Польза натуральных продуктов. Витамины, макроэлементы

Рабочая система бюджетирования: техника внедрения. Рабочая система бюджетирования: техника внедрения Какие бывают трудности составления бюджета с помощью ЦФО – обзор основных трудностей

1C: ERP Enterprise Management 2. Budgeting, Version 2.4

Программа «1С:ERP Управление предприятием 2» - флагманский продукт 1С, который эффективно решает задачи бюджетного планирования предприятия. Система позволяет автоматизировать этот процесс, сделать бюджетное планирование и контроль его исполнения удобными и прозрачными. Система имеет множество настроек, благодаря которым процесс разработки бюджета становится гибким и не требует участия программиста.

Для тех, кто хочет научиться вести бюджетирование в «1С:ERP Управление предприятием 2», мы предлагаем уникальный авторский курс, разработанный в центре.

Цель обучения - формирование практических навыков работы в программе. На протяжении курса решается сквозная задача - составление бюджета компании . Пройдя обучение, вы будете уметь организовывать процесс бюджетирования в системе: создавать и настраивать структуру бюджетов, вводить данные бюджета и получать имеющиеся сведения из различных подсистем, пользоваться системой отчетов и многое другое.

Аудитория курса:

  • финансовые директора, топ-менеджеры компаний, заинтересованные во внедрении бюджетного процесса;
  • сотрудники финансовых и планово-экономических служб;
  • участники проектов внедрения «1С:ERP Управление предприятием 2»;
  • любые пользователи, которые хотят расширить свои знания возможностей программы «1С:ERP Управление предприятием 2».

Курс является одним из этапов подготовки к сертифицированному экзамену «1С:Профессионал: 1С: ERP Управление предприятием 2» . После окончания учебы вы получите удостоверение (свидетельство) центра «Специалист».

Подсистема Бюджетирования, имеющаяся во многих программных решениях, как фирмы 1С, так и в разработанных партнерами продуктах, для автоматизации финансового учета, позволяет вести план-фактный учет приходов и затрат в разрезе Центров Финансовой Ответственности.

Эта статья посвящена подсистеме Бюджетирования в 1С УПП вообще и нескольким основным справочникам в частности, правильное проектирование которых является критически важным фактором, влияющим на успех проекта автоматизации в целом. Знать и понимать их назначение необходимо, чтобы правильно провести требуемые организационные преобразования, сформулировать техническое задание для настройки системы, а также получить высокую экономическую эффективность от внедрения.

Справочник «ЦФО» в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП

Для начала разберемся, что может пониматься под ЦФО – Центрами Финансовой Ответственности.

В качестве ЦФО могут выступать как отдельные подразделения, департаменты, филиалы, так и отдельные сотрудники или проектные группы. Основной смысл заключается в том, что учет поступлений и расходов денежных средств ведется не по организации в целом, а по каждому ЦФО в отдельности.

Руководитель ЦФО отвечает за планирование приходов, расходов и финансовый результат своего ЦФО.

Таким образом, каждое ЦФО выступает и как заказчик, и как исполнитель: получает или оказывает услуги другим ЦФО в рамках предприятия, а также внешним контрагентам. Т.е. фактически все предприятие состоит из микро-компаний, каждая из которых имеет понятный набор услуг.

Например, ЦФО «Бухгалтерия» может оказывать услуги начисления заработной платы для ЦФО «Отдел маркетинга», «Отдел ИТ», «Производственный отдел», а также покупать услуги по сопровождению ИТ-систем в ЦФО «Отдел ИТ» и услуги уборки помещения в ЦФО «АХО».

Чтобы внедрить систему бюджетирования, важно определить, какие Центры Финансовой Ответственности будут выделены на Предприятии, какой набор услуг каждый из них оказывает другим ЦФО, каковы трудозатраты, себестоимость и стоимость этих услуг для предприятия.

С точки зрения бизнеса, такой подход позволит обнаружить и улучшить следующие аспекты:

  1. Оптимизировать численность сотрудников;
  2. Вывести высоко затратные, но низкоэффективные процессы на аутсорсинг;
  3. Каждое подразделение и каждый сотрудник будет знать, какой именно продукт является результатом его деятельности, что позволит улучшить систему мотивации, качество услуг и удовлетворенность внутренних пользователей;
  4. Организовать на базе успешных ЦФО отдельные бизнес-единицы, получая с них дополнительную прибыль за счет оказания услуг внешним контрагентам.

Например, ЦФО «Маркетинг» оказывает услуги маркетинга для ЦФО «Отдел продаж», а также берет дополнительные проекты у внешних контрагентов как маркетинговое агентство.

Настроить ЦФО в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП достаточно просто, для этого нужно:

  1. Открыть меню «Справочники» - «Справочник ЦФО»;
  2. Нажать кнопку «Создать»;
  3. Ввести информацию о ЦФО: наименование, руководитель, вид ЦФО;
  4. Нажать кнопку «ОК».

Рисунок 1. Справочник «ЦФО»

Справочник «Виды ЦФО» в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП

В подсистеме Бюджетирование в 1С УПП предусмотрена возможность задавать разные виды ЦФО.

  • Центр дохода – подразделения, которые генерируют выручку для предприятия;
  • Центр затрат – подразделения, которые не имеют дохода, но имеют затратную часть;
  • Центры инвестиций – проекты, развивающиеся на инвестиционные средства, имеющие плановые выходы на окупаемость и прибыльность;
  • Другие.

Настройка производится в Справочнике «Виды ЦФО», в соответствии с бизнес-требованиями пользователей.


Рисунок 2. Справочник «Виды ЦФО»

Справочник «Сценарии планирования» в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП

Сценарии планирования – это варианты планового бюджета. В подсистеме УПП есть возможность задавать несколько независимых версий финансовых планов, но для этого необходимо заполнить справочник «Сценарии планирования».

Можно задавать следующие параметры для разных вариантов сценариев:

  • Детализация планирования. Номенклатура или номенклатурные группы, в разрезе которых необходимо осуществлять планирование.
  • Периодичность. Временной интервал планирования: год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, день.
  • Валюта планирования. Есть возможность создать несколько версий плановых бюджетов для разных валют, например, в рублях и долларах США. Удобно использовать, когда предприятие работает с экспортом/импортом и важно учитывать курсовые разницы.
  • Возможность ведения суммового и количественного учетов .
  • Возможность использования курсов сценария. Признак использования отдельной линейки курсов валют, с помощью которой можно прогнозировать динамику изменения курсов валют.

Настройка производится в Справочнике «Сценарии планирования» в соответствии с бизнес-требованиями пользователей.


Рисунок 3. Справочник «Сценарии планирования»

Справочник «Статьи оборотов по бюджетам» в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП

В финансовом учете все хозяйственные операции относятся к какой-либо статье оборотов. В подсистеме Бюджетирование в 1С УПП для этих целей служит справочник «Статьи оборотов по бюджетам».

Перед настройкой необходимо запросить в финансовом департаменте полный перечень статей оборотов, которые используются в компании, заверенные подписью финансового директора.

Неверная, неполная и неточная настройка справочника приведет к тому, что в процессе эксплуатации пользователи не смогу ввести все необходимые финансовые операции. В результате полученный по итогам работы план-фактный анализ будет признан недостоверным.

Настройка производится в Справочнике «Статьи оборотов по бюджетам».


Рисунок 4. Справочник «Статьи оборотов по бюджетам»

В справочнике есть возможность сгруппировать статьи оборотов в виде списков любого уровня вложенности: для создания групп иерархии нужно использовать функцию «Создать группу», указать в какой группе будет создан новый уровень и его наименование.


Рисунок 5. Справочник «Статьи оборотов по бюджетам». Создание групп

Для создания статей оборотов нужно использовать функцию «Добавить», ввести наименование статьи оборотов и заполнить характеристики в соответствии с правилами учета принятыми в финансовом департаменте. Подробнее о назначении полей и настройке проводок мы расскажем в следующей статье.

Рисунок 6. Справочник «Статьи оборотов по бюджетам». Создание статей оборотов

В первой части обзора справочников подсистемы Бюджетирование в 1С УПП мы рассмотрели 4 справочника: «Справочник ЦФО», «Виды ЦФО», «Сценарии планирования», «Виды оборотов по бюджетам».

В следующей части мы расскажем об остальных справочниках и их важности, правильной настройке и работе подсистемы в целом, а также важности качественного предпроектного обследования предприятия, продуманной методологии и разработки глубины учета перед тем, как начинать настройку системы.

Осуществить переход к бюджетному управлению не так сложно и дорого - достаточно поставить перед собой цель, изучить механизм бюджетирования, привлечь к данной работе программиста для создания дополнительных отчетов в 1С. На первом этапе этого будет достаточно для получения фактических данных по расходам каждого центра финансовой ответственности (далее - ЦФО). Затем к фактическим данным добавить плановые - и можно составлять сводный бюджет по предприятию. Руководство это сразу одобрит и попросит максимальную детализацию. На данном этапе можно будет говорить о приобретении дополнительного программного продукта. Для начала финансово-экономическому отделу нужно понять и правильно использовать механизм бюджетирования, вовлечь в это дело персонал (в том числе руководителей ЦФО) и включить пункт о выполнении бюджетных показателей в мотивационные программы каждого участника процесса. А если мотивационные программы еще не разработаны, то бюджетирование может служить основой для их создания.

Бюджетирование (бюджетное управление) - оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.

На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования. Это зависит как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования , необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать собственные цели и использовать собственные средства и инструментарий.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Основной (общий) бюджет - это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет собой итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).

Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации они находятся. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце отчетного периода он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:

  • сверху вниз;
  • снизу вверх;
  • снизу вверх/сверху вниз.

Подход сверху вниз означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем недостаток данного подхода - слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.

Подход снизу вверх применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, своих отделов, которые потом объединяются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Руководителям среднего и высшего звена в этом случае предстоят согласование и координация различных бюджетных показателей. Один из недостатков этого подхода заключается в том, что плановые показатели по расходам могут завышаться, а по доходам - занижаться, чтобы при невыполнении получить более-менее ожидаемый результат.

Подход снизу вверх/сверху вниз является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.

В общем случае можно выделить четыре этапа постановки системы бюджетирования .

Этап I. Утверждение организационной структуры. Как правило, на некоторых предприятиях не уделяется должного внимания созданию и утверждению организационной структуры, а это - важный документ для перехода к бюджетному управлению. Задача данного этапа - проведение ревизии оргструктуры и утверждение ее состава и формы генеральным директором. Для удобства работы она представляется в виде иерархического списка .

Пример 1

Торгово-производственное предприятие производит продукты питания и реализует их оптом различным группам покупателей. Также предприятие оказывает консультационные услуги и сдает помещения в аренду. У предприятия имеется:

  • производственный участок;
  • склад для хранения сырья и готовой продукции;
  • собственная логистическая служба.

Административные функции (управление персоналом, секретариат, юридическая служба, бухгалтерия, финансовый отдел и др.) осуществляются централизованно для всех видов бизнеса. Решение о приобретении внеоборотных активов на предприятии принимает Совет директоров.

Организационная структура для данного предприятия представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Организационная структура для торгово-производственного предприятия

Этап II. Формирование финансовой структуры. Цель второго этапа (формирования финансовой структуры) - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. Она разрабатывается на основе финансовой структуры. В рамках данной работы из организационных звеньев (подразделений) формируются ЦФО. На основании разделения ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются исходя из функциональной деятельности центра, выделяется пять основных типов ЦФО :

1) центры инвестиций (ЦИ);

2) центры прибыли (ЦП);

3) центры маржинального дохода (ЦМД);

4) центры дохода (ЦД);

5) центры затрат (ЦЗ).

Каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом доходов и/или расходов, спланированных на текущий период. Основной задачей ЦФО является выполнение своих производственных заданий в рамках установленных бюджетом показателей. Каждый ЦФО действует на основе собственного положения о ЦФО.

Для объединения ЦФО в финансовую структуру существуют определенные правила (рис. 2). Одно из правил бюджетирования: списание накладных расходов осуществляется по системе «директ-костинг». Система «директ-костинг» - распределение накладных расходов согласно определенной базе, что применимо для управленческого учета, но не применимо для бюджетного управления.

Рисунок 2. Финансованя структура объединения ЦФО

Финансовая структура показывает, как управлять бизнесом с помощью ЦФО (табл.1).

Таблица 1. Управление бизнесом с помощью ЦФО

№ п/п Организаторское звено Типы ЦФО
ЦИ ЦП ЦМД ЦД ЦЗ
1 Совет директоров + - - - -

Предприятие

Продажи продукции

Продажи по направлениям

Производство № 1

Производство № 2

Техническая служба

Технологическая служба и ОКК

Снабжение

Расходы на продажу

Отдел продаж

Отдел логистики

Доходы от сдачи в аренду

Расходы от сдачи в аренду


Управление

Администрация

Бухгалтерия и ФЭО

Отдел персонала

Юридическая служба

Далее создается справочник центров финансовой ответственности (Справочник ЦФО ) с закреплением за каждым ЦФО ответственного лица. В базе 1С добавляется дополнительный справочник и при вводе документа выбирается соответствующий ЦФО (табл. 2).

Таблица 2. Справочник ЦФО

Вид ЦФО

Наименование ЦФО

Ответственный сотрудник (должность)

Совет директоров

Председатель совета директоров

Предприятие

Генеральный директор

Продажи продукции

Коммерческий директор

Продажи по направлениям

Руководитель отдела продаж

Производство № 1

Начальник производства

Производство № 2

Начальник производства

Техническая служба

Главный механик

Начальник склада

Технологическая служба и ОКК

Главный технолог

Снабжение

Начальник отдела снабжения

Расходы на продажу

Руководитель отдела маркетинга

Отдел продаж

Руководитель отдела продаж

Отдел логистики

Начальник отдела логистики

Коммерческий директор

Доходы от сдачи в аренду

Коммерческий директор

Расходы от сдачи в аренду

Коммерческий директор

Оказание консультационных услуг

Генеральный директор

Доходы от оказания консультационных услуг

Генеральный директор

Расходы от оказания консультационных услуг

Генеральный директор

Управление

Генеральный директор

Администрация

Генеральный директор

Бухгалтерия и ФЭО

Финансовый директор

Отдел персонала

Начальник отдела персонала

Юридическая служба

Начальник юридического отдела

Отдел информационных технологий

Начальник отдела информационных технологий

Немного усложнив отчетность, можно добиться получения отчетов в разрезе ЦФО и статей затрат. Для этого при вводе в базу 1С таких документов, как выписка банка, кассовые документы, перемещение материалов, услуги сторонних организаций, бухгалтерская справка и прочие документы, относящиеся к затратной части или движению денежных средств, заполняются дополнительные аналитики:

  • статья затрат (доходов);
  • ставка НДС (в случае необходимости).

Это важно! Учет можно организовать для нескольких юридических лиц. Сводный отчет при выборе группировки по ЦФО и статье затрат будет выглядеть следующим образом (см. табл. 3).

Пример 2

За январь предприятие произвело следующие расходы:

  • приобретен электропогрузчик - 1 млн руб.;
  • оплачена связь отделу продаж - 1 тыс. руб.;
  • оплачена связь складской службе - 1,5 тыс. руб.;
  • аренда офисных помещений - 50 тыс. руб.;
  • электроэнергия производства - 10 тыс. руб.;
  • семинар бухгалтерии - 3 тыс. руб.

За месяц получаем следующий отчет.

Таблица 3. Отчет произведенных предприятием расходов за месяц

Показатель

ЦИ «Совет директоров»

ЦЗ «Отдел продаж»

ЦЗ
«Админи-
страция»

ЦЗ «Произ-
водство
№ 1»

ЦЗ «Склад»

ЦЗ «Бухгал-
терия
и ФЭО»

Приобретение
внеоборотных
активов

Сотовая связь

Аренда офисных
помещений

Электроэнергия
производства

Консультационные
услуги


Итого

1 000 000

Для формирования доходов необходимо создать справочник доходов и разнести банковскую выписку в соответствии со статьями доходов и ЦФО.

Таким образом, собрав доходы и расходы, составляем бюджет движения денежных средств группы компаний.

Этап III. Определение видов бюджетов. В ходе проведения третьего этапа определяются виды бюджетов, которые необходимо вести предприятию, устанавливаются взаимосвязи их формирования, уровни консолидации и их внутренняя структура на основе справочников бюджетных статей. На данном этапе определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.

Все ЦФО формируют свои бюджеты по статьям затрат на основании фактически полученных данных, которые мы уже можем получать из 1С, и в соответствии с целями предприятия на их основе создаются три основных прогнозных бюджета :

1) бюджет о движении денежных средств (БДДС) - управление ликвидностью;

2) бюджет доходов/расходов (БДР) - управление рентабельностью;

3) бюджет баланса (управленческий баланс) - управление стоимостью бизнеса.

Эти прогнозные отчеты на стадии планирования дают возможность представить в конкретных значениях то состояние предприятия, к которому оно придет, если удастся осуществить все решения, запланированные по достижению целей. Если руководство путем анализа убеждается, что такой результат его устраивает, то планы принимаются к исполнению, если нет - процесс повторяется, пока не будет найден оптимальный вариант. Подготовленный и согласованный прогнозный бюджет после анализа на соответствие поставленным целям утверждается руководством и становится директивным документом, обязательным к исполнению для всех ЦФО и предприятия в целом.

Этап IV. Разработка внутренней учетной политики, системы планирования, анализа и регламентация. В результате проведения четвертого этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета, в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов. Определяется порядок планирования - от формирования плана продаж до утверждения основного бюджета предприятия, с указанием участников процесса планирования, регламентов их действий, формата документов и сроков их разработки, согласования и утверждения.

Анализ осуществляется на всех стадиях бюджетного управления - сначала анализируются планы, потом анализируются возникающие отклонения в текущем режиме. Последним проводится анализ отчетности о фактическом выполнении бюджета ЦФО и всего предприятия как на промежуточных этапах (неделя, месяц, квартал), так и после завершения бюджетного периода (года).

Данные анализа используются для принятия управленческих решений - в текущем режиме; после завершения бюджетного периода и формирования нового бюджета - для корректировки планов на следующий плановый период. Следует разработать бюджет на следующий год, и далее действия повторяются.

Завершается весь процесс составлением регламентных документов (внутреннего законодательства):

  • Положение о финансовой структуре;
  • Положение о центрах финансовой ответственности;
  • Положение о бюджетах;
  • Положение об учетной политике;
  • Положение о планировании;
  • Положение о финансово-экономическом анализе.

Желательно, чтобы данные документы были разработаны и процесс осуществлялся независимо от изменения состава сотрудников финансового отдела или руководителей ЦФО. Когда процесс отлажен, формализован и наглядно представлен (допустим, в табличной форме), то временные издержки минимальны, а точность и результат максимальны.

В современной отечественной практике хозяйствования широко распространены понятия финансовой структуры, центров финансовой ответственности (ЦФО). Реализация и регламентация финансовой структуры возможна с использованием программы 1С:УПП 8 в рамках управленческого учета и бюджетирования.


Основное внимание при анализе слабых и сильных сторон использования ЦФО уделяется анализу и планированию, - в этой связи возможности конфигурации 1С:УПП 8 по сравнению с конфигурацией 1С:7 представляют гораздо больший разрез данных.


Экономический смысл управления по ЦФО можно раскрыть через следующие функции.

Планирование.

В структуре ЦФО каждый из них планирует свою деятельность в стоимостных показателях по статьям. При этом консолидация множества показателей позволяет сформировать бюджеты для предприятия в целом.


Консолидированный бюджет, утверждаемый руководителем, является директивным планом развития на очередной оперативный период. Каждый ЦФО, таким образом, имеет необходимый перечень обязательных для него показателей.

Контроль.

Возможности конфигурации 1С:УПП 8 предполагают возможность сравнения фактического исполнения бюджета ЦФО с планом в целях контроля над установленными показателями.


Имея такую возможность, руководство ЦФО, как и топ-менеджмент предприятия, имеет возможность контролировать исполнение и анализ бюджета и проводить анализ отклонений.

Отчетность.

В программе 1С:УПП 8 имеется возможность по окончании отчетного периода ЦФО готовят отчеты о фактическом исполнении бюджета в формате план-фактных отклонений. Все отклонения анализируются, выявляются причины их возникновения, готовятся мероприятия по их устранению.

Мотивация.

Проанализировав выполнение бюджета отдельными ЦФО, менеджер или руководитель предприятия, работая в программе, имеет возможность отслеживать направлено достижение поставленных целей.


Для этого в программе возможно установить зависимость материального вознаграждения от соблюдения (несоблюдения) бюджета, которое должно мотивировать руководство и персонал ЦФО добиваться точного исполнения (или улучшения) бюджетных показателей.

В 1С:УПП 8 реализованы следующие сильные стороны управления по центрам ответственности


Увеличение времени для стратегического планирования и возможность использования двух форматов формирования БДР (бюджета доходов и расходов):

  • по функциональному принципу (по бизнес-процессам или направлениям деятельности), когда ответственность за статьи расходов в консолидированном БДР возлагается на функциональных директоров. Подразделения, объединенные в ЦФО, ответственные за группу функций, берут на себя от-ветственность за расходы, связанные с выполнением данных функций в рамках своих полномочий;
  • По ресурсному принципу, когда составляется ресурсный бюджет, где отражается общая сумма расходов на потребляемые ресурсы. Финансовая информация группируется и собирается не в разрезе реализуемых функций по ЦФО, а по видам ресурсов.

Предусмотрена возможность выбора того или другого формата формирования БДР, которая зависит от характера структуры управления предприятием (линейной, функциональной, линейно-функциональной или матричной).


В новой конфигурации находит эффективное применение концепция управления по отклонениям, поскольку в данном случае заранее известно, какое из подразделений приносит доходы или несет те или иные затраты; топ-менеджмент может контролировать деятельность ЦФО и объективно оценивать качество работы их руководителей, что реализуется в программе.


В 1С:УПП 8 также обеспечивается обоснованный выбор базы распределения общехозяйственных расходов по ЦФО/ЦП (центрам прибыли), что является основой для постановки управленческого учета по системе директ-костинг.


При этом слабыми сторонами являются Руководители ЦФО склонны рассматривать только свое бизнес-направление, а не организацию в целом, что может идти вразрез с принципом коллегиальности бюджетного процесса, - поэтому в 1С:УПП 8 возможно отследить рост затрат на получение дополнительной информации от руководителей ЦФО, а также увеличение потоков документооборота.


Также имеется возможность уменьшения времени на подготовку, согласование и утверждение бюджета, что вызвано большим количеством участников бюджетного процесса, за счет взаимодействия подсистем программы.


В 1С:УПП 8 имеется возможность оценки результатов работы конкретного подразделения (степени достижения поставленных целей), сравнения эффективности деятельности различных подразделений в финансовых показателях. Имеется также возможность привлечения внимания топ-менеджмента предприятия к тем областям деятельности, где оно наиболее необходимо, децентрализации бизнеса.


В подсистеме 1С:УПП имеется возможность улучшить систему мотивации сотрудников ЦФО через выполнение ими запланированных показателей, использования внутреннего (трансфертного) ценообразования, что особенно актуально для крупных холдинговых предприятий с разнообразным ассортиментом продукции, перечнем работ, услуг.

Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов.

Движения денежных средств предприятия планируются путем ввода бюджетных операций .

Бюджетная операция похожа на проводку бухгалтерского учета. Главное различие между ними заключается в том, что бухгалтерская проводка довольно точно отражает уже свершившееся событие хозяйственной жизни предприятия, а бюджетная операция отражает будущее событие или несколько будущих событий и с меньшей точностью.

В бюджетной операции не указываются детали, которые не существенны для финансового планирования: конкретные расчетные банковские счета предприятия, с которых и на которые будут поступать денежные средства, конкретные подотчетные лица и т.д. Дату достаточно указывать с точностью до периода планирования, причем обычно указывается первая дата периода. В то же время в бюджетной операции фиксируются значения следующих аналитических разрезов:

  • сценарий планирования;
  • статья оборотов;
  • валюта операции;
  • центр финансовой ответственности (ЦФО);
  • проект;
  • контрагент;
  • номенклатура.

Сценарий планирования - это средство для разделения нескольких вариантов финансовых планов в системе. В разрезе сценариев ведется планирование продаж, производства, закупок. Это позволяет сопоставлять данные бюджетов с данными системы планирования.

В сценарии определяются следующие параметры:

  • детализация планирования (укрупненное планирование или планирование с точностью до элементов аналитического учета);
  • периодичность (временной интервал, который определяет детализацию планирования по календарным периодам: год, квартал, месяц, неделя, день);
  • способ планирования (циклическое планирование сразу на несколько последовательных периодов одинаковой продолжительности, скользящее планирование, когда очередной период планирования открывается по мере окончания предыдущего, планирование на определенный интервал времени);
  • валюта планирования;
  • признак использования отдельной линейки курсов валют для сценария (что позволяет подготовить несколько сценариев развития ситуации в зависимости от разных прогнозов динамики изменения курсов валют операций).

Статья оборотов - это средство классификации по видам оборотов денежных средств. Статьи оборотов характеризуются следующими параметрами:

  • признаки ведения учета по сумме и по количеству;
  • признаки ведения оборотов по номенклатуре и контрагентам;
  • источники получения фактических данных (указание связи между статьей оборотов и реквизитами управленческого и бухгалтерского учета, что необходимо для автоматическое сопоставления плановых и фактических показателей)

Статья оборота бюджетной операции; соответствует сочетанию счета дебета и счета кредита счетов бюджетирования или совокупности таких таких сочетаний, которые устанавливаются в свойствах статьи оборота.

Одному обороту соответствует одна или несколько бюджетных проводок, характеризующих перемещение денежных средств между счетами плана счетов бюджетирования. Причем в случае использования нескольких бюджетных проводок общая сумма оборота распределяется между ними пропорционально коэффициентам, указываемым в свойствах статьи оборота.

Счета бюджетирования - это средства хранения информации о планируемой структуре денежных средств и источниках финансирования. Совокупность этих счетов представлена планом счетов бюджетирования .

План счетов бюджетирования напоминает упрощенный план счетов бухгалтерского учета.

Счета бюджетирования служат для отражения планируемых остатки средств. Статьи оборотов служат для отражения планируемых оборотов средств. Но вы можете начинать работу по финансовому планированию, не разбираясь с соответствием статей оборотов бюджетов и счетов бюджетирования: конфигурация содержит необходимое количество счетов бюджетирования и статей оборотов с установленными связями между ними. Вы можете добавлять новые счета бюджетирования и новые статьи оборотов лишь по мере необходимости.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) - это подразделение предприятия, которое является самостоятельными объектом бюджетного процесса. Конфигурация предусматривает несколько видов ЦФО: центр дохода, центр затрат и др. ЦФО является одним из реквизитов подразделения. Вы можете указать конфигурации, что определенное подразделение является центром финансовой ответственности, задав в соответствующем реквизите предприятия один из видов ЦФО.

Конфигурация предоставляет удобные средства для автоматизированного формирования бюджетных операций.

Новые бюджетные операции могут формироваться на основе ранее записанных бюджетных операций и на основе фактических данных управленческого и бухгалтерского учета.

Новые бюджетные операции можно формировать простым копированием имеющейся информации с переносом в другой период времени. Алгоритм формирования можно усложнить, в частности, суммы могут пересчитываться пропорционально повышающему или понижающему коэффициенту. На основании имеющихся укрупненных данных можно сформировать несколько новых бюджетных операций для сценария с более коротким периодом планирования. При этом возможно как равномерное распределение денежных сумм между бюджетными операциями, относящимися к разным периодам, так и распределение по так называемому профилю изменения планов по периодам . Указанный профиль представляет собой набор коэффициентов, пропорционально которым автоматически распределяется денежная сумма при ее детализации.

В конфигурации могут быть установлены зависимости между бюджетными операциями .

При записи новой бюджетной операции или изменении ранее записанной бюджетной операции с оборотом, установленным в качестве влияющего, автоматически формируются зависимые бюджетные операции.

Для выполнения сложных расчетов и формирования на их основе групп бюджетных проводок можно использовать документ "Расчет по модели бюджетирования".

Загрузка...