Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Ильинская церковь в селе юрьево котельничского района кировской области. Ильинскоеиоаннобогословская церковь Ильинская церковь села юрьево

Региональный сетевой проект Родные тропинки Вятской глубинки

Местонахождение

  • Село Юрьево расположено в 20 км от города Котельнича Кировской области на правом берегу реки Моломы . Дата основания - год. Название села связано с именем влиятельного князя Вятки - Юрия Галицкого .

История храма

  • Сборник храмозданных грамот вятской епархии открывается записью, что в году разрешается «внове воздвигнуть храм Ильи Пророка в селе Юрьевском ».
  • Согласно грамоте Московского патриарха Иова от 28 апреля г. в селе Юрьево была возведена деревянная церковь, которую разобрали в году.
  • Вторая, построенная в г. деревянная церковь, была продана в село Урайское Казанской губернии .
  • Современная Ильинская каменная церковь была создана в - годах под руководством «каменных дел мастеров» Никиты и Данилы Горынцевых .
  • Построенный мастерами Ильинский храм органично вписывается в окружающий ландшафт.Одноэтажную церковь венчают два световых последовательно уменьшающихся восьмерика, что является классической чертой для всей вятской архитектуры середины XVIII в. Здание состоит из трех частей, построенных в разное время: собственно храм, трапезная и колокольня. Стройная колокольни видна издали. Она словно парит над простором реки Моломы . Храм богато украшен декоративными мотивами. Над наличниками окон располагаются виртуозно выложенные из фигурного кирпича остроугольные «бровки», дополненные деталью, по рисунку напоминающей «метелку». «Бровки» иного типа, с вписанной в них пышной розеткой, завершают композицию наличников алтаря и нижнего яруса.

Юрьевские святыни

  • Святая икона Божьей Матери «Достойно есть» появилась в храме села Юрьево в году. Она была послана с Афонской горы отцами Пантелеймонова монастыря в награду за пожертвования, на которые прихожане юрьевской церкви не скупились.
  • Икона написана на кипарисной доске длиною 17 и шириною 14 вершков, освящена на Афоне . Ее обрамление богато украшено резьбой, позолотой, самоцветными камнями.
  • Икона имеет надпись: «Сооружена сия святая икона тщанием и усердием раба Божия Филиппа Ерофеевича Садырина в - годах за краткое исцеление болезни преподобными отцами Зосимой и Савватием Соловецкими чудотворцами по данному обету во время проживания его в святой обители».
  • Через некоторое время из русского Пантелеймонова монастыря с Афона монахи послали в дар храму икону святого великомученика и целебника Пантелеймона .
  • Случаи чудесных исцелений от этих двух Афонских икон записывались местными священниками и по распоряжению Епархиального начальства проверялись следственной комиссией.
  • В настоящее время о редкостных иконах Ильинской церкви узнает все больше и больше верующих, которые приезжают в Юрьево из разных мест, особенно по престольным праздникам, которые здесь приходятся на 2 и 9 августа.

"с. Ильинское
Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Село Ильинское было вотчиной московских патриархов. В книгах Патриаршего казённого приказа записано: «Церковь Святого пророка Илии в государеве патриарше вотчине в селе Ильинском в одноряд дани 2 алтына 5 денег, десятильнича гривна и апреля 14 день на нынешний 137 (1629) год те денги взяты впервые». В 162 г. (1654) по новому дозору положено дани 2 рубля 5 денег.

В 1643 г. в Ильинском по указу патриарха Иосифа (возглавлял Церковь с 1642 по 1652 г.) была построена новая деревянная церковь с двумя престолами: в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка Илии. Постройкой заведовал архимандрит Юрьевского Архангельского монастыря Дионисий. В новопостроенный храм патриарх Иосиф пожертвовал «и образы, и книги, и колокола и всякое церковное строение».

Интронизация патриарха Иосифа состоялась 27 марта 1642 года. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью его служения. Вступив на патриаршую кафедру, он обратился к духовенству и мирянам с первосвятительским поучением, состоявшим из трёх частей, в которых содержалось обращение к епископам, к царю и боярам и к рядовым священнослужителям. В 1643 г. патриарх Иосиф защищал православие в прениях с лютеранским пастором Фильгобером, приехавшим в Москву с датским принцем Вольдемаром. При Иосифе издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались. Были обретены святые мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1648), преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского (1652), благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645). На пожертвования патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во Владимирском Успенском соборе. В 1647 г. в Царёво-Кокшайске была явлена чудотворная икона жен-мироносиц и на месте её явления воздвигнут храм. 5 апреля 1652 г. в Москву перенесены мощи патриарха Иова. Большое внимание уделял патриарх Иосиф делу духовного просвещения, в 1649 г. в Москве открылось духовное училище при Андреевском монастыре. На земском Соборе 1651 г., созванном по вопросу о воссоединении Украины с Россией, патриарх проявил себя подлинным патриотом и решительно высказался за скорейшее воссоединение. Он скончался 15 апреля 1652 г., искренне оплаканный царём, его ближайшим окружением и народом. Погребён патриарх Иосиф в Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

В 1643 г. причт церковный составляли «поп Савелий Семенов, дьячок Абрамко Васильев и пономарь Стенько Пименов». Под 1669 г. в окладных книгах записано: «В с. Ильинском церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого пророка Илии, во дворе поп Савва с детьми Сенкою, Олешкою, Савкою, тяглых крестьянских 48 дворов, бобыльских 4 двора.

В церкви было старинное евангелие, напечатанное в 1677 г., с надписью: «В честь и хвалу Богознаменитого храма Его и угодников Его Святого Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка огнеколесничника Илии, в патриаршу вотчину в село Ильинское тщанием о родительской памяти и своем спасении Чудова монастыря многогрешного старца Макария в вечный поминок, а кто сию книгу от святыя Божия церкви отлучит продаст или заложит и наше обещание ни во что вменит и его со мною за сие судит Бог на втором своем страшном пришествии хотяща воздати комуждо по делом его».

После упразднения патриаршества село поступило в ведомство Синодального приказа.

В1792 г. вместо ветхой деревянной церкви прихожане на свои средства поставили каменную с престолами в честь тех же святых (Апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Пророка Божия Илии). При церкви каменная колокольня и ограда. В 1868 г. в главном храме поставлен новый резной позолоченный иконостас, стены расписаны священными картинами. В 1873 г. в Ильинском приделе также поставлен новый иконостас и вызолочен в 1876 г.

Причт состоял из священника и псаломщика. В приходе только с. Ильинское. В селе была земская народная школа.

В советское время храм закрыт и разграблен. Сломана ограда."

(Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района.» Владимир. 2005. Стр. 55-57)

. Владимир . Киржач . Муром . Покров . Суздаль . Юрьев-Польский

Храмы Владимирской области.
Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Село Ильинское.

Село Ильинское было вотчиной Московских патриархов. В книгах патриаршего казенного приказа записано: «церковь Святого пророка Илии в государеве патриарше вотчине в селе Ильинском в одноряд дани 2 алтына 5 денег, десятильнича гривна и апреля в 14 день на нынешний 137 (1629) год те денги взяты впервые». В 162 г. (1654 г.) по новому дозору положено дани 2 рубля 5 денег.

В 1643 г. в Ильинском, по указу патриарха Иосифа (возглавлял Церковь с 1642 по 1652 г.), была построена новая деревянная церковь с двумя престолами: в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка Илии. Постройкой заведывал архимандрит Юрьевского Архангельского монастыря Дионисий. В новопостроенный храм патриарх Иосиф пожертвовал «и образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение».

27 марта 1642 г. состоялась интронизация Патриарха Иосифа. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью его служения. Вступив на Патриаршую кафедру, Патриарх обратился к духовенству и мирянам с первосвятительским поучением. Оно состояло из трех частей, в которых содержалось обращение к епископам, к Царю и боярам и к рядовым священнослужителям.

В 1643 г. Патриарх Иосиф защищал Православие в прениях с лютеранским пастором Фильгобером, приехавшим в Москву с датским принцем Вольдемаром. При Патриархе Иосифе было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались. Были обретены святые мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1648), преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652), святого благоверного князя Даниила Московского (1652), благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645). На пожертвования Патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во Владимирском Успенском соборе. В 1647 г. в Царево-Кокшайске была явлена чудотворная икона жен-мироносиц и на месте ее явления воздвигнут храм на средства пожалованные патриархом. 5 апреля 1652 г. в Москву были перенесены мощи Патриарха Иова.

Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения: в 1649 г. в Москве открылось духовное училище при Андреевском монастыре. На земском Соборе 1651 г., созванном по вопросу о воссоединении Украины с Россией, Патриарх Иосиф проявил себя подлинным патриотом и решительно высказался о необходимости скорейшего воссоединения. Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 г., искренне оплаканный царем, его ближайшим окружением и народом. Погребен Патриарх Иосиф в Успенском соборе, рядом с гробницей первого Патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

В 1643 г. причт церковный составляли «поп Савелий Семенов, дьячек Абрамко Васильев и пономарь Стенько Пименов». Под 1669 г. в окладных книгах записано: «... в с. Ильинском церковь Светого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого пророка Илии во дворе поп Савва с детьми и Сенкою, Олешкою, Савкою, тяглых крестьянских 48 дворов, бобыльских 4 двора. В церкви было старинное евангелие, напечатанное в 1677 г., с надписью: «в честь и хвалу Богознаменитого храма Его и угодников Его Святого Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка огнеколесничника Илии, в патриаршу вотчину в село Ильинское тщанием о родительской память и своем спасении Чудова монастыря многогрешного старца Макария в вечный поминок, а кто ситю книгу от святыя Божия церкви отлучит продаст или заложит и наше обещание ни во что вменит и его со мною за сие судит Бог на втором своем страшном пришествии хотяща воздати комуждо по делом его».

После упразднения патриаршества село поступило в ведомство Синодального приказа.

В 1792 г. вместо ветхой деревянной церкви прихожане на свои средства поставили каменную церковь с престолами в честь тех же святых (Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Пророка Божия Илии). При церкви каменная колокольня и ограда. В 1868 г. в главном храме поставлен новый резной позолоченный иконостас , а стены расписаны священными картинами. В 1873 г в Ильинском приделе поставлен новый иконостас, вызолочен в 1876 г. Причт состоял из священника и псаломщика. В приходе только с. Ильинское. В селе была земская народная школа.

В советское время храм был закрыт и разграблен. Сломана ограда.


Село Юрьево Котельничского района Кировской области образовано в мае 1598 года и расположено в 20 км от районного центра города Котельнич. Название села связывают с именем влиятельного князя Вятки - Юрия Галицкого. Согласно грамоте Московского патриарха Иова от 28 апреля 1598г. в селе возведена деревянная церковь (разобрана в 1779), вторая в 1770г. продана в с.Урайское Казанской губернии. Ильинская церковь, каменная построена в 1770-1784гг. приход состоял из 74 селений. По данным переписи 1926г. село - центр Юрьевского сельсовета Халтуринской волости, население 35 чел. (24 хозяйства). Ныне село Юрьево является центральной усадьбой СПК колхоза “ Заветы Ленина”. На территории Юрьевского сельского округа проживает 926 человек. На территории округа работают следующие учреждения: почтовое отделение связи, узел электросвязи, филиал сбербанка, фельдшерско-акушерский пункт, средняя общеобразовательная школа, детский сад, библиотека, 4 магазина, Дом досуга, действующая Ильинская церковь.

Ильинская церковь каменная, построена в 1767 г. расстоянием от г. Вятки в 80 верст, от уездного города в 20 верстах. Часовня при деревне Староказенной деревянная. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме священника Ермина, имеющего свой дом. Земли: усадебной 3 десятины, пахотной 48 десятин 128 сажень, сенокосной 7 десятин 331 сажень; пахотная земля находится во владении крестьян. Братский денежный доход: священника 905 руб. 10 коп., диакона 603 руб. 40 коп., псаломщика 301 руб. 70 коп. Руги собирается на весь причт до 10 пуд. ржи, 60 пуд. ячменя и 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 3320 муж. пола, 3568 жен. пола. Приход состоит из 74 селений, расстоянием до 7 верст.

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».



В 1598 году 28 апреля Патриарх Иов благословил построить в селе деревянный храм в честь святого Илии Пророка.
В 1767 году 12 марта преосвященный Варфоломей благословил вместо ветхих двух деревянных церквей, построить каменный храм во имя Рождества Христова с приделом в честь святаго Пророка Илии.
В 1872 году упоминается три престола: в холодном храме в честь Рождества Христова, в теплом в честь Смоленской Иконы Пресвятой Богородицы и во имя святого Пророка Илии.
На 1912 год храм упоминается как Ильинская церковь с приделами. В архивных документах путаница, храм благословили освятить в честь Рождества Христова, а по факту главный придел в честь Илии пророка, и придел в честь великомученика Пантелеимона. Документов о том, когда и почему так произошло, не обнаружено. В 1930-х закрыта, в середине 1940-х возвращена верующим, в 1963 вновь закрыта.
Снова открыта в начале 1990-х, и до настоящего времени действует.
В 20 веке - главный придел храма освящен в честь — пророка Божия Илии (ныне недействующий), левый - иконы Божией Матери Смоленской, правый - великомученика и страстотерпца Пантелеимона целителя. А 24.06.2017 придел в честь Смоленской иконы Божией Матери, переосвящен в честь чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть».
В храме хранится чудотворный список иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть», память 24 июня, принесена в 1863 году. Ныне ежегодно в день памяти совершается Крестный ход.

Село Ильинское

Ильинское - село в Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.

Село Ильинское

Село расположено в 1,5 км на запад от райцентра города Юрьев-Польский. «Ильинское находится от Юрьева () в расстоянии 2-х верст, а от Владимира в 89-ти верстах, при колодцах».


Плотина в с. Ильнском

Если обратиться к названию села, то можно предположить несколько вариантов его происхождения. Основной, конечно же, будет версия, связанная с мужским именем Илья. В Ильинском всегда почитали Илью-пророка. Отсюда и название теплого придела местной церкви, и престольный праздник.

- Курганный могильник, 11-13 вв . Близ села, правый берег р. Колокша. А.С. Уваровым в 1852 г. раскопан один курган, содержавший остатки трупоположения с западной ориентировкой.

Ильинское упоминается в грамоте великого князя Василия Васильевича (1425 - 1462 гг.). «Се яз князь великий Василей Васильевич пожаловал есмь отца своего митрополичьих сельчан Ильинского села, и Пьяницинского, и Афинеева, и Андреевского, и Богоявленского, и Фёдоровского…»
Ильинское было вотчиной Московского патриарха (Патриаршество учреждено в Москве в 1589 году), а с упразднением патриаршества (в 1721 году) поступило в ведомство Синодального приказа.

В конце XIX - начале XX века село являлось центром Ильинской волости Юрьевского уезда.
«Ильинское Волостное Правление (Почт. адр. г. Юрьев). Волостной старшина – кр. Никандр Осипович Миронов. Писарь – Василий Евстигнеевич Морев.
Волостной Суд . Председатель – волостной старшина. Судьи: кр. Андрей Дмитриевич Тарасов; Василий Никифорович Болобонкин; Федор Васильевич Марков; Степан Антонович Антонов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
«Юрьевская городская у права отношением от 24 апреля 1911 года за № 539 уведомила уездную земскую управу, что в г. Юрьеве и сем году предположено устроить водопровод, проводя воду из источников на земле крестьян села Ильинского. Проект плана на постройку водопровода, одобренный городской думой 21 сего апреля, представлен уже на утверждение строительного отделения Владимирского губернского правления и с обществом крестьян села Ильинского заключено на аренду источников условие. Постройка водопровода, не включая ежегодной арендной платы 150 руб. крестьянам за пользование источниками, обойдется около 30000 руб. Сообщая о сем, городская управа предлагает уездной управе пользоваться водою из городского водопровода для земской больницы, на общих правилах с городскими обывателями, и в утвердительном случае, принять участие в расходах города по устройству означенного предприятия.
Внося вышеозначенное предложение городской управы на благоусмотрение земского собрания, уездная управа имеет честь доложить, что получить здоровую и хорошую воду для земской больницы было бы весьма желательно, но расходовать большую сумму на это уездное земство не имеет возможности, а потому управа полагала бы: принять на себя только ежегодную уплату арендной суммы крестьянам села Ильинского по 150 руб. и за эту плату пользоваться потребным количеством воды из городского водопровода, на общих правилах с городскими обывателями» (Журналы очередного и экстренных Юрьевских Уездных Земских Собраний 1911 года).
23 мая 1911 г. состоялся молебен в Ильинском, посвящённый началу работ по водопроводу в Юрьеве.
«В сторону от села ведет еще одна проселочная дорога. Пройдя по ней под гору триста метров, в ничем не примечательном на первый взгляд местечке можно различить остатки бывшего здесь поселения. На это обстоятельство указывают кусты терновника и сирени, старые яблони и черемуха, а также частички сохранившегося забора.
Еще некоторое время назад рядом, на дне оврага, стоял странный деревянный сруб. Вроде бы домик, но без окон и дверей. Сейчас же от него мы не обнаружили и следа. Разве только несколько черных головешек - результат чьей-то шалости. Оказывается, этот сруб скрывал два больших колодца, под тяжелыми крышками которых берет начало система, снабжающая Юрьев-Польский водой. А в доме, что был рядом, жили смотрители этого необычного сооружения. Тот тоже сгорел, но еще раньше.
Именно здесь находится один из ильинских родников, каковых в селе, питающих многочисленные пруды, немалое количество. В густых зарослях высокой травы это чудо природы обнаружить оказалось сложно. Тогда мы на несколько мгновений затаили дыхание и стали прислушиваться. И вот чуточку в стороне раздалось еле различимое журчание воды. Родник здесь, рядом! Сначала раздвинули, а затем пригнули к почве травяную поросль, и перед нашими глазами открылась изумительная картина: откуда-то из далеких и потаенных глубин земли небольшой струйкой пробивает себе дорогу родник, несущий студеную, чистую и живительную влагу тысячам людей. Вода пульсирует, так как напор неравномерный. Кажется, что земля сожалеет о том, что ей приходится отдавать свои запасы и богатства. Поэтому она словно дышит: на «вдох» подача воды почти прекращается, а на «выдох» - выдается солидная порция жидкости. И так по бесконечному кругу, будто мальчишка-забияка дразнит свою соседку по парте, то показывая ей язык, то, испугавшись строгой учительницы, снова его прячет. Струйка попадает в крошечный водоем, прячущийся в осоке. Она ударяется о гладь воды, вызывая на ее поверхности множество пузырьков, то и дело весело сменяющих друг друга. А уже из водоемчика набирает силу ручеек, плутающий в полях и несущий бесценное богатство людям» (Сергей ХЛАМОВ, член Союза краеведов России, г. Москва).

Летом 1919 года жители Ильинского участвовали в мятеже против Советской власти.
«В июне 1919 г. в Юрьевском уезде и в самом Юрьеве вспыхнуло крестьянское восстание, душой которой были кулаки. И в Комитет партии из Юрьевского Укома поступило распоряжение об отправке членов партии и союза молодежи в Юрьев для ликвидации вспыхнувшего восстания (из г. Кольчугино). Вот, что рассказывает один из очевидцев и участников подавления этого восстания.
«В Комитет партии, говорит он, поступило из Юрьевского Укома распоряжение об отправке членов партии и союза молодежи в Юрьев для ликвидации какого-то восстания в одном из больших сел около Юрьева.
Немедленно, по получении этого распоряжения, членам партии и союза молодежи было объявлено о явке к поезду, для дальнейшего следования в Юрьев.
Членов союза явилось человек 10-13 и около этого же количества членов партии.
По прибытии в Укомол, между секретарем Укомола Мартыновым и Н. Живовым, бывшим в то время кажется председателем союза, завязался разговор о том, имел ли право Уком предписывать нам о явке в Юрьев. Разговор этот, в прочем, скоро закончился и мы перешли в распоряжение Укома, а затем через некоторое время после разговора Живова с Мартыновым, или потому, что восстание ликвидировано, нам разрешили ехать в Кольчугино.
Но через некоторое время из Укома вновь поступило распоряжение о выезде в , на этот раз не для подавления восстания в селе, а для изгнания восставших «зеленых», которые захватили артиллерийские склады и самый город. Вся мобилизация была проведена в самом срочном порядке. Членов партии явилось гораздо более, чем в первый раз и члены союза явились поголовно. Был оставлен один дежурный член, кажется С. Голубев. Настроение у всех было бодрое, приподнятое. Первым делом явились в канцелярию Красноармейской роты, которая несла охрану железнодорожных путей сообщения. Там нас снабдили винтовками и патронами, а затем установив на паровозе пулемет, мы вместе с красноармейцами под командой командира роты Чеснокова отправились к Юрьеву.
Около станции Бавлены в наш поезд стали постреливать, не знаю, по каким соображениям поезд шел так тихо, что за ним можно было поспеть пешком.
В виду того, что стрельба не прекращалась, нам командиром отряда было приказано выстроиться в цепь, а затем троих с правого фланга командировали в какое-то село, для взятия заложников. Приказано было объявить, что в случае продолжения стрельбы, заложники могут быть расстреляны. Через некоторое время право-фланговые возвратились, а с ними поп дьякон, и Председатель сельсовета. Заложники были посажены в вагон и тихо отправились к Юрьеву, а мы около них следовали рассыпной цепью. Всех попадающихся навстречу, или идущих где либо был приказ, задерживать, эту миссию выполняли мы комсомольцы.
Помню, были задержаны Ф. В. Никонов, П. П. Панфилов, они возвращались или вернее бежали из Юрьева, а точных сведений об истинном положении дел, сообщить не могли, но высказывали предположения, что город от зеленых очищен.
Прибыв в город оказалось, что «зеленые» прогнаны из города красноармейцами из Владимира и Юрьева Владимирцы впереди нас преследовали зеленых, которых уже было не видно. Мы дополнили цепь владимирцев и пройдя версты полторы за Юрьев, по распоряжению вернулись к железнодорожной станции, где нам и поручили охрану железнодорожных путей. Охрану несли мы по двое. День на второй или на третий наша необходимость миновала и мы возвратились в Кольчугино» (см. ).
С 1929 года село являлось центром Ильинского сельсовета Юрьев-Польского района.

В 1933 году в колхозе «За новый быт», появившемся тут, был убит его председатель Петр Филиппов. И мне однажды очень захотелось поверить в то, что я держал в руках оружие убийц. А основания для этого были. Дело обстояло так. Более четверти века назад родители для огородных нужд купили в Ильинском небольшой домик. Да только он был настолько стар, что даже сельские старожилы не помнили, когда его выстроили. Через какое-то время настал момент на его месте возвести новый. Когда обветшалую постройку разрушили, в одном из ее венцов был обнаружен тщательно спрятанный завернутый в уже истлевшую материю... пистолет. Но, попав в руки, он тут же на глазах рассыпался, превратившись из предмета, несущего смерть, в прах. Какую тайну хотел скрыть человек, схоронивший в укромном местечке этот пистолет? Об этом теперь никто уже не расскажет... Я и предположил тогда, что именно из него и мог быть сделан роковой для председателя выстрел. Но на самом деле, как выяснилось позже, Филиппова зарубили топором.
С 1965 года - в составе Красносельского сельсовета.

В Ильинском до сих пор особенно почитается престольный Ильин день. Здесь и сейчас, несмотря на большое количество дачников, можно увидеть, как в теплые летние дни местные жители прямо в палисаднике или огороде отмечают именины, юбилейные даты или поминки. Под тенью раскидистых кустов сирени или вишни накрываются столы с нехитрым угощением, сваренным в русской печке. На тарелках много того, что выращено и собрано на собственных грядках. Обязательны пироги размером не меньше самой крупной мужской ладони, начиненные капустой, яблоками, картошкой, ягодами, грибами...
Рядом с церковью в 1960 гг. выстроили школу . Село было тогда большим, и для маленьких ильинцев появилось удобство - получить начальное образование, не совершая ежедневные длительные пешие вояжи в город. Но, к несчастью учебного заведения, оно просуществовало всего лишь пару десятилетий. Количество местных детишек за это время резко сократилось, поэтому школу пришлось закрыть. И буквально за несколько месяцев жители села по досочкам, по кирпичикам здание растащили на личные нужды.
«Проселочная дорога незамысловатой пыльной лентой ведет от окраины Юрьев-Польского в сторону села с нередким названием Ильинское. Когда-то, в 1967 году, именно по ней в незабвенном художественном фильме по столь же незабвенному произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» бежал с гусем в руках герой неподражаемого Зиновия Гердта - Паниковский. Этой дорогой погожим днем прогулялись и мы.
Пройдя пару-тройку сотен метров от края города, в перспективе среди густой зелени деревьев перед нашим взором появились треугольники деревенских крыш. Над полем, разделяющим город и село, кружат галдящие вороны, из самого Ильинского доносится мычание коровы, и над всем этим простором гуляет теплый ветерок, такой, который бывает лишь в ясные деньки лета. Над головой раскинулось бездонное небо с кучерявыми облачками, похожими на ласковые морские волны. Созерцаешь всю эту картину, а на ум приходят слова известного российского публициста Ивана Сергеевича Аксакова, отбывавшего в конце XIX века недалеко отсюда, в 3277">Варварине, ссылку. «Какая ширь! Какая тишь!», - сказал он о юрьевском ополье. А как не восхищаться природой этого края, не говорить в возвышенных тонах, когда отсюда, с высокого холма, на котором раскинулось село, как на ладони видны не только окраина Юрьев-Польского, но и многие окрестные села и деревеньки. Расстояния между ними заполняют поля, поля, поля... Одни пшеничного цвета, другие покрыты изумрудом яркой зелени, третьи, на которых уборочная страда уже закончена, - черно-коричневые.
С первых же шагов, сделанных по селу, почувствовались все атрибуты деревенской жизни: возле домов приютились поленницы березовых дров, нос забивают запахи навоза и душистого свежескошенного сена. То тут то там кукарекуют, словно соревнуясь в своем певческом таланте, петухи. Возле дороги повседневно-обыденными делами заняты утки, гуси, разноцветные куры, козы с козлятами. И вся эта живая масса издает звуки, с диапазоном которых, пожалуй, вряд ли сравнится любой симфонический оркестр. В какофонию вмешиваются коровы, пестреющие на солнце черно-белыми боками, беззаботно щиплющие траву телята, кудрявые овцы и даже козлы. Рядом, около своей конуры, будто сойдя с кадров детского мультика, лежит пес с повисшими ушами и добродушным взглядом. В палисадниках ярким созвездием горят желтые шапки золотых шаров, пушистые и разноцветные астры, строгие, вытянутые в струночку гладиолусы и множество других цветов, говорящих о щедрости матушки-природы» (Сергей ХЛАМОВ, член Союза краеведов России, г. Москва).

Численность населения: в 1859 г. – 497 чел.; в 2010 г. – 87 чел.


Дома в с. Ильинском

Церковь Иоанна Богослова

Ильинское было вотчиной Московского патриарха. В книгах патр. каз. приказа церковь записана так: «церковь святаго пророка Ильи в государеве патриарше вотчине в селе Ильинском в одноряд дани два алтына пять денег десятильничьих гривна и апреля в 14 день на нынешний на 137 (1629) год те денги взято впервые. 162 г. (1654) по новому дозору положено дани 2 руб. 5 ден. заезда гривна».
В 1643 году в Ильинском, по указу патриарха Иосифа (возглавлял Церковь с 1642 по 1652 г.), была построена новая деревянная церковь с двумя престолами: в честь св. ап. и еванг. Иоанна Богослова и во имя св. прор. Илии. Постройкой церкви заведывал Юрьевского Архангельского монастыря архимандрит Дионисий.
В 1643 г. причт церковный составляли «поп Савелий Семенов, дьячок Абрамко Васильев и пономарь Стенько Пименов».
В новопостроенный храм патриарх Иосиф пожертвовал «и образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение».
В книгах патр. каз. приказа сохранилась запись расходов по устройству этой церкви; в них читаем: «151 года июня в 10 день по государеву патриаршу указу и по отписке Юрьева-Польскаго Архангельскаго монастыря архимандрита Деонисья того ж Юрьевскаго уезда патриар. дворцоваго села Ильинскаго от дела новыя церкви св. Иоанна Богослова да св. пр. Ильи плотником, которые присланы из патриарша же села Стараго, задатку дано 10 рублев, взял денги того ж Архангельскаго монастыря служка Федор Нарышкин.
151 г. июня 10 иконнаго ряду торговому человеку Прокофью Яковлеву за деисусныс образы, да на тех же цках написаны и праздники за 11 икон променены 11 рублев дано, взяты деисусные образы в патриаршее дворцовое село Ильинское в церковь.
151 г. июля 10 по государеву патр. указу иконописцу Леонтью ОстафЬеву за новые образы за пророки и за праотцы 8 рублев, за образ Пресв. Богородицы запрестольныя Владимирския 26 алт. 4 деньги, да от починки от деисусов и от царских дверей, что были у Ризположенья (в Патриаршем Доме) рубль 7 алтын деньги взял иконник Леонтий, посланы образы в село Ильинское». С этого времени церковь по главному престолу стала именоваться Богословской. В новопостроенную Богословскую церковь патриарх Иосиф пожертвовал «и образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение». Причт при церкви составляли: «поп Савелий Семенов, дьячок Обрамко Васильев и пономарь Степько Пименов»; на содержание причту дано было земли: «30 чети в поле, а в дву по тому ж, с на 40 копен». Под 177 (1669) годом в упомянутых окладных патриарших книгах записано: «177 г. … в селе Ильинском церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и св. пророка Илии во дв. поп Савва с детьми с Сенкою, Олешкою, Савкою, тяглых крестьянских 48 дворов бобыльских 4 двора».
Памятником деревянной Богословской церкви XVII столетия служило в евангелие, печатанное в 1677 году, с подписью внизу по листам: «в честь и хвалу Богознаменитаго храма Его и угодников Его Святаго Славнаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святаго пророка огнеколесничника Илии, в Патриаршу домовую вотчину в село Ильинское тщанием о родительской памяти и своем спасении Чудова монастыря многогрешнаго старца Макария в вечный поминок, а кто сию книгу от святыя Божия церкви отлучит продаст или заложит и наше обещание ни во что вменит и его со мною за сие судит Бог на втором своем страшном пришествии хотяща воздати комуждо по делом его».
После упразднения патриаршества село поступило в ведомство Синодального приказа.


Деревянная церковь в селе существовала до конца ХVIII столетия. В 1792 году, вместо ветхой деревянной церкви, прихожане на свои средства построили каменную церковь с престолами в честь тех же святых; при ней - каменная колокольня и ограда.
Со времени построения в ней сделаны следующие изменения: в 1868 года в холодном Богословском приделе поставлен новый резной вызолоченный иконостас, а стены расписаны священными картинами; в 1873 году в теплом Ильинском приделе поставлен новый иконостас, а вызолочен оный в 1876 году.


Церковь Иоанна Богослова в с. Ильинском


Колокольня церкви Иоанна Богослова в с. Ильинском

Село Ильинское было причислено к Градскому (к г. Юрьев-Польскому) Благочинию.
В церкви хранятся документы: копии с метрических книг с 1819 года, а исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1851 году.
При церкви значится земли: пахотной 47 дес. 1933 кв. саж., сенокосной 2 дес. 1373 вв. саж., а усадебной - неизвестно.
Причт: священник и псаломщик. На содержание причт получает: 18 руб. 40 коп. процентов с церковного капитала, 30 руб. от сенокосной земли, 170 руб. от пахотной и за требоисправления 241 руб., а всего до 460 руб. в год. Причт живет в нанятых ими квартирах.
Приход состоял из одного села, в котором числилось 100 дворов, душ мужского пола 310, а женского пола 362 души.

Ильинское училище , Ильинской волости, в селе Ильинском основано в 1841 году. Ближайшие училища: Юрьевские в 2 вер. и Новосельское – 8 вер.
В 1884 году «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте не совсем удобное; квартир учителю нет; классных комнат одна – длиной 10, шириной 10, вышиной 4 арш. Учебных пособий достаточно – на 100 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Николай Ильинский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 20-го апреля 1881 г.; учитель Павел Миловидов, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 4-го ноября 1882 года. Попечитель крестьянин Петр Осипович Миронов; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 44 м. и 5 д. Выбыло до окончания курса: по решению начальства 1 м., по желанию родителей 5 м. и 1 д. Окончило курс со свидетельствами 7 м. и 1 д. Вновь поступило 9 м. и 5 д. К 1-му января 1884 г. состояло 40 м. и 8 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 - 8 л. - 7, 8 - 9 л. - 9, 9-10 л. - 5, 10 - 11 л. – 10, 11-12 л. - 8, 12 - 13 л. - 9. Из учащихся: 28 из с. Ильинского, 10 - д. Козлова в 1 в., 2 - с. Колпского - 3 вер. и 8 - с. Андреевского - 8 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 10 уч., с платой по 50 - 75 к. в месяц. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от министер. народн. просвещ. 25 руб., от земства 330 р., от волости 96 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга в ремонт 96 р.; жалованье - законоучителю 50 р., учителю 280 р., ему же наградных 25 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре. За теснотой помещения отказано 11. Учебный год с 15-го сентября по 29-е апреля. Пению не обучаются. Учатся в день 6 ½ час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 13, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 5. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 - 4 г. Не окончившие курса учились до 3 лет. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
С 1884 по 1924 г. учительствовала в с. Ильинском Сутоцкая Екатерина Ивановна (1867-1937 гг.). Талантливый педагог с первых дней Великого Октября восприняла принципы советской трудовой школы. Руководила ликбезом и драмколлективом. Умерла Сутоцкая в трудные для советской деревни 1930-е гг. То было время и больших потрясений, и неменьших разочарований. На селе образовывались колхозы, появлялись люди, которых стали именовать «кулаками».

В советское время храм был закрыт и разграблен. Сломана ограда.
На стенах храма сохранились остатки фресок, с которых смотрят евангелисты, записывающие сведения о земной жизни Христа, Иоанн Креститель, который крестит в водах Иордана будущего мессию, 12 апостолов на Тайной Вечере, Богоматерь, святые... Здесь же и другие сцены из Священного писания.


Церковь Иоанна Богослова в с. Ильинском




Дорога из г. Юрьев-Польского в


Copyright © 2017 Любовь безусловная

Загрузка...