Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Состояние безопорного ума в лайя йоге. Философия и практика лайя йоги. Лайя-йога - учение трех свобод

Лайя йога построена по принципу – тяжело в учении - легко в бою. Смысл заключается в том, что в процессе йогических практик, в частности, когда вы активно начинаете использовать энергию кундалини, хотябы в ее эммонациях, то происходят серьезные процессы внутри вас. Структуры ваши растворяются этой энергией, но мы, в силу своего эгоизма, цепляемся за них, получаются два противоположных вектора, с одной стороны мы хотим высших духовных знаний, а с другой – цепляемся за свое эго. Есть грязь, от которой мы хотим избавиться, а есть грязь, за которую мы држимся, а йога не понимает, где любимая, а где нелюбимая грязь, смывает все, а если мы за нее цепляемся, то получается, что одной рукой мы ее убираем, а другой держим. Происходит очень болезненный конфликт. По этой причине кундалини йога считается одной из самых опасных йог. В лайя йоге мы начинаем с помошью разных техник растворять все то, за что мы цепляемся. В большей части это практики медитативные, когда мы в уме проигрываем свои недоработки (ревность, зависть, ненависть итд.) и мысленно начинаем растворять их. И затем, когда эти недоработки проявляются, мы уже начинаем меньше за них цепляться, и они безболезненней потом выходит. Прежде, чем применять силу, надо задать вектор, по которому эта сила пройдет, и она сделает такой срез, который надо. И лайя йогой мы, как будто, прочерчиваем путь, чтобы в дальнейшем, когда эта энергия проснется, все прошло как надо. Способов растворения неправильных представлений о себе много, в том числе и вспомогательных, как звук (нада), янтры (формы), когда то, за что мы хватаемся, мы переносим на звук или на форму и забываем о том, за что мы схватились. Итак, основной смысл лайя йоги – прежде чем направлять энергию, подумай. Куда она потечет.

Эффективным методом лайя-йоги является самбхави мудра, в которой йог интенсивно сосредотачивается на одной из чакр. Упражнение сосредоточения взгляда (тратак) играет важную роль для успеха в лайе. Благодаря правильной практике йог утверждается в самадхи. Он становится освобожденным.
Звуки анахаты
Звуки анахаты - это мистические звуки, которые йог слышит в медитации. Это признак очищения энергетических каналов. Некоторые студенты могут ясно услышать их одним ухом, другие - обеими ушами. Существуют как громкие, так и тихие звуки. Услышав громкие, нужно ожидать тихие, а после тихих - - еще более тонкие. Новички могут услышать звук только с закрытыми ушами. Продвинутые студенты могут сосредотачиваться на звуках анахаты, даже не закрывая ушей. Звук анахаты исходит из сердечного центра канала сушумна.
Сядьте в свою обычную асану. Зажмите уши большими пальцами рук. Прислушивайтесь и фиксируйте внутренние звуки. Звук, который вы услышите изнутри, сделает вас глухими ко всем внешним звукам. Закройте также и глаза. В начале вашей практики вы будете слышать много громких звуков. Позже они будут слышны слабее. Ум сначала сосредотачивается на любом устойчивом звуке и погружается в него. Он становится нечувствительным к внешним впечатлениям, соединяется со звуком, как молоко с водой и затем быстро погружается внутрь сознания.
Звук, исходящий из пранавы (Ом), которая есть Брахман, по природе светоносен. Ум поглощается им. Ум существует, покуда существует этот звук, но с его угасанием наступает состояние, называемое турийя (четвертое). Это высшее состояние. Благодаря постоянной концентрации на звуке, ум насыщается праной. Тело кажется постоянно сосредоточенным на звуке. Оно напоминает бревно, не ощущает ни жары, ни холода, ни печали. Различного рода звуки исходят из сердца. Звук, который слышится ушами, бывает десяти родов. Первый звук - это "чини", второй - "чини чини", третий - это звук колокольчика, четвертый - звук раковины; пятый -- звук флейты, шестой - звук цимбал, седьмой - мелодия флейты, восьмой - звук барабана (бхери), девятый - звук двойного барабана (мриданга) и десятый-звук грома.
Вы не должны ожидать появления звука сразу после того, как закрыли уши. Вам нужно сосредоточиться и удерживать однонаправленность ума. Тот звук, который вы услышите сегодня, не обязательно будет тем же самым каждый день. Но вы услышите один из десяти звуков анахаты.
Мы кратко описали лайю через звук анахаты. Таким же образом лайя может быть осуществлена через сосредоточение на кончике носа (насикагра дришти), на межбровном пространстве (бхру-мадхъя дришти), медитацией на пяти таттвах, на ссшхм-мантре, утверждениях ахам брахма асми (я есть Высший Дух), тат твам аси (ты есть То) и также другими методами.
Вы можете рассеять существование мира через растворение сознания. Проследите, как возникли элементы. Все объекты расположены в земле, земля - в воде, вода - в огне, огонь в воздухе, воздух в эфире, эфир в авъякте (невоспринимаемом) и авъякта в Брахмане. И где же теперь мир, друзья мои? Чем больше представление о мире исчезнет из вашего ума, тем больше в нем укрепится представление о Брахмане. Размышляйте об операторе в кинотеатре, показывающем фильм. Картины ложны. Реален только оператор. Он останется, даже когда исчезнут картины. В шоу марионеток за ширмой есть человек, держащий нити. Весь мир - это фильмоскоп. Это просто шоу жонглера-ума. Держащий нить - Хирань-ягарбха. Он оператор этого мирового кино.

Вид йоги – лайя йога – можно назвать особенным. Освоить ее самостоятельно достаточно сложно. Но, кто владеет этой техникой достигает Освобождения и обретает бессмертное божественное тело (Дивья-Деха) на протяжении одной жизни.

Впервые о лайе йоге было сказано в Упанишаде – священном писании индуизма. Поначалу, это направление изучалось как самостоятельное учение. Лайя являлась частью учения Хатха Видья, основанной на управлении энергиями внутри организма с результатом абсолютного растворения и овладения наивысшей ступени – Освобождения.

В буддийских записях есть информация, что Великий Будда применял лайя йогу по совету учителя Уддалаки. Закрывая уши, Будда пальцами прижимал глазные яблоки, делая мудры. Все это осуществлялось для того, чтобы сосредоточиться на звуке и внутреннем Свете.

Метод растворения собственного «я» в сознании трансцендентации применяется во многих школах йоги. Состояние лайи является универсальным без религиозных предрассудков.

Накапливание опыта духовности приводит в активность сознание. Практика лайя помогает достигнуть высочайшей ступени, переходя в созерцание.

Философский взгляд Лайя йоги

С языка санскрита «лайя» трактуется как растворение. Достигая состояния Сознания йогин уходит от двойственности. В результате объединяется сознание и трансцендентное Бытие (Брахман). Оно как бы растворяется. Учение лайя располагается на наивысшей ступени по сравнению с другими учениями. Но это не означает, что оно превосходит какие-то практики, Лайя – вне них. Философия этого учения является основополагающей. В ее основе заложено не двойственное видение реальности, которое достигается в чистом состоянии ума (амадхи). Таких принципов придерживаются все религиозные конфессии, которые стремятся познать истину. Мастера, практиковавшие Лайя йогу исповедовали разные религии.

Наиболее действенный метод лайи – самбхава мудра. Когда йога концентрирует свое внимание только на одной чакре. Для эффективности в учении применяют упражнение Тратак (сосредоточенность взгляда). Используя практику грамотно, йог утверждается на наивысшей ступени – самадхи (освобождение). Такое состояние достигается благодаря естественному созерцанию, не прибегая к усилиям. Иначе практика перестает быть практикой. Каждое усилие становится помехой.

Самадхи имеет несколько ступеней:

  • нирвикальпа-самадхи;
  • сахаджа-самадхи;
  • саруба-самадхи.

На ступени Саруба-самадхи просветляются ум, тело, энергия.

Сахаджа-самадхи приводит к особенному состоянию. Йогин погружается в него с присутствием Атмана (Абсолюта) без напряжения. В таком состоянии он перебывает всегда (во сне, в работе, при ходьбе). Здесь нет отрицаний, происходит объединение всего. Чем больше йогин отдается такому чувству, тем быстрее он растворяет свое «я» в высшей реальности брахмана. Отдавшись целиком этому состоянию, человек испытывает такое чувство, которое невозможно описать. Он познает свое реальное «я» равносильное Абсолюту. После этого йогин перестает себя сравнивать с чем либо другим.

Для овладения Лайя необходимо пройти Путь – специальные практики.

Путь

Путь – это практика созерцания, медитации, умение управлять внутренней энергией. Он включает три важных основы:

  1. С наставником (шравна) перейти в состояние естественности.
  2. Обдумывая и устраняя сомнения (манана), получить прояснение.
  3. Применяя специальные методы Лайя йоги (индидхьясана), неуклонно продолжать созерцать присутствие.

Важно постоянно проявлять внимание к чувству естественности, созерцанию, самоосвобождению, двойственному восприятию в непрерывной осознанности.

Значение Созерцание в практике Лайя – бдительность осознания, не применяя усилий. Не стоит концентрироваться на чем-то. Йогины не зацикливаются на прошлом, не воображают будущее, не охвачены концепцией настоящего. Они вращаются за границами концепций в состоянии естественности. Чувство естественности – это как небо, не наделенное границами как внутри, так и снаружи. Когда ум находится в Истинной Таковости (на подобии пространства без качеств, из которого создаются все качества).

Определив свое настоящее сознание, йогины постоянно удерживают его, чтобы прийти к высшему совершенству – саруба-самдхи. Они смотрят на мир как на разум без качеств и основы (воспринимают тело как иллюзорность, чистоту своей энергетики).

Медитирование состоит из 5 путей (5 янтр) Лайя йоги:

  1. Праджня-янтра (Путь Мудрости);
  2. Шакти-янтра (Путь Энергии);
  3. Нидра-янтра (путь Сновидений);
  4. Нада-янтра (Путь Звука);
  5. Джьоти-янтра (Путь Света)

Непрерывно практикуя созерцание, йогин погружается в естество Ума (сахаджа-стихти). Медитирует он как сидя, так и в движении.

Упражнения для медитирования сидя следующие:

  • Дхьяна – сосредоточение с целью овладения ума в одном направлении.
  • Анапанасти – медитирование на вдох и выдох.
  • Ахам-Вритти – медитирование на чувство «я».
  • Медитирование на сознание ума, находящееся в пустоте.
  • Махавакью – медитирование на Великое изречение.
  • Решение антилогичных задач (коаны дзен).
  • Медитирование на небесный простор.
  • Медитирование на силы Просветления во Вселенной, световое пространство.

Совершая ходьбу созерцания используются такие практики:

  • Отслеживание состояния тела, дыхание;
  • Движение с аффирмациями;
  • Самовоспоминание;
  • Созерцание Света, пространства Бесконечности;
  • Настрой на работу силы Вселенной, низшей ниши;
  • Интегрирование с пятью элементами и др.

Путь Шакти-янтра (энергии) включает практикующие упражнения с Нади (каналы), Праной (ветер), Чакрами (энергетические центры). Все это делается чтобы:

  • Пробудить Кундалини.
  • Получить опыт бессмертия, как нектар.
  • Произошли выходы тонкого тела.
  • Постоянно находиться в сознании Самадхи.
  • Раскрыть четыре блаженства тела и пять пространств.

С этой целью применяются асаны, мудры, бандхи, пранаямы. Йоги визуализируют чакры, соединение с пятью элементами стихий и т.д.

Йога-Нидра (Путь сновидений) объединяет практики, которые проводятся ночью:

  • Осознание себя во время сна.
  • Майя-дэха – совершенствование тела сновидений.
  • Перевоплощение и руководство сновидениями.
  • Вхождение в осознанность сна, исключая сновидения.

Йога Нада (Путь Звука) включает 10 этапов фокусирования на внутренних звуках в сознании пустоты.

В Джьоти-йога (Путь Света) генерируются световые видения (божества, мандалы, световые сферы и др.).

Тренируясь с созерцанием, йогин испытывает видения в четырех стадиях:

  • Начало.
  • Сосуд.
  • Нарастание.
  • Исчерпание.

Путь Света является достаточно глубинной садханой, помогающая за короткое время (в течение одной жизни) достичь бессмертности тела Света.

Вехи великой трансформации

Обычные люди имеют желания, находящиеся в сердце. Если они отпадают, смертный человек переходит на ступень бессмертия. Он соединяется с Брахманом (Богом). Когда и в каком месте не постигла бы смерть йога, произойдет его слияние с Брахманом. Это имеет подобие того, как внутренний простор разбитого кувшина соединяется с пространством бесконечности.

Божественное тело сияет (дева-дэха). На нем нет ожогов от огня, высушенных ветром мест, мокроты от дождя, укусов змеи. Оно часто совершает визиты в небо (сварлока). Молниеносно, подобно мысли, йогист приобретает дар путешествия небесными просторами.

Последним плодотворным этапом Лайя — саруба самадхи (божественный свет) – перемещение тела в одно из четырех тел:

  1. Шудха – освобожденное от кармы, тело составлено из чистейших компонентов. Ему не нужно питание, сон, оно освобождено от состояния старения и смерти.
  2. Пранава-дэхам – бессмертность тела с радужным отсветом, неосязаемое и невидимое.
  3. Джаняна-дэхам – чистейшее сознание без границ, где есть недвойственность.
  4. Дэва-дэхам – единение с Брахманом не только на духовном, но и физическом уровне. Здесь нет определенных границ, но йогин эманируется в многочисленных телах.
  5. У самых опытных йогинов в течение жизни исполняется сиддхи (божественное золото).

Знаменитые бессмертные сидхи, как китайские Даосы, реализовывают свое тело света и до настоящего момента, характеризующегося бессмертностью во многих мирах мироздания.

Когда в момент смерти йогин осуществляет такие тела, он, как святой Тукарам, возносится в сияние тела света. Показателем выхода тела в истинное освобождение является то, что оно освещено огнем бессмертия.

Все вехи Великой трансформации в конце 19 столетия прошел знаменитый святой из Вадулара – Рамалинга Свами. Он и в настоящий период является великим святым Южной Индии. Он молился о вечном лучезарном теле, имеющем противостояние к ветру, земли, огню, воде, солнцу, смерти, болезням, злодеянию и т.д. Тело Святого сияло чистым светом и не отдавало тени.

После прощальной беседы с учениками Святой Рамалинга закрылся в хижине и спустя какое-то время исчез, не оставив следа. Он растаял в фиолетовой световой вспышке.

Связь с Кундалини йогой

Йога Лайя тесно связана с Кундалини йога, т.к. способствует пробуждению энергии Кундалини, размещенной в основании позвоночника. Сохраняется данная энергия в канде. От нее отходит 72 тысячи ответвлений (астральные каналы), имеющие называние нади.

Наиболее значительные из них такие:

  • Ида – проходит по левой части спины и отвечает за женскую (лунную) охлаждающую энергию.
  • Пингала – проходит по правой стороне спины. Пингала отвечает за солнечную энергию (горячую).
  • Сушумна – проходит вдоль позвоночной оси.

Задача ляйя йоги – успокоить каналы ида и пингала. Тогда энергия Кундалини будет двигаться кверху по каналу сушумна, что способствует очищению всех чакр. В идеальном варианте она достигает сахасрары (верхний центр). Здесь энергия Кундалини сливается с энергией шива.

Для достижения сознания лайя (растворение) систематически применяют разные практики:

  • медитирование;
  • пранаяму;
  • проговаривание мантр;
  • комплексы асан.

Данные практики активизируют физические вибрации, чтобы произошел самопроизвольный толчок выброса энергии Кундалини.

Цель духовной практики – достичь Пробужденного состояния ума в форме Бесконечного Света. Все это делают на основе наставлений Духовного Учителя. Это имеет название – реализация Брахма и Освобождение. Когда достигается такое состояние, человек чувствует неимоверное чувство свободы, счастья, избавление от страданий.

Он уже не живет в прошлом или будущем. Он поддерживает состояние постоянной осознанности и систематически добивается единения со всем сущим.

Практикующих лайя йогу поначалу подготавливают к чувствам, которые проявляются после активации Кундалини.

Laya Yoga Kundalini Mantra

Сядьте в Простую позу, руки на колени. Пальцы, сложите в гиян-мудру (большой палец касается подушечки указательного той же руки).

На «Эк» втягивайте пупок. Каждое «а» происходит скорее от движения диафрагмы, когда энергично подтягиваются все диафрагмальные мышцы, нежели произносится голосом. На «Хей Гуру» расслабляйте пупок и диафрагму.

11-31 минута.





Sit in an Easy Pose, with a light jalandhar bandh.

Eyes: Focus through the Brow Point.

MUDRA: Put the palms together in Prayer Pose at the center of the chest, or in Gyan Mudra with the wrists on the knees.

EK ONG KAAR-(UH) One Creator Creation

SAA TAA NAA MAA-(UH) True Identity

SIREE WHAA-(UH) HAY GU-ROO Great Indescribable

Wisdom The chant is very precise. On EK pull in the navel. On each final “UH” lift the diaphragm up firmly. The “UH” sound is more a result of the powerful movement of the diagphragm than a pronounced purposeful projected sound. Relax the navel and abdomen on HAY GUROO. The sound has a “spin” to it. It is a 3-1/2 cycle rhythm. As you chant, imagine energy and sound spiraling up and around the spinal cord in a right-handed helix, in a clockwise direction, looking from the top of the spine down to the base. Start at the base of the spine as you initiate the energy from the navel. End with the focus over the head to the Cosmos on HAY GUROO.

Time: Continue for 31 minutes. Practice for 40-120 days.



Comments: This extraordinary Laya Yoga chant brings the soul and destiny present. It suspends you above conflicts attracted by success and the activity of the Positive Mind. It lets your activity serve your purpose. It

makes you creative and focused on your real priorities and helps you sacrifice what is needed to accomplish them. The word Laya refers to suspension from the ordinary world. Laya Yoga fixes your attention and energy on your essence and higher consciousness without normal distractions and attachments having power over your reactive awareness. This mantra opens the secret book of Laya Yoga.

It enables you to consciously remember and experience the link between you and the Creator. Practice the mantra for 40-120 days. It will etch into the subconscious the memory and experience of your true identity. This mantra was guarded like a secret gem. It is the key to the inner doors of naad, the realm of creative sound. If you listen to the sound of the mantra and then concentrate into its subtle sounds, you will become absorbed into the unlimited domain of your higher Self. The mantra has a structure of 3-1/2 cycles in its spin. Each UH sound lifts the diaphragm which commutes the energy of prana and apana across the heart area. That transformation is one cycle. The 3-1/2 cycle is the pulse rhythm of the kundalini itself. This is why the kundalini is often represented as coiled 3-1/2 times. As with all other genuine mantras, it is discovered by the seer who travels in the subtle realms of consciousness. It has been confirmed by countless practitioners who adaptd the discipline of the meditation. The inner sounds can be heard at different levels of subtlety. The vibrations of naad have different octaves of creative impact. This mantra takes you to the most subtle realm of creativity. It awakens the kundalini force that energizes the whole Creation. It awakens your awareness and empowers the sense of the Subtle Body of the Aura. The practice of the meditation gives intuition and the ability to heal. When you practice this kriya earnestly, be conscious and graceful with each word you speak. Do not listen to negative or coarse speech from others. Remember that the sins of the past are of the past, and that some of the greatest saints were sinners first. If you have the opportunity to learn and to practice this technology of elevation, you have earned it and you deserve it. So do not hesitate to use it and to strive for progress and expansion. Feel that the Infinite Will and yours act together. Strong actions combined with non-attachment make life a dance with much creativity and gratitude.







"Кундалини Мантра из Лайя йоги"

Эк онг Кара-а, Са-Та Нама-а, Сири Ва-а, Хей Гуру

Есть лишь один Создатель во всём творении, его имя - Истина. Осознание этой мудрости приносит величайшее блаженство.

Эта форма Ади Шакти мантры используется в Лайя йоге. Она повторяется в особом ритме, который создаёт ощущение вращающейся спирали. Создается водоворот энергии, вовлекающий в себя все чакры и ауру.

Эта необыкновенная мантра Лайя йоги призывает душу и ее предназначение к присутствию в настоящем. Она поднимает вас над конфликтами, связанными с успехом и деятельностью Позитивного ума. Она позволяет вашим действиям служить вашей цели. Она делает вас творческими, помогает концентрироваться на ваших истинных приоритетах и идти на необходимые жертвы ради их достижения.

Слово Лайя подразумевает отстранение от привычного мира. Лайя йога направляет ваше внимание и энергию на вашу сущность и высшее сознание, не позволяя обычным отвлечениям и привязанностям брать верх над вашей склонной к реакциям осознанности.

Эта мантра открывает тайную книгу Лайя Йоги. Она позволяет вам осознанно помнить о своей связи с Создателем и чувствовать ее. Практикуйте эту мантру 40-120 дней. Она впечатывает в подсознание память и опыт вашей истинной идентичности.

Эту мантру берегли как тайную драгоценность. Она - ключ, отпирающий внутренние врата наад, владений созидающего звука. Если вы будете слушать звук мантры, а затем концентрироваться на ее тонком звучании, вы погрузитесь в безграничные пространства своего высшего «Я». Структура этой мантры закручена в спираль в 3,5 оборота. На каждый звук «А» в конце слов диафрагма поднимается, перенося энергию праны и апаны через область сердца. Такая трансформация происходит за один цикл. Цикл в 3,5 оборота есть пульсирующий ритм самой кундалини. Вот почему кундалини часто представляют свернутой в 3,5 кольца.

Как и все остальные подлинные мантры, она была открыта провидцем, путешествовавшим по тонким сферам сознания. Бесчисленное множество практикующих выполняли эту медитацию в качестве личной садханы, и ее действенность подтверждена. Внутренний звук можно услышать на разных уровнях тонкости. Вибрации наад оказывают благотворное воздействие на разных диапазонах.

Эта мантра переносит вас в самые тонкие сферы творчества. Она пробуждает силу кундалини, которая заряжает энергией все Творение. Она будит вашу осознанность и усиливает чувствительность к Тонкому Телу Ауры. Практика этой медитации дарит интуицию и целительские способности. Если вы серьезно практикуете эту крийю, осознанно и с достоинством подходИте к каждому произнесенному слову. Не слушайте негативные и грубые высказывания других людей. Помните, что грехи прощлого остались в прошлом, что некоторые из величайших святых сначала были грешниками. Если у вас появилась возможность узнать об этой технологии возвышения и практиковать ее, это значит, что вы ее заслужили, вы достойны ее. Поэтому без колебаний используйте ее и стремитесь к развитию и расширению. Чувствуйте, как Воля Бесконечности и ваша воля действуют вместе. Сильные действия в сочетании с непривязанностью делают жизнь танцем творчества и благодарности.

Как самостоятельное Учение, Лайя-йога сложилась примерно к концу I тыс. В связи с этим говорят о том, что Лайя-йога состоит из пяти янтр, а само Учение иногда называют «панча янтра», т.е. пять путей, рисунков или пять узоров Вселенной.

Эти пять янтр (янтры - это символические изображения энергетических структур различных божеств, как они видятся мудрецам) таковы:

I. Праджня-янтра (Вселенная Мудрости), связана с наставлениями по открытию природы Ума, прямому введению и созерцанию, включает также медитацию, концентрацию и самооcвобождение.

Особую часть Праджня-янтры составляет «Учение пространства» - этот раздел связан с изучением шамбхави-мудры или способа созерцания, благодаря которому достигается объединение внутреннего и внешнего пространства. В искусство шамбхави-мудры входят различные виды созерцания, созерцательного недеяния, расслабления, медитации на небесное пространство и интеграция с пятью элементами, благодаря которым йогин учится объединять внутреннее и внешнее пространство.

II. Шакти-янтра (Вселенная энергии). В контексте Шакти-янтры изучается Кундалини-йога, Крийя-йога, Шат-чакра-йога, благодаря которым йогин учится контролировать свои праны, очищает энергетические каналы, пробуждает энергию Кундалини и раскрывает пространство пяти элементов в своем теле.

III. Джьоти-янтра (Вселенная света). В разделе Джьоти-йоги йогин особым образом практикует созерцание света, благодаря чему у него появляются внутренний, внешний и промежуточный знаки. Когда видения развиваются в потоке его сознания, он видит различные янтры, узоры, сияющие радужным светом божеств, даже если он не выполнял практику и не начитывал мантру, они спонтанно возникают как усиление, углубление его собственной внутренней ясности. Практикуя Джьоти-йогу, йогин открывает секрет творения внешней Вселенной, он понимает, что внутренний свет исходит из его сердца, затем проецируется через глаза, порождая иллюзию внешней Вселенной, порождая секрет творения Вселенной, благодаря такому созерцанию, йогин работает, объединяя пустотное осознавание и появление видений до тех пор, пока они не исчерпаются.

К Джьоти-йоге относится также практика внешнего, внутреннего и промежуточного знаков и практика пяти пространств.

Джьоти-йога является сугубо тайным Учением о недвойственном свете, с помощью которых удачливый йогин за одну жизнь полностью освобождается от всех ограничений своей кармы, достигая Радужного тела, высшей ступени духовной реализации (саруба-самадхи). В «Адвайя Тарака Упанишаде» Джьоти-йога также называется «Тарака-йогой».

Джьоти-йога основана на понимании законов движения ветра по каналам (нади). Четыреста тысяч энергетических каналов, которыми пронизано наше тонкое тело, проводят жизненную силу (прану). Когда главные из этих каналов: ида, пингала и сушумна полностью очищаются, йогин может воспринимать пять чистых видов пространства. Пять видов пространства – это пять элементов в их исконной чистоте, очищенные от нечистого кармического видения, связанного с загрязненным телом. Из этих элементов йогин создает Световое тело, победно завершая свою практику через Великий Переход (кайя-вьюха).

IV. Нада-янтра (Вселенная звука). Она включает в себя путь осознавания внутреннего звука. Нада-йога является настоящим сокровищем, таинственным мистическим путем достижения внутренней реализации вплоть до Освобождения в Радужное тело, передаваемой в цепи преемственности сиддхов. Медитируя на внутренний звук, внешние звуки пяти элементов, йогин обнаруживает подлинный источник любого звука – это изначальное пространство недвойственного осознавания. Работая с единством проявляющихся звуков и созерцательного присутствия, йогин силой созерцания берет под контроль праны в своем теле вплоть до высшего Освобождения.

V. Нидра-янтра (Вселенная сновидений). Нидра-янтра делится на йогу сновидений и йогу сна.

В Йоге Сновидений ученик развивает осознанность в тонком иллюзорном теле до тех пор, пока оно не обретет полноценное бытие.

В Йоге Сна йогин упражняется в распознавании пространства Ясного Света.

Таковы пять янтр, практикуемые в контексте Учения Лайя-йоги.

Два основных раздела Учения в Лайя-йоге

В Учении Лайя-йоги существует два основных метода поглощения (лайи).

Первый – «растворение «я» (антахкарана лайя чинтана), который заключается в растворении ума в осознавании, а осознавания – в недвойственности.

Второй метод называется «растворение пяти элементов» (панчабхута лайя чинтана), который заключается в последовательном растворении пяти элементов, начиная с элемента земли.

В соответствии с этими двумя подходами к поглощению в Лайя-йоге выделяются два основных раздела Учения: первый – Вселенная Мудрости (Праджня-янтра), второй – Вселенная Энергии (Шакти-янтра).

Янтра Ума связана с открытием природы Ума и созерцательной практикой присутствия, она олицетворяет абсолютную истину.

Янтра Энергии связана с относительным измерением и нашими относительными проявлениями, такими как энергетическое тело, каналы, чакры и пр. Раздел энергии еще также называют раздел методов или тайных устных наставлений. В разделе энергии мы тренируемся очищать нади, управлять пранами и вводить их в сушумну, познавая взаимосвязь элементов тела, звука, света и осознавания.

Если в разделе Ума мы практикуем только созерцательное присутствие и пребывание в естественном состоянии, то в разделе Энергии мы практикуем созерцание, связанное со звуками и видениями.

| Учение Лайя-йоги

Самайя или самая - важное понятие, присущее всем, абсолютно всем без исключения учениям тантризма, как буддийского так и индийского, и некоторым школам Адвайта-Веданты, йоги

Культура садху является фундаментом арийско-ведической культуры. Только заложив прочный фундамент из культуры, основанной на ценностях садху, возможно двигаться вперед по духовному пути.

Когда мы говорим, что Учение Лайя-йоги является тантрической традицией сиддхов , мы особо подчеркиваем её отличие от так называемого традиционного «бытового» ортодоксального индуизма...

УЧЕНИЕ ЛАЙЯ-ЙОГИ

"Десять миллионов раз восхваляема Лайя-йога. Стоишь, ходишь, спишь или ешь — всегда созерцай Недвойственного Царя" Йога Таттва Упанишада»

Учение Лайя-йоги является мистическим откровением, нисшедшим от богов сферы Брахма-локи из рода Сарасвати. Боги, в свою очередь, его получили от Пяти Великих Риши, олицетворяющих пять саморожденных мудростей изначального Бытия.

Эти знания дошли до наших дней практически без искажений, благодаря непрерывности особой традиции устных наставлений категории «упадеша», передаваемых от Учителя к ученику. Первое упоминание о Лайя-йоге содержится в поздних тантрических Упанишадах.

Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога - это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае мы перестаём жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Мы начинаем действовать не в результате команд своего эго, а становимся проводниками Божественных сил, живем в Боге.

Высшее учение Лайя-йоги вне любых рамок и ограничений. Это очень высокий Путь - реализация через осознавание, к которому обычно приходят йоги после достижения самадхи, что постигается через состояние внутренней тишины, или молчания. Только когда будет отброшена любая связь с концептуальным мышлением, вы можете постичь состояние безопорного ума (нираламбха манас) и войти в состояние нирвикальпа-самадхи (единства со всем сущим).

Термин "Лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм" - "растворение", т. е. возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом).


Лайя-йога
не ограничена ни религиозными догматами или концепциями нашего мышления, ни культурными традициями поскольку состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений.


Таким образом, Лайя - растворение "я" - является универсальным состоянием и вершиной любой садханы (практики), независимо от духовной школы, в которой она практикуется. Состояние лайи и путь лайи - имманентно присущи любому духовному пути и являются его тайной сердцевиной.


В различных первоисточниках - и других - сообщается, что 250 тысяч учений Лайя-йоги впервые были поведаны Адинатхом (Богом Шива) через откровения сиддхам и

"Шри Адинатха - Шива дал 250 тысяч путей достижения лайи (растворения в недвойственности)..." (Сватмарама, "Хатха-йога-прадипика", 4.65).

Корни Учения

Первые упоминания о Лайя-йоге содержатся в Упанишадах:
"Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз - это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь, всегда размышляй об Атмане [о том, кто воспринимает]. Таков смысл Лайя-йоги " ("Йога-таттва-упанишада", 23, 24).


Считается, что Учение зародилось около 3-5 тыс. до н.э. и окончательно оформилось в традицию в VIII-XI вв. По-видимому первоначально Лайя-йога не отделялась в самостоятельное учение от других видов йоги, а была их кульминацией, высшей ступенью и входила в так называемые "Хатха Видья" - бесчисленные учения об Освобождении через растворение путём управления внутренними энергиями тела. Эти знания были общими для традиций натхов, каулов, канпхатов и др.

Учение Лайя-йоги в традиции, которую проводит , представляет собой глубокую изысканную линию индуистского тантризма стиля (колесницы естественного пути), в свое время впитавшей идеи буддизма Ваджраяны, и которая по праву относится к разряду высших недвойственных Учений Ануттара - тантры. Бессмертные сиддхи-авадхуты являются живым воплощением самых глубоких и сокровенных принципов Учения Лайя-йоги, главные представители из которых махасиддхи Матсиендранатх, Горокхонатх, Великий Брахман , Бхагаван

Во взглядах на мир и творение вселенной за основу принята традиционная Адвайта-веданта в толковании Даттатрейи, Гаудапады, Взгляды близки кашмирскому шиваизму, идеям буддизма Ваджраяны (Дзогчен, Махамудра), а в некоторых аспектах неотличны от них. Подобный подход имеет место в виду «двоякой» принадлежности многих махасиддхов как к традиционному индуизму, так и к буддизму.

К примеру, Матсиендранатх, Горокхонатх, Сараха считаются одновременно и индуистскими, и буддийскими святыми, давшими начало школам куликов, натхов, канпхатов и школам Ваджраяны в Тибете. Много общего можно найти и в других близких по духу Учениях — даосизме, китайском дзен, Учении Кабира.

В ранних буддистских текстах упоминается, что Будда выполнял садханы (практики) Лайя-йоги, предписанные его Учителем Уддалакой. В частности, говорится, что он выполнял мудры сосредотачиваясь на внутреннем Свете и звуке, закрыв уши и надавливая на глазные яблоки. Скорее всего речь идёт о шанмукха-мудре или йони-мудре. Путь растворения "я" в трансцендентном неконцептуальном сознании является сущностью буддизма, даосизма, бон, индуизма и некоторых других религий.


Для реализации возможности проводить Учение Лайя-йоги последователи Учения и в 1995 г создали
Монастырь-Академию Йоги «Собрание Тайн». Монастырь расположен в Нижегородской области и проводит большую работу по распространению Учения как в России, так и за ее пределами.

Философия учения

Философской, концептуальной основой Лайя-йоги безусловно является -Веданта. Понимание недвойственности, тождество "я" и Брахмана - фундамент всех высших учений йоги и тантры.


"Подобно тому, как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии самадхи личное сознавание сливается с высшим сознанием" (Саубхагьялакшми-упанишада, 5.26).


"Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий - ни хороших, ни плохих. Я - тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?" (Даттатрея. "Авадхута-Гита", 1.59, 1.60).


Вселенная в Лайя-йоге неиллюзорна в высшем понимании - она ни реальна, ни нереальна. Почему? Потому что "от богов вниз, к этому материальному миру, всё пронизано единым Брахманом. Есть лишь единое Сат Чит Ананда [Бытие-Осознанность-Блаженство], всепроникающее и не имеющее себе равных" ("Шива Самхита", 1.52).


Иногда Философию Учения называют
Основа


Основа — это недвойственное видение Реальности, вне слов и концепций, достигаемое лишь в самадхи — чистом состоянии ума. В своем изначальном аспекте — это Всевышний Источник, Брахман Вед, Нерожденный Ум, Непостижимый, Бесконечный, Незапятнанный, Спонтанно Совершенный и Всепроникающий, он подобен бесконечному пространству сознания.

Это Исконное «Я», Основа есть «Сахаджья» — естественное состояние каждого, но оно затмевается покровом двойственных мыслей и клеш (омраченных состояний). Когда йогин может пребывать в созерцании, естественное состояние раскрывается, обнажая пустотную природу Ума.

Природа Ума абсолютно чиста, пустотна, непостижима и ее сокровенная сущность — лишенный качеств и образов, «внемысленный» Ясный Свет, который есть светоносная лучезарная ясность.

Основу объясняет Учитель, используя три вида передачи: неконцептуальную, символическую и логическую.


В Лайя-йоге самадхи достигается за счёт естественного созерцания без усилий, а не за счёт метода. Также, в отличие от других видов йоги, в Лайя-йоге нирвикальпа-самадхи - не самоцель, а всего лишь промежуточная ступень для достижения более высоких - сахаджа-самадхи и саруба-самадхи .


Саруба-самадхи
предполагает Просветление не только ума, но и энергии, тела, проявляющиеся как звук, свет, божества (нада, джьоти, дэвата). Практика с усилием на этом уровне прекращается и становится "не практикой" - "не методом" - "анупайя", "не медитацией", так как любое усилие является помехой.


Сахаджа-самадхи
- это особое состояние сознания йога, когда он естественно, без усилий погружён в присутствие Атмана независимо от того, ест он, работает, говорит, спит, ходит или сидит. Такая погружённость и есть бхава (чувство). Ничего не отрицается, всё объединяется с присутствием в этом состоянии. Всё больше отдаваясь этому чувству ("прапати" - самоотдача), йогин растворяет "я" в Высшей Реальности Брахмана.


"Независимо от того, достигнуты сиддхи [сверхобычные силы] или нет, он погружён в непрерывное блаженство" (Сватмарама. "Хатха-йога-прадипика", 4.78).


Полностью отдавшись ему, он испытывает неописуемое состояние непрерывного естественного единства; без усилий, без отречения, без техник и медитаций, реализовав ум без опоры - "нираламбха". В этом самадхи он окончательно узнаёт своё "я" как тождественное Брахману (пратьябхиджня) и с этого момента не отождествляет себя ни с чем иным. Цель и средства здесь объединяются. Цель - погружённость в Атман, средство - тоже.


Для полной реализации этого состояния йогин использует "санкальпы" - особые медитативные формулы, медитации, шамбхави-мудру, нада-, джьоти-йогу, техники йога-нидры и кундалини-йоги.

Путь


Путь — это методы созерцания, медитации, управления внутренней энергией. Путь состоит из трех главных принципов:
~ прямое введение в естественное состояние с помощью Учителя (шравана);
~ прояснение с помощью обдумывания и устранения сомнений (манана);
~ неуклонное продолжение созерцательного присутствия с помощью особых методов Лайя-йоги (нидидхьясана).

Главным же методом практики является непрерывная внимательность к естественному состоянию, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.


Путь достижения Просветления
описывается как видение, медитация, поведение.
Видение — это способность непрерывного пребывания в Основе в состоянии недвойственного созерцания, передаваемое лишь Учителем особыми методами «прямого постижения».

Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чем-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, пребывать за пределами концепций в естествен ном состоянии.

Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его Истинной Таковости. Он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.

Узнав своё сознание - Чити как безграничное пространство, подобное небу, йогин учится поддерживать его, не отвлекаясь на пути к высшей цели - саруба-самадхи - трансмутации физического тела . Для этого он учится воспринимать весь мир недуальным способом как манифестацию, игру сознания - Чити-Шакти. Весь мир он видит как свой ум, а ум не имеет ни качеств, ни основы; своё тело - как иллюзорное, а свою чистую энергию - как божества, звук - нада и свет - джьоти.


Силой созерцания только своего ума он пробуждает Кундалини и начинает растворять элементы физического тела.


"Пусть йогин сделает свой ум самоподдерживающим и не созерцает ничего иного" ("Шива Самхита", 5.170).

Медитация включает в себя пять путей или пять янтр Лайя-йоги:
~ Путь Мудрости (Праджня-янтра);
~ Путь Энергии (Шакти-янтра);
~ Путь Сновидений (Нидра-янтра);
~ Путь Звука (Нада-янтра);
~ Путь Света (Джьоти-янтра).


Путь Мудрости
(Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погруженностью в природу Ума (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.
К практикам сидячей медитации относятся:
~ упражнение-концентрация (дхьяна) для овладения однонаправленностью ума,
~ медитация на входящее и выходящее дыхание (Анапанасати),
~ медитация на чувство «я» (ахам-вритти),
~ медитация на пустотное состояние ума,
~ медитация на Великое изречение (Махавакью),
~ решение парадоксальных задач (аналог коанов дзен),
~ медитация на пространство неба,
~ медитация на просветляющие силы вселенной, пяти элементов и т.д.,
~ медитация на световое пространство и другие.
К практикам созерцательной ходьбы относятся:
~ наблюдение за телом,
~ наблюдение за дыханием,
~ ходьба с поддержанием санкальпы (аффирмации),
~ самовспоминание,
~ созерцание Света,
~ созерцание Бесконечного пространства,
~ настройка на нисходящие силы Вселенной,
~ интеграция с пятью элементами и другие.


Путь энергии
(Шакти-янтра) включает практики работы с каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для:
~ пробуждения Кундалини,
~ получения опыта нектара бессмертия,
~ выходов тонкого тела,
~ обретения непрерывного сознания в самадхи,
~ раскрытия четырех блаженств и пяти пространств в теле.
Для этого используются практики: асаны, мудры, бандхи, пранаямы, визуализации чакр, каналов, слияние с пятью элементами стихий и другие.


Путь сновидений
(Йога-нидра) включает обучение специальным методам ночных практик для:
~ осознавания себя во сне,
~ развития тела сновидений (Майя-дэха),
~ управления и трансформации сновидений,
~ вхождения в осознание сна без сновидений и Ясного Света.


Путь йоги Звука
(Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством Звука и пустотного осознавания.


Путь йоги Света
(Джьоти-йога) содержит в том числе некоторые тайные методы созерцания Света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств, мандалы, сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания», «исчерпания». Путь йоги Света считается очень глубокой садханой, позволяющей сделать быстрый скачок в практике — за одну жизнь реализовать бессмертное тело Света.

Основные способы практики, принятые в монастыре:
~ сидячая медитация (Махашанти),
~ созерцание при ходьбе (Чанкраманам),
~ практики Хатха-, Кундалини-йоги и др.,
~ соблюдение правил монашеской и йогической дисциплины (Виная и самайя).

Поведение. Принцип приложения осознанности ко всему — главный принцип в поведении. Если не прилагается осознанность, то любые действия, которые бы мы ни совершали, выпадают из общего рисунка нашей практики и становятся сансарными действиями, т.е. порождающими кармические отпечатки.

Во внешнем поведении йогин придерживается принципов Винаи, во внутреннем — самайи (т.е. в любых ситуациях проявляет «чистое видение»), в тайном — Единой самайи созерцания.

Высшим же повседневным состоянием в поведении является «самадхи текущей реки», «безумная мудрость», лила-буддхи — спонтанная игровая активность в поведении на благо живых существ (аналогии: «лила» в вайшнавизме и сиддханте, «чит-шакти виласа» в кашмирском шиваизме).

Критерии успешного самадхи — остановка дыхания и сердцебиения в медитации, способность осознавать себя во сне без сновидений, а также способность поддерживать состояние осознанности в повседневной жизни и проявлять сверхъестественные силы — путешествовать в тонком теле по другим мирам, контролировать энергию, управлять стихиями, событиями и т.д.

Плод


Плод или цель Учения
— это достижение трех бессмертных тел:

~ тела чистого сознания, подобного пространству (Джняна-дэха),

~ Радужного тела из световой энергии (Пранава-дэха), достигаемого при жизни или в момент смерти, когда физическое тело йога растворяется и исчезает, преобразуясь в бессмертное тело Света. Йогин оставляет после смерти пучок волос, двадцать ногтей и одежду, полностью исчезая,

~ Иллюзорного тела, подобного материальному, но обладающего чистыми элементами (Шуддха-дэха).

Высшим, окончательным, полным плодом Лайя-йоги является саруба-самадхи - самадхи Божественного Света, результатом которого становится "кайя-вьюха" - великий Переход, и спонтанно происходит достижение одного из четырёх тел:


"- Шудха-дэхам - Совершенное Тело, тело, свободное от кармы, состоящее из очищенных таттв (элементов), не нуждающееся в еде, сне, свободное от старости и смерти;

Пранава-дэхам - Бессмертное Тело Радужного Света, его невозможно осязать, но возможно видеть;

Джняна-дэхам - Чистое Бесконечное Сознание, в котором реализована недвойственность;

Дэва-дэхам - Полное Единство с Брахманом, в том числе физическое. На этом уровне йогин не имеет фиксированной формы, но эманируется в бесчисленных телах" ("Шива Самхита", 3.62).


Продвинутые йогины реализуют сиддхи божественного Золотого Тела Милости ещё при жизни. Великие бессмертные сиддхи, подобно китайским бессмертным даосам, Матсиендранатх, Свами, Бабаджи, великий йогин Брахмананда, реализовав Тела Света, и поныне спонтанно играют в тысячах бессмертных световых Радужных Тел в бесчисленных мирах Мироздания.

Йогины, реализовав такие тела в момент смерти, выполняя вознесение в сияющие Тела Света, как святой Тукарам, который, подобно пророку Илье, был "взят живым на небо".

В наставлениях сиддхов говорится так о величайшем для йогина достижении - саруба-самадхи:


"Каков признак достижения саруба-мукти (истинного освобождения тела и сознания)? Физическое тело начинает светиться огнём бессмертия" (Ромариши. "Песнь мудрости").


"Не вовлекаясь и оставаясь свободным от привязанности к телесному, элементам, уму, времени, Майе, соединившись с истиной безначального, вечного Брахмана, йогин достигает "вейя паракайя" - безупречного бессмертного тела" (Тирумулар. "Тиру-Мандирам", 643).


"Я познал мастера джняны в единстве, в котором моё Я стало его Я. Я стал тем, от кого происходят все боги и кто являет собой лучезарный свет бесконечности" (Тирумулар. "Тиру-Мандирам", 239).


"Вместе с этим человеческим телом ты станешь снова и снова посещать небо [сварлока]. Быстрый, как разум, ты приобретёшь способность путешествовать в небе и сможешь отправиться куда пожелаешь" (Сватмарама. "Хатха-йога-прадипика", 3.69).


Символ Учения

Главным символом Учения является ОМ в пятицветном радужном сиянии.

Священные тексты Учения Лайя-йоги


Авторитетными считаются следующие тексты:

Свод текстов Праджня-янтры:
~ спонтанные песни-откровения (песни «доха») махасиддхи Сарахи и других махасиддхов;
~ все тексты, переданные Авадхутой Даттатрейей: «Авадхута Гита», «Дживанмукта Гита», «Трипура Рахасья» и другие;
~ тексты Шри Ади Шанкарачарьи: «Атма Бодха», «Таттва Бодха», «Апарокшанубхути», «Вивека Чудамани», «Брахманачинтанам», «Даша-шлока», «Вакья-вриттих», «Брахма-сутра-бхашьям», «Атма-джняна-падеша-видхих».

Свод текстов Шакти-янтры: тексты традиции натхов:
~ «Шива Самхита»,
~ «Заветы Горакши» («Горакшападдхати»),
~ «Горакшашатака»,
~ «Хатха-йога Прадипика»,
~ «Гхеранда Самхита»,
~ «Шат-чакра Нирупана»,
~ «Йога-сутра» Патанджали.

Главный текст Нада-янтры: «Хамса Упанишада».

Главные тексты Джьоти-янтры:
~ «Адвайя Тарака Упанишада»,
~ «Мандала Брахмана Упанишада».

Загрузка...