Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии

Рубинштейн, Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог и философ.

Жизнь

(1889-1960) учился в Марбурге. Там он в 1913 году окончил философский факультет и защитил докторскую диссертацию «Очерк проблемы метода», которая в 1914 и была там же опубликована. Затем он переехал в Одессу и с 1919-го доцент, а потом и профессор кафедры философии и психологии Одесского университета. С 1930 по 1942 - зав. кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1935 Рубинштейн издает «Основы психологии», за которую в 1937 ему без зашиты была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940-м году Рубинштейн создает работу, которая и заложила основы всей советской школы психологии - «Основы обшей психологии». В 1942 году он получает за нее Сталинскую премию, что позволяет ему оказаться в Москве. Затем он переезжает в Москву и заведует кафедрой психологии МГУ, с 1945 по 1949. В 1949 С.Л.Рубинштейна сняли со всех постов, подвергли критике и «Основы общей психологии». После смерти Сталина Рубинштейна восстановили на всех должностях, а «Основы» стали основами всей последущей советской психологии. С 1956 по 1960 - С.Л.Рубинштейн заведует сектором психологии в Институте Философии АН СССР. Прекрасная его книга «Человек и мир» — вышла посмертно.

Вклад в психологию

Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.) (“Основы общей психологии”, 1946). Основными особенностями деятельности Рубинштейн считал: социальность - деятельность осуществляется только субъектом (человечеством, группой людей, личностью); деятельность как взаимодействие субъекта с объектом является содержательной, предметной, а не чисто символической и фиктивной; деятельность всегда творческая и самостоятельная. Деятельность определяется своим объектом, не прямо, а лишь опосредствованно через ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.). Это частное проявление разработанного Рубинштейном всеобщего принципа детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого или на что эти внешние воздействия оказываются (“Бытие и сознание”, 1957). С этих позиций Рубинштейн и его учениками создана теория мышления как деятельности и как процесса. При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (педагогические и т. д.). В личности есть компоненты разной меры общности и устойчивости: например, существуют общие для всех людей свойства зрения, обусловленные распространением солнечных лучей на Земле, и, напротив, есть психические свойства людей, которые могут изменяться в зависимости от этапов социально-экономического развития общества (мотивация и др.). С учетом этого Рубинштейн разработал оригинальное понимание предмета общей, социальной и исторической психологии, раскрывающее взаимосвязь общечеловеческого и классового в психике людей.

Развивал ряд идей, ранее высказанных Иоганном Фихте .

«Сергей Леонидович был выдающимся психологом с выраженными философскими интересами.
Выпускник Марбургского университета, одного из центров неокантианства, славного такими именами, как Г. Коген (т. е. по-русски Коган), Н. Наторп и Э. Кассирер , Рубинштейн перед Первой мировой войной успел (1913) защитить там докторскую диссертацию. Её тема - «Исследование проблемы метода» во многом объясняет то большое место, которое в его «общей психологии» занимают вопросы гносеологии».

Бирюков Б.В, Трудные времена философии: отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные, военные и первые послевоенные годы, М., «Комкнига», 2006 г., с. 81.

«Для Рубинштейна личность - исходная психологическая категория (как уже было отмечено, для Рубинштейна важна не только связь разных категорий психологии, но и их логическая последовательность при изложении), предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии. Через личность он раскрывает систему различных связей сознания и деятельности, в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется. Для сравнения степени разработанности самой проблемы личности в книге Рубинштейна - с состоянием её разработки в психологии достаточно сказать, что в первом пособии по психологии Корнилова , Теплова и Шварца вообще не было главы о личности (1938), в трудах других психологов она появляется в такой последовательности - у Ананьева в 1945, Левинова - 1952, Теплова - 1953, Артёмова - 1954.
К этому стоит добавить, что начавшаяся в двадцатых годах разработка проблем личности ребёнка, прервавшись на некоторое время в связи с разгромом педологии , восстановилась в виде проблем детской психологии, но сама личность взрослого, как и проблемы теории личности, фактически находились под запретом. Рубинштейн определяет личность как триединство трёх отношений - к миру, к другим людям и к себе - и трёх модальностей - чего хочет, что может и что есть сам человек.
Первое - мотивационно-потребностная модальность, второе - способности человека, третье - его характер. Здесь преодолена и исторически предшествовавшая односторонность понимания личности, которое сводилось, в основном, к характерологии, и последующая ограниченность, состоявшая в сведении личности к потребностно-мотивационной сфере (что было свойственно и современным Рубинштейну динамическим теориям личности), в отрыве способностей как раздела общей психологии от личности. Б.Н. Ананьев отметил как самую главную заслугу Рубинштейна интегративность его подхода к личности. Как способность личности сознание, согласно Рубинштейну, осуществляет четыре взаимосвязанные функции - регуляцию психических процессов, регуляцию отношений личности с миром, регуляцию деятельности и, выступая в качестве самосознания, - рефлексию самого способа жизни, поступков и мыслей человека.
На наш взгляд, основным в концепции личности, предложенной Рубинштейном, явилось то, что он, вслед за Шарлоттой Бюлер , рассмотрел личность не как обособленную субстанцию, а в специфическом для неё масштабе жизненного пути, его особом времени и пространстве. Тем самым был намечен поворот в той абсолютизации, которая постепенно происходила на протяжении сороковых годов, категории и проблемы деятельности: личность могла соотноситься не только с деятельностью или её видами, но и с жизненным путём в целом, в котором сама деятельность должна была занять определенное место».

Абульханова-Славская К.С ., Проблемы методологии науки и философской антропологии в контексте парадигмы субъекта С.Л. Рубинштейна, в Сб.: Философия не кончается… Из истории отечественной философии: ХХ век 1960-1980-е годы, в 2-х книгах, Книга 2 / Под ред. В.А. Лекторского, М., «Росспэн», 1999 г., с. 335-336.

Согласно С. Л. Рубинштейну : «…творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю всякого творца, но в историю развития науки, искусства и т.д.».

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, М., 1940 г. с. 481-482.

Сергей Леонидович Рубинштейн предложил модель мышления, увы, не отличающуюся научной новизной:

а) Осознанная постановка проблемы;
б) Разрешение проблемы в форме гипотезы;
в) Критическая проверка гипотетического решения;
г) Формирование решения в виде суждения.

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии в 2-х томах, Том 1, М., «Педагогика», 1989 г., с. 374.

«Как писал С.Л. Рубинштейн , осмысляя жизненный путь личности перед лицом смерти, в некрологе, посвящённом Н.Н. Ланге , если взглянуть на соотношение трёх составляющих жизни личности - на её «деяния», на неё как «деятеля» и на масштабы деяний и деятеля на протяжении жизни, то у разных людей эти соотношения окажутся различны. Лишь некоторые, вкладывая все свои силы в свои творения, тем не менее не исчерпали в них себя, не изжили себя как личности до своей смерти. Но те, другие, которые оказались не способными полностью отдаться своем делу, скупо вложив в него лишь часть своих сил, парадоксальным образом исчерпали себя как личности».

Абульханова-Славская К.А. , Проблема определения субъекта в психологии, в Сб.: Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты), М., Московский психолого-социальный институт; Воронеж, «Модэк», 2001 г., с.42-43.

Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Сергей Леонидович Рубинштейн
200px
Дата рождения:
Место рождения:
Страна:


СССР

Научная сфера:
Место работы:

Новороссийский университет
Одесская научная библиотека
Ленинградский государственный педагогический институт им. Герцена
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Институт философии АН СССР

Учёная степень:

Шаблон:Учёная степень (1937)

Учёное звание:

профессор,
Шаблон:Учёное звание (1943)

Альма-матер:

Марбургский университет

Знаменитые ученики:

А. В. Брушлинский

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) - российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии».

С. Л. Рубинштейн родился в Одессе , в высокообразованной, ассимилированной, но не отрекшейся от своего еврействав семье успешного адвоката. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию. Увлечение философией привело к тому, что он категорически отверг идею поступления в местный Одесский (Новороссийский) университет. Высшее образование поехал получать в Германию . Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра перевелся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г., и сразу защитил докторскую диссертацию по философии на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые учёные, как Г. Коген и П. Наторп. В 1914 началась Первая мировая война и Рубинштейну пришлось вернуться в Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн становится преподавателем в гимназии, но продолжает научную деятельность.

В самом начале Первой мировой войны вернулся в Одессу и несколько лет был учителем логики и психологии в гимназии.

"Допсихологический" период: Одесса, 1920 годы

Благодаря отзывам Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. В 1921–30 гг. - заведующий кафедрой психологии Института народного просвещения и несколько лет одновременно директор Центральной научной библиотеки Одессы.

В 1922 г. он сформулировал важный в психологии и педагогике принцип единства сознания и деятельности . C 1925 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. - внештатный профессор ИНО. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога».

Первый "психологический" период: Ленинград, 1930-1942

В 1930 г. переехал в Ленинград и возглавил кафедру психологии ЛГПИ им. Герцена. В разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии на кафедре физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1939 году коллективом сотрудников ЛГПИ был выдвинут депутатом Ленсовета . До октября 1942 г. работал в ЛГПИ. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны: с марта по октябрь 1942 г. живёт и работает в Кисловодске . В 1942 году за работу «Основы общей психологии» (1940) был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки (премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года).

Второй "психологический" период: Москва, 1940-50е годы

Директор Института психологии (с 1 октября 1942 г. по 1945 г. ), профессор кафедры психологии МГУ (с 13 октября 1942 г. ). Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. Член-корреспондент Академии Наук СССР (избран 29 сентября 1943 г. ). Oрганизатор и руководитель сектора психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г.). В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой психологии МГУ (приказом по МГУ № 159 от 27 апреля 1949 г. ) и заведующего сектором психологии Института философии АН СССР, но при этом был оставлен в штате обеих этих организаций. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии.

Научная деятельность

Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов - теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности - центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой-Славской и др.).

Вклад в науку

Рубинштейн вошел в историю советской науки как выдающийся ученый и глубокий мыслитель, которому советская психология обязана своим возрождением после учиненного в конце 1920-х – начале 1930-х гг. партийными идеологами сокрушительного разгрома. В вышедших в 1930–42 гг., в бытность Рубинштейна заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института имени А. Герцена работах («Проблемы психологии в трудах К. Маркса», журнал «Советская психотехника», 1934, №1; «Основы общей психологии», М., 1940; «О путях психологического исследования», журнал «Советская педагогика», 1941, №7–8, и других), он, как и другие советские ученые в те годы, безмерно превозносит марксизм как единственно верную научную методологию и представляет свою интерпретацию проблем психики как сугубо диалектико-материалистическую. Рубинштейн не уклоняется и от участия в кампаниях резкой критики осужденных партией психологических школ - рефлектологии В. Бехтерева, реактологии К. Корнилова, теории культурного развития высших психических функций Л. Выготского , а позднее - педологии (например, «К критике теории тестов» в сборнике «Против педологических извращений», М.-Л., 1938). Не без активного содействия Рубинштейна в советской науке, особенно в психологии, были канонизированы физиологические концепции высшей нервной деятельности И. Сеченова и И. Павлова (например, «Учение И. П. Павлова и психология» в «Трудах объединенной сессии, посвященной 10-летию со дня смерти И. П. Павлова», 1947). Весьма заметный вклад внес Рубинштейн и в обязательную критику ведущих школ в западной психологии (например, «Необихевиоризм Тольмана» в «Ученых записках Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена», т. 28, 1939). Однако даже тогда работы Рубинштейна выделялись своим интеллектуальным уровнем, философской культурой и основательными познаниями в области последних достижений мировой психологической мысли. В них не было фактически предписываемой в те годы примитивной вульгаризации взглядов оппонентов и неотличимой от политического доноса их экстремистской оценки.

Переломным событием в судьбе Рубинштейна и всей советской психологии стало присуждение Рубинштейну в 1940 г. за труд «Основы общей психологии» Сталинской премии первой степени - наивысшей награды, которой мог удостоиться советский ученый, что означало, что лично И. Сталин признал единственно правильной, с точки зрения марксизма, психологическую концепцию Рубинштейна и предписал считать ее автора главным авторитетом в советской психологии (явный парадокс, ибо две основные философские предпосылки, на которых строилась психологическая концепция Рубинштейна, - деятельностная трактовка сознания и отрицание прямой, не преломленной через внутренние условия душевной жизни детерминации человеческой психики внешними факторами, - находились в противоречии со взглядами самого И. Сталина, изложенными в уже канонизированной в качестве вершины философской мудрости брошюре «О диалектическом и историческом материализме»). Воспользовавшись обретенным, правда, лишь на считанные годы, статусом первого советского психолога, Рубинштейн в 1942 г. основал и возглавил кафедру психологии в Московском университете (где фактически впервые в советское время начали готовить профессиональные кадры для этой науки). Он взял на себя руководство академическим Институтом психологии (превратив его за короткое время в крупный научный центр с исследовательскими лабораториями и отделами, а также аспирантурой), впервые создал сектор психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г. - заместитель директора Института) и всячески стимулировал возобновление почти свернутых в предшествующие годы экспериментальных исследований в области психологии. Успешной деятельности Рубинштейна в эти годы заметно способствовало избрание его в 1943 г. членом-корреспондентом АН СССР (Рубинштейн был там первым и долгое время единственным психологом), а затем - действительным членом АПН РСФСР.

Все это не помешало тому, что Рубинштейн стал одной из первых жертв послевоенных идеологических кампаний, носивших явно антисемитский характер. Уже в 1945 г. он потерял пост директора Института психологии, в 1949 г. был отстранен от заведования сектором психологии в Институте философии (возвращен в 1956 г.), в 1950 г. лишился кафедры психологии в Московском университете. Против него была организована кампания травли за так называемый антипатриотизм (поводом для нее послужило уважительное отношение Рубинштейна к достижениям западной психологии, которую предписывалось изобличать, а не подвергать критическому разбору).

Сергей Леонидович Рубинштейн

Рубинштейн Сергей Леонидович , советский психолог, член-корреспондент АН СССР (1943). Директор Института психологии АПН РСФСР (1942-1945), заместитель директора Института философии АН СССР (1945-1948), заведующий сектором психологии Института философии АН СССР (1945-1949, 1956-1960). Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Государственная премия СССР (1942) за работу «Основы общей психологии» (1940).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.

Рубинштейн Сергей Леонидович – отечественный философ и психолог. В 1913 году окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 году защитил докторскую диссертацию «Eine Studie zum Problem der Methode» («Исследование проблемы метода»). В 1937 году без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» (М., 1935). С 1919 года – доцент, а с 1921 года – профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 года – директор Научной библиотеки г. Одессы. В 1930–1942 годы – заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1942–1949 годы – заведующий кафедрой психологии в МГУ, в 1942–1945 годы – директор Института психологии Академии педагогических наук РСФСР, в 1945–1949 и в 1956–1960 годы – заведующий сектором психологии в Институте философии АН СССР. Член-корреспондент АН СССР (с 1943), академик Академии педагогических наук (с 1945).

Общее направление научных исследований – психология, гносеология , этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма – «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» – разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте – систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса («Экономическофилософских рукописей 1844 г.»). Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии (Человек и мир. М., 1997). Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии.

А.В. Брушлинский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 469.

Рубинштейн Сергей Леонидович (6(18).06.1889, Одесса - 11.01. 1960, Москва) - психолог и философ. Получив высшее философско-психологическое образование в Германии и защитив докторскую диссертацию по философии в Марбурге («Исследование проблемы метода», на нем. языке, 1913), Рубинштейн преподавал логику, философию и психологию в гимназиях Одессы. В 1921 году был избран проф. кафедры психологии Новороссийского (Одесского) университета. В 1930 году стал заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. Герцена, с 1942 года - заведующий кафедрой психологии Московского университета и директором Института психологии Академии педагогических наук, а с 1945 года - заведующий сектором психологии и заместитель директора Института философии АН СССР, но в конце 40-х годов лишился этих и всех других постов (по обвинению в космополитизме и идейных ошибках в психологической теории).

В 1956 году восстановлен в должности заведующего сектором психологии Института философии. Главные принципы психологического исследования, согласно Рубинштейну, исходят из философских оснований теории субъекта; они заключаются в единстве сознания и деятельности, в соответствии с которым человек и его психика формируются и проявляются в деятельности (изначально практической), и детерминизме, в соответствии с которым внешние причины действуют через внутренние условия. На основе этих принципов Рубинштейн создал философски-психологическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса.

С опорой на нее он трактовал категорию «бытие» как несводимую к категориям объекта и материи, а также исследовал системное и иерархизированное соотношение категорий: бытие; субъект и объект; субъективное и объективное; деятельность, поведение и созерцание; материальное и идеальное; природное и социальное; психическое и физиологическое. Субъект, по Рубинштейну, - это основание связи сознания и деятельности, но, как таковой, он формируется в объективировании, в процессе перехода в объект. При этом диалектика объективирования и субъективирования - это не саморазвертывание сущности субъекта, а его практическая деятельность; сознание же включает в качестве основного момента соотнесение индивида как его носителя с др. людьми, с продуктами их прошлой и даже будущей деятельности. Рубинштейн писал: «Всякое психическое явление - это функция, выражение жизни индивида, свидетельство или показание о ней и вместе с тем рефлексия на объективное бытие, отражение его» (Основы общей психологии. М., 1946. С. 412).

Согласно Рубинштейну, психические явления развиваются в процессе эволюции органического мира, но г лавное - в ходе исторического развития человечества, выражающегося и в индивидуальной жизни человека. В учении о человеке Рубинштейн считал, что через личность выявляется не только связь сознания и деятельности, но и организация всех психических процессов, качеств и свойств; она обладает и особым измерением процесса своего развития (и саморазвития) в форме жизненного пути.

При объяснении психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Тем самым, по мысли Рубинштейна, детерминизм предстает как историзм, характеризуя общее, особенное и единичное в развитии личности. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних условий. Законы внешне обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение проблем развития и обучения, развития и воспитания» (Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 251).

Для понимания учения Рубинштейна о человеке, об активности как модусе субъекта, о развитии личности большое значение имеет вышедшая уже после его смерти работа «Человек и мир». Тезисы Рубинштейна о том, что человек и его психика формируются и выявляются через практическую деятельность, во взаимосвязи с другими людьми, что их проявления характеризуются особенностями различных видов деятельности - трудовой, игровой, обучающей, - имеют общефилософский смысл. Особо значим анализ им такого качества деятельности, как ее социальность, осуществляемость через субъекта различной степени общности - личности, группы, всего общества. В учение о мышлении вошли многие положения Рубинштейна о предметности деятельности, а не только ее символическом и оперативно-поведенческом характере.

Для социологии важны его идеи о многослойности личности: наличии у нее общих с другими психических свойств или чувств и ощущений; индивидуализированных социопсихических характеристик, например, мотивации; социально-обусловливаемых свойств. Р. доказывал возможность объективного изучения психики как субъективного феномена, т. е. принадлежащего человеку как субъекту, тем самым он расширял горизонты научного познания я целом, преодолевая установку редукционизма, согласно которому объективному изучению подвержено лишь материальное.

Исследуя проблему свободы, Рубинштейн видел ее суть в самоопределении субъекта по отношению к действительности, которое является необходимым звеном я обусловленности действия. Благодаря сознанию человек может предусмотреть последствия своих действий; в силу этого действительность, еще нереализованная, определяет действия, посредством которых она реализуется. «Это обращение обычной зависимости - центральный феномен сознания в его соотношении со свободой, с ним непосредственно и связана свобода человека» (Бытие и сознание. М., 1957. С. 284).

Рубинштейн трактовал также свободу как достижение и удержание нравственных позиций в противоречащих этому условиях. Тем самым свобода - вектор жизнедеятельности личности, ориентирующий на ее нравственное совершенствование и одновременно на ее способность изменять соотношение добра и зла в окружающем мире. Такая свобода, по Рубинштейну, достигается не умозрительным путем, не психологической самонастройкой, а организованной субъектом деятельностью.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 530-531.

Сочинения: Основы психологии. М., 1935; Основы обшей психологии. М., 1940, 1946, 1989; О мышлении и путях его исследования. М., 1988; Человек и мир. М., 1997; Избр. философско-психологические труды. М., 1997; О смысле жизни: Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: В 2 т. М., 2008.

Литература: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989 (2010); Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.. 1989; Сергей Леонидович Рубинштейн. Сер. «Философия России второй половины XX века» / Под ред. К. А. Абульхановой. М., 2010; Payne Т. R. S. S. Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dadrecht, 1968.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии.

Биография . Окончил Одесский университет, философское и психологическое образование завершил в Марбурге (1913), где защитил докторскую диссертацию по теме « Eine Studie zum Problem der Method». С 1919 г.- доцент, с 1921 г. – профессор кафедры философии и психологии Одесского университета. С 1922 г. - директор Научной библиотеки Одессы. С 1930 по 1942 г. - заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1937 г. ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» (М., 1935). За «Основы общей психологии» получил в 1940 г. Государственную премию. С 1942 по 1949 г. - заведующий кафедрой психологии в МГУ. С 1942 по 1945 г. - директор Института психологии АПН РСФСР. В 1943 г. создал в МГУ им. М. В. Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР - сектор психологии (1945). Член-корреспондент АН СССР (1943), академик АПН (1945).

Исследования . В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 1930-е гг., был положен в основу его деятельностного подхода. Предложил формулировку принципа детерминированности психического: внешние причины действуют посредством внутренних условий. Развивал теорию мышления и личности как деятельности и процесса.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 506.

Сочинения: Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Одесса, 1922. Т. 2; Проблемы психологии в трудах К. Маркса // Советская психотехника. 1934. № 1. Т. 7; Бытие и сознание. М., 1957; О мышлении и путях его исследования. М., 1958; Принципы и пути развития психологии. М„ 1959; Человек и мир // Вопросы философии. 1966. № 7; Проблемы общей психологии. М., 1973; Из дневников С. Л. Рубинштейна (публикация подготовлена А Н. Славской) // Психологический журнал. 1999. № 4. Т. 20.

Литература: Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-пси хологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989; Цуканов Б. И. Одесский период жизни С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. № 3. Т. 10; Пархоменко О. Г., Ронзик Д. В., Степанов А. А. С. Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал. 1989. № 3. Т. 10; Брушлинский А. В. С. Л. Рубинштейн - родоначальник деятельностного подхода в психологической науке // Психологический журнал. 1989, № 3. Т. 10; Няголова М. Принцип единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна в контексте европейской гуманитористики // Психологический журнал. 1999. № 5. Т. 20; Брушлинский А. В. Философия и психология: С. Л. Рубинштейн и С. Л. Франк // Психологический журнал. 1999. № 6. Т. 20.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Принцип творческой самодеятельности. – В кн.: Ученые записки высшей школы г. Одессы, т. II. Одесса, 1922;

Основы общей психологии. М., 1940 (2-е изд., 1946; 3-е изд., 1989);

Бытие и сознание. М., 1957;

О мышлении и путях его исследования. М., 1958;

Принципы и пути развития психологии. М., 1959;

Проблемы общей психологии. М., 1973 (2-е изд., 1976);

Избр. философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997;

Основы обшей психологии, 4-е изд. СПб., 1998.

Литература:

С.Л.Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989;

Абульханова-Славская К.Α., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М., 1989;

Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.

Родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил гимназию с золотой медалью. Высшее образование он получил в Европе. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение.

В 1914 г. вышла его первая статья «К проблеме метода». Начавшаяся первая мировая война вынудила Сергея Рубинштейна вернуться в Одессу. С 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В апреле 1919 г. он избран приват-доцентом на кафедре философии. Это произошло благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. курс «Введение в философию». В 1921 г, избран профессором психологии ИНО. Написал статью, посвященную памяти Ланге «Принцип творческой самодеятельности».

В 1922 г. сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики.

С 1925 г. занимает должность директора Одесской научной библиотеки, активно участвует в развитии библиотечного дела в России.

С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».

В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Там же в 1935 г. издал книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя и учащегося. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношения учащихся к предмету и преподавателю. Ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Рубинштейн также показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. Он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии». В ней он отразил свою теорию личности. Личность понимается им как совокупность отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. Рубинштейн настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал два онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым.

До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов, во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там не долго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.

В 1945 г. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора бьгла организована первая ггеихологическая лаборатория в Академии наук СССР.

В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948 -1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.

Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека в работе «Человек и мир», изданной после его смерти, в 1973 г. Он умер в 1960 г.

Загрузка...