Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Имам Хусейн (мир ему!) с точки зрения суннитов

Сын Фатимы и Абу ибн Абуталиба - Хусейн появился на свет в четвёртом году Хиджры, в месяце Шаабан, третьего числа. Посланник Аллаха (с.а.с.), как только узнал о рождении внука, тотчас поспешил в дом своей дочери и попросил принести младенца. Запеленав ребёнка в белую материю, Асма принесла Пророку (с.а.с.). Взяв младенца, Мухаммад (с.а.с.) прочёл ему в правое ухо азан, в левое - икамат.

После того, как был рождён этот благословенный младенец, Джабраил спустился к Пророку Мухаммаду (с.а.с.), сказав ему: «Мир тебе! Назовите ребёнка именем младшего сына Харуна - по арабски это будет «Хусейн». По отношению к тебе Али будет как Хусейн по отношению к Мусе, разница лишь та, что пророков после тебя уже не будет». Так что. Это имя было даровано Хусейну Всевышним Аллахом. А на седьмой день после рождения внука Пророка (с.а.с.) Фатима принесла овце в жертву, после чего постригла младенцу волосы и раздала милостыню серебром на вес этих волос.

Хусейн воспитывался целиком и полностью своим дедом - Пророком Мухаммадом (с.а.с.), от своего рождения и до смерти своего воспитателя. И все окружающие видели, насколько безгранична любовь Пророка (с.а.с.) к своему внуку.

Однажды Умар ибн Хаттаб вошёл в жилище Пророка (с.а.с.), и увидел Хасана и Хусейна на спине Пророка. Увидев обоих на этом святом месте, он немедленно воскликнул: «Насколько же прекрасен осёдланный вами!». Пророк (с.а.с.) немедленно ответил: «А какие же прекрасные они всадники!». Мало кто понимал в то время. Что же именно имеет в виду Пророк (с.а.с.), говоря это, поскольку оба ребёнка были… они и были просто детьми. А Мухаммад (с.а.с.) очень любил их обоих, ведь он уже сейчас видел судьбу каждого их них.

Но всё же именно к Хусейну Пророк (с.а.с.) испытывал особенно сильную любовь. Он играл с ним постоянно, исполняя многие его желания. О силе его любви к своему внуку говорят и хадисы Пророка (с.а.с.). Так. Однажды он обратился к Фатиме, выйдя из дома Айши, и сказал: «Неужели вы не знаете о том, что слёзы Хусейна причиняют боль мне?»

Также, со слов Фатимы до нас дошёл следующий хадис: «Я отправилась к отцу, вместе с Хусейном и Хасаном. Мухаммад (с.а.с.) в это время находился при смерти, болел. И я сказала ему: «Посланник Аллаха, я привела к тебе обоих своих сыновей. Не хочешь ли ты оставить им что-нибудь из своего наследства?» Он ответил мне: «Конечно же. Хасану я оставлю свою доблестную внешность, а также великодушие. Хусейн же примет в наследство мою смелость и мою отвагу»»

И действительно, в дальнейшем Хусейн оказался чрезвычайно мужественным человеком, обладающим большой степенью смелости. Было много людей на свете, которые в памяти своих потомков остались людьми с развитыми хорошими качествам: некоторые поражали своей храбростью в боях и боевыми подвигами, другие же добродушием и свой безграничной щедростью, а иные - великодушием и честностью. А Хусейн был тем человеком, который по воле Аллаха вобрал в себя все лучшие качества, которые могут быть у человека.

Первые шесть лет своей жизни Хусейн жил рядом со своим дедом, который его сильно любил. После кончины же Великого Пророка (с.а.с.), он провёл порядка 30-ти лет с Абу Турабом, своим отцом. Когда правил его отец, он с Хасаном, своим братом, используя любую возможность, выражал личный протест против тех, кто пытался захватить халифат и вставал на защиту религии Всевышнего, и территорий и власти своего отца. Однако вскоре скончался и Хайдар, следом отошёл в мир иной и брат Хасан. Однако Хусейн смирился со своей судьбой, ведь понимал, что воля Всемогущего Аллаха распространяется на всё и нет того, что не было предопределено Им.

Муавийат, который в это время правил Шамом, был правителем милосердным и добрым к своим подданным, он очень уважал ахль аль-байт Мухаммада (с.а.с.). Если все были голодны, то и он не ел и не пил. Муваийат не делал ничего, прежде не посоветовавшись с Хусейном. Когда он отправился в Мекку, чтобы совершить Хадж, то заболел на обратном пути. И когда он вернулся домой, то понял - осталось ему совсем немного. Он подозвал Йазида - своего сына, и оставил завещание. Муавийат поручил халифат Йазиду и заключил договор об том. Жители Шама согласились с этим, признавая авторитет и качества Йазида.

Также, Муавийат вверил ахль аль-байт Йазиду, наказав не обижать их, строго предупредив о том, чтобы он не вздумал убивать Хусейна. П в завершение наказал передать халифат Хусейну, когда тот подрастёт, объяснив, что быть халифом - это право ахль аль-байт, а вовсе не их. Так, сделав своё завещание, и покаявшись перед Аллахом, Муавийат отправился в Ахират.

Похоронив своего отца, Йазид сел править на трон. Начал он царствование, устраивавая радостные сборища для всего своего окружения. Не выполняя завещания, оставленного им отцом, Йазид не оказывал никаких почестей потомкам Мухаммада (с.а.с.). Он совершенно перестал выплачивать жалование им, а кроме того, не делал для них абсолютно ничего, кроме плохого.

Отдалив от себя тех людей, которых его отец лично привёл в Шам и заботился о них, как о своих самых близких людях. После того, как умер Муавийат, для Хусейна и его семьи не было больше ни одного дня, свободного от забот и тревог со стороны Йазида.

Хусейн отправился к своей сестре Сакине. Поделившись с ней собственными переживаниями по поводу Йазида, он сообщил ей, что желает вернуться в Мекку и Медину, на родину своих предков. Согласившись с братом, она сказала, что на это всё же лучше попросить разрешения у Йазида. Зная о его коварстве, и о том, что Йазиду попросту нельзя было доверять, они не решились уходить без его на то разрешения.

И Хусейн написал Йазиду письмо, в котором сообщил о том, что хочет покинуть Шам. А Йазид ответил ему в грубой форме, то тот может идти, куда сам захочет. Собрав всю свою семью, семья Пророка (с.а.с.) вышла в путь. И они приехали в Медину, преодолевая на своём пути все тяготы дороги - жажду, голод и жару.

Отстранив в Медине от должно её правителя Марвана ибн Хакама, назначенного на этот пост Муйаватом, Йазид поставил на этот пост Валида ибн Утбата. И ко времени возвращения Хусейна в Медину, тот был уже полноправным правителем Медины. Марван получил письмо от Йазида, в нём ему был приказ: привести к присяге всех жителей Медины. И к Абдуллаху ибн Зубайру, и также Хусейну был отправлен человек, который потребовал от них присягнуть Йазиду. Хусейн с негодованием отверг это предложение. Кроме того, он изрёк очевидную истину. Он сказал, что халифат не доволен тем, кто не из ахль аль-байт Пророка Мухаммада (с.а.с.). И Йазиду этот ответ совсем не понравился. Поскольку, если следовать истине, пришлось бы оставить халифат. Разумеется, ему этого не хотелось, он хотел удержать власть в своих руках.

В дело вмешался и Марван, который намеревался повредить Хусейну, а также его семье.

В итоге семью Хусейна стали тревожить даже в Медине. И Хусейн вместе с Абдуллахом вместе отправились в Мекку. А Мекканцы же обрадовались их прибытию, радушно их встретив.

Для того, чтобы навести порядок в Басре, Куфе и земле Ирака, был назначен Ибн Зийад. В Куфе же уже стало известно, что Хусейн отказался от присяге Йазиду, отправившись в Мекку. И жители Куфы, любившие Али, собрались и начали думать о том, что им делать дальше. И все собравшиеся пришли к единому мнению: они не будут терпеть притеснений со стороны Йазида. То, что управление халифатом находится у Бану Умаййат, их не устраивало. И они все решили передать правление Хусейну.

Сулейман аль-Хазат встал, и вначале восхвалил Всевышнего. Потом произнёс салават Пророку, и после перечислил все караматы Али ибн Абу Талиба. И после этого он сказал: «Мы все являемся сторонниками его, также и Хусейна. А Хусейн сейчас, как никогда нуждается в нашей помощи» После чего он пояснил, что Хусейн был вынужден уйти в Мекку, когда начал опасаться козней людей Йазида и Абусуфьяна. И он задал вопрос присутствующим, помогут ли те Хусейну, или нет. «Если вы сейчас дадите слово помочь. И не измените обещанию, то у нас действительно есть возможность добиться того, чтобы Хусейн стал законным халифом, заняв полагающееся ему место. Поток Мухаммада (с.а.с.) имеет на это законное право». И все присутствующие дали ему слово помочь в этом. Абсолютно все дали твёрдое обещание отдать свою жизни за Хусейна, если потребуется и сделать всё, чтобы свергнуть Йазида. Тогда Сулейман повелел написать Хусейну письмо, после чего отправил гонца с посланием, написав его от имени всех, кто присутствовал в этот момент на собрании.

Гонец с письмом прибыл в Мекку, нашёл Хусейна, остановился у него. Передав ему письмо, он стал ждать ответа Хусейна. А тот, прочитав послание куфийфев и вникнув в их цель, долго хранил молчание. Вначале он ответил им, что не желает покидать Мекку и отказывается от их предложения, однако куфийцы не оставили Хусейна даже после отказа. Они посылали ему гонцов с письмами, которые приходили к Хусейну постоянно. Есть информация, что к Хусейну пришло порядка тысячи писем, в каждом их которых говорилось о притеснениях со стороны Йазида, и готовности Куфа выступить на стороне Хусейна. Желание свергнуть правителя-угнетателя становилось всё более и более осознанным и настойчивым. И им был нужен лишь Хусейн, как предводитель.

В итоге, Хусейну написали жители Ирака, в котором была угроза: «Если ты откажешься, оставив нас всех в притеснении, то ты будешь держать ответ завтра на Арасате». Это повергло Хусейна в смятение. Сжалившись над умой, он был вынужден встать на защиту религии, шариата Мухаммада (с.а.с.) Он наконец намерился отправиться в Куфу. Так и было предопределено Аллахом. Боясь Всевышнего, и полный жалости над умой, он взял перо и бумагу, написав ответ. Эту радостную весть гонец вёз в Куфу в сопровождении Ибн Укайла. И в этом же письме Хусейн назначал своего временного заместителя-имама - Муслим.

Встретив прибывшего в Куфу Муслима, жители города с радостью встретили его и немедленно принесли присягу Хусейну.

Обо всём об этом стало немедленно известно нынешнему правителю Куфы - Нуману ибн Баширу. Приезд Муслима с этим письмом ему не понравился, поскольку именно Йазидом он и был назначен на пост правителя, а разворачивающиеся события перечили нынешней власти. И он написал Йазиду в Шам, сообщив в письме о том, что вскоре прибудет Хусейн, готовый восстать против него.

Йазид незамедлительно вызвал Убайдуллаха ибн Зийада и сообщил тому весть о появлении Хусейна. Приказав ему собрать войско, он сообщил ему о скором походе.

Войско было собрано, оружие подготовлено и этой силой Убайдуллах вышел в путь. Войско вошло в Куфу ночью, пока спали все её жители. Вошло оно со стороны степи. А кроме того, Воины входили к город одетыми в одежду жителей Хиджаза. Куфийцы приняли их за людей Хусейна, и восклицали им: «Добро пожаловать!», когда видели. Им выражал радость каждый встречный. Ибн Зийад увидел, как здесь любят Хусейна, и увидел, насколько. Он ещё больше разгневался. Но гнев свой сумел подавить.

И он тайно вошёл во дворец правителя.

Собрав утром людей, он объявил им, что теперь они подчиняются ему. Разбранив людей Хусейна, он восхвалил Йазида, а после стал угрожать людям Куфы. Он грозил расправой всем недовольным правлением Йазида.

Услышав речи этого человека, Муслим пошёл к Нани ибн Урвату. Попросив убежища в его доме, он сообщил, что его жизни угрожает опасность, и ему нужно сменить место своего пребывания, и чем скорее, тем лучше. Нани показалось стыдным отказать Муслиму, и он принял его, хоть и не хотел.

Вскоре, к Муслиму начали ходить все те, кто желал присоединиться к Хусейну. Муслим записывал их имена, и вскоре их количество достигло двадцати тысяч.

Услышав об этой его деятельности, и о том, что он всё ещё в Куфе, сын Зийада поручил собственному слуге разыскать Муслима, обойдя Куфу. Ибн Зийад дал три тысячи дирхемов для того, чтобы тот сумел подкупить и войти в доверие к Муслиму. После долгих поисков, слуга сумел выследить Муслима. И, представившись гостем из Шама, сказал ему, что желает присягнуть Хусейну.

Узнав о местонахождении Муслима, вернулся к Ибн Зийаду и доложил, что тот находится у Ибн Урвата дома. И Убайдуллах отправил в этот дома группу вооружённых людей, поручив им привести Нани ибн Урвата к нему.

Когда Нани привели во дворец, то Урбайдуллах начал его вовсю распекать: «Неужели ты надеялся, что я не найду того, кто прячет Муслима?»

Ибн Арват понял, что амир знает обо всём и начал оправдываться, придав голосу учтивость: «О правитель! Ведь я и не думал приглашать его к себе домой! Я и впустил то его лишь потому, что он сам пришёл ко мне и попросил сдать ему комнату. А если же ты это не дозволяешь, то выгоню его. Только отпустите меня». «Ну смотри, если не приведёшь его ко мне, то не видать тебе своего дома» - погрозил ему правитель. «Я не приведу своего гостя к тебе, даже если ты пригрозишь убить меня» - смело ответил ему Нани. На этом вмешался Ибн Амр, уговаривая выдать правителю Муслима. Ибн Арват поклялся, что этому не бывать, покуда он будет жив. Ибн Зийад услышал это и так разгневался, что ударил его тем, что прежде всего попалось ему под руку. Нани же бросился на него, словно в него вселились тысячи львов, однако слуги Ибн Зийада его схватили, и увели в тюрьму.

До родных Ибн Урвата очень скоро стали доходить слухи о смерти Нани, и о том, что убил его Убайдуллах. Оседлав коней и вооружившись саблями, они поспешили ко дворцу, намерившись отомстить. Они приехали ко дворцу правителя и подняли у его входа шум.

Ибн Зийад услышал их и недовольно спросил, что же это за шум. Ему ответили, что пришли родственники Ибн Урвата. Показав им Ибн Урвата, он веле им идти домой. Увидев Нани живого, родня вернулась, сняв с души самые худые опасения.

А вскоре после этого Муслим атаковал дворец правителя, вместе с восемнадцатью тысячами всадников. Там их встретило войско Убайдуллаха, находящееся в крепости. Произошло кровопролитное сражение между двумя войсками. В самый разгар лютого сражения, на самом высоком месте поднялся Ибн Шихаб, начав громким голосом выкрикивать угрозы. Он кричал: «Присягнувшие Хусейну сторонники Муслима! Вы в беде! Прибыли из Шама войска Йазида, они разгромят вас! Лучше пберегите самих себя и не сражайтесь зазря! Если же вы не прекратите бесполезное сражение, тот Убайдуллах дал клятву, что больше никогда не сжалиться над вами!» Поверив ему, воины Муслима разбежались, напуганные.

Эффект от угроз был такой, что уже к вечеру остались всего десять всадников, верными присяге. А когда Муслим зашёл помолиться в мечеть, то исчезли и те десять.

Муслим был изранен, измучен и попросту удручён изменой всех тех людей, на которых он столь рассчитывал такое долгое время. Сев на своего коня, он поехал по куфийской улице, в печали. И не было более никого, кто мог бы его тут приютить.

У ворот одного их домов, Муслим увидел женщину и поприветствовал её. Та ответила ему и спросила, не нуждается ли он в чём либо. Муслим спросил у неё воды. Женщина вынесла ему воды. Когда Муслим напился, то она спросила его, откуда же он. «Я - всего лишь чужестранец, которого покинули друзья и которому некуда пойти» - ответил Муслим женщине. Женщина спросила, откуда он. Муслим рассказал, откуда он, упомянул и то, что является двоюродным братом Хусейна. Сказал и о своей миссии. Женщина прослезилась, завела Муслима в свой дом и начала заботиться о нём, словно о брате. Выделив ему отдельный угол, она прятала его ото всех и оказывала ему всевозможное гостеприимство.

А тем временем Убайдулах всё суетился и бесновался, говоря, что не может спокойно жить, пока жив Муслим. А тому же, кто приведёт его, он пообещал 10000 дирхемов. Об этом было объявлено на каждом углу.

Женщину, приютившую Муслима, звали Тават. У неё был маленький сын, который и рассказал по своему неведению о госте своему другу. И так стало исвестно о местонахождении Муслима.

Воины, во главе которых стоял Мухаммад ибн Ашас, отправились за Муслимом. Ради десяти тысяч дирхемов воины были готовы на многое.

Когда Муслим услышал стук копыт на улице, то он понял, что это пришли за ним. И он тотчас же оседлал коня, схватил оружие. Поблагодарив Тават за оказанное гостеприимство, он попросил её, чтобы она открыла ему ворота. Как только она отворила их, он тотчас же с сердцем, исполненным гнева, львом выскочил на пределы двора и ринулся в толпу врага. Сражался он вдохновенно, с помощью Аллаха убив множество врагов. С ним никак нельзя было справиться, и тогда Ибн Зийад повелел Ашасу обещать безопасность Муслиму. Когда к Муслиму было обращение с предложением сложить оружие в обмен на жизнь, то он заявил: «Гарантии от коварных людей мне нужны, в них нет ни капли смысла!» - и вновь бросился в бой, с именем Аллаха на устах!

Но он и сам был ослаб, сражаясь и убивая в течение долгого времени. Особенно он ослаб из-за сильной жажды. Он сумел пробиться через ряды врагов и сел у стены. Но враги вновь напали на него, и ему пришлось подняться. Его раны кровоточили, а силы полностью иссякли. В итоге. Он попросту невольно ослабил хват и повалился с коня. Враги схватили его и обезоружили. В беспамятстве он попросил воды, на что Ибн Амр аль-Бахили ответил ему, что он сейчас выпьет из рога смерти заместо воды. Тогда Муслим воскликнул: «Куфийцы! Неужели не дадите мне даже выпить воды?» Раб Амра ибн Харса, Кайс, подбежал к нему с кувшином воды и ковшом. Набрав воды в ковш, он дал её Муслимо. Однако Муслим не смог её выпить, поскольку кровь, которая так и сочилась у него с лица, вмешивалась с водой. А он не хотел пить окровавленную воду.

Пленённого Муслима повели во дворец к Убайдуллаху. Человек, стоящий с Муслимом рядом, повелел тому приветствовать повелителя, на что Муслим ответил: «Он мне не правитель!». Это вызвало негодование со стороны Ибн Зийада, который вступил с ним в спор. Дискуссия их продолжалась долгое время, Муслим спорил ожесточённо, в итоге сказав: «Разве не отняли халифат силой?»

Убайлуллах приказал человеку из Шама отрубить Ибн Укайлу голову. Этому человеку доставалось от Муслима и раньше, потому он это сделал. Муслим умер смертью Шахида.

После этого от Ибн Зийада поступил приказ убить и Нани. Мухаммад ибн Ашас стал смиренно уговаривать правителя не убивать Нани, так как тот принадлежал к уважаемому и почитаемому многочисленному роду, который почитался в Куфе. Если убить его, то его родня немедленно восстанет. Но правитель не пожелал слушать этого.

Нани повели на рынок, связав сзади руки. Ему ничего не сказали о его судьбе, но он догадался обо всём сам и только молился. Слуга Ибн Зийада - Рашид - подошёл к нему и ударил его мечом. Нани не умер, а лишь скорчился от боли, возжелав, чтобы эти мучения были искуплением его грехов. Рашид вновь нанёс ему удар мечом, и теперь убил его. Нани также умер смертью шахида.

Ибн Зийад послал Йазиду в Шам спару своих верных всадников с головами убитых. Также он написал Йазиду письмо, в котором в подробностях описал всё произошедшее. Гонцы доставили Йазиду и головы и письмо.

По приказу бесправного правителя халифата, головы повесили у ворот Шама, а обоим гонцам Йазид вручил по 10000 дирхемов.

В другом сказании говориться о завещании Муслима, которое тот сделал перед собственной гибелью. В тот день, когда он должен был отойти в Ахират, он попросил, чтобы к нему привели кого-нибудь из курайшитов. Ибн Саид пришёл к нему, сказав: «Сделай завещание». В свою очередь, Муслим произнёс шахада, и попросил предать его земле. А потом попросил продать за дирхем его кольчугу, и передать деньги указанному человеку, так как был ему должен. А известие о том, что Хусейн выехал из Мекки встревожило его и он попросил предупредить того обо всём, что твориться в Шаме, побоявшись, что и его казнят.

А в Ираке в это время происходило следующее:

Когда Муслим с письмом отправился в Шам, Хусейн пошёл к сестре, чтобы сообщить ей о предстоящем. Он велел приготовиться к дороге и собраться всё, что необходимо к отъезду. Решение Хусейна его сестре не понравилось, и она уговаривала его остаться, пока не кончиться мухаррам.

Страх её был связан с тем, что она слышала одно предсказание Мухаммада (с.а.с.) по поводу Хусейна. «Слышала я от нашего дедушки (с.а.с.), что он говорил: «кровь Хусейна будет пролита в месяц мухаррам»» - сказала она Хусейну.

Плача о брате, она уговаривала его подождать до конца месяца, но Хусейн так и не захотел отложить поездку. «Если это решение Всевышнего - то я с эти согласен. Я никак не могу нарушить своё обещание и оставить в опасности народ Ирака!» - сказал он ей.

Узнав о намерении Хусейна приехать в Куфу, Умар ибн Харс пришёл к нему и попросил у него разрешение сказать ему своё мнение на этот счёт. Хусейн позволил. Тогда сын Харса почтительно сказал: «В то время. Пока в Ираке правят наместника от Йазида, не стоит тебе туда отправляться. Казна в их руках, а люди нынче стали рабами дирхемов. Ты не будешь там в безопасности, тебе стоит всё же остаться в Мекке».

Подошёл к нему и Ибн Аббас в сопровождении нескольких людей. Подойдя, спросил: «Говорят, что ты собрался в Ирак. Это правда?» «Я намереваюсь отправиться туда на днях, иншалла» - ответил ему Хусейн. «Мы будем умолять Аллаха, чтобы он уберёг тебя от этого» - сказали они, выражая своё несогласие. «Если же жители Куфи призовут тебя, свергнув своего правителя и позвав тебя на трон, то это другой разговор. А они приглашают тебя в то время, когда там уже есть правитель. А это уже смута. Это небезопасно, ведь тебе придётся сражаться там, а куфийцы тебя не поддержат!»

Весть о том, что Хусейн собрался в Хуфу дошла и до мединцев. Они, торопясь, написали ему письмо, в котором просили его ни в коем случае не ехать в Ирак.

Отговаривал его и Абдуллах ибн Зубайр. «Если тебе необходим халифат, мы присягнем тебе здесь» - сказал он.

Однако Хусейн не поддался на многочисленные уговоры не покидать Мекку. Он не изменил данному куфийцам слову, сказав, что выхода нет.

«Если ты не желаешь отменить поездку, то не бери хотя бы с собой жён и детей» - прсоил его Ибн Аббас. Однако Хусейн отказался также и от этого.

И вот, вопреки всем уговорам и доводам, внук Пророка (с.а.с.) вышел в путь.

Встретив путника, который шёл со стороны Ирака, он спросил его по поводу происходящего там. «Сабли людей вместе с бану Умаййат, сердца же их с тобой!» - был ответ путника.

Когда Хусейн остановился в месте, откуда бил источник воды, то встретился ему Абдуллах ибн Мути. «Куда ты держишь путь, о внук величайшего из Его созданий?» - спросил его тот. Хусейн ответил, что держит путь в Куфу. Абдуллах, словно в сговоре со всеми остальными, начал отговаривать его. «Если ты захочешь вернуть тебе халифат и потребуешь этого, то тебя не пощадят. Не иди на верную смерть, прошу тебя ради Господа Твоего!» - говорил он Хусейну. Но Хусейн понимал предопределение Аллаха, а потому попрощался и продолжил путь.

Он узнал о гибели Муслима, когда остановился в Таглабиййате. Хусейн заплакал, и начал напевать арабские стишки в утешение. Теперь он понял, что люди их Куфы, вопреки их словам, нарушили своё слово и продались бану Умаййат.

Прочитав молитву за Муслима, он сказал: «По отношению к тебе осуществилось решение Всевышнего Аллаха, и вскоре мы последуем за тобой».

Его сподвижники начали советовать отменить поездку в Ирак. Бану Укайл это предложение отвергли и поклялись именем Аллаха, что обратно не вернуться. «Мы отомстим за Муслима, или умрём там же, где погиб и он!» - заявили они. «И мне этот мир без вас не нужен, в таком случае» - добавил Хусейн к их словам. И так Хусейн двинулся дальше, со всеми своими сподвижниками.

Добровольцев, которые примкнули к его рядам, также было много. Но после всех новостей, которые настигли их, Хусейн обратился к своему войску: «Если кто желает вернуться, то поступайте, как знаете. Вам не будет упрёка с моей стороны». И он попросил потушить огни этой ночью, чтобы тот, кто решит уйти, могу сделать это скрытно. И узнав о предстоящем, некоторое количество покинуло Хусейна. Осталось 82 человека, также некоторое количество примкнувших.

В это же время войску встретился человек, который был среди арабов очень почитаем. И он также просил Хусейна вернуться на родину его деда (с.а.с.), а не идти саблям куфийцев. «Я знаю обо всём об этом, но мне необходимо ехать в Куфу. Таково решение Всевышнего, и я им доволен» ответил ему Хусейн.

И вот до Куфы осталось два дня пути…

(Продолжение следует)

Те же Омейады, выступавшие с войском против халифа Али, продолжили свою вражескую позицию и по отношению к внукам Пророка Мухаммада – Хасану и Хусейну. По утверждениям Месуди Халиф Хасан был отправлен Муавией, ибо Муавия считал его своим прямым конкурентом на пути к вершине халифата. Отравление было организовано посредством жены халифа Хасана. Когда внук Пророка Мухаммада был отравлен, радости Муавии не было предела, узнав эту весть, Муавия бросился плясать, в голос распевать песни, так рад он был тому, что Хасан был устранен с политической арены халифата. Брат халифа Хасана, халиф Хусейн был убит сыном Муавии - Йезидом в событиях при Кербеле.

Исторические источники упоминают, что Йезид был чрезвычайно рад этому и глумился над телом убитого внука Пророка, палкой катая отрубленную голову халифа по земле, при этом продолжая оскорблять покойного. Сестра Хасана и Хусейна – Зайнаб, внучка Пророка Мухаммада, из-за опасений, что она может сплотить вокруг себя мусульман и вызвать восстание против Муавии, была предусмотрительно изгнана подальше от столицы без права возвращаться в нее когда-либо. Никогда не забывайте, что именно Омейады были убийцами внуков Пророка Мухаммада, при этом имея бесчестие оправдывать свои действия интересами и чистотой Ислама и, как ни печально, сумели таки запечатлеть в истории свое имя как яростных радетелей и просветителей Ислама.

Мы не хотели бы вдаваться в детали этих событий и искать виновного в начале тех войн. Мы лишь хотим показать, насколько надежными (!) радетелями Ислама были Омейады, привнесшие в Ислам тысячи хадисов, человеческих измышлений и добавлений, спровоцировавших разделение единой мусульманской уммы на мазхабы. Хадисы, придуманные и привнесенные в Ислам при Омейадах, позднее уже во времена Аббасидов (естественно с добавлением хадисов Аббасидского изобретения) были канонизированы и превратились в собрания хадисов. Эти хадисы и стали тем гнилым фундаментом, который расколол единство уммы на мазхабы. Именно при них халифат стал переходить по наследству, от отца к сыну. Они присвоили себе право быть халифами. С одобрения этих халифов были сформированы основные мазхабы и написаны десятки собраний хадисов. Но ответьте себе на вопрос: могут ли быть надежными и внушающими доверие хадисы, придуманные в угоду мазхабов, при прямом попустительстве и поощрении убийц внуков Пророка Мухаммада? Конечно же, нет. Однако большая часть историков Ислама пытается показать Сиффинскую битву как ошибку в доктрине халифа Али, ошибку иджтихада, тем самым оправдывая власть Омейадов. Но ведь это совершенно естественно, что люди, получившие власть насильственным путем, будут стремиться показать правомочность и правоверность своей власти, и уж всяко позаботятся о том, чтобы историки написали в летописях то, что выгодно и превозносит их власть.



Но, как гласит древнетюрская пословица, – глиной Солнце не испачкать, так и Омейадам не скрыть своих преступлений против Ислама. До прихода Омейадов не было наследственной передачи власти в халифате, как не было и иного источника Ислама, кроме Корана. Скромная жизнь Пророка и четыре праведных халифа сменилась роскошью дворцов, помпезностью одеяний и убранств, бесконечными церемониями. Духовная власть стала синонимом денег и власти, а халифат стал внутрисемейным султанатом, где сын наследовал власть от отца. Словом, пословица рыба тухнет с головы, точно описывает положение этого периода. Омейадские халифы славились своими винными пиршествами, к примеру. Или же вспомним скандально известного Валида, наследовавшего халифат вопреки откровенной критике Корана, ему не нравились некоторые аяты Корана и он считал возможным критиковать их и считать ненужными. (см. Масуд 3/228, Исфахани 7/49, Ибн-ль Ясир 5/290).

Хадисы стали записываться как раз в этот период. Однако во время записи хадисов слова передатчиков часто путались с преданиями и легендами. Несмотря на то, что эпоха Омейадов славилась свои активным хадисотворчеством, до нас не дошло ни одного собрания хадисов в виде книги, относящегося к этому периоду. Кутуб-и ситта (собрание 6 книг самых известных хадисов) были изданы в виде книги уже позднее, во времена правления Аббасидов. Если принять во внимание, что изданные хадисы были сочинены в эпоху Омейадов, то есть источниками их были Омейадские халифы, то становится понятна причин ужасающего искажения Ислама, допущенного в период хадисотворчества.

Еще раз подытожим: Пророк Мухаммад неизменно наставлял мусульман в абсолютной достаточности Корана для следования Исламу, запрещал записывать какие-либо свои слова, и на протяжении правления 4-х праведных халифов также не существовало ни одного источника познания Ислама кроме Корана. Только в эпоху узурпировавших право наследования власти Омейадов, убивших обоих внуков Пророка Мухаммада, начала буйно расцветать традиция хадисотворчества, спровоцировавшая раскол уммы на многочисленные мазхабы и тарикаты. А теперь давайте решим: чему мы будем верить, Корану, словам Пророка и праведных халифов, или же убийцам халифов, внуков Пророка, пытавшихся придумать законодательное оправдание своим действиям, позволявшим себе придумывать в хадисах то, чего они не могли найти в Коране и вводившим в Ислам новые положения, отвечавшие их собственным интересам. Думаю, ответ очевиден: человек искренний и разумный должен категорически следовать букве и слову Корана, не принимая в расчет какие-либо иные источники или традиции, тем самым ограждая себя от искажения сути Корана.

ИСЛАМ НАИЗНАНКУ

Слова халифа Али, сказанные в отношении позиции Омейадов, очень точно описывают суть проблемы: «Они ведь тоже рядятся в одеяния веры, но только вот одевают их наоборот». Коварная сторона проблемы кроется именно здесь. Система мазхабов, выступившая изначально от имени Ислама, со временем стала импозировать себя как суть подлинный Ислам. И как жаль, что нововведения в Ислам, сделанные в тот период, сегодня уже считаются обязательной частью Ислама. Словом, все как в притче – одни сумасшедший бросил в колодец камень, а сорок мудрецов теперь и не знают, как его вытащить оттуда. Проблема ведь не в Исламе, а в тех, кто одевает Ислам наоборот. Даже самое роскошное одеяние, когда оно надето наизнанку, выставляет своего хозяина на посмешище, так и те, кто выдает миру совершенно перевернутый Ислам, выставляют на посмешище себя. Печально и то, что некоторые невежды и злонамеренные люди стремятся насмехаться над Исламом, над тем вывернутыми шиворот навыворот Исламом, который к Кораническому Исламу отношение имеет весьма отдаленное. Тогда как это вина не одеяния, а тех, кто одевает его наизнанку.

Нам не хватит этой книги, чтобы описать все недостойные деяния и бесчестие Омейадов, собственно это и не является нашей целью. Если бы пожелал Бог, Он сделал бы Коран много толще нынешнего и если бы Он пожелал, Он смог бы добавить сейчас в Коран то, что Он считал бы нужным добавить. Но, принимая во внимание, что Бог ниспослал Коран в существующем ныне виде, мы должны четко понимать, что Он спросит с нас только по нему, ни более, и не менее того. Хвала Всевышнему, что Он разъяснил нам свой вероустав в Коране и не оставил нас блуждающими, вынужденными выслушивать измышления Омейадов, выбирать подходящие хадисы или же решать, какой мазхаб нам выбрать для следования в жизни.

Одним из двух основных течений современного ислама является шиизм. Имам Хусейн входил в число тех людей, с которыми связано зарождение этого религиозного направления. Его жизнеописание может быть довольно интересно как простому обывателю, так и людям, которые связаны с научной деятельностью. Давайте выясним, что же такого принес в наш мир Хусейн ибн Али.

Родословная

Полное имя будущего имама - Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб. Он происходил из Хашимитской ветви арабского племени курейшитов, основанной его прапрадедом Хашимом ибн Абд Манафом. К этой же ветви принадлежал основатель Магомет, который приходился Хусейну одновременно дедом (по матери) и дядей (по отцу). Главным городом племени курейшитов была Мекка.

Родителями третьего шиитского имама были Али ибн Абу Талиб, являвшийся двоюродным братом пророка Мухаммеда, и дочь последнего Фатима. Их потомков принято называть Алидами и Фатимидами. Кроме Хусейна, у них был ещё старший сын - Хасан.

Таким образом, Хусейн ибн Али принадлежал к самому знатному, по мусульманским понятиям, роду, являясь прямым потомком пророка Мухаммеда.

Рождение и юность

Хусейн родился на четвертом году Хиджры (632 г.) во время пребывание семьи Мухаммеда и его сторонников в Медине после бегства из Мекки. По легенде, сам Пророк дал ему имя, предрек великое будущее и смерть от рук представителей рода Омейядов. О ранних годах младшего сына Али ибн Абу Талиба практически ничего неизвестно, так как в это время он был в тени своего отца и старшего брата.

На историческую арену будущий имам Хусейн выходит только после смерти брата Хасана и халифа Муавии.

Возникновение шиизма

Теперь давайте подробнее разберем, как возникло шиитское течение ислама, ведь данный вопрос теснейшим образом связан с жизнью и деятельностью Хусейна ибн Али.

После глава мусульман стал избираться на собрании старейшин. Он носил титул халифа и был наделен всей полнотой религиозной и светской власти. Первым халифом стал один из близких помощников Мухаммеда Абу Бакр. Позже шииты заявляли, что он узурпировал власть, обойдя законного претендента - Али ибн Абу Талиба.

После короткого правления Абу Бакра было ещё два халифа, которых традиционно принято называть праведными, пока в 661 году владыкой всего исламского мира, наконец, не был избран Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат и зять самого пророка Мухаммеда, отец будущего имама Хусейна.

Но власть нового халифа отказался признавать правитель Сирии Муавия из рода Омейядов, который приходился дальним родственником Али. Они начали вести между собой боевые действия, которые, впрочем, не выявили победителя. Но в начале 661 года халиф Али был убит заговорщиками. Новым правителем был избран его старший сын Хасан. Понимая, что ему не справиться с опытным Муавией, он передал тому власть, с условием, что после смерти бывшего сирийского наместника она снова вернется к Хасану или к его потомкам.

Впрочем, уже в 669 году Хасан умер в Медине, куда после убийства отца переехал с братом Хусейном. Предполагается, что смерть наступила от отравления. Шииты видят виновникам отравления Муавию, который не хотел, чтобы власть ускользнула от его рода.

Тем временем все больше людей выказывали недовольство политикой Муавии, группируясь вокруг второго сына Али - Хусейна, которого они считали настоящим наместником Аллаха на Земле. Эти люди стали называть себя шиитами, что с арабского переводится как «последователи». То есть поначалу шиизм был скорее политическим течением в Халифате, но с годами он все более принимал религиозный окрас.

Религиозная пропасть между суннитами, сторонниками халифа, и шиитами все больше разрасталась.

Предпосылки противостояния

Как уже говорилось выше, до смерти халифа Муавии, которая случилась в 680 году, Хусейн играл не слишком активную роль в политической жизни Халифата. Но после этого события он справедливо заявил свои претензии на верховную власть, как было ранее договорено между Муавией и Хасаном. Такой поворот событий, естественно, не устраивал сына Муавии Язида, который уже успел принять титул халифа.

Сторонники Хусейна, шииты, объявили его имамом. Они утверждали, что их предводитель - третий шиитский имам, первыми двумя считая Али ибн Абу Талиба и Хасана.

Таким образом, накал страстей между двумя этими партиями нарастал, грозя вылиться в вооруженное противостояние.

Начало восстания

И восстание разразилось. Мятеж начался в городе Куфа, который был расположен близ Багдада. Бунтовщики считали, что возглавить их достоин только имам Хусейн. Они предложили ему стать руководителем восстания. Хусейн согласился взять на себя роль лидера.

Для того чтобы разведать обстановку, имам Хусейн направил в Куфу своего приближенного, которого звали Муслим ибн Акиль, а сам выступил со сторонниками из Медины за ним. По прибытии на место восстания представитель принял присягу от имени Хусейна от 18 000 жителей города, о чем сообщил своему повелителю.

Но администрация Халифата тоже не сидела сложа руки. Для подавления восстания в Куфе Язид назначил нового наместника. Тот сразу же начал применять наиболее жесткие меры, вследствие чего практически все сторонники Хусейна бежали из города. Перед тем как Муслима пленили и казнили, он успел отправить письмо имаму, рассказывающее об изменившихся в худшую сторону обстоятельствах.

Битва при Кербеле

Несмотря на это, Хусейн решил продолжать поход. Он вместе со своими сторонниками подошел к расположенному на подступах к Багдаду городку под названием Кербела. Имам Хусейн вместе с отрядом встретил там многочисленные войска халифа Язида под командованием Умара ибн Сада.

Конечно, имам со сравнительно небольшой группой своих сторонников не мог противостоять целому воинству. Поэтому он пошел на переговоры, предлагая командованию армии противника отпустить его вместе с отрядом. Умар ибн Сад готов был выслушать представителей Хусейна, но другие командиры - Шир и ибн Зияд - убедили его выставить такие условия, на которые имам просто не мог согласиться.

Внук Пророка решил принять неравный бой. Над небольшим отрядом повстанцев развевался красный флаг имама Хусейна. Битва оказалась недолгой, так как силы были неравны, но яростной. Войска халифа Язида торжествовали полную победу над мятежниками.

Смерть имама

Практически все сторонники Хусейна, в количестве семидесяти двух человек, были убиты в этой битве или пленены, а после подвергнуты мучительной казни. Некоторых подвергли заточению. Среди убитых был и сам имам.

Его отрубленную голову отправили сразу к наместнику в Куфу, а затем в Халифата, чтобы Язид в полной мере мог насладиться тожеством победы над родом Али.

Последствия

Тем не менее, именно смерть имама Хусейна повлияла на процесс будущего распада Халифата, причем даже больше, чем если бы он остался жив. Вероломное убийство внука Пророка и кощунственное издевательство над его останками вызвало целую волну недовольства по всему исламскому миру. Шииты окончательно отделили себя от сторонников халифа - суннитов.

В 684 году восстание под знаменем мести за мученическую смерть Хусейна ибн Али разразилось в священном городе мусульман - Мекке. Его возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр. Целых восемь лет ему удавалось удерживать власть в родном городе Пророка. В конце концов, халиф смог вернуть себе контроль над Меккой. Но это было только первое восстание из чреды мятежей, сотрясавших Халифат и проходивших под лозунгом мести за убийство Хусейна.

Убийство третьего имама стало одним из самых знаковых событий в шиитском учении, которое ещё больше сплотило шиитов в борьбе с Халифатом. Конечно, власть халифов продержалась ещё не одно столетие. Но, убив наследника пророка Мухаммеда, Халифат нанес сам себе смертельную рану, которая в будущем привела к его распаду. Впоследствии на территории когда-то единой мощной державы образовывались шиитские государства Идрисидов, Фатимидов, Буидов, Алидов и другие.

Память о Хусейне

События, связанные с убийством Хусейна приобрели для шиитов культовую значимость. Именно им посвящено одно из крупнейших шиитских религиозных мероприятий - Шахсей-вахсей. Это дни поста, в которые шииты носят траур по убитому имаму Хусейну. Наиболее фанатичные из них сами наносят себе довольно тяжелые раны, как бы символизирующие страдания третьего имама.

Кроме того, шииты совершали паломничество в Кербелу - место смерти и захоронения Хусейна ибн Али.

Как мы увидели, личность, жизнь и смерть имама Хусейна лежат в основе такого крупнейшего мусульманского религиозного течения, как шиизм, имеющего в современном мире множество последователей.

Мне никогда не случалось видеть курайшита лучшего, чем ‘Али ибн аль-Хусейн.

В этот особенный год была перевёрнута последняя страница в истории персидских царей. Йездигерд, последний персидский царь, погиб бездомным и гонимым. Его полководцы, стража и члены его семьи попали в плен к мусульманам. Их отвезли в пресветлую Медину. Пленников было много, и ценность их была велика. Медина никогда не видела такое огромное количество пленных, причём столь важных. Среди пленных были и три дочери Йездигерда.

* * *

Люди подошли к пленникам и за несколько часов раскупили всех. Вырученные деньги были отправлены в казну мусульман. Остались только дочери царя Йездигерда. Они отличались красотой и свежестью и были юными девушками. Когда их выставили на продажу, они стояли, потупив взоры - такое это было унижение для них. Опечаленные, они тихо плакали. ‘Али ибн Абу Талиб почувствовал жалость к ним и пожелал, чтобы их купил тот, кто относился бы к ним хорошо и заботился бы о них.

И это неудивительно. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Проявляйте милосердие к знатному представителю народа, когда тот унижен» .

Он подошёл к ‘Умару ибн аль-Хаттабу и сказал:

О повелитель верующих… Поистине, к дочерям царей требуется особое отношение - не такое, как к остальным.

‘Умар сказал:

Ты прав… Но что же с ними делать?

‘Али сказал:

Нужно назначить высокую цену за них, а потом предоставить им самим выбрать одного из тех, кто готов заплатить за них такую цену.

‘Умар согласился с предложением ‘Али.

Одна из царских дочерей выбрала ‘Абдаллаха, сына ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Вторая выбрала Мухаммада, сына Абу Бакра ас-Сыддика. А третья, по имени Шах-Зинан, выбрала аль-Хусейна, сына ‘Али ибн Абу Талиба, внука Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

* * *

Шах-Зинан приняла ислам, став искренней мусульманкой. Она обрела религию истины, освободилась из рабства. Она стала женой после того, как была невольницей, и обрела свободу.

Она решила порвать все связи со своим языческим прошлым. Она отказалась от своего прежнего имени Шах-Зинан, и её стали называть Газаля. Девушке достался прекрасный муж, человек, достойный царской дочери. Только одна мечта оставалась неисполненной - мечта о ребёнке.

И Аллах почтил её, и она родила аль-Хусейну красивого мальчика. Она назвала его ‘Али в честь ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах и да сделает Он его довольным).

Однако радость Газали продлилась недолго. У неё началась послеродовая горячка, и она покинула этот мир, не успев насладиться общением со своим ребёнком…

* * *

Заботы о младенце взяла на себя невольница аль-Хусейна, которая полюбила мальчика больше, чем любит мать собственного ребёнка, и заботилась о нём больше, чем заботится мать о единственном сыне. Мальчик рос, не зная иной матери, кроме неё.

* * *

Стоило ‘Али ибн аль-Хусейну достигнуть того возраста, с которого человек уже способен приобретать полезное знание, как он прикипел душой к этому достойному занятию. Первой его школой стал его дом. Ах, что это был за дом!..

Его первым учителем стал его отец - аль-Хусейн ибн ‘Али. Ах, какой это был учитель!..

Второй школой ‘Али ибн аль-Хусейна стала мечеть Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Медине. В те дни в мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ещё можно было встретить немало доживших до того времени сподвижников. Также она была наполнена старейшими последователями сподвижников.

И те, и другие открывали свои сердца для множества сыновей благородных сподвижников и учили их правильно читать Книгу Всевышнего Аллаха, пересказывали им хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и разъясняли им их смысл, а также рассказывали им о жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его военных походах. Кроме того, они читали им стихи арабов и учили их понимать красоту этой поэзии. Они наполняли юные сердца своих учеников любовью к Всевышнему Аллаху, страхом перед Ним и богобоязненностью. И они становились деятельными учёными и людьми, которые следовали прямым путём сами и указывали этот путь другим.

* * *

Но сердце ‘Али ибн аль-Хусейна ни к чему не было привязано так, как привязалось оно к Книге Всевышнего Аллаха, и ничто так не потрясало его чувства, как благие обещания и угрозы, содержащиеся в Коране. Когда он читал аят, в котором упоминался Рай, сердце его готово было выскочить из груди - так оно стремилось в Рай. А когда ему доводилось слышать аят, в котором упоминался Адский огонь, он вздыхал так тяжко, словно пламя Геенны полыхало у него внутри.

* * *

Когда ‘Али достиг расцвета молодости и приобрёл много знания, праведное мединское общество обрело в его лице одного из самых усердно поклоняющихся Аллаху и богобоязненных представителей бану Хашим. Он был одним из самых достойных и благонравных, добродетельным и благочестивым и обладал глубокими знаниями.

Он с таким усердием поклонялся Всевышнему и был настолько богобоязненным, что в период между омовением и началом молитвы его нередко охватывала дрожь. Он дрожал так, что окружающие замечали это. Когда с ним заговорили об этом, он сказал:

Горе вам! Как будто вы не знаете, перед кем мне предстоит сейчас стоять, и как будто вам неведомо, с кем я собираюсь вести тайную беседу.

* * *

Юноша-хашимит так поклонялся Аллаху и столь тщательно совершал каждое предписанное Им действие, что люди даже прозвали его Зейн-аль-‘Абидин - «украшение поклоняющихся». Они забыли или почти забыли его настоящее имя и заменили его этим прозвищем.

Он подолгу и с упоением совершал земные поклоны, так что жители Медины стали называть его Саджжад - «совершающий много земных поклонов». И его душа и сердце были так чисты, что его прозвали также Закий - «чистый».

* * *

Зейн-аль-‘Абидин был убеждён в том, что духом поклонения и величайшим его видом является мольба. И он любил обращаться к Аллаху с мольбами, взявшись за покров Каабы. Он часто приходил к древнему Дому и говорил:

Господи, Ты дал мне вкусить милость Твою и пролил на меня блага Твои, и я стал взывать к Тебе, чувствуя себя в безопасности и не испытывая страха, и просить Тебя, ощущая близость Твою и не опасаясь… Господи, поистине, я прошу Тебя так, как просит тот, кто бесконечно нуждается в милости Твоей и чьих сил не хватит, чтобы соблюдать права Твои в полной мере… Прими же от меня мольбу утопающего странника, который не может найти иного спасителя, кроме Тебя, о Щедрейший!

* * *

Однажды Тавус ибн Кейсан увидел, как Зейн-аль-‘Абидин стоял в тени Каабы, бормотал что-то, словно погибающий, и плакал, как плачет тяжело больной, и обращался к Аллаху с такой мольбой, с которой обычно обращается попавший в беду. Тавус подождал, пока он перестанет плакать и завершит свою мольбу, после чего подошёл к нему и сказал:

О потомок Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), я видел твоё состояние сейчас. Ты обладаешь тремя достоинствами, которые, как я надеюсь, спасут тебя от страха (в Судный день).

Зейн-аль-‘Абидин спросил:

Какие же, о Тавус?

Тот ответил:

Одно из них заключается в том, что ты - потомок Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Второе - заступничество твоего прадеда за тебя. А третье - милость Аллаха.

Зейн-аль-‘Абидин сказал:

О Тавус, поистине, моё родство с Посланником (мир ему и благословение Аллаха) не может гарантировать мне спасение, после того как я слышал слова Всевышнего Аллаха: «А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей» (23:101). Что же до заступничества моего прадеда за меня, то ведь Аллах - возвышенны слова Его! - говорит: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (21:28). Что же до милости Аллаха, то Всевышний Аллах сказал: «Поистине, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:56).

* * *

Богобоязненность воспитала в Зейн-аль-‘Абидине многие достойные качества, благородство и кротость.

Сборники жизнеописаний полны историй о его благородных поступках и достойном поведении.

Аль-Хасан ибн аль-Хасан рассказывает такую историю: «Как-то раз мы с моим двоюродным братом Зейн-аль-‘Абидином поссорились и я пришёл к нему разъярённый. А он в это время сидел в мечети вместе со своими товарищами. Я высказал ему всё, что у меня накопилось. Он сидел молча, ничего не говоря. Потом я ушёл.

Когда настала ночь, кто-то постучал в дверь. Я встал, чтобы посмотреть, кто пришёл.

Оказалось, что это Зейн-аль-‘Абидин. Я не сомневался, что он пришёл для того, чтобы отплатить мне за обиду, которую я нанёс ему. Однако он сказал: «Брат мой, если то, что ты сказал мне, правда, то да простит Аллах меня. А если ты сказал неправду, то да простит Аллах тебя».

Сказав это, он попрощался и ушёл. Тогда я догнал его и сказал: «Клянусь, я никогда больше не сделаю ничего из того, что неприятно тебе!» Он смягчился и сказал: «Можешь забыть о том, что ты сказал мне».

* * *

Один из жителей Медины рассказывает: «Когда Зейн-аль-‘Абидин вышел из мечети, я последовал за ним и стал поносить его, не имея никаких причин для этого. Люди бросились ко мне, желая проучить меня, и если бы им удалось схватить меня, они бы непременно переломали мне кости, прежде чем отпустить. Зейн-аль-‘Абидин повернулся к людям и сказал: “Оставьте человека в покое”. И они оставили меня в покое. Увидев, как я испуган, он повернулся ко мне с приветливым выражением лица и успокоил меня, после чего сказал: “Ты поносил нас, упоминая о том, что тебе известно, а то, чего ты о нас не знаешь, ещё хуже”. Потом он спросил меня: “Есть ли у тебя какая-нибудь потребность, в удовлетворении которой мы могли бы помочь тебе?” Мне стало стыдно перед ним, и я ничего не ответил. Увидев, что мне стыдно, он набросил на меня плащ, который был на нём, и велел дать мне тысячу дирхемов. И после этого каждый раз, встречая его, я непременно говорил: “Я свидетельствую, что ты один из потомков Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!”»

Один из слуг Зейн-аль-‘Абидина рассказывает: «Я был рабом ‘Али ибн аль-Хусейна и как-то раз он отправил меня куда-то с поручением. Я задержался, а когда я вернулся, он ударил меня кнутом. Я заплакал и сильно разозлился на него, потому что до этого он никогда никого не бил. И я сказал ему: “Побойся Аллаха, о ‘Али ибн аль-Хусейн. Ты отправляешь меня с поручением, а когда я выполняю его для тебя, ты бьёшь меня?!” Он заплакал и сказал: “Иди в мечеть Посланника (мир ему и благословение Аллаха), соверши молитву в два рак‘ата, а потом скажи: ‹О Аллах, прости ‘Али ибн аль-Хусейну› А когда сходишь и сделаешь это, ты свободен ради Лика Аллаха”. И я пошёл в мечеть, совершил молитву и обратился к Аллаху с мольбой… Домой я вернулся уже свободным».

* * *

Всевышний Аллах дал Зейн-аль-‘Абидину щедрый удел. У него была очень прибыльная торговля и прекрасные пашни. За имуществом следили его слуги. Земледелие и торговля приносили ему большие доходы, однако богатство не сделало его высокомерным, и от обилия благ он не стал надменным и горделивым. Он использовал имущество в мире этом, чтобы преуспеть в мире вечном, и его богатство было прекрасным богатством праведного человека. Больше всего из дел благочестия он любил подаваемую тайно милостыню. Когда на землю опускалась ночная мгла, он взваливал на свою слабую и худую спину мешки с мукой и выходил из дома, пока другие люди спали. И он ходил по кварталам Медины, подавая милостыню тем нуждающимся, которые стыдились досаждать людям своими просьбами.

В Медине было немало людей, которые жили, не зная, откуда и каким путём приходит к ним их обильный удел. И только когда ‘Али ибн аль-Хусейн Зейн-аль-‘Абидин скончался и удел этот перестал появляться у них, они поняли, кто приносил им его.

Когда тело покойного Зейн-аль-‘Абидина положили на стол для омывания покойных, омывавшие его обнаружили на его спине тёмные следы и спросили:

Что это?

Люди ответили им:

Это следы от мешков с мукой, которые он приносил в сотню мединских домов. Эти дома лишились своего кормильца с его смертью.

* * *

Также известно множество случаев освобождения рабов Зейн-аль-‘Абидином - так много, что в это даже трудно поверить. Он отпускал раба на свободу, если тот совершал какой-нибудь хороший поступок, - в награду за это благое дело. И он освобождал раба, если тот совершал какой-нибудь скверный поступок, а потом раскаивался, - в награду за его покаяние. Утверждали даже, что он отпустил на свободу тысячу рабов и что он не держал у себя в услужении рабов и рабынь больше одного года. Больше всего рабов Зейн-аль-‘Абидин освобождал в ночь на праздник разговения (‘ид аль-фитр ). В эту благословенную ночь он старался освободить так много рабов, как только мог. Он просил их повернуться в сторону киблы и сказать: «О Аллах! Прости ‘Али ибн аль-Хусейну». А потом он щедро одаривал - так щедро, что праздник получался радостным вдвойне.

* * *

Зейн-аль-‘Абидин занимал в сердцах людей такое место, какого не удостоился никто из его современников. Люди искренне любили и почитали его. Они были очень привязаны к нему и постоянно искали встречи с ним, стремясь увидеть его, когда он выходил из дома или входил в него, шёл в мечеть или возвращался оттуда.

* * *

Рассказывают, что однажды Хишам ибн ‘Абд-аль-Малик прибыл в Мекку для совершения хаджа. В то время он был наследником халифа. Он отправился совершать обход вокруг Каабы, собираясь прикоснуться к Чёрному камню. Окружавшая его стража принялась окрикивать людей, чтобы они разошлись и освободили Хишаму путь. Но никто не подвинулся и не отреагировал на крики солдат, потому что это был Дом Аллаха, и все люди - Его рабы. В это время послышались слова «Нет божества, кроме Аллаха» и такбиры, доносящиеся издалека. И люди повернулись в ту сторону, откуда слышался голос. Появился человек в окружении небольшой группы людей. Он был красивым и худым. На нём был изар и накидка. Между глаз у него виднелся след от земных поклонов.

И люди разом расступились перед ним, выстроившись в два ряда. Исполненные искренней симпатии и любви взоры встретили его и проводили до самого Чёрного камня, к которому он подошёл и припал.

Один из приближённых Хишама ибн ‘Абд-аль-Малика спросил Хишама:

Что это за человек, к которому люди отнеслись с таким почтением и которому выказали такое уважение?

Хишам сказал:

Я не знаю его.

А поэт аль-Фараздак присутствовал при этом. Он сказал:

Если Хишам его не знает, то я-то точно его знаю… И весь мир его знает. Это ‘Али ибн аль-Хусейн, да будет доволен Всевышний Аллах им, его отцом и его дедом.

Потом он продекламировал:

Он тот, чьи шаги знает Батха,

И Дом, и простая, и святая земля…

Потомок лучшего из всех рабов Аллаха,

Он сердцем чист и пред Аллахом преисполнен страха.

Потомок Фатымы, коль ты его не знаешь,

И дед его сделан Всевышним печатью пророков.

Вопрос твой: «Кто он?» не вредит ему. Не знаешь?

И пусть… Арабам, неарабам - всем известен он.

Руки его благодатны, щедры и всем пользу приносят.

Люди идут к нему, и руки его не бывают пустыми.

Открыт и радушен, бояться его нет причины.

Украшают его благой нрав и благие деяния.

Он «нет» не сказал никому - разве что в ташаххуде,

И если б не это, он всем только «да» говорил бы…

Добром окружил он людей, им помог, и рассеялся

Мрак вокруг них, и бедность ушла и лишения.

И завидев его, курайшиты уверенно скажут:

Великодушия предел - его великодушие.

Стыдливо он взор опускает, и люди тоже - почтение!

С ним говорят, только если он улыбается.

И палка в руках его такой аромат источает,

Благоухает, и нос его столь благороден

Он от Посланника Аллаха род ведёт свой.

Прекрасны корни, качества, деянья…

* * *

Да будет доволен Аллах правнуком Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и да сделает Он его довольным!

Это был уникальный образец человека, который боится Аллаха тайно и явно и до самозабвения страшится Его наказания и стремится к Его награде.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) родился 5 шабана 4 года (10 январь 626) в Медине. Известен под прозвищем "шахид" (павший за веру). По преданию, ниже груди был сильно похож на своего деда. В день его рождения, Пророк как и старшего брата Хасана, назвал его редким среди арабов того времени именем и при этом прочитал азан на ухо младенца. На седьмой редь рождения Пророк принес жертвоприношение (акика) и по весу волос Фатимы раздал бедным людям серебро. Хусейн вместе с братом Хасаном научились "аль-кираат" (чтение Коран) от Абу Абдаррахмман ас-Сулами; от деда, матери, отца, Умара и некоторых других асхабов перенял восемь хадисов.

Хусейн как и брат Хасан не принимал непосредственного участия в событиях во времена первых двух халифов. Во время Усмана опять вместе с братом принял участие в походе Саида б. Аса (30/651) из Куфы в Хорасан. Впоследствии, когда повстанцы окружили дом Усмана был послан отцом - вместе с братом - охранять халифа и таскать в его дом воду.

Во время халифата отца прибыл в Куфу и занимал место во всех походах. После смерти отца, следуя его завещанию, подчинялся своему брату. Однажды, во время установления договора Хасана с Муавиййей не захотел признавать договор, но после отклонения протеста и вместе с братом вернулся Медину. По прибытии в Медину посвятил себя молитвам. В первых сунитских и шиитских источниках не встречается сведений о присяге Хусейну как имаму после смерти брата или о его деятельности против Муавиййы. Напротив, говорится о непозволении даже подобных попыток. Вместе с этим, вполне очевиден факт изменения доброжелательного отношения Хусейна к Муавиййе после 56 (676) года. Причиной этому можно считать отказ Хусейна и других мусульман присягнут на верность сыну Муавиййы, Йезиду.

В ночь 28 раджаб 60 (4 мая 680) года, несмотря на советы брата Мухаммада б. Ханифиййа о несвоевременности переселения вся семья, за исключением Мухаммада б. Ханифиййа, тронулась в путь в Мекку. Узнав об отбытии Хусейна в Мекку и непризнании власти Йезида некоторые знатные люди Куфы вместе с Шабас б. Рибл и Сулейман б. Сурад написали ему письмо с призывом стать халифом. Для этой цели они отправили к Хусейну отдельную группу, во главе с Абу Абдаллах аль-Джадали. В результате этого Хусейн, чтоб на месте выяснить обстоятельства отправил в Куфу сына своего дяди Муслим б. Акила. Муслим 5 шавваль 60 (9 июль 680) достигнув Куфе стал от имени Хусейна принимать присягу на верность. Говорится, что в первые дни присягнуло 12-30.000 тысяч человек и даже Муслим выступил с открытой речью в мечети Куфа. Узнав о действиях Муслима, Йезид отнял должность наместника Куфы у Нуман б. Башир аль-Ансари и назначил на его место наместника Басры Убайдаллах б. Зийада. Первым приказом новому наместнику было изгнать Муслима из Куфы или убить его. 8 или 9 зу-ль-хиджжа 60 (9 или 10 сентября 680) Муслима взяли в плен и убили. Поэтому Муслим не успел сообщить о неверности слов о присяги Хусейну. Хусейн знал только то, что было в первом письме Муслима - о присяге на верность.

Не имея сведений о последних событиях, Хусейн решил посетить Куфу. Абдаллах б. Умар и Умар б. Абдаррахман б. Харис были категорически против этого похода, а Ибн Аббас посоветовал не идти одному, а взять кого-нибудь с собой. Но Хусейн 8 зу-ль-хиджжа 60 (9 сентября 680), после завершения умры вместе с семьей и некоторыми сподвижниками вышел в путь. Во время встречи с двумя путниками в Са"лабиййе узнав о предательстве жителей Куфы и убийстве Муслим б. Акила и Хани б. Урвы захотел повернуть назад, но в результате настоятельных требований братьев и сыновей Муслима был вынужден продолжить путь. Хусейн предложил сподвижникам вернуться назад, а сам остался, включая семью и семьдесят человек. Таким образом небольшая группа 2 мухаррам 61 (2 октября 680) достигла Кeрбeлы в провинции Нинава.

Наместник Куфы Убайдаллах запланировал создать препятствие для прибежища группы в каменистые и защищенные места и загнать в безводную и незащищенную местность. Вместе с этим приказал наместнику Рейа Умар б. Са"д б. Абу Ваккасу вместе со своей армией выступить против Хусейна и уладить этот вопрос. Умар приказал Амр б. Хаджаджу, позвавшего Хусейна в Куфу, перекрыть все водные пути, потом несколько раз сам скрытно встретился с Хусейном. Детали диалога прошедшего между ними не известны, но предположительно Хусейн предложил вернуться назад, присягнуть в верности Йезиду или заняться одним из условий Ислама джихадом. Умар с намерением избавиться от возложенных на него неприятных обязанностей передал предложение Убайдаллах б. Зийаду с надеждой на соглашение. Вначале Убайдаллаху предложение показалось вполне приемлемым, но по настоянию Шамир б. Зу-ль-Джавшана, который в свое время сражался в рядах войск под руководством Али, о невозможности потери такого случая, приказал находившемуся в безнадежности Хусейну (потеря связи с путями выходящими к реке Ефрат) преклониться перед ними и понести заслуживающее наказание. В результате, Убайдаллах отправил письмо Шамиру и Умару, в котором приказывал Умару немедленно взять Хусейна в плен. Если это не удастся, то вступить в сражение, в противном случае он будет вынужден передать командование Шамиру. Шамир достиг ставки в четверг 9 мухаррама. Умар б. Са"д чтоб не потерять заработанное решил привести в исполнении приказ Убайдаллаха. Хусейн и окружающие провели ночь в молитвах, намазе и покаянии.

На следующей день Хусейн после подготовки к сражению сел на коня, взял на руки мусхаф (Коран) и приблизившись к войскам Умара с просьбой - правильно понять цель его прибытия; вынести справедливый приговор и ненадобности нападения на него; при условии принятия его просьбы готов подчиниться. После этой речи Хур б. Йезид сожалел о сделаном и перешел на сторону Хусейна.

Сражение, начавшение выстрелом двух стрел из полка Умар б. Са"да проходило в трагической форме. Основной причиной этому было неравенство сил. Войско Хусейна состоящее из двадцати трех наездников и сорока пеших солдат молниеносно уменьшалось. К концу, все воины изнемогали от жары и жажды. Храбро сражавшего среди пеших Хусейна, по приказу Шамира, оружили со всех сторон. Синан б. Анас ан-Нахаи ударом сшиб на землю и спрыгнув с лошади отрезал сначало волосы, затем голову. Находившиеся рядом воины противника вытащили все из карманов трупа и устроили погром в шатрах. Больной сын Хусейна избежал смерти благодаря заступничеству Умар б. Са"да (10 мухаррам 61/ 10 октября 680). Тела шахидов только на следующий день были преданы земле сельчанами Гадириййа, которые принадлежали Бани Асаду.

По прибытии пленников и отрезанной головы Хусейна в Дамаск Йезид выглядел сильно опечаленным и проклинал Убайдаллаха б. Зийада. Но нельзя сказать, что его печаль была настоящей. Если бы он на самом деле так сильно расстроился, то хотя бы лишил должности Шамира и остальных. К тому же существует предания, что приказ об убийстве исходил от него самого. Оставшихся в живых сына, дочерей и сестры Хусейна и другие пленные из Бани Талиб проведя несколько дней в Дамаске, в сопровождении охранников, выданных Йезидом отправились в Медину.

Существуют различные предания о месте захоронения головы Хусейна - в Медине на кладбище Баки, в Наджафе возле отца, за пределами Куфы, в Кeрбeле рядом с туловищем, неопределнное место в Дамаске, в Ракке и даже в Каире. Наиболее достоверным является первый вариант.

Из детей Хусейна. Али аль-Акбар вместе с ним пал шахидом в Карбале, от Джафар и Абдаллаха не имеется потомков. Его род продолжается через сына Али Зайналабидина и известны под именем сеййиды. Также у него были две дочери Фатима и Сакина.

В источниках говорится, что Пророк очень любил обоих внуков, без сомнения исполнял все их желания, играл с ними в игры, катал на спине и даже, когда они залезали к нему на спину во время поклона при намазе, ждал пока они слезут. Во многих преданиях говорится о его привязанности к детям. Однажды Пророк находясь на минбаре увидел, что Хасан и Хусейн резвясь вошли в мечеть и тогда прервав свою речь, пошел навстречу внукам, радостно обнял их "Великий Аллах, словами ‘дети и имущетво для вас признак испытания" (Тагабун 64/15) неимоверно прав; увидев их не смог сдержать себя" и только после этого продолжил речь. Любовь мусульман к Ахл аль-бейту не прекратилась и после Пророка и продолжается до сих пор. Например Умар, при распределении помощи выделил им помощь в размере помощи участников Бадрской войны. Все мусульмане всегда любили, окружали заботой и были искренне привязаны к любимому внуку и райхане (букет цветов) Пророка, Хусейну. Поэтому, потерявший в шесть лет деда и мать, он не очень испытывал сиротство. К тому же, вместе с братом Хасаном, как любимые внуки Пророка, они заслужили любовь и почтение во всем Исламском мире. Их имена одни из самых распространенных имен, которые даются детям.

Загрузка...