Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Фихте о государстве и праве. Open Library - открытая библиотека учебной информации. Учение о государстве и праве И. Г. Фихте

Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта. Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа взглядов. Фихте – убежденный субъективный идеалист, для кᴏᴛᴏᴩого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует исключительно как сфера проявления ϲʙᴏбоды человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности. Материал опубликован на http://сайт
По Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, так как только наличие права создает условия для того, ɥᴛᴏбы самосознание себя выявило. При этом право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на базе взаимного признания индивидами личной ϲʙᴏбоды каждого из них. Чтобы гарантировать ϲʙᴏбоду отдельного человека и совместить с ней ϲʙᴏбоду всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-ϲʙᴏбодных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков человека. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть исключительно единая коллективная воля, для образования кᴏᴛᴏᴩой нужно согласие всех, необходим ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий договор. И люди заключают такой гражданско-государственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над ϲʙᴏими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и ϲʙᴏбоды личности. Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. В случае если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат – постоянную контрольную, надзирающую власть, представители кᴏᴛᴏᴩой, эфоры, – избираются самим народом. Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной. Стоит заметить, что он убежденно отстаивал идею верховенства народа. Отсюда категорический вывод о безусловном праве народа на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию. Правда, примерно с 1800 г. Фихте отходит от столь радикальных позиций и начинает все больше уповать на реформы сверху. Важно заметить, что однако, при всем этом убежденность в острой необходимости либерализации политического режима, отмены сословных привилегий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Фихте. До последних дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразований. Фихте видел в государстве не самоцель, а исключительно орудие достижения идеального строя, в кᴏᴛᴏᴩом люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о ϲʙᴏем духе и о сверхземном.

УДК 1(091)

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И.Г. ФИХТЕ

Исаев Андрей Анатольевич,

начальник кафедры социально-гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия

andisaev@mail ru

Рассматривается вклад И.Г. Фихте в философско-правовое учение немецкой классической философии. Обосновывается, что проблема государственного общежития людей волновала немецкого философа на протяжении всей его творческой деятельности. Вместе с тем Фихте рассматривает вопрос о свободе человека как существа общественного. Делается вывод, что оценка роли Фихте в развитии учения о праве и государстве, позволяет считать его одной из важнейших фигур в мировой теоретико-правовой мысли.

Ключевые слова: Человек как общественное существо, равноправие людей в обществе, государство как социальный институт, необходимость принуждения в государстве, неравенство людей в обществе, проблема свободы человека в государстве, согласие человека с самим собой, межгосударственные отношения.

I.G.FICHTE"S PHILOSOPHIC - LEGAL VIEWS

candidate of philosophical sciences, associate professor

Ufa Institute of Law of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Ufa, Russia andisaev@mail. ru

This article considers I.G.Fichte"s contribution to the philosophic-legal doctrine of German classical philosophy. It also proves that the problem of the state existence of people excited the German philosopher during all his creative activity. At the same time Fichte considers a question on freedom of a person as a social being. The author concludes that the estimation of Fichte"s role in the development of state and law doctrine allows considering him to be one of the major figures in a world theoretic-legal thought.

Keywords: person as a social being; equality of people in a society; state as social institute; necessity of coercion in the state; an inequality ofpeople in a society; a problem offreedom of a person in a state; the consent of the person with himself; interstate relations.

Оценивая вклад немецкой классической философии в учение о праве и государстве, следует отметить, что наиболее признанными работами в этой области считают «Метафизику нравов» И. Канта и «Философию права» Г.В.Ф. Гегеля. Вклад И.Г. Фихте в философско-правовое учение о государстве порой оценивается как менее значительный, либо вообще его имя в обзоре данной проблематики не упоминается.

Во вступительной статье к изданию произведений классиков немецкой философии, посвященных философии права и проблемам свободы (в которое, кстати, не вошли произведения И.Г. Фихте), В.В. Шкода пишет: «Есть... объективные основания считать, что моральная и правовая философия была для немецких идеалистов важнейшим предметом. Сочинения, этому предмету посвященные, писались в конце жизни, как итог многолетней творческой деятельности. Кант опубликовал «Метафизику нравов» в 1797 году, за семь лет до смерти. Этой книгой завершалась длительная работа над этическими проблемами. «Философия права» Гегеля вышла в свет в 1821 году. Это было последнее из сочинений берлинского профессора, опубликован-

ных при его жизни» . Однако если обратиться к произведениям Фихте, то мы увидим, что уже в одной из первых своих работ «Очерки по исправлению суждений публики о французской революции» он обсуждает проблемы государственного устройства. Вот, что по этому поводу пишет известный отечественный исследователь немецкой классической философии А.В. Гулыга: ««Очерки...» были задуманы как обширное произведение в обоснование права народа на революцию. Написана была только первая его часть. Французская революция представляется Фихте важной для всего человечества.. В «Очерках.» Фихте не ставит под сомнение целесообразность государства как такового, речь идет лишь об улучшении государственного строя» .

При анализе некоторых произведений И.Г. Фихте («Несколько лекций о назначении ученого», «Назначение человека», «Замкнутое торговое государство» и др.) приходишь к мысли о том, что немецкий философ искренне «болел» проблемой государственного общежития людей, их общественного бытия. Мысли, которые он высказывает по данной проблеме, позволяют считать его одним из предшественников марксистского понимания идеального общественного устройства. Причем к такой оценке учения Фихте склоняются как сами представители марксистско-ленинской философии [См.: 3, с. 85], так и западные философы. Б. Рассел в своем труде «Мудрость Запада» пишет: «Политическое мышление Фихте предвосхищает марксистские представление о социалистической экономике с государственным контролем над производством и распределением продукта труда» . В другой работе «История западной философии» английский философ называет Фихте теоретиком германского национализма: «Фихте важен не как чистый философ, а как теоретический основоположник германского национализма в его «Речах к германской нации (1807-1808), в которых он стремился воодушевить немцев на сопротивление Напо-

леону после битвы под Иеной. «Я» как метафизическое понятие легко смешивалось с эмпирическим Фихте; поскольку «Я» был немцем, отсюда следовало, что немцы превосходили все другие нации. «Иметь характер и быть немцем, - говорит Фихте, - несомненно, означает одно и то же». На этой основе он разработал целую философию националистического тоталитаризма, которая имела очень большое влияние в Германии» .

Фихте безоговорочно утверждает, человек существо общественное и его предназначение - жить в обществе: «К основным стремлениям человека относится желание принять кроме себя разумные существа, ему подобные... Общественное стремление относится поэтому к основным стремлениям человека. Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный законченный человек, и противоречит самому себе, если он живет изолированно» . Он устанавливает и последнюю высшую цель общества, заключающуюся в полном согласии и единодушии со всеми возможными его членами. Правда по поводу этой цели он делает оговорку: «Но так как достижение этой цели, достижение назначения человека вообще предполагает достижение абсолютного совершенства, то это точно так же недостижимо, как и то недостижимо, пока человек не перестанет быть человеком и не станет богом. Полное согласие со всеми индивидуумами есть, следовательно, хотя и последняя цель, но не назначение человека в обществе» .

Большое внимание уделяет немецкий философ вопросу равноправия людей в обществе: «Каждый хочет жить возможно более приятно. И т.к. этого требует каждый, в качестве человека, и т.к. никто не является больше другого человеком, то в этом требовании все имеют одинаковое право» . Эта же мысль отражена в его идее правового государства: «Правовое государство является замкнутою совокупностью множества людей, подчиненных одним и тем же законам и одной и той же

принудительной власти. .Всякий кто не подчинен одним и тем же законам и принудительной власти, должен быть отстранен и от участия в этом общении» .

Объединение с другими людьми - это не только предназначение отдельного конкретного человека, это предназначение в целом человеческого рода: «Назначение человеческого рода? объединиться в одно тело, известное себе во всех своих частях и одинаково построенное» .

Соединить людей в общество способно только государство, поэтому Фихте придает особое значение этому социальному институту: «Только государство соединяет неопределенное количество людей в замкнутое целое, в общность; только оно может доискиваться у всех тех, кого оно принимает в свой союз; только через него, поэтому, устанавливается покоящаяся на праве собственность» . Мыслитель краток в определении предназначения государства: «.Назначением государства является предоставление каждому того, что ему принадлежит» . Характеризуя взгляды немецкого философа о государстве как союзе людей Г.Ф. Шершеневич в своей «Истории философии права» пишет: «Образование подобного союза, с рационалистической точки зрения, возможно только посредством договора. Государственный договор заключается каждым, как отдельным лицом, с государством как с целым. Цель его заключается как в определении границы свободы каждого, так и в учреждении принудительной власти» . По поводу необходимости принуждения для обеспечения существования права в человеческом общежитии выдающийся российский ученый-правовед чуть раньше пересказывает мысли Фихте: «Возможность между людьми правового отношения на почве естественного права обусловливается взаимной добросовестностью и доверием. Но ни то, ни другое не даны в самом праве, - они лежат в вне сферы естественного права. Каждый может требовать легальности, но не моральности в поведении другого. Но как толь-

ко добросовестность и доверие потеряны, правовое отношение становится невозможным. Единственный выход из этого положения - создать учреждение, которое придало бы праву непреодолимую силу и тем обеспечивало бы ее. Право для своего существования нуждается в принуждении» .

Однако, государство не вечно, оно необходимо лишь на определенном этапе развития человеческого общества. По этому поводу философ пишет: «Жизнь в государстве не принадлежит к абсолютным целям человека, что бы ни говорил об этом один очень большой человек (имеется в виду И. Кант - А.И.), но она есть средство, имеющее место лишь при определенных условиях, для основания совершенного общества. Государство, как и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремится к своему собственному уничтожению.» . Несмотря на то, что Фихте рассматривает государство как средство для создания совершенного общества, современное общество он считает этапом получеловечества, рабства, неравенства. Оправдания этому неравенству нет и не может быть [См.: 10, с. 315]. Рост неравенства в конце концов приведет, по мнению философа, к созданию, как он его называет, «единственно истинного государства»: «.Возникновение правового строя

Фихте полагает, что им должно служить равное обеспечение всем людям условий для реализации свободы, тогда как для Канта правовые нормы были выводными из нравственного закона. Для Фихте право прямо не вытекает из нравственных принципов, а лишь должно гарантировать условия для их осуществления. Фихте и здесь ставит свободу воплощения идеала выше конкретного его содержания .

Главными практическими средствами осуществления этой свободы Фихте считает материальные орудия воли: во-первых, человеческие тела, а, во-вторых, собственность. Поэтому главными объектами юридической защиты должны быть телесная и имущественная неприкосновенность индивида. Фихте признаёт безусловную необходимость государства, ибо только оно способно обеспечить право при конфликтах двух различных воль, выступив в нём как третья, сильнейшая сторона. Однако Фихте считает нужным ограничить произвол власти особым органом общественного надзора – «эфорами ». Функцию этих посредников между народом и правительством, впрочем, следует, ограничить приостановкой деятельности правительства в случае нарушения им принципов права и созывом народ на суд. Эфоры, таким образом, должны иметь лишь отрицательную власть – и никакой положительной.

Иоганн Готлиб Фихте

Фихте верил, что если народ проживёт полстолетия при предлагаемом в его правовой философии государственном строе, то сами понятия о преступлении изгладятся из его памяти. Как Платон мечтал противопоставить разложению греческой государственности идеалы своей «Политики», так и Фихте желал посредством своих правовых идей возродить немецкое общество.

Несмотря на всё своё свободолюбие, Фихте обнаруживает сильные симпатии к государственному социализму прусского образца. Он признаёт за лучшее, чтобы государство регулировало важнейшие общественные взаимоотношения граждан, определяло необходимое для каждой профессии количество людей и цены товаров, следило за выполнением работ – дабы поддерживалось равновесие в распределении собственности и никто не являлся эксплуататором другого. Но дабы смягчить противоречие между проповедуемыми им социалистическими тенденциями и своим же главным постулатом о свободе воли, Фихте в своей философии права призывает ограничить государственное всемогущество. Расплатившись с обществом в своих обязательствах, человек принадлежит себе и невозбранно владеет избытком произведений собственного труда.

В сфере международного права Фихте желает образования в будущем международного трибунала для предотвращения войн. Этот трибунал должен силой подчинять своим решениям народ, нарушивший правовые принципы.

Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте - убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

И по Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них. «Понятие права, - разъясняет Фихте, - есть понятие отношения между разумными существами. Оно существует лишь при том условии, когда такие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...»

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, свободу надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданскогосударственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат - постоянную контрольную, надзирающую власть, представители которой - эфоры - избираются самим народом. Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной.

Фихте убежденно отстаивал идею верховенства народа: «...народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над которой нет никакой иной и которая является источником всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед Богом». Отсюда категорический вывод о безусловном праве народа на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию.

Правда, примерно с 1800 г. Фихте отходит от столь радикальных позиций и начинает все больше уповать на реформы сверху.

Тем не менее убежденность в острой необходимости либерализации политического режима, отмены сословных привилегий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Фихте. До последних дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразований.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написанной под впечатлением теорий французских социалистов-утопистов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантирует благоденствие каждого индивида. Мечтая о таком государстве, построенном в интересах обездоленных масс на основе организованного труда, Фихте резко критикует общественные отношения в Г ермании и выставляет свои известные тезисы о правах человека на обеспечение существования и на труд. «Замкнутое торговое государство» зиждется на частной собственности, создаваемой личным трудом. Государство дает максимум возможного для развития и подъема производительных сил. Оно детально регулирует производство и распределение, сохраняя при этом старую цеховую структуру ремесел и делая главный упор на сельское хозяйство. Население разбито на три сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Кроме того, имеется категория лиц, занятых в сфере культуры и политики. Свобода промысла и выбора профессии запрещена. Жестко регламентируется быт. С точки зрения экономической государство стремится превратить страну в «самодостаточный», «самообеспечивающийся» организм.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеального строя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном. По поводу назначения человека и судеб государства Фихте писал: «Жизнь в государстве не относится к абсолютной цели человека... при определенных обстоятельствах она есть лишь наличное средство для основания совершенного общества. Государство, как и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремится к своему собственному уничтожению: цель всякого правительства - сделать правительство излишним». Фихте, правда, полагал, что такое состояние наступит через мириады лет.

Когда в Германию вторглись войска Наполеона, Фихте стал призывать широкие массы к решительной борьбе против чужеземных захватчиков. Он старается в первую очередь разбудить национальное самосознание немцев, оскорбленное завоевателем; он апеллирует к их национальной гордости. В пылу патриотической агитации Фихте подчас высказывал мысли, которые вне их исторического контекста могут быть истолкованы как признание духовного и нравственного превосходства германской нации над остальными народами. Самому же Фихте - приверженцу идеи вечного мира

Претил шовинизм и была ненавистна сумасбродная идея господства Германии над иными государствами, захвата и порабощения Германией других стран. Не случайно он, как и Кант, ратует за мир и справедливость в отношениях между государствами, за создание международной организации, которая бы поддерживала такие отношения.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созданием единого централизованного германского государства, которое должно наконец стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуазно-демократической основе. Главную роль в достижении этой цели Фихте отводит просвещению и воспитанию народа в духе любви к отчизне и свободе. Вот почему он чрезвычайно высоко оценивает труд интеллигенции, ученых как истинных наставников нации, способных двинуть ее по пути прогресса.

Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Иоганна Готлиба Фихте (1762--1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте-- убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно и свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, свободу нужно защищать принуждением.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написанной под впечатлением теорий французских социалистов-утопистов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантирует благоденствие каждого индивида.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеального строя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созданием единого централизованного германского государства, которое должно наконец стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуазно-демократической основе.

Учение Гегеля о государстве и праве

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770--1831) -- гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой мысли.

Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др.

В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) -- одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: I) право как свобода («идея права»), II) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), III) право как закон («позитивное право»).

I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.

II. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству.

III. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т. е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».

Различая право и закон, Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он «превращение отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними».

Право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность.

Свою реализацию свобода личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.

Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гражданское общество, по Гегелю, -- сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности.

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциальное (землевладельцы -- дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники).

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т. д. -- являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении (о полисе-государстве как высшей и совершенной форме общения) синтезируется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства.

Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

Недостатки гегелевского учения отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т. д. Вместе с тем Гегель восхваляет государство как идею (т. е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом,

Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций.

Загрузка...