Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Методика тюленева по обучению детей. Методика раннего развития П.В. Тюленева Точечно графические изображения п в тюленева

Основанная на трудах Шаталова, Макаренко, Никитиных, методика Тюленева позволяет максимально реализовать потенциал ребёнка. Тюленев полагал, что каждому ребёнку дан “ген гениальности”, поэтому задача родителей – с первых же дней жизни ребёнка создавать условия для функционирования этого гена. Благодаря этой методике ребёнок раннего возраста умеет то, что не могут делать дети дошкольного возраста. По мнению Тюленева В.П., для развития ребёнка важна каждая неделя его жизни. Поэтому родителям нельзя терять драгоценное время, — чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем лучше будут результаты. Предназначенная для развития детей с рождения и до18 лет, эта методика показала удивительные результаты. Ещё в 80-х годах 20 века по телевизору шёл репортаж о детях, которые, не умея ходить, отлично читали и считали. Обученные по методике Тюленева, “читающие младенцы”, поразили многих. Ещё большее удивление вызвали дети, закончившие школу в 10 лет и получившие диплом в 14 лет.

Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одну из линий развития ребёнка. Благодаря этой методике ребёнка можно научить чтению, печатанию, музыке, математике, рисованию, развить в ребёнке спортивные, исследовательские таланты. Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов. С четырёх месяцев нужно начинать играть в “Игрушкобол” – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов. С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности. С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру “Принеси букву”, а с десяти месяцев – в игру “Покажи букву”, затем — “Назови букву/слог/слово”. С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.

Плюсы и минусы методики

По мнению педагогов, методика Тюленева является одним из самых необычных открытий двадцатого века. Эта методика позволяет в полной мере подготовить ребёнка к школе, раскрыв его потенциал. Однако педагоги считают, что сделанное ребёнком сознательно осмысливается лишь в младшем школьном возрасте. На более ранних ступенях действия ребёнка носят чаще механический, неосмысленный характер. Поэтому, если несколько месяцев не заниматься с ребёнком по этой методике, то ребёнок быстро забудет всё заученное раннее. Кроме того, не все родители способны понять эту методику и не у всех хватает терпения на каждодневные занятия с малышом.

Методика Тюленева. О других методиках детского развития можно почитать .

Что представляет собой программа "МИРР" (Метод Интеллектуального Развития Ребенка)? С какими недостатками могут столкнуться родители, решившие воспитывать ребенка по этой методике? И кто такой П.В. Тюленев?

В последнее время интерес родителей и педагогов привлекли исследования П. Тюленева, социолога и педагога-новатора, разработавшего в восьмидесятых годах прошлого столетия уникальную методику раннего развития детей .

Чем вызван такой интерес к уникальной программе, догадаться несложно. Темпы развития научно-технического прогресса с каждым годом становятся стремительнее, и сейчас первоклассники приходят в школу, зная не только азбуку, но и умея пользоваться ПК, мобильными телефонами и другими видами современной техники, к которой их бабушки и дедушки нередко боятся даже прикасаться. Современным детям приходится догонять и обгонять время, чтобы создавать еще более новые технологии, и старые методы развития, воспитания и обучения уже не столько помогают им, сколько мешают.

Что представляет собой программа "МИРР" (Метод Интеллектуального Развития Ребенка)? С какими недостатками могут столкнуться родители, решившие воспитывать ребенка по этой методике? И кто такой П.В. Тюленев?

Несколько слов об авторе методики

Павел Викторович Тюленев – незаурядная личность и увлеченная натура. Свою методику раннего развития детей он "опробовал" на собственных детях. По утверждению самого Павла Викторовича, благодаря методике МИРР его младшая дочка в год уже умела читать, а в полтора – писать. Примечательно, что в сферу интересов П.В.Тюленева попала не только педагогика и социология.

С семидесятых годов прошлого века он поглощен изучением естественных, точных и гуманитарных наук одновременно. Его интересовали вопросы преобразования экономики Советского Союза в эпоху застоя, одновременно с этим он занимается исследованиями в области химии и биохимии, проблемами производства нефтепродуктов и сокращения импорта сырья, сбором и обработкой информации о минерально-сырьевых ресурсах страны. Социология, журналистика, философия, математика, медицина – также входят в круг его интересов.

Внимание П.В. Тюленева привлекла и педагогическая психология , так как ученый понимает, что без подготовки подрастающего поколения к новому уровню развития общества невозможно эффективно решить все проблемы кризисного периода. Так родилась идея о воспитании человека новой эры, появились авторские методики и программы:

  • "Система методов интеллектуального развития ребенка (МИРР), как основа новой системы образования". РАО – 1995 г.;
  • Программа: "Начальное образование - к возрасту 4 - 5 лет"
  • "Читать - раньше, чем ходить" – 1996 г.

Особенности методики Тюленева

Всестороннее развитие детей раннего возраста продиктовано современными реалиями, и имеет право на существование. Народная мудрость гласит: "Воспитывай, пока поперек лавки лежит", а представители классической психологии давно твердят о том, что в первые годы жизни, в дошкольном возрасте, человек усваивает намного больше необходимой информации, чем в последующие годы своей жизни.

Как и другие педагоги-новаторы П.В. Тюленев также опирается в своей методике на образное восприятие ребенка – яркие картинки, постоянно находящиеся перед глазами ребенка, запоминаются с легкостью, и регулярная смена этих картинок, естественно, привлекает внимание ребенка, побуждает к запоминанию постоянно меняющейся обстановки в его комнате. Однако запоминание букв, цифр, нот или других изображений не должно быть пассивным. Надо постоянно стимулировать интерес ребенка.

Павел Викторович Тюленев предлагает заменить привычные игрушки геометрическими фигурами, изображениями животных, растений, букв и т.д. При этом игрушки в виде реально существующих животных не должны быть пластмассовыми, резиновыми или плюшевыми – у ребенка с первых дней жизни должно формироваться реалистичное представление об окружающем мире. Поэтому игрушки должны быть максимально приближены к реалистичному виду животных, как по форме, так и по цвету/текстуре.


О роли родителей

Важно понимать, что в системе развития ребенка роль родителей имеет огромнейшее значение. И проблема состоит не в том, чтобы найти и принести в комнату малыша необходимые картинки и другие наглядные пособия.

Родители и все взрослые члены семьи, задолго до рождения ребенка должны подготовить себя к роли воспитателей. В первый год жизни ребенка окружают только самые близкие люди, через которых и благодаря которым он узнает мир. Эмоциональная атмосфера в семье важна для малыша, и от нее зависит, насколько успешно он будет познавать окружающий мир.

Родители, решившие всерьез заняться ранним развитием малышей должны приготовиться к тому, что придется столкнуться с трудностями. И трудности эти заключаются не в реализации самой методики, а в ее восприятии обществом, системой образования, и даже старшими членами семьи, которые будут активно противостоять новаторским идеям воспитания и развития.

Тюленев предупреждает и о правильном отношении к личности ребенка. Несмотря на ослепляющую любовь и самые нежные чувства, нельзя "сюсюкать" с ребенком. Нужно говорить четко и внятно, ни в коем случае не повторять вслед за малышом неправильно произнесенные слова. Главный принцип: ребенок – личность, и очень важно относиться к нему, как к равному.

Как проходят занятия по методике Тюленева?

По мнению Тюленева, ребенок, который в три года еще не умеет читать – это педагогически запущенный ребенок. Поэтому его методика ориентирована исключительно на малышей в возрасте нескольких недель/месяцев. Еще лучше, если мама начнет работать по методике еще в перинатальный период – с 4 месяца беременности.

Вся методика "держится" на главных правилах, которые звучат так:

  • Ребенок – кумир родителей
  • Если ребенок не спит – он должен интеллектуально развиваться
  • Родители – первые учителя ребенка
  • Каждый успех/достижение ребенка должен сопровождаться похвалой или вознаграждением
  • Обучающий комплект методики Тюленева (карточки с опорными образами) должен быть всегда у ребенка перед глазами
  • Родители должны озвучивать все, что видит ребенок
  • Общение с ребенком (в том числе игры) должно быть только развивающим

Разумеется, занятия должны проводиться только в благожелательной обстановке: ребенок должен пребывать в хорошем расположении духа, и эти моменты должны чувствовать взрослые. Важно соблюдать режим сна и бодрствования малыша, и каждую свободную минуту посвящать общению с ребенком.

В этом, собственно, и заключается сущность методики, а каждое отдельное занятие зависит от способностей и уровня подготовки родителей.


Недостатки методики Тюленева

Родители ребенка, взявшие на вооружение методику Тюленева, должны сознавать, что это – не временный отказ от беззаботного сидения у телевизора и других своих слабостей. После того, как ребенок научится считать, читать и писать, выучит ноты и пару иностранных языков, ему необходимо двигаться дальше. Это автоматически означает, что родители должны постоянно повышать свой собственный уровень знаний, или обеспечить ребенку регулярное посещение занятий по индивидуальной программе.

Прогрессивные методы обучения , разработанные Тюленевым, к сожалению, по-прежнему остаются преждевременными, так как общество, государство и система образования не готово к тому, чтобы обеспечить детей, обученных по этой методике, условиями для дальнейшего интеллектуального роста и применения их знаний.

Методика Павла Тюленева является одним из самых необыкновенных открытий в педагогике прошлого века. Автор считает, что следуя ей, родители смогут максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка. Взрослым нужно обеспечивать условия для функционирования «гена гениальности», который, по мнению Павла Тюленева, есть у абсолютно всех детей.

Павел Тюленев утверждает, что каждый ребёнок гениален по своему, эту черту необходимо развивать в ребёнке

Он предполагает, что при помощи его способа развития детей, малыш уже в раннем возрасте будет уметь делать и знать то, что не смогут дети в дошкольном возрасте. А к 18 годам ребенок сможет уже получить высшее образование и даже не одно. Рассмотрим подробнее, что же это за методика, и как она работает.

Об авторе

В 1970 году Павел Тюленев заканчивает учебу в ТГУ (ФОП) на отделениях социологии и журналистики. С 1970 по 1974 год являлся исполнительным руководителем общества по философии при Томском Университете, секретарем в кружке формальной и математической логики, социологической лаборатории под руководством профессора В. Сагатовского, в обществе педагогической психологии доцента Е. Сагатовской.

В 1975 году, решив заняться решением актуальных проблем в нефтехимии, завершает обучение на химическом факультете по специальностям «химия» и «преподаватель химии». После этого занимается решением проблем по созданию и внедрению «системы оптимального поиска, добычи и глубокой переработки нефти», системы СФИНКС и СИРИУС, с помощью которых можно было повысить эффективность экспорта отечественных нефтепродуктов более чем в 5 раз. Однако воплотить системы в жизнь так и не удалось в связи с начавшейся перестройкой и ликвидацией госплана.

После этого, Павел Тюленев, принял решение уйти из минерально-сырьевой отрасли в педагогику, считая, что народу необходимы реформы в системе образования. В 1991 году он занимает руководящую должность в центре «Содействие развитию и воспитанию детей». С этого момента он посвящает свою жизнь педагогической деятельности.

Что такое «МИР» и откуда он появился

Толчком для разработки собственной методики послужили работы Бориса Никитина, который смог доказать, что ранней развитие ребенка вполне может иметь место в жизни. Этим Павел Викторович поделился в одном из своих изданий. Дети, воспитывающиеся по методике Б. Никитина, в своем развитии, как интеллектуальном, так и физическом, намного опережали своих ровесников. П. Тюленев решил не останавливаться на этом и узнать, какие способности ребят для того чтобы начать обучение чтению, музыке, литературе и художественной деятельности, математике, игре в шахматы являются предельными.

Проводя различные исследования, он выяснил, что научиться читать малыш может раньше, чем начнет ходить. Мозговая деятельность крохи при чтении «про себя» работает намного меньше, чем при ходьбе. Исходя из этого, Павел Викторович выделил гипотезу, что если, используя специальную систему обучения ребенка, начинать правильно развивать его с рождения, то вполне возможно научить кроху читать быстрее, чем он начнет говорить или пойдет.

У Павла Тюленевая ушло практически 20 лет для того чтобы разработать необходимые методы обучения, проверить и доказать свою гипотезу. И вот, в декабре 1998 года, впервые одиннадцатимесячный ребенок, который еще только ползал, смог составить слово из отдельных букв.

При этом, когда этот малыш подрос, на вопрос о том, когда он научился читать, постоянно с удивлением говорил, что умел это делать всегда. Этот ответ тогда поверг в шок всех научных работников и докторов в педагогике и психологии, ведь было доказано, что семимесячный малыш уже может уметь читать, только процесс обучения нужно начинать раньше.

Павел Тюленев со своими коллегами занялся разработкой собственной методики, а малыш, тем временем, достигал все больших успехов в обучении. Возник вопрос о том, как ребенок в этом возрасте сможет проявлять навык, не потеряв его и развивая дальше. Так как кроха еще не умеет в этом возрасте хорошо разговаривать, возникла идея предложить ему печатную машинку и компьютер. Печатание малыш освоил с легкостью и в итоге увидели свет «Репортажи из будущего» - письма малыша, которому едва исполнился год.

Параллельно с системой обучения чтению и письму Павел Викторович работал и над другими развивающими методиками. В 1992 под его авторством была реализована и опубликована программа «В пять лет – в пятый класс», а в 1995-1996 годах выпущено издание книги «Читать раньше, чем ходить».


Кроме методики МИР, Павел Тюленев является автором и других эффективных методик по развитию детей

Система обучения по П. Тюленеву была названа Методом Интеллектуального Развития – МИР, который представлял собой особую часть науки интеллектики, предлагаемую им для систем оптимального образования в 1995 году. Его способы обучения ориентированы на родителей и педагогов, и могут быть совершенно независимыми от традиционного образования. С помощью МИР кроха сможет научиться читать находясь еще в возрасте ползунка, а к 18 годам получить не одно высшее образование или стать кандидатом наук, защитив диссертацию.

В следующем видеоролике сам Павел Тюленев расскажет о своей методике и каких результатов можно добиться с ее помощью.

Особенности

  • Необходимо начинать обучение с первых дней жизни.

Павел Викторович считал, что педагоги и врачи, которые говорят о вреде ранних развивающих занятий с детьми, просто не могут создать необходимую среду для развития малыша. На деле малыши могут развиваться значительно быстрее, чем думают многие. Ведь способности человека закладываются в первые два года его жизни. Именно тогда интеллект развивается на более чем 80%. В эти годы крохе будет значительно легче научиться читать, чем, к примеру, в 5-6 лет.

Природа заложила в человека возможность активно усваивать графические изображения в первые четыре месяца жизни. В эти месяцы у ребенка еще нет необходимости в развлечениях, он только наблюдает. Если воспользоваться этим моментом и начать показывать ему буквы, то подрастая, он будет узнавать их и радоваться как любимым игрушкам. Достигая возраста трех-четырех месяцев, малыш уже начинает координировать свои действия руками и ему потребуются другие игрушки, которые он сможет трогать и брать. Подходящий для обучения момент будет упущен.


Тюленев утверждает, что заниматься с ребенком по его методикенеобходимо с самого момента рождения

Так, следует воспользоваться моментом и показывать ребенку образы букв, геометрических фигур и прочее, которые рекомендует методика, с первых дней жизни и до трех месяцев, для того чтобы малыш запоминал образы слов. Именно они станут для него своеобразным конструктором, из которых он будет складывать слова в будущем, т. е. будет уметь читать.

  • Создание правильной развивающей среды для обучения без научения.

Развивающая среда – это то, что окружает ребенка в его развитии, это предлагаемые ему близкими игры, игрушки и пособия. Именно в этой среде малыш совершает свои первые открытия, делает свои первые выводы, учится размышлять и развивает память. Именно она дает толчки для развития крохи.

Ценность развивающей среды в добровольном обучении ребенка. Грамотно пользуясь ей, не возникает необходимости заставлять малыша получать знания и навыки, тренировать их. Взрослые просто предлагают ребенку игрушки, а он уже самостоятельно выбирает какие ему интересны, а какие нет. Как правило, дети откладывают в сторону игрушки не соответствующие их возрасту, способностям, сложные.


Автор методики МИР утверждает, что для правильного развития необходимо грамотно организовать пространство вокруг малыша

С помощью грамотно подобранной развивающей среды вы не перегрузите малыша, т. к. он сам регулирует нагрузку, делая то, что доставляет ему удовольствие и приносит радость. Так, не просиживая с букварем в одной руке и успокоительными каплями в другой, вы сможете спокойно и мирно (а это немаловажно) научить ребенка читать уже к двум годам.

  • Навык чтения является самым важным.

Именно чтение позволяет ребенку познакомиться с миром информации, самому получать знания и ускоренно развиваться, особенно в раннем возрасте. Родители не смогут дать ему тот объем информации, который он сможет получить, добывая знания самостоятельно. Именно поэтому Павел Тюленев представил чтение, как один из самых важных общих показателей развития ребенка.

Особенности проведения занятий

Освоить методику проведения занятий под силу даже далекому от педагогики взрослому. Успехи будут и в том случае, если заниматься с ребенком начнет заниматься кто-то один из родителей, несмотря на то, что он занят работой. Стоит только потратить хотя бы несколько минут утром перед рабочим днем, и вечером перед сном, следуя простейшим рекомендациям. Кроха будет познавать новое самостоятельно.

Весь процесс обучения П. Тюленев разделил на 10 «класс-миров», каждый из которых соответствует определенному периоду развития малыша. Требования и программа для каждого из них отдельные. Кроха идет в первый класс-мир уже сразу после рождения, и до достижения им двух лет он уже окончит первые пять класс-миров.


Развивающая программа Тюленева поделена на 10 классов

Именно в первые два года жизни обучение очень насыщенное, т. к. малыш в этот период развивается очень быстро. В самый последний, десятый класс-мир, ребенок поступит в возрасте 12 лет, и закончит обучение в 18 лет. Как считает сам Павел Викторович, окончание 10 класс-мира равносильно получению высшего образования.

Разработчики пособий по методу П.Тюленева говорят о том, что пользоваться необходимо уже готовыми для занятий материалами. Самостоятельно их сделать не получится, т. к. каждое из них имеет свой «секрет» успеха.

Не сделав в нужном месте отверстие, заменив или добавив картинку, склеив пособие самостоятельно не зная тонкостей, вы не сможете достигнуть успеха. П. Тюленев сравнивает это с изучением физики по придуманным вами же формулам.

Список пособий, которые вам потребуются не такой большой. Например, для того чтобы научить дитя читать вам будут необходимы:

  1. Развивающая кроватка – микрошкола (должна соответствовать предъявляемым системой требованиям).
  2. Комплекты карточек (открытки, картинки). Методика игровых занятий с ними.
  3. Чудо-буквы: универсальная развивающая азбука МИР и рекомендуемые игрозанятия с ней; магнитная азбука и предлагаемые с ней игры.


Развивающая кроватка должна соответствовать всем требованиям программы, по мнению Павла Тюленева

Результаты работы и отзывы родителей

Пока сложно что-либо сказать о том невероятном эффекте, который предполагает создатель методики. Есть малыши, которые в два года могли прочитать слова и напечатать их на компьютере или печатной машинке, но какими они станут лет через 10-15, неизвестно.

Пока еще нет поколения детей, обучаемых по методике П.Тюленева, они еще не успели вырасти. Поэтому нужно ли начинать учить читать ребенка с рождения или стоит подождать до 5-6 лет, на данный момент не понятно.

Среди отзывов родителей можно встретить и положительные, и отрицательные. Много вопросов возникло об учебных пособиях системы. Все что потребуется для обучения вы можете заказать на официальном сайте МИР. По словам автора, сделать их самим просто невозможно, все они содержат секреты изготовления, которые никто не раскрывает.

В сравнении с другими методиками, это большой минус. Ведь у родителей нет возможности даже попробовать подойдет им данная методика или нет.

У методики Тюленева, по мнению родителей, есть как свои плюсы, так и свои минусы

Николай Александрович Зайцев - питерский учитель с 40-летним стажем. В его педагогическом багаже и школы, и детские сады, и интернат для умственно отсталых, и колония для малолетних преступников. Он учил русскому языку и наших детей, и иностранных взрослых. В конце концов, пришел к разработке собственной системы обучения.

Методика Зайцева - это, прежде всего, качественно новый подход к обучению. Он радикальным образом систематизирует информацию, причем не "цедит" ее, а выдает ребенку "все и сразу". Так, при обучении чтению ребенок получает в свое распоряжение сразу все склады русского языка, при обучении счету - все числа до ста, а потом и до миллиона. Ребенок, уверен Николай Александрович, не растеряется и не потеряется в таком изобилии. Зато в его голове сразу правильно складываются связи и взаимоотношения между складами (или числами), он движется вперед в своем индивидуальном ритме, имея перед глазами весь путь, который должен преодолеть.

Козырь Зайцева - это таблицы. По его собственному признанию, "затабличить" он готов все что угодно. Уже давно разработаны таблицы для обучения чтению и счету, таблицы с грамматикой русского и английского языков. Он так ловко систематизирует данные, что самые сложные правила и законы становятся четкими, обоснованными, а значит - легко запоминаемыми.

Таблица - это еще и тренажер для зрения и . Ведь к ней можно и нужно подходить, прогуливаться или даже бегать вдоль нее в поисках решения. А это значит - не нужно неподвижно сидеть, опустив голову и плечи под тяжестью гранита науки. Более того, обучение превращается в путешествие, ведь таблица - это почти карта, и даже просто поводив по ней пальцем, можно сделать кучу открытий. Кроме того, таблица всегда перед глазами, значит, информация работает ежесекундно, многажды повторяясь - каждый раз, когда на таблицу падает взгляд.

Пособия Зайцева - это не только обучение чтению и счету (хотя этому прежде всего). Есть и такие пособия: "Дорожные знаки", "Любимые картины", "Читай и пой" (обучение чтению через пение), "Тысяча +" (обучение математическим действиям, работой с квадратом числа, дробями), "Пишу красиво" (обучение каллиграфии).

Вообще для Зайцева раннее развитие не самоцель. Он предлагает технологию. Кто ею воспользуется - все равно. Это может быть и ребенок, и взрослый. Зайцев ничего не говорит о пользе раннего чтения или счета. Обучать по кубикам можно и годовалого, и шестилетнего. Разница лишь в том, что шестилетнего наверняка уже "испортили" традиционными методами обучения. Так что годовалый будет работать эффективнее. Четырехлетки после нескольких занятий легко находят любое число до ста в его числовой ленте, пяти-шестилетки быстро осваиваются со сложением-вычитанием десятизначных чисел, прочитывают пятнадцатизначные числа, знают .

В продаже имеется

Самая известная его программа - "Кубики Зайцева". Для обучения чтению Николай Александрович предлагает гениальную, простую и радикально новую схему. Отказаться от изучения отдельных букв и предложить ребенку сразу склады. "Наш речевой аппарат устроен так, что все, что бы мы ни произносили, - это комбинации из пар "согласный+гласный", - поясняет Зайцев. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили "ъ" в конце существительных, оканчивающихся на согласный".

Согласный+гласный - это и есть склад. Впрочем, он может состоять только из гласного или только из согласного. Зайцев подсчитал все возможные в русском языке комбинации и разместил их на привычных для детского глаза кубиках. Невозможные (типа "жы") в игре не употребляются и, следовательно, никогда не окажутся у ребенка в тетради.

Что делать с этими складами дальше? Просто играть. Пропевать в определенной последовательности, искать вместе с мамой, составлять из кубиков слова, то есть "писать". И впитывать их глазами. "Пропитавшись" складами русского языка, можно переходить к целым словам, в которых склады выделены цветом. Оказывается, так легко, быстро и естественно научиться читать и писать, даже если это твой неродной язык. Причем в любом возрасте.

Глен Доман, или Самая трудоемкая методика

Два постулата, на которых держится методика Домана, не вызовут сегодня сомнение ни у одного "прогрессивного" родителя.

"Мозг растет и развивается лишь тогда, когда он работает".

"Мозг ребенка запрограммирован на обучение, до шести лет обучение дается ребенку легко, приносит удовольствие и не требует дополнительной мотивации".

Более того, Доман выводит такую формулу: способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. Соответственно, чтобы сделать обучение эффективным, то есть легким и естественным, надо начинать как можно раньше. Любить учиться - одна из целей Глена Домана при работе с детьми.

Работа с ребенком по Доману похожа на создание сложной компьютерной программы. Он даже частицы знаний, которые нужно в ребенка вложить, называет очень по-компьютерному - битами информации.

В такой работе невероятно активно задействовано лишь зрение. Этого достаточно, говорит Доман. Потому как его работа с детьми, у которых была поражена центральная нервная система (педагоги-новаторы часто делают свои открытия, работая с проблемными детьми) показала: стимуляция одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом.

Суть его методики состоит в том, что буквально с рождения ребенку показывают карточки с "битами информации". Для обучения чтению - карточки со словами. "Буквы, составляющие слово "мяч", являются абстракциями, - объясняет Доман, - зато сам мяч вполне конкретен. Поэтому легче выучить слово "мяч", чем букву "м".

Для обучения математике используются карточки, в которых цифра (тоже абстрактное понятие) заменена множеством точек. Для географических, исторических, зоологических и т.д. карточек используются картинки. Причем надпись на обороте, которую вы прочитаете ребенку, должна быть не просто "черепаха" - это не слишком информативно, - а "большая галапагосская черепаха".

Что еще можно сделать "битами информации"? Да практически все. Изображения частей человеческого скелета, портреты правителей, картины того или иного художника, открытки с видами городов и т.д. При этом карточки обязательно должны быть сформированы по группам (категориям). "Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3"628"800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний".

Информация не выкладывается вся сразу, как у Зайцева, а выдается порциями, по часам и особенному режиму. Все четко расписано: размер карточек, сколько карточек показывать в день, по сколько заходов, как долго держать, как часто дополнять и т.д. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт. От слов следует переходить к словосочетаниям, а потом и предложениям, от чисел - к уравнениям, от изображения птицы - к районам ее обитания. Таким образом, знания ребенка не только расширяются, но и углубляются. Категории начинают пересекаться. Скажем, чтобы сообщить в географической категории, какую площадь занимает Россия, хорошо бы сначала в математической категории ввести понятие площади.

Для эффективного обучения требуется создать подходящие условия:

  • учить лишь тогда, когда процесс нравится обоим, и останавливаться прежде, чем этого захочет ребенок;
  • постоянно вводить новый материал, чтобы не наскучить ребенку. Любознательность должна постоянно поддерживаться быстротой и новизной;
  • никогда не проверять ребенка, чтобы не выразить ему недоверие. Тестирование выявляет, чего ребенок не знает, а лучше дать возможность показать, что он знает и лишь в том случае, если он сам этого захочет.

Маму настораживает

Методика Домана меньше всех остальных предполагает общение и какую-либо вообще активность, творчество со стороны ребенка. Это лишь одностороннее закидывание информации во всепожирающий мозг младенца. Глен Доман считает, что единственная потребность ребенка - познавать, а игра - это способ для родителей отделаться от ребенка. Тогда как психологами по всему миру доказано, что игра - это моделирование мира и возможность самовыражения!

Второй фактор, который смущает большинство родителей, - постепенно количество карточек и показов вырастает до неисполнимого. День, кажется, должен складываться только из показов старых карточек и изготовления новых. Ведь только для начала нужно 3 блока карточек (по 5 в каждом) показывать по 3 раза в день. А потом постепенно увеличивать количество карточек и количество категорий. 10 категорий по 3 раза в день… Вы можете себе представить, что сможете 30 раз в день бросать все дела и усаживать ребенка на одном месте. И при этом каждый раз сохранять отличное расположение духа и получать удовольствие?

А третий спорный момент такой. Разве быть художественно образованным - это всего лишь знать названия картин и фамилии их авторов? Да и умение назвать композитора по портрету не гарантирует любви к музыке. Здесь без чувств и переживаний не обойтись, а на этот счет у Домана нет никаких идей.

Павел Тюленев, или Самая загадочная методика

Если последователи методики Зайцева говорят, что она хорошо работает для детей 1-2 лет, но не менее, а даже более эффективно ее можно использовать для 3-4-5-леток (и даже взрослых); если Доман просто ограничивает самый "обучаемый" возраст 6 годами и советует не затягивать с обучением; то Павел Тюленев в своих работах "ранним развитием" называет развитие детей от 0 до 1,5 лет, с 1,5 до 2 - это уже среднее раннее развитие, а с 2 до 3 - позднее раннее развитие. Складывается ощущение, что дети старше его просто не интересуют. Они безнадежны. Об их развитии он упоминает вскользь, как об исключении из правил. Дети старше 3 лет интересны только, если это его подопечные. К 10 годам они должны заканчивать школу. Описывая методику Тюленева, часто хочется говорить "ребенок должен" - настолько категорично она изложена.

Система, разработанная Павлом Тюленевым, называется МИРР (метод интеллектуального ). Основная ее идея - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным".

Обязательные компоненты методики:

  • строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий;
  • система геометрических, физических, социальных и других "опорных" образов, реализованных в специальных "МИР-карточках" и "МИР-книжках";
  • правила развивающего общения с ребенком;
  • принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую...

Главная составляющая названий всех методик Тюленева - "раньше, чем ходить". Раньше, чем ходить, он предлагает обучить чтению, счету, нотам, рисованию и даже предпринимательству и умению руководить.

Собственно ничего радикально нового в этой методике нет. Разве что - возраст детей. Описания, в основном, сводятся к рассказу о достижениях других, уже прошедших эту школу, ребятишек (обычно о них нет никаких точных данных, например имени и фамилии). В год они якобы читают, в два - печатают на машинке рассказы собственного сочинения. Собственно технология дается крайне скудно. Из новаторских приемов я бы выделила именно печатание на машинке как доступный способ освоения письма и ведение дневника ребенка, в котором каждое мало-мальски значимое событие превращается в картинку с подписью. Так впечатление превращается в слово, а слово становится эмоционально окрашенным впечатлением.

Остальные приемы - ранний (с рождения) показ карточек с буквами, нотами и другой информацией, ознакомление с 3 месяцев с "опорными образами" (изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода), игры с магнитной азбукой с 5 месяцев, использование карт, химических формул, китайских иероглифов для создания рабочей среды вокруг ребенка, система игр и "игрозанятий".

Маму настораживает

Тюленев берет на себя задачи государственного масштаба. Он пишет, что его методика открывает новую эпоху "Человека Развитого", что после ее опубликования возрастет потенциал каждой семьи, России и человечества в целом. И, как часто бывает в подобных случаях, забывает о конкретном ребенке. Отсюда правила типа "нельзя расходовать время впустую". А просто наблюдать, общаться, наслаждаться - это впустую?

Работа с ребенком ведется по 10 направлениям, каждое из которых имеет конечный результат к совершеннолетию - полезную и "влиятельную" профессию (журналист, президент). Значит, выбор у ребенка невелик - всего 10 профессий. А если он не хочет быть влиятельным? Разве в этом всеобщее счастье?

Маму настораживает еще и недоступность информации, ее многословность и завуалированность. В отличие от других методик, эта крайне мало освещается в периодической печати. Если же такое случается, Тюленев вновь ограничивается размышлениями о всеобщем счастье, которое настанет после повсеместного внедрения системы МИР, и перечислением достигнутых результатов, которое похоже на военную хронику (в таком-то возрасте прочитал, в таком уже знал, в таком научился). Расспросы родителей, которые занимаются по системе МИР, не дают никакого результата. Они либо сами не могут ничего объяснить, либо скрывают информацию. На все вопросы по телефону следует один ответ: купите комплект пособий - все узнаете.

Настораживает еще и то, что интеллектуальная составляющая развития доминирует над всеми остальными, даже вытесняет их. Рано ходить вредно и опасно, пишет Тюленев, а рано читать - безопасно и полезно. Чем сюсюкать с ребенком, пойдите и расскажите ему стихотворение "Бородино"!

Достижение суперрезультатов становится для родителей самоцелью. Тюленев так прямо и говорит, что грамотно выполняя его требования, вполне можно попасть в книгу рекордов Гиннеса. А что это, как не стимулирование родительского самолюбия? Ведь 2-летний ребенок вряд ли от этого выиграет.

Итак...

"Прогрессивные родители" - такой термин появился совсем недавно. И это совсем не те, кто следуют за прогрессом, то есть за новинками на педагогическом рынке, это просто умеющие думать и размышлять, умеющие брать на себя ответственность люди. А слепо довериться даже наилучшей методике - опять переложить ответственность за развитие своего ребенка на кого-то другого. Поэтому по-настоящему прогрессивные родители создадут новую методику, составленную именно сегодня именно для их ребенка и для их среды. А для этого познакомятся со всеми методиками и возьмут на вооружение отдельные постулаты и приемы.

Скажем, счету вы будете обучать по Доману, то есть числа будете обозначать множеством точек, чтению - по Зайцеву, а закалять - по Никитиным. У вальдорфцев позаимствуете любовь к натуральным материалам, чистым звукам и цветам, у Монтессори - принцип "Помоги мне это сделать самому", а у Домана - правило не тестировать своего ребенка.

И помните: педагоги обычно ставят перед собой довольно узкую цель. Скажем, научить читать, считать, рисовать. Поэтому они могут себе позволить в теории и на практике уделять этому так много времени, применять сложные комплексы заданий и приемов. Вам же предстоит научить своего ребенка еще и бегать, играть, озорничать, мечтать, фантазировать и просто радоваться жизни. Рассчитывайте свои и его силы так, чтобы на все хватило!

С появлением всей этой информации, обеспокоенных родителей стало в разы больше. Они боятся опоздать, но и разбираться во всём нет времени. Надо скорее скорее впихнуть в ребёнка как можно больше, ну и что, что он сопротивляется? Я часто задаю таким родителям один вопрос, и выходит примерно такой диалог:
- Зачем?
- Чтобы умным был/ чтобы хорошо учился.
- Зачем?
- Ну как зачем... Чтобы школу хорошо закончил.
- Зачем?
- Странные вопросы Вы задаёте, девушка. В ВУЗ поступить надо, без вышки сейчас никуда.
Потом конечно идёт про хорошую работу и успешную жизнь. И только после пятиминутного диалога мы понимаем, что всё это для того, чтобы ребёнок был счастлив в итоге. И, получается, что в этом стремлении мы часто забываем, что делать счастливым ребёнка нужно каждый день. Получать удовольствие от познания, испытать радость от собственного успеха, для контраста научиться проживать падения и потери. Эх, думаю, меня все поняли:)

Статья интересная и полезная, особенно для людей, которые не слышали про эти методики (поверьте есть и такие)! Автор прав, что идеальной методики нет. Да и нужна ли она, идеальная методика. Единственное, что важно – это последовательность! А то иногда получается, что сегодня мы занимаемся ребенком и используем методики раннего развития, а завтра – нет, т.к. не видим в этом смысла или просто устали.
Единственное, что в этой статье я не увидела: Что должно насторожить маму в методиках Никиных и Зайцева? Или они идеальны?

12.11.2006 23:42:44, Татьяна

У меня трое детей и я опираюсь на методику Доманна как на способ подачи информации. Главное на мой вгляд, что они формируют это отличную концентрацию, внимательность, память и восприятие. Правда карточки наши в слайдах на компьютере, но все занятие не занимает более 10 минут. И это огромно много для этой методики!!! Я не следую никаким режимным рекомендациям. Чтению мы учимся сливая буквы, а счету через состав числа (все по карточкам). А вот думать это рассуждения, книги, и Петерсон для малышей. Они ее просто обожают! Если что-то заинтересовало, добро пожаловать на наш совсем еще молодой сайт. Doshkola.narod.ru

28.11.2004 05:59:29, Катерина

Для меня, как для мамы которая воспитывает ребенка первого полугодия жизни и задумывается над тем куда пойти, куда податься, прекрасная статья. Да и вывод в конце правильный теперь осталось прочитать подробно все методики, выбрать из них всё самое подходящее для меня... и вперёд, а ребнок сам решит, как нужно, что нравится, а что нет. А вот физическое воспитание вообще не проблема все от конного кулуба до игры в тенис сейчас доступно, не говоря уже о классическом плавательном бассейне.

13.04.2004 23:54:05, Галина Пителина

у меня к кубикам зайцева не очень хорошее отношение - девочка рано начала читать и бегло но читает по слогам - разрывая слова и так уже 2 года...
А ранне чтение серьезных книг - вообще ужасно. Две моих приятельницы оереусердствовали - дети начали читаьа рано - но не колобка и репку а прямо с носова и пушкина - проблема что они абсолютно не вслушиваются в смысл - просто читают...

13.04.2004 11:34:42, alonkaro

Извиняюсь, предыдущее мое замечание относится ко второй части...

Методики Вальдорцев, Никитиных и Монтесори, описанные в первой части учат детей уму-умениям, НО...!

Я считаю самым необходимым в жизни умением - УМЕНИЕ ЛЕГКО И НЕПРИНУЖДЕННО ИСПОЛНЯТЬ НЕ СВОИ, А ЧУЖИЕ ЖЕЛАНИЯ!

С удовольствием узнаю, что кто-то этому наших детей еще учит!

Все описанные методики в основном учат ребенка разуму (знаниям и пониманиям), а хотелось бы еще его учить и уму (умениям и поведению).
Что лучше Умный Иван-Дурак или глупый разумник?

"глупый Разум по миру пускает"...


Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления человечеством и семьей.

В новой работе автора книг, перевернувших педагогику: «Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка» (1995), «Читать - раньше, чем ходить» (1996), «Когда начинать воспитывать будущего президента России?»(1995) и других, раскрываются многие новые открытия и факты, методы преодоления проблем и трудностей в истории создания новых методик интеллектуального развития и движения за раннее развитие детей с 1960 по 2010 год.

Сроки обучения можно сократить в 3-5 раз, а к 17-18 годам получить одно или несколько высших образований, как получили А.Грибоедов, К. Витте и другие, и сделать ребенка одаренным. В линии жизни человека - от младенца до воспитания его гением в области творчества, науки, техники или бизнеса - одарённость занимает ключевую роль. Ключом же к одарённости является развитие интеллекта - общего знаменателя одаренности. Доказано, что каждый ребенок рождается гениальным, но в детских садах и школах одаренность теряется у 99 % детей. Педагоги-новаторы начали раскрывать родителям тайны одаренности с 1969 года. Показано, что дети в России отстают в развитии на 6-7 лет от элиты ряда стран.

Рассмотрено множество направлений поисков методов повышения потенциала ребенка, проверка и апробирование которых началась ещё в 60-е годы и продолжалась в последующие годы начавшегося застоя в науке. В книге раскрыто более 20 научных, педагогических и социально-политических и экономических структур, тормозящих развитие страны через педагогику и образование, формирование новой исторической общности Человека Развитого.

Семейные секреты одаренности и талантов. Книга 5

Многие усилия родителей бывают напрасными, если они не знают некоторых секретов развития способностей своих детей. В книге раскрываются некоторые тайны развития способностей и талантов, которые помогают воспитать Человека Развитого, представляющего собой носителя духовно-нравственной культуры и интеллекта новой исторической общности.

Даются характеристики нескольких десятков педагогических подходов и систем, начиная от основателей религий до современных педагогов, самых известных исторических деятелей и ученых человечества.

В эру новой исторической общности все эти результаты теперь воспроизводимы в системе МИР ребенка. Даются конкретные рекомендации, которые позволяют получить феноменальные результаты развития ребенка, превосходящие всё, что было известно до сих пор.

Стать педагогическим гением для своего ребенка. Книга 6

Каждому родителю можно и необходимо стать педагогическим гением для своего ребенка.

Традиционное образование отнимает от 30 до 70 миллионов рублей у каждой семьи, не давая развиться генетически обусловленному потенциалу ребенка и поэтому родителям необходимо стать педагогическими гениями и вернуть эти средства в семью.

На извечный вопрос «Кто виноват?» педагоги новаторы ответили ещё в начале 70-х годов: виновата система образования, которая на несколько лет задерживает развитие детей. Виноваты те, кто искусственно навязывает и использует устаревшие и неэффективные методы обучения. Знать о том, кто и как препятствует развитию и воспитанию детей необходимо для того, чтобы стать педагогическим гением для своего ребенка.

Автор отвечает на вопрос: «Что делать?». Созданы новые методики воспитания, которые дают избежать ошибок педагогов и каждому родителю стать педагогическим гением для своего ребенка. Это означает, что теперь родители смогут самостоятельно, вопреки специально создаваемым препятствиям развивать и воспитывать детей одаренными, здоровыми и социально адаптированными, способными успешно решать любые сложные задачи возникающие перед семьёй, а значит и страной. Для этого достаточно познакомиться с идеями и достижениями системы «МИР ребенка».

Как перейти в новую историческую общность всей семьёй, домом, всем поселком, областью, страной?

Даются конкретные рекомендации, которые позволяют получить феноменальные результаты развития ребенка, превосходящие всё, что было известно до сих пор. Эти методы доступны в любой семье и помогают сохранить здоровье и способности ребенка. Они позволяют обойтись без посещения традиционной школы, где, в основном и теряются способности и таланты. Сроки обучения сокращаются в 3-5 раз, а к 17-18 годам получить одно или несколько высших образований, как получили А.Грибоедов, К. Витте и другие.

Показано, что всё множество способностей, талантов, гениальности и духовности сводится к определенным уровням развития и разновидностям ИНТЕЛЛЕКТА. Показано, что дети в России отстают в развитии на 6-7 лет от элиты ряда стран.водятся некоторые принципиально новые понятия, которые находят повседневное применение: траектория оптимального развития способностей, сокращенно ТОРС, а также производное от этой аббревиатуры понятие ТОРСионное поле одаренности в семье и обществе.

Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка

Вы мечтаете иметь способного и здорового ребенка, который будет хорошо учиться в школе, самостоятельно овладеет множеством знаний, умений и скоро станет хорошим помощником в семье? Для этого нужно не упустить первые недели и месяцы жизни малыша.

Автор рассказывает о простых, доступных даже домохозяйке, способах дающих возможность ребенку максимально быстро осваивать окружающий мир, развиваться и стать, если Вы захотите, «вундеркиндом». Получающиеся результаты ошеломляют: без каких-либо специальных занятий дети могут начинать читать одновременно с хождением и «говорением» в возрасте 1-2 года!

В книге впервые в мире приводятся доказательства, что именно такие возможности заложены в любом нормальном ребенке, и родителям надо знать, какая окружающая среда нужна малышу в первые недели, месяцы после рождения.

Загрузка...