Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Влияние сми на общественное мнение. Роль сми в избирательной кампании Влияние сми на позиции избирателя

Развитие цивилизации на современном этапе характеризуется тем, что ни одна сфера общественной жизни не может развиваться должным образом без целенаправленной организации информационных процессов, без полного и своевременного обеспечения информацией. Информация всегда оказывала влияние на формирование личности, ее мировоззрения, стереотипов поведения и степени общественной активности. Естественно, что неотъемлемой составной частью политики являются коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами.

Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ, которые представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Средства массовой информации являются важнейшими атрибутами политической жизни вообще и электорального процесса в частности. Выборы уже стали неотъемлемой частью российской политической жизни. Апеллируя к демократическим принципам ведения предвыборной борьбы, свобода слова доходит до своего апогея в период выборов.

СМИ демонстрируют свое мастерство и умение, манипулируя сознанием населения, используя всевозможные техники и приемы. И они берут на себя не просто функцию некоего фиксатора и транслятора происходящего или происходившего, а создают образ, образную картину мира. Одним из средств выражения и фиксации политической реальности является политический язык, или язык политики, нашедший свою эффективность через средства массовой информации. СМИ призваны заполнить «белые пятна», существующие в голове избирателей относительно картины мира, сделать этот образ мира более ясным и четко обрисованным.

Методом анализа роли СМИ в предвыборной кампании может стать контент-анализ прессы за определенный период. Этот метод в данной работе мы используем для анализа участия масс-медиа в предвыборной компании Президента РФ в 2004 году.

1. Средства массовой информации в электоральном процессе: основные теоретико-методологические подходы

На протяжении всей истории исследований по данной проблематике можно проследить развитие двух основополагающих подходов к изучению способов воздействия средств массовой информации на электоральное поведение, установки избирателей и той роли, которую играют СМИ в политическом процессе.

В рамках первого подхода ученые и исследователи утверждают, что средства массовой информации оказывают значительное воздействие на аудиторию, формирование политических ориентации и установок избирателей. Основой для данной концепции послужили работы У.Липманна. В рамках второго подхода роль средств массовой информации в этом процессе сводится к минимуму, их воздействие определяется рядом опосредованных факторов. Исследования Д.Лернера, К. Ховланда показали, что аудитория так же активна, как и сами средства массовой коммуникации. Н еобходимо также выделить крупного исследователя П. Лазарсфельда, который пришел к выводу, что средства массовой информации не являются единственным источником политического информирования, межличностное общение здесь не менее важно. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Они активно влияют не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований. В последнее время в наиболее развитых странах особой популярностью пользуются глобальные компьютерные сети. Интернет из узкоспециализированной компьютерной среды развился в мощное информационное пространство, охватывающее в той или иной степени все аспекты общественной жизни страны. Одно из отличий российского Интернета от западного заключается в том, что в России онлайновые технологии в значительно большей степени востребованы в политической и медиасреде. С каждым годом число пользователей

увеличивается, что неизбежно влечет за собой и постепенное увеличение влияния сети на политическую жизнь страны.

Наиболее наглядно влияние СМИ на электоральное поведение граждан проявляется в ходе предвыборных кампаний. В связи с этим наблюдается обострение отношений «пресса - власть». Увеличение конфликтов в информационной сфере следует рассматривать не как чрезвычайную ситуацию, а периодически возникающую реальность. Она характеризуется обострением политической борьбы, возрастанием ответственности всех участников процесса - избирателей, кандидатов, СМИ. Предвыборная кампания позволяет сделать выбор, и здесь роль СМИ переоценить невозможно.

Следует отметить, что именно телевидение играет доминирующую роль в избирательных кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для формирования содержания кампании и управления ею. Необходимым условием для создания такой ситуации является доминирующая позиция того или иного канала и эксплуатация этого СМИ для политических целей. Влияние СМИ имеет многоаспектный характер. Люди в большинстве своем подвержены влиянию всего информационного поля, а не только одного конкретного СМИ. И чем более согласованными оказываются сообщения, получаемые индивидом из различных источников, тем большего эффекта достигает воздействие. Восприятие индивидом того или иного политического персонажа определяется не только последней полученной информацией, но всей суммой ранее воспринятой и усвоенной информации. Исследователи влияния средств массовой информации на электоральное поведение выделяют 3 модели реагирования избирателей на воздействие масс-медиа:

Модель максимальной информационной чувствительности, При которой электоральные предпочтения аудиторей конкретного СМИ напрямую связаны с соответствующим представлением политической партии или политика в этом СМИ.

Модель минимальной информационной чувствительности, когда связь между предпочтениями избирателей и информацией, поступающей от средств массовой информации, отсутствует или не является значимой.

Модель обратной чувствительности, то есть реакция аудитории конкретного СМИ обратная представлению политика в этом СМИ.

Значимость СМИ заключается не только в самой возможности эффективного информационного влияния на электоральные ориентации активных избирателей, но и в том, каким образом распределяются голоса этой части электората под влиянием СМИ. Так, согласно опросам, в большей степени склонны доверять средствам массовой информации следующие категории респондентов: люди с высшим образованием - почти в два раза чаще, чем имеющие более низкий уровень образования, респонденты с высоким уровнем душевого дохода - почти в два раза чаще, чем люди с более низким доходом, жители крупных городов - в полтора раза чаще, чем жители других населенных пунктов, а также руководители различного уровня, предприниматели и студенты. Можно предположить, что именно эти категории избирателей в наибольшей степени подвержены влиянию СМИ. Лишь треть активного электората может быть признана объектом эффективного пропагандистского воздействия в преддверии выборов. Остальные избиратели, по всей видимости, более устойчивы в своих предпочтениях и принимают решение исходя из более глубоких пристрастий, не столь подверженных прямому информационному насилию.

2. Манипулятивные методы СМИ в период выборов

Манипуляция имеет два смысловых уровня: один - явный, другой - скрытый. Наличие двойного воздействия можно считать главным признаком манипулятивного воздействия. Для успеха манипуляции существенно, чтобы объект манипуляций не догадывался о скрытом смысле. Именно поэтому «искусство» манипулирования во многом заключается в организации сообщения, в умении правильно сформулировать явный смысл и завуалировать в нем скрытый, который и вынуждает человека, в данном контексте, голосовать за того или иного кандидата.

Представляет интерес определение причин, обусловливающих манипулятивный характер средств массовой информации. Во-первых, это причины, вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой коммуникации. То есть те искажения, которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями и т.п. Во- вторых, это причины, вызванные политическими, социально- экономическими и организационными условиями, в которых осуществляет свою деятельность пресса. В основном - это зависимость СМИ от конкретных социальных субъектов. Она может проявляться в двух основных формах - экономической и административной. Экономическая форма зависимости проявляется в том, что пресса в рыночных условиях работает на определенных клиентов - например, корпорации, финансово-промышленные группы - и других заказчиков из числа представителей крупного капитала. Административная форма зависимости проявляется в том, что СМИ подчиняются своим хозяевам и учредителям. В-третьих, это причины, обусловленные самим процессом функционирования средств массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию, средства массовой информации при подаче информации и подготовке сообщений, различных программ руководствуются определенными общими правилами или принципами, среди которых, например, можно выделить приоритетность и привлекательность темы, неординарность фактов, новизну фактов, информацию об успехе того или иного деятеля, высокий общественный статус источника информации.

Ряд американских психологов сформулировали "технологические" требования по осуществлению внушающего воздействия через СМИ, таким образом, чтобы эффект внушающего воздействия регулярно возрастал, если предоставление информации будет подкрепляться логическим доводом в его пользу.

Подражание - еще один из способов воздействия на людей. Оно непроизвольно и может быть рассмотрено как «род гипноза». Помимо вышеупомянутых механизмов существуют другие методы манипуляции посредством СМИ. Это скорее приемы ведения выборов, которые часто называют «черными» или «грязными» технологиями.

Практически любая крупная избирательная кампания сопровождается сообщениями о том, что в ее ходе широко были использованы «грязные политтехнологии», «черный PR » и тому подобные приемы. При этом обычно умалчивается, в чем, собственно, состоит суть упомянутых приемов.

3. Репрезентация имиджа политиков в СМИ

СМИ выступают посредником в формировании имиджа кандидата. Массовая аудитория узнает о политике и о конкретных политиках из газет, теле- и радиопередач, писем, листовок и плакатов. Лишь очень незначительная часть населения приходит на личные встречи с политиками, но зачастую политик взаимодействует с массами с помощью средств массовой коммуникации. В результате у членов различных групп населения складывается определенное представление о политике.

Внедрение имиджа средствами массовой информации связано не только с показом определенного набора характеристик, но и с техникой их представления. Печатные издания располагают данный материал в наиболее выгодном, читаемом месте. Психологи установили, что это правый верхний угол листа. В процессе создания имиджа политического лидера определяющую роль играют способы подбора и интерпретации фактов, которые диктуются определенной концепцией. СМИ - это своего рода фильтр, через который проходит информация прежде чем дойти до аудитории.

СМИ - как электронные, так и печатные - используют опросы общественного мнения и рейтинги политиков. В наше время наибольшую популярность приобрела новая технология в построении имиджа политика - «использование астрологических прогнозов». Астрологические прогнозы наиболее активно воздействуют на избирателя в переходные периоды, поскольку в это время высок уровень мистических настроений.

4. Участие масс-медиа в предвыборной компании Президента РФ в 2004 году

В предвыборной компании Президента РФ в 2004 году ЦИК распреде лил эфирное время между 7 кандидатами и приступил к изготовлению 111 млн. бюллетеней для голосования за них. А. Вешняков сообщил о том, что в РФ приедут около 1000 международных наблюдателей, 450 из них – от ОБСЕ.

Первые теледебаты состоялись на Первом канале между четырьмя кандидатами – Глазьевым, Харитоновым, Хакамадой и Малышкиным. Хакамада предложила из 49 министерств оставить 9 и переориентировать их в основном на решение социальных проблем, а за счет экономии средств на зарплату чиновникам повысить детское пособие до 3000 руб., что даст минимальные гарантии любой семье.

Харитонов высказался за выделение средств на господдержку медицины – за счет национализации природных ресурсов. Малышкин считал необходимым вывести средства из теневой экономики, а также перекрыть каналы реализации на рынке «левой продукции». Глазьев пропагандировал собственную программу – удвоить бюджет за счет сверхприбылей от природных ресурсов, прекратить нелегальный вывоз капитала за рубеж, а один из рычагов повышения производительности он видит во внедрении добросовестной конкуренции.

Отмечено, что несмотря на отказ от предвыборной агитации, штаб Путина все же открыл «кандидатский сайт» в Интернете.

Иностранные СМИ представили Путина в виде марионетки, надежды на наведение им порядка не оправдались, он допустил ряд серьезных «проколов» (в частности, ЧП с «Курском» и во время теракта с захватом зрителей «Норд-Оста»). На новый президентский срок Путину предстоит выбрать один из вариантов своего поведения: либо сохранить существующую авторитарную систему либо реформировать ту систему, что вознесла его к высшей власти.

Первые трансляции предвыборных роликов показали, что у С. Миронова фактически нет своей программы – он пользуется заимствованными из программы Глазьева тезисами. Ролик Харитонова носит обвинительный характер: нынешней российской власти не нужна научная и творческая интеллигенция. Возродить страну, по его словам, может только президент, ведущий Россию к социализму.

О. Малышкин в своем ролике выступил за развитие массового спорта, здорового образа жизни, не сопровождаемых увеличением финансирования, а также против произвольных отключений электроэнергии без решения суда. Ролик Глазьева был весьма лаконичен, главный лозунг был – «Вернем себе Россию!»

Заключение

В данной работе на основе анализа предвыборных компаний В.В.Путина 2004 года отражена вся важность СМИ в обеспечении формирования общественных отношений.

Очевиден тот факт, что «социальный портрет» современного российского политика, часто подаваемый средствами массовой информации и входящий в нашу жизнь со страниц прессы, необычайно противоречив, иногда надуман, а порой и вовсе не соответствует действительности. Вот почему изучение ценностных ориентаций электоральных групп и образов политиков, созданных СМИ, представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и настроения, социальное самочувствие политических деятелей в современной России, а также очистить общественное сознание населения от мифов, созданных прессой.

Методы избирательных технологий постоянно совершенствуются, их роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, - уже результат воздействия избирательных технологий, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

Средства избирательных технологий неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой - это диктуется бурным научно-техническим прогрессом.


Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

1. Анохина Н.В. Влияние средств массовой информации на электоральное поведение: Основные подходы // Социологии. - 2000. - №1.

7. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.

Шкуровой Аллы, 4 МЖ, 3 ак. группа

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования Администрации муниципального района

Влияние СМИ на формирование общественного мнения и их роль в ходе избирательной кампании

Секция обществознание

Введение

1.Виды СМИ

1.1.Печать

1.2.Радио

1.3.Интернет

2.Телевидение как наиболее значимое и распространенное средство получения информации

3.Значимость освещаемых проблем СМИ

4.Доверие СМИ: респонденты города и села

5.СМИ и опросы общественного мнения

Заключение

Список использованной литературы

Введение .

Средства массовой информации выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных её ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

Актуальность данной темы заключается в том, что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они воздействуют на общественное мнение, формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение- состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Объектом исследования является влияние СМИ на общественное мнение, а предметом исследования- результаты выборов 2 декабря 2007 года в Государственную Думу Р.Ф. Цель работы - рассмотреть место и роль СМИ в политике и их влияние на общественное мнение. Задачи исследования: 1).Изучить функции СМИ и методы влияния на общественное сознание. 2).Провести анализ итогов выборов по материалам периодических изданий и сравнить их с результатами опросов. 3). Изучить и обобщить накопленные материалы по выбранной теме, включая сведения из истории, социологии, политологии и психологии.

1.Виды СМИ .

1.1.Печать.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Печатная продукция воспринимается читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте. Однако, у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг.

1.2.Радио.

Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Однако, радиовещание в определенном смысле принудительно- передачу можно слушать лишь в то время когда она идёт в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание в удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке.

1.3.Интернет .

В последнее десятилетие активно развивается новый тип каналов информации – всемирная компьютерная сеть(Интернет). Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов

СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора. Также на многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые «горячие» темы, сенсации дня. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

2.Телевидение как наиболее значимое и распространённое

средство получения информации.

Телевидение сегодня-одно из самых массовых средств информации. Качества телевизионной информации-ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте. В военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени.

3. Значимость освещаемых проблем СМИ .

СМИ концентрируют внимание на наиболее драматических событиях и действиях, значительно убедняя и упрощая действительное положение вещей в стране и мире. Так, освещение избирательных кампаний зачастую ограничивается сообщениями о том, где кандидат находится и перед кем он выступает. Характер повседневного проведения кампаний заставляет кандидатов иметь заранее подготовленную речь, которая с незначительными модификациями повторяется на следующих друг за другом выступлениях. Для репортёров эти речи дают мало нового материала, они не «зажигают» интереса публики. Обвинения и контробвинения между кандидатами носят порой скандальный характер, вот они и привлекательные, зрительные для передачи через СМИ. Поэтому в освещении публичных действий претендентов органами СМИ акцент делается не на анализе общественной проблематики, не на политической платформе кандидатов, а на их личности, на их предполагаемой «способности» управлять страной, а не на программе такого управления. При таком положении вещей может создаться ситуация, когда победу на выборах одерживает не тот, кто действительно осознаёт реальные проблемы государства и предлагающий наиболее оптимальные пути их решения, а тот, кто способен обеспечить себе наибольшую популярность в глазах общественности и, умело используя СМИ, лучше «продаёт» себя и свою предвыборную программу как можно большему числу избирателей.Но с другой стороны, общеизвестно, что СМИ незаменимы в обеспечении правильного функционирования демократии. Дискуссия вокруг этой функции СМИ обычно сосредотачивается на их роли «сторожевого пса»: непредубеждённое рассмотрение и обсуждение удач и провалов правительства является для СМИ источником информирования общественности в отношении того, насколько эффективно её представители в нём работают. СМИ могут играть и более конкретную роль в обеспечении полного участия общественности в выборах, не только информируя общественность о том, как работает правительство, но и целым рядом других способов.

4.Доверие СМИ: респонденты города и села.

Вариация доверия различным СМИ, а также доверия СМИ в целом в группах населения по типу населенного пункта:

1.В городах-миллионерах относительно высокий уровень доверия СМИ в целом (40%), при этом здесь весьма низкий(25%) уровень доверия телевидению и самый высокий среди групп по данному критерию уровень доверия печати(22%).

2.В городах с населением от 100 до 300 тысяч человек, а также с населением свыше 300 тысяч человек наблюдается повышение доверия телевидению(до 40%) и снижение доверия печати(до 5%) при незначительном снижении доверия СМИ в целом(примерно на 2%).

3.В городах с населением менее 100тысяч человек наблюдается максимальное в группах по типу населённого пункта повышение уровня доверия телевидению(до 45%) при некотором увеличении доверия печатным СМИ и продолжающемся падении доверия СМИ в целом(до 35%).

4.В сельской местности уровень доверия СМИ в целом наиболее низок по сравнению с другими группами населения по типу населённого пункта(30%). При этом резко падает доверие к телевидению. Несколько растёт, по сравнению с другими группами населения по типу населённого пункта, достигает уровень доверия к радио.

Отсюда следует, что в городах-миллионерах доминирующим средством массовой информации, во многом обуславливающим высокий уровень доверия СМИ в целом, являются печатные издания. В городах с населением от 100 тысяч человек абсолютно доминирует телевидение. В городах с населением менее 100 тысяч человек наибольший вклад в доверие ко СМИ в целом делают телевидение и печать. В сельской местности более заметную роль в доверии СМИ в целом играет доверие к радио. Таким образом, опрос показывает, что респонденты считают СМИ надежным источником информации.

СМИ широко информировали читателя о принятом в мае 2005 года законе о выборах депутатов Госдумы. Выборы-2007 существенно отличались от выборов 2003 года. Вот только 10 отличий:

1.Выборы прошли по пропорциональной системе. В стране остался только один федеральный избирательный округ. Одномандатных округов не было. Победители разделили между собой 450 депутатских мандатов. В 2003 году действовала смешанная система. Был один федеральный округ и 225 одномандатных. К участию в выборах допускались партии, списки партий и отдельные кандидаты.

2.Чтобы пройти в Думу партия должна была получить поддержку как минимум 7% избирателей. В 2003 году на выборах в Госдуму достаточно было преодолеть пятипроцентный барьер.

3.Участвовать в распределении депутатских мандатов теперь должны были как минимум 2 федеральных списка кандидатов. Если бы только одна партия набрала бы 7 и более процентов голосов избирателей, то к распределению мандатов допустили бы партию, идущую следом за победителем. Такой же принцип действовал на выборах 2003 года, но закон требовал, чтобы мандаты распределялись между 3 федеральными списками.

4.Каждая партия.допущенная к выборам, имела право повести к заветным мандатам 600 своих кандидатов. В 2003 году партиям разрешалось включать в свои кандидатские списки не более 270 человек.

5.Партийные списки разделили на региональные группы, которые должны были «охватить», если не всю территорию

России, то большую ее часть. В партийном списке должно было

быть не меньше 80 региональных групп. На выборах 2003 года достаточно было сформировать из кандидатов 7 региональных групп.

6.В общефедеральной, центральной части списка должно было быть не более 3 фамилий. В 2003 году во главе партийного списка могла стоять группа из 18 кандидатов.

7. Теперь партии могли включать в свои федеральные списки только своих членов и беспартийных депутатов. На выборах 2003 года в списки допускались и члены других партий.

8.Кандидаты из партийного списка, имеющие по итогам голосования право на думский мандат, но отказавшиеся от него, могут остаться в списке. Они могут получить мандат позже, если полномочия кого-либо из депутатов, избранных от партии, по какой-то причине закончится досрочно. Политические партии сами решали, кто из избирательного списка займет место выбывшего. На прежних выборах «отказники» в Думу уже не возвращались. А на место выбывшего приходил очередник из списка. За этой процедурой следил ЦИК.

9.В декабре 2007 года из избирательных бюллетеней была исключена графа «против всех». На думских выборах-2003 против всех проголосовали 2 851 600избирателей(4,7%).

10.Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки. В 2003 году выборы в Госдуму считались несостоявшимися, если в них приняло участие меньше 25% избирателей.

5.СМИ и опросы общественного мнения.

Генеральный директор ВЦИОМ – Валерий Федоров анализировал предвыборное состояние населения и итоги избирательной кампании:

«За полтора месяца до парламентских выборов политикой в России интересуются не более 37% опрошенных. Совершенно не интересуются 24%, скорее не интересуются еще 36%. Среди интересующихся доминируют россияне в возрасте 45 лет и старше. Среди самых молодых избирателей политизированными можно назвать не больше 28 %. Многие голосуют не из интереса, а из азарта, или по привычке, или за компанию, под влиянием предвыборной агитации. Хотя чужое мнение для нашего избирателя значит не много, отвечая на вопрос, к чьей позиции стоит прислушаться, формируя свой политический выбор, наш человек обычно говорит: к своей собственной. Для 28% значимо мнение членов семьи, родственников. Для 23%-мнение президента России. Слова любых других политиков что-то значат лишь для 11%, мнения журналистов и комментаторов-для 5%, артистов и спортсменов-2%. Молодежь чуть чаще прислушивается к мнению членов семьи, старики- к позиции президента. Еще один стереотип, распространившийся в последнее время: если раньше центрами оппозиции властям и их политике была «красная» деревня, то сегодня недовольство концентрируется в крупных городах. ВЦИОМ провел исследование политического поведения жителей 3 городов – Ростова-на-Дону, Тюмени и Хабаровска. Жители крупных городов более прагматично и жестко относятся к политике, у них существенно больше возможностей для личностной и карьерной самореализации, они меньше зависят от государства, более критично к нему настроены. Но это не значит, что они имеют установку голосовать за оппозицию или вообще не голосовать! Их политические пристрастия примерно соответствуют общероссийским. И партиям, конечно, предстоит всерьез побороться за их симпатии.». « вот и пришло время подводить итоги думской избирательной кампании. Стороннему избирателю она казалась довольно предсказуемой и скучной - но только не самим партиям-участницам, для которых результат выборов должен был стать либо «путевкой в жизнь», либо «белым билетом». С большой точностью был предсказан результат, показанный партией «Единая Россия»: отклонение менее 0,8% у ВЦИОМ, 1,1-у ФОМ, 1,3-у Левада-Центра. Не совсем точно предсказали результат КПРФ ФОМ(-1,6%) и ВЦИОМ(-1,2%), а наиболее близок к итогу ЦИК оказался прогноз Левада-Центра(-0,4%). Результат ЛДПР почти точно предсказал ВЦИОМ(+0,2%), а результат «Справедливой России»-Левада-Центр(-0,2%).

В чем секрет поразительного единодушия в оценках совершенно разных и довольно жестко конкурирующих между собой социологических служб «большой тройки»? Сами социологи говорят о том, что прогнозы, базирующиеся на данных массовых социологических прогнозов и современных математических моделях, а также уровень социологической экспертизы становятся все более точными и надежными.».

Таким образом, можно сделать вывод: 1) чужое мнение для нашего избирателя значит не много; 2) жители крупных городов более критичны и самостоятельны в политике; 3) при огромных возможностях влияния СМИ на общественное мнение, уровень социологической экспертизы становится все более точным и надежным.


Список использованной литературы:

1.Российская газета

2.Газета Ветеран

3.Газета Куюргаза

4.Интернет

5.Обществознание. 11класс. Л.Н Боголюбов.


Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи-тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы-борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение - это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви-деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси-хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами-лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото-графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про-грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби-рателя идеи. Следующий вид - негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призыва-ющий голосовать за кандидата («Мы - за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та-ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще-ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель-ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти-руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со-временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо-му определить собственную политическую позицию. 7ШОсновные понятия: средства массовой информации. f^is Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.
1. Проверьте себя
1) Что входит в понятие «средства массовой информации»? 2) Чем массовая информация отличается от обмена информацией в межличностном общении? 3) Каковы политические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности различных видов массовой политической информации? 5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя? 6) Как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия? 7) При каких условиях избиратель может противостоять политическим манипуляциям с использованием СМИ?
Подумайте, обсудите, сделайте
Подумайте о следующих фактах, имевших место в на
чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об-
щины колонистов - немцев и англичан, предки которых
давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,
сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с
внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив
шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на
острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог
да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь
в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о
том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова
вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно
шения между общинами стали враждебными. Какие выво-
ды о значении политической информации можно сделать из
этой истории?
Оцените следующие факты. В середине XX в. для то
го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние
5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около
30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить
по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.
В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,
тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,
затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,
а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из
этих фактов.
Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал:
«Если собака кусает человека, это не новость; новость - ес
ли человек кусает собаку». Отражает ли это высказывание
сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли
кается с этими словами?
Проследите, как освещается какое-либо значительное
событие, происходящее одновременно с изучением данной
темы, в одной из центральных газет, в одной из информа
ционных программ радио и в одной из информационных
программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.
5. Проведите небольшое социологическое исследова
ние - анкетный опрос ваших одноклассников на тему
«Мой главный источник политической информации». Ре
зультаты исследования обсудите в классе.
6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес
к массовой информации, памятку под названием «Как ориен
тироваться в материалах СМИ» (вариант названия: «Лоцман в
море политической информации»). Обсудите ее в классе.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент из работы современного политолога.
Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.
Наибольшие перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возмож-ностей существующей системы представительной демокра-тии и развития процессов так называемой «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в исполь-зовании Интернет-технологий для следующих целей:
расширения доступа избирателей и СМИ к законотвор
ческой деятельности;
снижения издержек по формированию ассоциаций и
объединений избирателей;
повышения эффективности обратных связей между из
бирателями и их представителями в законодательных орга
нах власти. Развитие компьютерной сети изменило во мно
гом характер политических коммуникаций, позволив
устанавливать одновременный контакт между миллионами
людей.
Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном
обществе. - СПб., 2001. - С. 87.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит смысл «электронной демократизации»? 2) Каким образом может быть расширен доступ избирателей к законотворческой деятельности? 3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей? 4) В чем состоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных ор-
ганах власти? 5) В чем заключается преимущество Интернет-технологий перед возможностями традиционных СМИ? 6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможностях, которые открывает Интернет для развития демократии.
Об этом спорят
Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных: что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры? Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов? Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, де-мократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе? В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан? Какой тип демократии формируется в информационном обществе?
Выберите вопросы, представляющие для вас наибольший интерес, и предложите обсудить их в классе.


Н. В. Абцешко, Е.В. Тимошевич,
студенты Института социально-гуманитарного образования,
Белорусский государственный экономический университет

Аннотация. В данной статье говорится о влияние СМИ на общественное мнение. Рассмотрены основные виды манипуляции и приемы СМИ, которые помогают манипулировать общественным мнением.
Ключевые слова: СМИ, общественное мнение, манипуляция, пропаганда.

Influence of the media on the public opinion

Abstract. This article deals with the influence of media on public opinion. The main types of manipulation and media techniques that help manipulate public opinion.
Keywords: media, public opinion manipulation, propaganda.

Цель исследования – изучение особенностей влияния СМИ на формирование общественного мнения.

Задачи исследования :

  1. Определить проблему влияния СМИ на общественное мнение.
  2. Рассмотреть приемы и механизмы, которые СМИ используют для манипуляции на общественное мнение.

Проблематика роли средств массовой информации на общественное мнение актуально на протяжении многих столетий. В начале XX века, когда окончательно появились и вошли в массовый обиход такие средства передачи информации как: телефон, телеграф, радио, кинематограф, появилось гораздо больше возможностей для массовой манипуляции людьми. Информация стала доступна, для всех слоёв общества. Таким образом, изменилась политическая коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели.
Актуальность исследования состоит в том, что массовая коммуникация стала отображением всей информационной среды общества, а средства массовой информации – важнейшим общественным, в том числе политическим, инструментом воздействия.

С середины XX века многие зарубежные ученые стали заниматься вопросами изучения влияния средств массовой информации на общественное мнение, тем самым доказав, что средства массовой информации могут являться хорошим манипулятором. Так, например, была выявлена взаимосвязь между темами в СМИ и настроением общественного мнения путем математического анализа социологических данных и контент-анализа газетных статей и телевизионных сюжетов. Именно тогда и было введено понятие «повестка дня», определенное как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной отрезок времени. «Установление повестки дня», т.е. внедрение данного набора в сознание аудитории, явилось основной деятельностью средств массовой информации.

В Советском Союзе осуществлялся пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: «Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы», советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват упомянутых средств привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.

Средства массовой информации влияют на среднего потребителя настолько сильно, что могут сформировать общественное мнение в необходимом им направлении.

Самую большую угрозу для нашего общества представляют СМИ, когда предстают перед нами в роли политического манипулятора. Манипулирование – скрытое правление политическим сознанием и поведением людей с целью заставить действовать вопреки собственным интересам.

Зачастую в основе манипулирования лежит обман и ложь. Манипулирование в политике является способам социального управления. Этот процесс осуществляется незаметно для управляющих, не требует больших материальных затрат, необходимых для подкупа политических противников, не влечет за собой жертв и крови. Несомненно, что основным инструментом политического манипулирования являются СМИ. Они обладают всеми возможностями для воздействия на сознание масс.

Методика всеобщего манипулирования проста. Во многих случаев она базируется на попытке воздействовать на человека по таким каналам, которые меньше всего контролируются осознанно. Результатом действий является внедрение в массовое сознание социально-политических мифов.

Социально-политические мифы – это иллюзорные идеи, которые утверждают определенные ценности и нормы и воспринимаются обычно на веру, без рационального осмысления. Мифы являются основой всей ложной картины мира, которая создается манипуляторами. Таким примером является, СССР, когда базисом коммунистической системы манипулирования были мифы о частной собственности как о главном побудителе зла, о том, что единственно верным социальным учением является марксизм-ленинизм и т.д .

Можно сделать вывод о том, что художественная реальность, создаваемая средствами массовой информации, изменяет реальность мира и является основным политическим манипулятором. СМИ обладают монополией на информацию и поэтому определяют приоритеты событий. Каждый день во всем мире происходит огромное количество событий. Но на наше обозрение выводится только та часть, которую СМИ вводят в сферу внимания. Это главная предпосылка для манипуляции.
Благодаря способности выражать различные мысли с помощью словосочетаний один человек может воздействовать на восприятие окружающей действительности другого человека.

Так же манипуляция СМИ заключается в необходимости интерпретировать и комментировать факты. Все здесь определяет журналист, какими словами опишет события, что подчеркнет, в какой контекст вмонтирует и т.д.

Особенно открыты манипулятивные возможности СМИ проявляются в ходе избирательных кампаний. Наиболее эффективно они управляют результатами социологических опросов. Одну и ту же цифру можно подать по-разному. В одном контексте ее можно представить, как успех, в другом - как поражение.

Метод манипулирования привлекает всех политиков и всех тех, кто любой ценой стремится к успеху. Манипуляторов невозможно поймать и привлечь к ответственности.

Методика процесса манипуляции несет в себе использование большого количества определенных методов для воздействия на разум людей. С помощью информации, происходит манипулирование сознанием. У СМИ достаточно возможностей для манипуляций: они преднамеренно искажают реальную информацию, недоговаривая об одних фактах и выдавая другие и т.д.

Общественное мнения – это форма массового сознания, отражающая интересы, настроения, чувства различных групп людей к фактам и явлениям общественной жизни. Субъект общественного мнения можно выделить как: различные общности, в рамках которых формируется и выражается общенародное мнение . Объектом общественного мнения являются событие, явление, процесс, социальный факт то, по поводу чего складывается общественное мнение. Можно выделить следующие этапы формирования общественного мнения:

  1. получение и оценка информации;
  2. формирование общественного мнения путем обмена индивидуально-групповыми точками зрения
  3. выражение в вербальной форме
  4. выражение в поведенческой форме.

Основные функции общественного мнения – информационная и регулятивная. Наряду с ними реализуются дополнительные функции – контрольная, консультативная, директивная, оценочная.

Основными направлениями исследований по изучению общественного мнения являются:

  • политика (избирательные кампании, отношение к властным структурам, приемлемость политических решений);
  • социальная сфера;
  • бизнес (потребительский рынок, рекламный рынок).

Основными аспектами влияния СМИ на общественное сознание является воздействие на все половозрастные группы населения, изменение сознания, по средствам повторения определенной информации, уменьшение личного пространства человека, в котором он мог бы находиться без воздействия рекламы либо иной информации целевого назначения.

Существуют следующие механизмы и приёмы психологического воздействия, чтобы донести информацию до аудитории. Это внушение, убеждение, психическое заражение, приёмы убеждения, завоевания аудитории, аргументации. Многие приёмы СМИ крайне не этичны и не корректны, так же стоит помнить, что независимых СМИ не существуют, все они имеют владельцев и спонсоров преследующие свои цели и интересы.

Реклама в СМИ, в немалой степени, формирует мировоззрение современного человека, обращаясь при этом к эмоциональной сфере, а не к сознанию зрителя. Именно реклама навязывает деструктивные стереотипы поведения, не свойственные традиционной культуре. Основная роль при этом принадлежит телевидению и интернету.

Общественное мнение, часто подвергается негативному воздействию со стороны средств массовой информации. Однако то же самое общественное мнение может взять на себя функции контроля и защитить общество от потоков негатива . В РФ в 2000 г. была создана общественная организация «Родительский комитет», которая проводит анализ кино-, теле, аудио-видео, печатной и рекламной продукции, способной причинить вред нравственному, психическому, духовному и психическому развитию детей и подростков по следующим категориям:

  • демонстрация и пропаганда насилия;
  • демонстрация и пропаганда жестокости;
  • эротический и порнографический характер информации;
  • пропаганда асоциального и антисоциального поведения;
  • пропаганда потенциально опасных видов деятельности;
  • демонстрация и пропаганда оккультно-мистических практик и ритуалов;
  • пропаганда деструктивных религиозных идей и учений, использования деструктивных психотехник;
  • демонстрация и пропаганда разрушения семейных ценностей.

За последние несколько столетий роль СМИ колоссально возросла, контент стал общедоступен, узнать новости можно через смартфон, в любой точке мира. Влияние СМИ может быть как положительным, так и отрицательным, СМИ должны функционировать независимо от государства, и освещать ситуацию с разных сторон, это является базисом функционирования гражданского общества. Различные СМИ по-разному освещают события, заголовки и содержание могут колоссально отличаться. Новости по Сирии и события на Востоке Украины, в зависимости от направленности отличаются. Когда мы читаем заголовок на российских источниках можно прочитать и услышать, что неудачную бомбардировку в Сирии с жертвами осуществила коалиции во главе с США, западные СМИ, во всём обвиняют Россию и правительственные войска, к примеру, до сих пор не ясно какая из сторон ответственна за бомбежку гуманитарного конвоя ООН, и таких примеров только по Ближнему Востоку и Украине огромное количество.

Так же СМИ при освещении события: демонстраций, массовых беспорядков, шествий и т.д. колоссально расходятся в количестве участников, для введения публику в заблуждения могут использоваться грязные приёмы: демонстрация материалов с других мероприятий, определённые ракурсы и т.д.

Что бы отвлечь внимание от значимых проблем, СМИ насыщает информационное пространство малозначительными сообщениями. Прием актуален для того, чтобы не дать гражданам возможности получать реальную информацию конкретного события. Примером является «маленькая победоносная война». Государство затевает маленькую победоносную войну для отвлечение от внутренних проблем и которая будет максимально озвучено в СМИ.

СМИ всегда крайне эмоционально освещают определенные события и дают ему оценку. В этом и отличие ученного от журналиста. Это было ещё отмечено в работах М. Вебера.

Также СМИ навязывают гражданам как надо жить, во что одеваться и т.д. Можно сделать вывод, что СМИ накладывают отпечаток на ценностную ориентацию общества.

СМИ знают, какие новости необходимы человеку, зачастую лучше, чем он сам. Масс-медиа обладают не малым влиянием и в немалой степени управляют общественным сознанием.

В итоге можно сказать, что СМИ действительно 4 власть, которая играет немаловажную роль в жизни человечества. Что бы получить более-менее достоверную информацию, надо рассмотреть её с разных сторон, и в интерпретации различных источников, всё подвергать сомнению и избегать журналистских приёмов, которых существует немало. Монополия государства на СМИ может привести к ситуации, которую мы сейчас наблюдаем в КНДР. СМИ откладывают весомый отпечаток на наш образ жизни, идеологию и ценностно-культурные установки.

В информационную эру, информация общедоступна и массово. Без труда можно найти новость, которая нас интересует, несколькими нажатиями клавиш смартфона. Но так конечно было не всегда, ещё несколько столетий назад новости были доступны, только элитарным слоям, а не заточены на широкие массы, информация могла идти к получателю месяцы.
В работе были даны определения понятию общественного мнения и расписаны этапы его формирования. Описаны приёмы и механизмы воздействия на общественное мнение и приёмы манипуляции.

Литература

  • Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. 456 с.
  • Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
  • Плющ, А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 77-86.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной а гит ации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданам и, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Они могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение - это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.

Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или видеофильм, обычно снятый по принципу рекламного ролика (малой формы киноискусства).

В политической психологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фамилию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроник и, фотографии. Второй вид клипа должен представить программу кандидата в виде одной привлекательной для избирателя идеи. Третий вид - негативный материал о сопернике, например негативные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призывающий голосовать за кандидата («Мы - за него!»).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах, имеющих систему выборов.

В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов таких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощущение соревнования, побуждает следить за ходом избирательного марафона. Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориентируясь на мнение большинства.

Опыт новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно- политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата.

Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, армия, церковь, община, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются с ними, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте, его влияние в результате изменяется.

Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях современных СМИ, их плюсах и минусах помогают каждому определить собственную политическую позицию.

    Основные понятия: средства массовой информации.

    Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.

Загрузка...