Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Cочинение «Кто же такой Хлестаков. Сочинение про Хлестакова

Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде. (Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров.)

Критик А. Воронский:

Фигура Хлестакова: воздушна; во всякий момент она готова расплыться туманным пятном. Он весь в неверном полёте. Недаром появляется он внезапно и так же внезапно исчезает. Куда исчезает, почему? Не человек, а тень, мираж, мыльный пузырь. Он лишен всякого ядра; он тот, кого из него хотят сделать. Трусость городничего и боязнь возмездия превращают Хлестакова в ревизора. Хотят, чтобы он беспросветно лгал, он лжет беспросветно и вдохновенно. Анна Андреевна и ее дочь делают его ловеласом, женихом. Осип увозит его из города. Он во всём подчиняется .

По имени главного персонажа пьесы возник термин «хлестаковщина» - этим словом определяется непомерное враньё-хвастовство.

Первоначально замысел пьесы не был полностью понят актёрами-исполнителями; они привыкли играть на сцене водевили, и название гоголевской пьесы - «комедия» восприняли в прямом легковесном понимании этого слова. Гоголь был расстроен такой трактовкой пьесы и образов действующих лиц. Сразу после премьеры в Петербурге Гоголь записал в своём дневнике:

« Главная роль пропала… Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде… целой шеренги водевильных шалунов…» .

Гоголь столь тяжело воспринял непонимание пьесы петербургскими актёрами, что на московскую премьеру отказался приехать. Перед московской премьерой он писал Щепкину :

Пб., 10 мая 1836 г. Я забыл вам, дорогой Михаил Семенович, сообщить, кое-какие замечания предварительные о «Ревизоре». Во-первых, вы должны непременно, из дружбы ко мне, взять на себя всё дело постановки её. Я не знаю никого из актёров ваших, какой и в чем каждый из них хорош. Но вы это можете знать лучше, нежели кто другой. Сами вы, без сомнения, должны взять роль городничего, иначе она без вас пропадет. Есть ещё трудней роль во всей пьесе - роль Хлестакова. Я не знаю, выберете ли вы для неё артиста. Боже сохрани, [если] её будут играть с обыкновенными фарсами, как играют хвастунов и повес театральных. Он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врёт, потому что плотно позавтракал и выпил порядочного вина. Вертляв он тогда только когда подъезжает к дамам. Сцена, в которой он завирается, должна обратить особое внимание. Каждое слово его, то есть фраза или речение, есть экспромт совершенно неожиданный и потому должно выражаться отрывисто. Не должно упускать из виду, что к концу этой сцены начинает его мало-помалу разбирать. Но он вовсе не должен шататься на стуле; он должен только раскраснеться и выражаться еще неожиданнее и, чем далее, громче и громче. Я сильно боюсь за эту роль. Она и здесь была исполнена плохо, потому что для неё нужен решительный талант.

Первое представление о Хлестакове мы получаем из описания Бобчинского и Добчинского : «молодой человек недурной наружности в партикулярном платье», который «ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего». Который к тому же «всё забирает на счёт и ни копейки не хочет платить». Дальше мы понимаем, почему Хлестаков так «престранно себя аттестует», когда о нём самому себе читает нравоучения Осип: «С проезжающими знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался!» Сам Хлестаков появляется лишь во втором явлении второго действия. С первых же минут появления на сцене мы видим его манеру обращаться с крепостными : Осипа он обзывает «дураком», «скотиной», «грубым животным». Хлестаков умеет и подольститься. Желая получить обед в долг, он очень вежливо обращается с трактирным слугой, называя его «братцем», «любезным». Но, получив обед, он ругает слугу и хозяина последними словами: «Мошенники! Канальи!», «Подлецы! Бездельники!». С городничим, который представляет собой власть в городе, Хлестаков подчёркнут и вежлив. Желая произвести впечатление на Анну Андреевну и Марью Антоновну, Хлестаков говорит языком бомонда. Зная два-три французских слова («бонтон», «моветон» и «компрене ву»), он легко добивается цели: Марья Антоновна с восторгом восклицает: «Вы говорите по-столичному!».

Исполнители на русской сцене

Образ Хлестакова - один из самых «играемых» на русской сцене. Скоро будет двести лет, как он не сходит с театральных подмостков и решается всегда адекватно времени конкретной постановки.

  • Кузьмин Тарас Николаевич - Тверской академический театр драмы(2010)
  • Р. Б. Аполлонский - Александринский театр (1912 г.)
  • Афанасьев, Н. Л. - Малый театр , 1952 г.
  • Б. А. Бабочкин - , 1936
  • Олег Басилашвили - БДТ им. Г. А. Товстоногова - постановка Товстоногова , Ленинград,
  • С. В. Васильев - Малый театр , Москва
  • П. Вейнберг - литературный кружок, Петербург, 1860
  • Вивьен - Ленинградский Академический театр драмы
  • Эраст Гарин - ГосТиМ (Государственный театр им. Мейерхольда),
  • А. Горев - МХТ , 1908
  • Горин-Горяинов, Борис Анатольевич - Ленинградский Академический театр драмы , 1918
  • Алексей Девотченко - Александринский театр , . А. М. Воронов:

    Если у автора Хлестаков, впервые появляясь на сцене, мучительно ищет способ избавиться от хронического безденежья, то персонаж Алексея Девотченко в начале спектакля спокоен и деловит. Он занят важным делом - составляет краплёную колоду «Аделаида Ивановна», с помощью которой рассчитывает компенсировать все понесённые материальные потери. Режиссёр неслучайно вкладывает в уста Хлестакова цитату из «Игроков» (комедии Н. В. Гоголя, в которой главный герой, мнивший себя величайшим в мире мошенником, оказывается одураченным ещё более ловкими жуликами). Благодаря этому «постмодернистскому» штриху, многое в Хлестакове становится ясным с самого начала. Перед нами - не желторотый птенец, а отпетый мошенник и картёжник, успевший за свою бурную жизнь не только отведать изрядную долю тумаков, но и посидеть в тюрьме (характерные для уголовников жаргонные словечки ненавязчиво, но отчётливо вплетаются в речь Хлестакова на протяжении всего спектакля) .

  • Дюр, Николай Осипович - 19 апреля 1836 года, Александринский театр , Петербург, самый первый исполнитель
  • Ильинский, Игорь Владимирович - Малый театр , Москва, 1938, 1949 (cм. фотографию в роли Хлестакова, 1938). Из книги Ю. А. Дмитриева «Академический Малый театр. 1944-1995»:

    он [И.Ильинский] убедительно показывал, что характер этого человека прежде всего в том, что у него нет никакого характера, а есть только поразительная приспособляемость к месту и времени. В зависимости от того, с кем имел дело Хлестаков, сам того не замечая, менялся, приспосабливался к собеседнику, становился его вторым «я» будь то Хлопов, Земляника, Анна Андреевна или кто-нибудь другой.

  • Ст. Кузнецов - Театр им. МГСПС (1924); Малый театр (1925); МХТ (1908)
  • Ленский, Дмитрий Тимофеевич - 25 мая 1836 года, Малый театр , первый исполнитель в Москве
  • Олег Макаров - Театр им. Вахтангова , .
  • А. М. Максимов - Александринский театр , Петербург
  • Сергей Мартинсон - ГосТИМ (Государственный театр им.

Н. В. Гоголь в своих пьесах хотел показать настоящий «русский характер». И «Ревизор» был одним из первых таких произведений. Главный герой пьесы Хлестаков отображает в себе худшие черты, присущие чиновникам его времени. Это взяточничество, казнокрадство, лихоимство и другие свойства.

Знакомство с персонажем

Краткий образ Хлестакова в комедии «Ревизор» составить несложно. Хлестаков - это молодой человек, который практически постоянно страдает от нехватки денежных средств. При этом он является плутом и мошенником. Основная характерная черта Хлестакова - это постоянное вранье. Сам Гоголь не раз предупреждал театральных актеров: Хлестаков, несмотря на кажущуюся простоту, является сложнейшим персонажем во всей пьесе. Он совершенно ничтожный и всеми презираемый человек. Хлестакова не уважает даже его собственный слуга, Осип.

Пустые надежды и глупость

Знакомство с кратким образом Хлестакова в комедии «Ревизор» раскрывает другие грани этого персонажа. Главный герой не способен заработать денег на то, чтобы приобрести самое необходимое. Он бессознательно презирает сам себя. Однако его собственная недалекость не позволяет ему осмыслить причины своих бед, предпринять какие-то попытки, чтобы изменить жизнь. Ему постоянно кажется, что должен произойти некий счастливый случай, который сделает его существование безбедным. Эта пустая надежда и позволяет Хлестакову ощущать себя значительным лицом.

Удача в понимании Хлестакова

Подготавливая материал о кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор», учащийся может отметить: вселенная, в которой обитает Хлестаков, представляет собой для него абсолютную загадку. Он не имеет никакого понятия о том, чем занимаются министры, как ведет себя его «друг» Пушкин. Последний является для него тем же Хлестаковым - за исключением того, что он более удачлив. Интересно заметить, что городничий вместе с приближенными, хотя и представляют собой сообразительных людей, не смутились наглым враньем главного героя. Им тоже кажется, что все решает его величество случай.

Кому-то повезло, и он стал директором департамента. Для этого, считают они, не требуется никаких умственных и душевных заслуг. Все, что нужно сделать - это помочь случаю осуществиться; как это обычно бывает в чиновничьих кулуарах, подсидеть собственного коллегу. И разница между этими людьми и Хлестаковым заключается в том, что главный герой откровенно глуп. Если бы он был хотя бы на йоту поумнее, то смог бы распознать заблуждение окружающих, начать им сознательно подыгрывать.

Непредсказуемость линии поведения героя

В кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор» учащийся может отметить, что одной из основных черт данного персонажа является непредсказуемость его поведения. В каждой конкретно взятой ситуации этот герой ведет себя «как получится». Его морят голодом в гостинице, он находится под угрозой ареста - и он льстит слуге, умоляя его принести что-нибудь поесть. Приносят обед - он начинает прыгать на стуле от нетерпения. При виде тарелки с едой он напрочь забывает о том, как клянчил еду у хозяина. Теперь он превращается в важного господина: «Плевал я на твоего хозяина!». Эти слова можно использовать в цитатной характеристике Хлестакова в комедии «Ревизор». Персонаж постоянно ведет себя заносчиво. Его основные черты - это бахвальство, безответственность.

Грубость

Характеристика образа Хлестакова в комедии «Ревизор» может содержать в себе информацию и о грубости этого персонажа. В этом герое постоянно дает о себе знать показная барственность. Он употребляет слово «мужик» с презрением, как будто говорит о чем-то недостойном. Не щадит Хлестаков и помещиков, называя их «пентюхи». Даже своего отца он называет «старый хрен». Только когда приходит нужда, совершенно другие интонации просыпаются в речи этого героя.

Мотовство Хлестакова

Чтобы подготовить кратко образ Хлестакова в комедии «Ревизор», необходимо дать небольшое описание основным чертам этого персонажа. Одной из его ключевых черт, как было указано, является мотовство. Этот герой постоянно проматывает последние деньги. Он жаждет развлечений, хочет доставлять себе удовольствие - снимать самые лучшие апартаменты, получать лучшее питание. Не брезгует Хлестаков игрой в картишки, каждый день любит посещать театр. Он стремится впечатлить жителей города, произвести фурор.

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» кратко: ложь персонажа

Вранье Хлестакова не знает границ. Н. В. Гоголь мастерски описал своего героя. Хлестаков сначала говорит, и только после этого начинает думать. Окончательно погрязнув во лжи, главный герой начинает и сам верить в собственную значимость. Его речь отрывочна, сбивчива. В беседах с другими он постоянно оговаривается, что ему нечем заплатить за свое жилье. Однако никто не слушает Хлестакова. Например, во время своего разговора с Хлестаковым городничий совершенно не слышит, о чем тот ему стремится поведать. Городничий озабочен только лишь тем, каким образом дать взятку и умаслить «важного гостя». Создается впечатление, что, чем правдивее говорит Хлестаков, тем меньше ему веры со стороны других.

Главным героем комедии Гоголя « » является мелкий чиновник Иван Александрович Хлестаков. Хлестакову было около двадцати трех лет. Был он худощавого телосложения. Иван Александрович не был человеком большого ума. Говорил, что думал. Про таких людей в народе говорили «без царя в голове». Служил в одной из канцелярий Петербурга мелким чиновником.

Из рассказа его слуги Осипа мы узнаем, что по дороге из Петербурга в Саратов, Хлестаков спустил все деньги в карты и теперь вынужден жить в одной из гостиниц города N, прося у хозяина обеды в долг. Именно в этом месте его и застали и все городские чиновники, приняв за столичного ревизора.

Иван Александрович был типичным «маленьким человеком». Служа мелким чиновником, он мечтал совершенно о другой жизни, которую видел каждый день в Петербурге. Хлестаков представлял, как идет по главной улице города, а все прохожие узнают его, оказывают знаки внимания. Но на самом деле это было не так. Иван Александрович был «маленьким человеком» от рождения и поэтому красивая жизнь являлась ему только в мечтах.

Хлестакова, кроме таланта фантазера, отличала еще одна черта. Он был мастером лжи. Мог лгать про что угодно, и кому угодно. Иван Александрович ни когда не задумывался о последствиях своих слов и поступков. Очень часто он сам начинал верить в свое вранье, представляя себя великим творцом. В своих рассказах Хлестаков возвышал себя до уровня императора.

Иван Александрович без зазрения совести брал у чиновников взаймы, обещая все вернуть, хотя знал, что этого ни когда не будет. Он позволяет себе ухаживать сразу за двумя дамами, обманывая обоих. Возможно, Хлестаков еще долго мог бы так жить, но в конечном итоге закончилось бы это плачевно. Судьба распорядилась так, что Иван Александрович уехал из города N до момента своего разоблачения.

Иван Александрович Хлестаков стал основоположником явления «хлестаковщина», которое стало олицетворять собой безудержное вранье, легкомысленность и глупость, безответственность и расхлябанность.

Подробное решение Страница / Часть 2 9-105стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Вспомните, как развивается действие пьесы (составьте её план и кратко перескажите содержание).

План 1. Сообщение городничего о приезде ревизора.

2. Распоряжения по благоустройству города и различных учреждений.

3. Визит городничего к Хлестакову.

4. Знакомство Хлестакова с семьей городничего и чиновни¬ками.

5. Приход купцов к Хлестакову с жалобами на городничего, затем унтер-офицерской вдовы и слесарши.

6. Сватовство Хлестакова к дочери городничего и его отъезд из города.

7. Чтение письма Хлестакова на рауте у городничего, из ко¬торого все узнают, что он вовсе не ревизор.

8. Известие о приезде настоящего ревизора.

2.В чём, по-вашему, основной конфликт комедии? Что является завязкой действия? Есть ли в «Ревизоре» экс¬позиция? Если есть, то какие сцены можно считать экспо¬зицией и что можно узнать из них о чиновниках и о горо¬де, в котором происходит действие?

В чём особенность такого построения пьесы?

Композиционно она построена необычно: отсутствует экспозиция, действие начинается сразу с заявки ("К нам едет ревизор!"), развивается стремительно и динамично. Заканчивается пьеса тем же, чем и начинается, то есть автор использует прием кольца. Но у Гоголя действие после развязки вступает в новую фазу развития. Впервые в русской и мировой литературе введена немая сцена. Даны два конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы. Вначале даны замечания для актеров, которые содержат основные характеристики персонажей.

В пятом акте мы видим кульминацию в развитии реальной интриги – это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним. Однако торжество его омрачается приходом Почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел. Сцена чтения письма Хлестакова – это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Однако комедия не заканчивается этим эпизодом. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, откуда оно началось.

3.Какова тема комедии? Кто действующие лица? Какие сцены показались вам особенно смешными?

Тема - чиновничество как воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества, невежества. Чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки.

Сама по себе пьеса очень смешная, автор с юмором показывает недостатки своих героев. Например, в эпизодах, когда чиновники один за другим приходят к Хлестакову, а тот одалживает у них деньги. Или когда Хлестаков присваивает себе чужие литературные произведения.

4.Почему чиновники и городничий так быстро поверили, что Хлестаков - «государственное лицо»?

Как мы узнаём, кто же Хлестаков на самом деле? По¬чему Гоголь позволяет зрителю узнать об этом до сце¬ны первой встречи Хлестакова с городничим? В чём ко¬мизм этой сцены (действие второе, явление VIII)? Почему у городничего много реплик «в сторону», а у Хлестакова ни одной? Что даёт эта сцена для понимания дальней¬ших поступков героев? Почему становится возможным и как происходит превращение Хлестакова в «ревизо¬ра»? Как, почему разрастается страх перед «ревизо¬ром»? В какой сцене страх достигает наивысшей точки (кульминации)? Почему?

Выдаёт ли себя Хлестаков за ревизора? Понимает ли он, что его принимают за «значительное лицо»? Как он ста¬новится взяточником? Почему уезжает? Почему пьеса не заканчивается отъездом Хлестакова?

Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в данном случае напуган не один человек, а весь город) , то самое эффективное - это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию "всеобщего страха". Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация.

Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа) . Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становятся ясны не сразу.

Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации - для этого ему, недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников - для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли "за государственного человека", за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли.

Комизм явления 8 (действия 2) в том, что здесь каждый говорит и верит в то, что говорит, хотя на самом деле все по-другому. Городничий считает, что Хлестаков умело лжет, что бы не раскрывать свой статус проверяющего, Хлестаков нагло и самоуверенно старается доказать, что он хоть и живет в долг, но все вернет. Каждый говорит в то, что верит, хотя все это не состыкуется с правдой. Отсюда и комизм ситуации.

У городничего много реплик в сторону, так как в этом раскрывается его характер, мысли и эмоции по отношению к лже-ревизору и всей ситуации.

Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно может лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого-нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, "легкость в мыслях необыкновенная". Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону. После того, как городничий приглашает Хлестакова к себе, все окончательно становятся уверенными в том, что он и есть ревизор. После его вдохновенного, доходящего до абсурда лживого выступления о том, какая он важная фигура в Петербурге, чиновники боятся его еще больше и считают своим долгом один за другим приходить к нему и «каятся».

Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться». После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков был на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя, он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они как бы кладут ему все в рот т создают разговор», ― пишет Н. В. Гоголь в «Предуведомлении». За несколько минут в сцене вранья Хлестаков делает головокружительную карьеру: от мелкого чиновника («Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…») до фельдмаршала («Меня сам государственный совет боится»). Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить графов и князей, даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент ― просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист» ― сопровождаются ремаркой: «городничий и прочие теряются от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что то, но с перепугу не может вымолвить ни слова. Хлестаков сам верит в то, о чем говорит. Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором.

Хлестаков уезжает из города, так как догадывается, что скоро его разоблачат.

5.В какой сцене происходит развязка комедии? Оправдана она, по-вашему, замыслом и всем ходом пьесы или носит случайный характер?

Развязка комедии ревизор происходит в тот момент в явлении последнем, которое сопровождается появлением жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, откуда оно началось.

6.Какую роль в композиции пьесы играет «немая сцена»? Какие чувства она вызвала у вас?

«Немая сцена» у Гоголя может иметь разное значение и толкование. Одно из ее толкований: прибыл наконец настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.

7.Каким вы представляете себе Хлестакова? Расскажите, кто он, что вы знаете о его петербургской жизни, как он оказался в уездном городе и чем озабочен.

Каковы его жизненные цели (действие второе, явле¬ние V), мечты (действие третье, явление VI)? Как вы по¬нимаете слова Белинского о том, что Хлестаков в сцене вранья «раскрывается до последней видимости своей микроскопичной мелкости и гигантской пошлости»?

Как раскрывается его характер в сцене встречи с город¬ничим (действие второе, явление VIII), в россказнях о своей петербургской жизни (действие третье, явление VI), в «любовных» сценах (действие четвёртое, явления XII- XIV), в сценах взяточничества (действие четвёртое, яв¬ления III-VII)? Старается ли он сознательно кого-нибудь обмануть, выдать себя за важное начальственное лицо? Почему же он рассказывает небылицы? Как характери¬зуют Хлестакова темы разговоров, его речь, обращённая к разным людям (например, к Осипу во II явлении второго действия, трактирному слуге в IV явлении второго дейст¬вия или Анне Андреевне в VI явлении третьего действия, чиновникам)? Почему к концу пьесы возрастают его раз¬вязность и наглость?

Что вы можете сказать о Хлестакове на основании его письма к Тряпичкину и характеристик, данных им «хозя¬евам города»? Всё ли он в них понял?

Каким человеком показан в пьесе Хлестаков? Как допол¬няют его характеристику в пьесе (текстовую) авторские «Замечания для господ актёров»?

Над чем смеётся Гоголь? Как вы понимаете его слова: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым»? Что же такое «хлестаковщина»?

Иван Александрович Хлестаков – один из главных героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сам автор так характеризует его: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;… несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».

Мы узнаем, что Хлестаков по дороге из Петербурга домой проигрался в пух и прах. И теперь, без копейки денег, сидит в гостинице уездного города N. Здесь-то его и находит городничий, принимая за «важную птицу» - ревизора.

Хлестаков - это типичный «маленький человек», осознающий свое полное ничтожество. Он служит в канцелярии и получает мизерную зарплату. Но, в то же время, герой мечтает о другой жизни, которую он каждый день видит в Петербурге. Хлестаков хочет чувствовать себя «значительным лицом», вести роскошный образ жизни, хочет быть «любимцем дам»: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».

Но на самом деле все это герою не дано. Не дано от рождения, а, значит, Хлестаков никогда этого не получит.

При этом Иван Александрович наделен талантом неудержимого фантазера и враля. Гоголь говорит о нем, как о человеке «без царя в голове». Кроме всего прочего, этот герой очень легкомыслен и поверхностен, он не задумывается о последствии своих поступков. Именно поэтому он, оказавшись в роли лжеревизора, начинает неудержимо врать о себе: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».

Что самое интересное, Хлестаков сам верит в то, о чем говорит. Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором.

Без зазрения совести этот герой берет «в долг» от чиновников деньги, зная, что не вернет их. Хлестаков считает допустимым волочиться сразу за двумя дамами – женой и дочерью городничего, обеим обещая любовь до гроба: «Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй...»

Когда он понимает, что пора кончать эту игру, о чем его и просит Осип, он отсылает письмо своему другу Тряпичкину в Петербург, где очень точно дает характеристику всем чиновникам города. Он неблагодарен, забывает о деньгах, приемах, обедах и благодетелях, пишет, что «городничий – глуп, как сивый мерин», «Земляника – совершенная свинья в ермолке» и пр.

И все это «безобразие» могло бы продолжаться еще долго. И закончилось бы очень плачевно для самого Хлестакова, ведь герой не смог бы вовремя остановиться. По счастливой случайности он уезжает из города, и вскоре городничий и весь город узнают, что это был всего лишь обманщик, лгун, вертопрах: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю».

По имени Хлестакова названо целое явление - «хлестаковщина». Оно подразумевает и безудержное вранье, и легкомысленность, и поверхностность, и глупость, и стремление выдать себя не за того, кем ты являешься на самом деле, и безответственность.

8.Почему такого ничтожного человека («фитюльку»), как Хлестаков, чиновники приняли за значительное госу¬дарственное лицо? Почему все они, такие разные люди, одинаково встревожены известием о приезде ревизора, боятся его?

Каковы обязанности каждого из чиновников этого уезд¬ного города и как они их исполняют? (См. действие первое, явления I, II.) Что вы можете сказать об их умственном и нравственном развитии? (Вспомните, какие догадки вы¬двигают чиновники о причинах приезда ревизора; как они реагируют на советы городничего; почему у них не вызы¬вает сомнения «вдохновенная» ложь Хлестакова.) Способ¬ны ли такие люди управлять городом? Как раскрывается характер каждого из них в сценах дачи взятки Хлестакову? Каковы их взаимоотношения друг с другом, с городничим (просмотрите их реплики «в сторону» в сцене поздрав¬ления - действие пятое, явление VII)? Что о каждом из них вы узнаёте из «Замечаний для господ актёров»? Что подсказывает читателю Гоголь своеобразными фами-лиями героев? В чём, по вашему мнению, видят такие «хозяева города» своё счастье?

Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

Они сильно пугаются, зная о своих грехах, что приезжий ревизор может лишить их того сладкого существования, которое они ведут. У страха глаза велики и они принимают Хлестакова за ревизора с подачи Бобчинского и Добчинского.

Судья Тяпкин-Ляпкин в отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьёй по воле дворянства». Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считается в городе «вольнодумцем» и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг. Чиновники отзываются о нём, как о красноречивом ораторе: «У вас что ни слово»- говорит ему Земляника,- то Цицерон с языка слетел». Увлекаясь охотой, судья берёт взятки борзыми щенками. Делами он совсем не занимается, и в суде полный беспорядок.

Попечитель богоугодных заведений Земляника - «человек толстый, но плут тонкий». В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач «по-русски ни слова не знает». При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает и на почтмейстера, и на судью, и на смотрителя училищ.

Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников не дворянин.

Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.

Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России,

Уничтожающим смехом Гоголь бичует чиновничество царской России: полное отсутствие у чиновников понимания своего долга, их бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень.

Думаем, такие чиновники видят свое счастье беззаботной сладкой жизни без тревог и настоящей работы.

9.Почему больше всех приезда ревизора испугался город-ничий? Как он «управляет» городом? (Пересмотрите сце¬ны: действие первое, явление V; действие четвёртое, яв¬ления X, XI; действие пятое, явления I, II; понаблюдайте за его речью, манерой говорить.) Каким человеком вы его представляете? Что отличает городничего от других чиновников? Как вы докажете, что он «очень неглупый по-своему человек», по замечанию Гоголя? (Вспомните, какие он даёт советы по подготовке города к приёму ревизора, почему едет знакомиться с важной персоной «приватно» и др.)

Почему же обманулся многоопытный городничий, приняв «фитюльку» за ревизора?

Что вам помог понять Гоголь в характере городничего своими «Замечаниями для господ актёров»? Каковы жиз¬ненные цели и стремления городничего? (См. действие пятое, явление I.) Похож ли он на Хлестакова?

Пред¬ставьте себе, что его мечта «влезть в генералы» сбы¬лась. Какими вы представляете в этом случае Антона Антоновича и его супругу? Только ли смех может вызвать такое предположение?

Какое чувство вызывает у вас последний монолог город¬ничего? А «немая сцена»? Как она перекликается с эпиграфом к пьесе?

Во главе их стоит городничий. Он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудрённый жизненным и служебным опытом, он «обманывал мошенников над мошенниками», «поддевал на уду пройдохи плутов таких, что весь свет готовы обворовать».

Городничий - убеждённый взяточник: «Это уж так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Он казнокрад: постоянно присваивает казённые деньги.

Цель его стремлений - «со временем... влезть в генералы». Зачем ему это нужно? По понятию городничего, быть генералом значит видеть перед собою унижение и подлость от низших, гнести всех не-генералов своим чванством и надменностью». Эти черты проявляются в нём и сейчас. В общении с подчинёнными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: «А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия...»; «Вот я их, каналий...»; «Что, самоварники, аршинники...» Такие грубые окрики и брань характерны для городничего.

Но иначе он держится перед начальством. В разговоре с Хлестаковым, которого он принял за ревизора, городничий старается показать себя исполнительным чиновником, говорит заискивающе-почтительно, уснащая свою речь выражениями, принятыми в чиновничьем кругу: «В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства».

Уведомив чиновников, городничий считает своим долгом дать им некоторые служебные советы, которые выдают его с головой как типичного бюрократа, который заботится о чисто внешнем впечатлении и не интересуется содержанием той или другой отрасли службы. Уездному лекарю Христиану Ивановичу предписывает надписать «над каждой кроватью по латыни или на другом каком языке» «всякую болезнь». Он не заботится о существе постановки врачебной работы в городе. Ему важно произвести внешний эффект, отвлечь глаза от злоупотреблений. Отсюда и смысл распоряжения: «надписать… над каждой кроватью болезнь«по-латыни или на другом каком языке». Одновременно он делает указание насчет крепкого табака, который курят больные, рекомендует, чтобы больных было меньше, так как большое количество больных может свидетельствовать о «дурном смотрении» или «не искусстве врача».

В указании его Луке Лукичу, смотрителю училищ, насчет учителей. Городничий не контролирует содержание уроков и методическое искусство учителей, а обращает внимание на их «странные поступки», подразумевая под этим их внешнее поведение. Городничий, очевидно, бывал у них на уроках. Так, говоря про одного учителя, который гримасничает на уроках, он сам, подражая ему, делает гримасу, которую видел у него на уроке. Про второго же, учителя истории, он прямо говорит: «Я раз слушал его…» и т. д.

Опытный городничий действительно обманулся. Причина крылась в в том, что Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провел бы городничего, который “мошенников из мошенников обманывал”. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила с толку городничего.

Если бы городничий влез в «генералы», думаем, он вел себя еще хуже и глупее, надменнее, отвратительнее, все осталось бы по-прежнему, только бахвальства и жадности было бы еще больше. Это предположение действительно вызывает не только смех, но и размышления о том, нужны ли такие вот генералы обществу, они не принесут пользы, а только вред.

Из «Замечаний для господ актеров» мы узнаем, что городничий – это практичный и неглупый человек. Это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего. Гоголь отмечает, что этот человек умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр») и из всего извлекать выгоду для себя.

Дополняет характеристику героя и его речь: она резка и часто груба. Антон Антонович употребляет бранные и просторечные слова: «что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь». Кроме того, в его лексиконе часты слова и выражения из народной речи (знак неблагородного происхождения героя): «… я им солоно пришелся».

В своём монологе он предстает одураченным, глупым человеком, которого легко обвел вокруг пальца заезжий пройдоха из Петербурга. Это было таким потрясением для Антона Антоновича, что он в недоумении повторяет: «Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!» Это перекликается с эпиграфом «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», которая отражает суть ситуации, в которой оказался городничий и остальные чиновники. А так же их «реальное лицо», которое помогло раскрыть появление «зеркала» - Хлестакова.

10.Какую роль в пьесе играют другие действующие лица?

Какова роль слуги Хлестакова - Осипа?

Почему лекарь Гибнер не произносит ни одного слова?

Почему жандарм, который сообщает о приезде настоя¬щего ревизора, не включён в список действующих лиц?

Какие персонажи пьесы вызывают ваше сочувствие? Есть ли в пьесе положительные герои?

Слуга Хлестакова Осип:

Осип вынужден заботиться о Хлестакове, стараясь терпеть его несносный характер и образ жизни. Ему явно наскучила такая жизнь, он мечтает о беззаботной деревенской жизни: "Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги". Тем не менее, столица имеет свои преимущества: "разговаривает все на тонкой деликатности", "купцы тебе кричат: "Почтенный!", "Невежливого слова никогда не услышишь, всякой тебе говорит "вы"... Единственное, что его заботит - это беспечность молодого барина, из-за которого ему часто приходится испытывать унижение и голод, поскольку все деньги, присылаемые Хлестакову от его батюшки, он спускает на карты и недешевые забавы, так что вскоре нужно продавать последнюю рубаху и влазить в долги. Хорошо зная хозяина, Осип заметно невы¬сокого мнения о нем. "Добро бы было что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!", "Профинтил дорогою денежки, го¬лубчик...", - так насмешливо и иронично отзывается Осип о своем барине. Уже это дает основания сделать вывод от том, что слуга разумнее и опытнее Хлестакова, что и стало причиной такой уничижительной характеристики барина.

Весьма примечательна речь Осипа, в которой можно обнаружить ряд иностранных и книжных слов в искаженной форме, которых он нахватался, путешествуя по Петербургу. Это такие слова и выражение как: "кеатры", "елистратишка", "галантерейное обхождение", "жизнь тонкая и политичная", "прешпект", "на тонкой деликатности", "оно хоть нет публичности". А благодаря использованию уменьшительных и уничижительных суффиксов Осип дает ироническую характеристику Хлестакову: "елистратишка", "голубчик", "картишки", "денежки", "сертучишко", "рубашонка", "шинелишка".

Несмотря на презрительное отношение к чиновничьей жизни, этот персонаж комедии "Ревизор" и сам невольно стает хитрецом и лентяем. Живя среди мошенников, взяточников и лицемеров, он свыкается с горьким и постылым существованием слуги-плута.

Понимая, что Хлестакова приняли не за того, Осип осознает опасность, которая им грозит в случае разоблачения обмана: «Не ровен час: какой-нибудь другой наедет...» Он советует барину как можно быстрее покончить с этим: «Уезжайте отсюда! Ей-богу, уже пора». Благодаря своей ловкости и предусмотрительности, Осип помогает Хлестакову неплохо нажиться на своих временных привилегиях и вовремя покинуть столицу, пока правда не открылась.

Таким образом, в комедии "Ревизор" слуга Осип показан в более благоприятном свете, чем Хлестаков. Это свидетельствует о том, что ни статус в обществе, ни власть, ни деньги не делают человека порядочнее и разумнее, чем он является на самом деле.

Лекарь Гибнер:

Христиан Иванович Гибнер – второстепенный персонаж в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», уездный лекарь немецкого происхождения, не знающий русского языка. Почти все герои в этом произведении изображались сатирически и этот персонаж не исключение. Одна только фамилия лекаря о многом говорит. Гибнер не просто не знал и слова на русском языке, но по этой причине его пациенты чаще умирали, чем выздоравливали. А попечитель богоугодных заведений, двуличный шельма Земляника на счет врачевания Гибнера высказывался так: «Человека простой, если умрет, то и так умрет». Он говорил, что они с Христиан Ивановичем принимают все меры, хоть тот и слова по-русски не знает. По мнению некоторых критиков Христиан Гибнер – это «гибель Христа». Автор не случайно изобразил этого персонажа бессловесным и лишь изредка издающим слабый писк, что-то среднее между «и» и «е». Он не говорил ни слова, как христианская совесть всех жителей уездного города, которые насквозь погрязли в грехе и коррупции.

Считаем, что он не включен в список действующих лиц с целью эффекта гротеска. Именно он – символ развязки в пьесе.

Сочувствие вызывает народ, который терпит своеволие чиновников.

Думаем в пьесе нет положительных героев.

11.Гоголь писал: «...Мне жаль, что никто не заметил чест¬ного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё про¬должение её. Это честное, благородное лицо был - смех». Как вы понимаете эти слова? В чём особенность смеха Гоголя? (Вспомните такие понятия, как юмор, са¬тира.)

Какие общественные пороки высмеивает Гоголь в «Реви¬зоре»? Почему комедия и в наши дни не сходит со сцен театров мира?

Комедия Гоголя “Ревизор” - лучшая социальная комедия своего времени. Созданная на основе глубочайшего проникновения в сущность общественных явлений, комедия “Ревизор” сыграла немаловажную роль в развитии общественного самосознания. Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира - с воплощением социальных идей.

Сатира характеризуется резко выраженной негативной оценкой пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта. Активно высмеивая все отрицательное, сатира тем самым защищает все положительное, подлинно живое. Образы-объекты сатиры строятся на принципе доведения до нелепости какой-либо черты, поступка и др. Несмотря на видимую «жесткость» сатиры, в ней есть место и смеху – иного рода. Смех в сатире заставляет обратить внимание на мельчайшие, но не менее важные детали, это смех не ради развлечения. Наиболее яркими «сатириками» в литературе были Д. Фонвизин, А. Грибоедов, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский и др.

Юмор – это насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей. Юмор – это смех безобидный, соединенный с жалостью, снисходительный, сочувственный. Иносказательно цель юмора – через смех показать слезы.

Разъясняя смысл “Ревизора”, Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное, благородное лицо - был смех”. Писатель ставил перед собой цель - “смеяться сильно” над тем, что “достойно осмеяния всеобщего”, ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.

Гоголь говорил: “Комизм кроется везде... живя среди него, мы его не видим, но... если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху”.

Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма избраны не плутни какого-либо героя, а сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях.

В основе сюжета “Ревизора” лежит типично комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но, в отличие от своих предшественников, Гоголь решает эту ситуацию по-новому. В “Ревизоре” нет внешних толчков к развитию действия. Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии является страх чиновников. Чувство страха превращает раздираемый внутренними противоречиями город в единый организм. Это же чувство делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей.

Происходящее выявляло в людях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывало смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России. “Над собою смеетесь” - это ведь обращено в хохочущий зрительный зал.

Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе - все это показано в “Ревизоре” в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе своего существования.

Смешное обнаруживается и в той серьезности, с которой относится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заняты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким образом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения.

“Ревизор” - комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами “Ревизора”, мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их “кривым носом, а над кривою душою”.

Автор, равно как и читатели, смеется также “над несоответствиями характеров людей и их положением в обществе”, над несоответствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением. Так, к примеру, чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и Анну Андреевну с прекрасной партией дочери, в глаза льстят, про себя же отзываются о городничем весьма нелестно: “Не судьба, батюшка, судьба-индейка; заслуги привели к тому. (В сторону.) Этакой лезет всегда в рот счастье”.

Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность “дурного”, а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Реализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью или плохим характером, не тот легкий смех праздного развлечения, но тот, который “весь излетает из светлой природы человека”, на дне которой заключен “вечно бьющий родник его”.

12.Рассмотрите иллюстрацию Д. Кардовского (см. форзац I части 2 учебного пособия), рисунок «“Ревизор”. Немая сцена» (см. с. 97). Какие качества героев эти рисунки по¬могли вам лучше понять?

Боле ярко качества характеров видны на рисунке Д.Кардовского. Здесь можно сразу понять, кто есть кто. В центре восседает «мечтатель и фантазер» Хлестаков, рядом с ним – городничий, на заднем плане видны Добчинский и Бобчинский, с опущенной головой один из чиновников – возможно судья Тяпкин-Ляпкин либо Земляника. За персонажей говорит их жесты, мимика, выражение лиц и позы.

Самый, на мой взгляд, комичный и даже немного глуповатый герой комедии Гоголя «Ревизор» - это Иван Александрович Хлестаков.

Автор говорит, что Хлестакову на вид двадцать три года, он худенький и «без царя в голове», в чем читатель убедится в течение всей комедии. По пути из Петербурга в свой родной Саратов, Хлестаков проигрывает все свои деньги, поэтому останавливается в губернии N, где и разворачиваются все события комедии.

Местные чиновники и купцы воспринимают Хлестакова как строжайшего ревизора, мнение о нём у них сложилось ещё до их личного общения, это один из главных моментов комедии, ведь если люди сами выдумали себе властителя своих судеб, то их будет очень трудно переубедить, даже если вести себя настолько глупо и бестактно, как вёл себя Хлестаков.

Из-за того, что Ивана Александровича все воспринимают как судью своего будущего, люди просто не замечают, что его повадки, речь и истории, которые он о себе рассказывает, расходятся с действительностью. А даже если и замечают, то это для них не бревно в глазу, а небольшая пылинка. Примером тому служит разговор Городничего, который после хвастовства Хлестакова о своём положении в Петербурге и общении на короткую ногу с самим императором, говорит, что даже если половина от того, что сказал Хлестаков, правда, то это уже крах, ведь такой уважаемый человек увидел все недостатки города, которым управляет Городничий.

Хлестаков же, будучи человеком не самой честной породы, пользуется моментом и получает от сложившейся ситуации максимальную выгоду. Хотя он и не догадывается, что его воспринимают как ревизора, который может упечь всех в тюрьму, он понимает, что его положение среди этих глупых жителей кажется им очень высоким, связи его в Питере крайне мощные, поэтому он пользуется силой, которая у него есть: якобы занимает деньги у всех чиновников, которые никогда и не вернёт, хотя и обещает; ест вдоволь, где только можно; принимает плату за себя в гостинице, где у него долгов за две недели проживания и пропитания.

Он выслушивает все жалования купцов на своего Городничего, обещает разобраться и, конечно, наказать виновного. Берет за это деньги с рабочих, выслушивает проблемы двух женщин, но в итоге попросту забывает всё, что было им выслушано, потому что ему это не важно.

Он падок на женщин и пытается добиться успеха сразу и у дочери Городничего, и у его жены. Даже на таком уже абсурдном моменте, никто не догадывается, что из себя представляет Хлестаков, а когда понимают - уже поздно.

Сочинение про Хлестакова

Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония, которая мало у кого не вызовет улыбку, актуальные социальные проблемы, которые заставляют задуматься вот уже не одно поколение читателей, ну и, конечно, герои: яркие, самобытные, очень узнаваемые. Одним из таких персонажей, является главный герой бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», аферист и проходимец по фамилии Хлестаков. Это наглый и самоуверенный молодой человек, который хорошо знает людскую психологию и умеет, пользуясь человеческими слабостями, добиваться успеха в своих планах.

Одна из главных черт характера Хлестакова заключается в том, что этот нагловатый молодой человек считает, что все почему-то должны его всячески ублажать и помогать ему. Именно поэтому он охотно принимает от окружающих взятки и подарки и с радостью начинает играть роль мнимого ревизора. Хлестаков любит, когда ему уделяют большое внимание, когда перед ним преклоняются, заискивают. Ему нравится чувствовать себя всесильным, хот на самом деле он абсолютно ничего собой не представляет.

Хлестаков – из тех людей, которые привыкли брать от жизни все. Когда его принимают за ревизора, он упивается своей властью и безнаказанностью, нисколько не задумываясь о будущем, о том, куда его приведет этот спектакль одного актера. У этого человека нет никаких морально-этических принципов, он привык жить по принципу «после меня хоть трава не расти». Хлестаков считает себя королем жизни, а остальных – жалкими, абсолютно никчемными людишками. Но потом жизнь расставляет все по своим местам, в конце спектакля, когда приезжает настоящий ревизор.

В своей комедии Гоголь имел в виду, что черты Хлестакова живут во многих, современных ему, людях, и не случайно эпиграфом к произведению он выбрал русскую народную поговорку «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Этим он хотел сказать читателям, чтобы они не обижались, если ненароком найдут свои черты в образе Хлестакова.

Хлестаков просто мелкий чиновник, но, тем не менее, он уверен, что все самое лучшее в жизни должно доставаться именно ему. Он просто не замечает других людей, равнодушен к их потребностям и желаниям. Другие люди для него – просто пешки, с помощью которых он осуществляет свои планы. Также Гоголь изображает Хлестакова хорошим психологом: Он легко входит в доверие к самым разным людям, находит с людьми общий язык, использует людские слабости для того, чтобы нажиться на них. Гоголь изображает его совершенно беспринципным и черствым, глухим к чувствам и переживаниям других людей.

Комедия Гоголя «Ревизор» актуальна до сих пор в связи с тем, что в ней Гоголь рисует очень яркие типы людских характеров, в частности, яркие образы наглого афериста Хлестакова и малодушных людей, которые боятся ревизора и всячески заискивают перед ним, теряя собственное достоинство. Но образ Хлестакова нарисован ярче всего. Хлестаков – это наглый, самоуверенный аферист, который уверен, что его мошенничество останется безнаказанным, и ни во что не ставит окружающих людей. Такие люди были во все времена, были во времена Гоголя, есть они и сейчас. И будут.

Характеристика Хлестакова в комедии Ревизоре Гоголя

Один из главных действующих лиц в комедии Гоголя «Ревизор» - Хлестаков. Гоголь специально выбрал ему такую фамилию. Корень слова - хлестать, ухлёстывать за кем-то. Неприметный, худой мужчина, двадцати трёх лет от роду. Мелкий чиновник, игрок, по дороге проиграл все деньги и сидит теперь в гостинице уездного города голодный. Поэтому, и заглядывает ко всем в тарелки. Есть хочет, а городничий принимает его за ревизора.

Любит мечтать и любит немного приврать о себе. И получает от этого удовольствие. Как- будто все на него внимание обращают и даже приняли за важного генерала.

Его враньё похоже на враньё ребёнка, он и сам верит в него. Выдаёт желаемое за действительное. Жители города невольно помогают ему в этом - верят всем его байкам. Никто, включая городничего, не удосужился его проверить и посмотреть его документы. Все ждали ревизора, боялись его проверки, а тут приезжий не платит денег и повсюду суёт свой нос. Чем не ревизор? Поэтому никто и не обратил внимания на некоторую нестыковку фактов в его речах. Где это видано, чтобы послы иностранных держав играли с первым встречным в карты. А человеку, не имеющему никакого военного звания, обещали присвоить высший военный чин фельдмаршала.

Хлестаков сумел обмануть даже городничего, который хвастается, что в течение тридцати лет своей службы обманывает людей. Он так и не понял, с кем его спутали. Если бы был немного поумнее, то извлёк бы выгоду из сложившейся ситуации. А так он просто хотел поесть и взять в долг немного денег, чтобы ехать дальше. Ведь в этом городе он не планировал оставаться надолго. Он вообще никогда и ничего не планирует, живёт не разумом, а извлекает выгоду из сложившейся ситуации.

Хлестаков - человек без моральных принципов, глупый, ленивый. Он предпочитает не работать, а проводить время за карточным столом. Берёт у людей в долг деньги, заранее зная, что отдавать их не будет. Обманывает сразу двух женщин - жену и дочку городничего. Дочку прельщает перспектива выйти замуж за человека из столицы. Никого не жалеет и не видит кроме своей персоны, циник и эгоист.

В лице Хлестакова Гоголь показывает, что как можно обмануться в человеке, который только хочет казаться тем, кем он не есть на самом деле.

Сочинение 4

Произведение Гоголя “Ревизор” является прекрасным примером отечественной фантасмагории и юмора в рамках литературной прозы и произведения. Данное произведение отличается от остальных его творений тем, что оно имеет свою уникальную атмосферу и самобытность, опять же, в рамках его творчества, и его видения проблем и их решения. Также произведение уникально своим особым стилем повествования и слога, хотя это уже более технические аспекты произведения. Так или иначе, произведение является замечательным примером литературного гения Гоголя. Этим произведением является “Ревизор”.

В произведении рассказывается об истории с очень хитрым и талантливым мошенников Хлестаковым, который благодаря своему знанию человеческой психологии и своей напористости, и отчасти, самоуверенности, получает все, что ему необходимо. Также в произведении присутствует множество различных аспектов, которые хотелось бы обсудить, но пока обсудим только образ и характер мошенника Хлестакова.

Хлестаков по сути своей является человеком, которому без разницы состояния его окружения, ведь из любой ситуации он всегда сможет найти выгоду для себя. Его не заботит ничего кроме его сохранности, и его благополучия, из-за чего у читателя иногда возникают противоречивые чувства насчёт данного образа. Он человек скрытый, не имеющий, по крайней мере, не показывающий их, настоящих друзей. Он только делает вид, что ему важны его якобы друзья, а на самом деле же продумывает, как из них можно выжать выгоду для себя любимого. Таков уж он человек и ничего с этим не поделать. Он также старается обманывать как можно большее количество людей, для, скорее всего совершенствования своего навыка.

Именно образ Хлестакова получился у Гоголя наиболее ярким и сильным, который, несомненно, должен запомниться читателю, хотя бы за его хлёсткость и самоуверенность. Я считаю, что именно на это автор пытался сделать упор, когда писал произведение, ведь именно это и помогает читателю запомнить образ, и держать его в голове, осмысляя и, прокручивая всё тоже, и соответственно, вновь возвращаться к данному произведению. Это моё субъективное мнение, а следственно, оно не может расцениваться как объективное.

Несколько интересных сочинений

  • Любимые герои Толстого в романе Война и мир

    Лев Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые достаточно открыто выражают свои оценки героям собственных произведений. Не является здесь исключением и его знаменитый роман-эпопея «Война и мир».

  • Образ и характеристика Петра 1 в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

    Знаменитое произведение писателя «Медный всадник» подводит итог творчества о великом русском царе. Даже название поэмы показывает нам то, что автор рисует нам образ знаменитого в истории реформатора, Петра Великого.

  • Анализ сказки Христова ночь Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным лейтмотивом произведения является авторское рассмотрение тематики о любви к ближнему в разрезе социально-психологической трактовки, напоминающей толстовское народное творчество.

  • Сочинение Новый год в моей семье (Как провел я новый год)

    Новый год это мой любимый семейный праздник. Вся наша дружная семья собирается вместе, папа, мама, бабушка и я. Готовиться к празднику мы начинаем заранее

  • Жестокие нравы города Калинова в Грозе сочинение

    В драме «Гроза» именно он выступает носителем мыслей автора, обличающих нравы жителей, живущих в «темном царстве».

Загрузка...