Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Логическая операция ограничения понятий. Операции над понятиями Ограничение в логике

Движение мышления от понятия к понятию и раскрытие их содержания осуществляется посредством ряда логических операций: обобщение, ограничение, деление, операции с классами и классификация, определение и др.

1. Обобщение и ограничение понятий.

Обобщение - логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Другими словами, логическая операция перехода от видового понятия к родовому посредством усечения содержания исходного понятия.

Пример: Если из содержания понятия "Аграрный университет" исключить видовой признак "аграрный", то получим родовое понятие "университет", дальнейшим обобщением будет "высшее учебное заведение". Аграрный университет (А) Университет (В) Высшее учебное заведение (С)

Ограничение - логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. Пример: Если в вышеприведенном примере взять за исходное понятие "Высшее учебное заведение", то понятие "университет" можно рассматривать как его ограничение, а понятие "Аграрный университет" будет ограничением последнего.

Более сложными операциями над понятиями являются деление и классификация.

2. Деление понятий.

Деление - логическая операция, раскрывающая объем понятия посредством разбиения его на виды. Например, органы чувств разделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса; Пища - вкусная и невкусная; Вещи - дорогие и дешевые. Понятие, подвергающееся данной операции, называется делимым, понятия, являющиеся результатом деления, - членами деления. Признак, по которому происходит деление, называется основанием деления. Операция деления выделяет виды, ближайший род которых определяется исходным понятием (делимым).

При совершении деления необходимо соблюдать некоторые правила:

соразмерности: сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого - иначе возникают ошибки:

неполного деления, когда не названы все члены деления, например: "Видами искусства являются музыка, изобразительное искусство, кино, театр" (не названы литература, танец и т.д.);

деления с лишними членами, когда названы виды, не соответствующие основанию деления, например, "Видами искусства являются музыка, кино, подлинное искусство, искусство рекламы и т.д.";

несовместимости: члены деления должны быть несовместимы друг с другом; в противном случае последует ошибка перекрестного деления (пример: студенты бывают успевающие, неуспевающие и отличники);

последовательности: деление должно осуществляться только по одному основанию (пример: головы бывают умными и 58-го размера);

непрерывности: деление должно осуществляться путем перехода от родового понятия к ближайшим его видам. Нарушение этого правила ведет к ошибке "скачок в делении": мебель - это столы, шкафы, венские стулья и т.д.

Деление бывает двух видов: дихотомическое и по видоизменению признака.

Дихотомия - это деление понятия на два противоречащих, например, "студент: успевающий и неуспевающий", "человек: плохой и неплохой".

Дихотомическое деление - простая и очевидная операция, но ее существенным недостатком является недостаточная определенность второго (отрицательного) члена деления, а при последующих шагах его четкость и последовательность еще более снижаются.

Деление по видоизменению признака - это деление понятия на виды по какому-то определенному признаку (основанию деления). Частным случаем деления по видоизменению признака является классификация.

Классификация - это распределение предметов по группам (классам), где каждый элемент имеет свое определенное место.

Различают 2 вида классификации: Естественная классификация - это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков (Таблица Менделеева, в ней хим. Элементы расположены в порядке возрастания их атомного веса), Вспомогательная классификация - на основании несущественных признаков

Тема 6. Обобщение и ограничение понятий

План

1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

2. Логический смысл операции обобщения понятий.

3. Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родовидовых отношений.

1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

Всякое понятие имеет содержание и объем.

Объемом понятия является совокупность предметов мысли, обладающим одним и тем же содержанием. Объем выступает количественным параметром понятия.

Например, понятие «статья кодекса о браке и семье». Если уменьшить содержание понятия этого понятия, отнимая признак «о браке и семье», то остается только «статья кодекса». «Кодекс» может быть, «уголовным», «административным», «жилищным» и т.п. Таким образом, видно, что объем понятия увеличился. Если еще уменьшить содержание понятия, отнимая такой признак как «кодекс», то объем понятия увеличивается более. Так как остается только понятие «статья», а «статья» может быть в газете, книге, статья кодекса и т.п. Такую же логическую операцию можно произвести в обратном порядке. И зприведенного примера видно, что содержание будет богаче, если оно включает большее количество отличительных или существенных признаков. Объем соответственно считается более узким, если он содержит меньшее количество элементов. Закон обратного отношения применим к понятиям, находящимся друг к другу в отношении "частного" к "общему" или, точнее, "вида" и "рода".

Итак, чем больше содержание мысли, тем меньше, конкретнее ее объем, а чем меньше содержание, тем объемнее мысль.

2. Логический смысл операции обобщения понятий.

Основными логическими операциями с понятиями являются: определение, деление, ограничение и обобщение понятий, а также сложение, умножение и дополнение и др.

Обощением понятия является переход от понятия с меньшим к понятию с большим объемом путем уменьшения его содержания. Или переход от вида к роду. Например:

«металл» → «химический элемент», «пчела» → «насекомое», «трапеция» → «геометрическая фигура».

Для соблюдения правильности обобщения необходимо последовательно переходить от вида к роду, включающему в себя данный вид. Пределом обобщения являются категории. Категории - это наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные связи объективной действительности и познания. Например обобщить такие понятия как «жизнь», «материя», «вселенная» уже не возможно.

3. Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родовидовых отношений.

Ограничение понятия это логическая операция обратная Обобщению понятия. Которая заключается в переходе мысли от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. За счет увеличения его содержания. Например: ограничением понятия «дерево» может быть понятие «клен» или понятие «металл», его ограничением может быть «алюминий».

При ограничении понятий важно соблюдать правило последовательного перехода от рода к виду. Пределом ограничения является единичное понятие, например, ограничив понятие «писатель», получим «А.С. Пушкин» объем такого понятия уменьшить уже нельзя, так как речь идет о конкретном человеке.

Из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, понятие с большим объёмом (подчиняющее) является родовым, или родом по отношению к понятию с меньшим объёмом (подчинённому), а последнее по отношению к первому называется видовым, или видом. Родовидовые отношения лежат в основе логических операций ограничения и обобщения понятий, деления объёма понятий и некоторых видов определения.

Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию - с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или с меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения имеют большое значение в процессе мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

Упражнения

    Проведите операцию обобщения со следующими понятиями:

Лекция, диплом, проездной билет, экзамен, закон Ньютона, теорема «Геделя», песочные часы, тонометр, маркетинг, Вавилон, рубль, персонаж пьесы, глюон, ислам, гробница, Птолемей, бор, омоним, пролог, сахар.

Лекция → форма обучения.

Диплом → документ об образовании.

Проездной билет → документ, дающий право на проезд.

Экзамен→ оценка знаний человека.

Закон Ньютона → закон.

Теорема «Геделя» → теорема.

Песочные часы → хронометр.

Тонометр → прибор.

Маркетинг → система управления предприятием.

Вавилон → город Древнего мира.

Рубль → денежная валюта.

Персонаж пьесы → действующие лица.

Глюон → элементарная частица.

Ислам → религия.

Гробница → архитектурное сооружение.

Птолемей→ греческий астроном.

Бор → химический элемент.

Омоним → единица языка.

Пролог → часть художественного произведения.

Сахар → углевод.

    Проведите операцию ограничения со следующими понятиями:

ВУЗ, логический союз, интеграция, сигнал бедствия, телевизионное устройство, ректор, студент, экзамен, программа, религия, игра, система, удовольствие.

ВУЗ → БГУИР.

Логический союз → «или».

Интеграция → политическая интеграция.

Сигнал бедствия → SOS.

Телевизионное устройство → телевизор.

Ректор → ректор университета.

Студент → студент ВУЗа.

Экзамен → экзамен по физике.

Программа → текстовый редактор.

Религия → буддизм.

Игра → прятки.

Система → система уравнений.

Удовольствие → вкусная еда.

3. Определите вид сложного умозаключения: ((p q )^ q ) → p и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.

Модус толленс – отрицательный модус, вывод называется отрицательным. Рассуждение идет от отрицания следствия к отрицанию основания.


Следовательно, не-А

Например:

Если эта фигура квадрат, то все углы у нее прямые

Прямых углов нет

Значит, эта фигура не является квадратом

Фрагмент таблицы истинности:

Список используемой литературы.

Логика: учебное пособие / Г.И. Малыхина. – 4-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2007. – 240с.

Логика: учебно-метод. Комплекс для студ. заоч. и дист. форм обуч. / Г.И. Малыхина, В.А. Инохемцев, М.Р. Дисько. – Минск: БГУИР, 2007. – 48с.

Логика: Учебник для вузов /В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 416 с.

Для начала нужно определиться, что такое «род», «вид» и «ближайший вид».

Понятия «род», «вид» и «ближайший вид»

Каждое понятие существует во взаимосвязи с другими понятиями. Одни понятия включаются в другие, которые могут содержать в себе множество понятий. Следовательно, необходимо иметь навык включения и исключения одного понятия из другого. В зависимости от того, включает ли понятие в свой объем другое или, наоборот, само находится в объеме другого, различают родовые и видовые понятия.

Родовое понятие – понятие, которое включает в себя другое понятие и его дополнение (отрицание).

Видовое понятие – понятие, объем которого целиком входит в объем более общего понятия.

Видовое понятие с необходимостью обладает всеми признаками видовой определенности. Выполнение логических операций требует различения «ближайшего вида ». Понятие А является ближайшим видом для понятия В , если не существует такого понятия С , которое является видом по отношению к понятию В и родом по отношению к понятию А .

Следует также особо отметить, что определенность мышления требует отличать родо-видовые отношения от отношений между целым и частью , поскольку часть предмета не обладает всеми признаками целого . Например, «человек» и «голова человека», «факультет» и «университет».

Ограничение и обобщение понятий как логические операции

В основе перехода от родовых понятий к видовым и от видовых к родовым лежит формально-логический закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий .

Обобщение понятия - логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), посредством отбрасывания от содержания видового понятия видообразующего признака. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес - это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Пример обобщения: «Опера П.И. Чайковского Евгений Онегин», «опера П.И. Чайковского», «опера русского композитора XIX в.», «опера русского композитора», «опера», «произведение музыкального искусства», «произведение искус­ства».

Цель обобщения - максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Обращаясь к вопросу о пределах обобщения, важно указать на необходимость различения обобщения отдельно взятого понятия (вне какой-либо системы знаний ) от обобщения понятия в составе некоторой системы знания или в рамках некоторой теории . Например, рассматривая понятие «млекопитающее, живущее на суше», можно получить последовательно: «млекопитающее», «животное», «живое тело», «тело» и даже вообще – «нечто». Это последнее, по-видимому, и есть предел обобщения любого отдельно взятого понятия. В рамках же биологии, как некоторой системы знания, пределом обобщения понятия «млекопитающее, живущее на суше» было бы «живое тело», поскольку переход к понятию «тело» и тем более к понятию «нечто» означал бы выход за рамки биологии, так как тела вообще и тем более «нечто» не являются объектом изучения биологии.

Ограничение понятия - логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), к понятию с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), путём прибавления к содержанию родового понятия указания на видообразующий признак. Ограничение имеет предел, пределом ограничения является единичное понятие.

При ограничении осуществляется переход от родового понятия к видовому (например, «поэт», «великий поэт», «великий русский поэт», «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин». Пределом ограничения в данном примере является единичное понятие «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»).

Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения - это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

С помо­щью кругов Эйлера изо­бразим графически обобщение и ограничение понятий.

Обобщение и ограничение понятий схематически можно изо­бразить на рисунке.

Рис. Ограничение и обобщение понятий

При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержа­ние уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, на­оборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b , с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.

Логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например: «Имя существительное - это часть речи...»; «Натрий - это химический элемент» или лучше (через ближайший род) «Натрий - это металл...».

Приведем примеры из русского языка. Ограничением поня­тия «предложение» будут следующие понятия: «простое пред­ложение», «односоставное предложение», «односоставное пред­ложение с главным членом сказуемым», «безличное предложе­ние». На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификации понятия «предложение». Рассмотрим еще один пример с понятием «город».

На указанном выше законе основаны две логические опера­ции над понятиями: ограничение и обобщение.

Def 1.2.1. Ограничение понятия - это логическая операция, в результате которой уменьшают объем исходного понятия пу­тем добавления признака к его содержанию.

Exmpl 12.1.. Пусть имеется понятие «архитектурное соору­жение». Добавим признак «деревянный», тогда получим поня­тие с меньшим объемом «деревянное архитектурное сооруже­ние». Если мы дальше будем прибавлять признаки, то ооъем понятия будет также уменьшаться: «старинное деревянное ар­хитектурное сооружение», «русское старинное деревянное ар: хитектурное сооружение» и т. д.

При выполнении данной операции важно следить за тем, чтобы на каждом шаге получалось понятие с меньшим объемом,

чем у предыдущего.

I? Одна из ошибок, которую допускают, выполняя эту опе­рацию, заключается в том, что, образуя некоторое новое поня­тие, забывают указать какой-либо признак, имеющийся у пред­шествующих понятий.

Exmpl 1.2.2. «Принцесса - юная принцесса - белокурая юная принцесса - белокурая принцесса, которую съел дракон». Здесь допущена ошибка на третьем шаге выполнения операции, no­il


скольку последнее понятие не является меньшим по объему, чем " понятие «белокурая юная принцесса» 5 .

Def 1.2.2. Обобщение- логическая операция, в результате которой увеличивается объем понятия путем отбрасывания при­знаков, имеющихся в его содержании. Обобщение можно пони­мать как операцию, обратную ограничению.

Следующая цепочка понятий является примером выполне­ния указанной операции.

Exmpl 1.2.3. «Игрок футбольной команды „Зенит" - игрок футбольной команды - игрок команды - игрок».

I При выполнении данной операции важно следить за тем, чтобы на каждом шаге получалось понятие с большим объемом, чем у предыдущего.

Одна из ошибок, которую допускают, выполняя эту опе­рацию, заключается в том, что, образуя некоторое новое поня­тие, оставляют какой-либо признак, имеющийся у предшеству­ющих понятий.

Exmpl 1.2.4. «Русское старинное деревянное архитектурное сооружение - старинное деревянное архитектурное сооруже­ние - русское деревянное архитектурное сооружение». Здесь допущена ошибка на втором шаге 6 .

Виды понятий. По содержанию понятия делятся по следу­ющим признакам: 1) конкретные и абстрактные, 2) собиратель­ные и несобирательйые, 3) положительные и отрицательные. Рассмотрим их по отдельности.

1) Конкретные и абстрактные.

Def i.2.3. Конкретные понятия - это понятия, в которых мыслятся объекты.

Exmpl 1.2.5. «Красивая кошка», «глупый гном».

Def i .2.4. Абстрактные понятия - это понятия, в которых мыс­лится признак, свойство или отношение отдельно от объектов.

Exmpl 1.2.6. «Красота», «глупость», «белизна» и ъ п.

2) Собирательные и несобирательные.

Def 1.2.5. Собирательным называется понятие, признаки ко­торого относятся к множеству объектов в целом, но не к каждо­му элементу множества.

Exmpl 12.7. «Футбольная команда», «Таманская дивизия».

Def I.2.6. Несобирательные понятия - это понятия, призна­ки которых относятся к каждому элементу множества.

Exmpl 12.8. «Пивная кружка», «топор».

5 Драконы, как известно, едят не только юных принцесс.

6 Надеемся, что читатель объяснит ее самостоятельно.


3) Положительные и отрицательные.

Def i.2.7. Положительное понятие - понятие, которое указы­вает на наличие у предмета того или иного свойства (качества).

Exmpl 12.9. «Хитрый шпион», «крылатый змей».

Def I.2.8. Отрицательное понятие - это понятие, которое ука­зывает на отсутствие у предмета некоторого свойства (качества).

Exmpl 12.10. «Бесконечная история», «неработающий ком­пьютер» 7 .

По объему понятия делятся на единичные и общие.

Def I.2.9. Единичным называют понятие, в объеме которого мыслится один-единственный объект.

Exmpl 1.2.11. «Столица Российской Федерации», «автор ро­мана „Мастер и Маргарита"».

Def 1.2.10. Общим понятием называют понятие, в объеме ко­торого мыслятся два и более объектов.

Exmpl 1.2.12. «Промышленное предприятие», «вампир», «оли­гарх».

Одним из важнейших разделов логического учения о поня­тии является исследование вопроса об отношениях между по­нятиями. Следует обратить внимание на то, что под отношени­ями между понятиями понимают отношения между объемами понятий. Эти отношения значимы не только сами по себе, но и постольку, поскольку на них основываются правила работы с суждениями и некоторые виды умозаключений. Поэтому край­не важно хорошо понять этот раздел и научиться устанавливать возможные варианты отношений между объемами понятий.

Обратим внимание читателя также на то, что некоторые по­нятия настолько различны по содержанию, в них мыслятся сущ­ности столь различной природы, что устанавливать какое-либо отношение между их объемами попросту неразумно, такие по­нятия мы будем называть несравнимыми.

Exmpl 1.2.13. «Любовь» и «кирпич». Между объемами этих понятий нет смысла устанавливать отношение.

Если же в понятиях мыслятся сущности сходной природы, то такие понятия мы будем называть сравнимыми.



Exmpl 1.2.14. «Кирпич» и «строительный материал», «лю­бовь» и «возвышенное чувство».

7 В некоторых учебниках по логике выделяют также относительные и бе­зотносительные понятия. По мнению авторов пособия, это деление не явля­ется важным для дальнейшего изучения логики, а его применение, как пока­зывает практика преподавания, приводит к многочисленным спорам и затруднениям.



А - равносторонний прямоугольник; В -квадрат.

Def 1.2.12. Пересечение. Два понятия находятся в отноше­нии пересечения, если объем одного из них частично совпадает с объемом другого, а объем второго также только частично со­впадает с объемом первого.

А - женщина; В - врач.

Def 1.2.13. Подчинение. Два понятия находятся в отношении подчинения, если объем одного из них полностью включается в объем другого, но не исчерпывает его.

А - студент; В - студент-заочник.

Отношение подчинения именуют также отношением «рода и вида».

Для отношения подчинения понятие с большим объемом на­зывают подчиняющим (или родовым), а понятие с меньшим объемом называют подчиненным (или видовым).


I При работе с понятиями нельзя смешивать два вида отно­шений - отношение подчинения между понятиями и отноше­ние части и целого, которое мы устанавливаем между некото­рыми объектами.

Exmpl 1.2.15. Понятия «геометрическая фигура» и «треуголь­ник» находятся в отношении «род-вид», но понятия «треуголь­ник» и «сторона треугольника» находятся в отношении «часть-целое».

Различие между этими отношениями весьма существенное. Так, видовое понятие всегда наследует признаки (свойства) рода. Иначе говоря, все, что мы можем сказать о родовом понятии, мы можем сказать о видовом. Например, все теоремы, доказанные относительно треугольников вообще, истинны применительно к равносторонним треугольникам. Но для отношения части и це­лого такое наследование признаков осуществляется крайне ред­ко. Например, не все, что может быть сказано о человеке, может быть сказано о руке человека.

I? Одна из часто встречающихся ошибок заключается в изоб­ражении на кругах Эйлера понятий, в которых мыслятся части и целое, как отношение подчинения (род-вид). Но объемы та­ких понятий можно соотнести только через соподчинение, по­добрав некоторое общее родовое понятие. Например, для поня­тий «фюзеляж», «крылья», «шасси» общим родовым понятием будет понятие «части самолета».

2. Отношения несовместимости.

Def 1.2.14. Соподчинение. Это отношение между как мини­мум тремя понятиями, одно из которых является родовым, а два других - видовыми, при этом объемы видовых понятий не име­ют общих элементов.

А - хищное животное; В - тигр; С - волк.

Def 1.2.15. Контрарность (противоположность). Два поня­тия находятся в отношении контрарности, если они соподчине­ны третьему, при этом в содержании одного из них мыслятся такие свойства (признаки), которые противопоставляются свой­ствам (признакам) из содержания другого.


внвшивекожжических связей экономи ки и права
БИБЛИОТЕКА

Можно указать два варианта контрарности. В одном из них допускается существование третьего, промежуточного элемен­та (рис 1), в другом существование третьего элемента невозмож­но (рис. 2).

Рис. 1 А - большой дом; Рис.2. А- живой человек;

В - маленький дом В - мертвый человек

Def 1.2 Л6. Контрадикторностъ. Говорят, что два понятия на­ходятся в отношении контрадикторности, если в содержании одного из них отрицаются признаки из содержания другого, но не предлагается ничего взамен.

В принципе возможны два варианта контрадикторности: в первом отрицание относится к одному из свойств, мыслимых в содержании, во втором случае отрицается все содержание по­нятия целиком.

Рис. 2 - книга; не-А- не-книга

Рис. 1. А- большой дом; не-А - небольшой дом

Если отвлечься от последнего варианта контрадикторности, край­не редко встречающегося, то можно говорить об одном-единствен-ном отношении несовместимости - отношении соподчинения.

УПРАЖНЕНИЯ К РАЗДЕЛУ 13*

(^Укажите в каждой группе понятие, наиболее богатое по со­держанию. . .,_. . .

1 ^- г * ЗнаякомЧ*"3["9Й*^ ей1 * теэгвдания, для которых в разделе «Решения* при-,"^децы правильные ответы или указания по выполнению.


1. Студент технического вуза, студент технического универ­ситета, студент*.

2. Радиотелефон, телефон, средство связи*.

3. Птица, почтовый голубь, голубь*.

4. Алкогольный напиток, пиво, пиво «Балтика» № 4, отече­ственное пиво*.

5. Игрок футбольной команды «Зенит», игрок, игрок фут­больной команды, игрок спортивной команды.

6. Христианство, православие, религия.

7. Периодическое издание, газета «Спорт-экспресс», газета «Спорт-экспресс» за 16 декабря 2003 года.

8. Автопортрет Винсента ван Гога, картина Винсента ван Гога, картина, автопортрет.

9. Знак, математический знак, знак умножения.

10. Млекопитающее, животное, собака, пудель.

(и) Укажите в каждой группе понятие с наибольшим объе­мом.

1. Четырехугольник, квадрат, правильный четырехугольник*.

2. Компьютер, техническое устройство, компьютер фирмы

3. Каменный дом, архитектурное сооружение, коттедж, жи­лой дом*.

4. Стихотворение А.С. Пушкина, произведение А.С. Пушки­на, литературное произведение*.

5. Пистолет, пистолет Макарова, винтовка, оружие.

6. Средство передвижения, автомобиль, иномарка, автомо­биль ВАЗ. -

7. Рабочий, трудящийся, слесарь, слесарь 5-го разряда.

8. Документ, паспорт, удостоверение личности, студенческий

9. Мост, инженерное сооружение, мост в Санкт-Петербурге,

Дворцовый мост.

10. Следователь, юрист, прокурор, адвокат.

III. Используя отношение рода и вида между понятиями, уточните критерий правильности выполнения операций обоб-

1. Батарея - солнечная батарея -у"точная электростанция*

2. Певец - оперный певец - певг" ** **-«"«mJmvmu£--


НМИЬ|Ь


4. Оружие - огнестрельное оружие - старинное огнестрель­ное оружие.

5. Час - минута - секунда.

6. Свет - источник света - настольная лампа.

7. Преподаватель - профессор - преподаватель физики.

8. Шпион - английский шпион - Джеймс Бонд.

9. Болезнь - внутренняя болезнь - болезнь желудка - язва желудка.

1Q. Дом - фундамент - стены - перекрытия - крыша. (^Установите, правильно ли выполнена операция обобщения погттия. (Если неправильно, укажите, на каком шаге допущена ошибка.)

1. Настольная лампа - лампа - свет*.

2. Пистолет - огнестрельное оружие - оружие*.

3. Шпион 007 - шпион - разведчик - представитель спецслужб*.

4. Логическая операция - операция - деятельность.

5. Компьютер фирмы IBM последнего поколения - компью­тер фирмы IBM - компьютер - устройство для обработки ин­формации.

6. Деревянный письменный стол - письменный стол - стол -предмет мебели.

7. Ускорение - быстрое движение - движение.

8. Следователь - юрист - правовед.

9. Именная акция фирмы «Нефтьглазалмаз» - именная ак­ция фирмы - акция фирмы - ценная бумага.

10. Лимонад «Буратино» - лимонад - прохладительный на­
питок - газированный прохладительный напиток.

(уиРасставьте понятия в каждой группе в строгом порядке увеличения объема каждого последующего.

1. Учебник, учебник психологии, книга, учебник психологии для педагогических вузов.

2. Документ, паспорт, удостоверение личности.

3. Поезд, поезд «Красная стрела», скорый поезд, фирменный скорый поезд.

4. Млекопитающее, лев, животное, животное семейства ко­шачьих.

5. Герой, сказочный герой, хоббит, толстый хоббит.

6. Река, водоем, Волга, большой проточный водоем.

7. Хищник, волк, млекопитающее, животное.

.,3- Человек,- знаменитый полководец, Цезарь, выдающаяся
личность."-^ " j

... t 9, Московский Кремль- архитектурный ансамбль, комплекс зданий и сооружений. ~" "


растение, береза, дерево, лиственное дерево. .. Jr Расставьте понятия в каждой группе в строгом порядке увеличения содержания каждого последующего.

1. Трехглавый дракон, дракон, сказочное существо, суще­ство.

2. Английская принцесса, лысая английская принцесса XIX века, принцесса, английская принцесса XIX века.

3. Рабочий, слесарь, трудящийся.

4. Современное средство связи, телефон, радиотелефон, сред­ство связи.

5. Архитектурное сооружение, каменный дом, дом, трехэтаж­ный каменный дом.

6. Держава, государство, европейское государство, Англия.

7. Искусство, живопись, изобразительное искусство, марини-стика.

8. Ботинки, обувь, полуботинки, туфли.

9. Мебель, кресло, деревянное изделие, кресло-качалка.

10. Роман «Евгений Онегин», произведение А.С. Пушкина,
роману стихах.

WIN/Выполните не менее чем на три шага операцию ограни-ченИаГнад следующими понятиями; 1) картина, 2) профессор, 3) вентилятор, 4) право, 5) юрист, 6) наука, 7) человек, 8) ма­ши»^) море, 1р) профессия.

(ХлЬВыполните не менее чем на три шага операцию обобще-низИшд следующими понятиями: .1) опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин», 2) третий закон И. Ньютона, 3) комедия Ч. Чаплина «Великий диктатор», 4) чашка со сладким чаем, 5) подосиновик, 6) социальная психология, 7) река, 8) домаш-нее^ивотное, 9) страна, 10) руководитель. - ПСХкажите в каждой группе понятий все те, которые нахо­дящей в отношении тождества. {Если таких понятий нет, от­метьте это.)

1. Спор, полемика, диалог*.

2. Президент, глава государства, император*.

3. Атом, электрон, элементарная частица, протон.

4. Натуральное число, число «И», простое число, положи­тельное целое число.

5. Квадрат, прямоугольник, прямоугольный ромб.

6. Крокодил, пресмыкающееся, хищное земноводное, алли­гатор.

7. Человек, юрист, выдающаяся личность, разумное существо.

8. Космонавт, астронавт, Юрий Гагарин, командир экипажа космического корабля.


9. Орган труда, рука, верхняя конечность разумного суще­ства.

Щ. Лекарь, врачеватель, хирург, терапевт. СХиУкажите, сколько понятий в каждой представленной ниже группе находятся в отношении пересечения. Какие это понятия? (Если ни одна пара не образует отношения пересечения, отметь­те это.)

1. Студент, москвич, отличник*.

2. Атмосферные осадки, снег, дождь*.

3. Точные науки, математика, логика.

4. Подарок, дар, презент. ,

5. Искусство, религия, философия.

6. Река, озеро, море.

7. Студент, аспирант, бакалавр, магистр.

8. Дождь, снег, осадки, атмосферные явления.

9. Мальчики, девочки, дети, школьники.

JA, Юристы, врачи, больные, здоровые. ,

ГХ1Ъ Укажите, сколько понятий в каждой представленной нижсгруппе находятся в отношении подчинения. Какие это по~ пятая! (Если ни одна пара не образует отношения подчинения, отметьте это.)

1. Человек; спортсмен; мастер спорта*.

2. Честный человек; политик; предприниматель*.

3. Общительный человек; холерик; ленивый человек.

4. Математик; женщина-математик; первая женщина-мате­матик; Софья Ковалевская. >

5. Искусство, эстрада, опера.

6. Калий, натрий, металл.

7. Писатель, журналист, поэт.

8. Самолет, пароход, автомобиль, средство передвижения.

9. Специалист, преподаватель, балерина.
/ £& ч Футбол, хоккей, игра.

(Х\\уУкажите в каждой группе понятия, которые находят-
ся^лтношении противоположности. (Если такие понятия в
группе отсутствуют, отметьте это.)
.

1. Гуманный, негуманный, добродушный*.

2. Глубокое озеро, мелкое озеро, лужа*.

3. Реформы демократические, реформы недемократические, преобразования.

4. Реформатор, консерватор, политик.

5. Близкий, родной, неродной.

6. Сильный, мощный, слабый.

7. Революционер, экстремист, контрреволюционер.


9. Неизвестность, тайна, известность. 1вк Добрый, отзывчивый, злой.

/xrWУкажите в каждой группе понятия, которые находятся в ФгКошении противоречия. (Если такие понятия в группе от­сутствуют, отметьте это.)

1. Поступки законные, поступки незаконные, преступления.

2. Грибы ядовитые, грибы неядовитые, съедобные грибы*.

3. Восход Солнца, заход Солнца, полдень.

4. Злопамятный человек, незлопамятный человек, человек с хорошей памятью.

5. Недруг, враг, противник, друг.

6. Серьезный, задумчивый, несерьезный,

7. Научный, религиозный, философский, ненаучный.

8. Гармония, созвучие, какофония.
Э.Смелый, робкий, несмелый, отважный.

1руг, приятель, враг, недруг.

Укажите в каждой группе понятие, не входящее в отно-
__ соподчинения с остальными.

1. Высшее учебное заведение, институт, згниверситет, акаде­мия, школа*.

2. Университет, исторический факультет, физический фа­культет, факультет*.

3. Санкт-Петербург, Невский район, Центральный район,

район города.

4. Монарх, президент, Президент Франции, Дрезидент Рос­сии, Президент США.

5. Спортивная игра, футбол, хоккей, теннис.

6. Наказание, заключение под стражу, задержание, осужде­ние.

7. Босоножки, туфли, обувь, спортивная обувь.

8. Смычковый инструмент, скрипка, альт, контрабас.

9. Ученое звание, профессор, дрктор наук, доцент.
«Офицер, сержант, старшина, майор, капитан.
^Представьте на кругах Эйлера отношения между поня-

__ а в следующих группах.

3-2276

1. Движение (А), быстрое движение (В), вращение (С)*.

2. Юноша (А), студент (В), спортсмен (С)*.

3. Адвокат (А), юрист (В), прокурор (С), мужчина (D).

4. Квадрат, прямоугольник, прямоугольник с равными.сто­ронами, геометрическая фигура зеленого цвета.

5. Деньги, валюта, доллары, банк*.

6. Мать, дочь, внучка, бабушка, сестра*.


jflrflte^-t Ц"^-*-........................... ; - J£-U_f :■-■;


7. Университет, вуз, академия, колледж.

8. Верующий, католик, православный, иудей.

9. Оружие» пистолет, финский нож, пушка.

10. Кража, разбой, мошенничества

XVII. Попробуйте указать понятия, отношения между объе­мами которых соответствовали бы следующим схемам.

Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес – это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Цель обобщения – максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Ограничение понятия – это логическая операция, противоположная обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения – это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

Загрузка...
publicstat.ru - Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы