно приношение за них ».

В этом отрывке не сказано, что грехов больше нет. Здесь сказано, что теперь нет больше приношения за них. И все потому, что приношение Иисуса Христа раз и навсегда победило грех. Не только над грехами, совершенными нами, когда мы были неверующими, и над грехом Адама, но и над грехами, которые мы, возможно, совершили уже после уверования. Эти грехи также прощены искупительной силой Крови Иисуса. В 1 Иоанна 1:7-9 сказано:

1 Иоанна 1:7-9
«…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, --обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Кровь Иисуса – единственное лекарство, могущее исцелить нас от болезни греха. Закон требовал приносить одни жертвы за один грех, другие за другой, и т.д. И, тем не менее, ни одна из этих жертв не могла решить проблему греха. Но то, чего не мог сделать закон, совершил Иисус, принеся в жертву Самого Себя. Теперь всякий, кто верит в Него, получает очищение от ВСЕХ грехов. В Откровении 1:5 говорится:

Откровение 1:5
«…и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею ».

Иисус Христос омыл нас от грехов наших кровью Своей. Именно Он совершил этот труд. Здесь не сказано, что мы сами омылись. Он омыл нас. Он совершил это полностью , и нет необходимости теперь совершать что-либо еще.

4. Иисус Христос – Примиритель между нами и Богом

Увидев, что благодаря жертве Иисуса, мы получили искупление грехов, давайте теперь перейдем к рассмотрению того, что еще мы обрели вместе с прощением грехов. Что же это? Наше примирение с Богом. И действительно, если до жертвы Иисуса мы были грешниками и потому врагами Богу, после Его жертвы и нашего уверования в Него, мы стали искуплены и омыты от всех своих грехов. Это сделало нас праведными и примирило нас с Богом. В Римлянам 5:6-10 говорится:

Римлянам 5:6-10
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками . Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его , спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его , то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».

Иисус Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками и врагами Богу. Своей смертью Он примирил нас с Богом, заплатив за все наши грехи, и преобразовал нас после того, как мы уверовали, заменив нашу грешную природу на праведную. В 1 Петра 3:18 также написано:

1 Петра 3:18
«…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу , однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

Иисус Христос, Праведник, пострадал за всех нас, неправедных, и Своей жертвой привел нас к Богу. И если Христос привел нас к Богу, нужно ли нас еще приводить к Нему? Нет, потому что Христос уже это совершил! Будучи христианами, мы больше не далеки от Бога, и нас не нужно приводить к Нему. Наоборот, мы уже примирились с Ним. И это стало возможным не благодаря нам, а благодаря Иисусу. Как здесь говорится: «…ХРИСТОС, чтобы привести нас к Богу… пострадал». В дополнение, в Колоссянам 1:19-23 сказано:

Колоссянам 1:19-23
«ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем [в Иисусе – прим. авт.] обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем».

Отчуждены ли мы теперь от Бога и враги ли мы Ему? Чужие ли мы Ему теперь? Нет. Мы «были некогда отчужденными и врагами». Но теперь нет. Ибо, «ныне [Бог] примирил в теле плоти Его [Иисуса] смертью Его [Иисуса] ». В Ефесянам 2:19 сказано:

Ефесянам 2:19
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу ».

5. Заключение

В данной статье мы исследовали в некоторой мере, какое влияние произвела жертва Иисуса, уделяя особое внимание искуплению грехов, совершенному благодаря этой жертве. Как мы увидели, Своей смертью Иисус искупил нас от всякого греха, включая и грех Адама, примирив нас с Богом. Поэтому отныне мы больше не грешники, не чужие и не враги Богу. Наоборот, теперь мы спасены, праведны, искуплены и примирены с Богом, и это не благодаря нашим делам, но благодаря тому, что сделал Иисус, наш Искупитель, отдав Себя во искупление за грехи всех нас. В завершении этой статьи, хочется сказать: давайте будем помнить записанное в 1-ом Петра 1:18-19, где говорится:

1 Петра 1:18-19
«…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца ».

Как сказано в 1 Иоанна 1:10: « Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».

См., например: Исход, Левит, Второзаконие и Числа.

На этот вопрос можно предложить два ответа. Постановка вопроса, содержащая понятие «искупление грехов», предполагает картину мира, в которой грехи человека должны быть «оплачены», подобно тому, как кто-то оплачивает штраф за правонарушение, или люди должны быть искуплены, подобно тому, как преступника могут отпустить под денежный залог.

Первый ответ предлагает т.н. «юридическая теория искупления», возникшая в католицизме и проникшая в православие. Согласно ей, так как грехи людей совершены против Бесконечного Бога, то для оплаты за них должна быть принесена бесконечно большая жертва, которую не может принести никто, кроме Самого Бога.

Вот как об этом пишет митр. Макарий Булгаков в «Догматическом богословии»: «Три великих зла совершил человек…: бесконечно оскорбил грехом своего бесконечно-благого, но и беспредельно-великого, беспредельно-правосудного, Создателя, и чрез то подвергся вечному проклятию (Быт. 3:17-9)… Следовательно, чтобы спасти человека от всех этих зол…надлежало: удовлетворить за грешника бесконечной правде Божией, оскорбленной его грехопадением… (Еф. 2:3)… для удовлетворения правде Божией за грех человека, требовалась столько же бесконечно-великая умилостивительная жертва, сколько бесконечно оскорбление, причиненное человеком Богу, сколько бесконечна сама вечная правда … Такую умилостивительную жертву за грехи человека, вполне достаточную для удовлетворения бесконечной правде, мог обрести и принес один только … всемогущий Бог». (§ 124. Необходимость Божественной помощи для восстановления человека при возможности к тому со стороны человека).

Эта теория имеет право на существование, но она только часть сотериологии (науке о спасении человека). Восточное богословие основное внимание уделяет не юридической, а онтологической стороне спасения человечества. Согласно такому взгляду, грех человека отделил его от Бога и имеет последствием смерть, так как только Бог имеет в Себе жизнь.

Тут надо пояснить христианский взгляд на природу человека и мира. Всё сотворенное Богом имеет свойство существования. Из всего творения только живые существа имеют жизнь. Из них только личностные существа имеют свойства существования, жизни и образа и подобия Божиего (это ангелы и люди). Но два последние свойства – жизни и богоподобия, сотворенные существа имеют не по природе, а по благодати. Только Бог имеет жизнь в Самом Себе («В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Ин. 1:4).

Говоря современным языком, Бог является источником жизни, не имеющим альтернативы. Следовательно, чтобы спасти человека от смерти, человек должен вступить в личностное общение с Богом и снова получить дар вечной жизни. Это невозможно без воли Самого Бога. И Бог явил свою волю в том, чтобы принять человека в общение и отдать ему Свою жизнь, что и сделал Христос:

«Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает" (Томос Константинопольского Собора 1157 г.).

- «Источник знания» Иоанна Дамаскина

Загрузка...