Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Евпатий коловрат реальная историческая личность. Богатырь Евпатий Коловрат: правда и вымысел. Быль или легенда

Подвиг Евпатия Коловрата
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Вот некоторые эпизоды борьбы:

«И была сеча зла и ужасна… Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами… И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское — все равно умерли и единую чашу смертную испи-ли. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мертвые… И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили… и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское… И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было туг ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые…» информация с сайта http://slavyans.myfhology.info
Вот в этот-то момент в повести появляется «некто из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат»: с одним из князей он находил-ся в Чернигове и, узнав о нашествии Батыя, поспешил домой; «и выступил из Чернигова со малою дружиною, и помчался быстро». «И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты… И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем». Обратим внимание, как древний русский писатель предельно сжато передавал состояние человека: горе и жажда мщения охватывают Евпатия при виде случившегося. Он опоздал к главному сражению и теперь хочет наверстать упущенное, хотя и знает, что ему придется разделить участь всех рязанцев. Безоглядное стремление выполнить воинский долг и готовность испить «единую смертную чашу» — это в равной степени свойственно на-родному богатырю и княжескому воеводе. «И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, соблюденных Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам почудилось, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому»… Ответ пленных воинов заставляет вспомнить символику многих народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нем врагов «чествовали» оружием, «подносили» им «чаши» — то есть смерть. Батый решает выслать против Евпатия своего шурина — богатыря Хостоврула. Тот похвастался, что приведет русского воеводу живым. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.

И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина — это обычные воины, не богатыри. И, наконец, не забудем, что подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице — княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII—XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.

43 9 14841

Я до сих пор сентиментален. Когда я вышел с премьеры фильма «Легенда о Коловрате», у меня на глазах появились шальные слезы, это правда. Не от умиления.

От горести за то, во что превращают исторические подвиги нашего русского народа, когда за их пересказ берутся лавочники от современного российского кинематографа.

Иван Шурховецкий снимал, а Джаник Файзиев продюссировал отличное кино. И это не про «Адмирал», картину напыщенную, красочную, но не правдивую.

Джаник может и умеет продавать отличное кино. А на те деньги, которые ему выделили на «Коловрата» он мог бы снять, конечно, не бессмертный шедевр, но хороший исторический фильм. Но Файзиев за десятки миллионов долларов снял футуристический индийский, болливудский блокбастер. Где один махараджа убивает одним ударом сразу сто врагов, а вместо боевых слонов в его картине появляется огромный бурый медведь, который серьезно решает расклад между русскими и монгольскими воинами в пользу русских.

Чтобы понимали те, кто не в теме. Евпатий Коловрат - это не герой языческого эпоса и не язычник из Переславля. Евпатий Коловрат - серьезный православный мужчина, рязанский воевода, боец и довольно свирепый, с большим опытом сражений.

Свой ключевой подвиг он совершил в 1238 году, когда с отрядом примерно в 1500-1700 русских воинов, он атаковал аръергард войска хана монголов Бату, взявших и разоривших до того его родную Рязань (Резань), и через две атаки был окружен монголами, не сдался, как и подобало русским упертым мужикам, бился до последнего, и по тогдашнему воинскому понятию, был, уже мертвым возвеличен Бату и с воинскими почестями передан русским, уцелевшим в сражении.

Почти весь отряд отважного воеводы был перебит, но традиция средневековья обязательно относила настоящих бойцов к почитанию современниками.

История Евпатия, возьмись за нее серьезный режиссер, могла бы получить сумасшедшее развитие.

В России уже сняты бесподобные по реконструкции событий тех времен фильмы - «Монгол» и «Орда», где даже пуговицы на одеждах русских и монголов сделаны в единичных экземплярах и из настоящей кости.

Джаник Файзиев и его братан Шурховецкий пошли другим путем. Для них события яростной и короткой драки Коловрата с монголами оказались репликой 300 спартанцев. Кстати, не самой лучшей. А потому приземистый и очень злой при жизни Бату (Батый) у Джаника - романтический гей в синем халатике и накрашенных ноготках на ухоженных ручках.

Я - русский патриот, но как можно так издеваться над завоевателями, взявшими полмира, именно благодаря «Яссе» Чингиз-хана, который все и всем просто и понятно обосновал, как и с помощью чего завоевывать народы - это по его мнению, точно не добиться с помощью молодых красивых мальчиков с крашенными глазами и лицами в окружении Бату, кстати, имевшего в реальности любимую жену.

Но Джанику этого мало, и он рисует всем монголам подведенные глаза.

Только зима, очень плохо и искусственно изображенная Файзиевым, не позволяет монголам раздеться догола, чтобы показать проколотые соски, как это показано в «300 спартанцев» у их лидера - персидского царя Ксеркса.

Нет, голые монголы тоже попадаются, когда бьют по барабанам в русские -20. Но ладно, давайте не о них.

Русские изображены духоподъемно. Говорю без иронии. Заказчик Файзиеву и его команде так возможно и сказал: «Русские должны быть крутыми пацанами».

Тут и Серебряков, конечно, включился, и многие герои нашего кинематографа. Но главное, что большинство актеров играли роль русских, по сути, смертников, от души.

Да, им помогал медведь, который в зимнюю спячку проснулся, зарвал всех поганых, а наших пожалел, точнее, нет - просто помог и дал себя погладить.

Да, нашим помог Генерал-Мороз. Поэтому, делегация Коловрата, выйдя из городских стен осажденной Рязани и через 500 метров достигнув лагеря Батыя, для переговоров, передравшись с монголами, уходила несколько дней, (вместо возвращения в Рязань), а ее не преследовали потому, что Батый приказал не догонять - «их и так убьет буран», где, в Рязани?!

И ничего, что монгольские воины тех времен преодолевали до 100 км одного перехода в день, причем в любую погоду.

Вы полагаете, я топлю за монголов? Нет. Но Файзиеву рекомендую прочитать великие книги советского писателя и профессора Яна «Батый» и «Чингизхан», чтобы хоть немного понимать суть эпохи.

Я обязан сказать несколько важных слов про духоподъемность фильма. Этот факт есть.

Русские в целом показаны храбрыми воинами, отражена роль православных пастырей, благословлявших ратников на бой и самих погибших в бою.

Фильм понравится многим людям, особенно тем, кто помнит «300 спартанцев», поколению гугл.

Если создатели искренне видели фильм таким, то у меня даже нет претензий. И все-таки.

  • Монголы не были геями, «Ясса» Чингиза карала это немедленной смертью.
  • У русских не каждую минуту борода и усы были в белой крошке.
  • Медведи спят зимой, а если и вылазят шатуны, то убивают одинаково и монголов, и русских.
  • Если лагерь русских воинов ночует зимой в чистом поле, то жена воеводы, даже ради показа красивого тела, не раздевается догола, чтобы обнять на подстилке из пожухлой травы любимого мужа - в то время русская женщина рожала по 10 детей, как бы она это сделала отморозив придатки, она же не хипстер?
  • В русской истории не было саней, на которых можно было, распустив парус, погнать по льду великих русских рек, спасаясь от монголов. Вы еще посмотрите, что это за парус, который развернули убегавшие от монголов дети-сироты - это даже в замедленном повторе сложная конструкция, кстати, куда делась лошадь, везшая до этого детей?

Фильм Джаника Файзиева - это красивая промокашка. Подвиг прекрасного русского воеводы Коловрата и так останется в истории, как и многие аналогичные подвиги средневековья.

Пресловутый «российский» кинематограф наносит нам, точнее так - людям, у которых еще есть мозги - удар за ударом, нацеленным на создание идиотического облика русской истории.

Только в этом году это «Викинг», это бездарная «Матильда». Это теперь и «Коловрат». На «28 панфиловцев собирают деньги всем миром, и собирают еле-еле 2 млн долларов. На «Викинг», «Матильду» и «Коловрат» выделяют по 30−40 млн баксов как с куста на каждый, и выдают болливудское, даже не голливудское унылище.

Ну, окей, ребята, вы заработали и молодцы, обращаюсь я к тем, кто все это режиссировал. Наше право, по сравнению с вами, бедняков и нищебродов, сделать так, чтобы за ваши «картины» нормальные люди не платили денег из своего кармана. Я свое дело в этом плане сделал.

Подвиг Евпатия Коловрата - крепкого богатыря, воеводы и рязанского вельможи - навеки вписан в историю как пример мужества и героизма в защите своего Отечества от иноземных захватчиков.

Рязань в опасности

В 1237 году бесчисленные монгольские войска хана Батыя напали на российские территории. Первой жертвой на пути неприятеля стало Рязанское княжество, расположенное в юго-восточной части страны и граничащее с уже захваченными землями. Юрий Ингваревич - рязанский князь - обратился за помощью к главам соседних княжеств с просьбой о помощи в противостоянии врагу, требующему беспрекословного покорения хану Батыю. Не осмелились помочь соседи из опасений самим оказаться беспомощными перед монгольскими войсками.

Да и в количественном выражении собранное российское войско обязательно бы проиграло перед несметной силой неприятельской орды. Поэтому перед иноземным врагом рязанцы остались одни.

Наедине с врагом

Сначала рязанский князь хотел договориться мирным путем, поэтому на переговоры с монгольским предводителем отправил сына Федора. Предъявленные врагом непосильные требования не были приняты молодым принцем, за что последний был безжалостно убит. Следом, сбросившись с высокой башни, погибла его супруга Евпраксия, которую монголы собирались доставить Батыю.

Рязанские воины, потерпев неудачу в примирении с Батыем и не получив помощи от соседей, сами вышли на бой, ужасный и проигрышный. На одного русского приходилась тысяча монголов, на двоих - десять тысяч. В этом кровавом сражении, произошедшем 16 декабря 1237 года, монгольская орда одержала победу и вплотную подошла к Рязани.

Пять дней иноземцы атаковали город, защитники которого не имели ни минуты отдыха. На шестой день монголы ворвались в крепость. Рязань подверглась страшнейшему жестокому разгрому, погибло очень большое число жителей города - враг не жалел ни старого, ни малого. Опустошив и соседние города земли Рязанской, Батый пошел дальше - завоевывать новые земли.

Подвиг Евпатия Коловрата

На момент разгрома Коловрат находился в соседней Черниговской земле, где вел переговоры о предоставлении помощи рязанцам. Получив известие о взятии своей земли и смерти Юрия Ингваревича и осознав дальнейшую бессмысленность своего пребывания на Черниговщине, Коловрат Евпатий решил вернуться назад. Нужно было воспрепятствовать врагу любыми силами и защитить еще не захваченные земли.

Вернувшись на пепелище Рязани и увидев страшную картину, полную ужаса и скорби, Коловрат Евпатий собрал уцелевших земляков (около 1700 человек), с которыми догнал врага уже на Суздальских землях.

Для монголов столь внезапное нападение было неожиданным: им казалось, что мертвые восстали из-под земли с целью отомстить за себя.

Потери понесли обе стороны. На бой с Евпатием выходил могучий Хостовул, который был рассечен русским воином пополам. Одолеть рязанцев враг смог путем использования орудия для метания камней, применяемого при штурме городов. Только таким способом монголами был убит Коловрат Евпатий, тело которого тут же немедленно доставили Батыю. Монгольский правитель и его приближенные были восхищены отважностью и мужеством русского воина. Широким жестом со стороны хана был приказ отпустить оставшихся в живых рязанцев, которым было передано тело Коловрата для захоронения по обычаю. Сказание о Евпатии Коловрате дошло до наших времен из «Повести о разорении Рязани Батыем».

Евпатий Коловрат - яркий пример защитника русской земли

К сожалению, доблесть русских воинов не смогла заменить отсутствие сплоченности и единства княжеств перед могущественным врагом. За междоусобицы и раздоры Руси пришлось расплачиваться военными неудачами, а затем и двухсотлетним порабощением иностранными захватчиками. Но подвиг, который совершил Коловрат Евпатий, стал ярким примером проявления мужества и патриотизма.

Евпатий Коловрат был славным и могучим богатырём, который жил на земле русской. Евпатий был рождён в городе Рязань. Однако о нём в истории практически не сохранилось ни каких достоверных сведений, а те которые имеются, довольно часто оспариваются различными историками всего мира. Одни утверждают, что богатырь был на русской земле известным и мужественным воеводой, в свою очередь другие склонны верить в то, что Евпатий был Боярином. Попросту говоря, он был абсолютно простым человек, просто его мужественный поступок навсегда внёс его имя в истории Древней Руси. Теперь он стал эталоном для подражания всех подростков, которые увлекаются историческими событиями тех времён. Но что же именно такого героического он мог сделать?

В древних летописях Руси, монахи датировали его героический подвиг 1238 годом. В эти неспокойные годы мощь монголо-татарских захватчиков была обрушена на русские земли. Земли древней Руси прочувствовали на себе постоянные набеги различных кочевников из воинствующего племени. Все прекрасно понимали, что в скором времени татаро-монгольское войско, которое было огромного количество выдвинется с походом на земли Рязани. Когда правительство Рязани поняло, что они не имеют достаточного количества солдат, чтобы своими силами оборонять свой город от натиска кровожадных захватчиков, они решают послать Евпатия Коловрата с важной миссией. Миссия его заключалась в том, чтобы как можно быстрее привести из соседних городов подкрепление. Как только он прибыл на земли Чернигова, до него донеслись слухи о том, что монголо- татарские воины беспощадно разоряют его родные земли. Не оставаясь больше не минуты на чужих землях, Коловрат вместе со своей дружиной, численность которой была совершенно малой, поспешно выдвинулся в сторону Рязани. Но к великому сожалению он не успел подоспеть вовремя, и город его был уже полностью разорён и сожжён дотла. Когда перед его глазами всплыла картина того, что он увидел, он сильно разгневался и пустился в погоню за врагом, который уничтожил его родину. Евпатий настиг войско хана Батыя у земель Суздали. Там то он и дал бой врагу. Даже несмотря на незначительную численность отряда Евпатия, они смогли довольно сильно разгромить войско Батыя. Это произошло из-за того, что Евпатий напал внезапно, когда монголо-татары совершенно этого не ожидали. Батый сильно удивился такой внезапной атаке и просто был вынужден воспользоваться силами своего специально обученного отряда. Хан Батый требовал от своих полководцев того, чтобы они во что бы это не стало взять Евпатия живым. Однако Коловрат не был намерен сдаваться и бился с неприятелем до победного конца. Батый был вынужден послать переговорщика к самому Евпатию, чтобы узнать, чего именно они хотят. Евпатий ответил, что они хотят умереть. После этого разговора бой снова возобновился. Монголы были вынуждены прибегнуть к помощи катапульт, чтобы разбить строй Евпатия. В ходе этой битвы Евпатий Коловрат был повержен. Батый никогда прежде не видел такого мужественного предводителя, в результате чего он отдал тело Коловрата его дружине, чтобы они похоронили его со всеми почестями. А за доблестное сражение против своей армии, Батый отпустил дружину Евпатия и не причинил им никакого вреда.

Этим знаменитым подвигом Евпатий Коловрат навсегда останется вписан в историю древней Руси, как человек, который пожертвовал своей жизнью ради того, чтобы его земля жиля и процветала ещё долгие столетия. В истории русского фольклора также помнят Евпатия и народ слагает про него легенды, пишет стихи и сочиняет песни. Даже Сергей Есенин не смог обойти стороной столь знаменательный подвиг, что воспел о нём в одном из своих произведений. Во времена советского союза кинокомпания “Союзмультфильм” выпустили мультфильм, который назывался “Сказ о Евпатии Коловрате”. В 2007 году его именем назвали одну из главных улиц его родной Рязани.

Евпатий Коловрат. Кем он был на самом деле по вере.
В этой заметке мы коснемся памяти известного исторического персонажа - Евпатия Коловрата. Именно его неоязычники считают образцом языческого мужчины. Но так ли это? Ведь были попытки убедить в том что даже Сергий Радонежский был на самом деле язычником). Давайте посмотрим на то, что говорит об Евпатии история и наука.
Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.
Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:
1. имени Евпатий нет в христианских святцах;
2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;
3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.
Коловра́т (также известен как «солнцеворот») - символ, используемый частью современных русских националистов (движение «Русское национальное единство» и др.) и неоязычников.
По утверждениям неоязычников, является исконно русским названием свастики как солярного символа, хотя, по словам историка и религиоведа Романа Багдасарова, неизвестно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имён) называли бы «коловратом». Изображение коловрата (польск. słoneczko) на надгробии можно видеть на гравюре польского художника Станислава Якубовского 1923 года.
1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».
«Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета.
2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.
3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.
Материал подготовлен по статье «Язык их - враг их» Максима Кузнецова.

Загрузка...